Введение
Литература играет большую роль в жизни человека. Чтение художественной литературы в первую очередь произведений о родном крае - важнейшая предпосылка всесторонне - нравственного развития человека.
Чем больше мы читаем, тем больше узнаем нового. Именно благодаря чтению, вы можете расширить круг общения, научитесь формировать и излагать свои мысли, а главное применять полученную базу знаний в реальной жизни.
Цель моего проекта популяризация творчества поэтов Пермского края, формирование нравственных основ школьников посредством созданного сборника «Пермь - город на Каме».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Изучить информацию о творчестве поэтов Пермского края.
Выбрать и систематизировать материал для создания сборника.
Проанализировать выбранные стихотворения.
Подготовить материал и записать видео и аудио сборник.
На основе выбранных материалов подготовить сборник.
Когда цели и задачи работы определены, можно сформулировать следующую гипотезу: если создать интересный и познавательный сборник «О родном городе», можно привлечь и заинтересовать, как можно большее количество людей.
Продукт исследования: разработанный и созданный мной видео, аудио и печатный сборник «Пермь - город на Каме».
Актуальность работы – популяризация творчества пермских поэтов обогащение литературной и художественной сокровищницы школьников, жителей города и края.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке сборника «Пермь - город на Каме» в аудио, видео и печатном формате, который можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении внеклассных мероприятий.
Теоретическая часть
Актуальность выбранной темы
Книги – корабли мысли, которые странствуют по волнам времени и бережно несут свой драгоценный груз от поколения к поколению»
Френсис Бекон
Не секрет, что читаем мы сегодня намного меньше, а некоторые из нас не читают вообще. И не потому, что интересных книг стало меньше (у каждого, наверняка, есть стопка книг, отложенных для прочтения) — просто время изменилось. Но не нужно забывать, что человек, становится человеком разумным благодаря литературе.
Книги побуждают думать, воспитывают нравственные ценности, развивают фантазию. Чтение – трудный процесс, требующий воли, разума, памяти читателя. Итогом такого важного процесса считается обогащение личности человека.
Жизнь любого населенного пункта похожа на жизнь отдельного человека: это как его биография. Есть она и у нашего города Перми, она складывается из жизненного опыта людей, немало сделавших для его процветания. Среди них и художники слова - поэты, творчество которых пронизано любовью к родине, к землякам, ко всему, что их окружало, в чем они черпали свое вдохновение.
Для поэтов, стихи – голос души, они передают ее состояние. Сила творчества возвышает их над нами, помогает разобраться в себе и окружающих людях. Они прививают любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогают ощутить и осознать связь литературы с жизнью, расширяют и обогащают знания о родных местах.
Никто не может сказать о поэте лучше, чем его стихи. Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям. На уроках литературного чтения мы изучаем и подробно знакомимся с творчеством многих поэтов и писателей. Но несправедливо обделяем вниманием Пермских поэтов. Возникла потребность познакомиться и с их творчеством.
Мой проект в первую очередь предназначен для школьников. Ожидаемыми результатами являются: пробуждение интереса у ребят к истории родного края, района и, как следствие, к художественным книгам пермских писателей.
Особое внимание необходимо уделить возможности использования современных информационных технологий для сохранения культурно-исторического и литературного наследия писателей. Из-за дефицита времени, многие не могут позволить себе читать книги, изучать творчество писателей, читать произведения. Видеоролики, сделанные нами, помогут решить эту проблему и даст возможность ребятам прикоснуться к творчеству писателей родного края.
Видеоролики воспринимаются более интереснее. Простое видео в три минуты может донести до зрителя уйму информации. Для усвоения этой же информации могли бы понадобиться часы чтения.
Главная причина колоссального успеха видео – в устройстве мозга людей. Понять смысл изображения можно всего за десять секунд – это все равно, что прочесть двести слов. Из видео среднестатистический человек запоминают около 80% информации, из текста – 20% и всего 10% поступающей информации запоминается на слух. Кстати, более 70% воспринимается именно зрительно.
