Анализ текста романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» и интерпретация образа главного героя произведения

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анализ текста романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» и интерпретация образа главного героя произведения

Новосядлая М.М. 1
1МАОУ СОШ №4 г.Ишима
Иванова Е.Ю. 1
1МАОУ СОШ №4 г.Ишима
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

Актуальность работы определяется повышенным вниманием к усовершенствованию принципов лингвостилистического анализа.  Такая заинтересованность подразумевает рассмотрение системных уровней анализа, среди которых выделяются особенности образа главного героя литературного произведения и средства выразительности, которые позволяют автору претворить идеи в жизнь.  

Цель исследования заключается в демонстрации специфики лингвостилистического анализа текста и особенностей образа главного героя в теоретическом и практическом аспектах. 

 Для решения поставленной цели формулируются следующие задачи: 1.  Рассмотреть биографию Дэниела Киза и место романа «Цветы для Элджернона» в его творчестве;

2.  Произвести лингвостилистический анализ текста произведения романа «Цветы для Элджернона»;

3.  Проанализировать эволюцию образа главного героя романа «Цветы для Элджернона».  

«Цветы для Элджернона» — психологический роман, состоящий из дневниковых записей главного героя, поэтому каждый компонент образа подчёркивает психологизм произведения, важность психологической части в образе самого персонажа.  

Результаты лингвостилистического анализа текста и интерпретации образа главного героя романа «Цветы для Элджернона» дают возможность прийти к выводу, что каждый компонент важен и выполняет свои функции в лингвостилистической и образной структурах указанного романа.  

Введение

Вопросыолингвостилистическоманализетекстаиинтерпретацииобразаглавногогероязанимаютцентральноеместовсозданиилитературногопроизведенияипоэтомуонимогутбытьрассмотреныкакособаяпроблема.

Актуальностьработыопределяетсяповышеннымвниманиемкусовершенствованиюпринциповлингвостилистическогоанализа.Такаязаинтересованностьподразумеваетрассмотрениесистемныхуровнейанализа,средикоторыхвыделяютсяособенностиобразаглавногогероялитературногопроизведенияисредствавыразительности,которыепозволяютавторупретворитьидеивжизнь.

Предметомисследованиявнастоящейработеявляютсяпринципылингвостилистического анализа текста и особенности образа главного герояпроизведения.Объектом исследованиявыступаеттекстроманаДэниелаКиза «ЦветыдляЭлджернона».

Цельисследованиязаключаетсявдемонстрацииспецификилингвостилистического анализа текста и особенностей образа главного героявтеоретическом ипрактическомаспектах.

Длярешенияпоставленнойцелиформулируютсяследующиезадачи:

1. РассмотретьбиографиюДэниелаКиза иместоромана«ЦветыдляЭлджернона»вего творчестве;

2. Произвестилингвостилистическийанализтекстапроизведенияромана«ЦветыдляЭлджернона»;

3. Проанализироватьэволюцию образа главного героя романа

«ЦветыдляЭлджернона».

Вкачествеосновныхметодовисследованияприменялись:методанализа,собращениемособоговнимания на корреляцию рассматриваемого текста произведения в рамкахлитературнойи культурнойсвязях;интерпретационныйметод.

Работаосновываетсянатеоретическойбазе,сформированнойпорезультатамсистематизацииконцепцийиположений,разрабатываемыхвтрудах М.М. Бахтина, А.Б. Есина, Ю.Н. Караулова,А.В. Кухаренко, А.Г. Маклакова, А.Н. Мороховского, А.В. Флори и другихученых.

Научная новизна работы связана с выбором объекта исследования исредствегоэкспликации.ПроизведенияДэниелаКизанедостаточноисследованы,аобширныхнаучныхработподаннойпроблематикевстилистике,лингвистикеилитературоведениинеобнаруживается.Внастоящейработесистематизированыосновныепринципылингвостилистическогоанализатекста,представленыособенностиобразаглавного героя произведения и средства выразительности. Новизна состоиттакже и в том, что произведение Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» неподвергалосьранеемногоплановомулингвостилистическомуанализу;отсутствуюти методическиеиздания набазе указанногоромана.

