Введение
У каждого из нас в жизни есть люди, которые больше всех заботятся о нас, переживают, стараются порадовать, накормить разными вкусностями, а также дают мудрые советы. Одна из них – бабушка. И, наверное, никто не будет отрицать, что бабушки занимают в наших семьях очень важное место. Именно бабушки, благодаря своей мудрости, любви, нежности и пониманию, часто являются секретом семейного благополучия.
Роль бабушки очень велика, так как именно бабушка способна воспитать чуткого человека, передать ему свой жизненный опыт и свою мудрость. Лично я считаю, что бабушка – это основа современной семьи.
Но как часто мы недооцениваем бабушек, считают, что их взгляды устарели и не соответствуют современному ритму жизни.
Актуальность выбранной темы
Проблема взаимоотношений и снижение роли семьи (и в частности, роли бабушки) в воспитании детей является общей проблемой для всего российского общества. И поэтому мое исследование достаточно актуально в наши дни.
Тема «Образ бабушки в художественных произведениях»
Перед собой я поставила следующую цель:
определить, какова роль бабушки в развитии и формировании личности, проследив это на примере художественных произведений и беседы с одноклассниками.
Для того чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
Провести опрос для выявления роли бабушки в жизни человека.
Изучить биографию писателей и поэтов и выяснить, какова роль бабушки в их жизни.
Изучить и проанализировать произведения художественной литературы, посвященные бабушке.
Объяснить, что роль бабушки в жизни человека очень велика.
Объект исследования:
процесс влияния бабушек на формирование личности ребёнка.
Предмет исследования:
биография известных писателей, произведения про бабушек, интервью с одноклассниками.
Гипотеза исследования:
доказать, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика.
Этапы исследования
Отбор научной и художественной литературы, ее изучение и анализ.
Изучение сайтов Интернет по данной теме.
Проведение анкетирования, обработка результатов.
Написание проекта.
Методы и приемы работы
Для осуществления цели мы использовали следующие методы:
метод сбора информации (изучение научно-популярной и художественной литературы, наблюдение);
метод статистического анализа и диагностики полученных данных (вычисления, диаграммы);
описательный метод;
сравнительный метод;
анкетирование.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении соответствующей темы, на классных часах.
1.Образ бабушки в художественных произведениях
1.1. Понятие «бабушка»
Свое исследование я начала с того, что решила узнать, откуда произошло слово «бабушка»? Я заглянула в несколько толковых словарей («Новый толковый словарь», «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Большой толковый словарь современного русского языка» Д.Н. Ушакова) и вот, что узнала:
- во всех словарях это слово обозначает «старая женщина» или «мать отца или матери по отношению к их ребенку».
Интересно, что можно сказать о происхождении этого слова в русском языке. Этимологический словарь об этом умалчивает. Некоторые придерживаются мнения о том, что когда маленький ребёнок начинает говорить, то ему легче всего выговаривать: «ма-ма», «ба-ба», «де-да». Такое объяснение не может пролить свет на этимологию слова. Вопрос остается открытым. Оказывается, в разных странах слово «бабушка» не только произносится по-разному, но и занимает различную социальную позицию по отношению к внукам.
Например, американские бабушки не живут под одной крышей с внуками, у них своя жизнь. Они приходят в гости, делают подарки. Во Франции бабушек никто не считает бабушками, они очень активные, любят нарядно одеваться, устраивать встречи и вечера с друзьями. В Испании бабушки вообще не сидят с детьми. Никогда! Женщина все свободное время уделяет себе. Поэтому с маленькими испанцами занимаются в основном частные няни. И только в России трудно себе представить российскую семью без бабушки, даже, если она не живёт с ними в одном доме, в одной квартире. Русская бабушка принимает активное участие в жизни своих детей и внуков. Она принимает участие во всех делах семьи, от завтрака до проверки домашнего задания, провожает в школу, на кружки.
Да, слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Самые внимательные русские бабушки: они поучают нас, пекут вкусные пирожки, они – самые любимые и добрые воспитатели для малышей. И не важно, современная эта бабушка или нет. Ведь бабушки – это ощущение счастливого детства!
2.2. Образ бабушки в сказках
Сказки про бабушку
Сказки про бабушку — истории разных народов и писателей о мудрых воспитательницах каждого ребенка. Добрые, милые, строгие, ласковые и терпеливые — это все они, бабушки. Именно они озаряют детство яркими воспоминаниями о первых приключениях, маленьких секретах. Умудренные жизненным опытом старушки готовы передать внукам чуть больше знаний, чем когда-то смогли дать своим детям. Чтобы поблагодарить бабушек за их труд и любовь, люди из разных стран посвящали им сказки.
Мы проанализировали несколько сказок про бабушек.
У страха глаза велики
У страха глаза велики — русская народная сказка, любимая многими детьми. В ней повествуется о незатейливых занятиях бабушки и ее подопечных. Втроем им ежедневно приходится идти за водой. В один из таких дней шествие водоносов нарушило вмешательство постороннего. Итог таков, что нужно выполнять свои обязанности добросовестно, ходить осторожно, озираться по сторонам и не поддаваться страхам попусту.
