ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА МОЗГ ИЛИ ЭФФЕКТ МОЦАРТА

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА МОЗГ ИЛИ ЭФФЕКТ МОЦАРТА

Беляева К.К. 1
1МБОУ Гимназия 6
Исакова Е.Н. 1
1МБОУ Гимназия 6
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Традиционно она отображает внутренние волнения её автора. Когда музыка имела фольклорный стиль, она отражала быт и культуру народа, который её создал. Музыка рождалась в честь или результате значимых для людей событий. С песней работали и отдыхали, ей чествовали и оплакивали, мы родились и выросли под колыбельные и застольные песни. Это натолкнуло учёных на то, что она ещё и способна исцелять делать человека умнее. Отсюда зародился «Эффект Моцарта». Цель:
Создание сценария по теме «Влияние музыки на мозг или Эффект Моцарта»
Задачи:
- Изучить и проанализировать теоретический материал по теме «Эффект Моцарта»

- Выяснить отношение учеников 9-ых классов путём анкетирования

- Провести собственный эксперимент по эффекту Моцарта

- Познакомиться с требованиями к написанию сценария классного часа

Методы: обзор и анализ литературы, сравнение, обобщение, анкетирование, эксперимент

Этапы работы над проектом:

1. Изучение теоретического материала по данной теме

2. Проведение анкетирования

3. Анализ данных анкеты

4. Проведение эксперимента

5. Разработка сценария для классного часа

6. Подведение итогов

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Музыка и её влияние на нас

Музыка — это искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства [4]

Музыка способна вывести из депрессивного состояния и наоборот. Она может заставить человека безудержно смеяться или плакать, биться в истерике или создать шедевр в любой области. Это происходит из-за объёма импульсов, поступающих к нам в мозг.

Музыка - это вереница импульсов, проходящая путь от уха до последней извилины мозга.

На первый взгляд ухо устроенно слишком сложно, но как раз таки каждый орган помогает нам слушать музыку и слышать собеседника.

Путь звуков внутри нас:

  1. Ушная раковина - Когда энергия от удара по струнам достигает нашей головы, она попадает во внешнее ухо или в ушную раковину. Этот нарост на внешней стороне черепа улавливает и усиливает звуковые сигналы, особенно те, которые ближе к верхней границе частотного диапазона. Поэтому мы так легко выделяем человеческие голоса в какофонии звуков. Из ушной раковины волны попадают в наружный слуховой проход, где в несколько раз усиливаются.

  2. Барабанная перепонка - Когда звуковые волны доходят до барабанной перепонки, она начинает двигаться, как кожа на барабане, когда по нему бьют палочками. Это, в свою очередь, запускает движение косточки на внутренней стороне барабанной перепонки, — молоточка. Молоточек прикреплён ещё к одной косточке, которую называют наковальней. А наковальня крепится к последней слуховой косточке — стремечку. Таким образом, вся энергия переходит с барабанной перепонки в крошечное стремечко и возрастает во много раз.

  3. Улитка - это система каналов, наполненных жидкостью. - Стремечко прикреплено к овальному окну, напрямую связанному с улиткой. Она разделена на три полости, которые называются барабанная лестница, средняя лестница и лестница преддверия. Когда барабанная перепонка в слуховом канале колеблется под воздействием звуковой волны, стремечко бьёт по овальному окну. Так энергия переходит в волны жидкости во внутреннем ухе. От стремечка ударная волна идёт через первый канал, барабанную лестницу, к самой вершине улитки — а затем в следующий канал, лестницу преддверия, к круглому окну.

  4. В улитке есть чувствительные органы, реагирующие на частоты колебаний жидкости во внутреннем ухе. Вместе они называются кортиев орган. Каждый из них состоит из двух слоёв волосковых клеток, прикреплённых к желеобразной мембране. Параллельно ей вдоль всего канала идёт базилярная мембрана. Когда колебания жидкости смещают относительно друг друга базилярную и текториальную мембраны, волосковые клетки в Кортиевом органе движутся. Это открывает ионные каналы волосковых клеток и стимулирует соответствующие нервные клетки — они подают электрический сигнал. Нервные клетки всех волосковых клеток Кортиева органа образуют слуховой нерв — он передаёт сигналы дальше.

