Как не стать жертвой внушения

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как не стать жертвой внушения

Клещева А.Р. 1
1МАОУ СОШ №12
Мисюрева Е.А. 1
1МАОУ СОШ №12
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Каждый человек сталкивался с внушаемостью еще в раннем детстве, когда у нас что-то болело, наши родители гладили нас, говорили: «У сороки боли, у вороны боли, а у тебя пусть ничего не болит», целовали и все тут же проходило, это и была внушаемость в самой простой своей форме. Внушаемость – повышенная подверженность внушениям извне или своим собственным. Может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний. Степень внушаемости у разных людей различна. Это зависит от возраста, пола, интеллектуального развития, социального статуса человека, от состояния здоровья.

Есть мнение, что люди с высокой внушаемостью обладают гибкой психикой, умеют подстраиваться под обстоятельства, неконфликтны, быстрее воспринимают и усваивают новую информацию и легко обучаемы. К недостаткам внушаемых людей следует отнести то, что они зависят от оценки окружающих, не умеют воспринимать критику и из них можно вить верёвки с помощью похвалы. Они верят в бескорыстные намерения посторонних и легко попадают в руки мошенников и шарлатанов. Это и есть проблема моего проекта.

Актуальность моего исследования заключается в том, что в наше время везде можно наткнуться на обман, а данный проект поможет предостеречь внушаемых людей.

Объект исследования –внушаемость. Предмет – восприятие недостоверной информации на людей разного возраста и пола.

Цель проекта доказать, что внушаемость свойственна для большинства людей. Задачи:

  1. Изучить понятие внушаемости и факторы на неё влияющие.

  2. Выявить механизм внушения и опытным путём проверить его действие.

  3. Изучить роль внушения в медицине на примере эффекта плацебо.

  4. Опытно-экспериментальным путём исследовать степень внушаемости у испытуемых различных возрастных групп и разного пола.

  5. Составить рекомендации «Как не стать жертвой внушения»

Гипотеза:если показать насколько легко внушить людям желаемое, то это поможет им в будущем быть менее доверчивыми.

Метод – эксперимент. Методика:

  1. Анализ литературы и интернет ресурсов.

  2. Проведение опыта и экспериментов.

  3. Анализ результатов экспериментов.

Практическая значимость работы состоит в предостережении внушаемых людей. По результатам эксперимента каждый испытуемый узнает, насколько легко он поддаётся внушению. Для внушаемых людей составятся рекомендации, что поможет им в дальнейшем остерегаться недостоверной информации.

Внушаемость

В разных источниках по-разному трактуют определение этого понятия. Например:

  1. Внушаемость – повышенная подверженность внушениям извне или своим собственным.

  2. «Внушаемость – степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться директивному воздействию» – Л.П. Гримак.

  3. Внушаемость – это восприимчивость к воздействию окружающей среды и готовность принять чужое мнение как собственное.

  4. «Внушаемость – это следование образцу, указанию без осознания факта влияния, податливость человека воздействию без критической его оценки» – Е. Белогурова.

  5. Внушаемость – это качество склонности принимать предложения других и действовать в соответствии с ними.

  6. «Внушение – наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека» – И.П. Павлов.

  7. «Внушаемость – явление, основанное на непосредственном влиянии слова и других психических импульсов на действия и поступки» – В.М. Бехтерев.

  8. «Внушаемость – безотчетная подчиняемость человека требованиям других людей» – И.Е. Шварц.

Внушаемость является индивидуальной особенностью личности, характеризуется всеобщей видовой распространенностью, а также имеет системный характер, то есть свою специфическую структуру и множественные связи с другими психологическими и психофизиологическими свойствами личности. Зависит от ряда характерологических особенностей (например, у истеричных лиц выше, чем у психастеников), от возраста (выше у детей), некоторых болезненных состояний (повышенная внушаемость типична для алкоголиков).

Внушаемость зависит от психологического состояния личности в тот или иной момент, ее эмоциональности, степени усталости и т. п. В значительной мере взаимосвязана с конформностью, то есть с тенденцией подчинять свое поведение влиянию других людей (такое «групповое давление» больше обусловлено факторами социальными).

Мера внушаемости у всех разная и зависит от ситуативных и личностных факторов:

  • близкое окружение,

  • пол и возраст,

  • статус в обществе,

  • место проживания (горожане менее доверчивы, чем жители посёлков),

  • страхи, фобии и триггеры.

