Учитель поэтами воспетый

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учитель поэтами воспетый

Лесникова А.А. 1
1МОУ СОШ № 27
Почивалина И.И. 1
1МОУ СОШ 27
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Тема исследования – «Учитель поэтами воспетый»

Целью исследования является изучение и поиск изменений в обществе (отношение к педагогам) в русской поэзии.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

-отобрать литературу для анализа;

-вызвать уважение в обществе к нелегкому труду учителя

-на примере судьбы учителя Соловьевой Т.И. познакомиться с интересными страницами ее биографии

-собрать материал о жизни и деятельности Соловьевой Т.И.

-встретиться с близкими и родственниками учителя.

-собрать имеющиеся в семейном архиве документы и наградные материалы.

-проанализировать, систематизировать и обобщить имеющиеся материалы.

-составить презентацию об учителе для школьного музея.

-выразить собственный взгляд на изучаемый вопрос.

Объект исследования − отношение к учителю в русской поэзии

Предмет исследования− образ учителя в поэзии XX и XXI веков.

Для решения поставленных задач использовались следующие 

методы и приемы исследования:

1) анализ и синтез собранного материала;

2) метод беседы, интервьюирование;

3) работа с архивами;

4) систематизация и обработка собранного материала;

5) интерпретация собранного материала.

Практическая ценность моей работы определяется возможностью использования полученных результатов в воспитательных целях во внеклассной работе. Теоретическая значимость состоит в том, что данная работа призвана расширить и углубить знания о поэтах, которые воспели в своем поэтическом творчестве образ учителя.

3

«Дело учителя – скромное по наружности-

одно из величайших дел в истории»

К.Д. Ушинский

2.Город, в котором я живу

Город, в котором я живу – это Подольск Московской области. Я люблю город, в котором родился и вырос. Это моя малая родина. Здесь впервые я пошел в детский сад, потом в школу. Как же не любить город, с которым связано столько воспоминаний?

Наш город тесно связан с именами знаменитых людей России и с историями, которые с ними происходили. Работая с архивными материалами, я выяснила, что во второй половине XIX века в Подольске и Подольском крае жили и творили многие писатели и поэты.

Именно в эти годы в Подольский край заезжала творческая элита золотого века русской литературы. Поэты К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский, баснописец И.И.Дмитриев, поэт Денис Давыдов; наконец, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь и сам А.С.Пушкин.

3.Такая есть профессия – учитель.

Писатели и поэты XIX века, будучи высокообразованными людьми, нередко жили в качестве учителей в дворянских семьях, а иногда были приглашаемы для обучения детей императорской фамилии – великих князей. 

Русский поэт, переводчик и критик, Василий Андреевич Жуковский (17831852) не раз обращался к педагогической деятельности. В двадцать три года он занимался историей, философией, естественной историей, литературой и эстетикой со своими племянницами – дочерями Екатерины Афанасьевны Протасовой. Относился он к этим занятиям очень серьёзно и ответственно. В 1817 году Жуковский становится придворным учителем сначала великой княгини и будущей императрицы Александры Фёдоровны, затем великой княгини Елены Павловны, а в 1825 году поэт был назначен на должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II.1

Именно учителя воспитывают людей, будущих создателей, ученых,

путешественников, поэтов. Многие писатели и поэты посвятили свои произведения нелегкому, но в тоже время благородной профессии – профессии учителя. Стихи про учителей написаны многими поэтами и это не удивительно. Более десяти лет своей жизни мы так или иначе связаны с учителями.

Современная поэтесса Ольга Панчишкина выразила свое отношение к учителям в стихотворении «Такая есть профессия – учитель».

Ольга Панчишкина Такая есть профессия – учитель

Такая есть профессия – учитель.
По-моему, её важнее нет.
Преподаватель, мастер, просветитель,
Хранитель знаний, детских душ творитель,
Учитель держит на себе весь свет.

Он, каждый год шлифует поколенья,
Как ювелир топаз, или алмаз.
Уместно будет это здесь сравненье,
Учитель, не имеющий терпенья,
Профессию оставит в тот же час.2

4. Быть учителем – призванье

Роль учителя в развитии города Подольска всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя — носители знаний, которые передают следующим поколениям. О жизни педагогов, их любви к детям, самоотдаче на уроках и вне школьных стен немало было сказано творческими личностями, в том числе и поэтами. «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...», - подчеркивал

Л. Толстой

В г. Подольске в МОУ «СОШ №27» работали и работают прекрасные учителя, и я хочу рассказать про Соловьеву Таисию Ивановну. Я считаю, что стихотворение Ольги Повещенко «Быть учителем – призванье» про учителей школы № 27 и про Соловьеву Т.И.

Быть учителем – призванье

Быть учителем – призванье.
Нужно так детей любить,
Чтобы душу и старанье
Без остатка им дарить.
Быть примером подражанья,
Интересно объяснять,
Чтоб имели все желанье
На уроках отвечать.

Ольга Повещенко3

4.1. Соловьева Т.И. долгое время проработала учителем в МОУ «СОШ №27».