Красная Шапочка
«Красная Шапочка» — сказка Шарля Перро, любимая детьми всего мира. В ней показана история о девочке, которую прозвали Красной Шапочкой. По просьбе матери она отправилась проведать любимую бабушку и несла гостинец для старушки. На пути через лес ей встретился волк. Сказка учит заботиться о членах семьи, не доверять незнакомцам и непроверенным фактам, чтобы не попасть в трудную ситуацию из-за своей неосторожности.
Бабушка Метелица
Сказка братьев Гримм «Бабушка Метелица» – хоть и поучительная, но такая увлекательная! О добре и зле, о лени и трудолюбии, о честности и сострадании, и – … о чудесах.
Образу бабушки, ее роли в воспитании детей издавна уделялось огромное внимание, ведь недаром народ делал их героинями многих литературных произведений. В каждой сказке бабушка разная: то она старенькая, в очках и тапочках, читающая внукам сказки по вечерам; то это некрасивая, на первый взгляд, строгая, пожилая женщина; то постоянно что-то делающая по хозяйству, но всех этих бабушек объединяет одно – безграничная любовь к внукам, мудрость, постоянная забота о ком-нибудь.
Перечитывая эти сказки несколько раз, мы все больше и больше влюбляемся в их персонажей – бабушек. И каждый раз ощущаем какую - то непонятную теплоту, исходящую от них.
2.3 Образ бабушки в художественных произведениях
При изучении образа бабушки я не остановилась только на исследовании сказок.
В. Осеева- Бабка
Этот рассказ я прочитала в 3 классе. Чуть позже мы провели читательскую конференцию по рассказам В. Осеевой. Этот рассказ я запомнила на всю жизнь.
Это рассказ об отношениях в семье, неуважении к старшим, неправильном воспитании детей. Бабушка – символ мудрости и беззаветной любви, самопожертвования, прощения. Семья держалась на ней, но никто не хотел этого замечать. Есть надежда, что Борька запомнит уроки бабушки, вырастет достойным человеком. Рассказ учит любви и уважению в семье, связи поколений, благодарности, терпению. Учит дарить радость близким, ценить их, заботиться о старших, перенимать их мудрость и опыт.
Юлия Кузнецова: «Дом П»
Жила-была самая обыкновенная семья: мама, папа и две дочки. И была у них необыкновенная бабушка Женя. На ней всё в доме держалось: кругом чистота-красота и свежие рогалики всегда на столе. Конечно, если такая бабушка уезжает, всё в семье идёт наперекосяк. А самое интересное происходит как раз там, куда она приезжает. Хотя Женя тихая и скромная, но характер у неё деятельный, воображение — богатое, а чувство справедливости — остро развитое. Она очень напоминает самых любимых героинь из классических книг: тех, после появления которых жизнь в каком-нибудь сонном городке начинает бурлить, и все вдруг вспоминают, как здорово чувствовать себя счастливыми. И хотя книжка весёлая, но заставляет задуматься и над совсем не смешными вещами: почему люди иногда боятся быть честными с собой и другими, не умеют говорить «нет» и стесняются сказать «скучаю и люблю».
Ася Петрова: «А у нашей кошки есть бабушка»
Главная героиня ничуть не похожа на хрестоматийную добродушную бабулю в платочке: она модная и шикарная! Вы даже вообразить не можете, в какие цвета она красит свои ногти. У неё свой взгляд на многие вещи, очень оригинальный и интересный — внуки такое обычно одобряют. А вот мамы и папы не одобряют: потому что такие бабушки рушат стройную систему воспитания и вообще слишком уж независимые. Конечно, модная бабушка Нина на самом деле ничего не рушит, а просто любит внука и заботится о нём в своей манере, пускай и немного необычной. Но это только потому, что она — то ли волшебница, то ли вообще инопланетянка. Но без неё всей семье точно было бы очень скучно.
Перечитывая эти рассказы, мы все больше и больше влюбляемся в их персонажей – бабушек. И каждый раз ощущаем какую - то непонятную теплоту, исходящую от них.
2.4. Роль бабушки и няни в воспитании известного поэта А.С. Пушкина
Бабушка -это важный человек в жизни каждого. Особенно это становится актуальным тогда, когда бабушке приходится заменять какого-то важного человека в жизни ребёнка. В жизни Александра Сергеевича Пушкина было две бабушки, которые занимались его воспитанием. Бабушка по материнской линии - Мария Алексеевна Ганнибал. Она окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке (в доме разговорным языком был французский). Пушкин заслушивался ее рассказами об арапе Петра Великого, дедушке ее, Ржевском, к которому езжал царь Петр, о недавней старине...». Для А.С. Пушкина она была самым близким человеком. От нее будущий великий поэт слышал семейные предания, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве: незаконченном романе «Арап Петра Великого», «Планах повести о стрельце», в поэме «Езерский», в «Моей родословной».