  5. Мозг — Мозг извлекает из музыки основные, низкоуровневые характеристики с помощью специальных сетей нейронов, которые разделяют информацию о звуковом сигнале на высоту, тембр, расположение в пространстве, громкость, реверберацию, длительности нот и время начала их звучания (а также на различные компоненты нот).

В музыке есть свои обозначения скорости:

BPM — это количество четвертных нот в минуту, например, 120 BPM означает, что в минуту играется 120 четвертных нот (следовательно, 2 четверти в секунду), или 120 четвертных ударов метронома в минуту. Это скорость с которой определённое количество импульсов поступает к нам в мозг. Чаще всего диапазон произведений достигает от 30 до 240 bpm. Для каждого жанра существуют свои границы. [5]

Музыка вызывает у человека условный рефлекс - это индивидуальная реакция, приобретенная в течение жизни путем научения. Что происходит когда слушаем несколько раз один и тот же трек:

  1. В подсознании возникают образы

  2. Образы складываются в картинку

  3. Из картинки вытекает ассоциация

  4. Ассоциация стимулирует нас на воспоминание

После, в зависимости от настроения воспоминания, музыка для нас приобретает настроение. Именно поэтому два разных человека не смогут уловить одинаковое настроение после прослушивания одного и того же трека. [7]

1.2 Учёные, изучающие влияние музыки на мозг.

Влияние музыки на наши эмоции изучает наука, под названием когнитивная нейробиология музыки. Профессор Дэниел Левитин американский ученый, который много времени уделяет когнитивной нейробиологии , писатель, психолог, а также музыкант и музыкальный продюсер опубликовал несколько книг о влиянии музыки на головной мозг , включая два бестселлера : «Это твой мозг в музыке: наука о человеческой одержимости»(2007). Также её яркими представителями являются: Оливер Сакс — американский нейрофизиолог. Автор книг: «Пробуждение», «Галлюцинации», «Остров дальтоников», «Человек, который принял свою жену за шляпу». Ещё много других книг, сюжет которых непрерывно связан с медициной и наукой. Все исследования в области когнитивной нейробиологии музыки Оливер Сакс поместил в книгу «Музыкофилия». В этой книге рассказывается о психологических и физиологический растройствах, связанных с музыкой. Учёному принадлежит основа практики музыкальной терапии. [3] При прослушивании музыки мы зачастую пользуемся только левым полушарием, отвечающим за эмоции, интуицию, мечты и воображение. Роджер Сперри в 1981 году, в своём исследовании «изучение полушарий мозга», за которое получил нобелевскую премию, рассказал, что видя обычный предмет наши полушария реагирую по разному. Например: ремень. Правое полушарие будет систематизировано размышлять: Что? - изделие из кожи, Зачем? - держит штаны на талии, Кому? - мужчине. Левое же полушарие размышляет сумбурно, заостряя внимание ли на те детали, к которым может подобрать ассоциацию. Длинный — похож на удава, запах — кожи, цвет — как у шоколада. То есть можно сделать вывод о том, что мы воспринимает лишь на ассоциативном уровне. Но как же это делают музыканты? Человек, получивший музыкальное образование интуитивно подключает правое полушарие. То есть раскладывает музыку на темп, тембр, громкость и так далее. Музыканты задействуют оба полушария, следовательно грамотно слушают музыку. Им чаще удаётся в шумной обстановке отфильтровать звуковые помехи и разобрать речь. В 2009 году исследователи доказали, что длительные периоды музыкальной практики способствуют увеличению центров головного мозга.

