Введение
Актуальность нашей проблемы заключается в том, что не каждый подросток знает, как правильно составить рацион питания, в зависимости от количества расходуемой энергии.
Цель - научиться рассчитывать суточную норму калорий и правильно распределять их в зависимости от своего энергопотребления.
В соответствии с целью перед исследованием были поставлены следующие задачи:
-Узнать правила расчета суточной нормы калорий и собрать информацию об энергозатратах школьника;
-Провести опрос среди обучающихся ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания» от 16 до 18 лет с целью узнать, насколько они информированы по данному вопросу;
-Провести ряд экспериментов для грамотного расчета потребления и расходования калорий;
-Создать и распространить пособие для школьника, чтобы научить его рассчитывать суточную норму потребления и расхода калорий.
Объект исследования- энергопотребление и расход калорий учащихся.
Предмет исследования - ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания».
Методы исследования:
Опрос- анкетирование, методы исследования, теоретические, изучение и обобщение полученного материала.
Гипотеза- мы предполагаем , что одинаковое количество калорий, пришедшие из разной пищи, усваиваются и воспринимаются организмом также по разному, а молодежь не умеет рассчитывать свою суточную норму потребления и расхода калорий
Глава I. Литературный обзор.
1.1Средняя суточная норма потребления калорий
Мытье посуды, прогулка по парку, занятия в тренажерном зале и любая другая даже самая незначительная активность сопровождается сжиганием определенного количества калорий. Калории – эта та энергия, которую тратит человеческий организм на то, чтобы функционировать в нормальном режиме. Человек, вне зависимости от пола, каждый день должен снабжать свой организм определенным количеством калорий. Норма калорий зависит от пола, возраста, образа жизни, уровня повседневной активности.
С точки зрения пола потребление калорий различается тем, что суточная норма для мужчин значительно превышает суточную норму для женщин. С точки зрения возраста – больше калорий требует молодой организм, который тратит на рост и развитие значительную энергию. Кроме того, молодые люди склонны к более активному образу жизни, в то время как по мере взросления образ жизни человека, как правило, становится более спокойным и размеренным. Одновременно, человеку, который основную часть дня проводят сидя в кабинете, нужно гораздо меньше калорий, чем, например, спортсмену, чей ежедневный график сопряжен с многочасовыми тренировками.
1.2. Средняя суточная норма потребления калорий для мужчин
Сидячий образ жизни.
Для мужчин данной категории в возрасте от 19 до 30 лет суточная норма составляет 2400 калорий, в возрасте от 31 до 50 – 2200 калорий. Мужчинам старше 51 достаточно 2000 калорий в день.
Умеренно активный образ жизни.
Норма для мужчин в возрасте от 19 до 30 составляет 2600-2800 калорий, для мужчин от 31 до 50 суточная норма калорий равно 2400-2600. Тем, кто старше 51 рекомендовано потреблять 2200-2400 калорий.
Активный образ жизни.
Дневная норма калорий мужчины возраста от 19 до 30 лет составляет 3000 калорий, возраста от 31 до 50 – 2800-3000 калорий. Если мужчина старше 51 его суточная норма потребления калорий составляет 2800-2400.
1.3. Средняя суточная норма потребления калорий для женщин
Сидячий образ жизни.
Женщинам данной категории в возрасте от 19 до 25 лет рекомендовано потреблять около 2000 калорий в день. Суточная норма женщин в возрасте от 26 до 50 лет составляет 1800 калорий. Женщинам старше 51 года для поддержания нормальной жизненной активности достаточно 1600 калорий в день.
Умеренно активный образ жизни.
Женщинам в возрасте от 19 до 25 лет необходимо ежедневно потреблять 2200 калорий. Суточная норма женщин в возрасте от 26 до 50 лет составляет 2200 калорий, женщин возрастной категории старше 51 – 1800 калорий.
Активный образ жизни.
Среднесуточная норма потребления калорий для женщин, ведущих активный образ жизни, в возрасте от 19 до 30 лет составляет 2400 калорий. Женщинам в возрасте от 31 до 60 лет рекомендовано потреблять 2200 калорий. Женщинам старше 61 – 2000 калорий.
Кроме того, суточная норма калорий, которую должен в обязательном порядке получать организм человека, зависит от того в каких отношениях с собственным весом пребывает человек. Тем, кто борется с проблемой лишнего веса, рекомендовано потреблять меньше калорий. Тем же, кто, напротив, пытается набрать вес, потребление калорий следует увеличить.
2.1. Чтобы жить – надо есть
Любой продукт состоит из углеводов, белков и жиров — это три ключевых макроэлемента, которые поддерживают биохимическую функцию организма, обеспечивает его энергией и силами для решения повседневных проблем. Человек, обеспечивающий свой организм необходимым количеством калорий, а также правильным балансом белков, жиров и углеводов, оказывает существенную помощь своему организму.
2.1.1 Углеводы
Углеводы – это основной энергетический ресурс организма. В процессе пищеварения углеводы расщепляется в глюкозу, которая и является главным топливом для наших клеток. Ни один из органов человеческого тела не будет нормально функционировать, не получив нужного количества углеводов. Наиболее полезные углеводы содержатся в таких продуктах, как цельные зерна, свежие фрукты и овощи. Важное энергетическое значение углеводов для организма определяет тот факт, что именно углеводы должны обеспечивать 60% суточной нормы потребляемых организмом калорий.
2.1.2. Белки
Белок можно определить, как строительный материал человеческого организма. Органы, мышцы, волосы, ногти, все системы человека состоят из белка. Что не менее важно, белок активно участвует в работе иммунной системы. Наибольшим содержанием этого важного макроэлемента могут похвастаться продукты животного происхождения. Как правило, в пределах от 15 до 20% от общего количества калорий организм человека должен получать из белка. Так, к примеру, если вы потребляете 2200 калорий в день, по крайней мере, 200 из них, или около 50 граммов, должны быть “белковыми” калориями. Принято считать, что человек должен стараться съедать около 1-1.5 грамма белка на каждый килограмм веса тела.