Это позволяет ученикам существенно повысить эффективность обучения – снижается время усвоения материала, и увеличивается запоминаемость.
Современный молодежь мало проинформирован с творчеством и литературой писателей – земляков. Проблемой является снижение популярности и престижа литературы родного края среди школьников. Я считаю, что просто необходимо пропагандировать их творчество, что бы молодое поколение знало и конечно не забывало о них.
1.2. Проработка и выбор теоретического материала,
включенного в сборник
Для любого сборника очень важна концепция - основа. Это тот материал, что мы хотим донести до пользователя. В основе моего сборника будут стихи пермских писателей «творивших» в ХХ веке. В этот период преображалась жизнь, начали меняться художественные ориентиры, обновились литературные приемы, стала развиваться русская поэзия. Начало двадцатого века называют периодом «Серебряного века».
Для сборника я принял решение структурировать материал и разделил его на пять блоков, по авторам стихов.
1. Биографию и особенности творчества Владимира Ильича Радкевича более подробно можно рассмотреть в Приложении 1.
2. Жизнь и особенности поэзии Алексея Леонидовича Решетова представлены в Приложении 2
3. Биография и художественное наследие Алексея Леонидовича Домнина отражено и описано в Приложении 3
4. Жизнеописание Бориса Валентиновича Ширшова более подробно можно рассмотреть в Приложении 4.
5. Биография Владислава Леонидовича Занадворова представлена в Приложении 5.
2. Практическая часть
Создание аудиокниги и видеокниги
Перед началом создания видеокниги я для себя выделил следующие важные аспекты, которые нужно учесть:
Во – первых, выбрал оптимальную длину видео. Она не будет превышать три минуты. Поскольку, зрителю будет сложно удерживать концентрацию дольше трех минут.
Во – вторых, для того чтобы видео было предельно насыщенным я решил использовать разнообразные кадры с фотографиями и видами города Перми. Они будут последовательно размещены после текста.
В – третьих, во время записи я буду вести учет хронометража, очень важного показателя при создании видео.
В – четвертых, написал и подготовил предисловие к своей книге, ведь предисловие настраивает на определенный лад восприятия книги, кратко дает понять, о чем пойдет речь.
В - пятых, создал план - сценарий своей работы.
Учитывая вышеперечисленные принципы выбрал и подготовил по одному более значимому и яркому стихотворению авторов, включенных в сборник (приложения 1 - 6). Записал аудиозапись в формате МР3.
Когда все основные моменты создания видеокниги учтены, приступаю непосредственно к монтажу видеокниги. С помощью специального видео редактора «загружаю» собранный материал. Первоочередное - это конечно выбранные стихи Пермских поэтов, далее к выбранным стиха подбираю картинку (фото) для насыщенности и привлекательности видеокниги. Выделяю заголовок, так как именно заголовок первым привлекает внимание зрителя. Использую яркий шрифт в первом кадре своего видео, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес у людей.
В результате записи и монтажа у меня получился видео и аудио сборник.
Для просмотра я разместил аудио сборник его можно послушать, пройдя по следующей ссылке:
h ttps://disk.yandex.ru/d/734lLb7U66jkFg
Далее разместил видео сборник, его ток же можно посмотреть, пройдя по ссылке ниже либо с помощью QR - кода
https://disk.yandex.ru/i/IQFZ0uNx5pQWpg
2.2. Разработка печатного сборника
Я разработал печатный сборник, в которой будут входить стихи Пермских писателей (Приложение 1-5).
Для начала я подобрал и определил перечень и количество стихотворений, которые будут включены в сборник. После этого отобранные стихи я ещё раз просмотрел и отредактировал. Все стихи разбил на отдельные блоки, по авторам:
Первыми будут опубликованы стихи Владимир Ильича Радкевича;
Вторыми, стихи Алексея Леонидовича Решетова;
Третий блок стихов, это стихи Алексея Михайловича Домнина;
Четвертый, Бориса Валентиновича Ширшова; И пятый, Владислава Леонидовича Занадворова.
