Книжное древо моей семьи

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Книжное древо моей семьи

Бабушкина К.М. 1Бабушкина Т.М. 1
1МАОУ СОШ № 22 города Тюмени
Дегтярева Т.А. 1
1МАОУ СОШ № 22 города Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В этом году на уроках литературы мы познакомились с очень интересным произведением «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, главные герои которого, Ольга и Витя, оказались не в своем времени. Оля переместилась из 2018 в 1980, Витя же совершил перемещение в противоположные временные рамки. Глазами ребят авторы показывают нам различие между жизнью в конце 20 века и начала 21. Сравнение происходит по разным параметрам, но нас особо заинтересовало отношение к книгам, так как мы очень люблю читать. Оказывается, для ребят из далекого для нас 1980 года книга была неотъемлемой частью их жизни. И первое, на что обратил внимание герой из 1980 года, оказавшись в 2018 – отсутствие книжного шкафа с любимыми книгами. 80-ые годы прошлого столетия – это время детства наших родителей. И нам захотелось узнать, что такое традиция семейного чтения, какими книгами увлекались наши родители, бабушки и дедушки, какую роль играла книга в нашей семье. Нам захотелось познакомиться с теми книгами, которые читали наши родители, но в современной школьной программе они отсутствуют, а затем познакомить с ними и своих одноклассников. Так родилась идея создать «Книжное древо моей семьи», которая переросла в идею возрождения традиции семейного чтения.

Актуальность.

У современных подростков сменились интересы: виртуальное общение, компьютерные игры занимают почти все свободное время. Книги ушли на задний план, превратились в ненужный и неинтересный предмет обихода. Но ведь именно книги формируют мировоззрение человека. Читая книги, человек постепенно расширяет и углубляет взгляд на мир, формирует свои убеждения. Книги развивают мышление, развивает воображение, умение мыслить и рассуждать. Чтение книг позволяет найти ответы на многие вопросы, волнующие ни одно поколение. Книги вдохновляют и мотивируют на улучшение себя и достижение больших результатов. Книги открывают новые грани восприятия мира, о которых прежде мы могли не знать.

Но как правильно выбрать книгу? Как найти с ней общий язык? В решении данных вопросов, конечно же, помогает школа, но главными советчиками должны стать, в первую очередь, родители. Именно самые родные и близкие люди через прекрасную, но утраченную традицию семейного чтения могут помочь привить интерес к чтению.

Традиция семейного чтения позволит полюбить книгу за ту радость, которую она способна доставить. Книга должна стать не только важнейшим источником информации, но и эстетического удовольствия.

Наше исследование может поспособствовать возрождению традиции семейного чтения в новом, современном формате

Объект исследования: традиция семейного чтения.

Предмет исследования: читательские интересы моей семьи

Цель работы: выявление закономерностей в читательских пристрастиях семьи Бабушкиных через изучение читательских интересов в целях восстановления традиции семейного чтения в новом формате.

Задачи:

  1. Собрать сведения о членах семьи и заполнить опросные листы

  2. Составить генеалогическое древо семьи.

  3. Собрать информацию о любимых книгах членов семьи.

  4. Составить итоговую таблицу по любимым книгам нашей семьи.

  5. Создать интерактивное книжное древо

  6. Разработать памятку с новыми формами организации семейного чтения.

В качестве ГИПОТЕЗЫ можно предположить, что если мы познакомимся с книгами, которые читали наши близкие, то это не только расширит наш кругозор, но мы сможем узнать много нового и интересного о своих родных, сможем лучше понимать их, а так же это может поспособствовать возрождению традиции семейного чтения.

Методы исследования: изучение литературы и справочников, частично-поисковая работа, анализ информации, анкетирование, обработка информации, интервью.

Практическая значимость:

Данный материал будет интересен для людей любого возраста, любящих читать художественную литературу. Кроме этого, формы организации семейного чтения в новых условиях позволит восстановить утраченную традицию семейного чтения.

Пролангация:

В ходе выполнения работы мы увидели, что интерес к традиции семейного чтения до конца не утрачен. Необходимы новые формы, которые способствовали бы ее восстановлению. Поэтому продолжением нашей работы будет разработка проекта виртуальной семейной библиотеки (сайт), где будут предложены варианты организации семейного чтения.

Глава 1. История традиции семейного чтения.

