Введение
На протяжении года я исследовала рацион школьников в рамках просветительской деятельности о здоровом образе жизни. Однако на развитие подростка и на его учебную деятельность важнейшим образом влияет и сон.
Для поддержания оптимального здоровья рекомендуется, чтобы подростки (в возрасте 14-17 лет) спали по 8-10 часов в сутки. Общая продолжительность сна должна быть не менее 7 и не более 11 часов [1,2]. Однако практика показывает, что это далеко не так. Подростки с 11 по 17 лет включительно спят гораздо меньше, чем младшие школьники или взрослые. Их средняя продолжительность сна составляет 5-6-7 часов [3]. Регулярное недосыпание сказывается на здоровье. Существуют когнитивные, поведенческие, метаболические и другие нарушения, приводящие, в частности, к ухудшению успеваемости. Кроме того, на то, насколько серьезно “недосып” будет сказываться на ухудшении памяти и внимания, влияет и хронотип ученика. Исследование показывает, что есть поведенческие, эмоциональные и когнитивные различия между людьми, спящими равное количество часов, зависящие от того, являются ли те “жаворонками” или “совами”. [4]
Учитывая вышесказанное, логично предположить, что школьники должны обращать больше внимания на собственный режим и, в частности, на сон. Однако, первый опрос, проведенный в моей школе, показал, что 68% учеников не знают о базовых процессах, происходящих во время сна (Приложение 2).
Но кроме снижения успеваемости, недостаточный сон опасен и тем, что подростки, которые постоянно не высыпаются, более склонны к возникновению трудностей в обучении и развитию психических расстройств: депрессии, страхов, тревоги, суицидальной активности и употребления алкоголя / наркотических средств [5].
Сейчас мой проект очень актуален. Российская Федерация заинтересована в том, чтобы граждане ответственно относились к своему здоровью. Так, с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. действует федеральный проект “Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек” [6].
Объект исследования: хронический недосып школьников и его последствия.
Предмет исследования: режим сна и бодрствования школьника.
Цель исследования: изучить влияние длительности ночного сна на здоровье и успеваемость школьников разных возрастных категорий и привлечь внимание учащихся моей школы к проблеме недостаточности сна.
Задачи исследования:
Изучить научные издания по данной теме.
Провести статистические исследования по выявлению учащихся с дефицитом сна.
Сформулировать рекомендации родителям учеников по улучшению здоровья и успеваемости.
Гипотеза: пренебрежение сном отчасти вызвано неосвещенностью проблем, связанных с нарушениями сна. Просветительская работа поможет учащимся относиться внимательнее к потребностям собственного организма.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ результатов, обобщение и систематизации полученной информации.
Моя работа имеет практическую значимость, потому что приведённые рекомендации специалистов могут помочь подросткам улучшить самочувствие и успеваемость.
Глава 1. Что собой представляет сон, и в чём заключаются негативные последствия его нехватки
1.1. Суточная цикличность, структура и функции сна.
Во сне повышается уровень анаболических процессов и снижается катаболизм. Сон у человека обычно происходит циклически, примерно каждые 24 часа. Эти циклы называются циркадными ритмами. Они переопределяются каждый день, самый важный фактор синхронизации - это уровень освещенности. Уровень концентрации специальных фотозависимых белков зависит от естественного светового цикла.
Сон — особое состояние сознания человека и животных, включающее в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи (при нормальном суточном графике). Появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга.
У здорового человека сон начинается с первой стадии медленного сна (Non-REM-сон), которая длится 5—10 минут. Затем наступает 2-я стадия, которая продолжается около 20 минут. Ещё 30—45 минут приходится на период 3-й и 4-й стадий. После этого спящий снова возвращается во 2-ю стадию медленного сна, после которой возникает первый эпизод быстрого сна, который имеет короткую продолжительность — около 5 минут. Вся эта последовательность называется циклом. Первый цикл имеет длительность 90—100 минут. Затем циклы повторяются, при этом уменьшается доля медленного сна, и постепенно нарастает доля быстрого сна (REM-сон), последний эпизод которого в отдельных случаях может достигать 1 часа. В среднем, при полноценном здоровом сне отмечается пять полных циклов. Последовательность смены стадий и их длительность удобно представлять в виде гипнограммы, которая наглядно отображает структуру сна пациента
Стадии сна
Медленный сон длится 80—90 минут. Наступает сразу после засыпания.
