Проблема подлинных и мнимых жизненных ценностей в рассказе Александра Васильевича Круглова «Сюрприз»

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема подлинных и мнимых жизненных ценностей в рассказе Александра Васильевича Круглова «Сюрприз»

Корлякова М.И. 1
1Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Единство» г. Вологда
Анкудинова Е.В. 1
1МУ ДО ДЮЦ «Единство» г. Вологда
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Прежде чем начать разговор о подлинных и мнимых жизненных ценностях персонажей рассказа А.В. Круглова «Сюрприз», следует решить, с какой точки зрения мы будем оценивать их подлинность. Так как наш разговор о произведении глубоко верующего русского писателя-христианина, то наиболее целесообразным для разрешения данного вопроса является подход к нему с точки зрения христианской морали.

Понятие «ценности» воспринимается как обозначение важности предмета. Ценности подразделяются на «духовные» и «материальные». К ценностям духовным принято относить нормы морали, любовь и дружбу, искусство и науку, религию; к материальным – деньги, богатство.

Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Одной из основных черт христианской религии является учение о полном господстве духовного над материальным, и принцип нестяжательства является ключевым для христианина. С понятием христианских духовных ценностей связано различение добра и зла, смирения и тщеславия, зависти и бескорыстной любви к ближнему. Этих нравственных категорий мы и будем придерживаться в ходе настоящего исследования.

Основными факторами формирования нравственных ценностей у человека являются образование, воспитание, религия. Огромную роль в нравственном воспитании играет и литература. Поставить перед читателем проблемы нравственности, предлагая ему разрешить их для себя, – одна из главных её задач. Несомненно, каждая эпоха диктует свои темы и проблемы для творчества. Но всё-таки сложно найти такое произведение в литературе, в котором наряду с философскими, социальными, политическими, экологическими проблемами не поднимались бы проблемы нравственные.

Проблема подлинных и мнимых ценностей ставилась во многих произведениях русской классики, например в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя, «Бесприданнице» А.Н. Островского, «Вишнёвом саде» А.П. Чехова.

Творчество Александра Васильевича Круглова, о котором пойдет речь далее, в этом плане не стало исключением, писатель также поднимал в своих произведениях острые нравственные проблемы.

1.Обоснование новизны и актуальности темы. Цели, задачи и методы исследования

В своей работе я обращаюсь к творчеству полузабытого ныне, но очень интересного писателя А.В. Круглова. Имена многих писателей остаются забытыми, но если эти писатели забыты, это не значит, что их деятельность совсем не имела никакого значения и не оставила свой след в литературе. Я считаю важным и интересным делом изучение малоизвестных авторов.

В автобиографии под названием «Пережитое» Круглов сам писал об этом: «Ошибка думать, что заслуживают внимания только люди большой известности, сильного, крупного таланта. О таких «особые воспоминания», и о них говорят многие. Но ведь если победу на войне делают не одни генералы, то и в бою с тьмой и ложью, в бескровной битве – несомненно, победу с гениями и «генералами» разделяют также и малые чины, иногда даже такие, о которых говорят: «и другие»» [8].

В конце XIX – начале XX века А.В. Круглов пользовался популярностью, особенно как детский писатель, за годы своей литературной деятельности он выпустил более ста книг, сотрудничал со многими газетами и журналами. Однако постепенно творчество писателя было забыто, и интерес к нему возник только в 60 – 70-е годы двадцатого века. В местной печати о нем появились статьи В. Железняка, В. Прищепенко, Н. Калаева, Л. Каленистова. В них, в частности, речь шла о традициях Ф.М. Достоевского в творчестве писателя. Статья В.Железняка даже называлась «Ученик Достоевского» [2]. Будучи еще студентом, Александр Васильевич решился лично обратиться к знаменитому писателю за советом: представил ему свой роман. Несмотря на то, что роман этот был раскритикован, встреча писателей оказалась довольно теплой. Круглов вынес для себя многое и впоследствии считал себя учеником Достоевского. «Об этой встрече (1873) есть подтверждение в исследовании Л.П. Гроссмана «Жизнь и труды Ф.М. Достоевского». Да и сам Круглов всю жизнь благоговейно почитал память своего учителя. Благодаря Достоевскому, Круглов утвердился в своей христианской вере и в том, что «истинный путь – Христос».