1.3 Возникновение «Эффекта Моцарта»

Само понятие появилось в 1990-х годах. Эффект основан на теории, что при прослушивании классической музыки повышается вероятность прохождения IQ-теста. Но ещё в 1950 году французский ученый Альфред А. Таматис предположил, что плавные тридцатисекундные переходы , которые Моцарт использовал в своих произведениях, совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга. Благодаря этим свойствам музыка Моцарта является самой приближенной к природному человеческому ритму. Позже в 1991 году была написана книга, по результатам исследований французского учёного. Журналы и жёлтая пресса подхватили волну и в 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета всерьёз начали проводить исследования на эту тему. Обнаруженный эффект держался лишь 15 минут. Только в 1994 году они и вправду доказали повышение концентрации и абстрактное мышление, но IQ никак с ним не было связанны. Итоги исследований легли в основу музыкальной терапии. [2]

1.4 Аргументы «за» и «против»

Самым крепким аргументом является исследование калифорнийского университета. Он проходил на тремя группами. Одна сидела в тишине, при этом IQ повысилось на 14%.. Второй включали аудиокнигу (содержание неизвестно) — она подняла IQ на 11%. Возможно из-за того, что словесный текст отвлекали участников от задания. Третья группа слушала сонату Моцарта. IQ участников повысилось на 62%. Подобные результаты получила и группа европейских ученых и добавили, что эффект работает несмотря на музыкальные предпочтения. Для получения положительного результата достаточно пяти минут. Было проведено дополнительное исследование. Оно доказывало восприимчивость детей к данной музыке. Врачи прикладывали наушник к животу беременной женщины. Ученые доказали, что музыка Моцарта улучшает внутриутробное развитие мозга. В 1997 году вышла книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух», в которой автор называет музыку Моцарта лекарством от всех болезней. [6] Ученый Роушер и Шоу на основе своих исследований доказали, что эффект держится максимум 15 минут. Этого времени недостаточно для полноценного развития мозга. Противники данного эффекта, например психолог Джованни Сала и специалист по когнитивным исследованиям Фернаном Гобе считают, что пресса слишком раздула его действие. В 1999 году ученые сразу двух университетов взялись за повторные исследования. Они доказали, что «Эффект Моцарта» действует только на пространственное мышление. Эффект лишь на время может поднять IQ. Музыка Моцарта могут помочь решить конкретные задачи, повышая продуктивность, но также только на время. [1]

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Анкетирование

Для того чтобы выяснить осведомлены ли мои одноклассники об «Эффекте Моцарта». Оно было проведено 25 января 2022 года, среди обучающихся 9 «б» класса (приложение 1). В ней приняло участие 19 человек. Анкета создана в программе Google Forms.

На первый вопрос «Знаете ли вы, что такое эффект Моцарта?» 63,2% (12 человек) не знает о нём, это совершенно неудивительно, ведь данный эффект не так распространён.

Второй вопрос «Часто ли вы слушаете музыку?» Сейчас музыка в жизни современных подростков имеет большое значение. Этот вывод можно сделать по данной диаграмме. 94,7% (18 человек) часто слушают музыку и лишь 5,3% (1 человек) слушает её иногда.

Третий вопрос «Ваши любимые жанры музыки?». 36,8% (7 человек) любят слушать рок. 15,8% (3 человека) предпочитают металл. 5,3% (1 человек) отдаёт предпочтение классической музыке. 10,5% (2 человека) слушают джаз.

Четвёртый вопрос «Учитесь ли вы (или учились) в музыкальной школе?». 52,6% (10 человек) посещают или посещали музыкальную школу. Остальные 47,4% никогда туда не ходили.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что звуки