Чем выше интеллект, тем больше человек анализирует всё, что происходит, и тем сложнее его переубедить. Степень внушаемости не закладывается при рождении. В разные периоды жизни люди могут быть более или менее склонными поддаваться влиянию. Важную роль играет их темперамент: интроверты обычно держат дистанцию между собой и окружающими и никому не позволяют быстро втереться в доверие.

Мужчины среднего возраста плохо поддаются внушению, потому что у них достаточно сильные психологические установки, которые невозможно изменить моментально. У женщин более подвижная психика, их легче убедить и обмануть. Особенно в ситуации, когда её ребёнку угрожает опасность.

Уровень внушаемости зависит от того, привык ли человек воспринимать информацию извне или вынужден делать это под влиянием обстоятельств. Повышенная внушаемость характерна для людей:

  • малообразованных,

  • с психическими расстройствами,

  • склонных к тревожности и истерии.

Лёгкая внушаемость проявляется в определенных ситуациях:

  • под влиянием алкоголя,

  • в состоянии стресса,

  • из-за усталости и дефицита времени.

С индивидуальной всё просто и понятно, но ещё существует групповая внушаемость, основанная на «эффекте толпы». Это то, как себя ведёт сплочённая группа людей под контролем лидера, где каждый участник находится в схожем эмоциональном состоянии и является частью одного большого механизма.

Информация извне воспринимается так, как будто человек находится под гипнозом. В определенные моменты жизни каждый находится под влиянием толпы:

  • группа в детском саду,

  • школьный класс,

  • рабочий коллектив,

  • мастер-классы и секции.

Эффект Манделы

К «эффекту толпы» можно также отнести другой эффект. Эффект Манделы (англ. Mandela effect) заключается в совпадении у нескольких людей воспоминаний, противоречащих реальным фактам. Таким образом, это феномен, связанный с ложной коллективной памятью.

История возникновения

В 2010 году большое количество людей в интернете внезапно начало обсуждать смерть политического и государственного деятеля Нельсона Манделы. Один из разговоров зашел о Нельсоне Манделе — южноафриканском борце за права человека, которого режим апартеида отправил в тюрьму. Освободившись после 27 лет заключения, он стал президентом ЮАР. Люди были убеждены, что политик скончался в тюрьме в 1980-х годах. Кроме того, они даже могли вспомнить выпуски новостей с сообщениями о смерти Нельсона Манделы. На самом же деле политик был освобождён в 1990 году, а в 2010 был ещё жив (скончался в 2013 году). Для объяснения этого ложного коллективного воспоминания, а также других примеров Фиона Брум ввела термин «эффект Манделы».

Интерес к эффекту Манделы возрос прежде всего благодаря распространению информации в интернете. На сегодняшний день существуют примеры в политике, истории, искусстве, массовой культуре, в которых наблюдается действие эффекта Манделы.

Причины возникновения:

  • Ложные воспоминания. Дэниел Шактер, психолог и профессор Гарвардского университета, подчеркивает: «Воспоминания — это психологические комбинации эмоциональных реакций, визуального и слухового восприятия. Они лишь отражают наше отношение к произошедшему и не являются достоверными записями того, что произошло».

Когда в воспоминаниях образуются белые пятна из-за того, что мозг не располагает всей информацией о событии, он самостоятельно додумывает недостающие фрагменты на основе ассоциаций и имеющегося опыта. Этот процесс известен как конфабуляция. «Людям не нравится неопределенность, потому что это вызывает страх и стресс», — говорит Кристофер Дуайер, психолог и преподаватель Технологического университета Шеннона в Ирландии.

  • Влияние интернета. Эффект Манделы стал известен в цифровую эпоху, когда компьютеры и интернет плотно вошли в повседневную жизнь. Распространять информацию стало намного проще, из-за чего выросла популярность разных ложных концепций. Ученые проанализировали дискуссии под 100 тыс. новостей и пришли к следующему выводу: вымысел и слухи побеждают правду в 70% случаев. Такой информационный хаос может способствовать усилению эффекта Манделы.

Что делать при возникновении эффекта Манделы?

Распознать у себя ложное воспоминание крайне трудно. О том, что оно появилось, получится узнать только постфактум. Единственный возможный способ защититься от его возникновения — всегда перепроверять любые факты, а особенно те, которые кажутся подозрительными, и мыслить критически — сомневаться во входящей информации и своих убеждениях.

Чтобы проверить истинность своих воспоминаний с помощью другого человека, обратите внимание на то, как вы формулируете вопрос. Люди часто склонны, не задумываясь, соглашаться с тем, что им говорят, поэтому если спросить: «А правда же, что Мандела умер в тюрьме?», высока вероятность, что вы услышите утвердительный ответ. Чтобы заставить собеседника ответить более вдумчиво, лучше задавать открытый вопрос: «Как умер Мандела?».

