Введение
«Флейта – это звук фолшебный,
Это голос сокравенный,
Это счастье и покой,
Это разговор с душой…»
Дядина Г.
Музыка очень многогранна. Это целый мир звуков. С древних веков наша земля была гигантской музыкальной мастерской и концертной эстрадой. В любом месте человек пел, играл, выделывал то, что свистит, гудит, гремит. Это было нужно людям всегда, потому что музыка помогала им в труде, украшала праздники и помогала справиться в трудную минуту с горем. Музыка сближала, роднила и объединяла людей. Она есть повсюду, без нее нельзя.
Как музыка многогранна, так и музыкальных инструментов множество и влияние у каждого свое. Именно поэтому, играя на блокфлейте я задумался, какое же влияние она оказывает на меня и решил разобраться в этом. В своем проекте я расскажу о моей волшебной блокфлейте и вы обязательно поймете, почему она волшебная.
Цель проекта: изучение влияния блокфлейты на человека и его здоровье.
Задачи проекта:
Изучить историю блокфлейты и рассмотреть ее состав;
Изучить, какое влияние оказывает блокфлейта на человека и его здоровье;
Провести исследование: измерить уровень кислорода в крови до и после занятия на блокфлейте;
Провести опрос одноклассников;
Провести интервью с педагогами музыкантами и школьным врачом;
Расскрыть, в чем заключается «волшебное» влияние блокфлейты.
Гипотеза: я предположил, возможно ли, что игра на блокфлейте положительно влияет на организм человека и его здоровье.
Объект исследования: Блокфлейта.
Предмет исследования: Влияние блокфлейты на человека и его здоровье.
Методы исследования:
- наблюдение;
- изучение и анализ;
- интервьюирование;
- исследование;
- опрос;
Практическая значимость: работа имеет практическое значение, так как может быть использована на уроках познания мира, при проведении внеклассных мероприятий по данной теме, а так же на занятиях по проф.ориентации.
Теоретическая часть
История возникновения блокфлейты
Блокфлейта - один из самых древних духовых инструментов. Её предшественники появились ещё в период первобытного общества, и изготавливался инструмент из раковин, костяных или тростниковых трубок.
В старой Европе и народов Тибета встречались свистковые флейты двойной и тройной формы, а у индейцев, жителей Индонезии и даже Китая были одинарные и двойные носовые флейты, где звук извлекался путем выдоха носа.
Расцвет популярности этого инструмента пришелся на средние века, именно тогда блокфлейта стала солирующим инструментом, и звучала как в народе, так и при королевском дворе.
Предшественниками блокфлейты являются дудочка, свирель, флейта пана.
Свирель Русская народная дудочка
Блокфлейта – это инструмент не только очень мелодичный, но и техничный, ему подвластны различные исполнительские задачи. Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются при ее игре. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами.
Эта волшебная вещь могла творить удивительные чудеса. Мелодичное звучание инструмента в руках опытного музыканта способно не только подарить удовольствие, но и заворожить.
В современном мире блокфлейта играет на большой сцене как самостоятельный инструмент, так же вместе с оркестром. Кроме того используется как подготовительный этап для перехода на основной духовой инструмент–саксофон, кларнет, поперечная флейта.
Состав блокфлейты
Блокфлейта – одна из разновидностей флейты. Она представляет духовой музыкальный инструмент свисткового типа. Это продольная флейта, воздух в нее вдувается в отверстие, проделанное на торце трубки. Возле этого отверстия находится еще одно – выходное с рассекающей воздух гранью. На трубке проделаны специальные отверстия для пальцев. При игре отверстия на половину или полностью закрывают пальцами. На обратной стороне трубки есть дополнительное отверстие, называется октавный клапан. Блок-флейта по весу очень легкая и не вызывает ни каких трудностей с ее использованием.
Рисунок 1 - Состав всей блокфлейты
С овременная блокфлейта состоит из трех частей: мундштука, основной трубки и раструба, может быть цельной (отсоединяется только мундштук) либо разборной (отсоединяются все части)
Рисунок 2 – Личная разборная блокфлейта
автора проекта
Рисунок 2 – Правильное расположение рук при игре
Современные блокфлейты изготавливаются из дерева (клен, слива, груша, красное дерево), пластика или могут быть комбинорованными (пластик +дерево).
