Канистерапия

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Канистерапия

Киселева Р.О. 1
1МОУ "Средняя общеобразовательных школа 14"
Куличкова Е.С. 1
1МОУ "Средняя общеобразовательная школа 14"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В этом году наша семья купила щенка. Мы все его очень ждали. Он стал настоящим членом семьи. И я задумалась, а где применяются собаки. Больше всего меня интересовал вопрос, а применяются ли собаки в медицине. Мама рассказала мне о канистерапии. Оказывается собака - не только верный друг, преданный товарищ, телохранитель, помощник на охоте или на пастбище. На самом деле, четвероногие питомцы еще помогают сохранять или восстанавливать здоровье.Собаки помогают добиваться заметных успехов в помощи «особенным детям»: аутистам, с синдромом Дауна, ДЦП, с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отмечено, что четвероногие помощники могут оказывать успокаивающее влияние на гиперактивных и возбудимых детей. Милые собаки легко захватывают и долго удерживают внимание ребенка, даже если он испытывает трудности с концентрацией внимания.

Канистерапия, или лечение с помощью собак, становится все более иболеевостребована.

Актуальность: В последнее время в России отмечено увеличение детей - инвалидов с проблемами нервной системы. Канистерапия приобретает важное значение в реабилитации таких детей.

Цель: изучить собак в канистерапии (породы, особенности поведения), понаблюдать собаку-терапевта в работе.

Задачи:

1. Изучить литературу о канистерапии.

2. Узнать какие требования предъявляются к собакам-терапевтам.

3. Посетить Реабилитационный центр зоотерапии «Лапа Надежды» г. Челябинск.

4. Провести тест первичной проверки своей собаки на пригодность к обучению на «собаку помощника или терапевта».

Гипотеза: Любая собака может применяться в канистерапии.

Методы:

1. Изучение литературы.

2. Тестирование своей собаки.

3. Посещение центра зоотерапии.

4. Интервью с директором и организатором Реабилитационного центра зоотерапии «Лапа Надежды» Александрой Сытиной.

  1. Канистерапия– разновидность энималтерапии.

    1. Определение канистерапии.

Канистерапия – разновидность энималтерапии – метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации.

Канистерапия способствует развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики. Существуют программы для слепых и слабовидящих детей для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира, социализации, улучшения эмоционального состояния.

Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой. Кроме того, они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются. Это позволяет эффективно использовать их в реабилитации пациентов с особенностями развития, нарушением моторики и двигательной активности.

Огромную роль в канистерапии также играет тактильное взаимодействие с собакой-терапевтом. Для этой работы отбирают собак с определенным типом психики, устойчивой нервной системой и желанием взаимодействовать. Все собаки должны пройти специальный курс обучения и тестирования прежде, чем их допустят до работы.

    1. История возникновения канистерапии.

Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные раскопок археологов.

В Древней Греции и Египте около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными человеческими недугами.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1792 году в английском городе Йорке собак использовали в терапевтическом процессе в больнице для душевнобольных. Во время ухода за животными больные общались с ними. Было отмечено положительное влияние такой методики и, как следствие, повышение эффективности лечения.

После Второй мировой войны врачи Красного Креста заметили, что в госпиталях, в которых разрешалось находиться собакам, раненые старались проводить с ними больше времени. Было отмечено, что в таких учреждениях процесс выздоровления происходил гораздо быстрее. В связи с этим в госпитале военно-воздушных сил в Нью-Йорке стали широко использовать этот метод.

Однако само понятие «терапии с участием животных» (или пет-терапии) было впервые сформулировано американским специалистом в области детской психиатрии Борисом Левинсоном в 1960 году. Во время домашних приёмов он заметил, что присутствующая на сеансах собственная собака вызывает у пациентов-детей положительные реакции. С тех пор метод лечения, включающий в себя общение с животными, в частности с собаками, получил широкое распространение на Западе. В настоящее время канистерапия может использоваться при лечении и таких серьёзных заболеваний, как детский церебральный параличаутизмгиперактивностьсердечно-сосудистые заболевания, а также при различных психо-соматических нарушениях. Это направление стало широко развиваться и распространяться не только за рубежом, но и в России.

    1. Канистерапия в России.

