Сон, сновидение и их значение в жизни современного человека

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сон, сновидение и их значение в жизни современного человека

Курбатова С.А. 1
1МАОУ города Новосибирска "Гимназия № 16 "Французская"
Ткачёва Н.А. 1
1МАОУ города Новосибирска "Гимназия № 16 "Французская"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Сон и сновидения - одни из самых сложных сторон жизни человека, привлекающие к себе внимание как простых людей, так и учёных на протяжении тысячелетий. С древних времён до нас дошли представления людей разных эпох и народов о сне и сновидениях. Так, первобытные люди, скорее всего, воспринимали события, виденные ими в сновидениях, как реально существующие. Позднее, уже в древних цивилизациях (Египте, Ассирии, Шумере, Китае), сон воспринимали путешествием отделяемой от тела души. В Древней Греции появились первые научные взгляды на тему сна и сновидений. С началом резкого скачка развития наук у учёных появилось много возможностей для изучения функций головного мозга, процессов сна и сновидений.

Согласно современным научным представлениям, сон - жизненно необходимая потребность организма, не менее важная, чем пища. Физиологи доказали, что, человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель. Несмотря на степень изученности науками сна и сновидений, остаётся много вопросов, что и определяет неугасающий интерес и актуальность данной темы и для научного сообщества, и для каждого отдельного человека, поскольку речь идёт о здоровье и жизни человека. Данный факт послужил причиной выбора указанной темы для исследования.

Гипотезами исследования выдвинуты следующие положения:

- предполагается, что потребность в продолжительности и условиях сна у каждого человека индивидуальна;

- сон всегда был и будет важной частью жизни человека, его отсутствие или некачественное течение губительно для жизни и здоровья, особенно растущего организма;

- сновидения - мало изученная наукой сторона сна, не укладывающаяся в определение «субъективное возникновение образов на основе поступающих сигналов памяти или органов», оно гораздо сложнее;

- знания о явлениях сна и сновидений сложно систематизировать и обобщить в силу того, что каждая изучающая сон и сновидения наука трактует своё понимание этих явлений, основываясь на своих изучениях.

Цель исследования:

- выявить значение сна и сновидения для современного человека, в частности - школьника.

Достичь поставленной цели планируется путем решения следующих теоретических и практических задач:

- изучить историю взглядов на тему сна и сновидений;

- определить природу, дать определения, разграничить понятия сна и сновидения, обозначить структуру сна, функции;

- провести анкетирование, сделать выводы о значении сна и сновидений для жизни и здоровья современного человека (школьника).

Объект исследования: сон, сновидения.

Предмет исследования: значение сна и сновидений для современного человека (школьника).

Методы исследования: теоретические (изучение научной литературы); опытный (наблюдение); социологические (анкетирование); статистический метод обработки данных; анализ; обобщение.

Научная новизна состоит в выдвигаемых автором гипотезах:

- сновидения – мало изученная наукой сторона сна, не укладывающаяся в определение «субъективное возникновение образов на основе поступающих сигналов памяти или органов», оно гораздо сложнее;

- наполненность сновидений цветовой палитрой, сюжетами, ощущениями не связана с уровнем интеллекта или родом деятельности человека.

Теоретическая значимость данного проекта состоит в подробном, глубоком изучении неразрывно связанных, но разных процессов – сна и сновидения.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в просвещении школьников путем донесения данной информации через презентацию, буклет (Приложение 4).

Глава 1. История изучения сна и сновидений

    1. Понимание явлений сна и сновидений с древнейших времён до наших дней у разных народов

Поскольку явления сна и сновидений нельзя рассматривать только с биологической точки зрения, то и подход к изучению представляется междисциплинарным. Обращаясь к трудам антропологов, мы находим упоминания о первобытном понимании сна и сновидений у человека разумного, жившего приблизительно 200-150 тысяч лет назад. Так английский антрополог конца XIX-начала XX века Эдуард Бернетт Тайлор писал: «…они (первобытные люди) смотрят на сон как на зрелище, представляющееся разумной душе, вышедшей для странствования»1. Другой известный французский антрополог современности Люсьен Леви-Брюль предполагал, что первобытные люди при этом «разграничивали бодрствование и сон»2.

