Синестезия – феномен или обычное явление?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Синестезия – феномен или обычное явление?

Курбатова С.А. 1
1МАОУ города Новосибирска "Гимназия № 16 "Французская"
Ткачёва Наталья Анатольевна 1
1МАОУ города Новосибирска "Гимназия № 16 "Французская"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современное время высоких технологий, доступности большого объёма информации по любой интересующей проблеме можно найти ответ на многие вопросы. Но есть вопросы, связанные, например, со здоровьем, на которые человек до сих пор не может найти самостоятельно ответ, оставаясь один на один со своей проблемой. Одним из таких вопросов является синестезия. Человек с синестезией (синестет) способен сказать, какого цвета буква «А», какой вкус имеет цифра «1». 

До сих пор информация по теме синестезии разрозненна, не систематизирована либо антинаучна. Причиной выбора данной темы исследования послужил анализ личного жизненного опыта, опыта близких людей, стремление самостоятельно найти научно обоснованные ответы по данной теме и донести эту информацию до максимально возможного числа сверстников, которым она интересна и близка.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что:

- доступной информации по данной теме недостаточно;

- доступная и понятная подростку информация, часто сводится к поверхностным, ненаучным, статьям из сети Интернет;

- научная информация также несовершенна.

Гипотезами исследования выдвинуты следующие положения:

- предполагается, что синестезия встречается не редко (как то утверждает официальная статистика) и носит, в том числе, наследуемый, генетический характер;

- у каждого синестета индивидуальное цветовосприятие звуков или графических символов;

- знания о синестезии сложно систематизировать и обобщить в силу исключительной индивидуальности каждого отдельного случая и в силу того, что каждая изучающая этот феномен наука трактует свое понимание.

Цель исследования:

- определить, является ли синестезия редким феноменом или часто встречающимся явлением, изучив её понятие и природу.

Достичь поставленной цели планируется путем решения следующих теоретических и практических задач:

- изучить научные труды по выбранной теме (диссертации, статьи, монографии);

- использовать и проанализировать личный опыт;

- провести эксперименты, тестирование, сделать выводы.

Объект исследования: феномен синестезии.

Предмет исследования: «цветной слух» (графемно-цветовая синестезия).

Методы исследования: теоретический (изучение научной литературы); опытный (наблюдение); социологические (анкетирование, интервьюирование); статистический метод обработки данных; анализ; обобщение.

Научная новизна состоит в выдвинутой гипотезе, противоречащей мнению о малой численности синестетов и единых звуко-цветовых ассоциациях.

Теоретическая значимость проекта состоит в глубоком изучении синестезии, систематизации полученных знаний.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в просвещении школьников с целью формирования правильного понимания о данном феномене.

Глава 1. История изучения феномена синестезии

1.1 Определения, подходы

Обращаясь к истории термина «синестезия», процесс его формирования можно разделить на два этапа: период становления и период его закрепления. Период становления начинается с первоначальных упоминаний в древности до 60-x годов ХХ века. Период закрепления в качестве точного термина – с 60-x годов ХХ века по настоящее время. Для периода становления характерны разные трактовки. Первые попытки осмысления синестезии можно найти в трудах Аристотеля, который считал, что «ощущение способно принимать формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи».1

В официальной науке одним из первых, в 1704 году,интерес к синестезии проявил учёный Исаак Ньютон, который предположил, что музыкальные и цветовые тона имеют общие частоты. А французский математик Луи Бертран Кастель создал в 1725 году цветовой клавесин.2 В том же, XVIII веке, ещё одним открывателем этого феномена стал великий немецкий писатель и музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман, который «называл цветными звуки некоторых музыкальных инструментов: звук виолончели казался ему цвета индиго, скрипки – ультрамариновым, трубы – ярко-красным»3. Так опыт Гофмана в своём научном труде описывал известный русский философ и психолог Владимир Ивановский в конце XIX века. Сам же он в то время называл синестезию «ложными вторичными ощущениями»4. Такое название говорит о том, что отношение к синестезии ещё долгие годы у некоторых ученых оставалось как к патологии (нездоровому состоянию).

