Применение инфографики на уроках русского языка

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Применение инфографики на уроках русского языка

Мусалимов Т.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кудашевская основная общеобразовательная школа
Мияссарова Н.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кудашевская основная общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наше время никто не хочет тратить много времени на изучении различных правил русского языка и на чтение длинных, порой не очень интересных текстов. Мы все чаще отдаем свое предпочтение ясно и кратко изложенной, наглядно представленной информации, легкой для восприятия и быстрой для усвоения. Сегодня существует много способов доступно и наглядно представить информацию. Одним из них является инфографика.

Для меня эта тема очень интересна и актуальна, так как с одной стороны мне нравится рисовать и создавать различные вещи, а с другой стороны позволит раскрывать мой потенциал с пользой.

Я думаю, что данная технология поможет и ученикам моего класса наиболее успешно усваивать правила русского языка. Ведь знания, усвоенные с интересом, дают положительный результат.

Цель проекта: теоретически обосновать, практически доказать возможность и необходимость использования инфографики на уроках русского языка.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач: 

  1. Рассмотреть, что такое инфографика, основные её функции и виды.

  2. Создать графический материал с помощью приема инфографики по русскому языку.

  3. Провести опрос учащихся 5 класса на тему: «Как легче усвоить теоретический материал по русскому языку?»

Методы исследования: сбор информации, наблюдение, обобщение собранныхрезультатов.

Объект исследования: правила русского языка.

Предмет исследования: использование инфографики как средство обучения на уроках русского языка.

Гипотеза:приемы инфографики помогутученикам5классабыстроинадолго запомнить изученный материал.

Новизна заключается в том, что инфографика может использоваться не только специалистами в компьютерной сфере, а также школьниками. Такое использование может носить не только развлекательный характер, но и познавательный.

Инфографика помогает представить информацию в творческой форме, совместить картинки и символы, графики и таблицы в необычные, увлекательные образовательные материалы. У современных учащихся совершенно другой опыт, чем у предыдущих поколений, поэтому использующий инфографику для объяснения учебного материала в максимально сжатой и удобной форме, избегает потерь информации. Кроме того, ученики запоминают такую информацию лучше, в отличие от традиционного заучивания большого количества книжных материалов, не связанных друг с другом внешне.

Итак, информация представленная в виде инфографики воспринимается лучше, чем обычный текст.

Глава I. Инфографика. Предпосылки появления.

На просторах сети можно встретить большое количество вариантов определения инфографики. Нами были выбраны наиболее удачные, полно отражающие суть понятия.

Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний.

Если ещё проще — это информация в виде картинок. В нее могут входить и другие элементы (текст, стрелки, диаграммы, блоки и схемы), однако ключевую роль играют именно изображения.

Инфографика в целом и каждая её часть — самостоятельное средство передачи информации. Этим она отличается от, например, иллюстрации, которая хотя и передаёт информацию, но только дополнительную, и не может существовать без текста.

Если данные всегда можно подать текстом, таблицами и цифрами, то зачем инфографика?

У неё много преимуществ.

Во-первых, инфографика позволяет показать большой объём информации — не надо будет долго читать текст.

Во-вторых, хорошая инфографика делает информацию гораздо нагляднее.

В-третьих, интересная картинка помогает привлечь внимание аудитории, поэтому этот формат используют в публичных выступлениях, любят в медиа и используют в современных учебниках.

Инфографика применяется практически везде. Например, в СМИ её впервые начали использовать для подачи статистических данных.

Вот некоторые сферы применения:

С помощью инфографики можно ознакомить с информацией сотрудников.

Показать важные новости.

Прорекламировать свою продукцию, услуги.

Сделать удобную техническую инструкцию, которая будет понятна всем, на каком бы языке люди ни говорили.

Создать хорошо запоминающуюся и лёгкую для восприятия инструкцию по технике безопасности.

Наглядно показать этапы приготовления в кулинарном рецепте.

Оформить статистические данныегодовой отчётрезультаты исследования.

Инфографику широко используют развлекательные и научно-популярные сайты — чаще всего для того, чтобы объяснить устройство или механизм какого-то явления. Для той же цели она применяется в учебных материалах.

Дорожные знаки — тоже своего рода инфографика.

Особенности инфографики:

графические объекты;

полезная информационная нагрузка;

красочное представление;

внятное и осмысленное представление темы.

Составляющие успеха инфографики:

своевременность;

привлекательность, понятность;

плавный, красивый, эффективный дизайн;

учет целевой аудитории;

внутренняя целостность;

эмоциональные цвета и изображения;

выбор важнейших тезисов, фактов;

визуализация;

упрощение;

авторитетность и надежность источников.

