Тайна дождевых червей

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайна дождевых червей

Детистов Р.Д. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оренбургская кадетская школа-интернат им. И.И Неплюева»
Борисова Е.И. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оренбургская кадетская школа-интернат им. И.И Неплюева»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Осенью, в солнечный субботний день мы всей семьёй вышли в огород. Папа с мамой взяли лопаты, а мы с Ритой грабли. Немного поработав, я заметил, что Рита что-то выбрасывает из земли в сторону, а мама возвращает назад. Я понял, что это дождевые черви. Между мамой и Ритой завязался спор. Рита говорит о вреде дождевых червей, а мама о пользе. Я не знал ответа на вопрос и побежал к папе. Но папа загадочно улыбнулся и, не ответив на мой вопрос, сказал: « Роман, ты сам мне говоришь, что на уроках вы раскрываете тайны русского языка, а тайну дождевых червей не хочешь раскрыть?» Вот тогда я задумался, почему бы и нет. Папа предложил мне исследовать жизнь дождевых червей, понаблюдать за ними, выяснить, как черви влияют на почвообразование. Таким образом, родилась тема исследовательской работы: «Тайна дождевых червей».

Тема актуальна, так как в настоящее время происходит разрушение почв, снижение их плодородия. В результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение почвы, и даже её уничтожение. Громадные площади плодородных земель погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий    и городов.

Мы считаем, что нужно бороться за повышение урожайности, должны быть полностью учтены и использованы все силы природы, имеющие отношение к жизни растений. Следуя цели и задачам исследовательской работы, мы постараемся доказать, что дождевые черви влияют на почвообразование.

Объект исследования: дождевой червь.

Предмет исследования: роль дождевого червя в почвообразовании.

Цель исследования: доказать, что дождевые черви приносят пользу, поэтому нуждаются в охране.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературу по данной проблеме;

2)изучить особенности дождевых червей и их роль в почвообразовании;

3)узнать имеют ли дождевые черви органы чувств;

4)провести исследование и сделать выводы.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, обработка результатов.

1. Теоретическая часть.

1.1 Кто такие дождевые черви?

Слово «червь» не имеет строгого научного значения – так обычно называют самых разных беспозвоночных животных с вытянутым мягким телом.

От общих предков червей под влиянием факторов эволюции произошли кольчатые черви. Важным моментом в их эволюции является расчленение тела на сегменты (кольца). В связи с активным движением у кольчатых червей появилась кровеносная система, снабжающая тело питательными веществами и кислородом. Древние кольчатые черви имели более сложное строение по сравнению с другими червями.

1.2 Жизнь дождевых червей.

Влажность почвы, температура и количество пищи – главные условия, необходимые для жизни и размножения червей. В сухую погоду они зарываются на глубину до 2 – 2, 5 метров.

Дождевой червь обитает в различных почвах, разрыхляя и обрабатывая их (особенно благоприятна эта его деятельность на почвах огородов и садов). Эти животные, пропуская почву через свой кишечник, постоянно ее улучшают, насыщая органическими остатками и перемешивая, разрыхляют, обеспечивая доступ воздуха в более глубокие слои, повышают плодородие. В ряде случаев перенос дождевых червей в почвы, где их ранее не было, повышает урожайность огородных культур. В странах с влажным климатом дождевых червей больше. Однако в переувлажненных почвах, а также на болотах, в особенности торфяных, дождевой червь не живет. [3]

Они не могут жить в песке. [4]

Днем червь прячется в норке (норка – это узкий длинный канал, который в жаркое лето может достигать глубины 1,5 метров, с расширением в конце для разворота) головой к входу, который прикрыт листьями, хвойными иглами и прочим мусором, а в сумерки оживает.

Он выползает на поверхность почти всем телом, лишь задний конец держится за край норки, а передняя часть тела совершает круговые движения, приподнимаясь над землей, и ощупывает все вокруг. Нащупает губами опавший лист дерева, хватает его и тащит в свою норку. Черви всю жизнь проводят в земле, роют глубокие ходы, и таким образом рыхлят землю. Но иногда они вынуждены покидать свои залитые водой норки после сильных дождей, чтобы не задохнуться.