Что такое традиция. Обратимся к толковым словарям.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даль: «ТРАДИЦИЯ ж. лат. преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое. Традиционные обычаи дипломатики, искони условно принятые»1.

Толковый словарь Ожегова: «ТРАДИЦИЯ, -и, ж. 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Налуюнальные традиции. Воинские традиции. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Г. встречи Нового года. Вошло в традицию что-м. (стало традиционным во 2 знач.)»2.

Делаем вывод о том, что семейные традиции — это обычные принятые в семье и передаваемые из поколения в поколение нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды. То есть, в каждой отдельной семье существуют свои традиции, которые создают духовную атмосферу дома. Так, например, в одних семьях принято рано вставать, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные обеды, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

Если большинство привычных семейных обычаев несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, то это укрепляет в чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.

Семейное чтение – это тоже семейная традиция, зародившаяся на Руси тогда, когда появились первые книги. В книге «Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций» авторы говорят о том, что в России традиции семейного чтения имеют богатую историю. Уже в таких письменных источниках по истории русской педагогики, как «Поучение князя Владимира Мономаха детям» и «Домострой», можно найти указания по организации семейного чтения3. В XVIII в., когда чтение становится обязательным атрибутом светского человека, воспитание опиралось, в первую очередь, на традицию семейного чтения, так как формирование передового человека происходило под строгим контролем матери, которая, как предполагалось, должна была следить за новинками науки, литературы и искусства, читать российские и зарубежные журналы4. В.Я. Аскарова замечает, что формирование внимания к детскому чтению в русском обществе совпадает с развитием массового женского чтения в екатерининскую эпоху: «читающая мать – читающий ребенок»5

XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений6. У И. Бестужев-Лады читаем: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное». Подобные семейные вечера проходили и в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Для детей это были не только светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, но и этапы своего роста. В качестве примера можно привести высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего не вечера».7. А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Пушкина. Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного». Обычным материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ книги, и на книгу часто тратились последние деньги. И ещё интересный факт: ко дню рождения в семье в качестве подарка читали наизусть любимые стихи, отрывки из произведений. Например, Фёдор прочитал в день рождения мамы «Песнь о веще Олеге» А.С. Пушкина. Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать». Это было систематическое чтение — «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно…

Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».8 Можно предположить, что чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. В дневниках и воспоминаниях существует достаточно много материала, отражающего традицию семейного чтения и таких примеров можно привести много. Но после революции 1917 года многие культурные традиции, в том числе и семейное чтение были утрачены. Однако в свои права, как посредник общения в семейном кругу, вступила библиотека. Открывались специализированные семейные библиотеки, при них действовали «курсы молодой семьи» и «родительские университеты», опытные профессионалы читали лекции, знакомили посетителей с литературой, рекомендуемой для чтения в семье.

В 1960 - 1980 традиция чтения на некоторое время вернулась, но к концу 20 в. с развитием информационных технологий книги ушли на одно из последних мест после просмотра телевизионных программ, игр на компьютере, телефоне.

Глава 2. Возрождение традиции семейного чтения.

2.1. Результаты анализа опроса

Изучив историю возникновения традиций чтения, мы решила узнать будет ли возрождение данной традиции актуально в наше время. Для ответа на данный вопрос мы провели опрос, в котором приняло участие 301 человек (Приложение 1). Из них 89 человек – учащиеся, 106 человек – студенты, 106 - взрослые

Первый вопрос звучал следующим образом: «Любите ли вы читать?» Без любви к чтению нет смысла обращаться к традиции семейного чтения. Ответ представлен в Приложении 2. 84 респондента не любят читать, что составляет всего 27,9% от опрошенных. Из них 34 учащихся (40%), 38 студентов (36%), 13 взрослых (12%). Мы видим, что от поколения к поколению количество людей, не любящих читать, увеличивается. Семейное чтение подразумевает обмен мнениями по поводу прочтения книги, а обсудить, в первую очередь, хочется то, что нравится, то есть любимую книгу. 71,8 % опрошенных имеют такую (Приложение 3). 27 (30%) учащихся не имеют любимой книги, 36 (34%) студентов и 21(20%) взрослый дали отрицательный ответ на данный вопрос. Нас интересовало, знают ли опрошенные о такой традиции, как семейное чтение. (Приложение 4). Выяснилось, что 43,2% респондентов (103 человека) не владеют такой информацией. По данному вопросу цифры расположились следующим образом: 42 (47%) учащихся, 68 студентов (64%), 20 взрослых (19%) не знакомы с этой традицией. Полученные данные говорят о том, что старшее поколение так или иначе знает о семейном чтении, на втором месте – учащиеся, большая часть студентов с данной традицией не знакома. Причина данной тенденции стала нам понятна после анализ ответов на вопрос: «Есть ли традиция семейного чтения в вашей семье?». (Приложение 5). Выяснилось, что она существует только у 20,6 % (62 человека) отвечавших на этот вопрос. 100% студентов дали отрицательный ответ на данный вопрос. 42 взрослых озвучили утвердительный ответ, что составило 40%. У 20 учащихся в семьях хранят данную традицию (22%). Что же является причиной утраты такой важной составляющей воспитания любви к чтению? Нами был сформулирован вопрос: «Укажите причины, по которым, по Вашему мнению, невозможно восстановить  традицию семейного чтения в современном обществе?»