Первая стадия. Альфа-ритм уменьшается, и появляются низкоамплитудные медленные тета-ритмы, по амплитуде равные или превышающие альфа-ритм. Поведение: дремота с полусонными мечтаниями, абсурдными или галлюциногенными мыслями и иногда с гипнагогическими образами (сноподобными галлюцинациями). Мышечная активность снижается, снижается частота дыхания и пульса, замедляется обмен веществ, и понижается температура, глаза могут совершать медленные движения. В этой стадии могут интуитивно появляться идеи, способствующие успешному решению той или иной проблемы или иллюзия существования их. В ЭЭГ могут регистрироваться острые вертексные волны, POSTS, изредка наблюдается гипнагогическая гиперсинхрония. В этой стадии могут отмечаться гипнагогические подёргивания.
Вторая стадия. (неглубокий или лёгкий сон). Дальнейшее снижение тонической мышечной активности. Сердечный ритм замедляется, температура тела снижается, глаза неподвижны. Занимает в целом около 45—55 % общего времени сна. Первый эпизод второй стадии длится около 20 минут. В ЭЭГ доминируют тета-волны, появляются так называемые «сонные веретёна» — сигма-ритм, который представляет собой учащённый альфа-ритм (12—14—20 Гц). С появлением «сонных веретён» происходит отключение сознания; в паузы между веретёнами (а они возникают примерно 2—5 раз в минуту) человека легко разбудить[10]. Эпизодически сонные веретена могут включаться в структуру 3-й и 4-й стадий. Повышаются пороги восприятия.
Третья стадия. Медленный сон. Стадия классифицируется как 3-я, если дельта-колебания (2 Гц) занимают менее 50 % и 4-я стадия — если дельта составляет более 50 %.
Четвёртая стадия. Самый глубокий медленный дельта-сон. Преобладают дельта-колебания (2 Гц). Третью и четвёртую стадии часто объединяют под названием дельта-сна. В это время человека разбудить очень сложно; возникает 80 % сновидений, и именно на этой стадии возможны приступы лунатизма, ночные ужасы, разговоры во сне и энурез у детей. Однако человек почти ничего из этого не помнит.
У здорового человека третья стадия занимает 5—8 %, и четвёртая стадия ещё около 10—15 % общего времени сна. Первые четыре медленноволновые стадии сна в норме занимают 75—80 % всего периода сна. Предполагают, что медленный сон связан с восстановлением энергозатрат. Исследования показали, что именно фаза медленного сна является ключевой для закрепления осознанных «декларативных» воспоминаний [7].
Быстрый сон. Это — пятая стадия сна, она была открыта в 1953 году Клейтманом и его аспирантом Асеринским. Быстрый сон следует за медленным и длится 10—15 минут.
На ЭЭГ наблюдаются быстрые колебания электрической активности, близкие по значению к бета-волнам пилообразной волны. В этот период электрическая активность мозга сходна с состоянием бодрствования. Вместе с тем в этой стадии человек находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса. Однако глазные яблоки очень часто и периодически совершают быстрые движения под сомкнутыми веками. Существует отчётливая связь между БДГ и сновидениями. Если в это время разбудить спящего, то в 90 % случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении.
Электроэнцефалограмма отражает состояние активации и походит скорее на ЭЭГ 1-й стадии сна. Первый эпизод быстрого сна наступает через 70—90 минут от момента засыпания, длится 5—10 минут. По ходу сна длительность последующих эпизодов БДГ-сна нарастает, достигая под утро нескольких десятков минут. У взрослого человека доля REM-фазы составляет около 20—25 % общего времени сна. Фаза быстрого сна от цикла к циклу удлиняется, а глубина сна снижается. Часть прерванного быстрого сна должна восполняться в следующих циклах.
