Изучение возможности применения в пищу дикорастущих съедобных растений, произрастающих в Пермском крае

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение возможности применения в пищу дикорастущих съедобных растений, произрастающих в Пермском крае

Колесникова Е.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия 1» г. Перми
Малышева А.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия 1» г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дикорастущие растения – мало изученный и незаслуженно забытый источник питательных веществ, витаминов, микроэлементов, БАВ. В Пермском крае произрастает большое количество полевых, луговых, лесных растений, которые можно активно использовать в пищу. Покупные продукты зачастую проходят многоступенчатую обработку, в процессе которой теряют полезные свойства, они дают нам «пустые» калории, но не пользу и здоровье.

Актуальность темы исследования: знания о пользе и способах использования в пищу дикорастущих съедобных растений необходимы людям, заботящимся о своем здоровье, интересующимся новыми экологичными источниками микроэлементов, витаминов, БАВ, а также беспокоящимся о будущем планеты. Известно, что животноводство – один из крупных загрязнителей природы и один из факторов глобального потепления климата. В этих условиях новые источники растительной пищи, в том числе недостаточно изученные дикорастущие, приобретают особую ценность.

Цель работы: изучить сведения о съедобных дикорастущих растениях Пермского края и способах их использования для приготовления пищи и показать их на практике.

Гипотеза: если знать дикорастущие растения и разумно использовать их, то можно не только разнообразить наш рацион питания, но и получить пользу для здоровья.

Для достижения цели и проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:

  • Изучить литературу о дикорастущих растениях Пермского края;

  • Провести анкетирование учащихся, чтобы выяснить, используют ли в их семьях дикорастущие съедобные растения при приготовлении пищи;

  • Выполнить простые опыты и анализы с некоторыми растениями с целью установления наличия в составе полезных веществ;

  • Проанализировать полученные данные;

  • Сделать выводы и подготовить продукты проекта, популяризирующие идею добавления в рацион питания некоторых дикорастущих растений: гербарий – справочник по растениям, которые пригодны в пищу, сборник рецептов «Пермская зеленая кухня» в формате открытой группы в социальной сети «ВКонтакте» «Пермская зеленая кухня».

Объект исследования: дикорастущие съедобные растения Пермского края.

Предмет исследования: возможность применения некоторых популярных (хорошо известных) растений в пищу как источник витаминов, микроэлементов, БАВ.

Методы исследования:теоретический (работа с литературой - книги, статьи, интернет-источники), эмпирический (наблюдение, сравнение, анализ), практический (химические и физико-химические анализы).

Основная часть

Глава 1. Съедобные дикорастущие растения: сорняки или пища будущего под ногами? (Теоретическая часть)

1.1 Дикорастущие растения в приготовлении пищи на Руси.

На Руси издавна было заведено собирать дикорастущие растения и употреблять их в пищу. Из белых ядрышек лебеды в XIX веке пекли хлеб весной, чтобы дотянуть до нового урожая зерновых. Писатель Лев Толстой писал: «Употребляемый почти всеми хлеб с лебедой, - с 1/3 и у некоторых с 1/2 лебеды, - хлеб чёрный, чернильной черноты, тяжёлый; хлеб этот едят все — и дети, и беременные, и кормящие женщины, и больные…»
Стебли лебеды добавляли в салаты и супы. Ее могли съесть и без дополнительной тепловой обработки - сорвать стебель в поле во время работы.

Помимо лебеды, весной в пищу шли корни мышиного гороха (или вехки). В архивах Санкт-Петербургской РАН сохранились записи о том, как в Карелии весной пекли горьковатые лепешки из ржаной или пшеничной муки и муки из корня вехки. «Трава сия родится на берегах больших ручьев и вырастает в вышину до трех четвертей аршина (примерно 54 см). С наступлением весны поселяне вырывают ее корень, сушат и толкут в муку».

В прошлом, в голодные времена, сухие соцветия и листья клевера добавляли к муке при выпечке хлеба, высушивали и заваривали как чай, заправляли щи и ботвинью. Особенно клевером баловались дети, их привлекали соцветия, полные сладкого нектара. На Кавказе цветки клевера квасили и добавляли зимой в салаты.

Впервые целебный напиток из иван-чая упоминается в рукописях XI века. Русский правитель того времени Александр Невский после битвы с крестоносцами впервые попробовал у местных монахов в Копорье целебный напиток. Раньше иван-чай можно было встретить во многих домах, где заготавливали травы. Зеленую часть кипрея добавляли в зеленые щи и салаты, из высушенных корней делали суррогатный кофе.

В древности славяне считали, что крапива отгоняет злых духов и может уберечь от порчи. Клали веточку крапивы в карман в качестве оберега, плели браслеты или вешали венок из этой травы на забор.

