Научный вклад Галины Ивановны Поповской в исследование Байкала

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Научный вклад Галины Ивановны Поповской в исследование Байкала

Иванова Д.С. 1
1МБОУ СОШ №6 г. Иркутска
Шулепова Т.В. 1
1МБОУ СОШ №6 г. Иркутска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Озеро Байкал является одним из объектов всемирного природного наследия, в котором множество эндемических животных и растений. Они обитают только в одном месте, и чтобы сохранить знания о столь редких живых организмах необходимо тщательно изучать место их обитания. Изучением Байкала занимались и занимаются множество учёных, в том числе и Поповская Галина Ивановна.

Цель данной работы: Заинтересовать школьников наукой альгологией через создание лэпбука о становлении как ученого Галины Ивановны Поповской.

Задачи:

1. Изучить биографию Галины Ивановны Поповской и влияние на нее окружающей среды и людей

2. Изучить научный вклад Галины Ивановны Поповской

3. Собрать информацию о конкретных водорослях, которые изучала Галина Ивановна Поповская

4. Создать продукт лэпбук

Актуальность: Важно помнить о тех, кто сделал много для нашей Родины, в том числе и об ученых, одной из которых является Галина Ивановна Поповская. Своей работой я могу развить интерес и знания молодого поколения, что всегда будет актуально.

Объект исследования: ученый альгологГалина Ивановна Поповская.

Предмет: биография и научная деятельность

Метод: методы работы с научной, научно-популярной литературой, беседы, методы анализа и синтеза данных, практические методы по созданию лэпбука.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Альгология как наука. Ученые-альгологи

Альгология ( от латинского alga – морская трава, водоросль) – раздел биологии, изучающий водоросли.

Первые упоминания о применении водорослей приведены в ранней китайской литературе. Альгология не только интересный раздел биологии, но и многонаправленный, так как водоросли можно найти практически в любой среде обитания, и использовать в ряде хозяйственных отраслей. Сферы применения водорослей поражают своим многообразием (удобрения, красители, фармацевтические препараты, пищевые добавки и др.).

Альголог – это ученый – биолог, который изучает водоросли. Альгологи занимаются классификацией, систематикой, анатомией, физиологией, и другими аспектами, связанными с водорослями. Становление альгологии как науки началось во второй половине 18 века, когда были описаны немногочисленные роды водорослей на основе их морфологических признаков (работы предшественников К. Линнея, С. Гмелина и других). Совершенствование и внедрение микроскопической техники, расширение методических подходов к классификации водорослей способствовали заложению к концу 18 века основ их систематики. В 19 веке описано уже большинство современных родов водорослей, начато изучение их размножения, создание систем и флористических сводок. В 20 веке флористические исследования проводились в большинстве регионов земного шара, были разработаны теоретические проблемы альгологии – понятие вида, эволюция, происхождение и родственные связи водорослей, закономерности формообразования, возникновения циклов развития; усовершенствованы принципы классификации; опубликованы монографические сводки по отдельным группам водорослей и обобщающие сводки по флорам. С конца 20 века в альгологию активно внедряются электронно - микроскопические, генетические и молекулярные методы.

Развитие альгологии связано с именами К. А. и Я. Г. Агардов, немецких ботаников Ф. Кютцинга, Г. Рабенхорста, А. Пашера, Ф . Ольтманса и многих других. Конкретно в России на развитие альгологии оказали влияние работы Л. С. Ценковсого, В. М. Арнольди, К. С. Мережковского по морфологии водорослей, Ф. И. Рупрехта, В. И. Полянского, А. А. Еленкина , Е. С. Зиновой, К. И. Мейера, Н. Н.Воронихина, М. М. Голлербаха по систематике и флористике. Особая роль как организатора научной коллекции водорослей, ставшей одной из крупнейшей в мире, принадлежит А. А. Еленкину [7].

Исследования видового состава фитопланктона озера Байкал начаты еще в конце ХIХ - начале ХХ столетия. Основополагающий вклад в исследование качественного видового состава фитопланктона озера Байкал внес К.И. Мейер. Изучив образцы, собранные в 1916-1929 гг., он разделил Байкал по составу фитопланктона на 8 районов - открытый Байкал, пролив Ольхонские ворота, пролив Малое море, Баргузинский и Чивыркуйский заливы, Северная конечность Байкала, Мелководные заливы («соры») - Посольский, Истокский и Нижнеангарский, залив Провал; Селенгинское мелководье. По результатам своих исследований он опубликовал подробный список видов.

