Роль двоеточия в БСП в раскрытии образа Печорина (по повести «Княжна Ме-ри», одной из глав романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль двоеточия в БСП в раскрытии образа Печорина (по повести «Княжна Ме-ри», одной из глав романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Зеленков В.А. 1Тарбеева А.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Ветлянских М.В. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Данная работа посвящена опыту раскрытия образа героя литературного произведения, а именно главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григория Александровича Печорина через наблюдения за причинами постановки конкретного знака препинания – двоеточия - между частями сложного бессоюзного предложения. Нами исследован текст одной из повестей произведения (всё оно состоит из 5 глав-повестей) – «Княжны Мери». Как обучающиеся, так и взрослые читатели редко прибегают к подобным наблюдениям в качестве авторских подсказок или совсем никогда этого не делают. Считаем наличие данного факта неразумным: каждый художественный текст обладает своими характерными особенностями - и лексического строя, и преобладанием конкретного морфологического материала, и синтаксически-пунктуационными тонкостями... Зачастую именно они содержат прямое указание на смысл произведения, специфику образов героев. Поэтому уверены:наше исследование актуально.

Проблема, думаем, заключается в необходимости разгадать такой авторский – лермонтовский - приём, как многочисленное употребление конкретного знака препинания – двоеточия – в бессоюзном сложном предложении (БСП). Данная проблема и продиктовала цель работы. Итак,

Цель исследования - отображение роли двоеточия в БСП в раскрытии образа Печорина (по повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери»).

Задачи:

1. Осуществить обзор печатных источников по теме.

2. Обозначить условия постановки двоеточия в БСП.

3. Изучить содержание фрагмента дневника Печорина – повести «Княжна Мери».

4. Вычленить бессоюзные сложные предложения в означенном произведении.

5. Выявить причинно-следственные связи между частями отобранных БСП.

6. Выявить доминирование одного из четырёх пунктов правила о постановке двоеточия в БСП на страницах повести.

7. Обозначить роль двоеточия в БСП в раскрытии образа Печорина (по повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери»).

Смеем предположить следующую гипотезу: писатель использует двоеточие с целью отобразить причинно-следственные связи явлений, которые показывают особенности мышления, внутреннего мира главного героя романа М. Лермонтова.

Для решения задач были использованы следующие методы:

- изучение и анализ литературы (работа с печатными источниками: исследованиями по теме, созданными до нашего, текстом повести, материалами учебника и пособий по русскому языку);

- отбор (выделение необходимых для классификации фактов);

- статистический (подсчёт сложных предложений с постановкой двоеточия);

- классификация и систематизация (разделение сложных предложений с двоеточием по группам в зависимости от причины постановки знака, оформление полученных данных в таблицу).

Объект исследования: БСП с двоеточием между простыми предложениями в повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери». Предмет исследования - значение второй части сложных бессоюзных предложений с двоеточием между двумя частями и, как следствие, объяснение определённой информации о герое первого психологического романа отечественной классической литературы.Аналогов нашей работе мы не обнаружили, что говорит о её оригинальности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материал классического произведения отечественной литературы для глубокого осмысления применения правил русского языка, возможности опосредованного отношения к литературе как науке.

Основная часть

На начальном этапе исследования нами была поставлена задача отыскать размышления, мнения, созвучные нашему пониманию многократного использования определённого знака препинания в повести «Княжна Мери», поскольку именно она является идейно-композиционным центром «Дневника Печорина». Эта структурная единица романа является особенной, так как ярче и объёмнее всего обнажает противоречивость, сложность и глубину натуры главного героя – Григория Александровича Печорина. Весь роман посвящён его пребыванию «по казённой надобности» на Кавказе. События, свидетелем и участником которых становится Печорин, разворачиваются в разных местах этого региона, но драматические отношения между персонажами, относящие читателя в Пятигорск, бывший в первой половине XIX в. культурным центром Северного Кавказа, лечебницей, куда столичное светское общество устремлялось на воды, являются самими напряжёнными...

  1. Обзор опубликованных источников по теме

Для рассмотрения вопроса были изучены следующие материалы:

1. Методическая разработка бинарного урока «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Язык романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»1. Её автор, воронежский учитель русского языка и литературы Ивченко В.А., на примере одной из глав - «Тамань» - знакомит девятиклассников с особенностями языка романа М.Ю. Лермонтова. В процессе урока, задания которого построены в форме подготовки к ОГЭ, она – также на примере этой повести - уделяет внимание постановке двоеточия в БСП. При этом ни одно из 6 отработанных предложений не характеризует главного героя - они формируют позицию читателя относительного слепого мальчика. Да, эту характеристику даёт Печорин, но его самого она «открывает» в незначительной степени. Также ученикам предлагался тест, в котором следовало найти БСП, между частями которого ставится двоеточие. Другое задание предполагало отыскать предложение, соответствующее схеме: [ 1 ]: [ 2 пояснение]. Интересно, что в рамках домашней работы «слабая» группа учащихся должна была выписать из главы «Княжна Мери» 7 БСП и объяснить постановку знаков препинания в них. Вывод: чтобы не оказаться «слабым звеном», нашей исследовательской группе следует отыскать в «Княжне Мери» все сложные предложения с двоеточием и постараться выявить мысль автора, использовавшего характерный знак в данной главе 124 раза!