Попытки использования элементов канистерапии в России известны достаточно давно. Ещё в 1940-е годы многие увлечённые собаководы использовали интерес детей и подростков к собакам при работе с беспризорниками и «трудными подростками». Многочисленные клубы юных собаководов частично применяли и принципы канистерапии.

«Пёсотерапию» упоминает в своей книге «Мои друзья» писатель и журналист Борис Рябинин.

Термин «канистерапия» и первые попытки работы в этом направлении возникли в 1990-е годы одновременно в Москве, Петербурге, Мурманске и других городах России. Написаны книги и статьи о клиническом применении метода — как очень популярные, так и полунаучные. Первые попытки организовать применение канистерапии в соответствии с медицинскими представлениями были предприняты с середины 2000-ых некоторыми специалистами, совмещавшими медицинское образование и интерес к данному методу.

В 2011 году в России создана организация, объединившая канистерапевтов России, — Сообщество поддержки и развития канистерапии (СПРКТ), с 2014 года СПРКТ представляет интересы канистерапевтов в Союзе реабилитологов России. Усилиями организации канистерапия достигла признания в рамках традиционной медицины, в ВАК-рецензируемых журналах напечатаны первые статьи оботечественных клинических исследований эффективности канистерапии.

В Петербурге и Ленинградской области с 2007 года работает Благотворительная общественная организация «Собаки для жизни». Основателем и президентом организации является Людмила Амарантова. Организация регулярно проводит занятия канистерапией в различных учреждениях города и области. Среди постоянных партнёров Благотворительной общественной организации «Собаки для жизни» — Центр речевого развития «РАС-тишки», школа-интернат № 1 имени А. А. Грота для незрячих и слабовидящих детей, коррекционная школа-интернат № 9 для детей с ДЦП, Государственная библиотека для слепых и слабовидящих. Организация активно сотрудничает с Петербургским Социальным Гериатрическим Центром «Опека». Волонтёры организации проводят регулярные занятия канистерапией в пансионатах для престарелых этой сети: «Южном», «Кондратьевском», «Приморском» и других. По данным на 2014 год, в штате БОО «Собаки для жизни» работают около тридцати волонтёров.

В марте 2021 года открылся первый и пока единственный в Челябинске Центр реабилитации зоотерапией «Лапа Надежды». Организатор и директор центра Александра Сытина. АНО РЦЗ «Лапа Надежды» занимается развитием или восстановлением социальных, коммуникативных, двигательных навыков, а также укреплением физического и психического здоровья детей и подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья. Центр специализируется на оказании услуг в сфере реабилитации и социальной адаптации инвалидов всех категорий. Основная направленность – канистерапи́я.

С 9 ноября 2023 заработал проект «Канистерапия в библиотеках города»,который впервые в городе организовал реабилитационный центр зоотерапии «Лапа надежды». В челябинских библиотеках дети с ментальными нарушениями, ограниченными возможностями здоровья по зрению читают книги собакам. Занятия проводятся с детьми 7-18 лет, которые имеют минимальный уровень навыков чтения. Цель проекта: повысить мотивацию к чтению у детей разных категорий и помочь преодолеть страх чтения вслух перед публикой.

    1. Применяемые породы собак.

Для канистерапии пригодны собаки любых пород и беспородные. Статистика старейшей организации, тестирующей собак-терапевтов с 1974 года не показывает преобладания каких-либо пород в качестве собак-терапевтов. Собаки предварительно тестируются по специальным поведенческим тестам на отсутствие агрессивной реакции к людям, собакам, отсутствие страха перед громкими звуками и нестандартными предметами (например, раскрывающимся зонтом). После этого собаки проходят обучение, завершающееся сдачей экзамена и получением свидетельства «собака — средство реабилитации». Собака-терапевт — не порода, а стандарт обучения.

Собаки мелких размеров успешно используются при работе с взрослыми, пожилыми и лежачими пациентами, пациентами хосписов. Крупные и средние собаки пригодны для работы с детьми и подростками, страдающими различными заболеваниями. Выбор размера и породы собаки-терапевта определяется стратегией реабилитации, а не личными пристрастиями специалиста канистерапевта.

Для детей с отклонением в поведении, психологическими отклонениями или имеющих ограниченные возможности часто используются северные ездовые собаки — маламутыхаскисамоедычинуки, чукотские и таймырские ездовые собаки. Собаки этих пород отличаются особым доброжелательным отношением к людям, и в особенности к детям.