Эксперимент «Проявление эффекта Манделы у людей разного возраста и пола»

Суть эксперимента: показываю пары картинок, на одной верное изображение объекта, а на второй этот же объект с изменениями или неточностями. Таких пар 6. Испытуемым нужно указать, какое изображение в паре является истинным.

В эксперименте приняли участие 3 группы: 1 группа – учащиеся 11 класса в количестве 11 человек (из них 8 девочек и 3 мальчика), 2 группа – 12 человек возраста 18-25 лет (из них 6 девушек и 6 мужчин), 3 группа – 12 человек возраста 45+ (из них 8 женщин и 4 мужчин). Всего в эксперименте участвовало 35 человек (из них 22 девушки и женщины и 13 юношей и мужчин).

Учащимся 11 класса и людям возраста 18-25 лет предлагалось выбрать правильное изображение значка доллара, Мистера Монополии, названия батончика КитКат и газировки Кока-Кола, Микки Мауса, заставки Диснея. Людям возраста 45+ предлагалось выбрать правильное изображение значка доллара, Мона Лизы, фразу Б. Ельцина, когда он уходил с поста президента, продолжение песни «Прекрасное далёко» из фильма «Гостья из будущего», автора стихотворения «Сижу за решёткой в темнице сырой…».

Результаты эксперимента над 11 классом:

Ответы

Общее

Девочки

Мальчики

Верно

18.18%

12.5%

33.33%

Поровну

36.36%

12.5%

66.67%

Неверно

45.45%

62.5%

0%

Результаты эксперимента над возрастной группой 18-25 лет:

Ответы

Общее

Девушки

Мужчины

Верно

33.33%

25%

50%

Поровну

16.67%

0%

50%

Неверно

50%

75%

0%

Результаты эксперимента над возрастной группой 45+:

Ответы

Общее

Женщины

Мужчины

Верно

0%

0%

0%

Поровну

16.67%

0%

25%

Неверно

83.33%

100%

75%

По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1. Большинство учащихся 11 класса отвечали неверно (верно – 18.18%, поровну – 36.36%, неверно – 45.45%);

  2. Все неверные ответы из 11 класса дали девочки (у девочек неверно – 62.5%, а у мальчиков неверно – 0%);

  3. Мальчики 11 класса дали больше верных ответов, чем их одноклассницы (у мальчиков верно – 33.33%, а у девочек верно – 12.5%);

  4. Большинство опрашиваемых возрастной группы 18-25 лет дали неверные ответы (верно –33.33%, поровну – 16.67%, неверно – 50%);

  5. Все неверные ответы возрастной группы 18-25 лет дали девушки (у девушек неверно – 75%, а у мужчин – 0%);

  6. Большинство опрашиваемых возрастной группы 45+ лет дали неверные ответы (поровну – 16.67%, неверно – 83.33%);

  7. Большинство неверных ответов возрастной группы 45+ дали женщины (у женщин неверно – 100%, а у мужчин – 75%);

  8. Большинство неверных ответов дали опрашиваемые возрастной группы 45+ (11 класс – неверно – 45.45%, 18-25 лет – неверно – 50%, 45+ – неверно – 83.33%). Следовательно, люди этих возрастов более склонны к внушению, их легче убедить и обмануть, они не проверяют полученную информацию или невнимательны.

  9. Большинство верных ответов дали опрашиваемые возрастной группы 18-25 лет (11 класс – верно – 18.18%, 18-25 лет – верно –33.33%, 45+ – 0%). Следовательно, люди этих возрастов плохо поддаются внушению, их труднее убедить и обмануть, они привыкли проверять полученную информацию или более внимательны.

  10. Девушки и женщины давали больше неверных ответов, чем мужчины (11 класс – неверно – 62.5%, 18-25 лет – неверно – 75%, 45+ – неверно – 100%). Из них больше всего ошибались женщины возраста 45+. Это связанно с тем, что у женщин более подвижная психика, их легче убедить и обмануть. Особенно в ситуации, когда её ребёнку угрожает опасность. Следовательно, более склонны к внушению, они не проверяют полученную информацию или невнимательны.

  11. Юноши и мужчины давали больше верных ответов (11 класс – верно – 33.33%, 18-25 лет – верно – 50%, 45+ – 0%). Из них больше верных ответов дали мужчины 18-25 лет. Это связанно с тем, что у них достаточно сильные психологические установки, которые невозможно изменить моментально. Следовательно, юноши и мужчины плохо поддаются внушению, их труднее убедить и обмануть, они привыкли проверять полученную информацию или более внимательны.