По итогам дальнейших многолетних исследований фитопланктона различных районов Байкала в 50-х гг. вышла сводная работа В.Н. Яснитского и А.П. Скабичевского «Фитопланктон Байкала» (1957). В статье приводится систематический список, включающий более 120 видов и разновидностей водорослей. Указывается, что только 40 из них действительно живут и развиваются в открытом Байкале, остальные являются случайными в озере, они занесены из рек и соров. Из числа включенных в список видов 20 эти авторы считали типичными для открытого Байкала.

В 1959 г. список видов байкальского фитопланктона, включающий 99 видов планктонных водорослей и сопровождаемый кратким описанием биологии наиболее распространенных форм, был опубликован О.М. Кожовой.

Значительный вклад в изучение фитопланктона был внесен Н.Л. Антиповой. Ею подробно излагались сведения о периодических изменениях в составе фитопланктона и колебаниях численности доминирующих форм (Антипова, 1963). Н.Л. Антипова впервые для Байкала открыла цветение в подледный период перидиниевых водорослей и описала новые эндемичные виды беспанцирных перидиней (Антипова, 1955, 1963). Она опубликовала список планктонных байкальских водорослей, включающий 50 видов, из которых 20 были отмечены как принадлежащие байкальскому комплексу (Антипова, 1963). Л.Р. Изместьева и О.М. Кожова (Долгосрочное.., 1988) представили список из 70 видов и подвидов, обнаруженных в открытом Южном Байкале; из этого числа 12 видов были отмечены как наиболее массовые. Г.Ф. Загоренко и Г.С. Каплина (1988) опубликовали для той же станции вблизи поселка Большие Коты список, включающий 78 видов, из них 16 были названы доминирующими.

Г.И. Поповская по данным многолетних исследований всей пелагиали Байкала опубликовала список планктонных водорослей, включающий 92 вида. Из этого числа 30 отмечены ею как постоянные компоненты комплекса открытых вод, а 11-12 упомянуты как доминирующие.

1.2. Словарь терминов, встречающихся в работе

Мною был составлен краткий словарик терминов (Приложение 2), которые важны для понимания вклада изучаемого мною ученого в науку альгологию. Для его составления я пользовалась Биологическим энциклопедическим словарем [6] и учебным пособием для студентов бакалавров биологического института М.В. Степанова [11].

Кроме того, я составила краткую таблицу водорослей основных отделов, для понимания характеристик мне пришлось ознакомиться с большим количеством новых для меня терминов (Приложение 3).

1.3 Становление личности человека и ученого

      1. Галина Ивановна и её семья

«Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если он гореть не будет – кто тогда рассеет тьму?» Эти слова турецкого поэта Назыма Хикмета стали маяком жизни Галины Ивановны Поповской – альголога, доктора биологических наук.

Рис. 1. Галина Ивановна Поповская. 2010 г. [1]

Галина Ивановна Поповская родилась 2 июля 1932 г. в Винницкой области. Ее родители - Иван Павлович и Анна Лукьяновна Поповские. Детство и юность будущего ученого прошли в г. Улан-Удэ, куда ее отца в 1937 г. направили на работу. Отец был по профессии электриком, а мама − домохозяйкой. В семье было пятеро детей: четыре сына и дочь Галина. Во время войны семья, как и другие семьи, жила очень трудно, выживали благодаря своему труду.

      1. Школьные годы и жизнь в университете

В 1942 году Галина пошла в школу №22 г. Улан-Удэ. В школе Галина посещала юннатский кружок, особенно ей нравилось работать на пришкольном участке, ухаживать за животными в живом уголке, ходить с детьми в походы. В старших классах она уже проводила лекции для школьников младших классов.

После окончания школы в 1952 году Галина поступила в Иркутский государственный университет, где сразу окунулась в бурную студенческую жизнь. В одном из своих интервью она так говорила о том времени своей жизни: «Я, конечно, знала, что в иркутском государственном университете есть биологический факультет. Но из Улан – Удэ, где мы жили, попасть в иркутский вуз было на просто. Ехала одна, сдавать экзамены было страшно – конкурс пять человек на место». Вступительные экзамены Галина Поповская сдала на все пятерки и была зачислена в Иркутский госуниверситет.