По опыту Ставрополя, не самыми подходящими для терапевтической работы оказались пудели, разновидности «той» и некоторые другие декоративные породы. В силу особенностей психики они быстро устают и отказываются от работы и требуют очень длительной реабилитации, врождённая слабость психики не позволяет применять этих собак без вреда для них самих. Возможности собак декоративных пород ограничиваются рамками реабилитации и лечебной кинологии, но для терапии эти возможности недостаточны.

    1. Противопоказания для канистерапии.

Нельзя забывать, что для канистерапии существуют определённые противопоказания к проведению занятий для людей. Это лабораторно подтверждённая аллергия на панель аллергенов «домашние животные», заболевания верхних дыхательных путей, повреждения и заболевания кожи, инфекционные заболевания, повышенная температура, фобии, направленные на животных. При наличии тревожности и страхов, связанных с животными (не следует путать эти страхи с фобиями), занятия канистерапией возможны под контролем психолога, по специальной программе.

Кроме противопоказаний, существуют и осложнения канистерапии. Самое распространённое из них — развитие гиперпривязанности к одному животному, оно является типичным следствием работы неквалифицированного канистерапевта.

    1. Общие требования к подготовке и аттестации собак.

В применении собак для реабилитации инвалидов методами канистерапииразличают следующие этапы:

- подготовка:

- дрессировка;

- аттестация собак.

Требования к подготовке собак.

В процессе первичной проверки собак на потенциальную пригодность к дрессировке отбираются собаки, достигшие возраста шести месяцев, здоровые, не имеющие дефектов развития или травм, препятствующихработе, не показывающие агрессии к человеку и другим животным, не имеющие слишкомвыраженного пищевого, охотничьего, игрового поведения, не ведущие себя пугливо, нервозно, замкнуто, безразлично или активно-грубо по отношению к людям.

Требования к дрессировке собак.

Дрессировка собак осуществляется различными методами. Методики и сроки дрессировки собак индивидуализированы в зависимости от их особенностей и целей дальнейшего применения. В результатедрессировки собака должна приобрести устойчивые навыки для прохожденияаттестации.

Требования к аттестации собак

Квалификационная аттестация собак проводится в виде тестирования. Тестирование проводится по двум степеням сложности: нормативам «собака-средство реабилитации» и «собака-помощникв реабилитации».

Собаки, сдавшие полностью весь тест, получают свидетельство «собака-средство реабилитации».

Собаки, сдавшие тест в ограниченном варианте получают свидетельство «собаки-помощника в реабилитации».

Тестирование проводится в присутствии аттестационной комиссии, которая состоит из четырех и более человек и включает в себя:

- ветеринарного специалиста

- медицинского специалиста

- инструктора по подготовке «собак — средств реабилитации»

- специалиста по методам реабилитации с собакой.

Ветеринарный специалист оценивает состояние здоровья собаки. Медицинский специалист оценивает безопасность экзаменатора — условного пациента в общении с собакой. Инструктор по подготовке«собак — средств реабилитации» оценивает уровень подготовки собаки. Специалист по методами технологиям реабилитации с собакой оценивает пригодность собаки как средства реабилитации.

Тестирование проводят в помещении с искусственным освещением. Во время тестированиядолжна проводиться непрерывная видеозапись каждой собаки таким образом, чтобы на ней отчетливобыли видны все движения животного.

Во время тестирования исключаются дополнительные отвлекающие факторы, кроме содержащихсяв тесте.

К тестированию допускаются собаки, достигшие возраста шести месяцев, имеющие идентификационный микрочип, ветеринарный паспорт, необходимые вакцинации и антигельминтную обработкув соответствии с ветеринарным законодательством. Перед началом тестирования член аттестационнойкомиссии — ветеринарный специалист проводит ветеринарный осмотр животного.

Все пункты теста по соответствующим нормативам должны быть выполнены. Если один пункт теста по нормативу не выполнен, тестирование считается не пройденным в целом. Любое сомнениев выполнении теста необходимо трактовать в сторону его невыполнения.

Тест выполняется с собакой на поводке. На собаке должен быть обычный ошейник (не удавка, не рывковая цепочка, не парфорс). Не допускается применение электронных ошейников и прочихустройств, которые могут изменить поведение собаки.

