Биография моей семьи в истории страны

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Биография моей семьи в истории страны

Шкунова А.Д. 1
1МАОУ СОШ № 4 Г. ИШИМА
Дощинская И.А. 1
1МАОУ СОШ № 4 Г. ИШИМА
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Любите свой край, помните свои корни.

Н.В. Давыдов

«В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Любовь к Родине – чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, а не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой через её историю, третий – через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей – столько путей. Трудно, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу на конкретных примерах»1.

Отношение к Родине, любовь к своему народу, желание чтить родные традиции, гордость за нацию и победы своей страны – все эти понятия приравнивают к качествам, свойственным патриоту. Согласно Толковому словарю Ушакова, «патриот – это человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».2

Если обратиться к Большому толковому словарю под редакцией Кузнецова, можно увидеть и другое определение. «Патриот – это человек, которые привержен, верен чему-либо. В качестве примеров приводятся: патриот своего завода, патриот корабля, патриот своего дела»3. То есть патриот – это не только про любовь к Родине. Каждый человек испытывает гордость, чувствуя свою принадлежность к тому или иному гражданству.

Обоснование выбора темы

В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло больше 82 лет?» Но правы ли будем мы, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину?

Мы видим и слышим дни и годы, наполненные жестокой, разрушительной войной, пропитанные человеческой кровью и слезами. Да, многие воины пали смертью храбрых на этой войне.

Объект нашего исследования - личность Муромцева Федосея Михайловича.

Предмет исследования - фронтовая биография участника Великой Отечественной войны. Во время работы над темой мы выдвинули гипотезу о значимости вклада Муромцева Федосея Михайловича в дело Победы над врагом.

Актуальность

Мощь Российского государства, процветание его граждан, зависят от творческого и интеллектуального, патриотического потенциала подрастающего поколения.

Практическая значимость

Знание традиций, героического прошлого, нашей Родины, формирует у обучающихся чувство гордости за величие страны, уважения к старшему поколению, проявившему истинное мужество во время Великой Отечественной войне. В 2023 г. вся страна отметила 82 года со Дня Победы над фашистской Германией. Проект поможет в воспитании духовно богатой и нравственной личности, гражданина и патриота России, знающего её культуру и историю, расширит кругозор учащихся, научит уважительно относиться к прошлому. Данный материал может оказать практическую помощь преподавателям при подготовке и проведении мероприятий, посвященных событиям Великой Отечественной войны.

Цель:

Образовательные:

1.Изучать историческое прошлое нашей Родины на примере Муромцева Ф. М.

2.Расширить знания о событиях ВОВ.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство гордости за членов своей семьи, которые стали свидетелями тех страшных лет.

2 .Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, благодарность за их жертвы во имя мира на Земле.

3.Формировать представление о страшной опасности, которую несёт война, преступления против человеческой жизни.

4.Учить обучающихся ценить мир, быть более толерантными друг к другу, осознавать свою роль в сохранении мира на Земле.

5. Формировать чувство патриотизма к Родине.

Развивающие:

1. Расширять исторические знания о Великой Отечественной войне.

2.Развивать интерес к изучению истории.

3. Познакомить со стихами собственного сочинения, посвящёнными событиям Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Исследовать источники и литературу по теме.

2. Изучить семейный архив Муромцева Ф.М.

3. Познакомиться с биографией Муромцева Федосея Михайловича.

4. Изучить боевой путь участника Великой Отечественной войны.

В период работы над темой мы применили следующие методы:

1. Поисковый – выявление источников и литературы по теме.

2. Анализ источников – документов архивов.

3. Сравнительно-описательный метод применен при исследовании боевой деятельности Муромцева Федосея Михайловича.

Этапы поисковой деятельности:

1.Исследование семейного архива Муромцева Федосея Михайловича.

2.Работа с литературой, периодическими изданиями, посвященными данному историческому периоду , интернет-ресурсами.