Один из самых распространенных рецептов из «царицы» трав - щи из крапивы. Рецепт щей встречается в книге «Поваренные записки» Сергея Друковцева, датированной 1779 годом: крапиву бланшировали и добавляли к ней яйцо, говядину и сало. Иногда в щи с крапивой клали щавель, чтобы добавить им кислоты. Готовили с ней салаты, омлеты, сушили на зиму [1-4].

1.2 Что такое растения с точки зрения их роли в биосфере

Зелёные растения - главный источник энергии для живых организмов на планете. Без зелёных растений жизнь на Земле была бы невозможна: люди и животные исчезли бы с лица планеты за считанные часы.

Солнце - главный источник энергии на планете. Оно согревает и освещает Землю и всё живущее на ней. Но без зелёных растений ни люди, ни животные не смогли бы в полной мере воспользоваться щедростью солнца. Зелёные растения при помощи фотосинтеза, под действием солнечного света, создают всю энергию и все органическое вещество на Земле.

Зелёные растения не только дают всему живому энергию, но и создают условия, чтобы этой энергией мы могли воспользоваться. Человек не может действовать и развиваться без кислорода. Животные не могут охотиться и жить не дыша. Все живое должно дышать, причём не просто дышать, а вдыхать кислород.

Но способность преобразовывать в кислород углекислый газ есть только у зелёных растений, в листьях которых находятся уникальные пластиды — хлоропласты. Словно маленькие химические фабрики они день за днём поглощают миллионы кубометров углекислого газа и производят необходимый для дыхания всего живого кислород. Так что зелёные растения — это лёгкие планеты, которые наполняют людей и животных энергией жизни — кислородом.

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете сложно переоценить — ведь именно они дают нам пищу, тепло, кислород и все, что необходимо людям и животным для жизни на Земле [5, 6].

1.3 Важность изучения альтернативных источников растительной пищи с точки зрения экологии, глобального потепления климата

Сегодня изменение климата – одна из самых серьезных проблем человечества. Становится все больше пожаров, ледники тают, уровень Мирового океана растет. Основной причиной глобального потепления климата стали парниковые газы, которые, как одеяло, окутывают Землю, удерживая солнечное тепло и повышая температуру воздуха.

Животноводство – один из крупных загрязнителей природы и один из факторов глобального потепления климата.Животноводствозагрязняет воду и почву, приводит к вырубке лесов и потере биоразнообразия на планете, сопровождается огромными выбросами парниковых газов. По оценкам ученых, 24% глобальных выбросов парниковых газов создается сельским хозяйством, из них 13-14% приходится на животноводство, что превышает показатели всех видов транспорта: поезда, трамваи, самолеты все вместе наносят такой же вред, как и производство мяса.

В основном, это метан, который животные вырабатывают в процессе пищеварения, а также выбросы от использования топлива рыболовными судами и техникой, обслуживающей пастбища и рыбные фермы. Около 26% поверхности суши используется для выпаса скота. Ради этого жертвовать лесами, а из-за изменений в землепользовании происходит потеря углерода и увеличение количества углекислого газа.

Помимо того, что само по себе животноводство очень грязный и энергоемкий сектор, на загрязнение окружающей среды влияет и человеческий фактор — производители зачастую сливают отходы в близлежащие водоемы, нарушая местную экосистему. Треть еды во всем мире, произведенной человеком, идет на свалку, и конечно большая доля — это мясо и молочные продукты, из-за своего малого срока годности. Мясная и молочная индустрия наносят огромный ущерб окружающей среде.

В таких условиях критически важно сокращать потребление животной пищи и искать полноценные источники ее замены среди растительной. Такими источниками могут быть дикорастущие растения. Переход на растительную пищу снизит количество выбрасываемых парниковых газов, а значит, замедлит темпы климатических изменений, которые происходят под влиянием этих газов [7-9].

Завершая обзор литературы, можно сказать, что действительно, дикорастущие растения - незаслуженно забытый ингредиент кухни народов России. Растения являются источником энергии для всего живого на планете.

Дикорастущие растения являются альтернативным источником питания в условиях ухудшения экологии и глобального потепления климата, а также новым источником натуральной пищи в условиях растущего населения планеты. Известно, что в настоящее время около 50 % населения нашей планеты недоедает, более 1/3 голодает. В то же время численность населения Земли постоянно увеличивается. Проблема продовольствия становится все более важной, критической, нужны дополнительные пищевые ресурсы. Одно из возможных решений – освоение природных растительных богатств.