Вожатый должен отдавать команды спокойным негромким голосом или жестами. Команды, отдаваемые собаке вожатым во время прохождения всего теста или его части, могут быть произвольными(не нормативными).

Порядок прохождения теста (чередование заданий по тестам) после пункта А может быть любым, на усмотрение аттестационной комиссии.

Вожатый не должен применять к собаке сильное и резкое механическое воздействие, в том числе рывки поводка, насильственное усаживание и пр. Однако вожатый может прикасаться к собакемягко поправляя ее. Разрешается ласкать и угощать собаку в процессе прохождения теста, а также повторять команды несколько раз.

Собака должна двигаться спокойно, без рывков в стороны и прыжков. Собака не должна активно навязывать свое общество экзаменатору — условному пациенту.Примерами активного навязывания являются тыканье мордой, подача лапы без команды, залезание на руки и т. п.

Собака не должна активно реагировать на других собак и людей в помещении. Собака должна быть спокойна и управляема.

Отдельный тест считается выполненным, если собака выполнила задания, указанные в тесте, полностью.

Если собака проявила агрессию, испуг, упрямство, рычит, лает, скулит, изменяет заданную позу без разрешения, вырывается или резко отодвигается от экзаменатора, тест считается не выполненным.

Тест можно пересдавать любое количество раз, но с интервалом не чаще семи дней после предыдущей аттестации.

В процессе тестирования и аттестации оформляются протоколы аттестации.

Протокол аттестации — это документ, заполняемый на каждую собаку, допущенную к аттестации,каждым членом аттестационной комиссии с указанием данных собаки, идентификационного микрочипа,даты, места и результата аттестации, описанием собаки. Протокол аттестации заверяется личной подписьючлена комиссии.

Результаты тестирования с видеозаписью заносятся в реестр и подлежат хранению в уполномоченной организации, проводящей аттестацию, там же хранятся оригиналы протоколов аттестации.

Уполномоченная организация ведет реестр, в который вносят номера выданных свидетельств и внесенные в свидетельства сведения об аттестованных собаках.

Требования к переаттестации собак

Переаттестация собаки в виде повторного тестирования проводится через три года по темже правилам, что и первичная аттестация.

Переаттестация может быть проведена ранее трех лет в следующих случаях:

- при возникновении претензий к подготовке и поведению собаки со стороны потребителя услуги

по методам канистерапии или со стороны уполномоченного контролирующего органа:

- если собака перенесла травму, операцию под общим наркозом, длительное заболевание, заболевание нервной системы, кастрацию или стерилизацию.

2.От теории к практике

    1. Тестирование моей собаки на пригодность к обучению на «собаку-помощника или терапевта».

Изучив литературу о канистерапии, мне стало интересно: а моя собака сможет пройти тест первичной проверки на пригодность к обучению на «собаку-помощника или терапевта»?

Моя собака (Приложение № 1):

  1. Порода: Вельш Корги Пемброк

  2. Кличка: Гольфстрим БрейфСерфер. Дома мы его ласково называем Гольф, Гольфик.

  3. Возраст: 1 год (дата рождения 01.01.2023)

Программа экзамена «Собака и общество» рассчитана на показ способности собаки хорошо вести себя в общественных местах, основное внимание уделяется умению реагировать на различные ситуации и окружающих людей, чем беспрекословное послушание.

Гольфа обучает командам и дрессирует мама, поэтому мама мне помогала в проведении и организации тестов.

Экзамен включает в себя следующие тесты (Приложение № 2).

Тест № 1. Встреча с дружелюбным незнакомым человеком.

Цель этого испытания – проверка умения контролировать собаку при встрече с дружелюбно настроенным незнакомым человеком. Собака должна оставаться спокойной и доброжелательной, когда вы здороваетесь и пожимаете руку другому человеку. Во время этого испытания экзаменатор подходит к вам и разговаривает, не обращая внимания на собаку, которая должна оставаться на своём месте и не подходить и не избегать экзаменатора. Любая демонстрация агрессивности (лай или рычание) является провалом на экзамене.

Во время проведения этого теста Гольф продемонстрировал интерес, дружелюбие и игривость. Агрессию не проявлял.

Тест № 2. Поглаживание в позиции сидя.