В медицине первое точное описание синестезии было сделано немецким врачом Георгом Тобиасом Людвигом Саксом в 1812 году. Многие европейские ученые (А. Веллек, Б. Фой, Х. Хейрман, А. Роуан) в своих первых исследовательских попытках определяли синестезию как «неадекватность»5. Стоит сразу отметить, что, по заключениям современных ученых, лица, обладающие естественной синестезией, не имеют никаких психических отклонений.6 «Синестеты - люди абсолютно психически нормальные, и один из критериев выявления синестезии - это отсутствие психической патологии», - считает Игорь Дамулин, доктор медицинских наук, профессор кафедры нервных болезней и нейрохирургии Первого МГМУ имени Сеченова. Исследования синестезии продвигались бурно учеными Англии, Германии, Франции и США. Эти первые годы исследований совпали с основанием психологии как области науки, поэтому сразу вызывали большой интерес и поддержку со стороны психологов.

Феномен вызвал не только научный интерес, но и стал модным в творческой среде, в Европе конца XIX века. Французские поэты-символисты Артюр Рембо и Шарль Бодлер писали стихи, посвященные синестетическому опыту. Многие композиторы, художники и писатели последовали их примеру, сделав синестезию широко известной в художественном сообществе того времени.

Чёткое определение «синестезия» было дано во второй половине XIX века, сменив («неадекватные ощущения» (1826), «цветное слышание» (1882), «цветной слух» (1890), «ложные вторичные ощущения» (1893), «синопсию» (1893), «синэстезию» (1914)) и окончательно устоялось в начале XX века. Автором термина стал французский нейрофизиолог Альфред Вульпиан, который в 1866 году искал слово для явления, объединяющего разные ощущения.7

После 1964 года отмечается период, когда в философии, психологии, медицине, психиатрии и клинической психологии, при переходе из одной научной дисциплины в другую и сохранности общего названия «синестезия», происходит различная трактовка понятия. Большинством ученых в области медицины (нейрофизиологии, психиатрии) - С. Диденко, Т. Емельяновой, М. Зайцевой, В. Ивановским, В. Леви, Л. Маловицкой, А. Ребером, О. Сарнавской - синестезия понимается как ощущение, возникающее, когда при стимуляции одного канала сенсорной информации, стимулируется одновременное появление ощущений, присущих другому каналу8.В этом понимании синестезия мало распространена (примерно 4% населения), имеет строго физиологические основы и характеризуется своей непроизвольностью, то есть проявляется помимо воли человека.

Другая группа исследователей-психологов (Л. Маркс, Ч. Осгуд, В. Ф. Петренко, Е. Ю. Артемьева) представляют синестезию как познавательную и мыслительную способность мозга оценивать объекты окружающего мира. Соответственно, такая синестезия присутствует у всех людей. Если бы данная теория была истинной, то и многочисленные исследования по данной теме выявляли бы стопроцентную синестезию у всех испытуемых. Хотя бы в силу этого факта данная теория не выдерживает критики.

Третьего толкования синестезии как исключительно творческой способности человека метафорично, ассоциативно мыслить придерживаются такие отечественные авторы-лингвисты, филологи как А. П. Журавлёв, Галеев, И. Л. Ванечкина, Г. Сафина, Прокофьева Л.П., Дымшиц М.Н., Ефименко и другие. Так, убеждению И. Л. Ванечкиной, «цветной слух» следует рассматривать как продукт не психологии, а культуры»9.

Учитывая, что подобное мышление свойственно всем людям (например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым»), эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия.

Таким образом, исходя из приведенных позиций, истинной видится первая, медицинская. А из всех проанализированных в источниках определений самым исчерпывающим и понятным видится приведенное в словаре Дудена, согласно которому, «синестезия является медицинским термином и обозначает стимуляцию одного органа чувств при одновременном раздражении другого, например, ощущение цвета при слушании определенных звуков»10.

