Эффективность различных методик в борьбе с заиканием

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эффективность различных методик в борьбе с заиканием

Чуваева А.Р. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №1538"
Федоськина Е.А. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №1538"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: чаще всего именно в детском возрасте из-за раннего психического и речевого развития, эмоциональной неустойчивости, общей ослабленности или неврологических изменений возникают различные дефекты речи, например, заикание. При заикании нарушается голос, дыхание и артикуляция, а также заикающийся имеет психологические особенности: страх речи, скованность, избегание речевого общения и многое другое.

Цель: изучить нарушение речи, выяснить причины и проанализировать эффективность распространенных методик для улучшения речи у детей с заиканием.

Задачи:

  1. Изучить информацию о заикании, о причинах возникновения и специфике.

  2. На приёме у квалифицированного логопеда провести наблюдение за поведением ребёнка, сделать соответствующие выводы.

  3. Проанализировать несколько распространенных методик квалифицированных специалистов.

  4. На основе изученного составить свои рекомендации для устранения дефекта речи.

  5. Провести логопедические занятия с целью выяснить, помогут ли рекомендации в улучшении речи у ребенка-подростка.

Гипотеза: в современном мире люди попадают в разные стрессовые ситуации, начиная с самого раннего возраста. У некоторых детей никак глобально не влияет стресс на здоровье, а у других – появляются дефекты речи, которые влекут за собой неуверенность в себе и замкнутость. Когда я изучу информацию о таком дефекте речи, как заикание, я смогу помочь многим детям исправить это нарушение и показать, что, если прилагать усилия, то любую проблему возможно решить.

Методы исследования:

• Описание и анализ теоретических источников информации

• Наблюдение

• Эксперимент

Объект исследования: заикание.

Предмет исследования: причины возникновения дефекта и варианты улучшения речи без вреда для здоровья.

  1. Теоретическая часть

    1. Что такое заикание?

Заикание – это нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Эта патологическая речь отличается не только повторением или удлинением произносимых звуков, слогов, слов, но и частыми остановками, разрывающими равномерное течение речи. Речевые тики (частое повторение слов-паразитов, протягивание звуков по типу "э-э-э") и речь взахлёб не имеют к заиканию никакого отношения.

Заикание поражает людей всех возрастов. Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза).

    1. Причины возникновения дефекта речи.

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие (почву) и производящие (толчки).

К предрасполагающим причинам относятся:

• невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);

• невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

• конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам).

К неблагоприятным условиям относятся:

• физическая ослабленность детей;

• возрастные особенности деятельности мозга: большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

• ускоренное развитие речи (3—4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

• скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;

• недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

    1. Механизм возникновения.

В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.

При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:

  • Если сигнал завершения предыдущего элемента недостаточно сильный, то он повторяется снова. Так развивается типичное клоническое заикание — повторение звуков и слогов.

  • Если речевой аппарат получает команду озвучивать следующий звук, но при этом ещё не завершён предыдущий сигнал, то последовательность формирования речи приостанавливается и развивается тоническое заикание — паузы или растягивание звуков.

Появление заикания также связано с генетическими нарушениями. Начиная с 2010 года, исследователи из Национального института глухоты и других нарушений коммуникации определили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием. К ним относятся ген 12-й хромосомы. Мутации в этих генах встречаются у 6 % заикающихся.

Вероятный патогенез заикания связан с перевозбуждением правого полушария головного мозга и межполушарными нарушениями ритмического компонента речи. При заикании возникает дезорганизация на уровне коры головного мозга. Из-за этого "усиливается" невербальный ритм речи, связанный с преобладанием работы правого полушария.

Но иногда, когда мысли "обгоняют" язык, возникает физиологическое заикание. В его основе лежит трудность в реализации речевого замысла в момент общения. Вероятный патогенез такого заикания — лингвистически слабая работа левого полушария мозга, которая проявляется в проблемах с реализацией запрограммированного смысла высказывания.

    1. Типы заикания, виды.

Виды заикания по форме судорог:

  • респираторное (дыхательное) заикание — судороги дыхательного аппарата;

  • вокальное (голосовое) заикание — судороги голосового аппарата;

  • артикуляционно-фонетическое заикание — судороги артикуляционного аппарата;

  • смешанное заикание (например, дыхательно-артикуляционное или артикуляционно-голосовое).

В зависимости от патогенеза и причины возникновения бывает две формы заикания:

  • Неврозоподобная форма — заикание, связанное с остаточными органическими изменениями головного мозга, которые возникли у малыша ещё внутри утроба матери или в раннем детстве. Примерами такой формы являются заикание и гиперкинезы (тики) при детском церебральном параличе и минимальном нарушении работы мозга с синдромом гипервозбудимости и дефицита внимания (СДВГ).

  • Психогенная (невротическая) форма (логоневроз) — заикание, возникающее из-за испуга или хронического стресса, которые приводят к развитию психосоматических заболеваний. Такая форма заикания встречается достаточно редко.

    1. Профилактика дефекта.

Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Следует учитывать, что устная речь развивается по подражанию, поэтому для ребенка неблагоприятную роль могут сыграть лица с заиканием, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы. Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; необходимо создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.

В пубертатном периоде обращают внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности, так как различные отклонения в нервно-психическом состоянии, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения или усиления заикания или его рецидива.