Механизм внушения

Внушение как средство воздействия на психику реализуется только в силу того, что у человека есть определённый механизм, предоставляющий ему возможность воспринимать внушающие влияния и отражать их.

К сожалению, наука в настоящее время не в состоянии исчерпывающе раскрыть все «секреты» психики. Однако отдельные теории дают ответ о природе механизма внушения. Это физиологическая теория внушения И. П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, а также теория установки Д. Н. Узнадзе.

Согласно учению И. П. Павлова, высшая нервная деятельность осуществляется у человека несколькими инстанциями. Первая из них – общая у человека и высших животных – первая сигнальная система, устанавливающая временные связи в результате непосредственного взаимодействия агентов внешнего мира.

Вторая сигнальная система имеется только у человека. Она – основа речевой деятельности и отвлечённого мышления человека. «Конечно, слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных».

Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, приходящими в большие полушария, и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обуславливают те раздражения.

Таким образом, внушение есть наиболее упрощённый типичнейший условный рефлекс человека. «Внушение есть концентрированное раздражение определённого пункта или района больших полушарий в форме определённого раздражения, ощущения или следа – представления то вызванное эмоцией, то произведённое посредством внутренних связей; ассоциаций – раздражение, получившее преобладающее, незаконное и неодолимое значение».

Эффект внушения состоит в концентрации возбуждения в определённом очаге коры головного мозга. Так как это сильное возбуждение проходит в условиях заторможенности остальной коры, содержание внушающего воздействия приобретает неодолимую «незаконную» силу. Охарактеризованное физиологическое явление находит своё выражение в психике в том, что сознание сужается и сосредотачивается на чём-то одном.

В этих условиях оно перестаёт должным образом контролировать действия человека и его психическое состояние. Поступки и внутреннее состояние не находятся под контролем сознания. Однако это не означает полного отрыва неосознаваемого от сознательного в процессе внушающего воздействия и реализации внушённых установок.

Установка – механизм, регулирующий поведение человека в тех случаях, когда воздействие воспринято путём внушения.

Глубокое экспериментальное и теоретическое обоснование психологического феномена установки дал грузинский учёный Д. Н. Узнадзе.

Установка представляет собой предрасположение, определённую предуготовленность организма при поведенческих актах.

Установка – инструмент субъекта в целом, в каждый конкретный момент его деятельности.

Установка есть внутренняя форма поведения, она возникает при наличии определённой потребности и под воздействием объективной среды. Прежде чем совершается определённый акт деятельности, организм весь в целом должен прийти в состояние готовности.

Именно эта настройка всех физических и психических процессов составляет установку индивида. Любой поведенческий акт человека представляет собой реализацию установки.

Следовательно, между стимулом и реакцией организма всегда существует важнейший компонент поведенческого акта – состояние организма, его готовность, «акцептор действия», т. е. установка.

Путём вербального воздействия мы создаём у человека установку на осуществление определённого действия. Но выработка и фиксация установки в обычных условиях проходит не так просто и прямолинейно. Создание самой установки зависит от внутреннего состояния организма. В условиях гипнотического внушения или психологического расслабления, при общей заторможенности клеток головного мозга сужении сознания облегчается, задача выработки установки. Но последующая реализация установки (внушённого состояния или поведенческого акта) будет зависеть соответствия ситуативного прообраза, созданного установкой, и реальной ситуации.

Итак, раскрывая место установки в поведенческом акте, характеризуя установку как внутреннюю неосознаваемою форму психической активности, мы тем самым описываем модель механизма внушения.

Обратимся к примеру. Мы хотим внушить испытуемому, находящемуся в бодрствующем состоянии, определённый поведенческий акт: выпить из стакана воду. Для этого начинаем разговор о жажде, наливаем в свой стакан воду и с жадностью пьём, выражая всем своим видом удовольствие, сообщая, что вода вкусная и прохладная. Внушение в данном случае опирается на определённый уровень потребности организма испытуемого в утолении жажды.

Обозначим данную потребность через «П1», а само внушение буквой «В».

Опираясь на существующие у человека потребности, внушение или усиливает или изменяет их и создаёт тем самым новые потребности. В нашем случае внушение усилило жажду. Возникла новая потребность, назовём её «П2». Новая потребность образует соответствующую внушению установку («У») на предстоящее действие («Д»).

У нашего испытуемого путём внушения была создана установка (состояние готовности организма) удовлетворить жажду. Поэтому естественно, что он берёт стакан в руки и пьёт. Это действие совершается им не как результат обдумывания, а на основе прошлого опыта.