2.1.3. Жиры
Роль жиров для деятельности организма не менее важна. Жиры способствуют поступлению в организм ряда необходимых для жизнедеятельности макроэлементов, активизируют защитную функцию, принимают участие в обменных процессах и выполняет массу других полезных функций. Кроме того, именно жиры, имея свойство откладываться при избыточном поступлении, обеспечивают организм энергией, когда поступление углеводов и белков недостаточно. Вместе с тем, избыточное потребление насыщенных и транс-жиров увеличивает риск возникновения заболеваний сердца и ряда других проблем со здоровьем. “Здоровыми” жирами считаются ненасыщенные жиры, которые в больших количествах содержат такие продукты, как оливковое масло, рыба, орехи, молочные продукты. Порядка 20-25% общего объема потребляемых калорий должны давать жиры, из которых менее 7% должны быть насыщенными.
Таким образом, соблюдая вышеуказанные нормы потребления калорий и макроэлементов, вы сможете обеспечить свой организм энергией, а он, в свою очередь, обеспечит вас здоровьем и жизненными силами.
3.1 Идеальный вес и Индекс Массы Тела (ИМТ)
3.1.1 Идеальный вес
Идеальный вес у каждого человека свой и зависит он от разных параметров. Существует несколько формул для расчета идеального веса, но ,к сожалению, все они дают разные результаты, из-за чего выяснить точный идеальный вес- невозможно. Мы можем лишь знать примерную цифру и ориентироваться на свое самочувствие и внешний вид.
Таблица 20
Название формулы |
Формула |
Формула Брока |
(кг) = рост (см) – 110 |
Формула Лоренца |
(кг) = (рост (см) – 100) – (рост (см) – 150)/2 |
Формула Купера |
(кг) : (рост (см) х 3,5 : 2,54 - 108) х 0,453. |
3.1.2 Индекс массы тела (ИМТ)
Индекс массы тела — уникальный инструмент, придуманный еще два столетия назад, с успехом используют люди, беспокоящиеся о своем здоровье. Именно тогда, в XIX веке, медики — теоретики и практики обратили внимание, что так называемая «здоровая» масса человека напрямую связана с его ростом и реальным весом. С помощью специальной таблицы вы можете легко определить, нет ли в вашем теле пары-тройки лишних килограммов и не подвергаетесь ли вы опасности ожирения. Для этого достаточно знать только основные параметры своего тела.
Чтобы рассчитать индекс массы тела, существует простой ответ: необходимо вес (в килограммах) разделить на возведенный в квадрат рост (в метрах), то есть ИМТ = вес (кг): (рост (м))2.
После того, как вы выяснили свой ИМТ, нужно обратиться к таблице, которая поможет определить, нет ли в вашем организме избыточного количества жира. (см. Приложение 1) Исключение составляют, профессиональные спортсмены-тяжелоатлеты, имеющие повышенную мышечную массу. Для них показатели, конечно, должны быть несколько выше.
Если индекс массы тела равен:
20–25 — не стоит волноваться: у вас нормальный вес, который находится в гармонии с миром;
25–30 — вам стоит начать заботиться о своем организме; у вас имеется небольшой избыток веса. Дальнейшее накопление жира увеличивает риск развития различных болезней и ухудшения общего состояния здоровья;
30–35 — вы имеете явную склонность к ожирению, поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы снизить этот показатель;
35 и более — у вас ожирение; пора бить тревогу и начинать активно работать над восстановлением былой формы.
3.2 Основной обмен
На самом деле 60-80% общего суточного расхода калорий составляют энергозатраты на обеспечение жизнедеятельности нашего организма.
Сюда входят:
осуществление функций нервной системы,
постоянный синтез веществ,
поддержание тонуса мышц,
поддержание температуры тела,
работа дыхательной мускулатуры гладких мышц,
работа сердца,
работа почек.
затраты на пищеварение (см. Приложение 4).
Все эти функции наш организм выполняет безостановочно и на их обеспечение идет основной суточный расход калорий.
В медицине существует термин "Величина основного обмена" (ВОО)- это минимальный уровень энергозатрат, необходимых для поддержания жизнедеятельности организма в условиях относительно полного физического и эмоционального покоя. Следует помнить, что энергозатраты организма возрастают при физической и умственной работе, психоэмоциональном напряжении, после приема пищи, при понижении температуры среды.
4.1 Питание при физических и умственных нагрузках
В зависимости от того, занимаетесь ли вы умственным или физическим трудом, ваш рацион должен изменяться. При составлении меню правильного питания нужно учитывать не только тип нагрузок, но и их интенсивность. У взрослых людей, как правило, величина физических нагрузок зависит от характера их деятельности: умственный это труд или физический. Условно к людям, занимающимся физическим трудом, можно отнести тех, кто активно занимается спортом на полупрофессиональном или любительском уровне.
У людей, которые занимаются умственным трудом, двигательная активность очень низкая. Это может стать причиной снижения мышечного тонуса, повлечь за собой ожирение и ряда других заболеваний.
При высокой двигательной активности все происходит как раз наоборот: улучшаются обменные процессы, активизируется работа сердечно-сосудистой системы, а также пищеварительной системы.
Очевидно, что при таких разных условиях людям требуются различные диеты. Так, людям с низкой физической активностью следует есть менее калорийную пищу. Однако важно, чтобы снижение калорийности рациона не отразилось на полноценности и сбалансированности питания. В сутки необходимо потреблять 300-350 грамм углеводов, 100-115 грамм белка, 80-90 грамм жиров. Не менее половины нормы белков должны составлять белки животного происхождения, при этом лучше, если 50% из них – это молочные белки. Среди жиров одна четвертая часть – это сливочное масло, а остальное – это растительные масла и иные жиры. Постарайтесь ограничить количество сладостей и сахара, при этом старайтесь, чтобы доля данных продуктов составляла не более пятнадцати процентов от суточного количества углеводов.