2.2 Личный эксперимент

Я решила провести свой эксперимент, для того, чтобы пронаблюдать эмоциональное изменение человека, во время прослушивания музыки. На роль испытуемых согласились мои сёстры и брат (8,9,12 лет). Сначала к ним, я подключила пульсоксиметр — устройство, позволяющее прослеживать пульс и ритм дыхания и дала тест, который позволял оценить постракцию человека. Он содержал 20 вопросов. С 1 по 4 вопрос мозг анализирует поступающие импульсы. Процесс долгий, из-за достаточно маленькой скорости произведения, но и для детского слуха любая музыка вначале воспринимается в штыки. Дыхание ровное. Это означает, что человек внутренне напряжён. С 4 по 7 вопрос наблюдается сильный скачок пульса, судя по всему мозг нашёл нужную ассоциацию. Дыхание слегка сбито. Ребёнок полностью умиротворён. Это отображается и на его лице. С 7 по 15 начала падать активность (пульс достиг отметки 70). Возможно, что найденная ассоциация связана с колыбельной, это обусловлено низким bpm. Дети данного возраста ещё плохо воспринимают вереницу импульсов менее 100 bpm. Дыхание нормализуется. Испытуемый начинает уставать от постоянного потока звуков. С 15 по 18 вопрос. Также замечен скачок, но он имеет меньшую длину и частоту, а также дыхание не сбивчиво, можно предположить, что он вызван мозгом для проверки. Так как ребёнок стал терять активность. Мозг хотел проверить способен ли его подопечный на дальнейшую мыслительную деятельностью. Ребёнок сопротивляется дрёме и сосредотачивает всё своё внимание на тесте, лицо напряжено. С 18 по 20 вопрос наблюдаемый вёл себя стабильно спокойно.

Весь тест дети прошли в среднем за 7 минут. Поэтому можно сказать, что детям сложно сосредоточится под музыку Моцарта. Они начинают под неё засыпать в следствии чего сильно напрягаться. Хотя тест показал, что абстракция в среднем повысилась на 40%. То есть Музыка Моцарта помогает для тех дел, в которых нужно мыслить отвлечённо.

2.3 Создание сценария для классного часа

Я хотела бы поделиться «Эффектом Моцарта» со своими сверстниками, поэтому решила составить сценарий. Так как это мой первый опыт, пришлось использовать статьи из интернета[8]. Также сценарий содержит викторину.

2.4. Сценарий классного часа

Цель:

Ознакомить сверстников с «Эффектом Моцарта».

Задачи:

- Рассказать про путь звуков внутри нас

- Поделиться интересными фактами.

- Рассказать об единице измерения скорости музыки

- Познакомить с «Эффектом Моцарта»

- Рассказать об учёных, изучающих влияние музыки на мозг

- Провести викторину

Сегодня я хочу рассказать вам об «Эффекте Моцарта». Но сначала мы поговорим о звуках в целом.

Что такое звук?

Звук — это вереница импульсов. Но есть и другой термин. Он используется в музыке. Музыкальный звук — это звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений. Звуки окружают нас повсюду, будь то музыка в наушниках или простой диалог с другом, они все проходят одинаковый путь внутри нас. Ушная раковина - Когда энергия от удара по струнам достигает нашей головы, она попадает во внешнее ухо или в ушную раковину. Этот нарост на внешней стороне черепа улавливает и усиливает звуковые сигналы, особенно те, которые ближе к верхней границе частотного диапазона. Поэтому мы так легко выделяем человеческие голоса в какофонии звуков. Из ушной раковины волны попадают в наружный слуховой проход, где в несколько раз усиливаются. Барабанная перепонка - когда звуковые волны доходят до барабанной перепонки, она начинает двигаться, как кожа на барабане, когда по нему бьют палочками. Это, в свою очередь, запускает движение косточки на внутренней стороне барабанной перепонки, — молоточка. Молоточек прикреплён ещё к одной косточке, которую называют наковальней. А наковальня крепится к последней слуховой косточке — стремечку. Таким образом, вся энергия переходит с барабанной перепонки в крошечное стремечко и возрастает во много раз.Улитка - это система каналов, наполненных жидкостью. - Стремечко прикреплено к овальному окну, напрямую связанному с улиткой. Она разделена на три полости, которые называются барабанная лестница, средняя лестница и лестница преддверия. Когда барабанная перепонка в слуховом канале колеблется под воздействием звуковой волны, стремечко бьёт по овальному окну. Так энергия переходит в волны жидкости во внутреннем ухе. От стремечка ударная волна идёт через первый канал, барабанную лестницу, к самой вершине улитки — а затем в следующий канал, лестницу преддверия, к круглому окну. В улитке есть чувствительные органы, реагирующие на частоты колебаний жидкости во внутреннем ухе. Вместе они называются кортиев орган. Каждый из них состоит из двух слоёв волосковых клеток, прикреплённых к желеобразной мембране. Параллельно ей вдоль всего канала идёт базилярная мембрана. Когда колебания жидкости смещают относительно друг друга базилярную и текториальную мембраны, волосковые клетки в Кортиевом органе движутся. Это открывает ионные каналы волосковых клеток и стимулирует соответствующие нервные клетки — они подают электрический сигнал. Нервные клетки всех волосковых клеток Кортиева органа образуют слуховой нерв — он передаёт сигналы дальше. Мозг — Мозг извлекает из музыки основные, низкоуровневые характеристики с помощью специальных сетей нейронов, которые разделяют информацию о звуковом сигнале на высоту, тембр, расположение в пространстве, громкость, реверберацию, длительности нот и время начала их звучания (а также на различные компоненты нот).