1.2 Гипотезы об источниках синестезии

Именно медицинский подход выделяет две основные гипотезы появления синестезии. По одной версии, в раннем детстве все мы были синестетами: в мозгу младенца могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств. С возрастом эти связи разрушаются, и наши ощущения становятся более четкими. Лишь у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.Аргумент в пользу данной теории -эффект «буба-кики», открытый германо-американским психологом Вольфгангом Кёлером в 1929 году. Он показывал участникам две фигуры (округлую и остроугольную) и предлагал определить, какая из них называется «такете», а какая - «балуба». Эксперимент подтвердил предположение Кёлера: большинство людей назвали округлую фигуру «балуба», а остроугольную - «такете». В 2001 году американские неврологи Вилейанур Рамачандран и Эдвард Хаббард повторили эксперимент Кёлера в США (английский язык) и в Индии (тамильский язык), заменив названия фигур на «кики» и «буба». Вопрос звучал так: «Какая из представленных фигур – «буба» и какая – «кики»?» 95 % опрошенных назвали «бубой» округлую фигуру, а «кики» - остроугольную.

Но самая популярная гипотеза - модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация. Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука. Это может происходить из-за возникновения поломки связей между нейронами.

По этой модели, синестезия - врожденное качество человека, вызванное мутацией генов, передаётся по наследству. Это подтверждают исследования наследуемой синестезии, биографии известных людей (таких, как Набоков, унаследовавший цветовое восприятие букв от матери и передавший своему сыну). При этом наследуется только способность «смешанного восприятия»: это не значит, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами, что также подтверждают опыт известного синестета Набокова и проведённые в рамках исследования эксперименты.

1.3 Опыт известных синестетов

Набоков свой богатый синестетический опыт описал в книге «Другие Берега»: «Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное (по сравнению с рваным R) Р; крепкое каучуковое Г; Ж, отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного; темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют…бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба… Такова моя азбучная радуга.»11 Иван Алексеевич Бунин, основываясь на своём восприятии, также определял цветопередачу для каждого звука (буквы) русского алфавита. Немецкий поэт и натуралист Йоган Вольфганг фон Гёте соотносил цвета с геометрическими фигурами (круг он воспринимал синим, треугольник – желтым).

Известный художник Василий Кандинский запечатлевал фортепианную музыку на полотнах. Исаак Левитан также был синестетом, создавая картины как музыкальные пьесы. Для великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова тональности мажора и минора имели свой цвет.  А. Н. Скрябин видел фа мажор красным, ре мажор - золотым, а фа-диез мажор - синим.

А так описывает свой синестетический опыт руководитель художественной школы «В красках» (г. Новосибирск), Анастасия Золотарева: «Бывают люди легкие, светлые в общении, в мировоззрении своем, в ощущении от соприкосновения с ними, а бывают тяжелые, теплые, холодные. Как если сравнивать с красками: есть лазурно-голубые люди, золотистые - они легкие, воздушные или светящиеся; тогда как кто-то оставляет фиолетовое, хвойно-зеленое или темно-синее впечатление. Вот мне кажется, на первый взгляд, я могу создать впечатление золотисто-охристое, но, если узнать меня получше, я – это темный сине-зеленый, конечно. Я могу вспомнить многочисленные подобные описания из разговоров со своими коллегами и друзьями с творческой профессией (из мира фотографии, музыки, театра). Порой они описывают, что объекты и предметы «пахнут» или «звучат» как-то по-особому.»12

Это, безусловно, лишь малая часть огромного числа деятелей искусства-синестетов, но именно их опыт приведён как наиболее заинтересовавший, показательный.

1.4 Классификация

Как видим из опыта известных синестетов, в преобладании два вида этого явления - «буква-цвет» и «звук-цвет», что в общих чертах подтверждает исследование известного американского учёного-антрополога, философа и лингвиста, профессора Калифорнийского университета, Шона Эдриана Дэя. Оно показало, что графемно-цветовые ассоциации («буква-цвет» или «цифра-цвет») - самый популярный из 73 выделенных им типов синестезии: его обнаружили у 62% опрошенных синестетиков (всего в исследовании принял участие 931 человек). На втором месте - связь между отрезками времени и цветами: 21% опрошенных наделяли разными оттенками дни недели и месяцы года. На третьем месте - ассоциации между музыкальными звуками и цветами.13 Помимо того, разные авторы и в разных науках выделяют свои виды синестезий.