Людям, которые занимаются физическим трудом, необходимо восполнять более высокие затраты энергии организма. В этом случае соотношение жиров, белков и углеводов должно составлять 1:1:4. Количество животного белка в суточном рационе должно составлять не менее 55% от общего объема белков. Тем, кто занят физическим трудом, желательно принимать пищу три – четыре раза в день. Если режим питания трехразовый, то на завтрак должно приходиться порядка 30-35% суточного рациона, на обед – 40-45%, а на ужин – около 25%.
Люди, занятые умственным трудом, должны потреблять достаточное количество витаминов, которые стимулируют окислительно-восстановительные процессы в организме. К таким витаминам относятся В2, С, Р, РР. Кроме того, в рационе должны присутствовать такие витамины как: фолиевая кислота, инозин, холин, витамины Е, Р, В12.
4.1.1 Питание перед умственной работой
Кто-то из нас предпочитает сладкое и не видит свое существование без плитки шоколада, конфет, тортов. Другие же безразличны к таким продуктам и могут спокойно обходиться без них. Эти различия между людьми связаны с особенностями мозговой деятельности. Какое же питание предпочитает наш мозг во время умственной работы?
Деятельность мозга очень сильно зависит от питания. При неправильном питании и образе жизни деятельность мозга может значительно ухудшиться. Как считают ученые, мозг наших древних предков увеличился именно благодаря улучшению питания. Теперь точно доказано, что наш интеллект зависит от пищи, которую мы употребляем. Многие считают, что такие продукты, как шоколад, бананы, да и вообще сахар в чистом виде являются наилучшим продуктом для быстрой стимуляции мозга. Да, это действительно так. Для правильной и полноценной работы нашему мозгу требуется глюкоза, притом- таки в больших количествах. Но сахара бывают разные и поэтом не все сладкое так полезно. Сахаросодержащие продукты за несколько минут «просветляют» мозг, так как сахар очень быстро распространяется по крови. Однако не менее быстро инсулин поглощает этот сахар, и за активной умственной деятельностью идет резкий спад, успокоение. Хорошие новости заключаются в том, что глюкоза содержится в некоторых углеводах, употребление которых не вызывает такого резкого спада. Съев на завтрак нужный продукт, можно не сомневаться, что его действие продлится не пару минут, а значительно дольше. Такими продуктами являются крахмалистые углеводы: хлеб, рис и другие зерновые продукты, орехи, бобы, а также картофель. Регулярно питаясь этими продуктами на завтрак, школьники и студенты получают отличную основу для занятий, подкрепляя свой мозг на весь учебный день.
Отличным перекусом в школе будет считаться булочка с орехами.
Глава II. Материал и методика исследования
2.1 Материал исследования
В качестве материала были использованы данные анкетирования, проведенного среди учащихся ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания» в возрасте 16-18 лет, в количестве 132 человек
Для проведения экспериментов были привлечены 3 подростка 16 лет, разного телосложения и уровня физической активности, 2 девушки с похожими параметрами и образом жизни.
2. 2 Методика исследования
Работа проводилась по методикам, составленным автором и руководителем и взятым из СМИ. Работа была распределена на несколько этапов.
1 этап. Анкетирование. На данном этапе были опрошены 132 человека, обучающиеся отвечали на вопросы анкеты (см. Приложение №7), по результатам которой были составлены таблицы и диаграммы.
2 этап. Определение энергозатрат человека по разным методикам (формулы Брока, Миффлина-Сан Жеора и определение Коэффициента Физической активности) взятых из СМИ
Энергозатраты человека принято делить на 2 компонента:
1) Основной обмен
2) Физическая активность
Коэффициент Физической Активности (КФА) — это общее число калорий, которые вы ежедневно сжигаете в ходе любой деятельности. Расход энергии при всякой активности (кроме сна) превышает Величину основного обмена (ВОО).
Для упрощения вычислений придуманы коэффициенты уровня физической активности — КФА, основанные на вашей собственной оценке уровня своей активности.
Коэффициент физической активности определяется в зависимости от категории. Всего определено 4 категории:
А) 1 категория, занятия спортом 5-9 раз в неделю, подвижный образ жизни
Б) 2 категория, занятия спортом 2-5 раз в неделю, подвижный образ жизни
В) 3 категория, 1 занятие спортом в неделю, малоподвижный образ жизни
Г) 4 категория, занятий спортом нет, сидячий образ жизни
Коэффициент физической активности для 4 категории = 1,4;
Коэффициент физической активности для 3 категории = 1,5;
Коэффициент физической активности для 2 категории = 1,8;
Коэффициент физической активности для 1 категории=2,2.
Также для определения КФА есть и другие методы.
Итак, полные энергозатраты человека за сутки вычисляются по формуле:
Е = ВОО * КФА.
3 этап. Эксперимент №1
Суть эксперимента: Эксперимент заключается в том, чтобы на 3 людях с разным образом жизни провести расчет суточных энергозатрат и потреблять пищи ровно столько, сколько было потрачено калорий.
Эксперимент №2
Суть эксперимента: 2 испытуемых с одинаковым телосложением и физической нагрузкой в течение 2х недель соблюдали свою норму калорий, но отличными друг от друга способами: правильным питанием и с помощью фастфуда.
Глава III. Результаты исследования
3.1 Анкетирование
Цель: Определить уровень информированности учащихся о своих энергозатратах и норме калорий, необходимых для восстановления энергии.
В опросе приняли участие 132 человека в возрасте от 16-18 лет. Они отвечали на вопросы анкеты, рассчитывали свой идеальный вес.
По результатам опроса были составлены диаграммы, сделаны выводы, результаты занесены в таблицу № 3.