Питаются черви гниющими листьями, заглатывая комочки земли, песчинки. Дышат черви всей поверхностью тонкой нежной кожи, пронизанной кровеносными сосудами.

Вот именно особенность дыхания и заставляет дождевых червей покидать свои норки.Во время дождя, оставшись в них, червь рискует попросту захлебнуться. Дождавшись окончания «потопа», уязвимые создания вновь спешат укрыться в толще земли.

Зимой они сворачиваются в клубочек и спят. Когда мы видим червя на поверхности, это означает, что он ищет новый дом или более питательную почву. Черви не могут жить при солнечном свете. [4]

Обитающие в почве кольчатые черви служат пищей для многих животных. Их поедают кроты, лягушки и некоторые пресмыкающиеся. [3]

1.3 Вред, который приносят дождевым червям люди

К сожалению, дождевые черви сейчас находятся в большой опасности. Виной тому активное применение в сельском хозяйстве химических веществ. Обрабатывая поля различными ядохимикатами для борьбы с вредителями, люди уничтожают и таких полезных червей. [6] Большой урон червям приносит перекапывание почвы. В этом случае земля пересыхает под палящим солнцем и черви, испытывая недостаток влаги, погибают. Весной на перекопанной земле, черви становятся легкой мишенью для птиц. Перекопав землю поздней осенью, люди разрушают норки червей, успевших устроиться зимовать.

2.Практическая часть

2.1 Анкетирование

Изучив литературу, мы много узнали о дождевых червях. Сначала мы хотели сразу рассказать всё Рите и одноклассникам. Но подумав, решили, что этого не достаточно. Что же ребята знают о дождевых червях? На часе общения мы провели анкетирование по следующим вопросам. 
1. Кто такие дождевые черви?

2. Где вы их видели?
3. Чем питаются дождевые черви?

4.Что делают дождевые черви зимой?

5.Развито ли у червей обоняние, осязание, слух?

6. Приносят ли пользу черви?

7.Нуждаются ли в охране?

В целом, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что все одноклассники знакомы с дождевыми червями. Но маловато знают об этих таинственных животных: есть ли у них глаза, уши, нос, приносят они пользу или вред.

2.2 Наблюдение.

2.2.1 Обоняние, слух, осязание, зрение.

В анкетировании почти все ребята отметили, что у червей развито обоняние. «Ведь как тогда бы другие черви чувствовали запах опасности?»- отметил Олег. «И как находили бы пищу?»- твердил Андрей. 

Чтобы проверить, насколько сильно у червя обоняние, мы проделали следующее. Поднесли к червю половинку лука и стали ждать. Червяк хаотично ползал по столу, но каждый раз, уже вплотную приблизившись к чесноку, он отдергивался от него как от какой-то гадости.

См. Приложение 1

Через некоторое время мы проделали то же самое с чесноком.

См. Приложение 2

Из этих наблюдений можно сделать вывод. Дождевой червь чувствует запахи. Например, запах чеснока ему больше нравится, чем запах лука.

У нас, например, есть слух. А у червя? Если постучать перед ним по столу, то червь отреагирует. Но если пощелкать пальцами прямо у него "над ухом", то он ничего не заметит. Значит, стук по столу червь не слышит, а просто чувствует его колебания. Значит, слуха у него нет,  а вот осязание развито у червя хорошо - если к нему даже легонько прикоснутся, червь начинает извиваться, спасаясь от опасности.

См. Приложение 3

8

А вот какие-то зачатки зрения есть. При том, что у него нет никаких глаз, червь может различать свет и темноту. Светочувствительные клетки у него расположены по всему телу. [6] Яркого света червь пугается, а вот слабый свет ночью его может даже привлечь. 

Зрение червяка мы проверяли следующим образом: в темноте светили фонариком на червя. Червь стремился попасть туда, где темнее. Значит, червяк может различать свет и темноту. Прочитали в книге, что глаз у него нет, оказывается, светочувствительные клетки у него расположены по всему телу.