3.Посещение исторических мест, связанных с жизнью Муромцева Федосея Михайловича.

22 июня 2023 года исполнилось 82 года с момента начала Великой Отечественной войны. Данное исследование посвящено моему прапрадедушке - Муромцеву Федосею Михайловичу. Воспоминания о нём , услышанные от моей бабушки- Татьяны Яковлевны Муромцевой , моей мамы - Матипатенко Алёны Александровны, просмотр фотографий, документов, работа с интернет ресурсом «Память народа» не оставили меня равнодушной. Мы убеждены в том, что наш долг - сохранить память о каждом солдате, защитившем и освободившем нашу страну от жестокого врага - фашизма. Тема жизненного и боевого пути Муромцева Федосея Михайловича ранее никем не исследовалась. Материал нам приходилось добывать по крупицам, так как самого Федосея Михайловича давно нет в живых.

Основная часть.

Война оставила в памяти след Муромцева Федосея Михайловича.

Федосей Михайлович Муромцев родился в далеком 1902 году в небольшой деревне Заборка Викуловского района Тюменской области. Еще до Великой Отечественной войны он овдовел. Пришлось одному воспитывать пятерых маленьких детей. Вот здесь- то он и познал истинную цену женских рук, женского сердца. Многочисленные заботы о доме, о детях свалились на него разом. Думать ему теперь приходилось о том, чтобы как одеть, обуть, прокормить малышей, научить грамоте.


Новая беда - война с Германией. Отцовское сердце разрывалось на части, когда вместе с другими мужчинами уходил Федосей Михайлович на фронт. Старший сын Николай до сих пор помнит тот день, когда пришла повестка отцу. Хотя тогда ему было всего лишь 11 лет. Николай остался за старшего. Учёбу пришлось бросить.
Моя мама, Матипатенко Алёна Александровна, рассказала следующее: «Дедуля был очень добрым, заботливым, весёлым, трудолюбивым, любящим человеком. Ни на кого никогда грубого слова не говорил, всегда всем помогал, кто бы к нему не обращался: и траву скосит возле дома одинокой соседки, и починит, если что-то сломается… Мастер был на все руки». Муромцева Татьяна Яковлевна, моя бабушке, вспоминала об отце , как он ждал каждый год 9 Мая, наряжался в китель, на котором красовались его награды, шёл со всеми в колонне к памятнику погибшим. Бабушка расспрашивала о Великой Отечественной войне, ветераном которой он являлся, но говорил на эту тему он всегда сдержанно и неохотно…

Муромцев Федосей Михайлович служил в 17-й гвардейской стрелковой дивизии, бойцы которой в ноябре 1941 года нанесли главный удар по немецко-фашистским войскам в районе города Калинина. В январе 1942 года после ряда тяжелых наступательных боев за город Белый в Калининской области дивизия штурмом заняла часть города, что позволило освободить из плена и окружения многих советских солдат и офицеров, захватить складированные немцами под городом авиабомбы, большое количество артиллерийских орудий и танков. Прапрадедушке вспомнился интересный случай, когда наши бойцы в городе Белом заняли здание местной церкви, колокольня которой была важнейшим опорным пунктом в обороне города и местом, позволявшим вести наблюдение за противником. Именно за здание церкви развернулся ожесточенный бой. Наши бойцы применили военную хитрость – на обстреливаемую противником сторону церкви вывесили портрет Гитлера, нарисованный на простыне. Хитрость удалась. Противник прекратил огонь и перешел к рукопашной атаке, чтобы сорвать портрет и занять церковь, что и позволило накрыть наступающих немцев гранатами и пулемётным огнем. « Я был ранен. Моя голова ужасно болела, ныло плечо, пострадавшее от немецкой пули. Убит мой товарищ Алексей, с которым мы шли плечом к плечу всё это время. А у него остались дочурка, жена, престарелая мать… Но кто им скажет, что ждать уже некого? Ещё одна жизнь оборвалась. Спасусь ли я сам? Несколько раз терял сознание. Потом я услышал голоса. Наши солдаты переносили раненых. Много бойцов полегло в том бою!