По способу отражения инфографика делится на следующие виды:

  1. статичная инфографика — одиночные изображения без элементов анимации;

  2. динамическая инфографика — инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации.

Как же использовать инфографику на уроках русского языка? Как сделатьежедневноеизучение фонетики, морфемики, морфологиине скучными и обыденными, а радостными иинтересными?Мыпредположили,чтонужнопридуматьтакиерисунки, схемы, графики,которыепомогут ученикам запомнить очень быстро орфограммы, звонкие и глухие согласные, значение морфем,части речии многое другое. Рисуя сами, предлагая выполнить рисунки, схемы ученикам 5 класса, намудалосьувлечь пятиклассникови тем самым создатьпочву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Современныйученикпривыквсвоейжизнипользоватьсятехникой,телефоном,компьютером. Когда ученик попадает на«скучный» урок, то и интерес к учению пропадает.Поэтому рисунки, схемы, которые мы предлагаем использоватьна уроке,должны помочь ученикамизбежать данных проблем.

Это был первый этап нашей работынад проектом. Далее нами были выбраны орфографические правила русскогоязыка, к которыммырешилиподготовитьсобственные схемы,рисунки, графики:«Звонкиеиглухиесогласные»,«Морфемика», «Части речи» и др. Далее мы приступили к созданию собственных схем, рисунков, предполагая, чтоименно они помогутзапомнитьтуилиинуютемурусскогоязыка.

Таким образом, проанализировав теоретическую базу исследования, уточнив основныепонятия и подходы для данной работы, мы можем перейти к практической части исследования,где остановимся на собственном наглядном пособии «Инфографика на уроках русского языка».

Глава II. Приёмы инфографики на уроках русского языка.

Рассмотрим, как мы реализовали метод инфографики на уроках русского языка. Вот некоторые из них:

К примеру, при изучении темы «Фонетика. Согласныезвонкиеиглухие»

1.«Дом,вкоторомживутсогласные».(Приложение 1).Чтобылучшезапомнитьзвонкиеиглухиесогласные, мыпоселилиихвдвухэтажныйдомик. Унекоторых согласных звуков есть «соседи» (парные согласные), а у некоторыхих нет.

2. «Веселая прогулка».Этотрисунокможноиспользоватьприизучениитемы «Морфемика. Приставка» (Приложение 2). Нарисунке вы видитедвух весёлыхчеловечков,которые выходятиз дома,переходятмост,обходятлужуи,наконец,приходят внужноеместо. Проследим путьчеловечков по следующей схеме: «Два смешных человекаиз дома что сделали? (вышли), по дорожке что сделали? (пошли), на пути им встретилсямостик, оничто сделали? (перешли), большую лужу что сделали? (обошли), в нужное местоони что сделали? (пришли), открыли дверь в дом и что сделали? (вошли).Делаетсявыводобобразованииновыхсловприставочнымспособом.

3. Другой вид работы – использование кластернойдиаграммы для составления связного высказывания.

4.Не менее важную роль играют алгоритмы. Алгоритмы – это своего рода умные инструкции, помогающие ученику решить орфографическую проблему, поэтапные умственные действия, которые надо выполнить. Произнесение вслух, краткая запись шагов алгоритма способствует запоминанию всей цепочки рассуждений. Эти упражнения предполагают построение достаточно объёмных устных речевых произведений в монологической форме.

5.Один из действенных приемов является интеллект – карта или ментальная карта - это графический способ представления информации в виде карты, которая состоит из ключевых и второстепенных тем.

Например, при знакомстве с частями речи, в центре листа размещаем ключевое понятие (существительное), от которого отходят ветви грамматических категорий, морфологических признаков. По мере изучения темы дополняем ее примерами, комментируем написанное

6. Облако слов - эта форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.

Пример: выделите члены предложения, какие из них являются главными, какие второстепенными?

7.Найдилишнийпредмет.Данныерисункиможноиспользоватьприизучениитемы

«Обобщающиесловаприоднородныхчленах»(Приложение5).Сначаланужнонайтилишний предмет на каждом из рисунков (шляпа – рисунок 1, носки – рисунок 2). Необходимообъяснить,почемуэтотпредметявляетсялишним(шляпа–этоголовнойубор,анеодежда; носки не относятся к обуви). Для первой группы предметов общим слово является – одежда,для второй группы - обувь. Делается вывод о том, какие слова называются обобщающими.

8. Лексико – орфографическая работа с помощью рисунков.