При втором тесте собака сидит сбоку. Она должна разрешить незнакомому человеку погладить себя без проявлений боязни или агрессии. Допускается усаживать собаку рядом с собой руками. Экзаменатор подходит и просит разрешения погладить собаку. Затем он гладит собаку по голове и спине, обходит нас вокруг и удаляется. Во время теста можно и нужно разговаривать с собакой для того, чтобы подбодрить его и показать своё одобрение.

Во время прохождения этого теста Гольф не проявлял боязни и агрессии.

Тест № 3. Внешний вид и груминг.

Во время этого теста будет производиться осмотр собаки на предмет её чистоты, здоровья и ухода. Экзаменатор, пользуясь вашей щёткой, расчешет вашу собаку, осмотрит её уши и лапы. При выполнении данного теста собаке необязательно находиться в какой-нибудь позиции, но она не должна противиться осмотру и расчёсыванию. Можно разговаривать с собакой, подбадривая её, но нельзя насильно удерживать её во время проведения теста.

Этот тест мы специально не проводили, но Гольфу еженедельно проводятся гигиенические процедуры (стрижка шерсти на лапках между пальцами, стрижка когтей, вычесывание и чистка ушей). Гольф осмотру и процедурам не противится, агрессии и боязни не проявляет.

Тест № 4. На прогулке.

В данном тесте проверяется одно из основных правил – это прогулка на поводке. Здесь неважно, идет ли собака справа или слева, садится ли, когда вы останавливаетесь. Собака должна просто идти рядом в одном темпе с хозяином. Экзаменатор будет давать указания повернуть налево, направо, идти в обратную сторону, остановиться. Собака должна двигаться рядом на свободном поводке. Не запрещается разговаривать с собакой во время выполнения упражнения и подбадривать её.

Во время прохождения этого теста Гольф шел рядом на свободном поводке в одном со мной темпе.

Тест № 5. Проход мимо людей.

Этот тест похож на предыдущий, но на этот раз надо будет пройти мимо трех человек, некоторые из них будут со своими собаками. Собаке разрешается проявить мимолетный интерес к членам группы, но она должна оставаться под контролем и не показывать агрессивность или страх. Необходимо держать собаку около себя, разговаривайте с ней, собака должна быть сконцентрирована только на хозяине.

Этот тест сложно организовать, но во время прогулок при прохождении мимо людей Гольф просто их нюхает и проходит мимо.

Тест № 6. Команды «Сидеть», «Лежать».

В этом тесте собака должна выполнить команды «Сидеть», «Лежать» и не сходить с места, пока хозяин не отменит команду. Когда собака выполнит все команды, экзаменатор попросит отойти от неё на расстояние длины верёвки. Собака должна терпеливо ждать, пока хозяин вернётся к ней и даст команду «Гуляй».

Эти команды Гольф знает хорошо и выполняет их с удовольствием.

Тест № 7. Команда «Ко мне».

Собака по команде «Ко мне», должна подойти к хозяину. На экзамене расстояние между дрессировщиком и собакой 3 метра. Основное требование, чтобы собака подошла к хозяину достаточно близко, достаточно на длину вытянутой руки, чтобы он смог прикоснуться к ней.

Команду «ко мне» Гольф знает хорошо и прибегает даже с расстояния более 3 метров.

Тест № 8. Реакция на другую собаку.

В этом тесте проверяется поведение собаки на прогулке при встрече с незнакомым человеком с собакой. Собака может проявить легкий интерес, но не должна подходить к другой собаке.

На прогулке при встрече с другими собаками, Гольф обнюхивает собаку и «приглашает ее поиграть». Если собака проявляет агрессию, то Гольф на агрессию не отвечает, а просто проходит мимо, никак не реагируя.

Тест № 9. Реакция на отвлекающие факторы.

Для того чтобы сдать этот тест, собака должна продемонстрировать невозмутимость при появлении отвлекающих факторов.

Бывают ситуации, когда мама обучает Гольфа и подает ему различные команды, то Гольф может отвлекаться.

Заключение:

По итогам тестирования, я считаю, что моя собака пригодна к обучению на собаку-помощника или терапевта.

Я наблюдаю Гольфика ежедневно и по результатам экзамена - это дружелюбная, спокойная собака, поддающаяся обучению. Любит детей. Не агрессивен ни по отношению к людям, ни к другим собакам. В силу своего возраста он игрив и любопытен.

    1. Посещение занятия в рамках проекта «Канистерапия в библиотеках города».