В Древнем Египте люди считали, что во сне глаза остаются открытыми, в сновидениях с ними разговаривают боги, практиковали культ сновидений для наставлений и исцеления в храмах, так называемую инкубацию3. Совершив соответствующий обряд, человек засыпал в храме сновидений и получал божественный совет в своем сне. Древние египтяне считали, что, когда человек вспоминает свои сны, он получает доступ к знаниям, которыми владел до своего появления на свет.

В Древнем Китае также была широко распространена практика инкубации снов в специальных храмах.4

В Древней Греции философы пытались дать научное объяснение сну. Эмпедокл считал, что сон наступает из-за уменьшения тепла в крови. Гиппократ предполагал, что сон наступает при оттоке крови и тепла во внутренние органы и остывании конечностей. По мнению Аристотеля, причина сна в приёме пищи. Она выделяет «духи», перетекающие в вены. Тело гонит «духи» к голове, где они и вызывают сон.5 Аристотель первым провел чёткую границу между понятиями сна и сновидений.6

В XVI в. известный швейцарский врач и философ Парацельс имел более научные взгляды: естественный сон продолжается 6 ч, снимает утомление от работы и освежает спящего. Он советовал следовать солнечному циклу: ложиться с заходом солнца и вставать с рассветом.

В XVII и XVIII вв. сон объясняли с помощью доступных в то время пониманию рассуждений. Английский врач Александр Стюарт в своей теории «животных духов» полагал, что сон возникает в результате недостатка «животных духов», которые покидают организм во время физических нагрузок.

С начала XIX в. теории стали более научными. Приверженцы «кислородной теории» (немецкий натуралист Александр фон Гумбольдт и физиолог Эдуард Пфлюгер) связывали наступление сна с количеством кислорода в крови. Сторонники «циркуляторная (гемодинамической) теории», ученые Пьер Жан Жорж Кабанис и Иоганн Петер Мюллер, связывали сон с застоем крови в мозге из-за горизонтального положения тела. Физиологи Клод Бернар, Анджело Моссо, Иван Романович Тарханов в своей «анемическая теории» считали, что сон наступает из-за сужения сосудов в неработающих органах и их «обескровливании». Приверженцы «Гиперемической» теории видели причину сна не в анемии, а гиперемии, приливе крови к голове. Сторонники химической теории считали, что сон наступает из-за засора «вредными веществами», которые накапливаются в течение дня, а во сне организм от них очищается. Французские ученые Лежандр и Пьерон в поисках «сонного яда» ставили опыты на собаках (некоторым из которых не давали спать) и затем увидели под микроскопом изменившиеся форму ядер и будто изъеденную ядом мембрану клеток их головного мозга. Американский ученый Клейтман в своей теории утверждал, что сон - это одна из стадий сознания, изменяющегося от состояния глубокого сна до состояния резкого возбуждения. Швейцарский физиолог Гесс пытался найти центр сна путём введения электродов в мозг животного и пропускал через них электрический ток. Кончики электродов, находясь в определенном участке мозга, вызывали у животного глубокий сон. Опыты Гесса были вскоре подтверждены и другими учеными.

И только русский ученый академик И. П. Павлов создал по-настоящему научную теорию сна. Он показал, что причина сна - во взаимоотношениях нервных процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Торможение возникает при поступлении в кору мозга как слабых, так и сильных раздражителей. Оно же защищает клетки коры головного мозга, спасая их от истощения или полного разрушения.В зонах распространения тормозного процесса наблюдается восстановление энергии и работоспособности нервных клеток. При этом торможение не охватывает всю поверхность мозга, остаются «действующими» отдельные очаги возбуждения.

Что касается развития взглядов на сновидения, то они тоже менялись. На смену античным временам пришло Средневековье, затем эпоха Возрождения с главенствованием религии, отвергавшей любые изыскания учёных. Научные взгляды, появившиеся с XVIII по начало XX в., можно разделить на 2 группы по характеру их оценки учеными (отрицательной и положительной).7

Многие ученые (зарубежные и отечественные психиатры В. Гризингер, В. М. Бехтерев, П. Жане, А. Л. Эпштейн, А. Краусс, немецкий невропатолог Рихард фон Kрафт-Эбинг) расценивали сновидения как психическое расстройство.

Целебную же функцию сновидений отмечали европейские учёные, которые считали, что утрата способности видеть сновидения вызывает острые психические расстройства. Прусский философ Иммануил Кант считал, что устрашающие сновидения и ночные кошмары не бесполезны для человека.8

С началом XX в. на изучение сновидений большое влияние оказали труды русского учёного И. М. Сеченова. Он считал, чтовсе детали сновидения можно найти в остатке предыдущего дня.Во время сна информация извне в мозг практически не поступает (глаза спящего закрыты, слух становится не полным). Но в это время мозговая деятельность переключается на внутреннюю информацию.