На одном из занятий произошел интересный случай: ранее застенчивая и боящаяся «букашек» Галина смело вызвалась стать подопытной для опыта с присасыванием пиявок. После этого случая на факультете Галина пользовалась заслуженным авторитетом экспериментатора.

После окончания первого курса ей посчастливилось участвовать в кругобайкальской экспедиции на небольшом катере «Гидробиолог», под руководством профессора Михаила Михайловича Кожова. Вот так она вспоминала об этом в 2012 г: «Вы не представляете, какое счастье увидеть это удивительное озеро практическим целиком! Байкальские красоты просто очаровали меня: и острова Малого Моря, и остров Ольхон, и неповторимая бухта Песчаная с её удивительными «шагающими» деревьями, и горные хребты, покрытые снегом основную часть года.» [8]

Опыт экспедиций определил научные пристрастия Галины Ивановны: она решила твердо работать только на Байкале и изучать его фитопланктон.

По окончанию 4 курса, талантливая студентка была командирована факультетом на Севастопольскую биологическую станцию для сбора зоологического и ботанического материала. Это положило начало её научной деятельности. В этой экспедиции Галина Ивановна собрала гербарий водорослей. До 5 курса она была председателем гидробиологического кружка факультета и активным членом общества «Знание»: читала публичные лекции. Просветительская деятельность, по мнению Михаила Михайловича Кожова, была обязательной для студентов. И Галина Ивановна с удовольствием отдавалась ей. Курсовую и дипломную работу она выполнила по материалам экспедиций на Селенгинское мелководье. После окончания университета она поступила сразу поступила в аспирантуру Байкальской лимнологической станции ВСФ СО АН СССР. Руководителем ее кандидатской диссертации был известный ученый – альголог Александр Павлович Скабичевский.

      1. Учителя и наставники Галины Ивановны Поповской

Научными руководителями Г.И. Поповской были известные ученые байкаловеды Михаил Михайлович Кожов, Нина Леонидовна Антипова, Александр Павлович Скабичевский.

Михаил Михайлович создал интерес к полевым исследованиям, способствовал научному интересу Галины Ивановны, был руководителем ее студенческих работ, вдохновил ее на просветительскую деятельность, Нина Леонидовна обучила молодого ученого методике работы с водорослями. Александр Павлович Скабичевский стал научным руководителем кандидатской диссертации Галины Ивановны. В 1991 году Г. И. Поповская защитила докторскую диссертацию на тему «Фитопланктон Байкала и его многолетние изменения (1958-1991)». Защита прошла в ученом совете Центрального сибирского ботанического сада. Оппонентами были авторитетные ученые – альгологи, доктора биологических наук Э. А. Штина, Т. А. Сафронова и М. В. Гецена. Согласно Бюллетеню ВАКа (высшая аттестационная комиссия) защита докторской диссертации Г. И. Поповской была лучшей защитой 1991 г.

В работе было обращено внимание на неоднородность природных условий Байкала: крупные заливы, обширные мелководья, прилегающие к устья крупных рек и пелагиали, на долю которой приходится основная часть акватории озера. Галина Ивановна Поповская обобщила свои многолетние и литературные данные по фитопланктону Байкала. По этим данным в Байкале отмечено 400 видов планктонных водорослей, из которых 300 она отметила на тот момент времени впервые.

Очень важным результатом многолетних исследований Г. И. Поповской является выявление особенностей сезонной динамики фитопланктона Байкала- массовое развитие крупного фитопланктона весной определяет большие показатели биомассы в среднем за вегетационный период.

Важным результатом многолетней работы Г. И. Поповской является изучение вертикального распределения фитопланктона в пелагиали и определение его биомассы.

      1. Личностные качества ученого. «Она - солнышко наше главное»

За годы плодотворной работы Галина Ивановна сумела оставить яркий свет в сердцах ее коллег, особенно младших. Она воспитала 4 аспирантов, 3 работы были посвящены фитопланктону озера Байкал, одна работа фитопланктону оз. Иссык-Куль. Сотрудник Института природных ресурсов, экологии и криологии, читинский исследователь Наталья Александровна Ташлыкова, изучавшая реку Селенгу, под руководством Галины Ивановны успешно защитила кандидатскую диссертацию и стала самостоятельным специалистом, сейчас исследует озёра Забайкалья. Работают её ученики в Украине и других странах.