Основная цель настоящего исследования – раскрыть своеобразие нравственной проблематики рассказа А.В. Круглова «Сюрприз».

Данная цель обуславливается следующими задачами:

  • познакомиться с литературной деятельностью полузабытого автора;

  • проанализировать рассказ «Сюрприз» как наиболее типичный для творчества писателя;

  • раскрыть заданную тему на уровне анализа образной системы и композиционного строя произведения.

Основным методом исследования является литературоведческий и контекстуальный анализ произведения.

2. Краткая биографическая справка об А.В. Круглове

Александр Васильевич Круглов (1852 – 1915 гг.) – это полузабытый русский писатель, прозаик, поэт, журналист. Уроженец города Великого Устюга Вологодской губернии.

Писал под псевдонимами «Веселый Устюжанин», «Скучающий Вологжанин», Грязовцев, Вологодский и другими. Потеряв в раннем детстве отца, который был коми-зырянином, Круглов был воспитан в Вологде матерью и старшей сестрой, унаследовав от них преданную веру в Бога. Отсюда и берёт начало религиозная тематика большинства его произведений. Александр Васильевич работал над многими литературными жанрами: был автором духовных и детских стихотворений, святочных и христианских рассказов, пытался также написать и роман, но эта попытка оказалась неудачной. Всего отдельно было выпущено около 100 его книг: «Живые души» (1885); «Лесные люди», «На исторической реке» (1890); «Под колесом жизни»; «Свои – чужие»; «Немудреное счастье» (1895); «Провинциальные корреспонденты» (1886) и др. В произведениях писателя также затрагиваются тема природы, острые проблемы русской деревни, патриотизма.

3. Тематика и проблематика рассказа «Сюрприз»

Одним из типичных для творчества А.В. Круглова, религиозных по духу рассказов является «Сюрприз», написанный в 1886 году.

В произведении поднимается проблема сохранения духовных ценностей, уникального культурного наследия и нравственной ответственности перед потомками за их сохранение, а также проблема подмены духовных ценностей материальными. Главный герой произведения, купец Колесов, человек невежественный, тщеславный и неразборчивый в средствах, став старостой, наносит непоправимый ущерб древней церкви. Деятельность таких людей, по мысли автора, является пагубной для исторического и культурного наследия.

Генерал-археолог считает должность церковного старосты высокой и почётной, староста должен быть «хранителем и ревнителем святой старины». Однако главным мотивом церковного рвения Колесова является желание «утереть нос» Петьке Метлину, получить мундир и медаль. Для этих целей он не жалеет денег, а «денег у Колесова было не мало». Так в рассказе возникает тема власти денег. «А деньги ли не сила?» [7, с. 181] – убеждён Колесов. Именно эта сила в руках невежественного купца привела к гибели храма.

В произведении также поставлена проблема особой ответственности духовенства за сохранение древних памятников. Ценность «ветхозаветного» храма должен был понимать отец Павел, однако он принял покровительство богатого купца и его подарки и не помешал неосознанному вандализму Колесова. Главную вину за гибель храма генерал возлагает на священника: «Ему… ему простительно… он, видите, понимает цену только рубля…а вы-то, батюшка! Разве вы не понимали, что губите, на какую святыню историческую руку поднимаете?» [7, с. 199].

Таким образом, мы можем отметить, что в произведении ставится проблема истинных и мнимых ценностей. «Драгоценностью», «богатством», «историческим сокровищем» является древняя церковь, «святая старина», а отнюдь не деньги Колесова, на которые храм был погублен: «Погубили всю драгоценность, украли то, чего не вернёте, может быть, всеми вашими деньгами!» [7, с.198].