Глава 2. Практическая часть

Реактивы:вода, 95 %-ный этиловый спирт, раствор Люголя (раствор йода в йодиде калия), аптечный раствор глюкозы, медный купорос, средство бытовой химии «Крот» (действующее вещество щелочь), бензин, дистиллированная вода.

Оборудование:пробирки, чашки Петри, нож, блендер, миски, тарелки, пластиковые бутылки, ложки, пипетка, сковорода, плита

2.1 Подготовка материалов для анализов и растворов

2.1.1 Подготовка растений

Для выполнения анализов использовали крапиву, лопух, мать - и – мачеху, клевер.

Свежесобранную траву порезали ножом. Затем часть травы дополнительно измельчили блендером с добавлением небольшого количества воды. К остальной части добавили воду, тщательно перемешали интенсивным встряхиванием.

Водную часть - раствор клеточного сока и пигментов - отделили при помощи салфетки и сита. Тщательно отжали. Использовали эту вытяжку для анализа на выявление витамина С. Твердый остаток - клетчатку - промыли водой до удаления всех окрашенных соков, отжали, подсушили [12].

Для эксперимента по разделению растительных пигментов по Краусу использовали листья крапивы. Их измельчили при помощи ножа, затем пробили при помощи блендера с добавлением этилового спирта. Получившуюся темно-зеленую однородную густую кашицу промыли спиртом, жидкую часть отфильтровали в чистый стакан [13].

2.1.2 Приготовление растворов для анализов

Раствор медного купороса для реакции: 1 чайная ложка медного купороса на 100 мл воды (~5 %-ный раствор) [14, 15]. После отстаивания раствор медного купороса слили с осадка и использовали для анализа на глюкозу.

Раствор щелочи: несколько капель жидкого средства "Крот" растворили в 100 мл воды в пластиковой бутылке с хорошо закрывающейся крышкой. Использовали для анализа на глюкозу.

2.2 Анализы состава растений с точки зрения полезных свойств

2.2.1 Качественный анализ на витамин С

В пробирки налили дистиллированной воды и 2 капли раствора Люголя. В опытные пробирки добавили несколько капель вытяжки из растений, в контрольную - столько же дистиллированной воды [16].

В присутствии витамина С раствор йода обесцвечивается.

Результаты занесли в таблицу и сделали фото.

2.2.2 Разделение пигментов растений по Краусу (на примере крапивы)

В пробирку налили спиртовой экстракт листьев крапивы, добавили такое же количество бензина. Содержимое сильно встряхнули, предварительно закрыв емкость и оставили отстояться [17, 18].

Наблюдения описали и объяснили с использованием литературы.

2.2.3 Определение крахмала в листьях растений

Наличие крахмала в листьях определили с помощью йодной пробы. Лист крапивы обесцветили – удалили из него пигменты. Для этого опустили его в кипящую воду, затем на несколько минут в горячий раствор спирта. При этом пигменты из листа перешли в жидкости (воду и спирт). Когда лист обесцветился, промыли его водой и залили раствором йода. В присутствии крахмала происходит окрашивание в сине – черный цвет [19].

2.2.4 Анализ на сахара (глюкозу) вытяжки дикорастущих растений

В пробирку внесли 5 % - ный раствор глюкозы (аптечный), добавили раствор медного купороса и раствор щелочи. Получился светло-синий раствор.Полученный раствор поставили на водяную баню (в стакан с горячей водой). Через несколько минут раствор из светло - синего стал желтоватым, а затем красным, оранжевым. Эта реакция свидетельствует о положительном результате на присутствие глюкозы в растворе [20]. Это контрольная пробирка для сравнения результатов анализа с вытяжкой растения.

В качестве опытного образца для анализа на глюкозу взяли вытяжку клевера: в пробирку налили вытяжку клевера, добавили раствор медного купороса, щелочь и нагрели (поставили раствор в стакан с горячей водой).

Результаты сравнили с контрольным образцом (реакцией, выполненной с аптечным раствором глюкозы).

2.3. Органолептический анализ традиционного блюда пермской кухни - посикунчиков с добавлением съедобных дикорастущих трав

За основу взяли рецепт посикунчиков с зеленым луком и яйцом [21, 22].

Один вид посикунчиков приготовили с фаршем по рецепту, в трех других вместо зеленого лука использовали дикорастущие съедобные растения: мокрицу, крапиву и сныть.

Готовые посикунчики (а именно начинку, фарш) оценивали органолептически. Результаты занесли в таблицу.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Составление гербария-справочника дикорастущих пищевых растений Пермского края

Мы рассмотрели видовой состав растений, произрастающих на берегу реки Чусовой в окрестностях коттеджного поселка Рассохино, и выбрали для исследования несколько хорошо известных всем растений. Мы изучили некоторые их свойства и возможность использования в приготовлении пищи. Оказалось, что район Чусовского водозабора, где расположен коттеджный поселок, богат дикорастущими съедобными растениями. При установлении вида растения пользовались книгами и атласами - определителями [23-25].