Практическаязначимостьработысостоитвдопустимостииспользованияитоговисследованияпри обучении иностранному языку,атакженазанятияхпо развитию читательской грамотности.

ГЛАВАI.АНАЛИЗ ТЕКСТАРОМАНАДЭНИЕЛАКИЗА

«ЦВЕТЫ ДЛЯ ЭЛДЖЕРНОНА» И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗАГЛАВНОГОГЕРОЯПРОИЗВЕДЕНИЯ

1.1 Месторомана«ЦветыдляЭлджернона»втворческойбиографииДэниелаКиза

Дэниел Киз — американский писатель. Родители Киза ранее проживалив России, а затем эмигрировали в США, где в 1927 году и родился будущийписатель. Новым местом проживания семьи стал Бруклин [1]. ОтецДэниела Киза был владельцем магазина подержанных вещей, а что касаетсяматери,тоонасвязаласвоюжизньсработойкосметолога.НесмотрянаотсутствиеуродителейКизавысшегообразования,онибылидовольныстремлением сына к знаниям, но хотели направить все его способности всферу врачебной практики. Родители уговорили Киза поступить в медицинский колледж,где он блестяще окончил первый курс, но учёба внезапно прервалась из-заслужбы в армии [1]. Именно там случился переломный момент —Дэниел Киз не смог спасти пациента. Этот трагический случай заставил егооставить врачебную практику. По возвращении из армии Киз отказался отидеивернутьсявмедицинскийколледжиизбралдлясебяновыйпуть,поступивна психологический факультет.

Новоеместо обучения помоглоДэниелу Кизу впостроенииобразовправдоподобных персонажей. Без всякого сомнения, это прослеживается вовсехпроизведенияхписателя,ведьониполностьюобъятыпсихологическим мотивом.Окончивуниверситет,Кизсначалаустроилсявредакцию,гдеписалрассказы,азатемработалвшколе.Спустявремяонзащитилдиссертацию в области филологии, что изменило его жизнь окончательно.Всё своё время Киз посвятил работе в университете в качестве преподавателяанглийского языка и литературы. Помимо этого он проводил специальныекурсыпоискусствуписьмаизанималсясобственнымилитературнымипроизведениями.

Творческий процесс Дэниела Киза относится к промежутку времени,когда писатели Америки в своих произведениях заявляли, что «американскаямечта — абсолютно иллюзорна» [1]. Любимой темой писателейтоговременисталатемапротивопоставлениянегуманнойреальностиотдельной личности, подавляемой самой цивилизацией. Произведения Кизанаполненыпоискаминравственного,эстетического;иименноэтосталоглавнойдетальюлюбогогерояпроизведенийписателя.Самыйпервыйрассказ Дэниела Киза под названием «Прецедент» вышел в свет в 1952 году,нославанашлаКизатолькопосленаписаниявторогопосчётурассказа— «Цветы для Элджернона», который был опубликован в 1959 году [1].После,в1966году,короткоепроизведение«ЦветыдляЭлджернона»переросло вполноценныйроман содноименнымназванием.

В книге «Элджернон, Чарли и я» Киз повествует о ключевом моменте,которыйдалтолчоккнаписаниюрассказа.Образованиеотделяло писателя от близких людей, будто бы помещало в новый мир, вкотором существовалопросвещение. Современем Киз пришёл кмысли отом,ачтобыло,еслибыкто-тосмогулучшитьинтеллектотдельногоиндивида. Именно тогда появились первые зачатки идеи, которые легли восновуегорассказа,апослесталиведущимиидляромана.Вэтотжедень писателю необходимо было препарировать живую мышь. К удивлению Кизамышьбылабеременна,чтонетолько повергло еговшок,ноиогорчило.