Выразим этот опыт через букву «О», а действие, совершённое в виде импульсивного поведения, обозначим через «ИП».

Символическое выражение различных компонентов поведенческого акта даёт возможность в виде схемы изобразить процесс влияния внушения на определённое действие. Эта схема в соответствии с тем, что было описано выше, приобретает следующее выражение:

В – П1 – П2 – У – О – ИП – Д

Специфика внушения состоит в том, что эта сложная схема поведенческого акта протекает здесь неосознаваемое. Контроль сознания или совершенно отсутствует или значительно ослаблен.

Естественно - научные основы механизма внушения показывают универсальность этого явления и открывают перспективы для управления суггестией в социальной работе.

Опыт «Проба П. И. Буля (1955)»

Суть эксперимента: опыт провожу индивидуально. Испытуемым даю в руку подвешенный на нитке «металлический» груз, к которому то подношу, то убираю от него магнит. При этом говорю, чтобы они обратили внимание на якобы имеющие место отклонения в положении груза под влиянием магнита.

В опыте приняли участие 2 группы испытуемых: 1 группа – учащиеся 8 класса в количестве 21 человека (из них 10 девочек и 11 мальчиков), 2 группа – учащиеся 11 класса в количестве 11 человек (из них 8 девочек и 3 мальчика). Всего в эксперименте участвовало 32 человека (из них 18 девочек и 14 мальчиков).

Опираясь на вышеописанный пример работы механизма внушения опишу этот эксперимент.

Мы хотим внушить испытуемому, находящемуся в бодрствующем состоянии, определённый поведенческий акт: качать подвешенный на нитке «металлический» груз в заданном направлении. Для этого начинаем разговор о том, чтобы он обратил внимание на якобы имеющие место отклонения в положении груза под влиянием магнита. Внушение в данном случае опирается на возникновения идеомоторных движений.

Обозначим данную потребность через «П1», а само внушение буквой «В».

Опираясь на существующие у человека потребности, внушение или усиливает или изменяет их и создаёт тем самым новые потребности. В нашем случае внушение усилило движение под влиянием магнита. Возникла новая потребность, назовём её «П2». Новая потребность образует соответствующую внушению установку («У») на предстоящее действие («Д»).

У нашего испытуемого путём внушения была создана установка (состояние готовности организма) двигать груз под влиянием магнита. Поэтому естественно, что он начинает повторять движение магнита. Это действие совершается им не как результат обдумывания, а на основе прошлого опыта внушения.

Выразим этот опыт через букву «О», а действие, совершённое в виде импульсивного поведения, обозначим через «ИП».

И получается точно такое же выражение: В – П1 – П2 – У – О – ИП – Д.

Результаты опыта над 8 классом:

Движение груза

Общее

Девочки

Мальчики

Отсутствует

28.57%

30%

27.27%

Слабое

57.14%

50%

63.63%

Умеренное

14.29%

20%

9.09%

Сильное

0%

0%

0%

Результаты опыта над 11 классом:

Движение груза

Общее

Девочки

Мальчики

Отсутствует

33.33%

33.33%

33.33%

Слабое

44.44%

50%%

33.33%

Умеренное

22.22%

16.67%

33.33%

Сильное

0%

0%

0%

По результатам опыта можно сделать следующие выводы:

  1. Большая часть испытуемых 8 и 11 класса были подвергнуты внушению (у учащихся 8 класса слабое движение – 57.14%, умеренное – 14.29%, а у учащихся 11 класса слабое движение – 44.44%, умеренное – 22.22%);

  2. Из испытуемых 8 класса меньше подверглись внушению девочки (у девочек движение отсутствовало – 30%, а у мальчиков – 27.27%);

  3. Из испытуемых 11 класса девочки и мальчики не подверглись внушению в равном соотношении (у девочек движение отсутствовало – 33.33%, так же как и у мальчиков – 33.33%);

  4. Сильное движение отсутствовало и у 8, и у 11 класса;

  5. Учащиеся 11 класса меньше подвергнуты внушению, чем учащиеся 8 класса (у учащихся 8 класса движение отсутствовало – 28.57%, а у учащихся 11 класса – 33.33%). Это связанно с тем, что с возрастом формируются достаточно сильные психологические установки, которые невозможно изменить моментально.

Внушение в медицине. Эффект Плацебо

В медицине используют внушение, как метод лечения пациентов. Термином эффект плацебо называют улучшение самочувствия человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального.

Плацебо (от лат. placebo, букв. — «буду угоден, понравлюсь») –

  1. вещество без явных лечебных свойств, используемое для имитации лекарственного средства в исследованиях, где оцениваемый эффект может быть искажён верой самого пациента в действенность препарата.

