"Волшебная" блокфлейта

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Волшебная" блокфлейта

Кочуров Т.Е. 1
1МБОУ СОШ № 6
Зубарев В.А. 1
1ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Флейта – это звук фолшебный,

Это голос сокравенный,

Это счастье и покой,

Это разговор с душой…»

Дядина Г.

Музыка очень многогранна. Это целый мир звуков. С древних веков наша земля была гигантской музыкальной мастерской и концертной эстрадой. В любом месте человек пел, играл, выделывал то, что свистит, гудит, гремит. Это было нужно людям всегда, потому что музыка помогала им в труде, украшала праздники и помогала справиться в трудную минуту с горем. Музыка сближала, роднила и объединяла людей. Она есть повсюду, без нее нельзя.

Как музыка многогранна, так и музыкальных инструментов множество и влияние у каждого свое. Именно поэтому, играя на блокфлейте я задумался, какое же влияние она оказывает на меня и решил разобраться в этом. В своем проекте я расскажу о моей волшебной блокфлейте и вы обязательно поймете, почему она волшебная.

Цель проекта: изучение влияния блокфлейты на человека и его здоровье.

Задачи проекта:

  1. Изучить историю блокфлейты и рассмотреть ее состав;

  2. Изучить, какое влияние оказывает блокфлейта на человека и его здоровье;

  3. Провести исследование: измерить уровень кислорода в крови до и после занятия на блокфлейте;

  4. Провести опрос одноклассников;

  5. Провести интервью с педагогами музыкантами и школьным врачом;

  6. Расскрыть, в чем заключается «волшебное» влияние блокфлейты.

Гипотеза: я предположил, возможно ли, что игра на блокфлейте положительно влияет на организм человека и его здоровье.

Объект исследования: Блокфлейта.

Предмет исследования: Влияние блокфлейты на человека и его здоровье.

Методы исследования:

- наблюдение;

- изучение и анализ;

- интервьюирование;

- исследование;

- опрос;

Практическая значимость: работа имеет практическое значение, так как может быть использована на уроках познания мира, при проведении внеклассных мероприятий по данной теме, а так же на занятиях по проф.ориентации.

  1. Теоретическая часть

    1. История возникновения блокфлейты

Блокфлейта - один из самых древних духовых инструментов. Её предшественники появились ещё в период первобытного общества, и изготавливался инструмент из раковин, костяных или тростниковых трубок.

В старой Европе и народов Тибета встречались свистковые флейты двойной и тройной формы, а у индейцев, жителей Индонезии и даже Китая были одинарные и двойные носовые флейты, где звук извлекался путем выдоха носа.

Расцвет популярности этого инструмента пришелся на средние века, именно тогда блокфлейта стала солирующим инструментом, и звучала как в народе, так и при королевском дворе.

Предшественниками блокфлейты являются дудочка, свирель, флейта пана.

Свирель Русская народная дудочка

Блокфлейта – это инструмент не только очень мелодичный, но и техничный, ему подвластны различные исполнительские задачи. Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются при ее игре. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами.

Эта волшебная вещь могла творить удивительные чудеса. Мелодичное звучание инструмента в руках опытного музыканта способно не только подарить удовольствие, но и заворожить.

В современном мире блокфлейта играет на большой сцене как самостоятельный инструмент, так же вместе с оркестром. Кроме того используется как подготовительный этап для перехода на основной духовой инструмент–саксофон, кларнет, поперечная флейта.

    1. Состав блокфлейты

Блокфлейта – одна из разновидностей флейты. Она представляет духовой музыкальный инструмент свисткового типа. Это продольная флейта, воздух в нее вдувается в отверстие, проделанное на торце трубки. Возле этого отверстия находится еще одно – выходное с рассекающей воздух гранью. На трубке проделаны специальные отверстия для пальцев. При игре отверстия на половину или полностью закрывают пальцами. На обратной стороне трубки есть дополнительное отверстие, называется октавный клапан. Блок-флейта по весу очень легкая и не вызывает ни каких трудностей с ее использованием.

Рисунок 1 - Состав всей блокфлейты

С овременная блокфлейта состоит из трех частей: мундштука, основной трубки и раструба, может быть цельной (отсоединяется только мундштук) либо разборной (отсоединяются все части)

Рисунок 2 – Личная разборная блокфлейта

автора проекта

Рисунок 2 – Правильное расположение рук при игре

Современные блокфлейты изготавливаются из дерева (клен, слива, груша, красное дерево), пластика или могут быть комбинорованными (пластик +дерево).