Предполагают, что быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, переработку информации, её обмен между сознанием и подсознанием.
Во время быстрого сна наблюдаются изменения в вегетативной сфере — усиление секреции гормонов надпочечников, усиление мозгового кровотока, изменение частоты сердечных сокращений, различные формы аритмий, подъёмы и падения артериального давления, изменения паттернов дыхания.
Функции сна
Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий [8].
Сон восстанавливает иммунитет, в том числе путём активизации T-лимфоцитов, борющихся с простудными и вирусными заболеваниями [9].
Сон обеспечивает выведение из мозга вредных продуктов жизнедеятельности мозговых клеток. [10] Глимфатическая система наиболее активна в ночной период суток, во время фазы медленного сна.[11]
Есть предположение, что сон позволяет нейронам провести репарацию («ремонт») ДНК, повреждения которых неминуемо накапливаются в ходе функционирования нейронов. [12]
Висцеральная теория сна утверждает, что во сне центральная нервная система занимается анализом и регулировкой работы внутренних органов[13].
1.2. Последствия недостаточности сна у подростков
Повышается риск развития ожирения и хронических заболеваний.
Существует устойчивая эпидемиологическая связь между короткой продолжительностью сна и ожирением. Из интервенционных исследований становится все более ясно, что ограничение сна увеличивает потребление пищи. Есть некоторые данные, подтверждающие гомеостатический механизм, связанный с изменениями в грелине и концентрации лептина, но есть также данные, подтверждающие изменения в гедонистическом контроле потребления пищи. [14] Избыточная масса тела и низкий уровень физической нагрузки предрасполагают к появлению хронических заболеваний — атеросклероза, артериальной гипертензии, сахарного диабета II типа и пр. [15]
Снижается иммунитет.
Недостаток сна отрицательно влияет на клеточный иммунитет и выработку цитокинов, что проявляется повышенной восприимчивостью к инфекциям [16]. При недостаточном сне отмечается более слабый иммунный ответ при вакцинации — у недосыпающих детей в организме синтезируется меньшее количество защитных антител, по сравнению с их регулярно высыпающимися сверстниками [17].
Повышается риск травм.
При недостатке сна у детей и взрослых снижается концентрация внимания, время реакции и оценка реальности. Значительный недостаток сна в этом отношении сопоставим с алкогольным опьянением [18]. И также повышается рискованное поведение, склонность к агрессии и конфликтам [18].
Дети, которые имеют недостаточный сон очень часто падают [19], что создаёт высокий риск возникновения травм. Недосып достоверно повышает вероятность происшествий, например, автомобильных аварий [20].
Снижается успеваемость в школе.
Нерегулярный и некачественный сон негативно влияет на способность к обучению, формирование навыков суждения, креативности и решения задач [21]. Ухудшается усвоение и запоминание приобретённых навыков и новой информации. Каждый раз при обучении активируются определённые области и центры головного мозга. Какие именно — зависит от приобретаемых навыков. Во время сна эти области продолжают работу — обрабатывают поступившую в течение дня информацию. Эффективная переработка способствует запоминанию. В условиях недостатка сна эти области активируются в меньшей степени и, следовательно, менее эффективно перерабатывают новую информацию [21].
Ослабевает эмоциональный контроль.
При недостатке сна отмечается повышение активности префронтальной коры головного мозга. Её повышенная активность сопровождается возникновением сильных и ярких эмоций даже при незначительных стимулах и нарушением их регуляции [20,22].
Повышается риск возникновения психопатологии.
Дети с нарушениями сна очень часто предъявляют жалобы, характерные для расстройств депрессивной сферы — наличие тревоги, повышенной раздражительности, летаргии, низкой самооценки, негативных мыслей [20].
В ряде случаев наличие таких состояний провоцирует употребление алкоголя, наркотиков и проявления девиантного поведения [18].