ИсториясмышьюнашлаглубоковнутриДэниелаКизаособенныйотклик.Впоследствии,когдавозниквопросотом,какоеживотноетребовалосьдляопытаврассказе«ЦветыдляЭлджернона»,икакоеживотное могло стать своеобразным метафоричным воплощением главногогероя,писательтутжевыбралмышь.ТемжевечеромКиззанималсяподготовкойкконтрольнойработе,котораябыласвязанастворчествомпоэтов Великобритании. Среди многочисленных строк Дениэл Киз отметилдля себя интересное имя. Писателя звали Элджернон Чарли Суинберн [1].ЭтоимяотпечаталосьглубоковподсознанииКиза,однакоиспользовал его писатель далеко не сразу, а только когда начал работать вшколе,вкоррекционном классе[1].

Однажды один ученик спросил у Киза, сможет ли стать умнее, еслибудет заниматься с усердием, и тогда писатель понял, что такого рода людимогутиметьпредставлениеолимитесобственногопотенциала,аэтопорождает новое противостояние между человеком и обществом. Именно этимысливернулиКизакегобылойидее,ионпонял,чтоименночеловекумственно отсталыйобязанстатьгероемего рассказа[1].

Созданная Дениэлом Кизом история рассказывает о человеке по имениЧарли Гордон. Чарли — тридцатидвухлетний умственно отсталый мужчина,который работает уборщиком в хлебопекарне и ходит в вечернюю школу,упорностремясьулучшитьсвоинавыки.Чарли–добросердечныйирадушный. Он с лёгкостью даёт согласие на экспериментальную операциюновоготипа,котораяобещаетпостепенныйростIQ.Свыкнувшисьсизменениямивсвоёммире,Чарлиначинаетизучатьегоснова,ссамогоначала. Эксперимент прошёл удачно, однако, в конце истории Чарли Гордонанастигаетдеградация,котораявозвращаетгероявисходноесостояние,вкоторомонпребывалдооперации.Романвсравнениисрассказомобладает

необычно раскрытым сюжетом — именно здесь возникает любовный интересЧарликженщинеипоявляютсявоспоминанияосемье.Этиэлементы,бесспорно,наделяютобразболееяркимикраскамииделаютего живым.

Стоитотметить,чтоисториявозникновенияроманапослерассказабыладовольнонепростой:передпубликациейобоихпроизведенийвсеиздательстваотвергализаписиКиза,объясняясвоёрешениетем,чтоуисториислишкомпечальныйфинал.НоДэниелКизникакнемогсогласиться на изменение конца произведения, ведь таковой была изначальноего мысль—возвратглавного героя к прежнемусостоянию.

Через некоторое время, уже в 1960 году, Киз получил премию «Хьюго»зарассказ«ЦветыдляЭлджернона».ИсторияЧарлиГордонаникакнежелала оставлять писателя, иавтор понял, что хотел бы рассказать мирубольше о главном герое. В 1966 году Киз получил премию «Небьюла» уже зароман «Цветыдля Элджернона»[1].

Произведениесталонеотъемлемойчастьюфондалитературымира,переиздавалось множество раз, переводилось на многие языки, и даже былоэкранизировано[1].

1.2 Лингвостилистический анализ текста на материале романа ДэниелаКиза«ЦветыдляЭлджернона»

Роман «ЦветыдляЭлджернона» относитсякжанрунаучной,фантастической драмы, а также имеет непосредственное отношение к жанрудневниковыхзаписей.Носледуетотметить,чтофантастическаясоставляющаянетакобширнаизанимаетвтороеместоповажности,посколькудраматическийкомпонентрасполагаетсянапервомместе.Дневниковые записи — это циклично пополняемые записи, которые имеютотношениекэпизодамсопределённымчисломккаждойпометке[2].

Можносказать,чтоу Чарлиобыкновенная, ничем непримечательная жизнь, наполненная собственнымимоментами радости и печали.Однако освоихтяжбах онпрактически неделает пометки в отчётах, не потому, что их слишком мало, а по причинетого,чтоЧарлиихневидит.ДэниелКизпишет,чтоглавныйгеройповествует о коллегах из хлебопекарни, о семье, с которой слишком давно не     встречается,одруге,чтоиспытываетчувствосостраданиякЧарли,ипоэтомувзялнаработувсвоюпекарню,омиссКиниан,учительнице,которая проводит занятия в вечерней школе для умственно отсталых. Таковмир Чарли Гордона и даже если он невелик, жесток, то герой не обращает натовнимания.Кизуказываетнато,чтоонвидитипонимаетнаподсознательномуровне,нонеделаеткаких-то конкретныхвыводов.