Перед публикацией данных блоков я принял решение напечатать небольшие биографические справки о каждом авторе. Ведь биография автора имеет немаловажное значение. Благодаря ей читатель будет иметь представление, в каком возрасте написано то или иное стихотворение, а самое главное можно понять, насколько оно отвлечено или, наоборот, приближено к реальным будням автора.
После этого у меня возник Вопрос?
Как публиковать стихи – одно на странице или подряд (прямым текстом)? Посмотрел множество сборников различных поэтов и предположил, что конечно выигрышнее стихотворение смотрится - по одному на странице. В результате чего у меня получился поэтический ряд – последовательность стихотворений которые будут напечатаны.
В конце каждого стихотворения будет проставлена дата. Во-первых, она является четким маркером конца текста, а во-вторых, позволит представить то время, когда было написано стихотворение.
Далее подготовил содержание сборника, оно будет расположено в конце в традиционном постраничном формате. В начале сборника будет опубликовано предисловие ведь – это очень важная часть книги, которая помогает читателю понять глубинное значение сборника.
Важно учесть, что количество страниц в сборнике должно быть кратно четырём. Это особенности полиграфической техники.
Оформление сборника я начал конечно же с обложки, ведь именно обложка книги является первым впечатлением, которое она производит на читателя. И именно этот первый визуальный контакт может сыграть решающую роль в выборе книги. Благодаря красочной и привлекательной обложке, книга может привлечь внимание читателя, вызвать у него желание взять ее в руки и почитать. Поэтому обложка будет тематической, на ней будет фотография города Перми.
Далее по оформлению сборника у меня возник следующий вопрос: нужны ли стихотворениям какое – либо оформление или иллюстрации? Как мне кажется, в большинстве случаев это лишнее. Яркие орнаменты и картинки могут заслонить стихотворение, отвлечь от него внимание читателя. По той же причине я не стал злоупотреблять шрифтом. Все стихотворения будут напечатаны обычным прописным текстом в формате Times New Roman, будет лишь небольшое отличие в размере для лаконичности текста.
Заключение.
Выбранная мною тема проекта не только актуальна, но и интересна и практически значима, ведь этот проект создан с целью популяризации творчества пермских писателей, формирования нравственных основ школьников посредством книг писателей-пермяков. Так же очень важна и пропаганда чтения через создание видео и аудио сборников по творчеству пермских поэтов и их показа. Ведь видеоролики воспринимаются легче, чем простое слово.
Благодаря проекту я узнал о биографии и творчестве пермских поэтов. Я считаю, что, читая и просматривая сборник писателей, которые пишут именно о красоте, богатстве и разнообразии родной природы возникает любовь и гордость к малой Родине. Ведь любовь к Родине естественна для любого человека.
В итоге проекта мне удалось разработать и создать такой литературный сборник, который можно использовать в учебных и познавательных целях он будет интересен для людей любого возраста, будь то дошкольник, школьник, выпускник, или другой взрослый человек.
Продукт моего проекта:
Я хочу закончить свою работу строчками Самуила Яковлевича Маршака:
«Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели...».
Cписок используемых источников и литературы.
Машковцев В.И. «Поэты Урала», Екатеринбург, 1976;
Радкевич В.И. «Камский мост», Пермь, 1981;
Решетов А.Л. «Собрание сочинений», Екатеринбург 1987;
Ширшов Б.В. «Осенняя баллада», 1973;
https://www.livelib.ru/author/453590-aleksej-domnin;
https://100.psu.ru/vladislav-leonidovich-br-zanadvorov-br-1914-1942/;
https://godliteratury.ru/articles/2019/10/06/zanadvorov-vladislav-15-sentyabrya;
https://uraloved.ru/stihi-reshetova;
https://omiliya.org/article/aleksei-reshetov-stikhi-iz-knigi-chasha.html;
https://www.rulit.me/authors/reshetov-aleksej-leonidovich;
https://www.pkdb.ru/kraevedenie/4960-2018-07-05-11-25-49.html;
https://www.livelib.ru/author/598304/top-boris-shirshov;
https://www.rulit.me/authors/shirshov-boris-valentinovich;
https://stihi.ru/2021/12/17/6950;
https://chaik-library.ru/kraevedenie/literaturnaya-karta-goroda/biografiya-i-tvorchestvo.