4. Роль названия, сюжета и композиции в раскрытии нравственной проблематики произведения

Название рассказа, «Сюрприз», можно трактовать по-разному: с точки зрения Колесова и с точки зрения генерала-археолога. Оба персонажа ожидали друг от друга отличное от того, что получили. Колесов во время визита к генералу ничего не сказал о переделках в церкви, думая сделать тому сюрприз и заслужить похвалу и награду. Генерал же ожидал увидеть древний храм, но увидел гибель его. Сюрприз оказался неприятным и для купца, и для археолога. Стоит заметить, что название сразу заинтересовывает читателя. Он остается заинтригованным на протяжении всего рассказа, вплоть до финала мучается вопросом, что же неожиданное произойдет.

Сюжет произведениямне показался занимательным.В рассказе повествуется о Василии Петровиче Колесове, первогильдейном купце города Неладинска. Он мечтает о почетном положении церковного старосты, но не из религиозных соображений, а потому что «как-то обидно» купцу первой гильдии оставаться «в пренебрежении». Единственный способ добиться места старосты, по мнению Колесова, – льстить и демонстрировать свое главное достоинство – деньги, так как церковь эта бедная, маленькая, полуразвалившаяся. План сработал – место он получил. Сдержав свои обещания по обустройству церкви, Колесов не жалеет средств, покупает все самое новое и потому, на его взгляд, лучшее. Более того, поверх старого (ветхозаветного) письма он приказывает всё покрыть сюжетами из Нового Завета, как можно гуще и ярче. В конце произведения прибывает генерал-археолог, увидев, что Колесов сотворил с культурными и историческими ценностями, приходит в ярость и уезжает, что, естественно, оказывается абсолютным сюрпризом и для Колесова, и для всех остальных.

Композиция рассказа включает пять глав. В I главе происходит завязка. Действие начинается с незначительного случая: мужик-погорелец в присутствии Колесова называет Петьку Метлина «анаралом», потому что тот одет в мундир церковного старосты. С этой минуты обиженный Колесов решает во что бы то ни стало быть старостой. Во II главе подробно описывается церковь Иоанна Предтечи, и передан разговор Колесова и отца Павла. Из III главы мы узнаём об избрании Колесова старостой и его грандиозных планах. В IV главе планы купца воплощены в жизнь, и в город приезжает генерал. V глава является кульминационной, и в ней же происходит развязка. Интересно, что кульминационный момент находится в самой последней, пятой, главе, тем самым усиливается эффект неожиданности. Композиционный строй произведения позволяет, таким образом, раскрыть проблему подлинных и мнимых ценностей. В конце I главы мы узнаём о том, какая церковь станет «жертвой» купца, во II главе описывается её уникальная красота, в III и IV главах показана власть денег в действии, в V главе предстают её катастрофические последствия, и в ней же генерал произносит слова о «святой старине» и ничтожестве денег перед истинными ценностями.

5. Образная система произведения. Классификация образов-персонажей через систему их жизненных ценностей

Всех персонажей рассказа можно разделить на тех, кто руководствуется мнимыми ценностями, и тех, кто проповедует подлинные. Нравственный облик персонажей позволяют раскрыть прежде всего их поступки, но так как действия в произведении как такового мало и большую часть рассказа составляют диалоги, то языковой уровень является также важным для понимания образов, поэтому особое внимание будет уделено не только действиям героев, но и их речи.

Персонажи, проповедующие подлинные ценности

Представителями истинных ценностей в рассказе являются только два персонажа: Ивин, бывший староста церкви Иоанна Предтечи, и приезжий генерал-археолог.

Персонажи, проповедующие мнимые ценности

К персонажам, представляющим мнимые ценности относятся прежде всего главный герой рассказа, Василий Петрович Колесов, «виноватый лишь своим невежеством», его супруга Перепетуя Семеновна, подсказавшая мужу именно церковь Иоанна Предтечи и подстрекавшая его к лести и притворству ради места старосты, Балыкин, кум и друг Колесова, а также большинство прихожан церкви и попадья.

Персонажи, занимающие промежуточное положение

На мой взгляд, двух персонажей, отца Павла и Петьку Метлина, нельзя отнести ни к первой, ни к второй группе. Они занимают промежуточное положение, и ниже я попытаюсь обосновать свою точку зрения.