Все найденные и установленные растения приведены в таблице Приложения 2. Они разделены на 3 группы по местам произрастания.

По результатам составили гербарий – справочник, в котором указаны описание и внешний вид растения, перечислены полезные свойства, использование в кулинарии (Приложение 3).

Мы выполнили опрос одноклассников и оказалось, что ребята плохо знают съедобные дикорастущие растения Пермского края и мало знакомы с их использованием в кулинарии (Приложение 4).

Это подтверждает актуальность и значимость нашего исследования.

Необходимо возрождать и пропагандировать традиции наших предков, использовать их опыт употребления в пищу дикорастущих растений, распространять информацию среди окружающих, одноклассников, через доступные средства массовой информации: соцсети, электронные СМИ, выступления на мероприятиях.

3.2 Что полезного есть в зелени дикорастущих растений

Мы выбрали несколько растений, которые, судя по литературе [10, 26], применяются в пищу в разных регионах России и выполнили с их зеленью или вытяжками химические анализы для обнаружения некоторых полезных веществ в дикорастущих растениях.

Качественное определение витамина С в вытяжках растений

Анализ на выявление витамина С (аскорбиновой кислоты) показал, что во всех трех выбранных опытных образцах (водных вытяжках крапивы, лопуха и мать-и-мачехи) присутствует витамин С (таб.3.1, рис.3.1).

Быстрее всего раствор йода обесцветился в вытяжке крапивы, а медленнее всего – в вытяжке мать-и мачехи. Эти результаты свидетельствуют, что из трех этих растений в крапиве витамина С больше всего, а в мать-и-мачехе меньше.

Таблица 3.1.

Результаты пробы на наличие витамина С в соке растений.

Образец

Цвет после добавления раствора Люголя (йода)

Вывод

Вода

Желто-коричневый

-

Крапива

Раствор йода обесцветился очень быстро

Витамин С присутствует

Лопух

Раствор йода обесцветился быстро

Витамин С присутствует

Мать – и - мачеха

Раствор йода обесцветился, но медленнее, чем в крапиве и мать- и мачехе

Витамин С присутствует

В литературе мы нашли подтверждение, что, действительно, в крапиве очень высокое содержание витамина С, до 10 раз больше, чем в лимонах и яблоках. По разным оценкам в свежей крапиве содержится, в среднем, 170-270 мг% витамина С (для сравнения: в лимоне его всего лишь 40 мг%, в апельсине — 60 мг%) [27, 28].

Чем так важен витамин С?

Э то наш главный союзник в борьбе против простудных заболеваний. Он позволяет поддерживать иммунитет в боеготовности, чтоб вовремя реагировать на внешнюю угрозу, поступающую от вирусов и бактерий. В организме аскорбинка, к сожалению, содержится лишь в небольших количествах, запас ее необходимо постоянно пополнять в любое время года. Избытка витамина С за счет пищевых продуктов, у человека быть не может, а вот недостаток сразу сказывается на здоровье. Главная опасность недостатка витамина С – развитие цинги. Это состояние описано много столетий назад, развивалось оно у людей, полностью исключавших из своего рациона растительную пищу (моряки в длительных путешествиях), и при отсутствии лечения приводило к смерти. Симптомы цинги – недостатка витамина С в рационе – кровоточивость десен, упадок сил, кровотечения, выпадение волос и зубов, боли в суставах [29, 30]. Восполнять же дефицит витамина С лучше всего достаточным количеством в рационе растительной пищи – не только овощей и фруктов, но и зелени, в том числе и зелени дикорастущих растений.

Качественная демонстрация по разделению растительных пигментов

Для выполнения опыта по разделению растительных пигментов мы добавили в спиртовой раствор клеточного сока крапивы бензин. Бензин не смешивается с растворами спирта, так как его свойства как жидкости отличаются от свойств воды и ее растворов [31].

Мы обнаружили, что смесь жидкостей в пробирке (эмульсия) со временем разделилась на два слоя – внизу спиртовой раствор, наверху – более легкий бензин. По мере расслоения эмульсии бензиновый слой окрасился в зеленый цвет из-за лучшей растворимости в нем хлорофилла – пигмента, который окрашивает растения в зеленый цвет.

В бензин перешел и каротин – пигмент желтого цвет, но его окраска маскируется зеленой окраской хлорофилла, поглощается им. Еще один растительный пигмент – ксантофилл - остается в спиртовом слое и придает ему золотисто-желтую окраску (рис.3.2) [17].