Следует упомянуть, что одну из самых важных ролей в произведениииграетпорядок,вкоторомскладываетсясамаистория,таккаксвидомподачитесносвязановосприятиечитателя.ПроизведениепредставленоввидеотчётовЧарлиГордона,иподобныедневниковыезаписипомогаютсоздавать детали, которые касаются непосредственно самого главного героя.Всамомначалеисториичитательвидитпроисходящеечерезпризмувосприятияумственноотсталогочеловека,азатемсозерцаетэволюциюперсонажа: после экспериментальных действий герой начинает по-другомувосприниматьсемью,коллег и мир вокруг.

Философскиемоментыроманаследуетразграничитьнанесколькоподходов.Первымделомнужноотметитьалогичныевеяния.Впроцессероста интеллекта главный герой больше отдаляется от окружающих. Чарливечноуказывают,чтовпрошломонбылдобрым,приветливым,заводилновых друзей. Однако сам герой осознаёт, что все те дружеские связи быличистойиллюзией.Чарли Гордон всегда был среди людей по тойпричине, что являлся доступной мишенью для бесконечных насмешек. Насамомделеэтот«социум»—отчуждение,котороенеподдаётсяразмышлениямумственноотсталогогероя.Поумнев,оносознаетстепеньотчуждениямногихокружающихеголюдей.Кизпишет,чтоЧарлиосвобождаетсяотвлияющегоотчужденияприпомощиколлаборацииумственного и эмоционального, однако окружающие устроены так, что ниумственно отсталый человек, ни признанный гений не будут допущены котчуждённостиобществапопричине видимых различий с ним[1].

В создании образа Чарлидооперациипомогаетподборкахарактерныхсловсособенным,фиксированным перекликанием звуков. В начальных записях главный геройиспользуетмногодлинныхпредложений,носрединихестьиболеекороткие. Таким образом, Киз заключает в небольшие высказывания такоесредство,какаллитерация.Намибылонайдено7примероваллитерации.   Приведемнаиболееяркие изних: «Youreabigboynow»; «Heis abadboy».

Впроцессеознакомлениястекстомчитательзнакомитсясрезкимпросторечным стилем, итакое средство является важнейшим компонентомсреди всех особенностей главного героя. Кизвидоизменяетследующиеслова,азатемсновавозвращаетихвпрежнююформу,показываяпрогресс,чтояркоподчёркиваетзвукоподражание: alredy— already; dicshunery—dictionary; rong—wrong.

Яркимпримеромзвукоподражаниявтакомслучаеявляется следующее предложение: «I heard someone bang on the desk, and then Professor Nemur shouted».

Ещёоднимважнымвыразительнымсредствомнафонологическомуровнеявляетсязвуковаяинструментовка.ДанноесредствоДэниелКизшироко употребляет в самом начале произведения, стремясь показать черезподбор определённых словуровеньинтеллектаглавного героя: «Hegavemeachancewithanothercard…»; «...maybeIllbelikeeveryoneelse.

Морфологическийуровеньзанимаетособоеместовтекстепроизведения,таккакглавныйгеройвсвоихотчётахзаписываетфразыименнотак,какемукажетсяправильно,чтокакзакрепляетзаконкретными словами первичную функцию, так и рождает абсолютно новую. В процессе анализапроизведениябылообнаружено216подобныхпредложений. 115 — предложения, содержащиеместоимение «I», котороевыполняет функцию подлежащего, что является совершенно типичным дляуказанноголичногоместоимения.Крометого,данноеместоимениепозволяетфиксироватьфункциюещёоднойчастиречи—глагола.ВследующихпримерахДэниелКиззадействуетглаголывролисказуемого,приэтомкаждыйглаголсопровождаетсяместоимением«I»: «Idintseenuthingintheink...»; «Iwish Iknewsomefancythingsalredy»; «...Idontthinkshereallylikedit»; «I mglad I mgoingback to work...»; «Ihatethatmouse».