25 января 2024 года я посетила Центральную Городскую Библиотеку имени А. М. Горького (Приложение № 3). Приняла участие в занятии в рамках проекта «Канистерапия в библиотеках города» (Приложение № 4). Дети с ограниченными возможностями здоровья читали книги собаке. Детей слушала собака по кличке Хэппи, породы бордер-колли, возраст 3 года. Возраст детей 7-8 лет.

Хэппи крупная собака с интересным окрасом. Она очень спокойная, дружелюбная и послушная. Когда дети читали, она сидела на стуле рядом. Если ребенок останавливался и переставал читать, Хэппи трогала книгу лапой или тыкала мордой.

Дети вели себя по-разному. Кому-то хотелось ее погладить и собака с удовольствием разрешала. Кто-то был осторожен и напряжен и Хэппикак-будто это чувствовала и не подходила к ребенку.Мне тоже разрешили почитать вслух собаке.

Я не только смотрела и слушала, но и поучаствовала: помогала ребятам, если они неправильно читали букву или пропускали строчку. Как сказала Александра Сытина: «Получилось инклюзивное занятие» (здоровые дети общаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

Я очень рада, что мне удалось поучаствовать в проекте «Канистерапия в библиотеках города». Увидеть, как работает собака, как ведут себя дети.

    1. Интервью с Александрой Сытиной

В конце занятия я задала несколько вопросов директору и организатору АНО РЦЗ «Лапа Надежды» Александре Сытиной (Приложение № 5).

  1. Какие породы собак применяются в вашем центре?

Ответ:бордер-колли, лабрадор, бельгийская овчарка малинуа и шпиц.

  1. Проходили ли ваши собаки специальное обучение на собаку-помощника и собаку-терапевта?

Ответ:да, проходили, наши собаки имеют сертификат «собака-помощник».

  1. Какими качествами должна обладать собака?

Ответ: в первую очередь собака должна быть безопасной, а также спокойной, послушной, податливой.

  1. С какого возраста нужно начинать тренировать собаку:

Ответ: собаку нужно начинать тренировать с трех месяцев.

  1. Вот вы работаете с собакой, а она вам друг или помощник?

Ответ: собака для нас член семьи.

  1. На кого нужно выучиться, чтобы стать канистерапевтом?

Ответ: на врача или педагога.

  1. Почему вы решили стать канистерапевтом?

Ответ: личная история и желание помогать особенным детям и их родителям.

Своими ответами Александра Сытина подтвердила мои знания: порода собаки может быть любая, главное, чтобы собака была неагрессивная, спокойная и послушная.

Заключение.

В процессе работы я смогла добиться своей цели – изучила собак в канистерапии. Чтобы добиться этой цели яизучила литературу о канистерапии и требования кподготовке и аттестации собак для реабилитации инвалидов. Я провела первичный тест проверки своей собаки на пригодность к обучению на «собаку помощника или терапевта».

Посетила Центральную Городскую Библиотеку имени А. М. Горького, где приняла участие в занятии в рамках проекта «Канистерапия в библиотеках города». Своими глазами увидела, как собака работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Провела интервью и задала несколько вопросов директору и организатору АНО РЦЗ «Лапа Надежды» Александре Сытиной.

Из этой работы я сделала вывод, что любая собака может применяться в канистерапии (любой породы, размеров), но собака должна соответствовать определенным требованиям (быть безопасной, спокойной, послушной) и пройти обучение.

Литература

  1. Беккер И.М. Канистерапия в реабилитации особенных детей. Бином, 2022.

  2. Медведев А.Н., Медведева И. Собака-целитель. Древние и современные методы канистерапии. Амрита, 2020.

  3. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги для непродуктивных животных.Подготовка и аттестация собак для реабилитации инвалидов. Общие требования. Москва, Стандартинформ, 2020

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Канистерапия

  5. https://studfile.net/preview/2973928/page:18/#39

  6. https://vk.com/canistherapysytina74

Приложения

Приложение № 1

Моя собака Гольф

Приложение № 2

Тестирование моей собаки на пригодность к обучению «собака-терапевт» или «собака-помощник»

Приложение № 3

Посещение Центральной Городской Библиотеки имени

А.М. Горького

Приложение № 4

Занятие в рамках проекта «Канистерапия в библиотеках города»

Приложение № 5

Интервью с Александрой Сытиной

Просмотров работы: 62