Поэты моего города Создание сборника «Пермь - город на Каме»

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Поэты моего города Создание сборника «Пермь - город на Каме»

Власов К.Р. 1
1МАОУ Лицей №4 город Пермь
Сергеева Н.М. 1
1МАОУ Лицей №4 город Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Литература играет большую роль в жизни человека. Чтение художественной литературы в первую очередь произведений о родном крае - важнейшая предпосылка всесторонне - нравственного развития человека.

Чем больше мы читаем, тем больше узнаем нового. Именно благодаря чтению, вы можете расширить круг общения, научитесь формировать и излагать свои мысли, а главное применять полученную базу знаний в реальной жизни.

Цель моего проекта популяризация творчества поэтов Пермского края, формирование нравственных основ школьников посредством созданного сборника «Пермь - город на Каме».

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  1. Изучить информацию о творчестве поэтов Пермского края.

  2. Выбрать и систематизировать материал для создания сборника.

  3. Проанализировать выбранные стихотворения.

  4. Подготовить материал и записать видео и аудио сборник.

  5. На основе выбранных материалов подготовить сборник.

Когда цели и задачи работы определены, можно сформулировать следующую гипотезу: если создать интересный и познавательный сборник «О родном городе», можно привлечь и заинтересовать, как можно большее количество людей.

Продукт исследования: разработанный и созданный мной видео, аудио и печатный сборник «Пермь - город на Каме».

Актуальность работы – популяризация творчества пермских поэтов обогащение литературной и художественной сокровищницы школьников, жителей города и края.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке сборника «Пермь - город на Каме» в аудио, видео и печатном формате, который можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении внеклассных мероприятий.

  1. Теоретическая часть

    1. Актуальность выбранной темы

Книги – корабли мысли, которые странствуют по волнам времени и бережно несут свой драгоценный груз от поколения к поколению»

Френсис Бекон

Не секрет, что читаем мы сегодня намного меньше, а некоторые из нас не читают вообще. И не потому, что интересных книг стало меньше (у каждого, наверняка, есть стопка книг, отложенных для прочтения) — просто время изменилось.  Но не нужно забывать, что человек, становится человеком разумным благодаря литературе.

Книги побуждают думать, воспитывают нравственные ценности, развивают фантазию. Чтение – трудный процесс, требующий воли, разума, памяти читателя. Итогом такого важного процесса считается обогащение личности человека.

Жизнь любого населенного пункта похожа на жизнь отдельного человека: это как его биография. Есть она и у нашего города Перми, она складывается из жизненного опыта людей, немало сделавших для его процветания. Среди них и художники слова - поэты, творчество которых пронизано любовью к родине, к землякам, ко всему, что их окружало, в чем они черпали свое вдохновение.  

Для поэтов, стихи – голос души, они передают ее состояние. Сила творчества возвышает их над нами, помогает разобраться в себе и окружающих людях. Они прививают любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогают ощутить и осознать связь литературы с жизнью, расширяют и обогащают знания о родных местах.

Никто не может сказать о поэте лучше, чем его стихи. Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям. На уроках литературного чтения мы изучаем и подробно знакомимся с творчеством многих поэтов и писателей. Но несправедливо обделяем вниманием Пермских поэтов. Возникла потребность познакомиться и с их творчеством.

Мой проект в первую очередь предназначен для школьников. Ожидаемыми результатами являются: пробуждение интереса у ребят к истории родного края, района и, как следствие, к художественным книгам пермских писателей.

Особое внимание необходимо уделить возможности использования современных информационных технологий для сохранения культурно-исторического и литературного наследия писателей. Из-за дефицита времени, многие не могут позволить себе читать книги, изучать творчество писателей, читать произведения. Видеоролики, сделанные нами, помогут решить эту проблему и даст возможность ребятам прикоснуться к творчеству писателей родного края.

Видеоролики воспринимаются более интереснее. Простое видео в три минуты может донести до зрителя уйму информации. Для усвоения этой же информации могли бы понадобиться часы чтения.