Как известно, у человека пять органов чувств и соответствующие им ощущения. По этому основанию принято выделять несколько видов синестезии:

Графемно-цветовая. Смешение зрительного восприятия букв, цифр, слов (графем) с восприятием цвета. Это один из самых распространенных типов синестезии, а цвета, вызываемые определёнными звуками, называются фотизмами.

Хромостезия («цветной слух») - смешение цвета и звука, когда, слыша звук, человек одновременно видит какой-то цвет. У многих выдающихся композиторов и музыкантов была хромостезия.  

Кинестетико-слуховая. Люди слышат определенные звуки, когда наблюдают за движением какого-либо предмета. И это не звуки движения, а ассоциативные.

Акустико-тактильная. Звук вызывает определенные тактильные ощущения.

Пространственно-числовая. Числа, и в особенности даты, занимают определенные места в воспринимаемом пространстве синестета.

Эмпатия прикосновений (очень необычная и редкая). Синестет физически ощущает то же самое, что чувствует другой человек, находящиеся рядом с ним.

Аурическая. Синестеты воспринимают личность другого человека в виде цветного ореола, похожего на ауру.

Акустико-тактильная. Некоторые звуки могут вызывать ощущения в частях тела.

Порядковая лингвистическая персонификация. Порядковые числительные, дни недели, месяцы и буквы алфавита ассоциируются с личностями.

Лексико-гастическая или вкусовая синестезия. У человека появляются вкусовые ассоциации от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слушать любимую песню и каждый раз вспоминать вкус шоколада.

Данная типология является универсальной и ярко иллюстрирует утверждение науки о том, что все чувства человека взаимосвязаны и могут встречаться в необычных комбинациях. А самой распространенной формой проявления синестезии признается цветовая, при которой слуховой стимул вызывает яркое цветовосприятие. Она получила название «синопсия». Именно данному виду и посвящена в большей мере практическая часть исследования.

 

 

 

 

Глава 2. Исследовательская часть

 

2.1 Организация и проведение интервьюирования и анкетирования

Для подтверждения или опровержения выдвинутых к исследованию гипотез были составлены и проведены анкетирование, тестирование одноклассников, учеников 5 класса б МБОУ Гимназия № 16 Французская г. Новосибирска, анализ личного опыта, интервью. Результаты анкетирования выявили: далеко не подавляющее большинство опрошенных в тесте «Буба-Кики» (Приложение 1) ответили в соответствии с заложенным правилом. Это говорит, скорее всего, о том, что не все мы от рождения синестеты, а лишь часть. Это подтверждает и тот факт, что дети, правильно определившие имена фигур, по другому опросу (Приложение 2) являются именно синестетами – 23 человека из 29 (Приложение 3). В свою очередь, из 23 синестетов подавляющее большинство (15 человек) оказалось носителями самой распространенной формы – синопсии (графемно-цветовой синестезии). Анализ синопсии учеников доказывает, что у каждого опрошенного она индивидуальна (Приложение 4). А абсолютно идентичное цветовосприятие 4 букв алфавита А, Я, Е, Ё у учеников и у многих авторов-лингвистов подтверждает факт наличия у учеников синопсии (Приложение 4).

Ещё один этап практической части исследования – наблюдение синестетического опыта и анкетирование родственников-синестетов. В наблюдаемой семье двое выявленных синестетов с синопсией и сопутствующими – пространственно-числовой у мамы и просторанстенно-числовой, эмпатией прикосновений и аурической у дочери. Наблюдение проводилось и за ближайшими родственниками со стороны матери (ее родной сестрой и племянницей), которые также являются обладателями синопсии. (Приложение 5). В рамках данного семейного наблюдения был проведён и тест «Буба-Кики»: эффект выявлен у всех членов семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, выдвинутые в начале исследования гипотезы нашли своё подтверждение в её теоретической части (с изучением научных трудов) и в практической части (в экспертном мнении и результатах анкетирования).

Анализ научных трудов авторов, глубоко занимающихся темой синестезии, показал, что под одним и тем же определением в разных науках понимаются разные явления: от мыслительной способности мозга каждого человека до обычного образного мышления, имеющего социо-культурную природу. В этом, в частности, и состоит сложность подведения черты под этим понятием и систематизирования знаний о нём.