Галина Ивановна, по воспоминаниям коллег, была очень тактичным человеком. Именно ей удавалось гасить конфликты, в мягкой, но справедливой форме подсказывать, какие недочеты имеются в работах коллег. Коллеги охотно просили ее оценить свои статьи, знали, что оценка будет предметной, но внимательной и тактичной. Галина Ивановна всегда могла подсказать, как сделать работу лучше.

«Если что-то непонятно, работа не идёт – сразу к ней, – наперебой говорили её молодые коллеги. – Иногда в душе просто раздрай какой-то. Кажется, что ничего не получается, идёшь к Галине Ивановне, а она говорит: «Спокойно!» – садимся за микроскоп, и сразу жить легче. Она – наше солнышко главное». [8]

В 2015 г. коллеги-альгологи посвятили ей свою монографию.

      1. Семья для Галины Ивановны– «наивысшая ценность»

Знакомые и коллеги Галины Ивановны отмечают трепетное отношение Галины Ивановны к семье. Вот только несколько воспоминаний.

Марина Владимировна Усольцева, старший научный сотрудник Лимнологического института пишет:

«Семья для Галины Ивановны была наивысшей ценностью. Она всегда спрашивала меня: «Как ты себя чувствуешь, как твой сынок?» Делилась своей мудростью, советами, а потом с улыбкой рассказывала про своего внучка. В этот момент ее глаза поблескивали от радости и счастья». [8]

Дети Галины Ивановны всегда знали, что их мама: честная, искренняя, любящая - всегда рядом с ними. Сын Михаил Владимирович рассказывает о маме с нежностью: «Многие меня спрашивают: «Какое было хобби у мамы?». У нее было 2 «хобби» – мы и работа, на остальное просто физически не оставалось времени. Этому она отдавала себя всю, без остатка.» [8]

2. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Сразу после окончания университета Г.И. Поповская полгода работала старшим лаборантом на кафедре дарвинизма и генетики. В декабре 1957 г. она поступила в аспирантуру при Байкальской лимнологической станции Восточно-Сибирского филиала АН СССР.

Впервые для Байкала были проведены регулярные, с охватом всех сезонов года, исследования состава, распределения и сезонной динамики фитопланктона. Пробы в районах исследования отбирались 2−3 раза в месяц. Было проведено 18 съемок на 35 станциях. За период работ было собрано и обработано 1648 проб отстойного (батометр) и 252 пробы сетяного фитопланктона.

Результаты работы были весьма значительными. Прежде всего, был установлен систематический состав фитопланктона исследуемых участков, сезонная динамика, и установлены источники формирования его состава. В планктоне Селенгинского мелководья и прилегающих участков было обнаружено 210 видов, разновидностей и форм водорослей, из них 133 впервые установлены для исследуемых районов, 93 – указаны впервые для Байкала.

Первая научная статья Г.И. Поповской вышла в 1958 г. в Известиях Биолого-географического научно-исследовательского института.

Первая самостоятельная статья Галины Ивановны была посвящена фитопланктону дельтовых проток реки Селенга и вышла в 1960 г. в Известиях Сибирского отделения АН СССР. Этой же теме была посвящена кандидатская работа ученого, которую Галина Ивановна успешно защитила в 1963 году. Многолетние исследования Поповской Галины Ивановны привели к обобщению ее научного труда в докторской диссертации, защита этой работы была признана лучшей защитой 1991 года.

Научное наследие ученого-альголога Галины Ивановны Поповской представлено 232 опубликованными работами.

Трудовая деятельность Галины Ивановны полностью посвящена науке. По окончании аспирантуры в 1959 г. Г.И. Поповская была избрана на должность младшего научного сотрудника Лимнологического института. Менялись должности, но неизменным оставался научный интерес – водоросли Байкала.

В 1968 году Галина Ивановна Поповская открыла новую группу водорослей – пикопланктон. Это микроскопические сине-зеленые водоросли размером 1-2 микрометра. В этом же году ученый описала новый вид сине-зеленых водорослей Синехицистис лимнетика. Клетки пикопланктона не имеют кремнистого панциря и потому не захораниваются в осадках.