Б локфлейты по звучанию бывают нескольких видов: сопранино; сопрано; альт; тенор; бас; контрабас.

а. по звучанию б. по изготовлению

Рисунок 3 – виды блокфлейт

    1. Влияние блокфлейты на организм

Многие древнейшие учения содержат в себе различные утверждения и опыт, накомпленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.

Установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Так же доказано, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, грусть – 20 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов. Поэтому игра на блокфлейте избавляет от бессонницы, лечит нервные расстройства. Так во Франции разработана специальная методика для лечения этого недуга: в течении 10 минут пациент слушает звуки блокфлейты или флейты, исполняющие классическую музыку. Игра на блокфлейте способствует укреплению и оздоровлению дыхания, кроме того оказывают благоприяное воздействие на конечности и нос.

Игру на блокфлейте рекомендуют врачи детям, испытывающим проблемы с дыхательной системой, а именно при затяжном бронхите и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, при астме, а так же при апатии и плохом настроении.

Проанализировав все выше изложенное, а так же изучив множественные исследования в этой области, я узнал и сделал вывод, что блок-флейта дает не только музыкальное развитие, но и положительно влияет на организм человека. А так же я выделил 7 причин положительного влияния блокфлейты на организм человека.

  1. Развитие памяти и внимания;

  2. Развитие головного мозга и речи (за счет развития мелкой моторики);

  3. Предотвращение болезней или сведения к минимуму болезней органов дыхания и горла. ( за счет развития правильного дыхания – диафрагмального);

  4. Развитие правильной осанки;

  5. Развития воображения и координации;

  6. Развитие личности и духовного мира;

  7. Улучшается самочувствие и настроение (за счет получения положительных эмоций).

2. Практическая часть

2.1. Интервьюирование руководителя проекта Зубарева В.А.

Для подтверждения своей гипотезы, я решил провести интервью со своим руководителем проекта и педагогом по специальности в музыкальной школе Зубаревым Владимиром Андреевичем о влиянии блокфлейты на организм ребенка. Для этого я подготовил актуальные вопросы:

  1. Ваше отношение к блокфлейте;

  2. С чем можно сравнить ее звук;

  3. Кто может играть на блокфлейте;

  4. Способна ли игра на блокфлейте повлиять на организм человека в целом (как физически, так и духовно);

  5. Как думаете полезно ли будет ввести в школах урок игры на блокфлейте (возможно как вариант внеурочной деятельности).

В ходе беседы Владимир Андреевич подтвердил, блокфлейта является полноценным музыкальным инструментом и может принимать участие на большой сцене. Так же ее используют как подготовительный этап при переходе на основной инструмент из-за физиологических возможностей ребенка. Звуки флейты подобны пению, завораживаю и чаруют, очень хорошо она звучит при игре колыбельных. Возрастных ограничений для игры на блокфлейте никаких нет, игре на ней может научиться как взрослый, так и ребенок.

Так же Владимир Андреевич подтвердил, что играя на блок флейте, мы влияем на организм как физически, так и духовно. Духовность заключается в выражении эмоций, чувств, в образном представлении картинки произведения, которое мы играем. Ведь одно и то же произведение можно сыграть по-разному в зависимости, какие чувства и эмоции ты сейчас испытываешь или хочешь показать. Физически мы задействуем мелкую моторику, влияющую на головной мозг и речь. Развиваем легкие с помощью дыхательных упражнений и самой игры. Именно это дыхание практикую йоги для здоровья, спокойствия и духовного просветления. Развиваем слух, при помощи ритмический упражнений, а так же координацию движений и уровень раскрепощенности.

Владимир Андреевич даже привел пример, что в его практике были ученики с ограниченными возможностями здоровья. Одного мальчика направил врач на занятия блокфлейтой, другого привели сами родители. В итоге после первого года занятий у этих мальчиков стала понятной речь, исправились дефекты, выпрямились кисти рук и пальца стали двигаться лучше. Третий ученик с помощью занятий игры на блокфлейте вылечил заикание.