Звук можно измерить.

В чём измеряется звук?

Он измеряется в BPM — это количество четвертных нот в минуту, например, 120 BPM означает, что в минуту играется 120 четвертных нот (следовательно, 2 четверти в секунду), или 120 четвертных ударов метронома в минуту.Интересный факт: Каждый BPM существует для чего-то своего. 120 BPM – для прогулок и танцев, 160-180 BPM – рекомендуются для катания на велосипеде, музыка в машине должна звучать со скоростью от 70 до 100 BPM, для медитаций лучше использовать музыку со скоростью от 50 до 80 BPM, а тренироваться в пределе от 120 до 200 BPM.

Есть наука и учёные, которые изучают как музыка влияет на людей.

Как называется наука?

Когнитивная нейробиология — это наука, изучающая связь активности головного мозга и внешних воздействий (звуков, изображений).

Каких учёных можно привести в пример?

Профессор Дэниел Левитин американский ученый, который много времени уделяет когнитивной нейробиологии , писатель, психолог, а также музыкант и музыкальный продюсер опубликовал несколько книг о влиянии музыки на головной мозг , включая два бестселлера : «Это твой мозг в музыке: наука о человеческой одержимости»(2007). Также её яркими представителями являются: Оливер Сакс — американский нейрофизиолог. Автор книг: «Пробуждение», «Галлюцинации», «Остров дальтоников», «Человек, который принял свою жену за шляпу». Ещё много других книг, сюжет которых непрерывно связан с медициной и наукой. Все исследования в области когнитивной нейробиологии музыки Оливер Сакс поместил в книгу «Музыкофилия». В этой книге рассказывается о психологических и физиологический растройствах, связанных с музыкой. Учёному принадлежит основа практики музыкальной терапии.При прослушивании музыки мы зачастую пользуемся только левым полушарием, отвечающим за эмоции, интуицию, мечты и воображение. Роджер Сперри в 1981 году, в своём исследовании «изучение полушарий мозга», за которое получил нобелевскую премию, рассказал, что видя обычный предмет наши полушария реагирую по разному. Например: ремень. Правое полушарие будет систематизировано размышлять: Что? - изделие из кожи, Зачем? - держит штаны на талии, Кому? - мужчине. Левое же полушарие размышляет сумбурно, заостряя внимание ли на те детали, к которым может подобрать ассоциацию. Длинный — похож на удава, запах — кожи, цвет — как у шоколада. То есть можно сделать вывод о том, что мы воспринимает лишь на ассоциативном уровне. Но как же это делают музыканты? Человек, получивший музыкальное образование интуитивно подключает правое полушарие. То есть раскладывает музыку на темп, тембр, громкость и так далее. Музыканты задействуют оба полушария, следовательно грамотно слушают музыку. Им чаще удаётся в шумной обстановке отфильтровать звуковые помехи и разобрать речь. В 2009 году исследователи доказали, что длительные периоды музыкальной практики способствуют увеличению центров головного мозга.

Что такое «Эффект Моцарта»?