Этот анализ выявил, что растения содержат разные пигменты, не только зеленый хлорофилл, но также и желтые ксантофилл и каротин.

Чем важна для нас эта информация?

Пигменты растений, или по-другому их можно назвать красителями, не только придают цвет тем или иным частям растений. Каждый из них имеет свою биологическую функцию (работу). Но что еще важнее с точки зрения цели нашего исследования, они оказывают на наш организм полезное укрепляющее и оздоравливающее воздействие.

Хлорофилл обладает стимулирующим и тонизирующим действием, повышает основной обмен веществ, улучшает работу сердечно - сосудистой системы, дыхательного центра, усиливает иммунную функцию организма, выводит из организма токсины, поддерживает здоровую кишечную флору.

Пигменты каротин и ксантофилл обладают антиоксидантной активностью, повышают умственную и физическую работоспособность, защищают сетчатку глаза от разрушения и преждевременного старения. Выделенные из растений пигменты находят широкое применение как биологически-активные добавки к пище [32-34]. А используя в пищу большое количество растительное пищи и особенно зелени, в том числе и очень мало используемой зелени дикорастущих растений, мы можем на пользу своему организму использовать описанные выше свойства растительных пигментов.

Также хочется отметить, что зелень – отличный источник микроэлемента – магния. Магний – минерал, который требуется для более чем 300 реакций в организме: от выработки энергии до восстановления клеточных структур, отвечающих за наше здоровье. Если магний постоянно расходуется на неотложные нужды, ремонт клеток организма откладывается до лучших времен. Почти половина населения развитых стран получают с питанием недостаточно магния (а в развитых странах больше рекламируется и массово продвигается фаст-фуд, переработанные и рафинированные продукты, продукты, прошедшие многоступенчатую обработку). Недостаток магния – один из самых распространенных дефицитов микроэлементов. И это при том, что магний содержится в хлорофилле – вырабатывающей энергию молекуле, которая дает зеленый цвет растениям [35]. Принимая в пищу много зелени, можно восполнять недостаток магния.

Качественное обнаружение крахмала в зеленых растениях.

Крахмал – главное запасающее вещество растений и источник углеводов в нашем питании. Им богаты картофель, рис и другие крупы, все хлебобулочные изделия, мучные продукты.

Из него в организме образуется глюкоза. Наш организм - машина, работающая на сахаре: глюкоза — его главное топливо и самый быстрый способ получить энергию. Каждый раз, когда мы едим продукты, богатые углеводами, в частности, крахмалом, они немедленно превращаются в глюкозу [36-39].

Оказывается, крахмала много не только в крупах, клубнях, зерне, но и в листовой зелени он также содержится.

Мы установили это опытным путем: проба на крахмал (реакция с йодом) с листом крапивы была положительной (рис.3.4).

Эти результаты подтвердились и на листьях других дикорастущих растений. Мы опытным путем убедились, что растительная пища, и в частности, зелень (листья растений) – источник крахмала, очень ценного углевода, дающего в организме при расщеплении глюкозу – источник энергии и питания для нервных клеток, в частности, мозга.

Т акже мы выполнили пробу на глюкозу с клеточными вытяжками и пришли к выводу, что глюкоза присутствует в дикорастущих растениях (рис.3.5).

Итак, выполнив серию химических анализов, мы убедились, что зелень дикорастущих растений содержит полезные вещества.

Но также хочется отметить еще одно полезное вещество, которое мы получаем, употребляя в пищу зеленые растения.

П осле приготовления вытяжек осталась волокнистая кашица – это клетчатка, которая сама по себе ценна для нашего организма.

Она не переваривается в кишечнике и, поэтому, действует как «щетка»: собирает все вредные вещества, очищает, способствует здоровому пищеварению, а значит, хорошему иммунитету и здоровью, в целом. Недостаток грубых растительных волокон в рационе пагубно влияет на работу пищеварительной системы, а значит, падает иммунитет, начинают цепляться различные болезни. Всего 100 граммов любой зелени в сутки, и пользу для организма сложно будет переоценить. Грубые растительные волокна из свежей зелени – необходимы в нашем питании не меньше, чем другие питательные вещества, просто функции разные, но от этого не менее важные [40-42].

3.3 Использование дикорастущих растений в приготовлении пищи на примере традиционного блюда пермской кухни - посикунчиков

Мы опробовали применение в пищу дикорастущих съедобных растений на примере, вероятно, самого знаменитого блюда традиционной пермской кухни – посикунчиков. За основу взяли рецепт посикунчиков с начинкой из зеленого лука и вареных яиц. С этими привычными по вкусу посикунчиками (контрольным образцом) мы сравнивали вкус посикунчиков, в начинке которых вместо зеленого лука использовали три вида дикорастущих съедобных растений: мокрицу, крапиву и сныть (Приложение 5).