Ответы учащихся:

Нехватка времени - 24

Более интересны гаджеты - 17

Не знаю - 14

Разные вкусы - 11

Нежелание членов семьи - 10

Разные вкусы - 9

Нет причин, традицию можно возродить - 6

Несовременно - 2

43 студента считают, что причина заключается в гаджетах, компьютере, интернете и других современных технологиях.

10 человек считает, что это неинтересно

9 указывают на занятость родителей

8 – лень и отсутствие желания

21 студент считает, что таких причин нет

У старшего поколения причин нашлось больше:

Гаджеты заметили книги - 29

Отсутствие желания - 18

Отсутствие времени - 13

Разные интересы - 6

Разный режим - 3

Отсутствие связи между членами семьёй - 2

Есть другие способы сближения интересов и развития грамотности - 2

Возродить можно - 7.

26 человек не смогли дать ответ на данный вопрос.

Проанализировав все ответы, мы пришли к выводу, что основной причиной является цифровой контент, который вытеснил интерес к чтению художественной литературы.

Следующий вопрос был самым важным, так как без желания что-то изменить в своей жизни, эти изменения невозможны. На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы в Вашей семье появилась традиция семейного чтения?» - 61.5% опрошенных (185 человек) дали положительный ответ Приложение 6), что составляет 48% (43 чел) учащихся, 48% (51 чел) студентов, 86% (91) представитель старшего поколения. Мы можем сделать вывод, что старшее поколение понимает роль семейного чтения в воспитании подрастающего поколения. Но и дети, и подростки, и молодежь тоже считают, что эта традиция важна. «Чему же она способствует?» - спросили мы у наших респондентов (Приложение 7).

На первом месте оказался ответ: сближению семьи. Так считает 169 опрошенных (56,1%), на втором месте ответ: развитию читательских интересов – 149 (49,5%). На третьем месте - повышение грамотности, такой ответ дали 118 человек (39,2%). 91 человек (30,2%) считает, что семейное чтение способствует более глубокому пониманию друг друга. И только 14 человек ответил, что данная традиция не способствует ничему, из них 1 учащийся и 13 студентов.

Таким образом, мы приходим к выводу: не смотря на то, что традиция семейного чтения почти утрачена, она вызывает большой интерес, представители трех поколения понимают ее пользу и необходимость ее восстановления.

2.2. Анализ читательских интересов семьи Бабушкиных

Результаты опроса способствовали появлению интереса к наличию существования такой традиции в семье моих прародителей и родителей. По их рассказам мы узнала, что традиция семейного чтения отсутствовала, но все наши близкие и родные любили и любят читать. В ходе интервьюирования мы заполнили опросные листы, которые расширили знания о членах нашей семьи (Приложение 8).

Одной из причин отсутствия традиции семейного чтения наши респонденты назвали разные читательские интересы. Тогда мы решили выявить их в кругу нашей семьи. Для этого мы предложили нашим родственникам заполнить второй опросный лист (Приложение 9). Проанализировав представленный материал, мы составили итоговую таблицу (Приложение 10). Данная таблица позволила нам сделать вывод, что первое место в нашей семье поделили детективы и художественная литература, посвященная историческим произведениям. Данными жанрами увлекаются по 5 членов нашей семьи (по 19%). Так же мы поняли, что примерно половина нашей семьи увлекается зарубежными авторами (11 человек – 42%), 5 человек являются приверженцами русской классики (19%). Трех членов нашей семьи объединяет любовь к роману М. Шолохова «Тихий Дон». Многие произведения, которые наши близкие назвали любимыми, будут изучаться в школьной программе, а значит, у нас есть возможность поделиться впечатлениями о прочитанном со своими родными и близкими. Таким образом, мы делаем вывод, что внутри семьи можно найти людей с близкими читательскими интересами.