Главная причина колоссального успеха видео – в устройстве мозга людей. Понять смысл изображения можно всего за десять секунд – это все равно, что прочесть двести слов. Из видео среднестатистический человек запоминают около 80% информации, из текста – 20% и всего 10% поступающей информации запоминается на слух. Кстати, более 70% воспринимается именно зрительно.

Это позволяет ученикам существенно повысить эффективность обучения – снижается время усвоения материала, и увеличивается запоминаемость.
Современный молодежь мало проинформирован с творчеством и литературой писателей – земляков. Проблемой является снижение популярности и престижа литературы родного края среди школьников. Я считаю, что просто необходимо пропагандировать их творчество, что бы молодое поколение знало и конечно не забывало о них.

1.2. Проработка и выбор теоретического материала,

включенного в сборник

Для любого сборника очень важна концепция - основа. Это тот материал, что мы хотим донести до пользователя. В основе моего сборника будут стихи пермских писателей «творивших» в ХХ веке. В этот период преображалась жизнь, начали меняться художественные ориентиры, обновились литературные приемы, стала развиваться русская поэзия. Начало двадцатого века называют периодом «Серебряного века».

Для сборника я принял решение структурировать материал и разделил его на пять блоков, по авторам стихов.

1. Биографию и особенности творчества Владимира Ильича Радкевича более подробно можно рассмотреть в Приложении 1.

2. Жизнь и особенности поэзии Алексея Леонидовича Решетова представлены в Приложении 2

3. Биография и художественное наследие Алексея Леонидовича Домнина отражено и описано в Приложении 3

4. Жизнеописание Бориса Валентиновича Ширшова более подробно можно рассмотреть в Приложении 4.

5. Биография Владислава Леонидовича Занадворова представлена в Приложении 5.

2. Практическая часть

    1. Создание аудиокниги и видеокниги

Перед началом создания видеокниги я для себя выделил следующие важные аспекты, которые нужно учесть:

Во – первых, выбрал оптимальную длину видео. Она не будет превышать три минуты. Поскольку, зрителю будет сложно удерживать концентрацию дольше трех минут. 

Во – вторых, для того чтобы видео было предельно насыщенным я решил использовать разнообразные кадры с фотографиями и видами города Перми. Они будут последовательно размещены после текста.

В – третьих, во время записи я буду вести учет хронометража, очень важного показателя при создании видео.

В – четвертых, написал и подготовил предисловие к своей книге, ведь предисловие настраивает на определенный лад восприятия книги, кратко дает понять, о чем пойдет речь.

В - пятых, создал план - сценарий своей работы.

Учитывая вышеперечисленные принципы выбрал и подготовил по одному более значимому и яркому стихотворению авторов, включенных в сборник (приложения 1 - 6). Записал аудиозапись в формате МР3.

Когда все основные моменты создания видеокниги учтены, приступаю непосредственно к монтажу видеокниги. С помощью специального видео редактора «загружаю» собранный материал. Первоочередное - это конечно выбранные стихи Пермских поэтов, далее к выбранным стиха подбираю картинку (фото) для насыщенности и привлекательности видеокниги. Выделяю заголовок, так как именно заголовок первым привлекает внимание зрителя. Использую яркий шрифт в первом кадре своего видео, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес у людей.

В результате записи и монтажа у меня получился видео и аудио сборник.

Для просмотра я разместил аудио сборник его можно послушать, пройдя по следующей ссылке:

h ttps://disk.yandex.ru/d/734lLb7U66jkFg

Далее разместил видео сборник, его ток же можно посмотреть, пройдя по ссылке ниже либо с помощью QR - кода

https://disk.yandex.ru/i/IQFZ0uNx5pQWpg

2.2. Разработка печатного сборника

Я разработал печатный сборник, в которой будут входить стихи Пермских писателей (Приложение 1-5).

Для начала я подобрал и определил перечень и количество стихотворений, которые будут включены в сборник. После этого отобранные стихи я ещё раз просмотрел и отредактировал. Все стихи разбил на отдельные блоки, по авторам:

Первыми будут опубликованы стихи Владимир Ильича Радкевича;

Вторыми, стихи Алексея Леонидовича Решетова;

Третий блок стихов, это стихи Алексея Михайловича Домнина;

Четвертый, Бориса Валентиновича Ширшова; И пятый, Владислава Леонидовича Занадворова.