Соловьевой Таисии Ивановне

(фрагмент из поздравления коллег)

Соловьиная песня

(почти по С.Есенину)

Где-то в мае месяце, после страдных дел,

В избу к Соловьевым аист залетел.

Он принес младенца – писаной красы!

Мать от счастья плачет, батя трет усы…

Радо все семейство: шутят, веселятся…

Эту девчушку Таисией называют.

Мчатся годы детские, юность, а потом….

В семь лет переступила порог школы, окончила, в 1949 году вступила в ВЛКСМ, потом в 1953 году поступила в Чкаловский Государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова и окончила в 1957 году по специальности учитель математики. Таисия Ивановна посвятила свою жизнь самой главной профессии на Земле – профессии учителя. 50 лет работала она учителем математики. «Выбрать профессию учитель, - по мнению Таисии Ивановны, - поступок. Ведь благодаря моей профессии, я каждое первое сентября встречала десятки учеников, видела детские настороженные и любопытные глаза. Я вела своих воспитанников в мир удивительных открытий, о они учили меня мудрости, общительности, учили смотреть меня на мир их глазами».

В педагогической деятельности Таисия Ивановна проявила принципиальность, отзывчивость, доброту, порядочность и увлеченность своей деятельностью. 

В ходе интервьюирования учителей нашей школы, я выяснила, каково было отношение коллег к Таисии Ивановне. Было сказано много добрых слов об этом человеке. Вот одно из них:

Поликанова Е.Ю., учитель русского языка и литературы: «Таисия Ивановна – была чутким педагогом, преданная своему делу и беззаветно любящая детей. Для Таисии Ивановны характерны трудолюбие, настойчивость и, пожалуй, самое главное – влюблённость в свою профессию, а также чувство ответственности за то, что она делает. Она уважает достоинство и личность каждого ребёнка. Своим опытом работы она охотно делится с коллегами».

С уважением вспоминает Таисию Ивановну Иванникова Ольга Александровна учитель начальных классов: «Внешне сдержанная, сосредоточенная, она охотно делилась с молодыми педагогами своими знаниями, неустанно работая над собой, была в постоянном поиске. Ее отличало привязанность к детям, уважение к личности школьника».

В личном деле Таисии Ивановны за весь многолетний труд нет ни одного взыскания, огромное количество грамот, благодарственных писем, а самое главное уважение учеников и коллег.

За добросовестный труд Соловьева Таисия Ивановна награждена Почетным Знаком «За заслуги перед городом» 2 степени, она «Ветеран педагогического труда».

Учительская династия…. В семейной династии Соловьевых 5 человек.

Если сложить педагогический стаж семьи Соловьевых, он составит 230 лет.

1.Соловьева Таисия Ивановна (учитель математики) – 50 лет

2.Соловьев Виктор Иванович (учитель физики) – 50 лет

3.Соловьева Наталья Ивановна (учитель математики) – 53 года

4.Шачнева Людмила Анатольевна (дочь) учитель математики - 47 лет

5.Сидорова Ольга Анатольевна (дочь) учитель технологии – 30 лет

Но главное не это. Среди семьи Соловьевой Т.И. нет таких, которые бы сожалели о выбранной профессии или не любили свою работу. Семья Соловьевых - опытные наставники, которые каждый день давали детям свои знания, воспитывали в них добрых и отзывчивых людей.

Очень хорошо, что в нашей жизни есть такие люди, про которых можно с гордостью сказать: «Это мой наставник».Юлий Ким в своем стихотворении «Наставникам» дает яркое представление о трудностях профессии, об образе идеального воспитателя, о благодарности за честный труд учителя.  Это стихотворение для тех, кто любит свой предмет и умеет увлечь своим энтузиазмом учеников. 

Наставникам

Не вечна жизнь. Недолог срок людской.
Уходят ветераны на покой.
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут.
Старению и годам вопреки 7

За старшими идут ученики.
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!»

Ю.Ким4

5.Учитель, какое прекрасное слово! - В доказательство достаточно прочитать стихотворение талантливого поэта города Апшеронска Надежду Веденяпину, которая выразила свое отношение к профессии учитель (…Оно нашей жизни и свет, и основа. Сияет для нас путеводной звездой…) Каковы бы не были учителя: строгие и требовательные, весёлые и понимающие душу ребёнка - они оставляют частичку себя в душах своих учеников.

Надежда Веденяпина

Учитель, какое прекрасное слово

Учитель! Какое прекрасное слово.
Оно нашей жизни и свет и основа.
Сияет для нас путеводной звездой
И в мир новых знаний ведет за собой.

Учитель! Какое высокое слово!
Его повторяем мы снова и снова.
Наш старший товарищ, наш искренний друг.
Он – ключ, открывающий кладезь наук!

Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.

Надежда Веденяпина5

 Нельзя себе представить педагога, тем более молодого, без вдохновения в труде, без творческого горения, без таланта любви к детям и к своему        благородному, трудному делу. Молодым людям, избравшим для себя гордую и трудную профессию учителя, всегда надо помнить, что самоотверженность, самоотдача - наиболее характерные качества педагога по призванию.