К роме того я поинтересовался его мнением о внедрении урока игры на блок флейте во внеурочную деятельность в школе, то ответ был положительным. Это хорошая идея, которую он полностью поддержал, аргументируя всем выше изложенным и еще дополнил что такая практика у нас есть в Екатеринбурге, правда в одной единственной школе, но беседовав в директором этой школы, они нисколько не пожалели. У детей улучшилась успеваемость, дети стали усидчивее, легче воспринимают урок. Так же преподаватель добавил, что был в школах Европа и в Израиле, там этот вопросу давно внедрен в школы и не только для начальных классов, но и для старшеклассников.

2.2. Интервьюирование учителя музыки Исуповой С.Б.

Затем я побеседовал со школьным учителем музыки Исуповой Светланой Борисовной.

О на подтвердила, что игра на блокфлейте положительно сказывается на здоровье человека, а именно гармонизируется работа правого и левого полушария головного мозга, так как происходит игра обеими руками.Игра позволяет детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, способность к творческим начинаниям. У детей улучшается внимание, память, усидчивость.

Светлана Борисовна, рассказала мне, что за последнее десятилетие были изобретены специальные приборы для исследования организма и внутренних органов человека, одним из которых является пульсоксиметр. Это прибор, который одевается на палец для измерения уровня кислорода в крови.

2.3. Исследования в домашних условиях с применением пульсоксиметра

Узнав, что есть такой прибор как пульсоксиметр, я решил провести в домашних условиях исследование с его применением. Кроме этого в исследовании применялись мамины смарт-часы, которые тоже измеряют уровень кислорода. Наше тело, требует кислород, чтобы получать энергию для всех жизненных процессов и работы головного мозга. Поэтому в ходе исследования я измерил уровень кислорода в крови до занятий на блокфлейте и после. Показания сведены в таблицу, из нее видно, что уровень кислорода в крови после занятий повысился, что свидетельствует о том, что легкие правильно работают и кислород в большем объеме поступает в кровь, а далее соответственно в головной мозг.

Т а б л и ц а 1

Название прибора

Показания уровня кислорода (О2) в крови, %

Перед (до) занятиями

После занятий

Пульсоксиметр

96

99

Смарт-часы

95

99

Х од проведения исследования

Замеряем показания О2 в крови перед занятием на блокфлейте

З амеряем показания О2 в крови после занятия на блокфлейте

2.4. Интервьюирование школьного медика Вожаковой Н.Н.

Так же я подошел к школьному врачу Вожаковой Надежде Николаевне с вопросом: «Правда ли игра на блокфлейте может положительно влиять на организм человека и даже применяться в комплексной терапии при лечении».

С медицинской точки зрения Надежда Николаевна подтвердила, что учащиеся, выполняя все необходимые требования учителя, формируют правильную осанку. А игра на духовых инструментах стимулирует развитие головного мозга. Занимаясь на блокфлейте, у учащихся улучшается грамотность, память на слова. Занятия на блокфлейте являются и профилактикой простудных заболеваний. Логопеды и дефектологи используют блок-флейту в своих занятиях с детьми.

Она привела пример, что московский врач-педиатр Михаил Лазарев игрой на блокфлейте лечит бронхолегочные заболевания у детей. Академик Александр Чучалин, рекомендует занятия флейтой при бронхиальной астме. Он доказал, что игра на флейте расширяет, очищает легкие и бронхи, восстанавливает их работу.

2.5. Опрос одноклассников

В своем исследовательском проекте я провел опрос среди одноклассников, чтобы узнать что думают и знают ли вообще о блокфлейте ученики, не являющиеся музыкантами. Опрос производился в моем классе, в котором 25 учащихся. Он проходи в два этапа. На первом этапе одноклассники отвечали на вопрос до моего доклада на данную тему. На втором этапе после моего доклада про блокфлейту. Полученные данные сведены в график, из которого видно что большая часть одноклассников прослушав доклад о блокфлейте и ее «волшебном» влиянии захотели в рамках внеклассных занятий изучать игру на ней.

С водный график данных после опроса одноклассников

Заключение

Мной проведена большая работа, в которой я с поставленной целью справился: изучил влияние блокфлейты на организм и здоровье человека. И действительно, игра на блокфлейте улучшает здоровье человека, будь – то ребенок, или взрослый. Рассказал полученные знания на классном часе одноклассникам. Выступил перед учащимися школы. Ребята были удивленны моим докладом и остались в восторге.