  2. вещество без явных лечебных свойств, используемое для имитации лекарственного средства для улучшения самочувствия пациента в случаях отсутствия более действенного лекарственного средства.

Эффект плацебо основан на лечебном внушении. Это внушение не требует каких-либо специальных навыков, так как критичность сознания («не верю») преодолевается путём привязки внушаемой информации к фактическому объекту, как правило — таблетке или инъекции без какого-либо реального воздействия на организм. Пациенту сообщают, что данный препарат обладает определённым действием на организм, и, несмотря на неэффективность препарата, ожидаемое действие проявляется в той или иной мере. Физиологически это связано с тем, что, в результате внушения, мозг пациента начинает выработку соответствующих этому действию веществ, в частности — эндорфинов, которые, по сути, частично заменяют действие препарата. Степень проявления эффекта плацебо зависит в том числе от уровня внушаемости человека.

Плацебо может быть представлено в виде любой формы лекарственных средств, будь то таблетки, растворы, порошки, микстуры и т. д. Только под видом таблетки пациент получает крахмал или сахар, а под видом раствора – дистиллированную воду. Плацебо может имитировать любой известный лекарственный препарат или представлять собой самостоятельную «лекарственную форму». Также эффект плацебо может быть использован в виде непосредственного словесного внушения.

Кроме приёма препарата, таким воздействием может быть, например, выполнение некоторых процедур или упражнений, прямой эффект которых не наблюдается.

Плацебо активно используется в медицине и совершенно разных ее отраслях, что делает его очень универсальным препаратом.

Плацебо необходимо для разработки надежных клинических испытаний. Их удивительное влияние на участников было предметом многих исследований. В фармакотерапии в ряде случаев применяют эффект плацебо. Используется данный метод в тех исключительных ситуациях, когда применение лекарственных препаратов не приносит желаемого результата или при лечении заболеваний, лекарственные препараты против которых еще не разработаны. Органы здравоохранения одобряют новый препарат только тогда, когда он дает больший эффект, чем плацебо.

Что может вылечить эффектом плацебо:

  • Лечение психосоматических расстройств. Применение плацебо в психиатрии возможно и в ряде случаев вполне обосновано. Даже неактивное лечение неоднократно демонстрировало поддающееся измерению положительное воздействие на состояние здоровья. Выраженность эффекта плацебо считается психологическим явлением.

  • Лечение алкоголизма. Было отмечено, что в лечении алкоголизма основную роль, наряду с фармакотерапией, играет установка на трезвый образ жизни, поддержка близкого окружения, индивидуальная мотивация. Попытки войти в контакт с пациентом, выявить причины возникновения алкоголизма и разрешить их приносили более существенный результат. В лечении наркомании был получен сопоставимый с алкоголизмом результат. Таблетки плацебо не вызывали стойкой ремиссии заболевания. Однако поддержка семьи, друзей, доверительное отношение с лечащим врачом приносило результат. Что тоже относят к эффекту плацебо.

  • Боль. Способность плацебо уменьшать боль называется плацебо-анальгезией. Считается, что оно работает одним из двух способов: либо плацебо инициирует высвобождение природных обезболивающих, называемых эндорфинами, либо изменяет восприятие боли человеком. Кроме того, было обнаружено, что настоящие анальгетики более эффективны, если человек знает, что ему дают препарат, по сравнению с ситуациями, когда лекарства назначают без ведома пациента. В этом случае эффект плацебо можно рассматривать как содействие истинному вмешательству.

  • Депрессия. Считается, что действие антидепрессантов в значительной степени зависит от эффекта плацебо. Один обзор восьми исследований показал, что плацебо-антидепрессанты были эффективными в течение 12 недель, демонстрируя потенциально длительное воздействие плацебо.

  • Тревожные расстройства. Эффект плацебо особенно часто наблюдается в исследованиях противотревожных лекарств и существенно мешает открытию и испытанию новых форм препаратов.

  • Кашель. Обзор исследований лекарств от кашля показал, что «на 85 процентов уменьшение кашля связано с эффектом плацебо, и только на 15 процентов – с действующим веществом».

  • Эректильная дисфункция. Люди с эректильной дисфункцией хорошо отвечали на лечение плацебо. В одном исследовании участники были разделены на три группы. Первой группе сказали, что они будут получать препарат от эректильной дисфункции, второй группе сказали, что они получат либо плацебо, либо настоящее лечение, а третьей группе сказали, что они получат плацебо. На самом деле всем трем группам давали таблетки плацебо из крахмала, но эректильная дисфункция значительно улучшилась во всех трех группах без каких-либо различий между этими тремя группами.