Выявлена достоверная связь между нарушением сна и частотой возникновения психических расстройств [18]. Кроме того, при таких эмоциональных расстройствах может потребоваться медикаментозная терапия, которая негативно влияет на качество, продолжительность и архитектуру сна.
Возрастает влияние стресса.
Как правило, в семьях, где ребёнок страдает нарушениям сна, остальные члены семьи также не имеют хорошего и качественного сна — родители постоянно отвлекаются на помощь ребёнку, а братья и сёстры не имеют надлежащих условий для сна из-за шума. Таким образом, уровень напряжённости в семье повышается, что провоцирует частые конфликты и вызывает стресс у всех членов семьи и неблагоприятно сказывается на их здоровье [23].
Глава 2. Проблема недостаточности сна среди учеников моей школы
2.1. Анализ первого анкетирования
Чтобы оценить актуальность проблемы недосыпа для учащихся моей школы, я решила провести анонимное анкетирование. В него входили: Опросник оценки качества сна (SATED scale) [24]. Главным образом я проверяла базовую осведомлённость о процессах, протекающих во сне, об их влиянии на работоспособность во время уроков. Также я выявляла учеников, у которых с большой долей вероятности присутствует недостаточность сна. (Приложение №1)
Опрос был проведён среди учащихся 5-11 классов. В нём принимали участие 274 респондента в возрасте от 11 до 18 лет. (Приложение №5)
Результаты анкетирования:
5 класс:
17% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 11% чувствуют, что недосыпают;
60% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 40% хотели бы узнать, 0% не интересуются;
31% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 0% спят очень плохо;
6 класс:
17% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 13% чувствуют, что недосыпают;
52% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 39% хотели бы узнать, 9% не интересуются;
39% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 0% спят очень плохо;
7 класс:
15% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 46% чувствуют, что недосыпают;
39% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 50% хотели бы узнать, 11% не интересуются;
15% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 9% спят очень плохо;
8 класс:
8% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 58% чувствуют, что недосыпают;
17% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 70% хотели бы узнать, 13% не интересуются;
8% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 34% спят очень плохо;
9 класс:
2% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 70% чувствуют, что недосыпают;
13% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 72% хотели бы узнать, 15% не интересуются;
2% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 34% спят очень плохо;
10 класс:
7% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 53% чувствуют, что недосыпают;
43% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 27% хотели бы узнать, 30% не интересуются;
10% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 10% спят очень плохо;
11 класс:
5% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 50% чувствуют, что недосыпают;
30% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 65% хотели бы узнать, 5% не интересуются;
10% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 5% спят очень плохо;
По всем классам:
9% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 48% чувствуют, что недосыпают;
32% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 55% хотели бы узнать, 13% не интересуются;
13% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 18% спят очень плохо;
Из результатов опроса можно сделать следующие выводы. Во-первых, в младших классах (5-6), осознанное отношение ко сну, базовое понимание его значения и самочувствие во время уроков выше на несколько процентных пунктов выше, чем в старших. Это можно связать как с разницей в академических нагрузках, так и с распространением научно-популярных материалов о сне. Но данных недостаточно, чтобы сделать однозначный вывод. Во-вторых, учащихся действительно интересует проблема недосыпа, а значит, моя просветительская деятельность будет для них актуальна.
2.2. Здоровый сон - хорошая привычка.
В рамках недели естествознания (4.12.19 - 11.12.19) я организовала информационный стенд, чтобы пропагандировать среди учащихся необходимость соблюдения режима сна и бодрствования и пользу здорового сна. Кроме того, я разработала буклеты с рекомендациями для распространения (Приложение №4).
2.3. Анализ второго анкетирования
После проведенных мероприятий я провела повторное анкетирование, используя ту же анкету, что и в первый раз. (Приложение №1)
В этот раз в нём поучаствовали 302 респондента в возрасте 11-18 лет.