Данныерисунки–подсказкиможноиспользоватьприповторениииобобщенииизученного по теме «Морфемика» (Приложение 6). По лексическому значению и рисунку –подсказкеопределите,окакомсловеидётречь.Графическииустнообъяснитевыборорфограмм в данных словах. Например, число,котороескладываетсясдругимчислом спомощьюсложения.(Слагаемое). Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу буквус,таккакэтаприставкапервойгруппы,котораяпишетсявсегдаодинаково;орфограммавкорне,пишубуквуа,таккаквкорне-лаг---лож-вбезударномположениипередгпишетсяа,о - перед ж и др.

Таким образом, можно говорить о результативности того или иного приема на уроке русского языка, который определяет­ся не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей к личности учителя и к самому предмету.

Глава III. Практическое обоснование эффективности использования приемов инфографики на уроках русского языка.

Среди учащихся 5 класса был проведен опрос, анкетирование.

Согласно результатам опроса большинство учащихся 5 класса (86%) знают, что такое инфографика.100% учащихся считают, что инфографика легче для восприятия и запоминания. Итак, можно сделать вывод, что инфографика действительно помогает легче воспринимать и запоминать информацию, способствует повышению грамотности учащихся.

Заключение

В ходе работы над проектом мы узнали много интересной и полезной информации.
Современный человек каждый день усваивает огромное количество информации, которая действуют на него различным образом. Очень часто нам приходится запоминать огромные объемы тексты в очень сжатые сроки. Данные, представленные с помощью инфографики, полностью соответствуют тому, как человек с древности воспринимал зрительные образы, поэтому она и является такой эффективной системой воспроизведения информации.

Работая над  проектом, мы нашли ответы на все поставленные вопросы.

В итоге, можно сказать, что цель и задачи, поставленные в начале работы, были достигнуты.

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

задания,включающиевсебяиспользование инфографики на уроках русского языкаразвиваютуучеников творческое воображение, наблюдательность,

приизученииразличныхправилрусскогоязыка ониявляютсяпомощникамивосвоении сложнейших правил русской орфографии,

выполненные в цвете, способствуют пробуждению интереса к предметудажеусамогонезаинтересованноговобученииученика,

онипростывприменении.

Использовать инфографику очень удобно, когда нужно быстро и эффективно донести большой объем информации или статистические данные. Преимущество инфографики в том, что с ее помощью можно сделать сложные сведения понятными и простыми.

В дальнейшем мы планируем систематически пополнять собственное наглядное методическое пособие по различным правилам русского языка.

Список используемых источников

  1. Никулова Г.А. Средства визуальной коммуникации – инфографика и метадизайн, [Текст]/Никулова Г.А.//«Образовательные технологии и общество» журнал-2010№ 2/Том 3. [Электронный ресурс] – Режим оступа:http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vizualnoy-kommunikatsiiinfografika-i-metadizayn

  2. Инфографика: шаг вперед, два назад? Статьи студии «Воробей», 2009 // Дизайн и верстка полиграфической продукции. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vorobeistudio.ru/articles/20090525

  3. Новичков А., Виды инфографики[Текст]/Новичков А.// «Виды инфографики» статья-2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://comagency.ru/vidyinfografiki

  4. Инфографика. Крупный план [Электронный ресурс] // Инфографика в примерах. URL: http://infoanalyze.blogspot.ru/2010/06/blog-post.html

5. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5класс:учебник.М.:Просвещение,2013. – 223с.[28]

6.tps://artalto.com/articles/infographics_for_business/

7.https://semantica.in/blog/chto-takoe-infografika.html

Приложение 1.

«Дом,вкоторомживутсогласные»

Приложение 2.

«Веселая прогулка»

Приложение 3.

Кластер

Приложение 4.

Алгоритм

определения склонения имени существительного

1 шаг. Поставь имя существительное в именительный падеж единственного числа

2 шаг. Выдели окончание.

3 шаг. Определи склонение.

Если окончание А или Я

Вывод (В): 1 скл. Вывод: 2 скл. 4 шаг. Определи род

м.р. ж.р.

В: 2 скл. В: 3 скл.

Приложение 5.

Интеллект – карта или ментальная карта

Интеллект – карта или ментальная карта

 

Буквы ё и о после шипящих

Глагол как часть речи

Приложение 6.

 

Облако слов

 

 

 

Приложение 7.

 

«Найдилишнийпредмет».

Приложение 8.

«Лексико – орфографическая работа»

Цирк Слагаемое Коллекция

Приложение 8.

Анкета - опросник по теме: «Инфографика»

Анкета - опросник

Укажите класс _________

Укажите возраст _________

Отметьте знаком свой вариант ответа

1. Знаете ли вы что такое инфографика?

да нет

2.Инфографика легче для восприятия и запоминания

да нет

Результаты анкеты – опросника учащихся

Просмотров работы: 327