Готовые посикунчики (а именно начинку, фарш) оценивали органолептически. Результаты представлены в таблице Приложения 5.

По результатам органолептического анализа можно сделать следующее общее заключение: начинка с травами не сильно уступает традиционной начинке.

Зеленый лук можно заменять на зелень съедобных дикорастущих растений. Вкус начинок – приятный, хотя каждая из трав внесла свои «нотки». В начинке ощущаются характерные вкусы и привкусы, а также ароматы трав.

Из трех образцов наименее понравилась начинка со снытью. Зелень этого растения придавала специфический вкус начинке, запах был довольно резкий, перебивал вкус теста, консистенция была неоднородная.

В целом, можно сказать, что если вы уверены в безопасности дикорастущих трав (собираете их в экологически чистых и санитарно - эпидемиологически благополучных местах), то использование их в пищу - это вопрос привычки и убеждений.

Вкусовые качества пищи, приготовленной с заменой знакомых трав, уже давно ставших культурными, на дикорастущие, могут отличаться, но это может быть не недостатком, а «изюминкой», и расширить вкусовое разнообразие и пищевую ценность вашей домашней кухни.

Выводы по результатам исследования

  1. Установлено, что видовой состав дикорастущих съедобных растений Пермского края очень богат и разнообразен.

  2. Изучен видовой состав дикорастущих растений в прибрежной зоне реки Чусовой в окрестностях коттеджного поселка Рассохино, в сопоставлении с теорией выявлены пригодные в пищу дикорастущие растения.

  3. Химическими и физико-химическими методами анализа показано, что в различных частях растений содержатся крахмал, сахара (глюкоза), витамин С, большое количество клетчатки. Также ценность представляют растительные красители и микроэлементы.

  4. На примере традиционного пермского блюда - посикунчиков опробовано применение в пищу следующих растений: крапивы, сныти, мокрицы.

  5. Составлен гербарий-справочник по растениям, обнаруженным в изучаемой зоне, собрана кулинарная книга «Пермская зеленая кухня» (Приложение 3) и создан ее цифровой аналог в виде открытой группы в социальной сети «ВКонтакте», которую можно найти по qr-коду:

Заключение

В ходе исследовательской работы мы убедились, что в дикорастущих съедобных растениях очень много витаминов, микроэлементов, питательных веществ. Наша гипотеза подтвердилась: если знать дикорастущие растения и разумно использовать их, то можно не только разнообразить наш рацион питания, но и получить пользу для здоровья.

Список литературы

  1. Бунина М. Дикие травы, которые русские употребляют в пищу // https://rbth.ru/read/1962-5-wild-herbs-russians-eat

  2. Бодак О. Легенды об Иван-чае // https://vortexflowers.net/legendyi-o-tsvetah/legendyi-ob-ivan-chae/

  3. Головкин Б.Н. Голодный хлеб. Из книги «По дедовским рецептам», 1990 // http://drevoroda.ru/interesting/articles/654/3276.html

  4. Свежие сорняки – к вашему столу // https://homsk.com/bingo/svezhie-sornyaki-k-vashemu-stolu--dikie-travy--kotorye-russkie-upotreblyayut-v-pishchu

  5. Как растения вырабатывают кислород // Все просто // https://prostoyes.ru/kak-rastenija-vyrabatyvajut-kislorod.html

  6. Что такое фотосинтез и почему он так важен для нашей планеты // https://externat.foxford.ru/polezno-znat/wiki-biologiya-fotosintez

  7. Кравченко Р. Глобальное потепление и его последствия // https://ecoportal.info/globalnoe-poteplenie-i-ego-posledstviya/

  8. Сахарова А. Как мясо, молоко и яйца стали одной из главных угроз для экологии // https://trends.rbc.ru/trends/green/5f05e5b89a7947df0fab0a3c

  9. Кожевников Г. Вегетарианцы или мясоеды — кто экологичнее // https://plus-one.ru/ecology/2021/10/06/vegetariancy-ili-myasoedy-kto-ekologichnee

  10. Щелокова Л.Г., Глумов С.Г., Колегова М.С. Съедобные дикорастущие растения Пермского края и их использование. - Пермь: 2009, с.24. // https://djvu.online/file/sDJOboeKgAbXm?ysclid=lk78xrb8lo932992817

  11. Попов А. Навыки выживания: дикорастущие съедобные растения и их части // https://planet3.ru/dikorastusie-rastenia/