Это же невозможно и в силу того, что каждый отдельный случай её проявления индивидуален (Приложение 4, Таблица 2), а выводы отечественных учёных о том, что, в частности, цвето-звуковая или цвето-буквенная синестезия у всех одинакова и подчиняется неким единым правилам, на практике не подтверждаются. Практика же подтвердила предположение о том, что синестетов гораздо больше, чем декларируемые официальной научной статистикой 4% населения планеты из-за наличия у подавляющего большинства опрошенных синестезии. А проведённое наблюдение за семьёй синестетов подтверждает выдвинутую гипотезу о наследуемом характере синестезии.

Подводя итоги данной работы, стоит отметить, что достичь обозначенной цели удалось путем решения поставленных задач. При тщательном анализе научной литературы было найдено наиболее точное определение понятию «синестезия», выявлены многочисленные подходы, взгляды на него с точки зрения многих изучающих его наук (философии, психологии, лингвистики, психиатрии, психотерапии, нейролингвистики и других), составлена наиболее точная и ёмкая классификация видов, определены наиболее вероятные причины возникновения феномена.

Согласно разным исследованиям, врожденной синестезией обладают от одного до четырех процентов населения Земли. Но мы не сталкиваемся с ними лишь потому, что синестеты воспринимают мир таким образом всю жизнь и считают синестезию нормой, не заслуживающей внимания, или патологией, о которой не принято говорить. Ученые же пришли к выводу, что она не является отклонением и не говорит о наличии психических заболеваний.

О синестезии нужно говорить как можно больше. И сделать такой шаг навстречу синестетам способна совместная работа представителей разных наук, изучающих синестезию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аристотель. Сочинения: в 4т.-1Т/Аристотель.- М.: Мысль,1983.-830 с

  2. Набоков В. Другие берега: Азбука, Азбука-Аттикус; Санкт-Петербург; 2017 – С. 12

  3. Дударь О.П., Синестезия как эстетический феномен, Вестник Бурятского Государственного Университета, 14(1) /2014

  4. ЗаиченкоА. А., Картавенко М. В., Синестезия − феноменология, виды, классификации /Информатика, вычислительная технология и инженерное образование. − 2011. −№ 3 (5). − 12 с., С. 2

  5. Сидоров-Дорсо А. В., Современные исследования синестезии естественного развития. - Вопросы психологии. 2013. № 4

  6. Хрущева Т. С. «Цветной слух»: уникальный феномен или обычное свойство психики? – Культура и образование. 2017 № 4 (27) – С. 32

Интернет-ресурсы

  1. Day, S. A., Demographic aspects of synesthesia – URL: http://www.daysyn.com/Types-of-Syn.html (дата обращения: 14.01.2021 г.)

  2. Евтушенко Анастасия, Шестоперов Дмитрий, 06.03.2016, 17:57, Расслышать цвет, унюхать звук» - URL: – https://www.gazeta.ru/tech/2016/03/06/8111093/smell_the_colour.shtml (дата обращения: 14.01.2021 г.).

  3. Ивановский В. Н. («Ложные вторичные ощущения» // Вопросы философии и психологии. № 5. 1893, С. 96 – URL: http://www.synaesthesia.ru/Ivanovsky.pdf (дата обращения: 14.01.2021 г.)

  4. Кармен Фрайхаут. Синестезия. Когда звуки светятся красным, «Hörakustik» № 1-2015г. URL: https://arhimed-29.vsite.pro/news/74

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест на определение эффекта «Буба-Кики»

Одна из этих фигур – Буба, вторая – Кики. Подпишите под картинкой имя каждой, исходя из собственного представления о них.

_____________________________________ _________________________________

 

Рисунок 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Выявление синестезии и её типов и проявления синопсии

Фамилия, имя ученика___________________________________________________

Анкета

Поставьте галочку рядом с выбранным Вами ответом.

  1. Вы считаете, что все буквы и цифры имеют свой уникальный цвет.

а) для меня – только некоторые б) да, все в) не имеют

  1. Месяцы и дни недели имеют свое собственное место в пространстве Вашего разума. Также у каждого из них есть свой индивидуальный образ и цвет.

а) никогда б) не совсем в) да

  1. Буквы и цифры для Вас обладают характером и относятся к определенному (мужскому или женскому) полу.