  • СРК (Синдром раздражённого кишечника). Мета-анализ показал, что частота эффекта плацебо у людей с СРК составляла от 16,0% до 71,4%. Также было отмечено, что эффект плацебо больше выражен в тех исследованиях, где участники должны принимать лекарства реже, а лица с более низким уровнем тревоги, по-видимому, более восприимчивы к эффекту плацебо. Было обнаружено, что более внимательный подход со стороны клиницистов усиливает эффект плацебо. Другое исследование показало, что, даже когда участники знали, что они принимают плацебо, симптомы СРК у них улучшались.

  • Болезнь Паркинсона. Обзор 11 клинических исследований показал, что у 16 процентов участников с болезнью Паркинсона в группах плацебо наблюдались значительные улучшения, иногда сохраняющиеся в течение 6 месяцев. Эффект плацебо, по-видимому, частично связан с высвобождением дофамина в полосатом теле.

  • Эпилепсия. Эффект плацебо у участников исследований при эпилепсии составляет от 0 до 19 процентов. «Эффект плацебо» для этого исследования был определен как уменьшение обычной частоты приступов на 50%.

В одном обзоре множества исследований показано, что на эффект плацебо влияет даже цвет таблеток. «Красный, желтый и оранжевый оказывают стимулирующее действие, а синий и зеленый - успокаивающее» - Д-р А. Дж. де Краен (A. J. de Craen), исследователь, BMJ.

Эксперимент «Влияние “таблеток” на изменение артериального давления у старшеклассников»

Суть эксперимента: провожу этот эксперимент индивидуально над учащимися 11 класса. Измеряю артериальное давление. В зависимости от показателей артериального давления предлагаю синюю (понижающая давление) «таблетку» или красную (повышающую давление). Если показатели были ниже нормы – 120/80, то им выдавалась красная «таблетка», а если выше нормы, то синяя. При этом говорю, что таблетка действует на давление. Через 10-20 минут делаю повторные замеры. В качестве плацебо были взяты конфеты красного и синего цвета овальной формы с насечкой, напоминающие таблетки. Результаты эксперимента над 11 классом:

Испытуемые с повышенным давлением

Кто

До начала

После синей

Изменение

После красной

Изменение

Вывод

♀ Б.Ж.

125/71

114/69

↓ 11/2

131/78

↑ 24/9

Подверглась внушению

♂ Б.А.

122/89

132/92

↑ 10/3

139/101

↑ 7/9

Не подвергся внушению

♀ Г.К.

136/88

118/78

↓ 18/10

123/85

↑ 5/7

Подверглась внушению

♀ Д.Е.

130/77

113/66

↓ 17/11

122/71

↑ 9/5

Подверглась внушению

♂ М.К.

154/110

143/104

↓ 11/6

138/96

↓ 5/8

Не подвергся внушению

♀ С.А.

130/86

110/83

↓ 20/3

115/85

↑ 5/2

Подверглась внушению

Испытуемые с пониженным давлением

Кто

До начала

После красной

Изменение

После синей

Изменение

Вывод

♂ К.П.

113/51

122/62

↑ 9/11

108/60

↓ 14/2

Подвергся внушению

♀ Т.В.

120/86

118/85

↓ 2/1

120/90

↑ 2/5

Не подверглась внушению

Так же после эксперимента 1 девочка отметила, что весь вечер после приёма «таблеток» у неё болела голова, 1 мальчик отметил, что после приёма «таблеток» плохо себя чувствовал и спал весь вечер.

Результат

Общее

Девочки

Мальчики

Положительный

62.5%

80%

33.33%

Отрицательный

37.5%

20%

66.66%

По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1. Большая часть класса восприимчивы к эффекту плацебо (положительный результат – 62.5%, отрицательный – 37.5%);

  2. Девочки оказались более восприимчивы к эффекту плацебо, чем мальчики (у девочек положительный результат – 80%, а у мальчиков – 33.33%).

Результаты всех экспериментов над 11 классом:

Учащиеся 11 класса

Эксперимент №1. Эффект Манделы.

Эксперимент №2. Проба П. И. Буля.

Эксперимент № 3.

Эффект Плацебо.

Вывод

А.А.

Поровну (3/6)

Умеренно

(не участвовала в эксперименте)

Внушаема наполовину

♀ Б.Ж.

Поровну (3/6)

Слабо

Подверглась внушению

Внушаема

Б.К.

Неверно (2/6)

Слабо

(не участвовала в эксперименте)

Внушаема

♂ Б.А.