2. Сочинение «Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина».2 Безымянный автор сочинения рассуждает о том, что для раскрытия сложного внутреннего мира, характерного для человека 30-ых годов XIX века М.Ю. Лермонтов прибегает к новаторскому приёму: он меняет местами главы своего произведения. События жизни героя излагаются «вне их естественной хронологической последовательности». Печорин, находясь в центре каждой главе-повести, постепенно «приближается» к читателю и даёт ему возможность постепенного проникновения в свой сложный духовный мир. Вывод: приёмы раскрытия образа главного героя романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» разнообразны, так как замысел автора новаторски глубок.

3. Статья «Журнал Печорина» как средство раскрытия внутреннего мира героя».3 Автор статьи рассуждает о том, что в «Журнале Печорина» М.Ю. Лермонтов раскрывает внутренний мир своего героя посредством его самоанализа. В повести «Тамань» автор романа являет читателю «молодого мечтательного человека, который находится в поисках новизны и приключений». В «Княжне Мери» Печорин обнажает все свойственные ему противоречия: «с одной стороны, это разумный человек, осознающий свои действия и их последствия», с другой – демон, ведущий нечистую игру. «Последняя повесть «Журнала» раскрывает еще одну сторону личности героя: Печорин не ценит дара жизни. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, который мы находим на страницах «Журнала Печорина». Этот вывод мы обязательно используем в своей работе.

4. Статья «Роль внутреннего монолога в создании образа Печорина (на примере повести «Княжна Мери») Елены Пачиной. Автор статьи вскрывает роль монолога Печорина «про себя» и утверждает, что «прочитав все дневниковые записи», читатель поймёт: «внутренний монолог длиной в две недели раскрывает такие свойства натуры героя, о которых раньше мы могли только догадываться. Мысли и чувства Печорина являются достоянием его личного опыта и душевной работы». Эти мысли Елены Пачиной наиболее созвучны нашим и как бы предшествуют им.

5. Научная статья нижегородского филолога Николаичевой С.С. «Графические особенности повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Литературовед почти касается «нашей» темы: она рассматривает графические особенности дневника Печорина, своеобразие включения М.Ю. Лермонтовым графических знаков в повесть «Княжна Мери», функции и роль курсива, многоточий, отточий, отчерка4. Наш вывод: несмотря на то, что наличие в художественном произведении упомянутых знаков является несомненной особенностью авторского стиля повествования и средством раскрытия образов героев, их употребление не регламентируется правилами русского языка так строго, как постановка двоеточия.

  1. «Знаки препинания существуют для того, чтобы выделить мысль, привести её в правильное соотношение и дать лёгкость звучанию»

А.С. Пушкин. Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении

В бессоюзных предложениях в зависимости от смысловой связи между частями возможна постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие, когда:

1. Между частями содержится значение причины. Вместо двоеточия можно поставить подчинительные союзы «потому что», «поскольку», «ибо»:

«Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки...»5 (Я люблю - первая грамматическая основа, они мягки - вторая. Я люблю эти глаза без блеска, потому что они так мягки. Потому что - причинный подчинительный союз.)

2. Второе предложение поясняет первое. Вместо двоеточия можно поставить «а именно»:

«Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны...» (Он остер - первая грамматическая основа, эпиграммы забавны - вторая. Он довольно остер. А именно эпиграммы его часто забавны.)

3. Второе предложение дополняет первое. Вместо двоеточия можно поставить подчинительный союз «что»:

«...теперь вспомнил: один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей...» Вспомнил - первая грамматическая основа, я любил - вторая. ...теперь вспомнил: один раз, что один только раз я любил женщину с твердой волей... Что - подчинительный союз.

4. В первом предложении опущены слова «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что»:

«Я отошел подальше и украдкой стал наблюдать за ней: она отвернулась от своего собеседника и зевнула два раза». (Я отошел и стал наблюдать - первая грамматическая основа, она отвернулась и зевнула - вторая. Я отошел подальше, украдкой стал наблюдать за ней и увидел, что она отвернулась от своего собеседника и зевнула два раза.)6

5. К БСП можно отнести и предложения с прямой речью, если в прямой речи и комментирующей части, т. е. словах автора, есть грамматические основы.7 Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы:

«Наконец, я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

6. Двоеточие ставится, когда авторские слова содержат в себе глагол со значением речи или мысли (сказать, спросить и др.) либо же близкое по значению имя существительное (вопрос, ответ и т.п.), также в тех случаях, когда в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние (обрадоваться, ужаснуться и др.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться и т.п.). Подобные глаголы допускают возможность добавить к ним глагол речи, поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь. Например:

«Грушницкий взял за повод лошадь княжны, и тогда я услышал конец их разговора:

– И вы целую жизнь хотите остаться на Кавказе? – говорила княжна».

7. Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь, например:

«Вот оно, это письмо, которого каждое слово неизгладимо врезалось в моей памяти:

«Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда больше не увидимся…»8

  1. Использование двоеточия в БСП в главе «Княжна Мери» и его роль в раскрытии образа Печорина

    1. Образ главного героя романа, раскрывающийся читателю до момента его знакомства с «Дневником Печорина»

В целях раскрытия сложного, объёмного образа главного героя автор романа использует разные подходы: почти в каждую главу вводя разных рассказчиков, создавая некую их систему, меняет хронологический принцип повествования на субъективно-объективный, использует второстепенных персонажей, разнообразные графические и пунктуационные знаки.

Скорее всего, располагая главы романа не в хронологическом порядке и введя в роман такую сложную систему рассказчиков, М.Ю. Лермонтов стремился раскрыть характер своего героя со всех сторон. Помимо этих приёмов, автор «Героя нашего времени» использует необычный, на наш взгляд, очень дерзкий ход: он «заставляет» одного рассказчика отдать, правильнее, «бросить с презрением на землю» десять тетрадок – «бумаги», то, что в течение пяти лет берёг, возил с собой, надеясь передать владельцу, ставшему дорогим его сердцу человеком, «как сыном», - другому, молодому, светскому, который, как Максим Максимыч считал, «после» постыдится руку протянуть. Странствующий офицер-путешественник заинтересовался записками необычного человека, почти его ровесника. Этот новый рассказчик при встрече с героем отметил «фосфорический блеск глаз» незнакомца, «ослепительный, но холодный», «проницательный и тяжелый» - «из-за полуопущенных ресниц», его равнодушное спокойствие, смущённое воспоминанием Максим Максимыча о Бэле, которую некогда любил Печорин и в смерти которой косвенно был виновен. Очевидно, что Печорин, возвращавшийся в Петербург, бежит и из родного города, и из «страны, славной для охоты», где, по словам Максима Максимыча, он был «страстный охотник стрелять»... Почему бежит, спросим мы? «...неужели я не тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога...» - очевидно смиряется со своей трагической судьбой Печорин.

Так счастливый читатель обрёл возможность из первых уст после публикации «бумаг», оказавшихся дневником главного героя, попытаться найти ответы на возникавшие ранее вопросы: кто же такой Печорин? В чём сокрыта причина его демонического и одновременно трагического поведения? Думаем, главному герою нечего и некому больше рассказать о причинах своей нескладной жизни, в которой все окружающие страдают от его поступков. Доктор Вернер и Вера, понимающие Печорина, предпочитают покинуть его, так как не могут принять его самолюбия, рядом с ним находиться страшно, так он подавляет любого человека. Время анализа пройденного пути для героя прошло, дневник, содержащий откровения, порой крик больной души, становится пылью, прошлым, ненужным багажом.

Но только не для читателя!

    1. Развитие образа Печорина в одной из повестей «Дневника Печорина» - главе «Княжна Мери» - с помощью использования двоеточия в БСП

Откроем дневниковые записи. Они охватывают период с 11 мая по 16 июня – чуть больше месяца. Записи отображают не каждый день (отображают, потому что ведутся не в дни событий, а спустя полтора месяца по их завершении, «в скучной крепости»), и они разные по объёму. При этом каждая из них предельно искренна, исповедальна. Автор записок доверяет бумаге всего себя, словно препарирует свой внутренний мир, мир чувств и раздумий. Считаем, что этот факт обусловлен одиночеством героя, его неумением доверять другим людям, неспособностью вызывать их душевный отклик на свои рассуждения и действия.

Временные промежутки между записями разнятся настолько, что не поддаются обычной систематике: это может быть

- один день, может быть, несколько часов между днями (21-22-23 мая, 3-4-5-6-7 июня, 10-11-12 июня),

- два дня (11,13 мая // 12, 14 июня // 14, 16 июня),

- три (13, 16 мая),

- пять дней (16, 21 мая),

- шесть (23, 29 мая // 29 мая, 3 июня). Предлагаем, что события, связанные с пребыванием Печорина в Пятигорске и Кисловодске, не развивались равномерно и тем более безмятежно.