Приложение 1
Радкевич Владимир Ильич
Поэт и журналист родился Владимир Ильич в г. Белый Смоленской обл. В 1929 г. вместе с родителями – учителями переехал в г. Ржев. В октябре 1941 г. был вместе с матерью эвакуирован в Башкирию, где закончил среднюю школу. Затем уехал в г. Пермь, поступил на историко-филологический факультет Пермского университета, который окончил в 1949 г.
После окончания университета работал инспектором областного отдела культуры, заведующим сельским клубом, литсотрудником в газетах («Лесник Прикамья», «Молодая гвардия»), корреспондентом Пермского радиокомитета.
Печататься начал в 1947 г. Первый сборник стихов вышел в 1951 г. Член Союза писателей (с 1959 г.). В. Радкевич известен как певец Урала – автор большого количества стихов, посвященных современности и истории края. «Почти все, о чем он пишет, Радкевич как бы соотносит со своим Уралом, – отмечает Николай Старшинов, – важнейшие нравственные ценности имеют у него уральскую марку. Уральское мужество, уральское трудолюбие, уральское гостеприимство, уральская нежность…». В. Радкевич является также переводчиком стихов башкирских, коми-пермяцких, латышских поэтов и автором эпиграмм.
Владимира Ильича награжден медалью "Ветеран труда", "Заслуженный работник культуры РСФСР". К 60-летию он был удостоен ордена Дружбы народов. Через полтора месяца после юбилея, 7 июня 1987 года, поэта не стало. Он похоронен на Южном кладбище.
Приложение 2
Решетов Алексей Леонидович
А лексей Леонидович Решетов — российский лирический поэт и писатель. Малая Березниковская энциклопедия называет его лучшим лирическим поэтом России. Алексей Леонидович Решетов родился в Хабаровске 3 апреля 1937 года в семье журналистов. В 1937 году его родители были репрессированы.
В 1943 г. переехал с бабушкой и братом к матери в Боровск, в 1947 – в Березники.
В 1952 окончил школу-семилетку и поступил в Березниковский горно-химический техникум на специальность «Электромеханика», который окончил в 1956 г., получив специальность горного электромеханика, и много лет работал на калийном комбинате. Работал очеркистом в газете «Березниковский рабочий». В 1955 в газете «Березниковский рабочий» - первые стихи. В 1960 и 1964 вышли первые книги стихов «Нежность» и «Белый лист». В 1965 принят в Союз писателей. В 1982 Решеов переехал в Пермь и начал работать литконсультантом при Пермском отделении Союза писателей. Лауреат премии Пермской области в сфере культуры и искусства за книгу «Иная речь». Заслуженный работник культуры РФ. В 1995 переехал в Екатеринбург, где и умер 29 сентября 2002 г.
С 1997 в Березниках проходит первый фестиваль «Решетовские встречи». Поэт получил звание «Почетного гражданина города Березники» В 2002 удостаивается премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства».
3 апреля 2005 г. состоялось открытие памятника Алексею Решетову (скульптор Ю. Устинов). Именем А. Решетова названа площадь в г. Березники.
Приложение 3
Домнин Алексей Михайлович
Алексей Михайлович Домнин- писатель, журналист, переводчик. Автор ряда поэтических сборников, произведений для детей; переводил на русский язык стихи поэтов народов СССР, фольклорные произведения народностей Севера. Алексей Михайлович родился в Пензе 24 октября 1928 года. В 1934 году семья шестилетнего Алексея переезжает в Пермь. В 1946 окончил школу.