  1. Практическая часть.

    1. Анализ разнообразных методик коррекции дефектов речи.

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, JI. 3. Андронова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, A. И. Лубенская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Синицина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, B. М. Шкловский и др.

Методика устранения заикания у подростков под руководством проф. С. С. Ляпидевского, содержит 6 основных этапов логопедической работы:

1) подготовительный (2—3 дня);

2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии);

3) максимальное ограничение речи (10—14 дней);

4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели);

5) закрепление правильных речевых навыков (3—4 недели);

6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж).

Собственно речевые занятия с заикающимися начинаются с установочного этапа, когда они на положительных примерах лечившихся до них получают стимул к собственному излечению. На этапе максимального ограничения речи заикающиеся находятся на полном режиме молчания 3—5 дней, а в остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопряженной, полуотраженной и отраженной речью, а затем и небольшими фразами, необходимыми для обихода в отделении. В этот же период с заикающимися проводятся упражнения по постановке дыхания и артикуляционная гимнастика.

На этапе активной перестройки речи вводится речевой режим, работа над диалогом, беседы на заданную тему, небольшие самостоятельные пересказы на свободную тему. Во время речевой практики заикающиеся закрепляют полученные навыки самостоятельной речи в различных ситуациях (тренировка на экстрараздражители).

На заключительном этапе (выпускная конференция с участием родителей и друзей, обслуживающего персонала и др.) подростки отвечают на вопросы аудитории, декламируют или читают отрывки из художественных произведений, разыгрывают небольшие сценки из пьес, делают доклады.

По методике И. Ю. Абелевой, JL П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений.

Далее предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). В последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры).

В разработанной В. М. Шкловским комплексной системе курс лечения заикания (2,5—3 месяца) включает пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройки патологических речевых навыков и нарушений отношений личности; закрепления достигнутых результатов; диспансеризации и профилактики; санаторно-курортного лечения.

На подготовительном (диагностическом) этапе (10—15 дней) проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функций, выработке речевых эталонов и т. д.

Некоторые авторы считают целесообразным сообщать заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плановой речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гутцманом и Г. Гутцманом в 1924 г. Они представляют познавательный интерес и в настоящее время, поскольку используются в практике логопедов.

Правила для упражнения в плавной речи

1. Говори медленно и спокойно, т. е. выговаривай слог за слогом, слова за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

5. Прежде чем начать говорить, быстро, глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание,

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на согласный звук, а на гласный.

9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10.Когда слово начинается с гласного, начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

    1. Рекомендации, составленные на основе изученных методик.

Изучив методики, составила свои рекомендации. В первую очередь, по методике И. Ю. Абелевой, JL П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой начнем занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений. Далее предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). В ходе занятий будут использоваться 12 правил для упражнения в плавной речи А. Гутцмана и Г. Гутцмана. Занятия будут проходить на протяжении четырёх месяцев, чтобы после можно было сравнить результаты до начала лечения и по прохождении нескольких занятий. Необходимо будет выучить басню, или стих, или песню и выступить перед семьёй. Затем будет проведено заключительное занятие с логопедом, на котором подростку с заиканием необходимо будет выговорить трудные слова, чтобы удостоверить в корректности и плавности его речи.

В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: речь свободная, без заикания, со значительным улучшением, с незначительным улучшением и без улучшения. Речь заикающегося здесь оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса логопедических занятий.

    1. Результат проведённых занятий в течение четырёх месяцев.

Ребёнок-подросток регулярно посещал занятия с логопедом на протяжении четырёх месяцев (фото 1). По моей просьбе, логопед использовала мои рекомендации. Речь более свободная, со значительным улучшением. Ребёнок больше не заикается в кругу семьи, как было раньше, но в стрессовых ситуациях начинает сильнее переживать, из-за чего заикание снова становится заметно. Занятия дали заметный результат, из чего можно сделать вывод, что методики и рекомендации, на основе этих методик эффективны. Также ребёнок стал чувствовать себя увереннее, так как знает, как контролировать данный дефект речи. Ему не приносили дискомфорт занятия. Также перед членами семьи, как изначально ставилась задача, была рассказана сказка А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Сначала было волнение, из-за чего забывались слова, а также заикание мешало продолжить говорить, но вскоре ребёнок успокоился и с удовольствием рассказал сказку до конца, практически не заикаясь.

Фото 1. Занятия с логопедом.

  1. Выводы.

Изучила такое нарушение речи, как заикание, и причины его возникновения. Проанализировала различные методики, провела занятия с логопедом и ребёнком-подростком, который заикается. Методики, изученные в данной работе, эффективны и применимы. Наиболее эффективной оказалась методика И. Ю. Абелевой, JL П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой, поскольку в неё входят дыхательные и артикуляционные упражнения, которые помогли ребёнку-подростку справляться с волнением и учиться говорить спокойно и плавно.

Список литературы:

  1. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений; под ред. Л. С. Волковой. — 5-еизд., перераб. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с.: ил. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-01357-2. – Текст : непосредственный.

  2. Проболезни : Нервные болезни : [сайт]. – URL: https://probolezny.ru/zaikanie/ (дата обращения 15.10.2023). – Текст: электронный.

Просмотров работы: 123