Самые важные орфограммы в русском языке

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Самые важные орфограммы в русском языке

Чикунов А.М. 1
1МОУ «Гимназии № 17 Ворошиловского района Волгограда»
Сайкина Е.С. 1
1МОУ «Гимназии № 17 Ворошиловского района Волгограда»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время грамотных людей встретишь немного, и это печально. К сожалению, люди в современном мире начинают забывать, что такое грамотность. Во многом виноват Интернет, социальные сети и мессенджеры в смартфонах. Но, в большей степени виноваты сами школьники, потому что они мало читают книги, пишут и учат правила по русскому языку. Если сейчас из нас никто не будет уделять должного внимания грамотности, то кто в будущем станет учителем русского языка и будет учить следующее поколение?

Русский язык в Российской Федерации является государственным, поэтому ему учат детей во всех школах нашей страны. Особое внимание уделяется письменной речи, особенно разделу «Орфография». Это связано с тем, что многие слова в русском языке пишутся не так, как произносятся. Каждый случай требует, чтобы человек применил определенное правило или воспользовался словарем. Этим определяется актуальность исследования данной работы.

За два года обучения в начальной школе было изучено уже много орфограмм, и мне стало интересно, какие из них являются самыми важными в русском языке. Это способствовало решению провести данное исследование.

Цель исследования – нахождение самой распространенной орфограммы в русском языке.

Задачи исследования:

  1. Систематизировать орфограммы, изученные за два года в школе.

  2. Провести орфографический анализ текста.

  3. Проанализировать полученные результаты.

  4. Сделать выводы.

Метод исследования – орфографический анализ текста.

Предмет исследования – отрывки текстов, взятые из различных источников по программе Начальная школа XXI века.

Объекты исследования – орфограммы и части слов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Орфограммы, изученные в первом и втором классе

по программе Начальная школа XXI века

Прописная буква в начале предложения и в именах собственных

С прописной (заглавной, большой) буквы пишутся:

• Первое слово в предложении: Учимся писать без ошибок.

• Первое слово каждой строки стихотворения.

Имена, отчества и фамилии (Дима, Света, Александр Сергеевич Пушкин).

• Клички животных (Мурзик, Каштанка, Тишка, Шарик).

• Названия стран (Россия, Белоруссия, Украина),

городов (Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск),

сёл и деревень (Михайловское, Саввино),

улиц, проспектов, площадей (улица Тверская, Невский проспект, Театральная площадь).

• Названия рек (Амур, Волга, Дон, Нева),

озёр (Байкал, Ладожское, Онежское).

Гласные после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши)

Сочетания ча-ща пиши с буквой «а»: чаща, чай, щавель, общаться.

Сочетания чу-щу пиши с буквой «у»: щука, щупать, чудо, чуть-чуть.

Сочетания жи-ши пиши с буквой «и»: жить, животное, ошибаться, сшиб.

Сочетания -чк-, -чн-

Сочетания -чк-, -чн- пишутся без «ь», потому что звук [ч׳] мягкий, не имеет твердой пары: бочка, ручка, точный, скворечник.

Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова)

Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными необходимо запомнить. Это словарные слова.

Часто непроверяемые орфограммы бывают в словах иноязычного происхождения. Слова появились в русском языке из другого языка: капитан, пианино, тренер, футбол и мн. другие. Непроверяемыми могут быть и непроизносимые согласные в корне слова: чувствовать.

Во многих словах необходимо запомнить правописание удвоенной согласной: ссора, класс, коллектив, группа, ванна, суббота и др.

Знаки препинания в конце предложения

В конце предложения ставится точка: Мы изучаем родной язык.

Если предложение произносится с особым чувством, то ставится восклицательный знак: Как же интересно изучать родной язык!

Если задаётся вопрос, то вместо точки ставится вопросительный знак:

Тебе интересно изучать родной язык?

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных

Мягкий знак обозначает в словах мягкость согласного: день, соль, роль, банька, фильм и т.д.

Проверяемые безударные гласные в корнях слов

Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением: трава́ – тра́вы, кольцо́ – ко́льца, дрова́ – (нет) дро́в.

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов

Если корень оканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук – это опасное место. Чтобы проверить такую согласную, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й׳], [в], [в׳].

са[т] – сады → сад

тру[т] – трудный → труд

лис[т] – листва → лист

ро[к] – рога → рог

(есть) лу[к] – (нет) лугов → луг

Непроизносимые согласные в корне слова

В русском языке есть слова с сочетанием нескольких согласных звуков, при произношении которых возможно выпадение одного из согласных. Эти согласные звуки называют непроизносимыми.

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове: сердце, местность, солнце, здравствуйте.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, следует найти родственное слово или изменить слово так, чтобы этот согласный звук слышался отчётливо: изве[сн]ый – весть → известный, прекра[сн]ый – прекрасен → прекрасный.

Исключения: здравствуйте, лестница, чувствовать, праздник. Эти слова нужно запомнить!