В 1951 окончил историко-филологический факультет Пермского государственного университета. Читал студентам ПГУ факультативный курс, посвященный «Слову о полку Игореве». Алексей Михайлович проявлял живой интерес к истории и культуре Древней Руси. В качестве своей дипломной работы выбрал «Слово о полку Игореве» – произведение, над которым он трудился буквально до последних дней своей жизни.
Параллельно с учебой в университете Алексей Михайлович начал сотрудничать с газетами и журналами «Молодая гвардия», «Сельская молодежь», «Урал» и «Уральский следопыт», а также с радио и книжными издательствами. Изучал и переводил фольклор коми-пермяцкого народа. Именно благодаря ему с наследием коми-пермяков смогли познакомиться русскоговорящие дети и взрослые. Активно участвовал в деятельности Союза писателей, куда был принят в 1967 году. Алексей Домнин скончался 12 июля 1982 года.
Имя А. М. Домнина в 1997 г. присвоено новой улице г. Перми в районе Камской ГЭС. Похоронен поэт на Южном кладбище, на могиле был установлен бюст работы скульптора Р. Б. Веденеева.
Приложение 4
Ширшов Борис Валентинович
Борис Валентинович Ширшов родился на Артемовском прииске Иркутской области 24 июня 1923 года в рабочей семье, которая вскоре переехала на Урал. В 1939 г. окончил семилетку в г. Перми, работал в областных газетах. Окончил военное училище в 1942 г. Воевал под Сталинградом командиром пулеметного взвода. Был тяжело ранен. Награжден пятью медалями, в том числе, и самой почетной у солдат – медалью «За отвагу». После госпиталя и демобилизации работал во фронтовом агиттеатре, сотрудничал с газетами города Перми.
С 1957 года Борис Валентинович Ширшов являлся членом союза писателей. Первые стихи его были напечатаны в уральской областной пионерской газете «Всходы коммуны» в 1933 году, когда ему было десять лет. Первая его книжная публикация – в 15 лет, в сборнике «Творчество пионеров и школьников города Перми». «Флотская пуговица» – первая книжка прозы Бориса Валентиновича Ширшова выпущена в 1963году.
Борис Валентинович прожил всего пятьдесят два года (его не стало 8 ноября 1975 года), но успел очень многое. Два десятка книг, множество газетных и журнальных публикаций. Тематика его поэзии широка и многогранна. Немало вдохновлённых строк Ширшов посвятил родной природе Пермского края. Значительное место в его творчестве занимают исторически-балладные стихи. Борис Ширшов написал несколько книжек стихов для детей. Наиболее известна из них «Сто загадок».
Приложение 5
Занадворов Владислав Леонидович
Родился 15 сентября 1914 г. в г. Перми (ныне Молотов) в семье инженера-строителя Леонида Петровича и учительницы Екатерины Павловны.
К шестнадцати годам изъездил весь Урал и Западную Сибирь.
С 1930 года начал работать в геологических партиях и экспедициях. «Это были, — писал Владислав Леонидович в автобиографии, — годы первой пятилетки, когда нас, подростков, властно влекла к себе жизнь, и нам, конечно, не сиделось дома.
Потрепанные учебники были закинуты в угол, на ноги обуты походные сапоги, и ветер скитаний обжигал щеки».
В 1935 году поступил на геологический факультет Свердловского университета, затем перевелся в Пермь. Окончил Пермский университет с отличием и правом поступления в аспирантуру при Геологической академии, но продолжил работать геологом-практиком, перебрался в город Верх-Нейвинск.
В 1942 году был призван в армию, окончил курсы подготовки офицерского состава и участвовал в боях под Сталинградом.
28 ноября 1942 года командир огнемётного взвода младший лейтенант Владислав Леонидович Занадворов погиб в бою.
Первые стихи 3анодворова были напечатаны в 1932 году.
В 1936 году в Свердловске была издана его повесть «Медная гора», в 1941 году в Молотове — первый сборник стихов «Простор».