В то же время систематические исследования сновидений предпринял основоположник психоанализа австрийский ученый 3игмунд Фрейд. Он считал, что сновидения – это способ удовлетворения психикой естественных биологических потребностей (враждебности, голода), которые подавляем во время бодрствования. Так до нашего времени дошли две основные научные модели, объясняющие причины и природу: естественно-научная и психологическая.

1.2 Современные понятия сна и сновидения, структура, функции, физиологические нормы

Сон и сновидение – два разных процесса, изучают которые две разные биологические науки: сон - сомнология, сновидения – онейрология.

С разных научных позиций сон можно определить по-разному. Такое определение сну даёт кандидат филологических наук Любовь Лазаренко: «Сон - необходимое для восстановления функций, обработки информации эмоциональной памятью генетически обусловленное физиологическое состояние живого организма, характеризующееся изменением активности мозга по сравнению с бодрствованием.»9. С точки зрения современных ученых-нейробиологов, Петрова А.М. и Гиниатуллина А.Р., «сон ‒ это не монотонное отключение от внешнего мира, а особое… состояние организма, характеризующееся закономерной последовательной сменой циклов, фаз и стадий».10

Такие выводы стали возможными на основе научного изучения работы головного мозга. Организм человека, в том числе и мозг, производит слабое электричество. Знания об этом стали доступны науке еще в 1875-1877 годах, когда английский исследователь Ричард Кэтон произвёл записи электрической активности мозга животных гальванометром Томсона. 6 июля 1924 года немецкий психиатр Ганс Бергер гальванометром Эдельмана выполнил запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ) 17 летнего мальчика. В сентябре 1935 года инженер-электрик Альберт Грасс собрал первые три Электроэнцефалографа. Так ЭЭГ становится общепризнанным способом исследования мозга, позволившим изучить структуру сна.

Обычная продолжительность ночного сна составляет 7-8 часов и включает в себя 2 основные фазы – медленный и быстрый сон. Медленный сон (глаза человека совершают медленные плавающие движения) наступает сразу после засыпания и включает 3 стадии:

I стадия (дремота, 5% от продолжительности сна) наступает сразу после засыпания. Это самый поверхностный сон, который легко потревожить.

II стадия. Сон углубляется. Его длительность достигает до 60% от всего сна.

III стадия (Дельта-сон, объединённые III и IV стадии). Снижаются температура тела и частота сердцебиений, падает тонус мышц. Это самый глубокий сон с возникновением первых сновидений.

Быстрый сон (REM - RapidEyeMovement, БДГ-сон, «быстрое движение глаз). Состояние мозга схоже с бодрствованием, учащается дыхание и сердцебиение.

Вместе медленный и быстрый сон составляют один цикл, в норме таких циклов у человека от 4 до 6-7 за ночь. При этом мозг непрерывно работает.

Функции этой работы можно свети к следующим:

- Отдых для органов и мускулатуры.

- Выведение токсинов из центральной нервной системы с помощью обнаруженных в 2012 году зарубежными учеными глимфатической системы микроканальцев.

- Формирование долгосрочной памяти, закрепление новых навыков.

- Снижение уровня стресса, разгрузка психики, укрепление иммунитета, борьба с опухолевыми клетками за счет активной выработки мелатонина.

- Выработка 70% соматотропина - гормона роста, сжигания жира, поддержания функции опорно-двигательной системы, регенерации тканей, замедления старения.

- Продуцируется серотонин - гормон радости, сытости и бодрости.

Согласно новейшим научным данным, «потребность во сне индивидуальна для каждого человека. Кому-то хватает шести часов, а кому-то мало и десяти»11. Существуют средние данные о потребности во сне: у новорожденных 20-23 часа; от 6 месяцев до 1 года - 18 часов; от 2 до 4 лет - 16 часов; от 4 до 8 лет - 12 часов; от 8 до 12 лет - 10 часов; от 12 до 16 лет - 9 часов; у взрослых - 7-8 часов.