Дневниковая речь Печорина выдаёт в нём образованного, развитого, способного эмоционально рефлексировать человека. Без сомнения, он много читал, так как страницы дневника насыщены всевозможными художественными средствами (эпитетами, метафорами, олицетворениями…) Тон записей выдаёт в молодом человеке аналитика: он анализирует всё вокруг и внутри себя, и именно это обстоятельство заставляет его употреблять двоеточие. Объёмы записей также неравноценны – от нескольких предложений до нескольких страниц. Не прекращающийся ни на минуту поток мыслей и чувств настигает читателя в крайней дневниковой записи – от 16 мая, он словно затягивает в свою пучину. В этих нескончаемых строчках самое большое количество двоеточий.

Проведём анализ и мы: узнаем, чем в каждом конкретном случае обусловлена постановка этого знака. Как полученные наблюдения смогут характеризовать главного героя? За аналитикой обратимся к таблице в Приложении 1.

Итак, 11 мая Печорин приезжает в Пятигорск и нанимает квартиру у подножия горы Машук. В этот же день происходит встреча Печорина и товарища по службе юнкера Грушницкого у Елизаветинского источника. Тот поведал, что наибольший интерес в городе представляют лишь княгиня Лиговская с юной дочерью Мери. Было видно, что Грушницкий неравнодушен к девушке. Двоеточие использовано в 18 БСП, 7 и 8 из них со значениями пояснения и причины во 2-ом простом предложении:

Печорин настолько искренне восхищается красотами окрестных пейзажей, что, кажется, и читатель через описание кавказской природы можно вдохнуть чистейший воздух благодатного края. Далее тон меняется и двоеточие используется, чтобы с привычной небрежностью отобразить лёгкий интерес к молоденькой княжне Мери, вернее, её глазам, самовлюблённо констатировать интерес к собственной персоне съехавшегося на лечение женского светского общества, тут же дать ему язвительную характеристику. Немногим позже с цинизмом, беспощадно обрисовать привычки, особенности натуры давнего друга Грушницкого. Отмечаем, что уже в первой дневниковой записи звучит зловещее предостережение, словно брошенное в пустоту: «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

13 мая. Сближение с доктором Вернером, вхожим в дом Лиговских. Получение сведений о присутствии в Пятигорске женщины, «которую любил в старину». 11 БСП, 7 из которых во 2-ой части объясняют причину того, о чём говорится в 1-ой: Печорин с интересом наблюдает за развитием отношений Грушницкого и княжны, «жалуется» дневнику на позёрство юнкера, философствует об особенностях женских инстинктов, снисходительно живописует некрасивость нового товарища – доктора Вернера (человека, принадлежащего к одному с Печориным кругу, похожего на главного героя отношением к спесивым и ленивым богачам, которых он пользует здесь, на водах, старше него), как бы невзначай заставляет собеседника рассказать ему о таинственной блондинке – Вере и декларативно заявляет о своей неспособности по-настоящему дружить: «...я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого…»

16 мая. Печорин перекупает у княжны Мери персидский ковер, покрывает им лошадь и проводит под окнами княгини. В гроте у колодца он встречает ту самую блондинку с родинкой. Между ними вновь вспыхивает страсть. Печорин обещает Вере «волочиться за княжной, чтоб отвлечь от неё внимание». 20 БСП, из них половина предложений со значением пояснения во 2-ом простом предложении. Откуда такой всплеск откровенности и активности? Оказывается, Григорий Александрович, замечая, что в отношениях Грушницкого и княжны намечается любовное движение, особенно со стороны юнкера, решает перетянуть внимание на себя: как же кто-то будет успешнее, особенно если этот кто-то ниже тебя по происхождению, знатности, чину? Мысли быстро сменяют друг друга, строятся планы интриги, самолюбование («Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как признавая мое искусство в верховой езде на кавказский лад») взлетает к самым вершинам! Именно в этот день Печорин встречает Веру, желание вновь обладать которой оказывается сильнее потребности вмешаться в чужие отношения, что рождает новые мысли и не свойственные герою заявления: «…я ее не обману: она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Забегая вперёд, скажем, что, когда Печорину придётся догонять признавшуюся мужу в своих чувствах к нему (Печорину) Веру и когда лошадь под ним падёт в 10 минутах от (чего? Счастье тайных встреч есть не что иное, как обман!) цели, он проплачет, прорыдает и, весёлый, бодрый, отправится назад… Главный герой живёт искусственно сплетёнными интригами, мимолётными дерзкими, даже авантюрными действиями, которым и по прошествии времени не может дать надлежащую осуждающую оценку…

Думы о Вере не прекращаются, и из записи от 21 мая читатель узнаёт плане встреч, предложенном Верой и принятым Печориным. В этот безнравственный план входила игра – волокитство за Мери для отвода глаз мужа и общества от утех любовников: «... наклонясь, она мне сказала шепотом: «Ты не хочешь познакомиться с Лиговскими?.. Мы только там можем видеться…» Думал ли Печорин в момент согласия, что спустя примерно 2,5 месяца он не сможет успокоиться от результатов интриги и бессонными ночами будет пересказывать дневнику жуткую историю с трагическим финалом?