Поровну (3/6)

Слабо

Не подвергся внушению

Внушаем наполовину

Г.К.

Неверно (2/6)

Умеренно

Подверглась внушению

Внушаема

Д.Е.

Неверно (2/6)

Слабо

Подверглась внушению

Внушаема

♂ К.П.

Верно (4/6)

Умеренно

Подвергся внушению

Внушаем наполовину

♂ М.К.

Поровну (3/6)

Нет движения

Не подвергся внушению

Практически не внушаем

С.А.

Неверно (1/6)

Нет движения

Подверглась внушению

Внушаема наполовину

Т.В.

Верно (4/6)

Нет движения

Не подверглась внушению

Практически не внушаема

Ш.В.

Неверно (1/6)

Слабо

(не участвовала в эксперименте)

Внушаема

Рекомендации «Как не стать жертвой внушения»

Чтобы не стать жертвой внушения, нужно четко понимать, как этот процесс работает. Обычно, внушение начинается с привлечения внимания человека, после чего следует исследование личности и установление слабых мест.

Чем лучше вы узнаете себя, свои установки и свои сильные и слабые стороны, тем труднее станет убедить вас сделать что-либо. Также важно улучшить навыки общения и быть более уверенным в своих убеждениях. Степень внушаемости в первую очередь зависит от неуверенности в себе, низкой самооценки, доверчивости и стеснительности, излишней впечатлительности, инфантильности, повышенной эмоциональности и чрезмерной экстравертности, низкого уровня критического мышления и осведомленности. 

Безусловно, однозначной формулы противодействия внушения быть не может. Для защиты от этой манипуляции можно сформулировать сразу несколько принципиально важных советов:

  1. Не допускайте, чтобы вас убеждали что-то делать, если вы не хотите этого.

  2. В моменты, когда вы чувствуете психологическое давление, выстраивайте воображаемую дистанцию между вами и собеседником.

  3. Избегайте общения с незнакомыми, подозрительными людьми. Не воспринимайте всерьез полученную от них информацию, какой бы шокирующей, интригующей, привлекательной или страшной она ни была.

  4. В момент психологического давления не смотрите в глаза подозрительному собеседнику, не допускайте прикосновения к себе.

  5. Подумайте о последствиях своих действий, не только для вас, но и для ваших близких.

  6. Будьте осторожны в социальных сетях.

  7. Оставайтесь бдительными, особенно в интернете.

  8. В некоторых ситуациях стоит быть недоверчивым. Не открывайте душу малознакомым людям, не рассказывайте лишнего о себе. Помните о принципе «Лучше слушать, чем говорить».

  9. Старайтесь сохранять спокойствие и холодный рассудок в любой ситуации.

  10. Развивайте свои личностные качества.

  11. Никогда не принимайте решение под давлением. Учитесь уверенно говорить «нет».

  12. Проверяйте информацию.

Заключение

Изучив соответствующую литературу по теме внушаемость, эффект Манделы и эффект плацебо, а также проведя разные эксперименты над людьми разного возраста и пола, можно сделать следующие выводы:

  • В настоящее время проблема внушаемости людей, и нежелании проверять информацию приобретает особую актуальность. Результаты экспериментов показали, что большая часть испытуемых подверглась внушению, в больше части люди возрастной группы 45+, в меньшей части возрастная группа 18-25 лет. Во многом это связанно с интеллектом, полом и психологическими установками испытуемых.

  • Девушки и женщины намного больше подверглись внушению, чем юноши и мужчины во всех проведённых экспериментах.

  • Эксперименты, проведённые мной над 11 классом, позволяют сделать следующие выводы:

  1. Большая часть 11 класса подверглись внушению;

  2. Полностью внушаемыми оказались 5 человек, все из которых девочки;

  3. Практически не внушаемыми оказались 2 человека, 1 девочка и 1 мальчик.

Список литературы

  1. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10458/2/Syatchihina2.pdf

  2. http://prioslav.ru/kursp9

  3. https://classicalhypnosis.ru/stati-o-gipnoze/i-p-pavlov-vnushenie-est-naibolee-uproshhennyiy-tipichneyshiy-uslovnyiy-refleks-cheloveka.html

  4. https://psyfactor.org/hist/uznadze-2.htm

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Внушаемость

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Плацебо

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Плацебо-контролируемое_исследование

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_Манделы

  9. https://trends.rbc.ru/trends/social/6242bd9d9a79474bd87f03c2

  10. Николас Бутмен «Как заставить людей поверить вам за 90 секунд»

  11. Татьяна Леонидовна Казимиренко «Эффект Манделы»

Просмотров работы: 23