а) да б) только некоторые в) нет

  1. Когда вы слушаете музыку...

а) о чем-то вспоминаете б) наслаждаетесь мелодией в) видите разноцветные абстрактные фигуры

  1. Когда кто-то дотрагивается до части своего тела, то вы тоже ощущаете прикосновение в том же самом месте.

а) да б) нет в) не знаю

  1. Соотносите ли вы характеры людей с цветом? (например, ваша лучшая подруга - фиолетового цвета, а сосед - серого).

а) да б) нет в) не задумывался об этом

Таблица 1. Буквенно-цветовое соотношение

Если в Вашем представлении буква имеет цвет, подпишите под ней, какой цвет.

Буква

А

О

У

Ы

Э

И

Е

Я

Ю

Ё

Цвет

                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Диаграммы: «Выявленная синестезия» и

«Выявленная синопсия и другие типы»

 

Рисунок 2

Рисунок 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 2. Буквенно-цветовые соответствия (синестеты, 5 б класс)

Буква

А

О

У

Ы

Э

И

Е

Я

Ю

Ё

/цвет

                   

1

   

-

   

-

 

-

-

-

2

                   

3

                   

4

                   

5

 

-

-

 

-

 

-

 

-

 

6

                   

7

   

Прозр.

             

8

             

Прозр.

   

9

                   

10

                   

11

   

Радужн.

             

12

                   

13

                   

14

                   

15

                   

Таблица 3. Сравнительный анализ буквенно-цветовых соответствий разных авторов

Автор схемы

(год)

Буквы

Автор

1

(1985-1995)

Автор 2

(1991)

Автор3

(2001)

Автор4

(2003)

Автор5

(2011)

Автор

6

(2017)

Автор

7

(2021)

А

             

О

           

 

У

             

Ы

             

Э

     

-

     

Я

   

-

-

     

Ё

-

 

-

 

-

   

Ю

-

 

-

       

И

             

Е

-

 

-

 

-

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 4. Анализ синопсических цветовосприятий наблюдаемой семьи синестетов

Буква

Член семьи/цвет

А

О

У

Ы

Э

И

Е

Я

Ю

Ё

Мама

                   

Дочь

                   

Сестра мамы

                   

Племянница мамы

                   

1Аристотель. Сочинения: в 4т.-1Т/Аристотель.- М.: Мысль,1983.- 830 с. – С. 430

2 Кармен Фрайхаут. Синестезия. Когда звуки светятся красным, «Hörakustik» № 1-2015г. URL: https://arhimed-29.vsite.pro/news/74

3 В. Н. Ивановский («Ложные вторичные ощущения» // Вопросы философии и психологии. № 5. 1893, С. 96/URL: http://www.synaesthesia.ru/Ivanovsky.pdf/

4 Там же, С. 92

5 А. А. Заиченко, Синестезия − феноменология, виды, классификации / А. А. Заиченко, М. В. Картавенко // Информатика, вычислительная технология и инженерное образование. − 2011. −№ 3 (5). − 12 с., С. 2

6 А. В. Сидоров-Дорсо, Современные исследования синестезии естественного развития. - Вопросы психологии. 2013. № 4

7 Кармен Фрайхаут. Синестезия. Когда звуки светятся красным, «Hörakustik» № 1-2015г. URL: https://arhimed-29.vsite.pro/news/74

8 О.П. Дударь, Синестезия как эстетический феномен, Вестник Бурятского Государственного Университета, 14(1) /2014

9 Хрущева Т. С. «Цветной слух»: уникальный феномен или обычное свойство психики? – Культура и образование. 2017 № 4 (27) – С. 32

10 Кармен Фрайхаут. Синестезия. Когда звуки светятся красным, «Hörakustik» № 1-2015г. URL: https://arhimed-29.vsite.pro/news/74

11 В. Набоков Другие берега: Азбука, Азбука-Аттикус; Санкт-Петербург; 2017 – С. 12

12Интервью с руководителем художественной школы «В красках», А. Ю. Золотарёвой

13 Day, S. A., Demographic aspects of synesthesia – URL: http://www.daysyn.com/Types-of-Syn.html (дата обращения: 14.01.2021 г.).

Просмотров работы: 14