5. 1 Система жизненных ценностей Василия Петровича Колесова

В образе Колесова показан невежественный купец-самодур, напоминающий Дикого из «Грозы». В I главе Колесов показан в семейной обстановке. Он оттрепал своего сына за волосы за то, что тот читает книгу. За то же он отругал и дочь, мотивируя это следующим:«Чтобы не читали беспутных книг, а делом занимались». Литература не является для Колесова ценностью. Своей жене купец постоянно указывает на «её место»: «Я тебе сказал, что делаю, как хочу… и ты не указ». А в одном из разговоров, при посторонних людях он грубо оскорбил жену, сказав, что она «уже совсем облупилась». По этим словам и поступкам можно понять, что Василий Петрович придерживается домостроевского семейного уклада. Он груб и деспотичен с домашними, срывает на них зло. Ведь когда его гордость была уязвлена тем, что мелочник Метлин ходит в мундире, он сорвался в первую очередь именно на них, а гнев, как известно, является одним из семи смертных грехов.

Василий Петрович несправедлив в своем отношении и к другим людям: кого-то он запросто может посчитать «неравным себе». Значимость людей для него измеряется их чином и состоянием. На протяжении всего рассказа Колесовым движут зависть и тщеславие. Купец завидует тому, что мелкий торговец Петька Метлин получил место старосты. Из-за уязвленной гордости Колесов отзывается о мелочнике исключительно отрицательно, хотя по сути тот ему ничего не сделал. Ивин, бывший староста церкви, для Колесова тоже «птица не важная, портняжка для мещанского звания». В разговоре с отцом Павлом, купец говорит, что «не хочет подсиживать Ивина», что, конечно же, является неправдой.

Безусловно, самым пагубным поступком Колесова в произведении было его «обустройство» церкви, описанное в четвертой главе рассказа. Он считает, что заслуга старосты измеряется теми деньгами, которые он тратит на церковь, поэтому собирается «разделать её, как игрушечку», задумываясь только о внешней, материальной стороне вопроса. «А ведь для старосты необходимо достояние», – произносит он. Колесова не интересует, какими нравственными качествами должен обладать староста, ему важно лишь получить мундир. Поэтому в дальнейшем купец всеми силами, а вернее материальными средствами, пытается доказать Метлину, себе и окружающим, что тоже имеет право занимать такой пост. Он приказал раззолотить и покрыть новой резьбой царские врата, закрасить живопись на колоннах картинами из Нового Завета (несмотря на то, что церковь ветхозаветная), все иконы старого письма переделать заново, всю утварь пожертвовать деревням, а все книги, «дареные, с надписью собственноручно тех людей», поместить в кладовую. Главное то, что всё это было сделано не из любви к Богу и не из «христианской ревности о храме», а лишь из-за тщеславия, уязвленной гордости и невежества. Последнее замечает и сам генерал-археолог в конце рассказа: «Ему простительно… он, видите, понимает цену только рубля». В Библии же сказано: «Легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное».

Автор уделяет большое внимание описанию колокола, излитого по заказу Колесова. Купец настоял украсить его кружевной надписью по краям, в которой было прописано всё: «…и когда родился отец Павел, и где он учился, и где служил… перечисление дел и добродетелей нового старосты… фамилии прежних старост, настоящего дьячка и даже звонаря…» и так далее. Тщеславие Колесова проявилось и здесь. Он упомянул в надписи всех церковных служителей, но в первую очередь себя и собственные добродетели, хотя для настоящего христианина главными качествами являются скромность и смирение.

Колесов не понимает значение и красоту церкви, которая, несмотря на свою убогость и невзрачность, была самым настоящим достоянием древности. Она была основана в первых годах христианства на Руси и «являлась памятником далекого времени, когда и в убогой обстановке люди приходили в экстаз и все молившиеся сливались в общем пении, которое неслось широкою волною и замирало в вышине купола». В последних строчках ясно видна разница между ценностями прошлых поколений и нынешних. Если тогда главным являлась сама вера, то сейчас большее внимание уделено обустройству церкви, будто именно в этом проявляется вера в Бога.

