Загадочная плесень

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Загадочная плесень

Проваткина М.К. 1Черепанова З.А. 1
1МОУ Батаминская СОШ
Минина Е.В. 1Минина И.Л. 1
1МОУ Батаминская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Работа посвящена изучению плесени.

Цель исследования: выяснить, какие условия способствуют появлению и развитию плесени и ее роль в жизни человека.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу по теме.

  • Провести исследование по выращиванию плесени в домашних условиях на продукте питания – хлебе.

  • Определить, при каких условиях образуется плесень.

  • Выяснить, полезна или вредна плесень для человека.

  • Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявления знаний о плесени.

Объект исследования: плесень.

Предмет исследования: условия развития плесени на продуктах питания.

Гипотеза: мы предполагаем, для того чтобы вырастить плесень, не нужно никаких особых условий – плесень вырастит сама в любом месте.

Методы исследования: изучение литературы по теме, анкетирование, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

В ходе работы над исследованием мы узнали, что такое плесень. Пронаблюдали за появлением и ростом плесени. Теперь могу рассказать о плесени моим одноклассникам.

Прежде чем приступить к основной работе мы провела анкетирование среди учеников 3 класса.

  1. Вы знаете, что такое плесень?

  2. Где вы встречали плесень в своей жизни?

  3. Как вы считаете, пользу или вред приносит плесень человеку?

  4. Хотели бы вы больше узнать о плесени?

Проанализировав результаты опроса (Приложение 4), мы сделали выводы:

  1. Большинство учащиеся не имеют представление о плесени.

  2. По мнению ребят, чаще всего плесень встречается на продуктах питания.

  3. Больше половины опрошенных считают, что плесень приносит вред человеку.

  4. Ребята хотели бы больше узнать о плесени.

Практическое применение: собранный нами материал можно применять на уроках окружающего мира и на занятиях внеурочной деятельности.

Введение

«Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют «хлебом дьявола» и «плевком Бога». Она сказочно красива и вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень.» [1]

Актуальность исследования. Плесень встречается в нашей жизни достаточно часто. Она не редко появляется в наших домах на различных продуктах питания. И мы должны знать, как плесень влияет на здоровье человека, полезна она или вредна.

Интерес к этой теме возник, когда мы вернулись с бабушкой домой, после продолжительного отсутствия и обнаружили, что хлеб в полиэтиленовом пакете, забытый на столе на кухне, покрылся зеленоватым налётом, а на хлебе, который находился в холодильнике, этого налёта практически не было. В голове возникли вопросы. А что такое плесень? Почему один и тот же хлеб сохранился в холодильнике лучше, чем на столе? Что влияет на развитие плесени? Откуда же эта плесень могла взяться?

Новизна исследования: Мы выбрали для исследования именно эту тему, потому что мне и моим одноклассникам мало что известно о плесени. Какова ее роль в жизни человека и как она появляется, мы этого не знаем.

Цель исследования: выяснить, какие условия способствуют появлению и развитию плесени и ее роль в жизни человека.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу по теме.

  • Провести исследование по выращиванию плесени в домашних условиях на продукте питания – хлебе.

  • Определить, при каких условиях образуется плесень.

  • Выяснить, полезна или вредна плесень для человека.

  • Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявления знаний о плесени.

Объект исследования: плесень.

Предмет исследования: условия развития плесени на продуктах питания.

Гипотеза: мы предполагаем, чтобы вырастить плесень, не нужно никаких особых условий (плесень вырастит сама в любом месте).

Методы исследования: изучение литературы по теме, анкетирование, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

База исследования: Батаминская школа, кабинет №2.

Содержание работы: Работа посвящена изучению плесени. В основной части работы представлена информация о происхождении плесени, её характеристика, значение для человека. В практической части даётся описание роста плесени на основе исследования и вывод.

  1. Основная часть

1.1 Что такое плесень

Из толкового словаря С. И. Ожегова: «Плесень – это образуемые особыми грибами налеты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чем – нибудь гниющем, сыром». [2, 789]

В простонародье собирательным словом «плесень» называют колонии грибков, которые бывают самые разные: (Приложение 1)

  • плесневые грибки (они распространены повсюду, и могут жить даже на камнях);

  • грибки синевы (обитают в клетчатке дерева);

  • грибки гниения (их представителями является бактериальная, белая, бурая гниль);

  • дрожжевые грибки (специфический налет на растениях).