Перед публикацией данных блоков я принял решение напечатать небольшие биографические справки о каждом авторе. Ведь биография автора имеет немаловажное значение. Благодаря ей читатель будет иметь представление, в каком возрасте написано то или иное стихотворение, а самое главное можно понять, насколько оно отвлечено или, наоборот, приближено к реальным будням автора.

После этого у меня возник Вопрос?

Как публиковать стихи – одно на странице или подряд (прямым текстом)?  Посмотрел множество сборников различных поэтов и предположил, что конечно выигрышнее стихотворение смотрится - по одному на странице. В результате чего у меня получился поэтический ряд – последовательность стихотворений которые будут напечатаны.

В конце каждого стихотворения будет проставлена дата. Во-первых, она является четким маркером конца текста, а во-вторых, позволит представить то время, когда было написано стихотворение.

Далее подготовил содержание сборника, оно будет расположено в конце в традиционном постраничном формате. В начале сборника будет опубликовано предисловие ведь – это очень важная часть книги, которая помогает читателю понять глубинное значение сборника.

Важно учесть, что количество страниц в сборнике должно быть кратно четырём. Это особенности полиграфической техники.

Оформление сборника я начал конечно же с обложки, ведь именно обложка книги является первым впечатлением, которое она производит на читателя. И именно этот первый визуальный контакт может сыграть решающую роль в выборе книги. Благодаря красочной и привлекательной обложке, книга может привлечь внимание читателя, вызвать у него желание взять ее в руки и почитать. Поэтому обложка будет тематической, на ней будет фотография города Перми.

Далее по оформлению сборника у меня возник следующий вопрос: нужны ли стихотворениям какое – либо оформление или иллюстрации? Как мне кажется, в большинстве случаев это лишнее. Яркие орнаменты и картинки могут заслонить стихотворение, отвлечь от него внимание читателя. По той же причине я не стал злоупотреблять шрифтом. Все стихотворения будут напечатаны обычным прописным текстом в формате Times New Roman, будет лишь небольшое отличие в размере для лаконичности текста.

Заключение.

Выбранная мною тема проекта не только актуальна, но и интересна и практически значима, ведь этот проект создан с целью популяризации творчества пермских писателей, формирования нравственных основ школьников посредством книг писателей-пермяков. Так же очень важна и пропаганда чтения через создание видео и аудио сборников по творчеству пермских поэтов и их показа. Ведь видеоролики воспринимаются легче, чем простое слово.

Благодаря проекту я узнал о биографии и творчестве пермских поэтов. Я считаю, что, читая и просматривая сборник писателей, которые пишут именно о красоте, богатстве и разнообразии родной природы возникает любовь и гордость к малой Родине. Ведь любовь к Родине естественна для любого человека.

В итоге проекта мне удалось разработать и создать такой литературный сборник, который можно использовать в учебных и познавательных целях он будет интересен для людей любого возраста, будь то дошкольник, школьник, выпускник, или другой взрослый человек.

Продукт моего проекта:

Я хочу закончить свою работу строчками Самуила Яковлевича Маршака:

«Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели...».

Cписок используемых источников и литературы.

  1. Машковцев В.И. «Поэты Урала», Екатеринбург, 1976;

  2. Радкевич В.И. «Камский мост», Пермь, 1981;

  3. Решетов А.Л. «Собрание сочинений», Екатеринбург 1987;

  4. Ширшов Б.В. «Осенняя баллада», 1973;

  5. https://www.livelib.ru/author/453590-aleksej-domnin;

  6. https://100.psu.ru/vladislav-leonidovich-br-zanadvorov-br-1914-1942/;

  7. https://godliteratury.ru/articles/2019/10/06/zanadvorov-vladislav-15-sentyabrya;

  8. https://uraloved.ru/stihi-reshetova;

  9. https://omiliya.org/article/aleksei-reshetov-stikhi-iz-knigi-chasha.html;

  10. https://www.rulit.me/authors/reshetov-aleksej-leonidovich;

  11. https://www.pkdb.ru/kraevedenie/4960-2018-07-05-11-25-49.html;

  12. https://www.livelib.ru/author/598304/top-boris-shirshov;

  13. https://www.rulit.me/authors/shirshov-boris-valentinovich;

  14. https://stihi.ru/2021/12/17/6950;

  15. https://chaik-library.ru/kraevedenie/literaturnaya-karta-goroda/biografiya-i-tvorchestvo.