Разделительные мягкий и твердый знаки

Разделительный мягкий знак «ь» пишется после букв согласных звуков перед буквами е, ё, и, ю, я внутри корня или между корнем и окончанием:

вьюга, вьюн, лисья, муравьи.

Разделительный твердый знак «ъ» пишется между приставкой, которая оканчивается на букву согласного звука, и корнем, начинающимся с букв е, ё, ю, я: подъезд, подъем, въехать.

Правописание приставок: до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова.

В приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о: довод, окрик, облёт, отвести, поглядеть, подрасти, проучить.

Исключения: прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук, паводок. Эти слова нужно запомнить!

В приставках за-, на-, над- всегда пишется только буква а: записать, нарисовать, надломить.

Правописание суффиксов

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Их главная задача – создавать новые слова, т.е. такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это человек, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

В нашем проекте мы рассмотрим только те, которые успели изучить в первом и втором классе, и требующие проверки при написании.

Суффиксы существительных: онок-, -ёнок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ость-:

После мягких согласных, кроме [ч׳], пишется суффикс -ёнок-: тигрёнок, утёнок.

После твердых согласных и [ч׳] пишется суффикс -онок-: волчонок,

мышонок.

Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе со-храняется, «не убегает»: ключик – ключика, зайчик – зайчика.

Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает»: замо-чек – (нет) замочка, листочек – листочка.

Суффикс -ость- в ударном и безударном положении пишется одинаково: щедрый – щедрость, гибкий – гибкость, нежный – нежность.

Суффиксы прилагательных: -ев-, -ив-, -чив-, -лив-:

Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения – -ев-: правди́вый, игри́вый, волево́й, боево́й.

В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и, как под ударением, так и без него: пугли́вый, терпели́вый, дове́рчивый, забы́вчивый.

Словообразование сложных слов

Если слово имеет два корня, то оно образовано способом сложения.

Например:

земля + е + мерить = землемер

снег + о + падать = снегопад

Между корнями сложного слова стоит соединительная буква «о» или «е».

Раздельное написание предлогов с другими словами

Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово: отбежать, наступила, поплыл, слетелись.

Предлог – это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово: на (замерзшей) реке, с (крутого) берега, по (синему) небу, в (зеленые) луга.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Исследование частоты использования орфограмм

в русском языке

    1. Орфографический анализ текстов

Для исследования частоты использования орфограмм, мы взяли пять отрывков из различных текстов. Каждую орфограмму выделили определенным цветом:

Прописная (заглавная) буква в начале предложения и в именах собственных

Гласные после шипящих чаща, чу-щу, жи-ши

Сочетания -чк-, -чн-

Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова)

Знаки препинания в конце предложения

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных

Проверяемые безударные гласные в корнях слов

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов

Непроизносимые согласные в корне слова

Разделительные твердый и мягкий знаки

Правописание приставок до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

Правописание суффиксов - онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ость-; -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, лив-

Словообразование сложных слов

Раздельное написание предлогов с другими словами

Былина

Как Илья из Мурома богатырём стал (отрывок)0

В от раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.

В друг видит – подходят к его избе три нищих странника. Постояли они у ворот, пос тучали железным кольцом и говорят:

- Встань, Илья, отвори калиточку.

Г. Скребицкий

Весна-художник (отрывок)0

В сё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле берёзовы х веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело.

Ш. Перро

Кот в сапогах (отрывок)0

Х озяин кота и сам не знал, верить этому или нет, но он хорошо помнил, на какие хитрости пускался этот плут, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мертвым, то повиснув на задних лапах, то зарывшись чуть ли не с головой в муку. Кто его знает, а вдруг и в самом деле он чем-нибудь поможет в беде!

П очему нужно быть осторожным (отрывок)0

Н екоторые думают, что если человек осторожный – значит трусливый, он всего боится. Но это совсем не так. Осторожность – это предусмотрительность: всегда нужно представлять, что может случиться, какие будут последствия твоего поведения и поступков.

Г . Х. Андерсен

Стойкий оловянный солдатик (отрывок)0

М альчик сейчас же принялся расставлять их на столе. Двадцать четыре были совершенно одинаковые – одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твердо, как другие на двух.

    1. Орфографический анализ текстов

На основе исследования частоты использования орфограмм по выбранным текстам, составим таблицу (Таблица 1), занесем полученные данные, проанализируем, сделаем выводы.