Еще одной причиной утраты традиции семейного чтения наши респонденты считают чрезмерное увлечение современными гаджетами.

Га́джет — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни9. А можно ли использовать гаджеты, интернет в качестве помощников в восстановлении традиции семейного чтения? Мы понимаем, что чтение вслух за общим столом, к сожалению, ушло в прошлое. Нужны новые формы, которые бы вызвали интерес и способствовали восстановлению данной традиции в новом формате. Поэтому нами была разработана памятка «Советы по организации семейного чтения» (Приложение 11)

Заключение.

Анализ теоретической и практической частей, посвящённый проблеме утраты традиции семейного чтения, показал, что данная проблема действительно актуальна.

В ходе проведения работы цель исследования была достигнута, задачи реализованы в полной мере, гипотеза нашла своё подтверждение. Это также видно и по результатам проведённого анализа вопросов анкеты. Респонденты говорят о необходимости восстановления данной традиции.

Опираясь на результаты опроса, мы в нашей работе пришли к выводу, что необходимы новые формы, способствующие возрождению утраченной традиции. На примере своей семьи мы увидели, что общие читательские интересы существуют, а это значит, что обсуждение прочитанного может доставлять удовольствие, способствовать сплочению семьи, воспитанию интереса к чтению. И тут на помощь могут прийти современный информационные технологии. (Приложение  14)  

«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», - говорил Цицерон. Поэтому необходимо наполнить теплом наши дома, вернуть уют домашнего чтения в наш скоростной XXI век, используя новые формы и подходы.

Список литературы

  1. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс] //URL: https://slovardalja.net/word.php?wordid=40416

  2. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] // URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=32116

  3. Горенинцева В.Н., Губайдуллина А.Н., Подкладова Т.Д. Г68 Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций / под общ. Ред. А.Н. Губайдуллиной. – Томск : Издательский Дом ТГУ, 2019. – 208 с

  4. Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец XX – начало XXI в.). СПб., 2003. С. 149.

  5. Пономарева В., Хорошилова Л. Русское женское образование в XVIII – начале XX в.: приобретения и потери [Электронный ресурс] // StudSell.com. Электрон. Дан. [Б. м.], 2008–2019. URL: https://www.studsell.com/view/ 154722/ .

  6. Арсеньев Н. С. Из русской культурной и творческой традиции = A creative approach to Russian cultural tradition / Н. С. Арсеньев; Предисл. Серафима Милорадовича. – London : Overseas publ. Interchange, 1992.

  7. Чудинова В., Голубева Е. Что читают современные подростки.// Воспитание школьников, №4, 2004. С. 38.

  8. Степичева Т.В. К вопросу о традиции семейного чтения // Библиотековедение. 2010. № 5. С. 59–62.

  9. Википедия. [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаджет

П риложение 1

Анализ анкетирования

Приложение 2

П риложение 3.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Опросный лист персоны

Приложение 9

Сведения о любимой книге

Приложение 10

Сводная таблица читательских интересов семьи Бабушкиных

Родственники по папе

Родственники по маме

Дедушка

А. Черкасов П. Москвитина «Конь рыжий»

Исторический роман о гражданской войне

Прабабушка

М. Шолохов «Тихий Дон»

Исторический роман о гражданской войне

Бабушка

А Маринина. Все детективы

Детектив

Дедушка

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Исторический роман

Дядя папы

Джеймс Херли Чейз

Детективы

Бабушка

М. Шолохов «Тихий Дон»

Исторический роман о гражданской войне

Жена дяди папы

Маргерет Митчелл

«Унесенные ветром»

Роман о событиях во время и после гражданской войны. В южных штатах США в 1860-х годах

Тетя мамы

Стефани Майер

Сага «Сумерки»

Фэнтези

Папа

М. Шолохов «Поднятая целина»

Исторический роман о становлении колхозов

Мама

В. Каверин «Два капитана»

Приключенческая литература

Наш дядя

В. Шукшин «Калина красная»

Повесть

Наша тетя

Г. Остер «Вредные советы»

Юмористическое стихотворение

Двоюродная сестра папы

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Роман в романе

Двоюродная сестра мамы

А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

Повесть о любви

Двоюродная сестра папы

Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»

Роман, действия которого происходят где-то в северной части Англии в конце эпохи царствования Георга III.