Таблица №3
№ |
Вопрос |
Варианты ответов |
Количество ответов |
Кол-во ответов в процентах |
1 |
Как вы питаетесь? |
А Б В Г |
24 51 56 1 |
18% 38% 42% 2% |
2 |
Считаете ли вы съеденные калории? |
А Б В |
6 109 17 |
5% 83% 12% |
3 |
Знаете ли вы свою суточную норму калорий? |
Да Нет |
21 111 |
16% 84% |
4 |
Выберите свою категорию активности |
А Б В Г |
37 58 29 8 |
28% 44% 22% 6% |
5 |
В какое время суток вы физически наиболее активны? |
А Б В Г |
14 73 33 12 |
11% 55% 25% 9% |
6 |
Какой прием пищи является для вас основным в течение дня? |
А Б В |
11 85 36 |
8% 65% 27% |
Рис 1. Диаграмма 1
Рис 2. Диаграмма 2 Рис 3. Диаграмма 3
Вывод: сравнивая результаты, мы увидели, что юноши более ответственно относятся к своему питанию, оно более сбалансированное и полезное. К сожалению, третья часть опрошенных не обращает внимание на свое питание, питается как попало (около 50%).
Рис. 4 . Диаграмма 4 Рис. 5. Диаграмма 5
Вывод: над калорийностью пищи задумываются только небольшой процент от числа девушек (17%). Подавляющее большинство как юношей, так и девушек не знают свою суточную норму потребления калорий, едят без ограничений количества и качества пищи.
Рис. 6 Диаграмма 6 Рис. 7. Диаграмма 7
Вывод: По категории активности приоритет принадлежит молодым юношам и девушкам, увлеченных спортом. 80% девушек и 60% юношей регулярно занимаются спортом и ведут активный образ жизни. Лишь 5% опрошенных совсем не занимаются спортом
Рис. 8 Диаграмма 8 Рис. 9 Диаграмма 9
Вывод: Завтрак – это основной объем калорий, необходимый для мозговой деятельности и физической активности. К сожалению, завтрак у опрошенных не является основным сбалансированным приемом пищи. Пропуская завтрак, ребенок съедает слишком много на обед и ужин. Не успевая сжечься, калории откладываются про запас.
Рис. 10 Диаграмма 10
В связи с тем, что школьники не следят за своим питанием их вес далек от идеального. У опрошенных с перевесом больше 5 кг (25%) в будущем будут проблемы со здоровьем, возможно ожирение и проблемы с деторождением. Юношей с недовесом больше 5 кг (25%) могут не взять служить в армию, а также как юноши, так и девушки могут иметь серьезные хронические заболевания.
3.2 Определение индивидуальных энергозатрат.
Мы производили расчеты по всем формулам, которые были представлены в нашей работе.
Информация о исследуемом
Пол: |
женский |
Возраст: |
16 лет |
Рост: |
165 см |
Вес: |
56 кг |
3.2.1 Определение идеального веса и ИМТ Таблица 4
Название формулы |
Формула |
Вычисление |
Результат |
Формула Брока |
(кг) = рост (см) – 110 |
165-110=55 кг |
55 кг |
Формула Лоренца |
(кг) = (рост (см) – 100) – (рост (см) – 150)/2 |
(165-100)-(165-150)/2=57,5 кг |
57 кг |
Формула Купера |
(кг) : (рост (см) х 3,5 : 2,54 - 108) х 0,453. |
(165*3,5/2,54-108)*0,453=54 кг |
54 кг |
Опираясь на мнение автора проекта, формула Купера является оптимальной.
Определение ИМТ. Вычисление:56/165*2=22.
С помощью таблицы ИМТ мы определили, что вес автора проекта абсолютно нормальный и не стоит беспокоиться о нехватке или переборе с ним.
3.2.2 Определение основного обмена
Название |
Формула |
Вычисление |
Результат |
Формула 1 |
Ккал=(вес,кг)/0,454*0,409*24 |
56/0,454*0,409*24=1210 |
1210 ккал |
Формула Харриса-Бенедикта |
655 + (9,6 * вес) + (1,8 * рост в см) – (4,7 * возраст) |
655+(9,6*56)+(1,8*165)-(4,7*15)=1419,1 |
1419 ккал |
Формула Миффлина-Сан Жеора |
ВОО = 9,99 * вес(кг) + 6.25 * рост (см) – 4,92 * возраст – 161 |
9,99 *56 + 6.25 * 165 – 4,92 *15 – 161 =1356,4 |
1356 ккал |
Так как формула Миффлина-Сан Жеора является самой новой, и по мнению ученых, самой точной, для эксперимента мы будем использовать именно её.
3.2.3 Определение коэффициента физической активности
1 метод. Автор проекта относит себя ко 2 категории активности(КФА=1,8)
Суточная Норма калорий =ВВО*КФА=1320*1,8=2380 калорий в сутки
2 метод.Рассчитаем КФА с помощью таблиц. Для этого мы взяли несколько дней из жизни автора проекта и нашли их среднее арифметическое КФА.
День 1 Таблица 6
Род деятельности |
Время выполнения(в часах) |
Значение КФА для рода деятельности |
Произведение второго и третьего столбцов |
Сон |
8 |
1,0 |
8 |
Прием душа(утром и вечером) |
0,5 |
4,2 |
2,1 |
Школьные занятия, умственная работа сидя, беседа сидя |
6 |
1,7 |
10.,2 |
Работа на компьютере |
3 |
1,8 |
5,4 |
Ходьба 5,3 км/час(передвижение по городу+разминка на тренировке) |
1,5 |
5,8 |
8,7 |
Волейбол или аэробика средней интенсивности |
2 |
7 |
14 |
Мытье посуды, работа по дому |
1 |
3 |
3 |
Отдых сидя,чтение |
1 |
1,4 |
1,4 |
Прием пищи сидя |
1 |
1,6 |
1,6 |
Итого |
24 |
54,4 |
КФА=2,3
День 2 Таблица 7
Род деятельности |
Время выполнения(в часах) |
Значение КФА для рода деятельности |
Произведение второго и третьего столбцов |
Сон |
8,5 |
1,0 |
8,5 |
Прием душа(утром и вечером) |
0,5 |
4,2 |
2,1 |
Школьные занятия, умственная работа сидя, беседа сидя |
8 |
1,7 |
13,6 |
Работа на компьютере |
3 |
1,8 |
5,4 |
Ходьба 5 км/ч |
1 |
5 |
5 |
Мытье посуды, работа по дому |
1 |
3 |
3 |
Отдых сидя,чтение |
1 |
1,4 |
1,4 |
Прием пищи сидя |
1 |
1,6 |
1,6 |
Итого |
24 |
40,6 |
КФА=1,6
Таблица 8
Род деятельности |
Время выполнения(в часах) |
Значение КФА для рода деятельности |
Произведение второго и третьего столбцов |
Сон |
9,5 |
1,0 |
9,5 |
Прием душа(утром и вечером) |
1 |
4,2 |
4,2 |
Школьные занятия, умственная работа сидя, беседа сидя |
4 |
1,7 |
6,8 |
Работа на компьютере |
4 |
1,8 |
7,2 |
Ходьба 5,3 км/час(передвижение по городу+разминка на тренировке) |
1,5 |
5,8 |
8,7 |
Мытье посуды, работа по дому |
2 |
3 |
6 |
Отдых сидя,чтение |
1 |
1,4 |
1,4 |
Прием пищи сидя |
1 |
1,6 |
1,6 |
Итого |
24 |
45,4 |
КФА=1,8
Среднее арифметическое КФА=1,8
Суточная Норма калорий =ВВО*КФА=1320*1,8= 2380 калорий в сутки
Вывод: так как результаты 1 и 2 метода совпали, в дальнейших исследованиях будет использован метод №1 в виду своей удобности.