Обратим внимание на речь Колесова. Она примечательна своей эмоциональностью, наполнена восклицательными предложениями, часто грубого характера, оскорблениями. Василий Петрович не церемонится ни со своей женой («молчи, дура», «дубина неотесанная», «чурбан осиновый»), ни с теми, кто, как он считает, его не стоит. Например, с Петькой Метлиным («чать наше дело твоему не пара», «не твое дело, знай крупу вешай», «а Петьку утоплю!») или даже с несчастным нищим, которого встретил на дороге («дурак, лисой-то прикидываешься», «дурак, бродяга», «мошенник»). В репликах Колесова преобладают местоимения первого лица: «я», «мне», «моё», так как он много говорит о самом себе, часто сравнивая себя другими и ставя себя выше их («наше дело твоему не пара», «Он генерал, а я – ваше степенство...нет!», «я отец и знаю, что надо»). Но в разговоре с отцом Павлом представляется совершенно другая картина. Купец якобы считает себя ниже, чем батюшка, и в своей речи чаще употребляет местоимения второго лица множественного числа, тем самым выказывая притворное уважение, («Вы, батюшка, здесь владыка, вам первому и идти», «Но разве возможно равнять с Вами?»). В одном из разговоров Колесов произносит красноречивую фразу: «Никто его праведность не трогает… Да в каком банке набожность-то учесть можно?», тем самым подтверждая, что он всё меряет деньгами. Всё это говорит о тщеславии, хитрости и невежестве главного персонажа, о непонимании истинной веры. Он признает ценность только денег и чинов, то есть ценность материальную.

5.2 Система жизненных ценностей Перепетуи Семеновны и Балыкина

Перепетуя Семеновна, супруга Василия Петровича, и кожевник Балыкин, его кум и друг, всячески поддерживают купца в его корыстном стремлении получить место старосты, так как их видение мира совпадает с видением Колесова. Это проявляется и в их отношении к остальным. Жена Василия Петровича так же, как и её муж, разделяет людей по чинам и деньгам: «Слава богу, мы не какие-нибудь овощники, а первогильдейные…».

Аналогично поступает и Балыкин. В одном из диалогов он так говорит о Петьке Метлине: «Ну, брось его к ляду!.. Вот нашел еще кого вспоминать!» Богатство и власть признаются за достоинство и силу человека и Балыкиным: «...карман у тебя, благодаря Богу, толще дохтурского брюха!», «тряхни сумой – вот тебе и мундир!», и Перепетуей Семеновной: «Этого не слизнуть, что говорить: чин большой и деньгой нас забьет…».

В плане отношений в семье Перепетуя Семеновна несколько отличается от своего супруга. Например, она защищает детей от разъяренного отца, говоря следующие слова: «…да что я за зверя хищная, что буду терзать своё детище? За что?»

5.3 Система жизненных ценностей прихожан и попадьи

Прихожан отступили от истинных ценностей, быстро согласившись принять «именитого купца» на пост старосты для своей церкви: «Прихожан не пришлось долго уговаривать. Разве не приятно иметь именитого купца старостою в своей церкви? Тем более такого купца, который обещает и церковь обновить, и колокол повесить гулкий, и певчих на свой счет держать… Да это просто клад!». Видно, что эти самые прихожане нравственно неразборчивы и не различают сиюминутные интересы и христианские ценности. И это страшно, потому как кому, если не самим верующим, их различать?

О попадье же мы знаем, что она уже давно пытается уговорить своего супруга отца Павла заменить Ивина, а когда Колесов становится старостой, не может нарадоваться его подаркам: «Мы в пять лет не видали от Ивина и сотой доли, что этот нам в какие-нибудь два месяца переслал!» говорит она про фаю на платье и о всякой провизии (чай, сахар, закуски, вино). Материальное для попадьи оказывается намного важнее духовного. Стоит также заметить, что она оказывает явное влияние на своего мужа, руководит им, хотя по христианскому учению супруга должна быть примером кротости и послушания. Это также показывает мнимость веры героини.