Следующийрассматриваемыйуровень—лексический.Наданномуровне стилистические средства употребляются особенно ярко. В процессеанализапроизведениябылиотмеченытакиестилистическиеприемы,какаллюзия,гипербола,ирония,метафора,оксюморон,олицетворение,сравнениеиэпитет.Аллюзиязанимаетвлингвостилистическоманализеособоеместо,ведьблагодаряэтомусредствуможноболеедетальнопроследитьразвитиеумственныхспособностейЧарли.

Гипербола—этоотличительныйзнакграмотнойписьменнойречиглавного героя. Вдальнейшихотчётахсвоегоперсонажаавториспользуетболеекрасочныегиперболы,которыестановятсявсёубедительнееиужесложноповерить,чтосоставляющийотчётыпрежнийЧарлиГордон: «The constant juxtaposition of "Algernon and Charlie" and "CharlieandAlgernon"madeitclearthattheythoughtofbothofusasacoupleof experimental animals who had no existence outside the laboratory»; «Icouldn’tbeanyworseoffthan Iwas before»; «Hisbowels feel asiftheywillburst».

Можно сказать, что ирония в романе является особенной, ведь один изеё видов погружает Чарли в моральную дилемму. В тот самый момент, когдаодинчеловеккрадётденьгиудругого,главный геройосознаёт,чтоинтеллект

  • вещьдалеконепростаяисовсемнето,чемкажетсяизначально.

МоральныедилеммывыходятзарамкивысокогоIQ.Кизобрисовываетситуациюследующим образом: «Whats right? Ironic that all my intelligence doesn’t help me solve aproblemlike this».

СамЧарливидитситуациюскражей,пропускаетеёчерезсвоимыслительныепроцессы,норазумнепоспеваетзаморалью,эмоциями,поэтомувданномслучаепрослеживаетсяособеннаяирония,основойкоторойпослужилиценности.Ещёоднаяркаяирония,отраженнаявтексте - это горькая ирония.

Метафораванализируемомтекстепредставленашироко,нарядусриторическимивопросами.Чарлисвысокимуровнеминтеллекталюбитупотреблятьметафорывсвоихотчётах.Стоитобратитьвниманиенаметафору-сравнение.Кизмастерскиподошёлкэтомувыразительномусредству, употребляя следующим образом: «Youre like a giant sponge now, soaking things in».

МиссКиниансравниваетгероясгубкой,котораявпитываетвсебязнания. Заметим, что до некоторого времени Чарли очень был похож на этусамуюгубку,ведьразумегобылосвобождёнот сложнойинформации.

Кизуказывает,чтокогдаегогеройпереходитнановыйэтапинтеллектуального развития, ток нему являетсяосознаниетого, каким онбылраньше,какимбарьеромдлянегобылсобственныйуровеньинтеллекта. Языккакбарьер.Указаннаяметафоравполноймерераскрываетсявследующемпримере: «He reminds me that language is sometimes a barrier instead of apathway».

Даже негативные эмоции главного героя автор описывает с помощьюметафоры. Так, к примеру, Чарли по-настоящему злится, когда мисс Кинианзамечает,чтоумственныеспособностиЧарлирастуттакстремительно,чтоонпоходитнаподозрительного циника.Кизобыгрываетэтуситуациютак: «Did you think I’d remain a docile pup, wagging my tail and lickingthefootthatkicksme?».

Интереспредставляетито,какЧарли,пребываянапикесвоегоумственногоразвития,обозначаетотношениясматерьюсловом«буря»,находявэтоммногообщего.Следующийпримерявляетсяяркойиллюстрациейтакойметафоры: «She was two people tome…my sister knew the storm warnings,and she would always be out of range whenever my mother’s temperflared —but italways caught meunawares».

Авторнеразподчёркивает,чтотемасемьидляегогерояявляетсябольной, поэтому Чарли Гордон вновь прибегает к метафоре как к средствуобозначенияихнепростыхотношенийсматерью.Чарлиповествуетонесправедливомобращениивдетстве,сравниваяегоскафедральнымсобором.ДэниелКизобыгрываетданнуюситуациювследующемконтексте: «And other times there would be tenderness and holding-close like awarm bath, and hands stroking my hair and brow, and the words carvedabovethecathedralof mychildhood».