И, если процесс сна как-то изучен, то сновидения изучены мало. Начиная с формулировки понятия, очевидны разные взгляды. Так, последователи психоанализа утверждают, что «сновидения имеют психологический смысл, постичь который можно с помощью интерпретации»12. Естественно-научный подход говорит, что «сновидение – это продукт деятельности мозга, в формировании образов которого играют роль воспоминания… и текущие импульсы… от тела спящего»13.Эту же позицию поддерживает российский нейрофизиолог Ольга Сварник: «Сновидения - возвращение к событиям и опыту, произошедшим с нами в течение дня»14. Такое определение не объясняет сновидений, в которых фигурируют, места, события, с которыми люди никогда не сталкивались. Наиболее логичной и понятной представляется трактовка сновидения как «субъективного восприятия образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека»15.

До недавнего времени считалось, что сновидения спящий видит только в фазу быстрого сна. Но в последнее время «появились доказательства того, что сновидения продолжаются в течение всей ночи»16. Также считается, что сновидения снятся не всем. Современные ученые (психофизиологи В.И. Шостак, С.А. Лытаев) утверждают, что сновидения не снятся всем людям, их наличие зависит от рода деятельности человека и уровня интеллекта.17 К такому же выводу в начале XX века пришла известный российский ученый, основоположник сомнологии М. М. Манасеина.18 А известные современные российские психиатры Ю. А. Аносов и А. Ю. Аносова утверждают, что «в 100% в сновидениях есть зрительные образы; слуховые - в 10%; вкусовые, обонятельные – менее 1%»19. Все эти мнения предстоит подвергнуть сомнениям в ходе практической части исследования.

Что касается взглядов на функции сновидений, то и здесь они расходятся.

Действенно-синтетическая модель Алана Хобсона: сновидения не имеют смысла, являясь результатом случайных электрических импульсов в отделах мозга.

Теория постоянной активации (Чжан Цзе): краткосрочные воспоминания перемещаясь на хранение в отделы долгосрочной памяти, вызывают сновидения.

Теория обратного обучения: сновидения помогают людям избавиться от ненужных ассоциаций и связей, накопившихся за день.

Гипотеза систематизации сведений: сновидения - процесс упорядочивания и запоминания информации.

Теория о защитном инстинкте (Антти Ревонуссуо): функция сновидений - в моделировании опасных ситуаций для тренировки организма.

Теория сглаживания негативных переживаний (Эрнеста Хартана): сновидение - это терапевтический сеанс от психологических травм.

1.3 Значение снов и сновидений для современного человека (школьника)

Итак, потребность человека, тем более растущего организма, в полноценном сне, неоспорима. В недавнем исследовании финские ученые доказали, что у мало спящих детей повышен риск проблем с поведением и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВ ГА).20

Недополучающий сон растущий организм не может справляться с учебной нагрузкой, усталость накапливается, становится хронической. «Недосып повышает артериальное давление и тягу к продуктам с большим содержанием жиров и сахара. Доказано, что нехватка сна увеличивает риск ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний»21. А поскольку сон и сновидение неразрывно связаны, то и роль сновидений для школьника нельзя уменьшать. Доказано, что именно во время быстрого сна (основной фазы сновидений, которая у детей и подростков занимает от половины до большей части от всего времени сна) формируются когнитивные способности школьника. Поэтому учёные рекомендуют для соблюдения режима сна придерживаться следующих рекомендаций: нужно соблюдать выбранный график подъема и отхода ко сну (ложиться желательно не позднее 11-12 часов вечера и спать не менее 8–9 часов); за 2 часа до сна стараться не есть; перед сном рекомендуется всегда проветривать помещение (оптимальная температура в спальне составляет +18 °С); спать рекомендуется на правильно выбранном матрасе.

Глава 2. Исследовательская часть

2.1 Организация, проведение анкетирования, анализ результатов, выводы

Для подтверждения или опровержения выдвинутых к исследованию гипотез была составлена анкета (Приложение 1), проведён опрос учеников 6 класса «б» Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Новосибирска «Гимназия № 16 «Французская». Из 30 учеников были опрошены 25. Учитывая профиль класса (билингвальный), большинство учеников – гуманитарии, за исключением трёх человек с математическим складом ума. Опрос показал, что у всех «математиков» сновидения цветные и богаты ощущениями, сюжеты снов разнообразны - фантастические, реалистичные, приключенческие, вещие (Приложение 3, Таблица 1). У 22 учеников (из которых 12 – гуманитарии, 7 – с творческими способностями, 3 – всесторонне развиты) чёрно-белые сны всегда снятся десятерым, двое не видят сновидений, у двадцати среди ощущений превалируют звуки и тактильные, все ощущения испытывают только трое, вкусовые – трое, запахи – трое. Хотя сюжеты снов, как и у «математиков», разнообразны (Приложение 3, Таблица 1). Вывод: чёткой связи между интеллектуальными способностями, склонностями к наукам и особенностями сновидений не прослеживается.