5.4 Отношение персонажей, представляющих мнимые ценности, к вере

Примечательно то, как различные герои относятся к вере и Богу. Внешне Василия Петровича Колесова можно принять за глубоко верующего человека: он настаивает на благословении, хвалит службу («служба благолепна»), жалеет о разрушении церкви, рассуждает о том, каким должен быть староста, проявляет свою «христианскую ревность» о храме. На самом же деле, купец не способен понять суть и глубину христианской веры. В момент размышлений Колесова о благополучии церкви автор подчёркивает многозначительную художественную деталь – драгоценный перстень на пальце. В разговоре с женой, купец всё время отмахивается: «Отстань ты со своей святостью-то».

Перепетуя Семеновна в своей речи чересчур часто упоминает Бога и Святых («Бога ты не боишься!», «Господь с тобой, перекрестись», «Царица Небесная, святые угодники новгородские, ярославские, киевские и московские!...», «чать, я христианка…»), но вряд ли и её можно назвать истинной христианкой. Как сказал Архимандрит Иоанн (Маслов), «Христианское имя без Христианской жизни есть лицемерие».

5.5 Система жизненных ценностей Ивина

В самом действии рассказа Ивина нет, о нём мы узнаем только со слов других персонажей. Нам становится известно, что Ивин – человек набожный, был избран на пост самими прихожанами. Ивин, как истинный христианин, проявил кротость и не стал спорить с решением прихожан и отца Павла: он подал свой голос за Колесова, но сам не пришел на голосование. В результате Ивин получил поддержку лишь от нескольких прихожан, которые проголосовали за него только потому, что он «человек честный и обижать его не за что». Отец Павел также признает положительные качества Ивина: «Я Ивина уважаю за его благочестие и радение…», но считает эти достоинства меньшими, чем «достоинства» Колесова. «…но разве можно равнять с вами?..» – говорит он купцу о предыдущем старосте.

5.6 Система жизненных ценностей генерала-археолога

Известие о приезде генерала-археолога появляется еще в четвертой части, но сам персонаж предстает перед читателем только в последней, пятой, части рассказа. Он ясно понимает значимость занимаемого Колесовым поста: «Знаете ли, какое это почетное звание: староста!», считает себя с купцом коллегами, так как полагает, что Василий Петрович «хранитель и ревнитель святой старины», тем самым показывая, как важна для него культура древности, творчество и вера предков. Когда же генерал видит «сюрприз», что приготовил ему Колесов, он приходит в отчаяние от того вреда, что причинил купец. На глупые попытки Василия Петровича оправдаться фразами наподобие «я всё на свои средства», археолог отвечает: «Да что вы на свои средства… что вы сделали-то?... Погубили всю драгоценность, украли то, чего не вернете, может быть, всеми вашими деньгами!.. Ведь это богатство было… ведь всё, всё, что вы закрасили – историческое сокровище». Именно этот момент является кульминационным в рассказе, именно эти строчки являются основными для понимания главной идеи произведения: настоящие ценности деньгами не измерить, истинное богатство то, что имеет под собой духовную основу. Авторская позиция выражается именно в репликах генерала.

5.7 Отец Павел и его жизненные ценности

На первый взгляд, кажется, что отец Павел – представитель мнимых ценностей, так как он позволил невежественному купцу стать старостой церкви, не смог остановить Колесова и спасти культурное наследие, с радостью принял все его подарки: «Отец Павел, хорошо понимавший пользу Колесова для церкви, конечно, перешел на его сторону. И как не перейти? Церковь – церковью, да и лично отцу Павлу было выгодно». Но всё же, по моему мнению, вопрос о его жизненных ценностях довольно спорный. Дело в том, что почти во всех поступках и словах отца Павла чувствуется некая неуверенность, будто бы он поступает по инерции или по чьей-то воле. Отчасти так и есть, этот персонаж полностью зависим от своей супруги: «…а уж если она [попадья] стояла за него [Колесова], то и отец Павел не мог стоять за кого-нибудь другого». Его бесхарактерность проявляется даже в речи: она скупа и неразнообразна. Большую часть времени священник молчит, ожидая мнения жены, или же покорно соглашается почти со всем, что говорит ему купец, прихожане, генерал-археолог, то есть вообще окружающие его люди. Таким образом, у этого героя практически нет собственного мнения, он слишком слаб (хотя его слабость оборачивается катастрофой для церкви), значит, однозначно говорить о его ценностях, подлинные они или мнимые, нельзя.