См. Приложение 4

Наблюдения позволили сделать вывод. Черви чувствуют запахи, практически ничего не видят (только свет и темноту), ничего не слышат (даже если щелкать пальцами у них перед носом), а вот осязание развито у червя хорошо

2.2.2 Влияние на почвообразование

Мы провели следующий этап исследования: на дно трёхлитровой банки насыпали камней, затем плодородную землю и песок. На поверхность накрошили кусочки картофеля, моркови, лука, сухих листьев и запустили червей. Банку обмотали фольгой и убрали в прохладное тёмное место.

См. Приложение 5

Вот, что произошло через 20 дней. Появились отверстия.  Часть овощей исчезла.  По внешнему краю банки виднелись ходы, проделанные дождевыми червями. Это говорит о том, что дождевые черви очень активны и сразу  начинают делать множество ходов. Появилось смещение границы земля-песок, граница стала рваной.

См. Приложение 6

Через 40 дней почва в банке перемешалась, разрыхлилась, а граница между тёмным и светлым слоем исчезла.

См. Приложение 7

2.3 Результаты исследования(вывод).

Таблица 1

Результаты исследования

сосуд

через 7 дней

через 20 дней

через 40 дней

трёхлитровая банка, наполненная камнями, землёй и песком.

по внешнему краю банки появились ходы, проделанные дождевыми червями

появилось смещение границы земля-песок, граница стала рваной

почва в банке перемешалась, разрыхлилась, а граница между тёмным и светлым слоем исчезла

Результатом исследовательской работы считаем, что:

1.научились работать с литературой;

2.освоили некоторые способы исследования дождевых червей.

На основе исследовательской работы, мы пришли к следующему выводу: дождевые черви, перемещаясь внутри почвы, активно участвуют в переработке и разложении органических остатков, улучшают её физические свойства, пронизывая почву многочисленными ходами, повышают пористость, водопроницаемость и содержание влаги в ней. Значит дождевые черви, играют огромную роль в процессе почвообразования, способствуя повышению плодородия почвы.

Следовательно, обогащая почву, дождевые черви приносят пользу человеку, так как земля кормит человека. Поэтому дождевой червь нуждается в охране.

Заключение

В завершении нашей работы подведём итог. Все поставленные задачи исследования выполнены, тайна червей раскрыта. Я убедился в том, что черви участвуют в   почвообразовании. Наблюдения позволили выяснить, что черви чувствуют запахи, практически ничего не видят, ничего не слышат.

Много важного и интересного мы нашли в книгах, в интернете. Я обязательно поделюсь приобретёнными знаниями с ребятами.

Моя сестра Рита поменяла своё мнение о дождевых червях. Даже помогла мне составить памятку «Как беречь дождевых червей на садовом участке».

Памятка «Как беречь дождевых червей на садовом участке»

Главный враг дождевых червей - неразумный человек. Неразумными действиями и ядохимикатами человек может погубить червей и разрушить плодородие почвы. Поступайте следующим образом:

  • сведите к минимуму использование ядохимикатов, черви очень чувствительны к ним;

  • используйте для перекопки не лопату, а вилы, так как разрубленные лопатой черви погибают;

  • переуплотнение почвы губит червей, почва должна быть рыхлой;

  • необходимо поддерживать достаточно высокую влажность почвы, черви не боятся затопления.

Список литературы

1. Биология: Справ.материалы. Учеб.пособие для учащихся /Д.И. Трайрак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев; Под ред. Д.И. Трайрака. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с.

2. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. учеб.заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

3. Ликум А. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей АСТ. Москва 2015. Том 1.

4. Наглядный словарь Животные «ДорлингКиндерсли», Лондон 2015. Серия наглядных словарей»

5. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ – ПРЕСС, 2014. -528 с.: ил. – («Занимательные уроки»)

6. «Непоседа» детский журнал. №14 – 2012 г.

Список интернет источников

http://www.zoofirma.ru/knigi/kurs-zoologii-t-1-abrikosov/2992-rol-dozhde...

http://slovari.yandex.ru

http://www.botanichka.ru/blog/2010/03/20/earthworm/

Приложение

Р ис. 1 Рис. 2

Рис. 3 Рис. 4

Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7

Просмотров работы: 103