Приложение 1

Радкевич Владимир Ильич

Поэт и журналист родился Владимир Ильич в г. Белый Смоленской обл. В 1929 г. вместе с родителями – учителями переехал в г. Ржев. В октябре 1941 г. был вместе с матерью эвакуирован в Башкирию, где закончил среднюю школу. Затем уехал в г. Пермь, поступил на историко-филологический факультет Пермского университета, который окончил в 1949 г.

После окончания университета работал инспектором областного отдела культуры, заведующим сельским клубом, литсотрудником в газетах («Лесник Прикамья», «Молодая гвардия»), корреспондентом Пермского радиокомитета.

Печататься начал в 1947 г. Первый сборник стихов вышел в 1951 г. Член Союза писателей (с 1959 г.). В. Радкевич известен как певец Урала – автор большого количества стихов, посвященных современности и истории края. «Почти все, о чем он пишет, Радкевич как бы соотносит со своим Уралом, – отмечает Николай Старшинов, – важнейшие нравственные ценности имеют у него уральскую марку. Уральское мужество, уральское трудолюбие, уральское гостеприимство, уральская нежность…». В. Радкевич является также переводчиком стихов башкирских, коми-пермяцких, латышских поэтов и автором эпиграмм.

Владимира Ильича награжден медалью "Ветеран труда", "Заслуженный работник культуры РСФСР". К 60-летию он был удостоен ордена Дружбы народов. Через полтора месяца после юбилея, 7 июня 1987 года, поэта не стало. Он похоронен на Южном кладбище.

Приложение 2

Решетов Алексей Леонидович

А лексей Леонидович Решетов — российский лирический поэт и писатель. Малая Березниковская энциклопедия называет его лучшим лирическим поэтом России. Алексей Леонидович Решетов родился в Хабаровске 3 апреля 1937 года в семье журналистов. В 1937 году его родители были репрессированы.

В 1943 г. переехал с бабушкой и братом к матери в Боровск, в 1947 – в Березники.

В 1952 окончил школу-семилетку и поступил в Березниковский горно-химический техникум на специальность «Электромеханика», который окончил в 1956 г., получив специальность горного электромеханика, и много лет работал на калийном комбинате. Работал очеркистом в газете «Березниковский рабочий». В 1955 в газете «Березниковский рабочий» - первые стихи. В 1960 и 1964 вышли первые книги стихов «Нежность» и «Белый лист». В 1965 принят в Союз писателей. В 1982 Решеов переехал в Пермь и начал работать литконсультантом при Пермском отделении Союза писателей. Лауреат премии Пермской области в сфере культуры и искусства за книгу «Иная речь». Заслуженный работник культуры РФ. В 1995 переехал в Екатеринбург, где и умер 29 сентября 2002 г.

С 1997 в Березниках проходит первый фестиваль «Решетовские встречи». Поэт получил звание «Почетного гражданина города Березники» В 2002 удостаивается премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства».

3 апреля 2005 г. состоялось открытие памятника Алексею Решетову (скульптор Ю. Устинов). Именем А. Решетова названа площадь в г. Березники.

Приложение 3

Домнин Алексей Михайлович

Алексей Михайлович Домнин- писатель, журналист, переводчик. Автор ряда поэтических сборников, произведений для детей; переводил на русский язык стихи поэтов народов СССР, фольклорные произведения народностей Севера. Алексей Михайлович родился в Пензе 24 октября 1928 года. В 1934 году семья шестилетнего Алексея переезжает в Пермь. В 1946 окончил школу.