Перейдём к анализу следующей записи, от 22 мая. Всего 5 БСП, но во многом именно они ярче всего раскрывают противоречивость натуры главного героя.

Печорин сдержал свое обещание, и на балу не отходил от Мери ни на шаг. Это было жестокая, коварная, искусственно созданная ситуация, в которой переплелись собственно печоринские амбиции по покорению женских сердец, особенно кому-то назло, и реализация некоего заговора Печорина и Веры: «После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид: «Я слышал, княжна, что, будучи вам вовсе не знаком, я имел уже несчастие заслужить вашу немилость…» Удивительно, будучи согласно плану невероятно привлекательным в глазах Мери кавалером, чем он вызывал чувство ревности у Веры, Печорин серьёзно, в категорическом тоне защитил Мери от приставаний пьяного офицера. «Вдруг из среды их отделился господин во фраке с длинными усами и красной рожей и направил неверные шаги прямо к княжне: он был пьян», - записывает Печорин в своих воспоминаниях. Интересно, что никто из присутствующих даже не попробовал вступиться за юную княжну: никто не обратил внимания на «мутные глаза», «хриплый дишкант» негодяя, Печорин же мгновенно увидел надвигающееся бесчестие Мери и не раздумывая выставил наглеца. Вот уж, действительно, «во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой...», причём «другой» - настоящий, искренний, мужественный!

23 мая. 7 БСП с постановкой двоеточия. Грушницкий переживает, что княжна утратила к нему интерес. На приеме у Лиговских Вера признаётся Печорину, что очень больна, но все ее мысли заняты только им одним. (Очень хочется, чтобы в такой момент рядом оказался Лопе де Вега и назвал героиню по её заслугам – «собака на сене».) Жаль, что Печорин не разглядел предопределённый финал и пожертвовал собой, своей и так неустроенной жизнью...

Пропустим записи, повествующие о развитии событий. Обстановка обострилась 15 июня: Печорину удалось организовать тайное свидание с Верой, после которого он выбирался из её спальни при помощи связанных шалей. Спрыгнув на землю, Григорий Александрович оказался в западне, устроенной дружками Грушницкого. Лишь чудом ему удалось отбиться и убежать домой. И даже в такой незадачливой для себя ситуации Печорин не перестаёт ерничать над ними и не осознаёт, что трагедия неотвратима: «Напрасно я им откликнулся: они б еще с час проискали меня в саду». 4 БСП с двоеточием между простыми предложениями.

16 июня – дата крайних дневниковых записей. 29 (!) БСП с двоеточием, 12 из которых со значением пояснения во втором простом предложении! Крик души, потребность передать все события в подробностях, с пояснениями, объяснить причину происходящего или произошедшего. В этот день Грушницкий прилюдно обвинил Печорина в том, что тот ночью посещал покои княжны: «…вот как это было: вчерась один человек, которого я вам не назову, приходит ко мне и рассказывает, что видел в десятом часу вечера, как кто-то прокрался в дом к Лиговским». Далее называет имя Печорина. «Я подошел к нему и сказал медленно и внятно: «Мне очень жаль, что я вошел после того, как вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. Мое присутствие избавило бы вас от лишней подлости», - одна из дневниковых записей от 16 июня заставляет читателя увидеть, что «мужские» игры перестали походить на игру. Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, а доктора Вернера попросил быть своим секундантом. После переговоров с Грушницким Вернер уверенно сказал, что друзья хладнокровно и насмешливо готовят настоящее убийство. Удивительно, но Печорин принимает вызов, тут же замыслив встречный план.

Следует отметить, что даже в ситуации злейшего противостояния Печорин не хочет убивать клеветника, как не собирается именно сейчас расставаться с собственной жизнью. Он предлагает честно разрешить момент: «Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения...» Жёстко, безапелляционно, но справедливо! «Во мне два человека...»

На отказ Грушницкого, подговариваемого друзьями, следует не менее жёсткое разоблачение, в котором и заключался встречный план: «Следующие слова я произнес нарочно с расстановкой, громко и внятно, как произносят смертный приговор: «Доктор, эти господа, вероятно, второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!» Вот и всё: господа заговорщики не только не силах мстить, но и терпят поражение: Грушницкий, стреляя первым, насмехается над якобы посрамлённым прилюдно Печориным, с шести шагов ранит соперника в ногу, второй, завершая жестокую игру, стреляет по-настоящему и убивает Грушницкого. Наступает опустошение. «Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего-нибудь совесть?» - главный герой был готов отказаться от своей задумки... Увы!..

Но на этом драматические события не прекращаются: Вера не выдерживает напряжения лжи перед мужем, сознаётся ему, что думает только о Печорине, и супруги покидают Кисловодск... В прощальном письме она укоряет, на наш взгляд, незаслуженно Григория Александровича: «Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит...» Она не в силах отпустить свою привязанность к необычному молодому человеку, поэтому жалит его...