-Что там у тебя?- тихо, но отчетливо спросил стоящий возле меня Сергей.

-Мертв, не дышит... И пульса нет. Мертв…- еще раз повторил Володя.- А у тебя?

-Тоже…

Что «тоже»? Кто еще? О господи, как болит плечо, невозможно даже повернуть голову, чтобы увидеть, про кого они говорят!

- А Федосей?- печально спросил Володя.

-Жив я, жив!- прошептал я и потерял сознание. Очнулся только в лазарете»

С 30 декабря 1942 года по 24 февраля 1943 года после ранения был на лечении в госпитале. После выписки продолжал участвовать в боях около Ржева. А в сентябре 1943 года сражался за взятие города Духовщина Смоленской области. Командование, оценив обстановку, решило ночью взять город штурмом, сломив сопротивление гитлеровцев, захватив много техники и пленных. За героизм, отвагу и успешное выполнение боевой задачи в этой операции 17-я гвардейская стрелковая дивизия получила почётное наименование Духовщинской . Она была награждена орденом Красного Знамени. А мой прапрадед награждён Медалью за отвагу. В октябре 1944 года дивизия, прорвав Рассейнянскую линию обороны противника, вышла к границе Восточной Пруссии. На немецкой территории начались бои. В ходе дальнейшего наступления в апреле 1945 года прапрадедушка участвовал в штурме Штацгорда, Быдгоща (Бромберг) и Берлина. (Приложение). Муромцев Федосей Михайлович был награждён благодарностями от И. В. Сталина , Г. К. Жукова и медалью за взятие Берлина, которая была ему особенно дорога. Она округлой формы, по лицевой стороне окаймлена бортиком. В центре её надпись «За взятие Берлина», а над ней - пятиконечная звезда, изображение дубового полувенка по нижнему краю, перевитого в средней части лентой. С обратной стороны медали размещена дата взятия Берлина советскими войсками: «2 мая 1945». После капитуляции Германии 17-я Гвардейская дивизия была переброшена на Дальний Восток, в район границы с Монгольской Народной Республикой, где в августе 1945 года совершила 1000-километровый переход по знойным степям и горным хребтам Малого и Большого Хингана, подавляя на своем пути сопротивление подразделений Квантунской армии. Только в августе 1945 года вернулся Федосей Михайлович домой. Вся грудь в медалях, служил героически, приближая своим нелегким солдатским трудом встречу с детьми. Больше никогда их не покидал. Гордился отец своими взрослыми детьми, а они - отцом – сибиряком, штурмовавшим Берлин.

Стихи о войне.

В военное время писали, чтобы укрепить мужество солдат. Стихи, написанные уже в мирное время, были написаны потому, что невозможно было держать в себе весь ужас той войны. Почему сегодня сочиняют стихи те, кто не участвовал в военных событиях? Моя была цель — не дать людям забыть об этом времени, чтобы помнили о погибших, и они жили в их памяти. А ещё, чтобы помнили о доблести наших воинов и о скорбящих, кто никогда не увидит тех, кто погиб. Важно, чтобы новые поколения не забывали о цене нашей Победы над фашизмом, рассказывая суровую, беспощадную правду о минувших сражениях, больших и малых, о героических подвигах советских воинов, прививая людям чувство ненависти к войне, призывая их бороться за мир, за сохранение нашей планеты от гибели. Бойцы не сомневались в справедливости нашей войны и в долге и праве истреблять захватчиков. Но вместе с тем в душе жило и другое чувство, о котором очень точно сказал К. Симонов: «...Как бы ни были высоки наши побуждения, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого до своего последнего дня, и в дни поражений, и в дни победы. Она все равно оставалась противоестественным состоянием для каждого человека, не потерявшего людской облик».