Таблица 1

Орфограмма

Тексты0

1

2

3

4

5

Всего

1

Прописная (заглавная) буква в начале предложения и в именах собственных

11

10

5

4

9

39

2

Гласные после шипящих ча-ща, чу-щу, жи-ши

2

2

2

0

1

7

3

Сочетания -чк-, -чн-

1

2

0

0

0

3

4

Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова)

12

3

11

14

15

55

5

Знаки препинания в конце предложения

4

6

2

3

5

20

6

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных

5

1

4

5

5

20

7

Проверяемые безударные гласные в корнях слов

10

10

7

9

12

48

8

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов

2

1

4

2

2

11

9

Непроизносимые согласные в корне слова

0

0

0

0

2

2

10

Разделительные твердый и мягкий знаки

4

0

0

0

0

4

11

Правописание приставок до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

7

3

3

2

2

17

12

Правописание суффиксов - онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ость-; -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, лив-

0

2

0

3

2

7

13

Словообразование сложных слов

0

0

0

0

1

1

14

Раздельное написание предлогов с другими словами

8

5

8

1

6

28

Всего:

66

45

46

43

62

262

Распределение орфограмм по частоте использования показано на рис. 1

Рис.1. Частота использования орфограмм в русском языке

    1. Выводы

Исследовав орфограммы русского языка, мы выяснили:

  1. В пяти выбранных текстах орфограммы встретились 262 раза.

  2. Самым сложным оказался текст Былины «Как Илья из Мурома богатырём стал». Там «опасных мест» больше всего – 66 орфограммы.

  3. Самой частой орфограммой является «Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов», т.е. словарные слова – встретилась 55 раз.

  4. Рядом с победительницей исследования стоит орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корнях слов» – встретилась 48 раз.

  5. Тройку лидеров замыкает орфограмма «Прописная (заглавная) буква в начале предложения и в именах собственных» – встретилась 39 раз.

  6. Самыми нераспространенными оказались следующие орфограммы:

  • Разделительные твердый и мягкий знаки – 4 раза;

  • Сочетания -чк-, -чн- – 3 раза;

  • Непроизносимые согласные в корне слова – 2 раза;

  • Словообразование сложных слов – 1 раз.

Таким образом, самые частые орфограммы можно представить как лидеров нашего исследования (рис. 2).

Рис. 2. Орфограммы-лидеры по частоте использования в русском языке

Заключение

Вот и закончилось наше увлекательное исследование. Мы проделали большую, но очень полезную работу. В ходе этой работы мы не только повторили все свои знания об орфограммах, но и потренировались в их нахождении.

При работе над данным проектом мы узнали, что в письменной речи русского языка есть очень много различных орфограмм, т.е. «опасных мест», где можно ошибиться. Выявили самые важные орфограммы в русском языке.

На первом месте оказалась «Правописание непроверяемых гласных и согласных в корнях слов (словарные слова)». Слова с такими орфограммами нельзя проверить, их нужно запомнить. В русском языке очень много словарных слов. Так, например, в самом известном Орфографическом словаре Д.Н. Ушакова их более 15 000.

На втором месте была орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корнях слов». Слова с такими орфограммами можно проверить, подобрав такие однокоренные родственные слова, где безударная гласная будет под ударением.

На третьем месте – «Прописная (заглавная) буква в начале предложения и в именах собственных».

Приведем рекомендации для повышения орфографической грамотности:

  1. Регулярно самостоятельно читать. Польза чтения для повышения орфографической грамотности письма огромна. Читая книги, мы не только увеличиваем свой словарный запас, но и запоминаем правописание слов, в том числе словарных. Чтение помогает человеку и во многих других направлениях его жизни.

  2. Читать вслух орфографически. При таком чтении лежит артикуляционная память. Нужно обязательно произносить слово именно так, как оно написано. Благодаря этому оно прочно остается в памяти движений нашего речевого аппарата.

  3. Развивать орфографическую зоркость, т.е. уметь замечать орфограммы при письме. Для этого существуют различные методики и упражнения.

  4. Учить правила написания орфограмм русского языка и применять их на практике.

Список использованных источников и литературы

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / В.Ф. Виноградова. – 6-е изд., дораб.. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 176 с. : ил.

2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 8-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 176 с. : ил.;

3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 8-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 176 с. : ил.;

4. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / [С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.] ; [под ред. С.В. Иванова]. – 4-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил.;

5. Сказки зарубежных писателей / [Сост. Петрушеня З.П.; Худож. Слаук В.П.] – Мн.: Беларусь, 1986. – 477 с. : ил.;

6. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков. – 60-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 316 [4] с. – (Российский учебник).

0 Литературное чтение : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 8-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 176 с. : ил. – с. 19.

0 Литературное чтение : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. Л.А. Еф-росинина]. – 8-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 176 с. : ил. – с. 102.

0 Сказки зарубежных писателей / [Сост. Петрушеня З.П.; Худож. Слаук В.П.] – Мн.: Беларусь, 1986. – 477 с. : ил. – с. 19

0 Окружающий мир : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / В.Ф. Виноградова. – 6-е изд., дораб.. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 176 с. : ил. – с. 61.

0 Сказки зарубежных писателей / [Сост. Петрушеня З.П.; Худож. Слаук В.П.] – Мн.: Беларусь, 1986. – 477 с. : ил. – с. 227

0 1. Былина. Как Илья из Мурома богатырём стал (отрывок)

2. Г.Скребицкий. Весна-художник (отрывок)

3. Ш.Перро Кот в сапогах (отрывок)

4. Почему нужно быть осторожным (отрывок)

5. Г.Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик (отрывок)

Просмотров работы: 160