Можно сказать, что Чарли, всё же, достигает искусной величины своихметафорическихвысказываний.Оносознаёт,чточеловеческийразумособеннаявселенная: «Iamanexpandinguniverseswimmingupwardinasilentsea» .

Оксюморон в тексте почти не встречается, зато это средство помогаетсоздавать особенные контрасты, играя со словами на свой лад. В следующемпримереДэниелКизнамеренносталкиваетпонятия«образованный»и «глупый»,применяяоксюморон: «Ithoughtmyintelligencecreatedthebarrierformypompous,foolish pride...».

Следующее средство на лексическом уровне — это олицетворение. Впроцессе анализа было обнаружено всего 3 примера олицетворения, но всеонисвязаныспериодомрасцветаумственнойдеятельностиЧарлиГордона: «Theroaroftheoven»; «Warmsweet smell».

Другая группа примеров основана на ещё одном средстве — сравнении.Стоит отметить, что до начала эксперимента в отчётах Чарли сравнения невстречаются. Первое упоминание сравнения можно встретить в тот момент,когдаЧарлиГордонделитсявзаписяхвоспоминаниямиосестре: «Shewas likea bundle all pinkandscreaming sometimesthat Icouldntsleep».

Последнийуровеньлингвостилистическогоанализанабазевыразительных средств—синтаксический. Здесь рассматриваютсятакиесредствакакантитеза,градация,повтор,риторическийвопрос,умолчание.

Первымвыразительнымсредствомуказанногоуровняявляетсяантитеза. Важно отметить, что антитеза используется в данном тексте узко ипобольшейчастидляобозначенияуровнямыслительнойдеятельностиглавного героя. Так, в данном примере Чарли анализирует свою работу ещёдоначала экспериментов: «...I lern something in Miss Kinnians class at the school I ferget alot».

А в этом примере Дэниел Киз представляет антитезу уже в процессеумственного ростаперсонажа: «...nobodyreallycaresaboutCharlieGordon,whetherhe'samoronoragenius».

Следующийприём—градация.Онавстречаетсявтекстелишьединожды.Вданномслучаеонапоказываетособеннуюатмосферуситуациииполётмысли персонажа: «If not for that none of us would everhave to grow old and sick, anddie».

Ещёоднимсредствомвыразительностинасинтаксическомуровнеявляетсяповтор. Указанное средство— особенное в некотором роде, ведьонопронизываетвсюструктурутекста.Всамомначаленаблюдениймывстречаемзаписиподзаголовком«progrisriport#»,следомидётдата,акогда экспериментначинаетприноситьсвоиплоды,тоотчётыподписываютсяследующим образом: «Progress Report #». Повторение в этом плане начинаетизаканчиваетисторию,спервого идопоследнегоотчётаглавного героя.

Можно сказать, что риторический вопрос широко представлен на всехуровняхтекста.Впроцессеанализапроизведениянайденоисистематизировано 17 предложений, которые содержат риторический вопрос.

Умолчаниюжеотведенаответственнаяроль,ведьэтотприёмсодержитсявфинальнойфразеромана.Благодаряуказанномусредствупредложениеприобретаетноткимрачностииоставленныхнадежд: «Please if you get a chanse put some flowers on Algernons grave inthebakyard…».

 

1. 3 Эволюцияобразаглавногогерояромана «ЦветыдляЭлджернона»

Проведяанализлингвостилистическихсредств,используемыхвромане, обратимся к рассмотрению эволюции образа главного героя романа.Какужебылоотмечено,структураобраза обладает непростой природой идля её полного, всестороннего рассмотрения необходимо проанализироватьглавныекомпоненты.

Речевой образный портрет использовался в качестве компонента длясоздания образа героя, где важно следующее: дневниковые записки ЧарлиГордонакакглавныйвидязыковогоотображенияречигерояи,следовательно,особенностиречиперсонажа,гдеимеютсявсевозможныесредствавыразительности,такиекакпросторечныйстильинамеренныйнадломпривычногостроясинтаксиса.