3.3.1 Эксперимент №1
Чтобы доказать, что каждому организму подбирать количество калорий нужно индивидуально, проведем эксперимент. Примерное дневное меню можно посмотреть в приложениях (см. Приложение 5). До и после эксперимента были составлены таблицы. Так же были рассчитаны научные и привычная нормы калорий, в соответствии с которой испытуемые питались в течение 2х недель.
До: Таблица 9
Испытуемый |
Пол |
Возраст |
Вес, кг |
Рост, см |
Кол-во занятий спортом в неделю |
Привычная норма калорий (примерное количество) |
Рассчитанная норма калорий |
А-спортсмен |
М |
15 |
76 |
186 |
10 |
4000 к |
4055 к |
В-активист |
Ж |
15 |
56 |
165 |
3 |
1900к |
2380 к |
С-пассивный человек |
Ж |
15 |
55 |
160 |
0 |
2300к |
1750 к |
После:
Испытуемый |
Пол |
Вес, кг |
Рост, см |
Кол-во занятий спортом в неделю |
Количество калорий в сутки |
А-спортсмен |
М |
76 |
186 |
10 |
4055 к |
В-активист |
Ж |
59 |
165 |
3 |
2380 к |
С-пассивный человек |
Ж |
53 |
160 |
0 |
1750 к |
Таблица 10
В связи с высокой физической нагрузкой и правильно подобранной нормой питания вне эксперимента (испытуемый питается правильно вне зависимости от эксперимента), испытуемый А не прибавил и не убавил в весе.
Даже при соблюдении нормы питания и активном образе жизни испытуемый В набрал небольшой вес. Это объясняется генетическими особенностями организма, замедленным метаболизмом.
Испытуемый С имеет лишний вес, объясняется это неконтролируемым питанием вне эксперимента и отсутствием должной физической нагрузки. При правильном питании, по норме, испытуемый С потерял в весе 2 кг. Этот факт простимулировал испытуемого продолжить следить за своим питанием.
Рис. 11 Диаграмма 11
Вывод: Каждому организму подбирать количество калорий нужно индивидуально, в соответствии с его затратами энергии- было гипотезой данного эксперимента, и она подтвердилась. Очевидно, что спортсмену нужно гораздо больше энергии, чем человеку с сидячим образом жизни и при подборе меню на день, следует учитывать не только ваши личные расходы энергии, но и, если это возможно, генетические особенности.
3.3.2. Эксперимент №2
Все мы знаем о том, что в фастфуд и газированные напитки содержат огромное количество калорий, жира и сахара. А что, если соблюдать норму калорий, потребляя эти продукты? Эксперимент мы ставили на 2х девушках, примерно с одинаковой массой, ростом и образом жизни. Для них была рассчитана норма калорий в сутки. В течение 2х недель испытуемый А правильно питался, в соответствии с нормой: овощи, фрукты, мясо, в общем, сбалансированное и правильное питание. Испытуемый В так же питался в соответствии с нормой калорий, но состав рациона питания на 70-80% состоял из фастфуда, сладостей и газированных напитков. В день испытуемые потребляли примерно 2300 калорий, занимались спортом в течение недели и вели привычный образ жизни. Примерное дневное меню можно посмотреть в приложениях. (см. Приложение 6). Результаты эксперимента были занесены в таблицу:
Таблица 11
Вес до: |
Вес после: |
|
Испытуемый А |
57 |
54 |
Испытуемый В |
56 |
59 |
Выводы:
Испытуемый А, который питался правильно, за две недели эксперимента сбросил вес. По его словам, он стал просыпаться в хорошем настроении, работоспособность в течение дня повысилась, внешний вид улучшился: очистилось лицо, волосы стали более блестящими. Мы видим, что эксперимент с правильным питанием хорошо отразился на Испытуемом А.
Испытуемый В, в течение 2х недель питавшийся нездоровой пищей, набрал вес, даже соблюдая норму в 2300 калорий. Это объясняется тем, что при таком питании потребляется очень большое количество жиров и сахара. Испытуемый описал нам свои ощущения во время эксперимента: он постоянно чувствовал усталость, появилась бессонница, пару раз снились кошмары. Первые дни он постоянно испытывал чувство голода, так как 2300 калорий нездоровой пищи это очень мало. Судя по внешнему виду испытуемого, эксперимент отрицательно повлиял на него: он выглядел усталым, лицо и тело покрылось сыпью. Испытуемый В добавил, что не скоро вновь употребит вредную пищу.
Вывод: Наша гипотеза, о том, что одинаковое количество калорий, пришедшие из разной пищи, усваиваются и воспринимаются организмом также по-разному полностью подтвердилась. Постоянное употребление вредной пищи полностью разрушает организм даже за короткий период. Мы выяснили и доказали, следует не только питаться в соответствии с нормой калорий, но и не забывать о качестве пищи.