Игорь Викторович Клименков, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Лимнологического института так говорил о ее работе: «На мой взгляд, одно из главных научных достижений Галины Ивановны – открытие пикопланктона, вовсе не было обусловлено тем, что она пользовалась микроскопом – такой инструмент был у многих исследователей. Это связано с тем, что у неё была природная интуиция, трепетное отношение к предмету своих исследований, в основе которых была любовь к Байкалу, который взамен и открывал ей свои тайны». (Байкал в полевом микроскопе; Юлия Сергеева)

В ходе наблюдений за альгофлорой Байкала были отобраны многочисленные пробы воды с разных точек Байкала и в разные периоды года. Результатом многолетних наблюдений стала докторская диссертация Галины Ивановны «Фитопланктон Байкала и его многолетние изменения», в которой ученый обобщила результаты научных исследований.

В работе обращено внимание на разнообразие экотопов Байкал, неоднородность природных условий, вертикальное распределение фитопланктона в пелагиали. Интересный факт: на глубинах 500 м и более обнаруживаются большие массы фитопланктона, что является крайне важным фактором для существования гетеротрофов озера.

В Байкале отмечено 460 видов планктонных водорослей, из которых около 300 были приведены впервые. Галиной Ивановной были описаны 6 новых видов и подвидов диатомовых, золотистых и синезеленых водорослей. Г.И. Поповской были впервые представлены многолетние данные по сравнительному анализу фитопланктона притоков Байкала. Отмечено, что фитопланктон р. Селенги отличается значительным видовым разнообразием по сравнению с другими притоками (Приложение 1).

Обобщая научное наследие доктора биологических наук Г. И. Поповской, можно выделить следующие основные направление ее работы:

1. Изучение систематического состава водорослей Байкала, его притоков, Ангарских водохранилищ и других водоемов (изучение морфологической изменчивости водорослей различных систематических групп, описание новых видов);

2. Изучение биологии и экологии доминирующих представителей фитопланктона Байкала;

3. Изучение количественных показателей водорослей – численности и биомассы;

4. Многолетний мониторинг фитопланктона Байкала, изучение сезонной и межгодовой динамики водорослей;

5. Изучение пространственного распределения (горизонтального и вертикального) водорослей в водоемах;

6. Определение роли водорослей в биоценозах и экосистемах;

7. Разработка схем круговорота биогенных веществ. Трансформации органического вещества. Расчет балансовых характеристик продукции фитопланктона;

8. Разработка норм допустимых воздействий на экосистему Байкала;

9. Рациональное использование ресурсов Байкала и его использование.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для того, чтобы заинтересовать школьников альгологией и научной деятельностью, а конкретно работой Галины Ивановны Поповской, я решила создать лэпбук, тематическую интерактивную папку (Приложение 4).

Он содержит ребусы, факты из жизни Г.И. Поповской, понятие науки альгологии, информацию о озере Байкал и многое другое. Благодаря тому, что я проявила свои художественные навыки, мой продукт смог понравиться школьникам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Часто все испытывают трудности в привлечении внимания школьников к фигуре того или иного ученого, поэтому я создала лэпбук – интерактивную книгу. С его помощью я смогла заинтересовать школьников альгологией и научной деятельностью Галины Ивановны Поповской, проведя классный час, посвящённый этой теме. (Приложение 6) Так же я собрала информацию о конкретных водорослях, которые изучала Галина Ивановна Поповская, создала их краткую характеристику. Сделала небольшой альгологический словарь для того, чтобы разбираться в некоторых терминах альгологии и биологии. Изучила научный вклад Галины Ивановны и узнала, что повлияло на формирование её как учёного. Таким образом на становление альголога Поповской повлияли: дружная работящая семья, военные годы лишений, школьные годы. Опыт первой экспедиции определил сферу интересов - фитопланктон Байкала. Замечательные учителя помогли проложить ей путь жизни. Свойства характера; упорство, работоспособность, усердие, позволило ей добиться больших результатов в научной работе. Её тактичность внимательность жизнелюбие, помогли добиться уважения учеников и коллег, а поддержка семьи позволила заниматься любимым делом. Галина Ивановна внесла огромный вклад в изучение байкальских водорослей, что в свою очередь помогло защите озера и позволило получить новые научные знания. Но дело Галины Ивановны живо. Ученые ищут, находят и будут находить новые факты из жизни великого озера. Например, ученые из США и Великобритании D. H. Jewson and R. J. Bixby в 2015 году провели исследования, посвященные одному из видов, открытых Г.И. Поповской Hannaea baikalensis, ссылаются в своей статье [9] на ее труды. Перспективы своей работы я вижу в дальнейших занятиях альгологией, в использовании как учебный материал, в продукте, который может заинтересовать школьников и замотивировать их заниматься научной деятельностью. Эта работа сподвигла меня на написание других проектов, связанных с учёными, изучавшими Байкал. Уже я продемонстрировала данную идею на конференции в Академии Наук (Иркутском Научном Центре СО РАН), в Дворце Творчества г. Иркутска, а также в Байкальском музее СО РАН, заняв почётные места. (Приложение 5)