Само понятие появилось в 1990-х годах. Эффект основан на теории, что при прослушивании классической музыки повышается вероятность прохождения IQ-теста. Но ещё в 1950 году французский ученый Альфред А. Таматис предположил, что плавные тридцатисекундные переходы , которые Моцарт использовал в своих произведениях, совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга. Благодаря этим свойствам музыка Моцарта является самой приближенной к природному человеческому ритму. Позже в 1991 году была написана книга, по результатам исследований французского учёного. Журналы и жёлтая пресса подхватили волну и в 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета всерьёз начали проводить исследования на эту тему. Обнаруженный эффект держался лишь 15 минут. Только в 1994 году они и вправду доказали повышение концентрации и абстрактное мышление, но IQ никак с ним не было связанны. Итоги исследований легли в основу музыкальной терапии.

«Эффект Моцарта» это правда или миф?

На самом деле сейчас очень много разногласий вокруг этого эффект. Такие учёные как Дон Кэмпбелл, который написал целую книгу об этом «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух», считает, что это правда. Но есть и противники данного эффекта, например психолог Джованни Сала и специалист по когнитивным исследованиям Фернаном Гобе считают, что пресса слишком раздула его действие.

Викторина

1. Что такое звук в музыке?

а) это вереница импульсов

б) это звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений

2. Куда звук попадает после барабанной перепонки?

а) в улитку б) в кортиев орган в) в мозг

3. Как называется наука, изучающая влияние музыки на людей?

а) когнитивная биология б) когнитивная нейробиология в) когнитивная наука

4. Как зовут учёного, получившего нобелевскую премию за изучение полушарий мозга?

а) Оливер Сакс б) Дэниел Левитин в) Роджер Сперри

5. Сколько учёных всерьёз занялись изучением «Эффектом Моцарта»?

а) 2 б) 4 в) 1

6. Как звали учёного, который верит в «Эффект Моцарта»?

а) Дэниел Левитин б) Дон Кэмпбелл в) Альфред А. Таматис

7. Как звали учёных, которые против «Эффекта Моцарта»?

а) Джованни Сала и Фернаном Гобе б) Френсис Раушер и Дэвид Шоу

Заключение.

Эффект Моцарта — существующее явление, эффект которого сильно преувеличен. Отчасти он реален, просто существует в другой формулировке не только под действием классической музыки. Она не поможет исцелить и не сделает вас умнее. И уж точно нет какой либо особой музыки. Можно слушать как австрийского классика, так и любого другого композитора, а также отдавать предпочтение современным музыкальным произведениям. Только для воспроизведения должного эффекта bpm музыки должен варьироваться от 110 до 130. Но если использовать термин в известной формулировке, то можно заключить, что это миф.

В ходе работы я узнала много нового. Научилась пользоваться Google Forms, программой для составления анкет, а также составлять сценарии для классных часов. Я считаю, что все поставленные задачи выполнены и цель достигнута. У меня возникла трудность с поиском информации, поэтому проект писался также и по литературным источникам.

Список литературы

1. “Эффект Моцарта”: может ли классическая музыка сделать вас умнее? / https://dzen.ru/a/XdOFpPWiXmxcp4cT [электронный источник]

2. Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект? / https://knife.media/brain-music/ [электронный источник]

3. Сакс, Оливер — Википедия / https://ru.wikipedia.org/wiki/ [электронный источник]

4. Музыка — Википедия / https://ru.wikipedia.org/wiki/ [электронный источник]

5. Что такое - BPM / https://habr.com/ru/company/lanit/blog/349520/ [электронный источник]

6.«Эффект Моцарта» - история одного мифа / https://matveychev-oleg.livejournal.com/675763.html [электронный источник]

7.Рэй Курцвейл «Эфолюция разума или бесконечные возможности человеческого мозга, основанные на распознавании образов» [книга]

8.Методика организации и проведения классного часа / https://infourok.ru/metodika-organizacii-i-provedeniya-klassnogo-chasa-v-nachalnoy-shkole-730082.html [электронный источник]

Приложение 1

Что такое Эффект Моцарта?Часто ли вы слушаете музыку?

Ваши любимые жанры в музыке? Учитесь/учились в музыкальной школе?

Просмотров работы: 52