Заключение
Каждый человек индивидуален, для каждого требуется свое количество энергии в соответствие с полом, ростом, возрастом, уровнем активности и весом. В течение дня мы выполняем массу разнообразных действий и на каждое из них расходуем калории. Некоторые энергозатраты для нас очевидны, а о других мы даже не задумываемся. Так, занятие спортом - это абсолютно явный расход калорий и все об этом знают, а вот энергозатраты на дыхание, работу сердца или прием пищи и пищеварение как бы скрыты и мало кто берет их во внимание, но даже на эти действия нам требуется энергия, которую мы получаем из пищи. Следовательно, для сохранения здоровья и работоспособности человека пища должна полностью восстанавливать то количество энергии, которое он затрачивает в течение суток. Меньшее количество пищи приводит к истощению, а большее количество приводит к ожирению.
Важно уметь правильно рассчитать суточную норму калорий конкретно для себя и правильно питаться в том возрасте, когда организм только созревает и растет, то есть в 14-18 лет.
Чтобы рассчитать энергозатраты человека следует учитывать 2 компонента:
1) Основной обмен
2) Физическая активность
Их можно вычислить по табличным значениям или известным формулам.
Изучив данные анкетирования, мы пришли к выводу, что большинство школьников не знакомы с понятием энергозатраты, не умеют их рассчитывать и поэтому просто едят, бесконтрольно потребляют калории, прибавляя в весе.
Проведя эксперименты, изучив литературу по нашему вопросу и данные анкетирования, мы сделали вывод, что наша гипотеза подтвердилась.
Предложения:
Даже питаясь в соответствии с нормой, которую вы рассчитали по формулам, необходимо помнить о своей индивидуальности, знать генетические особенности своего организма
Соблюдать соответствие между расходом энергии и энергоценностью потребляемой пищи. Регулируя свои энергозатраты, вы можете контролировать свой вес.
Питаясь, в соответствии с нормой, не забывать о качестве пищи.
При малоподвижном образе жизни, заменять высококалорийную пищу-менее калорийной.
Для оказания помощи в расчете суточного расхода калорий, мы создали буклет с лучшими формулами и пошаговой инструкцией. Он приложен к работе (см. Приложение №8)
Список литературы
http://pn10.ru/koefficient-fnagruzki.html
http://properdiet.ru/osnovy_pitanija/jenergozatraty_i_kalorijjnost/98-energozatrati-cheloveka-kak-rasschitat/
http://livebalans.ru/pravpit/enzat.php
http://fitfan.ru/novichkam/795-bmr.html
http://zdd.1september.ru/2005/11/13.htm
http://tsput.ru/res/fizvosp/hygiene/g_1.htm
http://www.edimka.ru/my/women/rb19981/23.htm
http://www.hudeemvmeste.ru/dieta/bazovaya.htm
http://www.habit.ru/15/73.html
Приложение 1. Таблица ИМТ
Приложение 2. Большая таблица расхода калорий(на 50-60 кг веса).
Для более точного результата следует воспользоваться формулой: Зн/55*В, где
Зн-значение в таблице В-Ваш вес
Таблица 13
Вид занятия |
Ккал/час |
Вид занятий |
Ккал/час |
Приготовление пищи |
80 |
Одевание |
90 |
Управление машиной |
50 |
Вытирание пыли |
80 |
Работа в саду |
135 |
Глажка(сидя) |
35 |
Глажка(стоя) |
45 |
Уборка постели |
130 |
Хождение по магазинам |
80 |
Колка дров |
300 |
Нахождение в положении сидя |
30 |
Нахождение в положении стоя |
40 |
Мытье полов |
130 |
Аэробные танцы низкой интенсивности |
215 |
Аэробные танцы высокой интенсивности |
215 |
Бадминтон (в умеренном темпе) |
255 |
Бадминтон (в напряженном темпе) |
485 |
Баскетбол |
380 |
Езда на велосипеде (9 км.ч) |
185 |
Езда на велосипеде (15 км.ч) |
320 |
Езда на велосипеде (20 км.ч) |
540 |
Гимнастические упражнения |
150 |
Гребля на каноэ(4 км.ч) |
185 |
Занятия балетом |
750 |
Бальные танцы |
275 |
Танцы в ритме диско |
400 |
Современные танцы |
240 |
Хоккей на траве |
490 |
Фехтование |
210 |
Футбол |
450 |
Занятия гимнастикой (легкие) |
240 |
Занятия гимнастикой (энергичные) |
455 |
Гандбол |
845 |
Пеший туризм (3,2 км/ч) |
150 |
Пеший туризм (4 км/ч) |
235 |
Верховая езда |
255 |
Верховая езда(галоп) |
315 |
Фигурное катание |
250 |
Альпинизм |
453 |
Спортивная ходьба |
416 |
Прыжки через скакалку |
540 |
Гребля академическая |
210 |
Бег( 11 км/ч) |
485 |
Бег ( 16 км/ч) |
750 |
Бег по пересеченной местности |
600 |
Бег вверх по ступенькам |
900 |
Бег вверх и вниз по ступенькам |
540 |
Ходьба на лыжах |
485 |
Скоростной спуск на лыжах |
270 |
Скоростной бег на коньках |
770 |
Плавание (0,4 км/ч) |
210 |
Плавание (2,4 км/ч) |
460 |
Плавание быстрым кролем |
570 |
Настольный теннис(одиночный) |
315 |
Настольный теннис (парный) |
205 |
Волейбол |
255 |
Ходьба ( 4 км/ч) |
130 |
Ходьба (6 км/ч) |
215 |
Водное поло |
600 |
Водные лыжи |
355 |
Силовая тренировка на тренажерах |
520 |
Интеллектуальные игры (викторина, кроссворд) |
90 |
Сон |
60 |