ЛИТЕРАТУРА

  1. 18 ноября 2022 г. в Байкальском музее состоялся семинар посвященный 90 летнему юбилею Галины Ивановны Поповской [Электронный ресурс] Способ доступа: http://bm.isc.irk.ru/novosti/227-18-noyabrya-2022-g-v-baykalskom-muzee-sostoyalsya-seminar-posvyaschennyy-90-letnemu-yubileyu-galiny-ivanovny-popovskoy.html. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 14.01.2024)

  2. Abundance and size change of Hannaea baicalensis in Lake Baikal [Электронныйресурс] Способдоступа: https://www.researchgate.net/publication/285601038_Abundance_and_size_change_of_Hannaea_baicalensis_in_Lake_Baikal . – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 19.02.2024)

  3. Changes in Diversity of Silica-Scaled Chrysophytes during LakeRiverReservoir Transition (BaikalAngaraIrkutsk Reservoir) [Электронный ресурс] Способ доступа: https://www.researchgate.net/publication/374720441_Changes_in_Diversity_of_Silica-Scaled_Chrysophytes_during_Lake-River-Reservoir_Transition_Baikal-Angara-Irkutsk_Reservoir – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 19.02.2024)

  4. Stephanodiscus popovskayae, a new species from the volcanic lakes of Kamchatka in East Asia, Russia [Электронный ресурс] Способ доступа: https://www.researchgate.net/publication/263230830_Stephanodiscus_popovskayae_a_new_species_from_the_volcanic_lakes_of_Kamchatka_in_East_Asia_Russia – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 19.02.2024)

  5. Байкал в полевом микроскопе [Электронный ресурс] Способ доступа: https://www.vsp.ru/2012/07/12/bajkal-v-polevom-mikroskope-2 / . – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 19.02.2024)

  6. Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] Способ доступа: https://gufo.me/dict/biology. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.02.2024)

  7. Виноградова К. Л. АЛЬГОЛОГИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://old.bigenc.ru/biology/text/3921327?ysclid=lt07r8vn13579603379 Дата обращения: 19.02.2024

  8. Галина Ивановна Поповская: Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если он гореть не будет – кто тогда рассеет тьму? / авт.-сост.: О.Т. Русинек, А.Д. Фирсова ; отв. ред.: Л.Р. Изместьева ; библиогр. составлена при участии И.П. Белоус и О.Ю. Митиной. – Иркутск: Издательство Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2022. – 172 с.: 87 ил.

  9. Нотман Р. Объект исследований - БАЙКАЛ // Советская Сибирь. - 2005. - 23 сентября (N 184). - С.7-10.

  10. Планктон 3.1. Журнал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук [Электронный ресурс] Способ доступа: http://ftp.lin.irk.ru/plankton. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 20.01.2024)

  11. Степанов М.В. Ботаника. Часть 1. Водоросли (краткий курс лекций): Учебное пособие для студентов бакалавров биологического института. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2017. – 40 с.