Б локфлейты по звучанию бывают нескольких видов: сопранино; сопрано; альт; тенор; бас; контрабас.
а. по звучанию б. по изготовлению
Рисунок 3 – виды блокфлейт
Влияние блокфлейты на организм
Многие древнейшие учения содержат в себе различные утверждения и опыт, накомпленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.
Установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Так же доказано, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, грусть – 20 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов. Поэтому игра на блокфлейте избавляет от бессонницы, лечит нервные расстройства. Так во Франции разработана специальная методика для лечения этого недуга: в течении 10 минут пациент слушает звуки блокфлейты или флейты, исполняющие классическую музыку. Игра на блокфлейте способствует укреплению и оздоровлению дыхания, кроме того оказывают благоприяное воздействие на конечности и нос.
Игру на блокфлейте рекомендуют врачи детям, испытывающим проблемы с дыхательной системой, а именно при затяжном бронхите и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, при астме, а так же при апатии и плохом настроении.
Проанализировав все выше изложенное, а так же изучив множественные исследования в этой области, я узнал и сделал вывод, что блок-флейта дает не только музыкальное развитие, но и положительно влияет на организм человека. А так же я выделил 7 причин положительного влияния блокфлейты на организм человека.
Развитие памяти и внимания;
Развитие головного мозга и речи (за счет развития мелкой моторики);
Предотвращение болезней или сведения к минимуму болезней органов дыхания и горла. ( за счет развития правильного дыхания – диафрагмального);
Развитие правильной осанки;
Развития воображения и координации;
Развитие личности и духовного мира;
Улучшается самочувствие и настроение (за счет получения положительных эмоций).
2. Практическая часть
2.1. Интервьюирование руководителя проекта Зубарева В.А.
Для подтверждения своей гипотезы, я решил провести интервью со своим руководителем проекта и педагогом по специальности в музыкальной школе Зубаревым Владимиром Андреевичем о влиянии блокфлейты на организм ребенка. Для этого я подготовил актуальные вопросы:
Ваше отношение к блокфлейте;
С чем можно сравнить ее звук;
Кто может играть на блокфлейте;
Способна ли игра на блокфлейте повлиять на организм человека в целом (как физически, так и духовно);
Как думаете полезно ли будет ввести в школах урок игры на блокфлейте (возможно как вариант внеурочной деятельности).
В ходе беседы Владимир Андреевич подтвердил, блокфлейта является полноценным музыкальным инструментом и может принимать участие на большой сцене. Так же ее используют как подготовительный этап при переходе на основной инструмент из-за физиологических возможностей ребенка. Звуки флейты подобны пению, завораживаю и чаруют, очень хорошо она звучит при игре колыбельных. Возрастных ограничений для игры на блокфлейте никаких нет, игре на ней может научиться как взрослый, так и ребенок.
Так же Владимир Андреевич подтвердил, что играя на блок флейте, мы влияем на организм как физически, так и духовно. Духовность заключается в выражении эмоций, чувств, в образном представлении картинки произведения, которое мы играем. Ведь одно и то же произведение можно сыграть по-разному в зависимости, какие чувства и эмоции ты сейчас испытываешь или хочешь показать. Физически мы задействуем мелкую моторику, влияющую на головной мозг и речь. Развиваем легкие с помощью дыхательных упражнений и самой игры. Именно это дыхание практикую йоги для здоровья, спокойствия и духовного просветления. Развиваем слух, при помощи ритмический упражнений, а так же координацию движений и уровень раскрепощенности.
Владимир Андреевич даже привел пример, что в его практике были ученики с ограниченными возможностями здоровья. Одного мальчика направил врач на занятия блокфлейтой, другого привели сами родители. В итоге после первого года занятий у этих мальчиков стала понятной речь, исправились дефекты, выпрямились кисти рук и пальца стали двигаться лучше. Третий ученик с помощью занятий игры на блокфлейте вылечил заикание.