Образныйпортретспсихологическойнаправленностьюширокопредставлен тем, что Чарли пишет отчёты о каждом новом дне с начальногоэтапа экспериментального опыта, поэтому упрощается видение внутреннихизменений в эмоциональном, интеллектуальном и психических планах. Кизпревосходнорисуетобразперсонажа,необычайнотщательновоссоздавая лексическиеипунктуационныеособенностиписьменнойречиглавногогероя. Таким образом, это даёт возможность проникнуть в глубины замыслаавтора об эволюции личности Чарли. Невероятные умственные способности,к сожалению, обладают губительными последствиями, которые отражаютсякакна самой личностичеловека, такина близкихлюдях.

Хронотоп произведения — важная составляющая, которая оказываетвлияние на образ главного героя. История Чарли Гордона длится всего семьмесяцев. Также важно акцентировать внимание на порядке ведения отчётов.Разноеколичествозаписейговоритосложнойструктурепсихологического

состояния.Итак,веснойЧарлиГордонпишет11отчётов,летомужеменьше - 6,аосеньюэтовсёголишь1отчёт,которыйстановитсяфинальным.

ЧарлиГордонпроходитнесколькостадийинтеллектуально-эмоциональногоусовершенствования:этаппередоперацией,этаппослеоперации,вследзаэтимэтап,вкоторомпрослеживаетсяожидаемоепродвижение,впоследствииследуетстремительноеуменьшениевозможностей. Важно отметить, что на каждом новом этапе экспериментапретерпеваетизмененияконцепт,чтоотвечаеткакзановыйобразмирагероя,такизаязыковыесредства,апотомуколебанияпочастиэмоциональнойобстановкистановятсявсёсильнее.

Совершенствование личности делаетвозможным процесс восприятиямира, в котором живёт Чарли и окружающих. Главный герой испытываетнеподдельное разочарование в своих постулатах, осознает, что заблуждаетсявовсём,запутался;онпереосмысливаетиотношениеколлегксвоейличности, приходя к пониманию, что их шутки — злые и зачастую слишкомжестокие.

ЕслисосредоточитьсянахронологиисобытийвотчётахЧарли,товних прослеживаютсянекоторыезакономерности:

а) изменения в жизни главного героя связаны с изменением временгода. Так, после первого операционного процесса приходит весна, что являетсобой особенный символ нового мира Чарли, улучшение — это лето, котороеприходится на пик возможностей героя, а полная деградация — это осень,когдавсепроцессы оборачиваются вспять.

б) изменения в языковой среде героя. С увеличением интеллекта Чарлиречьобогащаетсяразличнымистилистическиокрашеннымисредствами:сравнение,метафора,риторическийвопроситакдалее.Сутратойбылых

возможностейпереченьуказанныхсредстврезкосокращается,азатемивовсеисчезаетизотчётовЧарли Гордона.

Предполагается,чтоавторпризываетчитателейподуматьнадужасающейзакономерностьювромане:человекусовсемненужнаподдержкадругих,когда егоинтеллектслишкомвысок.

Заключение

Произведение«ЦветыдляЭлджернона»обладаетневероятныммногообразиемвыразительныхсредств,безкоторыхнепредставляетсявозможнымлингвостилистический анализ. Данный анализбылпроизведённавсехуровнях:фонетическом,морфологическом,лексическомисинтаксическом.Стоиттакжеотметить,чтовыразительныесредствапрекрасно дополняют намеренные нарушения речи главного героя романа,подчеркиваютпросторечный стиль.