  12. Эколого–географический вестник № 1 Исток; январь’ 2023 года.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Краткая характеристика наиболее часто встречающихся водорослей (составлена с использованием источника 6 в списке литературы)

отд Dinophyta (Peridinium, Ceratium)

монадные, кокковидные, амебоидные формы, клетки имеют 2 бороздки. Пузулы, служащие для регуляции осмотического давления, имеется стигма. Ядро двойное –дикарион. Содержат хлорофилл а,в, каротиноиды, перидинин. Имеется амфиесма с текальными везикулами, в которой целлюлозные пластинки образуют панцирь. Обитают в пресной воде и морях. Большинство планктонные, часть эндосимбионты с беспозвоночными. Накапливают крахмал, липиды

отд. Ochrophyta (кроме Сифонокладовых)

Митохондрии с трубчатыми кристами в клетках, 4 мембранная оболочка хлоропластов, содержит хлорофиллы а, с, фукоксантин, вошериаксантин, запасное вещество хризоламинарин, 2 гетероморфных жгутика: 1 длинный, покрытый выростами, 1 короткий гладкий, запасное вещество – хризоламинарин. Имеются пиреноиды. Клеточная стенка двух- или трехслойная.

Кл. Crysophyceae (Dinobrion, Hidrurus)

Одноклеточные, колониальные, микроскопические водоросли золотистого цвета. Имеют золотистые образования - стоматоцисты. Характерны покоящиеся стадии. Имеют кремнезем внутри клеток типа эндоскелета. Могут иметься два гетероморфных жгутика или один перистый. Покровы клеток гладкие или имеют чешуйки. В хлоропластах может иметься стигма. Пигменты: хлорофиллы a, c1, с2 и каротиноиды, из которых наиболее характерный – фукоксантин. Запасные вещества – хризоламинарин и липиды. Многие могут питаться гетеротрофно.

Кл. Synurophyceae

Пресноводные. Встречаются свободноплавающие и колониальные формы. Клетки имеют кремнеземовый панцирь из чешуек. Один или оба жгутика покрыты снаружи мелкими органическими чешуйками, в основании имеющими вздутия с флавином. 1-2 хлоропласта на клетку. Редко бывают пиреноиды. Характерно продольное деление надвое.

Кл. Diatomophyceae (Melosira, Pinnularia)

Одноклеточные, колониальные. Бентосные, планктонные, эпифитные, эпилитные, являются эндобионтами фораминифер. Имеют панцирь из аморфного кремнезема, зигоморфные и актиноморфные формы. Панцири имеют швы или выросты – кили. Выделяют слизь, облегчающую движение. Размножаются делением пополам продольно, со временем мельчают, имеется половой процесс, сперматозоиды с 1 жгутиком, после слияния клеток образуется ауксоспора, которая может делиться. Пигменты: хлорофилл а,с, в-каротин, фукоксантин, диатоксантин.Зап. вещества: хризоламинарин, липиды.

Кл. Xanthopheceae (Tribonema, Vaucheria)

Монадные формы с 2 жгутиками, амебоидные формы, коокковидные формы. Живут в чистых пресных водах, в почве. Свободноживущие формы. Отсутствует хлорофилл в, имеется вошериоксантин, диатоксантин и др., в оболочках есть пектин и целлюлоза. При бесполом делении образует разные виды спор. Половое размножение изогамия, гетерогамия, оогамия. Запасные вещества в-глюкан, липиды.

кл Phaeophyceae

Многоклеточные макроскопические формы, разнонитчатые водоросли, псевдопаренхиматозный таллом, паренхиматозный таллом. Морские бентосные организмыОболочка клеток двуслойная, внутренняя содержит альгулезу – разновидность целлюлозы, наружный содержит альгин – пектиноподобное вещество. Пигмент фукоксантин, Запасные вещества ламинарин, маннит, липиды. Бесполое размножение зооспорами, половое – оогамия.

Отд. Chlorophyta

Отличаются преобладанием в хлоропластах хлорофилла a и b над другими пигментами, у некоторых имеются каротиноиды. Одноклеточные, колониальные, многоклеточные и неклеточные представители, активно подвижные и неподвижные, прикрепленные и свободноживущие. НЕТ амебоидных форм. Встречаются как фотобионты в лишайниках. Клетки одноядерные или многоядерные, с одним или несколькими хроматофорами, имеют стигму. Хроматофоры с двойной мембраной. Жгутиков два, клеточная стенка целлюлозная. Типы питания: фототрофное, миксотрофное и гетеротрофное. Запасное вещество – крахмал. Бесполое размножение зооспорами и апланоспорами, половое размножение гологамия, конъюгация, изогамия, гетерогамия, оогамия. Встречается партеногенез.

Систематика сложна. Входит большое количество классов.