Чаще всего встречаются плесени желтые, зеленые, голубые, черные, бурые, серые. Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. Тело плесневых грибков представляет собой грибницу – мицелий (от греч. «микес» - гриб), состоящий из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей – гиф (от греч. «гиф» - ткань, паутина) с неограниченным ростом и боковыми ветвлением. Некоторые гифы растут вертикально и на своих концах образуют расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Они служат для плесени тем же, чем корни для растений, так как не только помогают закрепиться на одном месте, но и всасывают питательные вещества.

Плесень бывает в виде слизи, корочек, пленок, рыхлого или порошкообразного налета, пушка или «ваты».

Плесень при благоприятных условиях может образоваться практически везде - в почве, воде, на продуктах питания, даже на стенах домов и т.д. Это происходит из-за того, что в воздухе находится большое количество очень маленьких спор. Из них и вырастает плесень.

В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие чёрные точки - спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50.000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней! Плесень размножается невероятно быстро.

Вывод: Изучив специальную литературу, узнали, что плесень – это гриб, который приспосабливается к любым условиям жизнедеятельности, известный с древних времен, всеядна и вездесуща.

1.2 Какое значение имеют плесень для человека

1.2.1 Опасная плесень

Об опасных свойствах некоторых видов плесени известно уже давно.
В VI веке до нашей эры ассирийцы использовали древний вид биологического оружия – спорынью, с помощью которой они отравляли воду в колодцах своих врагов. (Приложение 2)
В средние века той же самой плесенью, которая иногда появляется на колосьях ржи, вызывало у многих людей зуд, судороги, галлюцинации и гангрену.
Стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, которые живут в организме, поражая органы и кости, вызывают страшные заболевания. Основной вред плесени состоит в том, что плесень аллергична и токсична. Плесень может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей, дерматологических, легочных и даже онкологических заболеваний. Плесень не выводится из организма.
Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком.

Самой ядовитой считается плесень желтого цвета, которая поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению рыба, молоко, рис) (Приложение II). Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Особая любовь у плесени к ванным комнатам, кухням, вентиляционным шахтам и цветочным горшкам, и что самое неприятное, в наших холодильниках (Приложение 2). Поэтому люди привыкли просто ее не замечать.

Вывод: Плесень наносит вред не только продуктам питания, здоровью человека, но и таким прочным материалам как бетон и металл, всему, что нас окружает.

1.2.2 Полезная плесень

Существует ли полезная плесень? Да. Плесень используется при производстве сыров и может быть на поверхности сыра или образоваться внутри. Голубые сыры Рокфор (Приложение 3), Горганзола и Стилтон получают внедрением спор плесени . Сыры Бри и Камамбер имеют белую поверхностную плесень. Есть сыры, содержащие поверхностную и внутреннюю плесень. Плесень, используемая для производства сыров безопасна для употребления в пищу.

Другой популярный продукт, получаемый с помощью плесени - французское вино (Приложение 3). Для его изготовления используется «Серая гниль». Сегодня это одно из самых дорогих вин мира.

Начиная с 30-х годов XX века, во всём мире до сих пор широко применяют плесень для производства лимонной кислоты. 

Многие виды плесени применяют для переработки сырья и получения определённых сортов бумаги и картона из древесных и бумажных отходов.

В сельском хозяйстве плесневые грибы нужны для борьбы со многими насекомыми- вредителями, например колорадским жуком, картофельной коровкой, кукурузным мотыльком, свекловичным долгоносиком.

В авиастроении также нашлось место плесневым грибам — при их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолётов от обледенения при взлёте и посадке.

Даже при очистке сточных вод используют плесневые грибы! Без этого жизнь в больших городах была бы крайне затруднена.