К роме того я поинтересовался его мнением о внедрении урока игры на блок флейте во внеурочную деятельность в школе, то ответ был положительным. Это хорошая идея, которую он полностью поддержал, аргументируя всем выше изложенным и еще дополнил что такая практика у нас есть в Екатеринбурге, правда в одной единственной школе, но беседовав в директором этой школы, они нисколько не пожалели. У детей улучшилась успеваемость, дети стали усидчивее, легче воспринимают урок. Так же преподаватель добавил, что был в школах Европа и в Израиле, там этот вопросу давно внедрен в школы и не только для начальных классов, но и для старшеклассников.
2.2. Интервьюирование учителя музыки Исуповой С.Б.
Затем я побеседовал со школьным учителем музыки Исуповой Светланой Борисовной.
О на подтвердила, что игра на блокфлейте положительно сказывается на здоровье человека, а именно гармонизируется работа правого и левого полушария головного мозга, так как происходит игра обеими руками.Игра позволяет детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, способность к творческим начинаниям. У детей улучшается внимание, память, усидчивость.
Светлана Борисовна, рассказала мне, что за последнее десятилетие были изобретены специальные приборы для исследования организма и внутренних органов человека, одним из которых является пульсоксиметр. Это прибор, который одевается на палец для измерения уровня кислорода в крови.
2.3. Исследования в домашних условиях с применением пульсоксиметра
Узнав, что есть такой прибор как пульсоксиметр, я решил провести в домашних условиях исследование с его применением. Кроме этого в исследовании применялись мамины смарт-часы, которые тоже измеряют уровень кислорода. Наше тело, требует кислород, чтобы получать энергию для всех жизненных процессов и работы головного мозга. Поэтому в ходе исследования я измерил уровень кислорода в крови до занятий на блокфлейте и после. Показания сведены в таблицу, из нее видно, что уровень кислорода в крови после занятий повысился, что свидетельствует о том, что легкие правильно работают и кислород в большем объеме поступает в кровь, а далее соответственно в головной мозг.
Т а б л и ц а 1
Название прибора |
Показания уровня кислорода (О2) в крови, % |
|
Перед (до) занятиями |
После занятий |
|
Пульсоксиметр |
96 |
99 |
Смарт-часы |
95 |
99 |
Х од проведения исследования
Замеряем показания О2 в крови перед занятием на блокфлейте
З амеряем показания О2 в крови после занятия на блокфлейте
2.4. Интервьюирование школьного медика Вожаковой Н.Н.
Так же я подошел к школьному врачу Вожаковой Надежде Николаевне с вопросом: «Правда ли игра на блокфлейте может положительно влиять на организм человека и даже применяться в комплексной терапии при лечении».
С медицинской точки зрения Надежда Николаевна подтвердила, что учащиеся, выполняя все необходимые требования учителя, формируют правильную осанку. А игра на духовых инструментах стимулирует развитие головного мозга. Занимаясь на блокфлейте, у учащихся улучшается грамотность, память на слова. Занятия на блокфлейте являются и профилактикой простудных заболеваний. Логопеды и дефектологи используют блок-флейту в своих занятиях с детьми.
Она привела пример, что московский врач-педиатр Михаил Лазарев игрой на блокфлейте лечит бронхолегочные заболевания у детей. Академик Александр Чучалин, рекомендует занятия флейтой при бронхиальной астме. Он доказал, что игра на флейте расширяет, очищает легкие и бронхи, восстанавливает их работу.
2.5. Опрос одноклассников
В своем исследовательском проекте я провел опрос среди одноклассников, чтобы узнать что думают и знают ли вообще о блокфлейте ученики, не являющиеся музыкантами. Опрос производился в моем классе, в котором 25 учащихся. Он проходи в два этапа. На первом этапе одноклассники отвечали на вопрос до моего доклада на данную тему. На втором этапе после моего доклада про блокфлейту. Полученные данные сведены в график, из которого видно что большая часть одноклассников прослушав доклад о блокфлейте и ее «волшебном» влиянии захотели в рамках внеклассных занятий изучать игру на ней.
С водный график данных после опроса одноклассников
Заключение
Мной проведена большая работа, в которой я с поставленной целью справился: изучил влияние блокфлейты на организм и здоровье человека. И действительно, игра на блокфлейте улучшает здоровье человека, будь – то ребенок, или взрослый. Рассказал полученные знания на классном часе одноклассникам. Выступил перед учащимися школы. Ребята были удивленны моим докладом и остались в восторге.