Утверждение некоторых учёных о том, что звуковые ощущения проявляются, только в 10% сновидений, а вкусовые, обонятельные почти не отображаются, не подтверждается. Этот же опрос показал, неточность определения сновидения как отпечатка прошедшего дня. Сновидения как отпечаток прошлого встречаются во снах часто только у 3 человек из 25, иногда – у 10, никогда у 10 (Приложение 3, Таблица 2). Что касается частоты сновидений, то 60% опрошенных ответили, что видят их всегда, 40% - иногда и 8% - никогда (Приложение 3, Таблица 2). Но это, скорее всего, говорит не об отсутствии сновидений, а об их запоминании.

Итак, наиболее верным для сновидения является определение его как индивидуальных, иногда обогащённых ощущениями, разнообразными сюжетами, образов. При этом содержание, насыщенность ощущениями никак не связаны с интеллектуальным развитием человека. А субъективное понимание частоты сновидений связано не с их реальной частотой, а с особенностями запоминания.

Что касается второй части исследования – взаимосвязи режима ночного сна и здоровья, самочувствия, школьной успеваемости, то здесь прослеживается чёткая зависимость (Приложение 2). Как показали результаты опроса, только 4 из 25 учеников соблюдают режим сна всегда, 7 – часто, 8 – иногда, 6 – никогда. Семнадцати из двадцати пяти не хватает отводимого на сон времени. и недостаток сна влияет на их самочувствие, успеваемость. Недостаток сна, несоблюдение его режима негативно влияют на самочувствие, настроение, школьную успеваемость у подростков.

Конечно, нельзя назвать данное практическое исследование статистикой. Для именно научных обоснований нужно гораздо большее число опрашиваемых, разных возрастов, профессий, особые условия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы были разграничены понятия «сон» и «сновидение», изучена история отношения к ним общества, науки с древних времён, выявлены взгляды современных наук, даны наиболее точные определения, определены структуры, функции, значение для человека в целом и для растущего организма в частности.

Выдвинутые в начале исследования гипотезы нашли своё подтверждение. Предполагалось, что потребность в продолжительности сна индивидуальна. Теоретическая часть это отчасти подтвердила. Практическая же часть показала, что детям необходимо соблюдать режим и гигиену сна. Другие гипотезы подтвердились полностью: сновидения - мало изученная наукой сторона сна; знания о процессах сна и сновидений сложно обобщить, так как разные науки трактуют своё их понимание. Роль сновидений для людей любого возраста велика. Это и защитная, и обучающая, и развивающая память, и систематизирующая информацию, и очищающая от её излишков информации. Сновидения – не бесполезный процесс, как считают в наши дни некоторые учёные. Огромная роль сна тем более неоспорима. Сон - способ снятия умственного и физического напряжения, нормализация нервно-психического состояния, восстановление работоспособности, выработка большинства жизненно важных гормонов.

Нарушения режима и продолжительности сна ведет к ухудшению физического и психоэмоционального состояния. Недостаток сна ухудшает память, мышление, внимание, снижает быстроту реакций, что негативно отражается на результатах учёбы.

Результатом настоящей работы стало создание буклета «Сон и сновидение» (Приложение 4), который знакомит читателя с этими понятиями, рассказывает о физиологических нормах и даёт полезные рекомендации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Борбели, Александр - Тайна сна/Пер. с нем. В. М. Ковальзона.- М.: Знание, 1989.-192 с.

Леви-Брюль Л. - Первобытный менталитет - СПб.: «Европейский Дом», 2002.- 400 с.

Молодцов А., Сновидения. В поисках смысла: Издательские решения, 2020 – 48 с.

Мосс, Роберт - Тайная история сновидений. Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей. Изд.: Весь, 2010 – 464 с.

Петров А.М., Гиниатуллин А.Р. - Нейробиология сна: современный взгляд: Учебное пособие/ Казань: КГМУ, 2012 - 109 с.

Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа/ Пер. с англ. Л.В. Топоровой под редакцией С.М. Черкасова. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.- 288 с.

Совиярви Олли, Халметоя Яакко, Теэму Арина, Биохакинг: Руководство по раскрытию потенциала организма/Альпина Паблишер, 2021 – 552 с.

Грибакин С. Г., Значение сна для развития ребенка. Предпосылки создания «Ночной формулы» / С. Г. Грибакин // Лечащий врач: медицинский научно-практический журнал. - 2010. - N1

Ковальзон В. М., Забытый основатель биохимии и сомнологии/Природа: N 5 (1161) 05.2012

Кузнецова Ю. В. - Место снов и сновидений в культуре Китая. Изд. дом «Среда», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», статья в сборнике трудов конференции, 2021

Лихачев // Наука и инновации: научно-практический журнал / гл. ред. Ж.В. Комарова; учредитель Национальная академия наук Беларуси (Минск).- 22/12/2017. - N12

Трунов Д. Г., Воденикова М.А., Представления о сновидениях: основные модели/Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 1 (9), 2012

Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. - История исследования сновидений: от архаических представлений до современных научных концепций, Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. 420 с.

Аносов Ю.А. и Аносова А.Ю. – Физиология сна. Доклад СНК кафедры неврологии педиатрического факультета РГМУ - URL: https://www.zapolskiy.ru/index.php/2010-07-17-06-59-59?id=66:2010-12-18-08-56-18&catid=11:2010-07-17-06-56-36 (дата обращения: 18.12.2021 г.)

Лазаренко Л., Осознанные сновидения: психофизиология и феноменология: Psychosearch, 03.10.2015. - URL: https://psychosearch.ru/practice/lucid-dreaming/144-osoznannye-snovideniya (дата обращения: 14.12.2021 г.)

Сварник О. – Что такое сновидения и почему мы их видим//Постнаука, 16.09.2020, - ttps://postnauka.ru/longreads/155695 (дата обращения: 12.12.2021 г.)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Значение сна и сновидений в жизни школьника»

ФИ, класс__________________________________________

Ответы требуют исключительной сосредоточенности на вопросах и максимальной серьезности и честности. Отметьте значком V подходящий ответ.

  1. Соблюдаете ли Вы правильный режим ночного сна (засыпание с 21 до 24 часов и пробуждение с 7 до 9 часов)? Да, всегда Часто Иногда Никогда

  2. Достаточно ли Вам отводимого Вами времени на ночной сон, чтобы ощущать себя отдохнувшим, бодрым, жизнерадостным? Да Нет

  3. Влияют ли избыток или недостаток сна (если они есть или иногда случаются) на Ваше самочувствие, настроение, успеваемость в школе? Да Нет

  4. К каким наукам Вы склонны (точным, гуманитарным) или к искусству (музыка, живопись)? Ваши отметки в школе по соответствующим предметам станут подсказкой. Гуманитарий Творческая натура Всесторонне одарён Математик

  5. Снятся ли Вам (по Вашему мнению) сновидения? Всегда Часто Иногда Никогда

  6. Ваши сновидения чаще наполнены сюжетами и образами, отражающими впечатления от прошедшего дня, недели, месяца или далекого прошлого?

Всегда Часто Иногда Никогда

  1. Какие сновидения Вам снятся?

Тип сновидения

Часто

Иногда

Никогда

Фантастические, сказочные, добрые

     

О реальных событиях

     

Вещие (сновидения, предсказывающие предстоящие события)

     

Остросюжетные, с напряженной ситуацией, преодолением каких-то препятствий

     

Другое

     
  1. Насыщенны ли Ваши сновидения цветовой палитрой и ощущениями (запахами, ароматами, вкусами, звуками)?

Ощущение

Часто

Иногда

Никогда

Ароматы, запахи

     

Вкус

     

Звуки

     

Осязание

     

Насыщенная цветовая палитра

     

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диаграмма: Соблюдение режима сна школьниками

 

Рис. 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 1: Зависимость содержания сновидений от наклонностей интеллекта

Наклонности

интеллекта

Число

Уче -

ников

Цветные

сны

Разные

Сюже -ты

Ощущения

Звук

Осяза -ние

Запах

Вкус

Математик

3

3

3

3

3

1

1

Гуманитарий

12

4

6

10

5

0

1

Творческий

7

3

2

7

5

1

0

Всесторонне

развит

3

3

2

3

2

2

2

Таблица 2: Частота сновидений и сновидения как отпечаток прошлого

Наклонности интеллекта

Число уче -

ников

Частота сновидений

Сновидения – отпечаток

прошлого

   