Далее следует неожиданное, для главного героя ни внешне, ни внутренне не подготовленное расставание с ним доктора Вернера: «Взошел доктор: лоб у него был нахмурен; и он, против обыкновения, не протянул мне руки». Доктор Вернер искренне надеялся, что умный Печорин не допустит убийства, но оказалось, что того интересовали лишь детали, скрывающие следы этого убийства.

Череду искусственно созданных ситуаций завершило объяснение с Мери. Вокруг все уверены в твоём скором сватовстве, а ты даже мысли не можешь допустить о том, чтобы связать свою жизнь с милым, честным существом: «… надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости, любовь!» Советуя княжне презирать его, заявив перед этим, что ухаживал за не, не любя её, Печорин разрушает в читателе все представления о человеческом бытии – естественном и упорядоченном. «... я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?...» - эта крайняя дневниковая запись остаётся без ответа и создаёт в читателе ощущение пустоты.

29 БСП с двоеточием, где читатель постоянно встречается с попыткой главного героя самому истолковать действия, события, ситуации, убедительно показывают, что случившееся на водах не давало покоя молодому человеку, память возвращала Печорина к мельчайшим подробностям его пребывания в Пятигорске и Кисловодске... Но выхода не было.

Выводы

Итак, подведём итоги. В крепости, куда Печорин получил приказ немедленно отправиться после дуэли, он пытался проанализировать свою жизнь. Наличие в одной главе – «Княжна Мери» - 124 бессоюзных сложных предложений с двоеточием между простыми предложениями позволяет подтвердить эти наблюдения. Пробуя обнажить свою безысходность, главный герой невольно выстраивает речь таким образом, то почти любое заявление Печорин тут же поясняет, дополняет, объясняет причину и чаще – ровно в два раза, чем все остальные значения, даёт информацию со значением пояснения53 предложения. К сожалению, итог размышлений оказался неутешительным и, главное, бесперспективным. Главный герой пришел к выводу, что «тихие радости и спокойствие душевное» несовместимы с его мятежной натурой9.

Автор романа «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов, пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы.

Главный герой жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам», но историческая действительность и психологические особенности его характера обрекают его на трагическое одиночество.

«Водяное общество» оказалось примитивным. Здесь всё идет скучным, налаженным порядком; царят неприкрытая зависть, соперничество, вражда. Жизнь этих людей напоминает болото. Автор отмечает ее пустоту, пошлость, узость интересов, отсутствие сильных страстей, смелых поступков, стоящих жизненных целей.

Печорин противопоставлен «водяному обществу», так как состоит оно в основном из людей, подобных Грушницкому: не очень умных, занятых своей карьерой, своим положением в обществе, в общем, всем тем, «чем так счастлива самолюбивая посредственность».

При этом сам герой Печорин своими мыслями пишет трагическую исповедь, в которой размышляет над смыслом жизни, над своей судьбой. Пытается понять противоречивость своего характера, осуждает его и сам себя казнит. Он понимает, что все его действия приносят боль окружающим, а ему самому - лишь кратковременное развлечение. Он выносит вердикт целому поколению, привыкшему получать от жизни все: выходить на дуэли, изменять любимым, беспробудно веселиться и не заботиться о деньгах. Уже к 25 годам жизнь перестает их удивлять, и им не остается ничего, кроме как философствовать и пытаться «воскреснуть». Но из этого вряд ли что-то получится, ибо судьба Печорина показала нам, что такие, как он «словно камень, брошенный в гладкий источник, тревожит спокойствие людей вокруг и, как камень, сам идет ко дну»10. Растерянность героя перед жизнью доказывает уверенная неуверенность Печорина в себе и своих жизненных установках. Показать этот факт убедительно - именно в этом и заключается роль использования особенного знака в русского пунктуации – двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Заключение

В данной исследовательской работе в большей степени изложен собственный взгляд на причинно-следственные связи событий, произошедших в жизни главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в частности, одной из его глав – повести «Княжна Мери». Создавая своего героя сложной, противоречивой натурой, автор даёт подсказки для раскрытия образа Григория Александровича Печорина, одна из которых – многократное повторение особенного знака в русского пунктуации – двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Будучи, по воле своего создателя, рассказчиком в трёх из пяти повестях романа, герой пытается отыскать ответы на животрепещущие вопросы его времени конца 30-х годов XIX века, и, не находя их, остаётся одним из самых загадочных и непонятых героев в русской литературе.