В начале ХХ века британский биолог Александр Флеминг и его коллеги обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки — причину гнойных поражений. В 1928 году из штамма плесневого гриба вида Пенициллум нотатум был получен пенициллин – первый в мире антибиотик (Приложение 3).

Вывод:Полезная или благородная плесень используется в фармакологии. Лекарства на основе плесени спасают людей от различных заболеваний. Плесень нужна для приготовления различных продуктов питания. В сельском хозяйстве для борьбы с вредителями. Плесень нашла применение практически во всех сферах жизнедеятельности человека.

1.3 Интересные исторические факты

- Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.

- В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил гробницу. Все участники вскрытия гробницы вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумии жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».

- После взрыва Чернобыльской атомной станции через несколько лет было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации.

- Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.

- Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.

- С плесенью связано много легенд. Александр Македонский знал о её прожорливости и приказывал пропитывать оливковым маслом деревянные сваи мостов и обшивку кораблей. Ной в тех же целях просмолил ковчег.

- В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят желтым рисом. Он весь заражен желтой плесенью.

Такая вот удивительная и загадочная плесень!

    1. Результаты анкетирования

В данной работе провели анкетирование среди учащихся 3 «А» класса
Батаминской школы с целью составления объективной оценки знаний о плесени. Для этого была составлена и запущена анкета из 4 вопросов. В анкетировании приняли участие 18 обучающихся. Представим результаты анкетирования. (Приложение 4)

1. Вы знаете, что такое плесень?
Результаты опроса показали, что учащиеся (это более 70%) не имеют представление о плесени.

2. Где вы встречали плесень в своей жизни?

По мнению ребят, чаще всего плесень развивается на продуктах питания, особенно на хлебе (78%).

  1. Как вы считаете, пользу или вред приносит плесень человеку?

55% опрошенных считают, что плесень приносит вред человеку.

  1. Хотели бы вы больше узнать о плесени?

72% хотели бы больше узнать о плесени.
По результатам анкетирования, можно сделать следующие выводы: выбранная мной тема является актуальной. А результаты проведенного исследования будут интересны и познавательны как для меня, так и для моих одноклассников.

    1. Исследование по выращиванию плесени на хлебе в разных условиях

Для проведения опытов были приготовлены 5 образцов хлеба из пшеничной муки. (Приложение 5)

  • Образец № 1 – кусочек хлеба в холодильнике (без пакета целлофанового); t=-+40С

  • Образец № 2 – кусочек хлеба в комнате (без пакета целлофанового); t=+250С

  • Образец № 3 – кусочек хлеба в холодильнике (в пакете целлофановом); t=+20С

  • Образец № 4 – кусочек хлеба в комнате (в пакете целлофановом); t=+250С

  • Образец № 5 – кусочек хлеба в морозильной камере (без пакета целлофанового);

t=-160С

      1. Опыт 1

Цель:Определить - в каком пространстве быстрее может образоваться плесень

Объекты исследования: 2 кусочка одинакового хлеба, полиэтиленовый пакет.

1 кусок хлеба находится в пакете , 2 кусок вне пакета. (Приложение 5 таблица 1)

Вывод: В процессе исследования было выявлено, что плесень образуется быстрее в закрытом пространстве. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков.

1.5.2 Опыт 2

Цель:Определить условия образования и роста плесени.

Оборудование: Кусочки хлеба помещены в разные условия: холодильник, комната, морозильная камера. (Приложение 5)

Вывод: Плесень активно размножается при комнатной температуре.

1.5.3 Опыт 3

Цель: Выяснить значение влажности для образования и роста плесени

Объекты исследования: 2 куска одинакового хлеба, полиэтиленовый пакет.

1 кусок хлеба находится в пакете , 2 кусок вне пакета. (Приложение 5 таблица 1)

Вывод: Важным условием появления плесени является влажность. Сухость воздуха является главным препятствием для появления и развития плесени.

1.5.4 Вывод

Проведенное исследование с помощью опытов не подтвердило нашу гипотезу, для того чтобы вырастить плесень, не нужно никаких особых условий – плесень вырастит сама в любом месте.

Плесень активно размножается при комнатной температуре в условиях повышенной влажности. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков.