В МОУ «СОШ № №27» работают учителя, которые окончили нашу школу:

-Шатохина Анна Александровна учитель начальных классов - «Мне нравится работать с детьми, учить их, разделять с ними их успехи и достижения»

-Семенов Никита Андреевич учитель начальных классов - «С 5-го класса знал, что буду учителем... Всё сбылось... Не жалею!»

-Когут Денис Михайлович учитель истории, литературы - «В моей профессии необходимо уметь общаться с учениками, понимать их и обязательно любить детей»

Стихи про учителей писались во все времена и в советское время, каждый поэт выразил свое почтение учителям через свои стихотворения. Поэт Вадим Малков написал стихотворение «Пришла учительница в класс», в котором выражает глубокий почет и уважение молодым педагогам.

Вадим Малков Пришла учительница в класс

Пришла учительница в класс,
Сама чуть-чуть постарше нас,
И провела такой урок,
Что мы забыли про звонок.
Нам хотелось больше знать,
И взрослыми быстрее стать,
И выбрать в жизни верный путь,
И в будущее заглянуть.
Быть может, кто-нибудь из нас
Войдет вот так же в школьный класс
И проведет такой урок,
Что все забудут про звонок.

Вадим Малков6

Заключение

Мне нравится, что мой город Подольск растет и облагораживается, становится красивым и современным. Я хочу, чтобы люди в моем городе были всегда молоды и счастливы, с веселыми лицами, с открытой душой. А ведь каждому хочется, чтобы его город был лучшим. Город строится, в нем появляется все больше талантливой молодежи и молодых учителей, а ведь за молодежью и учителями будущее, и мне искренне верится в то, что у нашего родного города Подольска оно прекрасное!

Учитель

Учитель – три слога
Не так уж и много,
А сколько умений вмещает оно!
Уменье мечтать! Уменье дерзать!
Уменье себя работе отдавать!
Уменье учить! Уменье творить!
Уменье детей беззаветно любить!
Учитель – три слога.
Но как это много!
И это призванье вам Богом дано!

Надежда Веденяпина7

Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я ближе познакомилась с биографией старейшего учителя нашей школы, Ветерана педагогического труда Соловьевой Т.И. Исследовательская работа дала мне возможность узнать об интересных страницах жизни учителей школы №27, помогла понять и по достоинству оценить труд учителя через современную поэзию.

    В ходе исследования я пришла к следующим выводам:

1. Жизнь и трудовая деятельность педагогов-ветеранов по-своему интересна и значима.

2. Каждый педагог вложил свой посильный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения в г. Подольске.

3. У многих педагогов-ветеранов есть чему поучиться молодым специалистам, коллегам по работе.

4. Педагогический труд заслуживает уважения учеников, родителей.

5. Данная работа расширила и углубила знания о поэтах, которые воспели в своем поэтическом творчестве образ учителя.

Новизна и современное состояние проблемы: в истории школы нет обобщённого и систематизированного материала о педагогах - ветеранах, поэтах, которые воспели в своем творчестве образ учителя. Данная тема находится на начальном этапе исследования и требует дальнейшего углублённого изучения.     

Перспективы исследования: в следующем учебном году нами запланировано продолжение изучения темы «Учитель поэтами воспетый» для пополнения материалов для истории школы и оформление альбома. Нами намечено собрать и изучить краеведческий материал о ветеранах-педагогах нашей школы, которые внесли большой вклад в дело обучения и воспитания учащихся г. Подольска МОУ «СОШ №27»

11

Список источников и литературы

1.Документы, фотографии из семейного архива Соловьевой Т.И.

2.Воспоминания коллег школы.

3.Афанасьев, В. В. Жуковский / Виктор Афанасьев. – Москва: Молодая гвардия, 1986. – 397 с. – (Жизнь замечательных людей : серия биографий ; вып. 3). – Библиография: с. 397-398.

4.Источник: rustih.ru›olga-panchishkina-takaya-est-professiya…

5.Источник: https://poemata.ru/poets/poveschenko-olga/byt-uchitelem-%E2%80%93-prizvane/

6.Сайт «Всё для детей!»

7.Сайт apsmi.ru

8. Источник: https://vokrugknig.blogspot.com/2017/10/45-20.html

12

1 Афанасьев, В. В. Жуковский / Виктор Афанасьев. – Москва : Молодая гвардия, 1986. – 397 с. – (Жизнь замечательных людей : серия биографий ; вып. 3). – Библиография: с. 397-398. 4

2 Источник rustih.ru›olga-panchishkina-takaya-est-professiya…О. Панчишкина 5

3 https://poemata.ru/poets/poveschenko-olga/byt-uchitelem-%E2%80%93-prizvane/ (О. Повещенко) 6

4 Сайт «Всё для детей!» (Ю.Ким) 8

5 Источник apsmi.ru (Н. Веденякина) 9

6 Сайт «Родом из СССР» (Вадим Малков)

7 apsmi.ru (Н. Веденякина) 10

Просмотров работы: 87