Результаты анкетирования:
5 класс:
22% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 9% чувствуют, что недосыпают;
100% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 0% хотели бы узнать, 0% не интересуются;
33% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 0% спят очень плохо;
6 класс:
20% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 10% чувствуют, что недосыпают;
89% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 7% хотели бы узнать, 4% не интересуются;
37% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 0% спят очень плохо;
7 класс:
15% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 43% чувствуют, что недосыпают;
93% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 3% хотели бы узнать, 2% не интересуются;
15% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 6% спят очень плохо;
8 класс:
11% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 54% чувствуют, что недосыпают;
61% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 23% хотели бы узнать, 16% не интересуются;
8% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 31% спят очень плохо;
9 класс:
4% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 70% чувствуют, что недосыпают;
72% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 8% хотели бы узнать, 20% не интересуются;
4% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 34% спят очень плохо;
10 класс:
7% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 53% чувствуют, что недосыпают;
100% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 0% хотели бы узнать, 0% не интересуются;
10% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 10% спят очень плохо;
11 класс:
10% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 50% чувствуют, что недосыпают;
100% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 0% хотели бы узнать, 0% не интересуются;
10% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 5% спят очень плохо;
По всем классам:
12% учащихся соблюдают режим сна и бодрствования, 44% чувствуют, что недосыпают;
84% осведомлены о процессах, протекающих во время сна, 8% хотели бы узнать, 8% не интересуются;
15% учащихся, скорее всего, не имеют проблем со сном, 15% спят очень плохо;
Уровень осведомлённости, ожидаемо, вырос. При этом общий уровень учащихся, соблюдающих режим, вырос на 3 процентных пункта, а уровень учеников с заметными проблемами со сном, снизился на 3 процентных пункта. Нельзя однозначно предсказать, закрепятся ли у учащихся приобретенные привычки. Но моя цель, заключающаяся в просвещении, достигнута.
Заключение
Недостаток сна у подростка может привести к нарушению сокращения синапсов на финальном этапе в созревании головного мозга ребёнка. Поэтому подростки, которые постоянно не высыпаются, более склонны к возникновению трудностей в обучении и развитию психических расстройств. Благодаря первому анкетированию я определила, что среди учащихся моей школы могут быть распространены нарушения сна, и в ходе недели естествознания активно привлекала внимание учеников к важности здорового сна.
Таким образом, в ходе исследования я подтвердила свою гипотезу: пренебрежение сном отчасти вызвано неосвещенностью проблем, связанных с нарушениями сна. Просветительская работа помогает учащимся относиться внимательнее к потребностям собственного организма.
Однако у меня нет ресурсов, чтобы объективно оценить, насколько новые привычки повлияют на работоспособность и успеваемость учеников. В моих силах лишь оценить краткосрочные улучшения когнитивных функций, но этот факт не нуждается в дополнительных доказательствах. Успеваемость следует изучать в долгосрочной перспективе, учитывая не только физиологические, но и психологические факторы.
Список литературы
Hirshkowitz M, Whiton K, Albert SM. National Sleep Foundation’s updated sleep duration recommendations: final report. Sleep Health. 2015 Dec;1(4):233-243. doi: 10.1016/j.sleh.2015.10.004.
Hirshkowitz M, Whiton K, Albert SM. National Sleep Foundation’s sleep time duration recommendations: methodology and results summary. Sleep Health. 2015 Mar; 1(1):40-43. doi: 10.1016/j.sleh.2014.12.010.
Carskadon MA. Sleep in adolescents: the perfect storm. Pediatr Clin North Am. 2011;58(3):637–647. doi:10.1016/j.pcl.2011.03.003.
Self-Regulation and Sleep Duration, Sleepiness, and Chronotype in Adolescents. Judith A. Owens, Tracy Dearth-Wesley, Daniel Lewin, Gerard Gioia and Robert C. Whitaker. Pediatrics November 2016, e20161406; DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2016-1406\
Tarokh L, Saletin JM, Carskadon MA. Sleep in adolescence: Physiology, cognition and mental health. Neurosci Biobehav Rev. 2016;70:182–188. doi:10.1016/j.neubiorev.2016.08.008.
https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/zozh
Björn Rasch, Christian Büchel, Steffen Gais, Jan Born. Odor Cues During Slow-Wave Sleep Prompt Declarative Memory Consolidation // Science. 2007. V. 315. P. 1426–1429.