Двоюродная сестра мамы

Н. Островский «Гроза»

Драма

Двоюродная сестра папы

Джек Лондон «Мартин Иден»

Роман

Муж двоюродной сестры мамы

А. К. Дойл «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

Детектив

Муж двоюродной сестры папы

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Философский роман

Муж двоюродной сестры мамы

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Поэма

Наш троюродный брат

М. Пришвин «Кладовая солнца»

Сказка-быль

Двоюродный брат мамы

Д. Роулинг «Гарри Поттер»

Фэнтези

Наша троюродная сестра

Д. Оруэлл «1984»

Роман-антиутопия

Наша двоюродная сестра

Екатерина Вильмонт «Трудно быть храбрым»

Детектив для детей

Бабушкина Ксения

Рейчел Рене Рассел «Дневник Никки: Спросите Душеньку!»

Дневник девочки Никки, неудачницы с большой буквы

Бабушкина Таисия

Холли Вебб «Приключение Мейзи Хиттчинс: Пропавший изумруд»

Детектив для детей

Приложение 11.

Памятка «Как организовать семейное чтение»

Памятка «Советыпоорганизациисемейногочтения»

  1. Сделать чтение обязательной ежедневной традицией, например, читать

перед сном хотя бы 20 минут. Даже если ребенок вырос, ему очень важно

заканчивать день в кругу своих родных. Читать можно по очереди.

  1. Необходимо помочь ребенку правильно выбрать книги для чтения. Для

подросткового возраста характерна тяга к риску, к проверке своих

возможностей быть взрослым, стремление к независимости от опеки

родителей и учителей, жажда приключений, поиск друзей, с которыми

эти приключения возможны. Поэтому наиболее интересными для

подростков литературными произведениями могут оказаться произведения

авантюрно-приключенческого характера.

  1. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью,

добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и с

ветлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

  1. Пробуждать интерес подростка к чтению можно через кинематограф.

Подростку легче и приятнее посмотреть кинофильм, чем прочитать книгу,

по которой этот фильм снят. Но фильм, как правило, оказывается менее интересным,

чем лежащая в его основе книга. Можно вместе сравнить кинофильм и книгу (или,

в другом порядке, книгу и кинофильм), организуя обсуждение вокруг сравнения.

  1. Одновременное чтение взрослым и ребёнком одной и той же книги.

Нет ничего интереснее, чем обмениваться впечатлениями о прочитанном,

спорить, соглашаться и не соглашаться друг с другом.

  1. А когда дети становятся старше и возможностей для того, чтобы с

обраться и почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно

предложить самостоятельного прочтения с последующим обсуждением.

  1. Сейчас очень популярны аудиокниги. Можно начать работу над созданием

семейной библиотеки, куда будут входить аудиозаписи, сделанные самими

членами семьи. Придумать поощрительный приз за лучшую аудиозапись.

  1. Подростки любят снимать видео. Мир заполонен рекламой. Соединив эти

два тренда, можно создать видео рекламу любимых книг членов семьи.

  1. Вам не нравится, что ребенок много времени проводит перед экраном

компьютера или в телефоне? Создайте вместе с ребенком настольную игру по

любимому произведению. Процесс создания игры заставит несколько раз

обратиться к тексту. Игру можно создавать в любом графическом редакторе,

так будет удовлетворен интерес к работе с компьютером.(Пример игры –

Приложение 12)

  1. Вы любите путешествовать, посещаете новые места? Изучите заранее

то место, куда вы отправитесь на предмет наличия связи с каким-либо

писателем или поэтом. Расскажите об этом ребенку, предложите почитать

его произведения, чтобы потом, в ходе путешествия обсудить, например, повесть

Крапивина, отдыхая в сквере, носящем его имя

П риложение 12

Настольная игра по книге «Гарри Поттер»

Приложение 13

Семейные вечера.

Приложение 14

https://clck.ru/36rxTU - ссылка на интерактивную презентацию «Книжное древо семьи Бабушкиных»

Просмотров работы: 63