Список использованной литературы

  1. Ивченко В.А. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Язык романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» http://eorhelp.ru/dvoetochie-v-bessoyuznom-slozhnom-predlozhenii-yazyk-romana-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

  2. Николаичева С.С. Графические особенности повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени) https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskie-osobennosti-povesti-knyazhna-meri-po-romanu-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni

  3. Библиотека Орфограммки > Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию > Пунктуация > 31. Знаки препинания при прямой речи https://orfogrammka.ru/OGL02/81920178.html

  4. «Журнал Печорина» как средство раскрытия внутреннего мира героя https://gigabaza.ru/doc/161449.html

  5. «Княжна Мери» https://obrazovaka.ru/books/lermontov/knyazhna-meri

  6. Учебник Русский язык 9 класс Синтаксис сложного предложения Тире в бессоюзном сложном предложении https://lc.rt.ru/classbook/russkii-yazyk-9-klass/sintaksis-slozhnogo-predlozheniya-135/382

  7. Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина http://www.litra.ru/index.php/composition/download/coid/00983011253958285734/

  8. Рассказчики в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) https://literaguru.ru/rasskazchiki-v-romane-geroj-nashego-vremeni-m-yu-lermontov/

  9. Предложения с прямой речью https://skysmart.ru/articles/russian/prostoe-oslozhnennoe-predlozhenie

Приложения

Приложение 1 «Употребление БСП с двоеточием автором «Журнала Печорина»

Даты

Прямая речь

Пояснение

Причина

Дополнение

11-го мая

Я остановился, запыхавшись, на краю горы и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос:

– Печорин! давно ли здесь?

Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне по-французски:

Mon cher, je hais les hommes pour ne pas les mepriser car autrement la vie serait une farce trop degoutante.

…они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись.

Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий…

Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом…

Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза.

Мне любопытно видеть его с женщинами: тут-то он, я думаю, старается!

Женские общества есть; только от них небольшое утешение: они играют в вист, одеваются дурно и ужасно говорят по-французски.

В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы: одна пожилая, другая молоденькая, стройная.

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли.

…на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа…

Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество.

Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…

Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма: я уверен, что накануне отъезда из отцовской деревни он говорил с мрачным видом какой-нибудь хорошенькой соседке…

Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят…

В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала.

прочем, очень понятно, что ей стало тебя жалко: ты сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу…

Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.

13-го мая

 

Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу: он мне раз говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу…

Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С… среди многочисленного и шумного круга молодежи…

Остается одно средство: рассказывать новости.

Другая идея вот: мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь…

…она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностью.

После обеда часов в шесть я пошел на бульвар: там была толпа…

Грушницкий следил за нею, как хищный зверь, и не спускал ее с глаз: бьюсь об заклад, что завтра он будет просить, чтоб его кто-нибудь представил княгине.

…надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной…

…в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку…

Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого…

Княгиня, кажется, не привыкла повелевать: она питает уважение к уму и знаниям дочки, которая читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право!

 

16-го мая

Я принял серьезный вид и отвечал ему:

– Да, она недурна… только берегись, Грушницкий!..

Грушницкий взял за повод лошадь княжны, и тогда я услышал конец их разговора:

– И вы целую жизнь хотите остаться на Кавказе? – говорила княжна.

Я всегда ненавидел гостей у себя: теперь у меня каждый день полон дом, обедают, ужинают, играют…

Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает; нога его вдруг выздоровела: он едва хромает.

…ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство…

…у него даже появилось серебряное кольцо с чернью, здешней работы: оно мне показалось подозрительным…

Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь…

…она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами; в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек.

Тут между нами начался один из тех разговоров, которые на бумаге не имеют смысла, которых повторить нельзя и нельзя даже запомнить: значение звуков заменяет и дополняет значение слов, как в итальянской опере.

…тем хромым старичком, которого я видел мельком на бульваре: она вышла за него для сына.

…одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!..

А смешно подумать, что на вид я еще мальчик: лицо ... бледно, но еще свежо…

Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковер так украсил бы ее кабинет!

Да я вовсе не имею претензии ей нравиться: я просто хочу познакомиться с приятным домом, и было бы очень смешно, если б я имел какие-нибудь надежды…

…ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…

…я ее не обману: она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть.

Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как признавая мое искусство в верховой езде на кавказский лад.

Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины…

Правда, теперь вспомнил: один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить…

…вероятно, поэтому Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облечении.

21-го мая

Она, с тех пор как мы встретились в гроте, не выходила из дома. Мы в одно время опустили стаканы, и, наклонясь, она мне сказала шепотом: «Ты не хочешь познакомиться с Лиговскими?.. Мы только там можем видеться…»

Грушницкий, как тень, следует за княжной везде; их разговоры бесконечны: когда же он ей наскучит?..

   

22-го мая

Она говорила своему кавалеру, драгунскому капиталу:

- Эта княжна Лиговская пренесносная девчонка!

После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид:

-Я слышал, княжна, что, будучи вам вовсе не знаком, я имел уже несчастие заслужить вашу немилость…

…он уставил на нее мутно-серые глаза и произнес хриплым дишкантом:

- Пермете…ну, да что тут!.. просто ангажирую вас на мазурку…

 

Вдруг из среды их отделился господин во фраке с длинными усами и красной рожей и направил неверные шаги прямо к княжне: он был пьян.