Relearn Faster and Retain Longer. Stéphanie Mazza 1, Emilie Gerbier 2, Marie-Paule Gustin 3 4, Zumrut Kasikci 1,Olivier Koenig 1,Thomas C Toppino 5,Michel Magnin 6 Affiliations expand PMID: 27530500 DOI: 10.1177/0956797616659930
Sleep Health: Reciprocal Regulation of Sleep and Innate Immunity. Michael R Irwin et al. Neuropsychopharmacology. 2017 Jan.
Brainwashing.Maiken Nedergaard, Stephen Goldman. Neuroscience No. 5-6 2016
The Brain's Glymphatic System: Current Controversies. Humberto Mestre et al. Trends Neurosci. 2020 Jul.
D. Zada, I. Bronshtein, T. Lerer-Goldshtein, Y. Garini & L. Appelbaum. Sleep increases chromosome dynamics to enable reduction of accumulating DNA damage in single neurons/NATURE COMMUNICATIONS | (2019)10:895 | DOI https://doi.org/10.1038/s41467-019-08806-w
Пигарев И. Н. Висцеральная теория сна // Журнал высшей нервной деятельности. — 2013. — Т. 63, № 1. — С. 86—104.
St-Onge MP. The Role of Sleep in the Control of Feeding Behavior. In: Watson RR, editor. Modulation of Sleep by Obesity, Diabetes, Age, and Diet. Elsevier; 2015. pp. 11—15.
Loghmanee DA, Cvengros JA. Promoting Healthy Sleep Practices. In: Sheldon SH, Ferber R., Kryger MH, Gozal D, editors. Principles and Practice of Pediatric Sleep Medicine. 2nd ed. Philadelphia, PA: Elsevier Saunders; 2014. pp. 63—66.
Ibarra-Coronado EG, Pantaleón-Martínez AM, Velazquéz-Moctezuma J et al. The Bidirectional Relationship between Sleep and Immunity against Infections. J Immunol Res. 2015; 2015: 678164.Published online 2015 Aug 31. doi: 10.1155/2015/678164.
Prather AA, Hall M, Fury JM et al. Sleep and Antibody Response to Hepatitis B Vaccination. Sleep. 2012; 35(8): 1063–1069. Published online 2012 Aug 1. doi: 10.5665/sleep.1990.
Gruber R, Weiss S, Frappier JY et al. Position Statement on Pediatric Sleep for Psychiatrists. J Can Acad Child Adolesc Psychiatry. 2014; 23(3): 174–195. Published online 2014 Sep 18.
Boto LR, Crispim JN, de Melo IS. Sleep deprivation and accidental fall risk in children. Sleep Med. 2012 Jan;13(1):88-95. doi: 10.1016/j.sleep.2011.04.010.
Mindell JA, Owens JA. Sleep in Infancy, Childhood and Adolescence. In: Mindell JA, Owens JA. A Clinical Guide to Pediatric Sleep: Diagnosis and Management of Sleep Problems in Children and Adolescents. 3rd ed. Wolters Cluwer; 2015. pp. 16—37.
Grigg-Damberger MM. Ontogeny of Sleep and Its Functions in Infancy, Childhood, and Adolescence. In: Nevšímalová S, Bruni O, editors. Sleep Disorders in Children. Springer; 2017. pp. 3—30.
Owens JA. Cognitive and behavioral consequences of sleep disorders in children. UpToDate. 2020.
Typical Sleep across Development and Healthy Sleep Habits. In: Meltzer LJ, Crabtree VM. Pediatric sleep problems: a clinician’s guide to behavioral interventions. 1st ed. American Psychological Association; 2015. pp. 13—30. (21)
Sleep Health: Can We Define It? Does It Matter? Daniel J. Buysse, MD Sleep, Volume 37, Issue 1, January 2014, Pages 9–17, https://doi.org/10.5665/sleep.3298
Приложение №1
Анонимная анкета качества сна
В каком классе ты учишься?