5.8 Петька Метлин и его жизненные ценности

Как ни странно, но и Петька Метлин, на мой взгляд, не может быть отнесен ни к одной из заданных категорий. Конечно, о своем мундире он отзывается «не без самодовольства», но в то же время не ставит себя выше остальных, а к Колесову обращается наравне: «…мы с вами торговцы… по одной торговой линии идем». Встреченного на улице бродягу Метлин, в отличие от купца, не прогоняет, а подает ему. На этом практически и заканчивается то, что мы знаем об этом герое. Далее в основном о нём неодобрительно отзывается Василий Петрович, но зная о несправедливом отношении этого персонажа к другим людям, было бы неразумным верить его словам.

6. Заключение

В ходе анализа рассказа, были сделаны следующие выводы:

  • Врассказе «Сюрприз» А.В. Круглов затронул актуальные проблемы нравственности и подошёл к их осмыслению с точки зрения христианской морали. В произведении подняты важнейшие духовно-нравственные проблемы сохранения памятников «святой старины», нравственной ответственности людей перед потомками за них, истинной веры, подмены истинных ценностей мнимыми.

  • В произведении отразилось глубокое знание автором христианской культуры. В главе II даётся подробное описание архитектуры церкви, старинных фресок, икон, картины, предметов церковной утвари.

  • Писательпоказал, насколько сильной может быть подмена понятий у людей, как подлинные ценности могут исчезнуть под напором мнимых и какой вред это может нанести культуре и исторической памяти людей.

  • Автор с иронией описывает мир купечества, в изображении которого ощущаются традиции А.Н.Островского. Главными жизненными ценностями для них являются деньги, положение в обществе, чин. Их нравственные ориентиры искажены. Их отличают тщеславие, зависть, самодурство, невежество. Они всё меряют рублём и не понимают, что вера рублём не измеряется.

Не случайно и название городка, в котором происходит действие рассказа, – Неладинск. «Неладна», неблагополучна жизнь его обитателей. Спешные меры, предпринимаемые полицмейстером перед приездом генерала («Улицы мелись тщательно, и даже извозчикам, выехавшим на «крысах», запряжённых в «ковчеги», приказано было «убираться к чёрту» [7, с. 189]), напоминают действия чиновников из гоголевского «Ревизора».

  • Сюжетно-композиционная организация произведения играет важную роль в раскрытии проблемы подлинных и мнимых ценностей. Развитие действия замедляется благодаря развёрнутым описаниям и диалогам персонажей. Первые четыре главы посвящены деятельному церковному «рвению» Колесова, кульминационной является последняя, пятая, глава, и в ней же происходит развязка: ожидаемый Колесовым триумф оборачивается катастрофой.

Список литературы

1.Баранов С.Ю. «Я – Божьей милостью – певец…» // Вологодская афиша: дайджест культурной жизни: журнал. – 2010 – №2 (Осень)

2.Железняк В. «Вологодский ученик Достоевского» - Вологодский комсомолец. – 1978. – 14 июня.

3.Железняк В. «Ученик Достоевского» – Литературная Россия. – 1978. – 17 ноября.

4. Калаев Н. «Писатель эпохи безвременья» – Красный Север. – 1959. –14 октября.

5. Каленистов Л. Властительная сила. – Красный Север. – 1994. – 17 мая.

6.«Поэты Вологодского края» часть вторая (сост. – Баранов С.Ю.)

7. Круглов А.В. «Сюрприз». // «Дорога к дому». – Вологда: ООО «Учебная литература», 2008.

8. Круглов А.В. «Пережитое» (житейские и литературные воспоминания) – Вологда: Русь, 1997.

Просмотров работы: 55