Вязание |
100 |
Лежание без сна |
65 |
Мытье посуды |
130 |
Набор текста на клавиатуре |
125 |
Мытье окон |
150 |
Пение |
115 |
Ручное шитье |
90 |
Чтение вслух |
83 |
Вскопать грядки |
260 |
Хоккей |
260 |
Работа в офисе |
87 |
Работа за компьютером |
101 |
Стрижка газона |
200 |
Прием пищи сидя |
47 |
Прием пищи стоя |
93 |
Принятие ванны |
48 |
Прием душа |
90 |
Укладка волос |
140 |
Прогулка с собакой |
200 |
Путешествие на самолете |
90 |
Занятие в аудитории, урок |
80 |
Игра на пианино |
150 |
Строительство фигур из снега |
700 |
Приложение 3. Коэффициент физической активности для каждого вида деятельности
В данной таблице представлены КФА только для рода деятельности, характерной для школьника. Полную таблицу КФА можно посмотреть перейдя по ссылке:
http://pn10.ru/koefficient-fnagruzki.html
Таблица 14
Род деятельности |
кфа |
ОТДЫХ |
|
Сон |
1,0 |
Отдых сидя, чтение |
1,4 |
Отдых стоя |
1,8 |
Личная гигиена |
2,2 |
Рыбалка |
3,5 |
Танцы (вальс) |
3,7 |
Прием душа |
4,2 |
Танцы (энергичные) |
10 |
УМСТВЕННАЯ РАБОТА |
|
Умственная работа лежа без движений |
1,03 |
Чтение |
1,4 |
Письменная работа |
1,6 |
Счет на калькуляторе |
1,6 |
Умственная работа сидя |
1,7 |
Беседа сидя |
1,7 |
Школьные занятия |
1,7 |
Игра на скрипке (профессионал) |
1,7 |
Слушание лекции |
1,8 |
Рисование стоя |
1,8 |
Работа на компьютере |
1,8 |
Игра в шахматы без доски |
1,8 |
Черчение |
1,8 |
Работа на пишущей машинке |
1,9 |
Беседа стоя |
1,9 |
Чтение вслух |
1,9 |
Игра на оркестровой трубе сидя |
1,9 |
Доклад стоя |
2,0 |
Печатание на машинке |
2,2 |
Игра на скрипке (любитель) |
2,3 |
Произнесение речи, преподавание сидя |
2,4 |
Работа в лаборатории стоя |
2,6 |
Чтение лекции |
3,3 |
ДОМАШНЯЯ РАБОТА |
|
Прием пищи |
1,6 |
Мытьё посуды |
2,2 |
Легкая (приготовление пищи, подметание пола, мытье |
2,4 |
Работа по дому (в среднем) |
3,5 |
Стирка вручную |
3,8 |
Нетяжелая работа (уборка постели, уборка комнат, натирка |
3,9 |
Тяжелая работа (выбивание ковров, мытье полов, полировка |
4,5 |
СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ |
|
Ходьба очень медленная |
2,2 |
Ходьба медленная, прогулка |
2,7 |
Бильярд |
2,4 |
Ходьба 3 км/ч |
3,3 |
Ходьба 4,2 км/ч |
4,6 |
Ходьба 5,3 км/ч |
5,8 |
Ходьба 6 км/ч |
6,7 |
Ходьба 7 км/ч |
7,8 |
Ходьба 8 км/ч |
9,0 |
Ходьба по снежной дороге 6 км/ч |
7,6 |
Ходьба по снежной дороге 8 км/ч |
10 |
Ходьба по песку 4,8 км/ч |
6,2 |
Ходьба 2 км/ч с горы |
2,3 |
Ходьба 2 км/ч в гору |
18 |
Бег в атаку |
6,5 |
Бег 8 км/ч |
8,8 |
Бег 12 км/ч |
10 |
Бег 15 км/ч |
13 |
Бег 18 км/ч |
17 |
Бег 20 км/ч |
40 |
Бег 24 км/ч |
90 |
Спринт 100 м |
50 |
Спринт 30 м |
100 |
Лыжи 8 км/ч |
13 |
Лыжи 12 км/ч |
15 |
Лыжи 14 км/ч |
18 |
Лыжные соревнования |
21 |
Катание на коньках (отдых) |
3,3 |
Конькобежные тренировки |
9,5 |
Бег на коньках 12 км/ч |
8,2 |
Бег на коньках 20 км/ч |
14 |
Конькобежные соревнования |
27 |
Езда на велосипеде 9 км/ч |
3,5 |
Езда на велосипеде 10 км/ч |
3,8 |
Езда на велосипеде 15 км/ч |
5,4 |
Езда на велосипеде 20 км/ч |
8,3 |
Езда на велосипеде 21 км/ч |
8,6 |
Езда на велосипеде 30 км/ч |
13 |
Верховая езда шагом |
3,0 |
Верховая езда рысью |
7,4 |
Верховая езда галопом |
9,1 |
Купание |
3,4 |
Плавание (тренировка) |
9,0 |
Плавание в холодной воде |
12 |
Плавание 0,6 км/ч |
3,2 |
Плавание 0,9 км/ч |
3,7 |
Плавание 1,2 км/ч |
4,7 |
Плавание 3 км/ч |
13 |
Плавание 3,2 км/ч |
14 |
Плавание 3,6 км/ч |
22 |
Плавание 4,2 км/ч |
28 |
Катание на лодке |
3,0 |
Упражнения в стрельбе |
3,3 |
Спуск по лестнице |
3,4 |
Стрельба из лука |
|
Бейсбол |
4,2 |
Игра в гольф |
4,8 |
Настольный теннис |
4,9 |
Утренняя гимнастика |
5,3 |
Бадминтон |
5,9 |
Крикет |
6,0 |
Гимнастика (разминка) |
6,1 |
Аэробика (средняя интенсивность) |
6,2 |
Тяжелая атлетика |
6,3 |
Подъем в гору 15 градусов, 2 км/ч |
6,9 |
Рытье окопов |
7,4 |
Футбол |
7,7 |
Теннис |
7,7 |
Волейбол |
7,9 |
Аэробика (высокая интенсивность) |
8,0 |
Гребля произвольная |
8,2 |
Фехтование |
8,9 |
Альпинизм |
8,9 |
Подъем по лестнице |
8,9 |
Мотобол |
9,4 |
Борьба |
11 |
Ручной мяч |
12 |
Лыжный слалом (тренировки) |
12 |
Регби |
13 |
Баскетбол |
13 |
Бокс |
14 |
Соревнования по фигурному катанию |
16 |
Соревнования по плаванию |
18 |
Дзюдо |
21 |
Соревнования по гребле |
24 |
Приложение 4. Определение затрат на пищеварение
Затраты на пищеварение в медицинской литературе принято называть специфическим динамическим действием пищи. Это действие начинает усиливать обмен веществ и энергетические затраты примерно через час после приема пищи и достигает максимума через 3 часа, сохраняя свое действие на протяжении нескольких часов. Дело в том, что на усвоения пищи организму также необходима энергия. При чем эти затраты зависят от состава пищи.