…но признайтесь, вы этому одни виною: вы дичитесь всех так, что ни на что не похоже.

6-го июня

   

Я рад, что княжна больна: они сделали бы ей какую-нибудь дерзость.

 

14-го июня

 

…но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, -прости любовь!

   

16-го июня

Я подошел к нему и сказал медленно и внятно:

— Мне очень жаль, что я вошел после того, как вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. Мое присутствие избавило бы вас от лишней подлости.

Драгунский капитан, сидевший возле него, толкнул его локтем; он вздрогнул и быстро отвечал мне, не поднимая глаз:

— Милостивый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повторить... Я не боюсь ваших угроз и готов на все...

Следующие слова я произнес нарочно с расстановкой, громко и внятно, как произносят смертный приговор:

— Доктор, эти господа, вероятно, второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, — и хорошенько!

Я распечатал первую, она была следующего содержания:

«Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута…»

Вот оно, это письмо, которого каждое слово неизгладимо врезалось в моей памяти:

«Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда больше не увидимся… Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит...»

…вот как это было: вчерась один человек, которого я вам не назову, приходит ко мне и рассказывает, что видел в десятом часу вечера, как кто-то прокрался в дом к Лиговским.

Я сам был молод и служил в военной службе: знаю, что в эти дела не должно вмешиваться.

Но теперь дело выходило их границ шутки: они, вероятно, не ожидали такой развязки.

Переговоры наши продолжались довольно долго; наконец мы решили дело вот как: верстах в пяти отсюда есть глухое ущелье

Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воинственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного.

Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…

— Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения...

Каждый из нас станет на самом краю площадки; таким образом, даже легкая рана будет смертельна: это должно быть согласно с вашим желанием, потому что вы сами назначили шесть шагов.

Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла.

Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее.

Взошел доктор: лоб у него был нахмурен; и он, против обыкновения, не протянул мне руки.

И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?..

Писать я не мог долго: тайное беспокойство мною овладело.

Обними меня прежде: мы уж не увидимся!

Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку... и если б я показал ему малейшее на это желание, то он бросился бы мне на шею; но я остался холоден, как камень — и он вышел.

Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью.

И не мудрено: она так долго служила верно моим прихотям...

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?..

Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец.

Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого.

Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого роду чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба…

Об одном вас прошу: стреляйте скорее.

Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего-нибудь совесть?

…прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани...

Итого

21

53

25

25

Приложение 2 Аналитическая таблица «Роль двоеточия в БСП в раскрытии образа Печорина»

Даты

Прямая речь

Пояснение

Причина

Дополнение

Всего исследуемых фактов за день 124

11-го мая

2

7

8

1

18

13-го мая

-

7

4

-

11

16-го мая

2

10

5

3

20

21-го мая

1

1

-

-

2

22-го мая

3

-

1

1

5

23-го мая

2

2

-

3

7

29-го мая

-

1

-

1

2

3-го июня

1

1

-

-

2

4-го июня

-

1

-

-

1

5-го июня

1

1

-

2

4

6-го июня

-

-

1

-

1

7-го июня

2

1

1

-

4

10-го июня

-

1

-

-

1

11-го июня

-

4

-

2

6

12-го июня

1

3

-

2

6

14-го июня

-

1

-

-

1

15-го июня

1

-

2

1

4

16-го июня

5

12

3

9

29

1 Ивченко В.А. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Язык романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» http://eorhelp.ru/dvoetochie-v-bessoyuznom-slozhnom-predlozhenii-yazyk-romana-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

2 Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина http://www.litra.ru/index.php/composition/download/coid/00983011253958285734/

3 «Журнал Печорина» как средство раскрытия внутреннего мира героя https://gigabaza.ru/doc/161449.html

4 Николаичева С.С. Графические особенности повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени) https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskie-osobennosti-povesti-knyazhna-meri-po-romanu-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni

5 Все примеры взяты авторами исследования из повести «Княжна Мери»

6 Учебник Русский язык 9 класс Синтаксис сложного предложения Тире в бессоюзном сложном предложении https://lc.rt.ru/classbook/russkii-yazyk-9-klass/sintaksis-slozhnogo-predlozheniya-135/382

7 Предложения с прямой речью https://skysmart.ru/articles/russian/prostoe-oslozhnennoe-predlozhenie

8 Библиотека Орфограммки > Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию > Пунктуация > 31. Знаки препинания при прямой речи https://orfogrammka.ru/OGL02/81920178.html

9 «Княжна Мери» https://obrazovaka.ru/books/lermontov/knyazhna-meri

10 Рассказчики в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) https://literaguru.ru/rasskazchiki-v-romane-geroj-nashego-vremeni-m-yu-lermontov/

Просмотров работы: 409