«ЦветыдляЭлджернона»—психологическийроман,состоящий издневниковыхзаписейглавногогероя,поэтомукаждыйкомпонентобразаподчёркивает психологизм произведения.Рассмотрениетакихкомпонентовпозволяетвыделитьследующие составляющиеобразаперсонажа:

    1. вербальный образный портрет не описан автором детально, по ужеуказаннойпричиневажностипсихологическойстороны;

    2. речевой образный портрет занимает главные позиции и это можнообъяснитьформойлитературногожанра—дневниковыезаписи;

    3. образныйпортретспсихологическойнаправленностьютакжечрезвычайноважен.Анализособенностейглавногогерояинтерпретируетегокакчеловека,которыйстремитсякинтеллектуальному развитию. По мере развития сюжета у герояпрослеживаютсяновыекачества:повышенныйуровеньэмоциональности,слишкомвысокийинтеллект,стремлениерассуждатьирасставлятьакцентына внутреннемсостоянии;

    4. происхождение имени персонажа освещено слабо и сводится лишь кмысли,чтоимяЧарлиозначает«храбрый».Человек,способныйпоборотьвсетрудности,встречающиесявпроцессеэксперимента;

    5. эстетико-художественнаядеталь—способорганизацииконтрастирующих основ. Здесь прослеживается поэтапная эволюцияинтеллектуальноговгерое,атакжеобнаруживаетсядеталь,указывающаянабудущие событиявжизни персонажа.

Результатылингвостилистическогоанализатекстаиинтерпретацииобраза главного героя романа «Цветы для Элджернона» дают возможностьприйти к выводу, что каждый компонент важен и выполняет свои функции влингвостилистическойиобразной структурах указанного романа.

Списокиспользованнойлитературы

  1. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теорияипрактика:учебник,практикумдлястуд.вузов,обуч.поспец.

«Филология»/Л.Г.Бабенко,Ю.В.Казарин.–3-еизд.,испр.–М.:

«Флинта»:Наука,2005.–495 с.

  1. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарныхнаук/М.М.Бахтин,сост.С.Г.Бочаров.–СПБ.: Азбука, 2001.–336 с.

  2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; сост. С.Г.Бочаров;примеч.С.С.Аверинцев,С.Г.Бочаров.–М.:Искусство,2000.

– 423с.

  1. ЕнукидзеР.И.Художественныйхронотопиеголингвистическаяорганизация:дис....канд.фил.наук:10.02.04/Р.И.Енукидзе.–Тбилиси,1990.– 194с.

  2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения:учеб.пособие /А.БЕсин.– М.: «Флинта»: Наука, 2017.–248 с.

  3. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В Жеребило. –5-еизд.,испр.идополн.– Назрань: Пилигрим,2010.–488с.

  4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. –7-еизд.– М.:ЛКИ,2010. – 264 с.

  5. Кухаренко В.А. Интерпретация текста:учеб.пособие для студентовпед.ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / В.А. Кухаренко. –2-еизд.перераб.–М.: Просвещение,2000.–192с.

  6. ЛотманЮ.М.Структурахудожественноготекста.Обискусстве/Ю.М.Лотман.– СПБ.:Искусство-СПБ,2000.– 488c.

  7. МаклаковА.Г.Общаяпсихология:учебникдлявузов/А.Г.Маклаков.

–СПБ.: Питер,2016.–592 с.

  1. МороховскийА.Н.Стилистикаанглийскогоязыка/А.Н.Мороховский,О.П.Воробьёва,Н.И.Лихошерст,З.В.Тимошенко.–Киев:Вища школа,2001.– 272с.

  2. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий /А.Н.Николюкин.– М.: Интелвак,2003. –1596с.

  3. Пелевина Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста / Н.Ф.Пелевина.– СПБ.:Просвещение,2002.– 271с.

  4. ФилипповаЛ.С.Современныйрусскийязык.Морфемика.Словообразование: учебное пособие / Л.С. Филиппова.– М.: Наука,2009.– 248с.

  5. ШабановаН.А.Словарьлитературоведческихтерминов/Н.А.Шабанова.– Республика Коми: Инта,2008.– 37 с.

  6. HillC.AHistoryofDanielKeyes’FlowersforAlgernon.HistoryOfTheBook,2004.– 11p.

  7. KeyesD.Algernon, CharlieandI:AWriter’sJourney.FL:ChallcrestPressBooks,1999. –228p.

  8. KeyesD.FlowersforAlgernon. NY:HarvestBooks,2004.–320с.

  9. Keyes D. Flowers for Algernon. (short story) [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://e-libra.ru/read/145495-flowers-for-algernon-short-story.html.

Просмотров работы: 220