Сложные углеводы увеличивают основной обмен на 4-7 %,
жиры — на 4-14%,
а белки — на 30-40%.
На основании этих данных мы вывели формулу, которая показывает реальное количество энергии полученной организмом с учетом затрат на переваривание пищи:
ОКУ*0,5+ОКЖ*0,10+ОКБ*35=ОКПЭ, где
ОКУ- общее количество углеводов в продукте(г)
ОКЖ- общее количество жиров в продукте(г)
ОКБ- общее количество белка в продукте(г)
ОКПЭ-общее количество полученной энергии
Так как определение затрат на пищеварение требуется знать содержание белков, жиров и углеводов в своем рационе, мы можем сделать вывод, что для определения энергозатрат человека, следует следить за своим питанием.
Приложение 5. Один день из эксперимента №1
Одно меню из питания испытуемых эксперимента №1 (взято из СМИ).
Испытуемый А Таблица 15
Меню на 4000ккал |
|
Завтрак |
Молочная рисовая каша (350г) Запеканка творожная (170 г) Бутерброд (100г) Мед (20г) Сладкий чай |
2-ой завтрак |
Банан (100 г) |
Обед |
Борщ (200г) Бифштекс (150г) Каша гречневая (150г) Помидор Ананасовый сок Хлеб(50г) Минеральная вода |
Полдник |
Финики (50г) Виноград (200г) Морс клюквенный (250г) |
Ужин |
Рыба запеченная (200г) Картофель запеченный(150 г) Овощи запеченные (120г) Печеные яблоки с медом (250г) Чай с лимоном |
2-й ужин |
Кефир 1% 250г |
Испытуемый В Таблица 16
Меню на 2200 ккал |
|
Завтрак |
Омлет со шпинатом и сыром (200 г) Банан (200г) |
2-ой завтрак |
Творог обезжиренный с зеленью и болгарским перцем (150 г) |
Обед |
Суп рыбный (250 мл) |
Полдник |
Простокваша (200 мл) |
Ужин |
Фасоль белая отварная (150 г) |
Испытуемый С Таблица 17
Меню на 1700 ккал |
|
Завтрак |
Каша овсяная с обезжиренным молоком и сухофруктами (250г) |
2-ой завтрак |
Банан (150 г) |
Обед |
Борщ вегетарианский (250 мл) |
Полдник |
Йогурт питьевой (250 мл) |
Ужин |
Творожная запеканка с изюмом и нежирной сметаной (200 г) |
Приложение 6. Один день из эксперимента №2
Одно меню из питания испытуемых из эксперимента №2
Меню испытуемого А: Таблица 18
Меню испытуемого В:
Таблица 19
Завтрак |
||
Молочный шоколад с наполнителем |
100г |
550ккал |
Чай |
||
Обед |
||
Пицца |
250г |
650ккал |
Напиток «Спрайт» |
200мл |
150ккал |
Печенье |
30 |
100ккал |
Перекус |
||
Глазированный сырок |
50г |
200ккал |
Ужин |
||
Бутерброды с ветчиной и сыром |
300г |
500 ккал |
Сок |
100мл |
100ккал |
Приложение 7. Анкета
Здравствуйте! Предлагаем вам принять участие в нашем проекте и заполнить следующую анкету:
1)Ваш Рост ___________________
Ваш Вес____________________
Ваш Пол____________________
Предлагаем вам рассчитать свой идеальный вес
Идеальный вес для женщины (кг) : (рост (см) х 3,5 : 2,54 - 108) х 0,453.
Идеальный вес для мужчины (кг) : (рост (см) х 4,0 : 2,54 - 128) х 0,453
____________________________________________________________________
2)Как вы питаетесь?
А) Стараюсь питаться правильно, сбалансированно
Б) Ем все подряд, не обращая внимания на вредность
В) Когда как
Г) Свой вариант ______________________________
3) Считаете ли вы съеденные калории? Если да, то для какой цели?
А) Да. ________________________________________________________
Б) Нет
Г) Время от времени
4) Знаете ли вы свою суточную норму калорий?
_____________________________________________________________________
5) Питаетесь ли вы в школе?(Если да, то укажите когда и что именно едите, порцию, чай с булочкой или приносите еду с собой)
А) Да _____________________________________________________________________
Б) Нет
6) Выберете свою категорию активности:
А) 1 категория, занятия спортом 5-9 раз в неделю, подвижный образ жизни
Б) 2 категория, занятия спортом 2-5 раз в неделю, подвижный образ жизни
В) 3 категория, 1 занятие спортом в неделю, малоподвижный образ жизни
Г) 4 категория, занятий спортом нет, сидячий образ жизни
7)В какое время суток вы физически наиболее активны?
А) Утром
Б) Днем,после обеда
В) Вечером
Г) Ночью
8) Какой прием пищи является для вас основным в течение дня?
А) Завтрак
Б) Обед
В) Ужин
9) Когда происходит ваш последний прием пищи и что это? (плотный ужин, легкий ужин, легкий перекус перед сном или не едите вечером)
___________________________________________________________
10) В каком состоянии вы чаще всего ложитесь спать?
а) с легким чувством голода
Б) с сильным чувством голода
В) с чувством сытости
Г) с ощущением, что переели за ужином
Приложение 8
Буклет-справочник