Заключение

Наша гипотеза - для того чтобы вырастить плесень, не нужно никаких особых условий – плесень вырастит сама в любом месте - не подтвердилась.

Выполняя эту работу, изучили специальную литературу и узнали, что плесень – это гриб, который приспосабливается к любым условиям жизнедеятельности, известный с древних времен, всеядна и вездесуща.

Так же узнали, что плесень бывает разной. Полезная или благородная плесень используется в фармакологии. Лекарства на основе плесени спасают людей от различных заболеваний. Плесень нужна для приготовления различных продуктов питания. В сельском хозяйстве для борьбы с вредителями. Плесень нашла применение практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Плесень может, наносит вред не только продуктам питания, здоровью человека, но и таким прочным материалам как бетон и металл, всему, что нас окружает.

Проделав опыты, мы поняли, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов.

Мы научились находить нужный материал из различных источников, проводить опыты, делать выводы.

Поставленные в работе задачи полностью выполнены, в результате была достигнута основная цель - условия способствующие появлению и развитию плесени и ее роль в жизни человека.

Анкетирование учащихся 3 класса позволило сделать вывод о том, что выбранная нами тема интересна не только нам, но и одноклассникам. Следовательно, собранный нами материал можно применять на уроках окружающего мира и на занятиях внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Документально-исторический фильм. – Плесень. Режиссер- Д. Васильев . 2008г

  2. Толковый словарь современного русского язык. С. И. Ожегов, Л.И. Скворцова. – Москва «Мир и Образование»; 2016. – 1376 с.

  3. Журнал «Здоровье» №2 / февраль 2011 – Плесень: опасный сосед

  4. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Медицина Москва. ООО « Издательство АСТ ЛТД », 1997г.

  5. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов/ Перевод с испанского. – М.: Эксмо, 2010. – 512 с.

  6. Материалы интернет-источников.

Приложение 1

Разные виды плесени

Приложение 2

Спорынья «Жёлтая плесень»

Плесень на продуктах, на стене, на древесине.

Приложение 3

Виды сыров с плесенью

Рокфор Горгонцола

Стилтон Камамбер (с белой плесенью)

«Серая гниль» Пенициллин

П риложение 4

Анкетирование по теме «Плесень»

1. Вы знаете, что такое плесень?

-да-

-нет-

2. Где вы встречали плесень в своей жизни?

- в продуктах питания -

- в домах –

- я её не замечал(а) –

3. Как вы считаете, пользу или вред приносит плесень человеку?

- пользу-

- вред –

-не знаю -

4. Хотели бы вы больше узнать о плесени?

-да-

-нет-

Вопрос

Количество ответов

1. Вы знаете, что такое плесень?

а) да

5

б) нет

13

2. Где вы встречали плесень в своей жизни?

а) на продуктах питания;

14

б) в домах;

4

в) я её не замечал(а).

0

3.Как вы считаете, пользу или вред приносит плесень человеку?

а) пользу;

5

б) вред;

10

в) не знаю;

3

4. Хотели бы вы больше узнать о плесени?

а) да

13

б) нет

5

Приложение 5

Таблица 1 – Результаты исследования.

 

1 образец

2образец

3 образец

4 образец

5 образец

1 день

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

Хлеб замёрз, плесени нет

2 день

Изменений нет

Стал подсыхать, плесени нет

Изменений нет

Начала появляться плесень

Изменений нет

3 день

Изменений нет

Высох, плесени нет

Изменений нет

Появилась плесень (появились синие и чёрные пятна)

Изменений нет

4 день

Изменений нет

Высох, плесени нет

Изменений нет

Плесень стала разрастаться

Изменений нет

5 день

Изменений нет

Высох, плесени нет

Изменений нет

Плесень стала разрастаться

Изменений нет

6 день

Изменений нет

Высох, плесени нет

Изменений нет

Плесень разрастается по всему куску хлеба

Изменений нет

7 день

Изменений нет

Высох, плесени нет

Изменений нет

Плесень продолжает расти по всему куску хлеба и появился неприятный запах

Изменений нет

Просмотров работы: 17