Всегда

Иногда

Никогда

Часто

Иногда

Никог-да

Математик

3

3

0

0

0

0

3

Гуманитарий

12

6

4

2

2

6

3

Творческий

7

3

4

0

1

3

2

Всесторонне развит

3

3

0

0

0

0

3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Буклет «Сон и сновидение»

 

Рис. 1. Обложка свёрнутого буклета

 

Рис. 3. Внутренняя часть развёрнутого буклета

1 Леви-Брюль Л. - Первобытный менталитет - СПб.: «Европейский Дом», 2002.- 400 с., С. 76

2 Там же, С. 220

3 Мосс, Роберт - Тайная история сновидений. Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей. Изд.: Весь, 2010, С. 17

4Кузнецова Ю. В. - Место снов и сновидений в культуре Китая. Изд. дом «Среда», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», статья в сборнике трудов конференции, 2021, С. 2

5 Александр Борбели Тайна сна, С. 4

6 Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. – история исследования сновидений: от архаических представлений до современных научных концепций, Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. 420, С. 58

7 Такой анализ в своей работе приводят Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. – История исследования сновидений: от архаических представлений до современных научных концепций, Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. 420, С. 62-66

8 Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. – История исследования сновидений: от архаических представлений до современных научных концепций, Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. 420, С. 66

9 Лазаренко Л., Осознанные сновидения: психофизиология и феноменология: Psychosearch, 03.10.2015. - URL: https://psychosearch.ru/practice/lucid-dreaming/144-osoznannye-snovideniya (дата обращения: 14.12.2021 г.)

10 Нейробиология сна: современный взгляд: Учебное пособие / Петров А.М.,

Гиниатуллин А.Р. – Казань: КГМУ, 2012 – 109 с, С. 4

11 Аносов Ю.А. и Аносова А.Ю. – Физиология сна. Доклад СНК кафедры неврологии педиатрического факультета РГМУ: Русская остеопатическая ассоциация - URL: https://www.zapolskiy.ru/index.php/2010-07-17-06-59-59?id=66:2010-12-18-08-56-18&catid=11:2010-07-17-06-56-36 (дата обращения: 18.12.2021 г.)

12 Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа/ Пер. с англ. Л.В. Топоровой под редакцией С.М. Черкасова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.- 288с., С. 182-183

13 Трунов Д. Г., Воденикова М.А., Представления о сновидениях: основные модели/Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 1 (9), 2012 – С. 64

14 О. Сварник – Что такое сновидения и почему мы их видим//Постнаука, 16.09.2020, - ttps://postnauka.ru/longreads/155695 (дата обращения: 12.12.2021 г.)

15 Молодцов А., Сновидения. В поисках смысла: Издательские решения, 2020 – С. 20

16 Мосс, Роберт - Тайная история сновидений. Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей. Изд.: Весь, 2010, С. 9

17 Аносов Ю.А. и Аносова А.Ю. – Физиология сна. Доклад СНК кафедры неврологии педиатрического факультета РГМУ: Русская остеопатическая ассоциация - URL: https://www.zapolskiy.ru/index.php/2010-07-17-06-59-59?id=66:2010-12-18-08-56-18&catid=11:2010-07-17-06-56-36 (дата обращения: 18.12.2021 г.)

18 Ковальзон В. М., Забытый основатель биохимии и сомнологии/Природа:N. 5 (1161) 05.2012, С. 88

19Аносов Ю.А. и Аносова А.Ю. – Физиология сна. Доклад СНК кафедры неврологии педиатрического факультета РГМУ: Русская остеопатическая ассоциация - URL: https://www.zapolskiy.ru/index.php/2010-07-17-06-59-59?id=66:2010-12-18-08-56-18&catid=11:2010-07-17-06-56-36 (дата обращения: 18.12.2021 г.)

20 Грибакин С. Г., Значение сна для развития ребенка. Предпосылки создания «Ночной формулы» / С. Г. Грибакин // Лечащий врач : медицинский научно-практический журнал. - 2010. - N1. - С. 35-38

21 Совиярви Олли, Халметоя Яакко, Теэму Арина, Биохакинг: Руководство по раскрытию потенциала организма/Альпина Паблишер, 2021, С.23

Просмотров работы: 612