  12. Обработка растительного сырья для создания водной вытяжки // https://telefon-tehpodderzhki.ru/i/obrabotka-rastitelnogo-syrya-dlya-sozdaniya-vodnoi-vytyazki/

  13. Кондратова Т.С. Разделение пигментов методом бумажной хроматографии. Разделение пигментов по Краусу // «Первое сентября» Открытый урок // https://urok.1sept.ru/articles/601380

  14. Приготовьте 20 г 5 %-ного раствора медного купороса // http://funnychemistry.ru/p_2323.html

  15. Фаизова А. Сколько граммов в чайной ложке // https://www.kp.ru/family/eda/skolko-grammov-v-chajnoj-lozhke/

  16. Пищевые кислоты в питании. Качественное определение аскорбиновой кислоты // https://studbooks.net/2295566/matematika_himiya_fizika/eksperimentalnaya_chast

  17. Сальников А.И., Маслов И.Л. Физиология и биохимия растений: практикум. - Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2014, c.90-92, 122, 221.

  18. Ефимова М.В., Головацкая И.Ф. и др. Малый практикум по физиологии растений. – Томск: Изд.дом Томского государственного университета. 2018, с.25-28. // https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000633508/SOURCE1?viewPdfInternal=1

  19. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6-7 кл. сред. шк. – М.: «Просвещение», 1992, с.61-63.

  20. Скобун А.С., Белодедова Ж.В. Органическая химия. Качественный анализ биоорганических соединений: Лабораторный практикум: учеб.-метод. пособие. - СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2014, с.34.

  21. Морозова О. Посикунчики // https://kylinariya.ru/posikunchiki/

  22. Посикунчики в домашних условиях – рецепты пермских пирожков // https://kulinarnayamozaika.ru/posikunchiki-v-domashnih-usloviyah-retsepty.html

  23. Атлас растений // https://priroda-dar.ru/category/baza-rastenij/

  24. Новиков В., Губанов И. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2008.

  25. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. // https://drive.google.com/file/d/0BzOaiV5sq2YGb3YydVMtd2w0Y28/view?resourcekey=0-1Sp4x0eKi77msr3BJXaDEQ

  26. Кучеров Е.В. Дикорастущие пищевые растения и их использование. - Уфа: РИО Госкомиздата БССР, 1990, с.10-73. /www.k

  27. Стрельцова А., Яковлева А. Крапива: польза и вред для здоровья // https://www.kp.ru/family/eda/krapiva-polza-i-vred/

  28. Невская М. Топ-5 лекарственных растений, богатых аскорбиновой кислотой // https://7dach.ru/zdorovie/MarusyaRusya/top-5-lekarstvennyh-rasteniy-bogatyh-askorbinovoy-kislotoy-299138.html

  29. Витамин С. Свойства и польза аскорбиновой кислоты // https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-centr/186-press-centr/10070-1vitamin-s-svojstva-i-polza-askorbinovoj-kisloty

  30. Парецкая Е.М., Сундуков А.В. Зачем ребенку нужен витамин С? // https://medaboutme.ru/articles/zachem_rebenku_nuzhen_vitamin_s/

  31. Почему бензин не смешивается с водой // https://helpdoma.ru/voda/pocemu-benzin-ne-smesivaetsya-s-vodoi

  32. Грищенко А., Кодацкая С. В. Игра цветов, или Пигменты в нашей жизни // http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=201000604

  33. Хлорофилло-каротиновая паста // https://www.npo-tef.com/news/tpost/b1dyipta1-hlorofillo-karotinovaya-pasta

  34. Польза хлорофилла // https://meduniver.com/Medical/profilaktika/polza_xlorofilla.html

  35. Гревал П., Лугавер М. Еда для гениев. Как увеличить свой IQ во время завтрака, повы-сить производительность мозга во время обеда и активизировать память за ужином. – М.: Эксмо, 2021, с.42-44

  36. Наше питание // Окружающий мир, 3 класс // http://okrugmir.ru/class3/class3_49.php

  37. Глюкоза – основное топливо для нащего мозга // https://pikabu.ru/story/glyukoza__osnovnoe_toplivo_dlya_nashego_mozga_6689085

  38. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями. - Минск, "Народная асвета", 1991, с.69-71. // https://vk.com/club134922633?w=wall-134922633_4160

  39. Ефремкин А. О природе кисельных берегов // Наука и жизнь, 2008, №6. // https://www.nkj.ru/archive/articles/14173/

  40. Клетчатка. Что это, и ее польза для человека // https://42.rospotrebnadzor.ru/content/817/100238/

  41. Клетчатка // https://thefoodandhealth.com/komponenty-pitaniya/kletchatka/

  42. Макиша М. Зелень – надежный источник клетчатки // https://wikirecepts.ru/zelen-nadezhny

Приложение 1

Правила сбора дикорастущих растений для приготовления пищи

1. Сбор дикорастущих растений для использования их в пищу начинают с ранней весны, когда особенно остро ощущается потребность человеческого организма в витаминах, а свежие овощи практически отсутствуют.