2021 году я была приглашена в Москву для участия в международный конкурсе «Мои герои большой войны», который проходил при поддержке фонда Оксаны Фёдоровой «Спешите делать добро». Целью конкурса стало сохранение и передача памяти о родных и близких, переживших войну. Я приняла участие в двух номинациях: «Поэзия» и «Рисунок», пытаясь выразить почёт и уважение всем героям, защищавшим нашу Родину и весь мир от фашизма в виде рисунка и небольшого стихотворения (Приложение). После поездки я продолжила рисовать эпизоды, сочинять стихи, связанные с военной тематикой. В приложении данной работы они представлены. Чем чаще литература о Великой Отечественной войне будет напоминать об этом читателям, тем активнее и действеннее она будет служить делу мира.

Заключение

Не ради славы живёт человек. Он просто продолжает путь неустанного труда, преданности до самоотречения. Этот этап героической истории нашей страны никогда не уйдёт в небытие, пока в душе каждого из нас теплится огонёк человеколюбия, доброты, взаимопонимания. Умер мой прапрадедушка 9 мая 1985 года в сороковой юбилей Победы.

Данное исследование имеет нравственное, патриотическое, практическое, интеллектуальное значение в воспитании не только учащихся, но и взрослых. Биографические сведения фронтовика, стихотворения о Великой Отечественной войне, отражающие трагические события тех лет, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана Победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Стихи о войне — это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом, победившим фашизм. Любовь к Отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала как в годы Великой Отечественной войны , так и сейчас своё вдохновение наша лирика.

Изучая историю нашей семьи, мы узнали её радостные и трагические страницы, выявили новые факты из жизни Муромцева Ф. М. и, конечно же, соприкоснулись с историческими событиями родной страны. Академик Д. С. Лихачёв писал : «Чтобы любить Родину, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать её героев и их великие подвиги».

Выводы:

1. В результате проведённой поисково – исследовательской работы мы убедились, что история нашей семьи тесно связана с историей страны.

2. Проведённая поисково – исследовательская работа помогла восстановить отдельные фрагменты биографии Муромцева Ф. М.

3. «Изучая предков, мы изучаем себя!»

Литература:

1. Джалова, А.Н. Патриотическое воспитание в школе/, - статья А.Н. Джаловой . – сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005. – (Воспитание в школе).

2. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.; 27 см.; ISBN 978-5-903036-99-8 (В пер.)

3. Большой толковый словарь русского языка / [гл. ред. С. А. Кузнецов]. - Санкт-Петербург : Норинт; Москва : Рипол классик, 2008. - 1534, [1] с.; 27 см. - (Библиотека энциклопедических словарей (БЭС)).; ISBN 978-5-7711-0015-9

4. Материалы из личного архива (фотографии, награды, воспоминания).

http://ru.wikipedia.org/ - онлайн энциклопедия,

http://lurkmore.to/ - энциклопедия.

https://pamyat-naroda.ru/

Приложение

   
 
 
   
 
   
   

Справки о ранении

Муромцев Ф. М. со своими детьми.

   
 

Шкунова А. Д.- финалист Всероссийского творческого конкурса «Спасибо маленькому герою»

Тексты стихотворений Шкуновой Алины.

Дети войны

В кроватках дети сладко спали,

Им снилась летняя пора,

Но вдруг по радио сказали:

«Внимание! Внимание! Война!»

Отец наутро чуть светало

Засобирался в дальний путь.

У матери из глаз слеза упала

И молвит: « Лишь о нас ты не забудь!»

В тот день закончилось их детство,

Пропал и навсегда покой и сон.

Молились, чтоб зимой согреться.

Трудились, выбиваясь из сил вон.

Совсем малые…Десяти и нету,

В их время книжки бы читать.

А приходилось им с рассвета

И до заката на быках пахать.

Война украла у них детство,

Теперь они дети войны!

Она прошла у них по сердцу,

Победу дети приближали, как могли!

Просмотров работы: 183