Поэтому можно с точностью сказать, что игра на блокфлейте – это не только приятно, но и полезно. Такая игра исцеляет тело, а так же наполняет здоровьем наш дух.

И самое главное, игра на блокфлейте повлияла и на меня. Я с уверенностью могу сказать, что у меня улучшилась память, осанка, снизились простудные заболевания, и это положительно отразилось на моей успеваемости. Кроме того я стал более раскрепощенным, поборол свой страх и стеснение. А полученные мною знания о физиологии человека, о процессах взаимодействия крови и кислорода помогут в дальнейшем в моей будущей профессии спасателя или сотрудника МЧС.

Теперь я могу сказать , что гипотеза моего проекта подтвердилась, ведь я смог ее полностью доказать.

Теперь вы знаете, почему блокфлейту можно назвать поистине «волшебным» инструментом.

Список литературы

1.     Газарян С.В. В мире музыкальных инструментов: Книга для учащихся.-2-е изд.-М.:Просвещение,1998

2.     Зильберквит М. Мир музыки: Очерк. - М.: Детская литература, 1992

3.     Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка.-М.: Просвещение,1997

4.     Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.:Терра,2003

5.     Шорниковав М. Музыкальная литература. Музыка ее формы и жанры: - Ростов-на-Дону: Феникс,2005

6.     Энциклопедический словарь юного музыканта / Составитель В.В. Медушевский, О.О. Очаковская / - М.:Педагогика,1995

Интернет-источники:

1.https://music-education.ru/pro-polzu-igry-na-blokflejte/

2. https://thestrip.ru/holiday/volshebnaya-fleita-istinnoe-dyhanie-muzyki-fleita-istoriya-video/

3. https://soundtimes.ru/starinnye-muzykalnye-instrumenty/blokflejta

4. https://www.rock-and-roll.ru/article/volshebnyy_golos_blokfleyty/

5. https://muzline.ua/articles/sem-prichin-vliyaniya-fleity/

6. http://m-land.info/?p=362

7. http://trubadur-ufa.ru/blokfleyta-istoriya-proishozhdeniya.html

8. https://music-education.ru/mify-i-legendy-o-muzyke

Приложение 1.

Интересные факты:

  1. Специально для блок флейт писали свои произведения А. Вивальди, И.С. Бах, В.А. Моцарт.

  1. Коллекции блокфлейт хранятся в музее музыки в Париже, музее истории искусств в Вене.

  1. Блок-флейту для украшения своих музыкальных композиций использовали такие знаменитые музыкальные группы как «The Rolling Stones» «Beatles», «Led Zeppelin», «King Crimson».

  1. На блокфлейте играли известные музыканты: Пол Маккартни, Ян Макдональд, Джими Хэндрикс, Дэвид Боуи.

  1. Звук блокфлейты мы слышим в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла» песня одинокий пастух, а так же в фильме режиссера Питера Джексона «Властелин колец».

  1. В фильме «Прометей» при помощи звуков блокфлейты активирую инопланетный корабль для того чтобы он взлетел.

  1. В разных народах блокфлейта называется по-разному. Например в Ирландии, Шотландии, Англии называется вистл, в Китае – это флейта Ди, на Кавказе – дудук.

Приложение 2.

Б локфлейта в фольклоре

Дудочка-звонкогудочка

Р усские народные сказки

Приложение 2.

Индийская повесть

Латышская сказка

«Поиграй мне дудочка- дудочка»

Приложение 3.

Блокфлейта в картинах и витражах

Витраж в церкви г. Маркткирхе «Рембрандт и флейта» художник

(Ганновер, Германия) голландский живописец, портретист

Govert Teunisz Flinck

Картина «Вовлечение в сказку» Картина «Светлые ангелы»

Художник Виктор Низовцев

Приложение 4.

Блокфлейта и мифы

  1. Миф про Леля и его волшебную свирель;

  2. Легенда о дудочке (история абрикосовой дудочки именуемой в Армении дудк);

  3. Миф о пане и его флейте;

  4. Индийская легенда о флейте и любви;

  5. Казахская легенда о музыке;

  6. Немецкая легенда «Гамельнский крысолов».

Просмотров работы: 197