2. Собирать съедобные растения следует по возможности до начала их цветения, поскольку позже нежные молодые побеги и листья грубеют, теряют свою пищевую ценность и годятся только для сушки и квашения.

3.Сбором занимаются в хорошую погоду, во второй половине дня, когда листья растения просыхают от росы и пополняют израсходованные ночью запасы питательных веществ. Зеленые побеги и листья осторожно срезают с помощью ножа или ножниц, чтобы не повредить корневую систему.

4.Собирать можно только те растения, которые хорошо знаешь. Надо придерживаться правила: НЕ УВЕРЕН - НЕ СОБИРАЙ!

5.В неблагоприятных экологических условиях растения становятся непригодными для пищи, поэтому на свалках, в местах скопления нечистот, вдоль дорог, вблизи от города и промышленных предприятий их собирать нельзя.

6.Собранные зеленые части растений очищают от сора и находящихся на них мелких насекомых и тщательно отмывают от земли и пыли.

Приложение 2

Анализ видового состава дикорастущих съедобных растений в районе Чусовского водозабора

Лесные

Полевые

По берегам рек

крапива

черемша

манжетка

мокрица

подорожник

земляника лесная

душица

кровохлебка

купырь лесной

майник двулистный

дудник лесной

орляк обыкновенный

шиповник

сныть

пастушья сумка

гусиный лук

рябина

клевер луговой

цикорий обыкновенный

мать – и – мачеха

лопух

подорожник

одуванчик

щавель курчавый

чертополох

хвощ полевой

лебеда

сурепка

донник лекарственный

зверобой

пижма обыкновенная

пырей ползучий

полынь обыкновенная

земляника

рогоз

боярышник

гулявник

девясил высокий

змеевик

камыш озерный

лапчатка гусиная

тростник обыкновенный

сусак болотный

чистяк весенний

гравилат

дягиль

Приложение 3

Гербарий – справочник дикорастущих съедобных растений Пермского края.

Кулинарная книга «Пермская зеленая кухня»

Приложение 4

Карта опроса одноклассников.

Вопросы:

  1. Какие растения из списка вам знакомы?

  2. Какие дикорастущие съедобные растения Вы когда-либо использовали в пищу?

  3. Знаете ли Вы, как можно использовать дикорастущие растения при приготовлении пищи?

Предложенный список дикорастущих растений:

Брусника, княженика, одуванчик лекарственный, черемша, конский щавель, пастушья сумка, крапива двудомная, шиповник, черемуха, чабрец, подорожник.

Результаты опроса:

В опросе участвовало 32 человека.

Одноклассники плохо знают съедобные дикорастущие растения Пермского края и мало знакомы с их использованием в кулинарии.

20% знают из предложенного списка только бруснику, одуванчик, шиповник, подорожник, черемуху.

10 % использовали при приготовлении пищи только бруснику.

3% знают, как можно использовать дикорастущие растения при приготовлении пищи.

Вывод, подтверждающий актуальность темы исследования:

Необходимо возрождать и пропагандировать традиции наших предков, использовать их опыт употребления в пищу дикорастущих растений, распространять информацию среди окружающих, одноклассников, через доступные средства массовой информации: соцсети, электронные СМИ, выступления на мероприятиях.

Приложение 5

  1. Органолептический анализ блюда с использованием дикорастущих

съедобных растений

Исходный рецепт: традиционное блюдо пермской кухни – посикунчики.

Начинка: вареные яйца и зеленый лук.

Растительная составляющая фарша

Цвет*

Вкус и привкус*

Запах*

Консистенция*

Структура*

Понравилось (количество баллов из 10)

Зеленый лук (контроль)

Зеленый

Приятный, сладкий

Ароматный, чувствуется запах лука

Мягкая

Волокнистая

10

Мокрица

Светло - зеленый

Приятный

Запах свежескошенной травы

Нежная, мягкая, однородная

Волокнистая

10

Сныть

Темно -зеленый

Специфический

Необычный, перебивает вкус теста

Неоднородная

Волокнистая

9

Крапива

Темно -зеленый

Приятный

Чувствуется запах крапивы

Неоднородная

Волокнистая

10

*Примечание: параметры оценивали относительно влияния на них растительной добавки, которую анализировали.

2. Подготовка объектов для органолептического анализа. Процесс приготовления посикунчиков с начинкой на основе дикорастущих съедобных растений.

Просмотров работы: 30