Отд. Rhodophyta

Одноклеточные кокковые, колониальные, многоклеточные, нитчатые, разнонитчатые. Обитают на большой глубине в морях и пресных водоемах., встречаются эпифиты. Пигменты: хлорофилл а, каротиноиды (а,б каротин, лютеин, неоксантин), фикобилины(фикоэритрин, фикоцианин, аллофикоцианин). Запасное вещество – багрянковый крахмал. Хлоропласты двумембранные. Имеются фикобилисомы на их поверхности. Имеются зачатки тканей. Половое размноэение – оогамия, женский орган – карпогон, мужской сперматангий. Бесполое с помощью неподвижных спор.

Отд. Cyanophyta

Облигатные оксигеновые прокариотические фототрофы. Не способны питаться гетеротрофно. Имеют 2 фотосистемы на мембранах тилакоидов. В пределах 1 и той же клетки возможно протекание фотосинтеза и анаэробной азотофиксации. Отсутствует дыхание на свету. Нет жгутиков. Пигменты: хлорофиллы а,б, каротиноиды(в-каротин и

зеаксантин), фикобилины. Встречаются одноклеточные, колониальные,

многоклеточные, кокковой формы, нитчатые. Образуют акинеты – покоящиеся споры. Клеточная стенка из муреина. Запасные вещества: цианофицин, фосфатные гранулы. Могут иметь газовые вакуоли для изменения плавучести. Размножаются делением клеток

Приложение 2

Краткий словарь альгологических терминов [6,10]

Термин

Значение

Акватория

Участок водной поверхности, ограниченный естественными, искусственными или условными границами.

Альгология

Раздел биологии, который изучает водоросли.

Бенталь

Область водоёмов, заселённая донными организмами, обитающими на грунте водоёма или в его толще.

Биогенное вещество

Вещество, представляющее собой остатки отмерших организмов или продукты жизнедеятельности и линьки живых организмов.

Биомасса

Совокупная масса растительных, животных и прочих организмов, присутствующих в экосистеме.

Вакуоль

Большая одномембранная органелла в центральной части растительной клетки.

Гербарий

Коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами.

Гидробиология

Наука о жизни и биологических процессах в воде, изучающая жизнь водных организмов и экосистем.

Каротиноиды

Природные органические пигменты от жёлтого до красно-фиолетового цвета, продуцируемые бактериями, грибами, растениями.

Пелагиаль

Зона моря или океана, не находящаяся в непосредственной близости от дна.

Перидинин

Основной каротиноидный пигмент динофлагеллят, собирающий свет апокаротиноид.

Пиреноид

Субклеточные микрокомпартменты, обнаруженные в хлоропластах многих водорослей; Особое включение внутри хлоропласта.

Планктон

Совокупность организмов, населяющих толщу воды, отличающаяся неспособностью противостоять переносу течениями и ветровому перемешиванию.

Сезонная динамика водорослей

Изменение состава и численности водорослей, обусловленное сезонными изменениями экологических факторов.

Фитопланктон

Часть планктона, которая может осуществлять процесс фотосинтеза.

Хлорококк

Род одноклеточных зелёных водорослей семейства Хлорококковые.

Хлорофиллы а и б

Зелёный пигмент, окрашивающий хлоропласты растений в зелёный цвет.

Экосистема

Биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществ и энергии между ними.

Приложение 3

Некоторые виды водорослей, найденных Г. И. Поповской

Synechocystis limnetica Popovsk. [1]

 

Chrysosphaerella baicalensis Popovsk. [8]

 

Stephanodiscus skabitschevskyi Popovsk. [9]

 

Hannaea baikalensis Genkal, Popovskaya et Kulikovskiy [11]

Изображение не найдено

Приложение 4

Рис. 2. Лэпбук, интерактивная папка

Рис. 3. Лэпбук, интерактивная папка

Приложение 5

Рис. 4. Диплом победителя в конкурсе научных докладов от Иркутского Научного центра СО РАН

Рис. 5. Диплом призёра в XXXI городской научно-практической конференции от «Дворца Творчества» г. Иркутска

Рис. 6. Сертификат об участии в IV Всероссийской научно-практической конференции от «Байкальского музея СО РАН»

Приложение 6

Рис. 7. Классный час, посвящённый Г.И. Поповской и альгологии

Рис.8. Классный час, посвящённый Г.И. Поповской и альгологии

Просмотров работы: 18