Как ты относишься к собственному сну?
Как к важной части режима дня; стараюсь ложиться в одно и то же время и до 24:00
Не обращаю на это внимание; не думаю, что у меня есть проблемы, связанные с этим
Часто недосыпаю, тяжело просыпаюсь и чувствую себя уставшим весь день; хочу изменить режим
Часто недосыпаю, но не собираюсь ничего менять
Знаешь ли ты о процессах, протекающих во время сна
Да. У меня не было проблем со сном, но мне было интересно/У меня были проблемы со сном, но я с ними справился
Да. У меня по-прежнему проблемы со сном, но я знаю, почему
Нет. Я чувствую себя хорошо, но мне интересно/Я не досыпаю, и мне интересно
Нет. Я чувствую себя хорошо, поэтому мне не интересно/Я недосыпаю, но мне не интересно
Опросник оценки качества сна (SATED scale)
Следующие вопросы касаются Вашего сна в течение прошедшего МЕСЯЦА.
Насколько вы довольны своим сном?
редко бываю доволен/довольна
иногда доволен/довольна
всегда доволен/довольна
Удается ли вам в течение всего дня быть бодрой, не прибегая к кофе или дневному сну?
редко удается
иногда удается
всегда удается
Вы спите между 2 и 4 часами ночи?
редко
иногда
всегда
Ночью вы проводите без сна менее 30 минут? В них включается как время на засыпание, так и минуты, когда вы проснулись посреди ночи и не можете снова уснуть.
редко
иногда
всегда
Вы спите от 6 до 8 часов в сутки?
редко
иногда
всегда
Приложение №2
Отношение ко сну |
Осведомлённость |
SATED scale |
|||||||||
класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
0-3 |
4-8 |
9-10 |
5 (35 чел) |
6 |
25 |
2 |
2 |
5 |
16 |
14 |
0 |
0 |
24 |
11 |
6 (23 чел) |
4 |
16 |
2 |
1 |
3 |
9 |
9 |
2 |
0 |
14 |
9 |
7 (46 чел) |
7 |
18 |
15 |
6 |
3 |
15 |
23 |
5 |
4 |
35 |
7 |
8 (53 чел) |
4 |
18 |
24 |
7 |
2 |
7 |
37 |
7 |
18 |
31 |
4 |
9 (67 чел) |
1 |
19 |
38 |
9 |
1 |
8 |
48 |
11 |
23 |
43 |
1 |
10 (30 чел) |
2 |
12 |
13 |
3 |
2 |
11 |
8 |
9 |
3 |
24 |
3 |
11 (20 чел) |
1 |
9 |
9 |
1 |
1 |
5 |
13 |
1 |
1 |
17 |
2 |
Приложение №3
Отношение ко сну |
Осведомлённость |
SATED scale |
|||||||||
класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
0-3 |
4-8 |
9-10 |
5 (36 чел) |
6 |
25 |
2 |
2 |
5 |
16 |
14 |
0 |
0 |
24 |
11 |
6 (47 чел) |
4 |
16 |
2 |
1 |
3 |
9 |
9 |
2 |
0 |
14 |
9 |
7 (50 чел) |
7 |
18 |
15 |
6 |
3 |
15 |
23 |
5 |
4 |
35 |
7 |
8 (51 чел) |
4 |
18 |
24 |
7 |
2 |
7 |
37 |
7 |
18 |
31 |
4 |
9 (71 чел) |
1 |
19 |
38 |
9 |
1 |
8 |
48 |
11 |
23 |
43 |
1 |
10 (30 чел) |
2 |
12 |
13 |
3 |
2 |
11 |
8 |
9 |
3 |
24 |
3 |
11 (20 чел) |
1 |
9 |
9 |
1 |
1 |
5 |
13 |
1 |
1 |
17 |
2 |