Поэтому можно с точностью сказать, что игра на блокфлейте – это не только приятно, но и полезно. Такая игра исцеляет тело, а так же наполняет здоровьем наш дух.
И самое главное, игра на блокфлейте повлияла и на меня. Я с уверенностью могу сказать, что у меня улучшилась память, осанка, снизились простудные заболевания, и это положительно отразилось на моей успеваемости. Кроме того я стал более раскрепощенным, поборол свой страх и стеснение. А полученные мною знания о физиологии человека, о процессах взаимодействия крови и кислорода помогут в дальнейшем в моей будущей профессии спасателя или сотрудника МЧС.
Теперь я могу сказать , что гипотеза моего проекта подтвердилась, ведь я смог ее полностью доказать.
Теперь вы знаете, почему блокфлейту можно назвать поистине «волшебным» инструментом.
Список литературы
1. Газарян С.В. В мире музыкальных инструментов: Книга для учащихся.-2-е изд.-М.:Просвещение,1998
2. Зильберквит М. Мир музыки: Очерк. - М.: Детская литература, 1992
3. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка.-М.: Просвещение,1997
4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.:Терра,2003
5. Шорниковав М. Музыкальная литература. Музыка ее формы и жанры: - Ростов-на-Дону: Феникс,2005
6. Энциклопедический словарь юного музыканта / Составитель В.В. Медушевский, О.О. Очаковская / - М.:Педагогика,1995
Интернет-источники:
1.https://music-education.ru/pro-polzu-igry-na-blokflejte/
2. https://thestrip.ru/holiday/volshebnaya-fleita-istinnoe-dyhanie-muzyki-fleita-istoriya-video/
3. https://soundtimes.ru/starinnye-muzykalnye-instrumenty/blokflejta
4. https://www.rock-and-roll.ru/article/volshebnyy_golos_blokfleyty/
5. https://muzline.ua/articles/sem-prichin-vliyaniya-fleity/
6. http://m-land.info/?p=362
7. http://trubadur-ufa.ru/blokfleyta-istoriya-proishozhdeniya.html
8. https://music-education.ru/mify-i-legendy-o-muzyke
Приложение 1.
Интересные факты:
Специально для блок флейт писали свои произведения А. Вивальди, И.С. Бах, В.А. Моцарт.
Коллекции блокфлейт хранятся в музее музыки в Париже, музее истории искусств в Вене.
Блок-флейту для украшения своих музыкальных композиций использовали такие знаменитые музыкальные группы как «The Rolling Stones» «Beatles», «Led Zeppelin», «King Crimson».
На блокфлейте играли известные музыканты: Пол Маккартни, Ян Макдональд, Джими Хэндрикс, Дэвид Боуи.
Звук блокфлейты мы слышим в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла» песня одинокий пастух, а так же в фильме режиссера Питера Джексона «Властелин колец».
В фильме «Прометей» при помощи звуков блокфлейты активирую инопланетный корабль для того чтобы он взлетел.
В разных народах блокфлейта называется по-разному. Например в Ирландии, Шотландии, Англии называется вистл, в Китае – это флейта Ди, на Кавказе – дудук.
Приложение 2.
Б локфлейта в фольклоре
Дудочка-звонкогудочка
Р усские народные сказки
Приложение 2.
Индийская повесть
Латышская сказка
«Поиграй мне дудочка- дудочка»
Приложение 3.
Блокфлейта в картинах и витражах
Витраж в церкви г. Маркткирхе «Рембрандт и флейта» художник
(Ганновер, Германия) голландский живописец, портретист
Govert Teunisz Flinck
Картина «Вовлечение в сказку» Картина «Светлые ангелы»
Художник Виктор Низовцев
Приложение 4.
Блокфлейта и мифы
Миф про Леля и его волшебную свирель;
Легенда о дудочке (история абрикосовой дудочки именуемой в Армении дудк);
Миф о пане и его флейте;
Индийская легенда о флейте и любви;
Казахская легенда о музыке;
Немецкая легенда «Гамельнский крысолов».