В 1951 окончил историко-филологический факультет Пермского государственного университета. Читал студентам ПГУ факультативный курс, посвященный «Слову о полку Игореве». Алексей Михайлович проявлял живой интерес к истории и культуре Древней Руси. В качестве своей дипломной работы выбрал «Слово о полку Игореве» – произведение, над которым он трудился буквально до последних дней своей жизни.

Параллельно с учебой в университете Алексей Михайлович начал сотрудничать с газетами и журналами «Молодая гвардия», «Сельская молодежь», «Урал» и «Уральский следопыт», а также с радио и книжными издательствами. Изучал и переводил фольклор коми-пермяцкого народа. Именно благодаря ему с наследием коми-пермяков смогли познакомиться русскоговорящие дети и взрослые. Активно участвовал в деятельности Союза писателей, куда был принят в 1967 году. Алексей Домнин скончался 12 июля 1982 года.

Имя А. М. Домнина в 1997 г. присвоено новой улице г. Перми в районе Камской ГЭС. Похоронен поэт на Южном кладбище, на могиле был установлен бюст работы скульптора Р. Б. Веденеева.

Приложение 4

Ширшов Борис Валентинович

Борис Валентинович Ширшов родился на Артемовском прииске Иркутской области 24 июня 1923 года в рабочей семье, которая вскоре переехала на Урал. В 1939 г. окончил семилетку в г. Перми, работал в областных газетах. Окончил военное училище в 1942 г. Воевал под Сталинградом командиром пулеметного взвода. Был тяжело ранен. Награжден пятью медалями, в том числе, и самой почетной у солдат – медалью «За отвагу». После госпиталя и демобилизации работал во фронтовом агиттеатре, сотрудничал с газетами города Перми.

С 1957 года Борис Валентинович Ширшов являлся членом союза писателей. Первые стихи его были напечатаны в уральской областной пионерской газете «Всходы коммуны» в 1933 году, когда ему было десять лет. Первая его книжная публикация – в 15 лет, в сборнике «Творчество пионеров и школьников города Перми». «Флотская пуговица» – первая книжка прозы Бориса Валентиновича Ширшова выпущена в 1963году.

Борис Валентинович прожил всего пятьдесят два года (его не стало 8 ноября 1975 года), но успел очень многое. Два десятка книг, множество газетных и журнальных публикаций. Тематика его поэзии широка и многогранна. Немало вдохновлённых строк Ширшов посвятил родной природе Пермского края. Значительное место в его творчестве занимают исторически-балладные стихи. Борис Ширшов написал несколько книжек стихов для детей. Наиболее известна из них «Сто загадок».

Приложение 5

Занадворов Владислав Леонидович

Родился 15 сентября 1914 г. в г. Перми (ныне Молотов) в семье инженера-строителя Леонида Петровича и учительницы Екатерины Павловны.

К шестнадцати годам изъездил весь Урал и Западную Сибирь.

С 1930 года начал работать в геологических партиях и экспедициях. «Это были, — писал Владислав Леонидович в автобиографии, — годы первой пятилетки, когда нас, подростков, властно влекла к себе жизнь, и нам, конечно, не сиделось дома.

Потрепанные учебники были закинуты в угол, на ноги обуты походные сапоги, и ветер скитаний обжигал щеки».

В 1935 году поступил на геологический факультет Свердловского университета, затем перевелся в Пермь. Окончил Пермский университет с отличием и правом поступления в аспирантуру при Геологической академии, но продолжил работать геологом-практиком, перебрался в город Верх-Нейвинск.

В 1942 году был призван в армию, окончил курсы подготовки офицерского состава и участвовал в боях под Сталинградом.

28 ноября 1942 года командир огнемётного взвода младший лейтенант Владислав Леонидович Занадворов погиб в бою.

Первые стихи 3анодворова были напечатаны в 1932 году.

В 1936 году в Свердловске была издана его повесть «Медная гора», в 1941 году в Молотове — первый сборник стихов «Простор».

Просмотров работы: 54