Еще одна бабушка - Яковлева Арина Родионовна – няня А.С. Пушкина. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях, и именно ей посвящал он свои стихотворения. «Литературные» бабушки оказали большое влияние на воспитание поэта и, великого думаю, сыграли свою роль в становлении их как человека порядочного, доброго. А мы, читатели, вместе с главными героями и бабушками, учимся у них мудрости, терпению, любви.
Социологические исследования
Проведение анкетирования
Исследуя эту тему, я решила узнать мнение одноклассников о роли бабушек в воспитании. Я задала им следующие вопросы:
Как часто ты видишься со своей бабушкой?
Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время?
Чему тебя научила бабушка?
Какой должна быть бабушка?
Какая твоя бабушка: добрая или строгая?
Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?
В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек.
2.2.Результаты анкетирования
Получилась очень интересная для нас информация. Анализ результатов анкетирования, проведенного у нас в классе, показал,
что почти 30% детей видят своих бабушек по выходным, 50% видят ее только на каникулах, потому что бабушки живут от них далеко. Эти ребята проводят все летние каникулы у бабушек. И 20% видят свою бабушку каждый день.
Кроме того, были получены ответы на следующие вопросы:
2. Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время? Оказывается, с бабушкой можно заниматься всем, чем захочешь! Пить чай с пирогами, общаться, гулять, лепить из пластилина, собирать грибы и ягоды в лесу, играть в шашки, в монополию, ходить в гости, читать, ходить по магазинам, смотреть сериалы, работать вместе в огороде. А еще можно вышивать, вязать, плести макраме!
3. Чему тебя научила бабушка? На этот вопрос было много разных и интересных ответов. Кого-то бабушка научила читать, писать, кого-то делать уроки, кого-то петь, шить, вязать, готовить, играть в футбол. А кто-то и картошку копает в огороде и собирает ягоды с бабушкой.
4. Какой должна быть бабушка? На это были сказаны только самые теплые слова, такие как: доброй и ласковой, веселой, загадочной, современной и даже строгой.
5. Какая твоя бабушка: добрая или строгая?
На этот вопрос практически все ответили, что у них самая добрая бабушка на свете и 3 человека добавили, что она немного строгая.
Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?
На этот вопрос 50% учащихся ответили – В.Осеева «Бабка»
30% вспомнили сказку Ш.Перро «Красная шапочка»
И почти все учащиеся называли русские народные сказки, такие, как «Репка», «Снегурочка» и другие.
В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек.
Оказалось, что 70% учащиеся нашего класса помнят няню А.С. Пушкина, рассказывающую ему на ночь сказки и занимающуюся его воспитанием, однако только 50% помнят, что ее звали Арина Родионовна.
40% вспомнили бабушку и няню Авдотью, композитора Михаила Ивановича Глинки,хотя вопрос б ыл назвать писателей.
30% не смогли ответить на данный вопрос.
В ходе социологического исследования я выяснила, что для каждого ученика нашего класса бабушка – один из самых любимых членов семьи, она играет огромную роль в жизни внуков: заботится о них, занимается их воспитанием, многому их учит. Бабушки у нас самые красивые, мудрые, щедрые, ласковые и нам с ними очень интересно. Не все ребята нашего класса знают биографию известного поэта. Мало знают произведений о бабушках, в основном, читают и знакомятся с рассказами только на уроках чтения.
Заключение
В ходе своего исследования я выяснила, что слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Только русские бабушки самые внимательные, добрые и мудрые.
Я узнала, что на становление многих известных писателей и поэтов как творческих личностей, огромное влияние оказали их бабушки; что именно им они посвящают некоторые свои рассказы, сказки, стихи, читая которые мы тоже имеем возможность получать какие- то нравственные уроки.
Я утвердилась в предположении, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика. Бабушки заботятся о нас, пока родители на работе, ухаживают за нами во время болезней, сидят с нами, когда родители по вечерам уходят в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми. Многие подростки думают, что бабушка - это престарелый, ничего не понимающий человек, а на самом деле бабушка всегда понимает все вкусы своего малыша, которого она знает с пеленок. Бабушка всегда знает, чем помочь и какой правильный дать совет своему внуку, ведь за свою долгую и возможно загадочную для некоторых жизнь она повидала не мало.
И поэтому мы, дети, да и взрослые должны беречь своих бабушек, ведь это частичка нашей души…нашего настоящего и прошлого. Ведь бабушки – это ощущение счастливого детства! Бабушкина любовь дает уверенность в себе на всю жизнь!
Используемая литература и Интернет источники
Астафьев В.П. «Бабушкин праздник»
Астафьев В.П. «Фотография, на которой меня нет»
Ефремова Т.Н. «Новый толковый словарь. Толково-словообразовательный»
Ожегов С.И «Толковый словарь русского языка»
Осеева В. «Бабка»
Савкина И. «У нас уже никогда не будет этих бабушек»?Литературное сегодня// Вопросы литературы, 2011. - №2
Ушаков Д.Н. «Большой толковый словарь современного русского языка»
Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. 1799-1826. Л. 1991.
http://shkolazhizni.ru/family/articles/44089/
Приложение