ВВЕДЕНИЕ
Сегодня русский язык болен. Он переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат американские слова: «о’кей», «вау», «йес», на магазиннах вывески со словом «шоп».
Я заметила, что общаясь между собой, мои сверстники, разговаривают на своём, особом языке, который понятен только определенной группе. Я решила разобраться и выяснить, что это за слова, почему и выбрала тему своей исследовательской работы: «Сленг младшего школьника».
В данной работе поднимаю проблему употребления младшего школьного возраста жаргонных слов, сленга.
Актуальность темы:
представленная тема, на мой взгляд очень актуальна. Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, речь должна быть развита. Этого требует современный мир. Наш "великий, могучий русский язык" засоряется, портится. Сленговая речь стала повседневной. И многие взрослые, просят детей перевести непонятные для них выражения. В чём же "величие" и "могущества" языка современных детей. Бороться или принимать его? Это противоречие меня заинтересовало к исследованию данной темы.
Объект исследования: устная речь учащихся 3-4 классов.
Предмет исследования: сленг младших школьников
Цель: проанализировать речь младших школьников с использованием ими (сленговой) лексики
Задачи:
-изучить литературу по данному вопросу и выяснить, что такое сленг;
-узнать источники пополнения речи детей;
-установить причины употребления сленговых слов;
- провести исследования учащихся с целью употребления сленговых слов в речи;
-составить словарь современного школьного сленга.
Гипотеза: предположим, что сленговая речь учащимся необходима и является показателем низкой культуры учащихся; использование сленговой лексики засоряет и огрубляет нашу речь.
Методы:
- поиск информации и изучение материала;
- анкетирование учащихся и родителей;
- сбор школьного сленга.
Новизна работы заключается в том, что такое явление как сленг рассматривается не в целом, а только в среде учащихся МБОУ "Копьёвская СОШ"
Теоретическая значимость: теоретический материал систематизирован и приведен в работе таким образом, что изучение сленга при помощи данного исследования становится возможным для любого желающего, поскольку все материалы доступны для понимания.
Практическая значимость: результаты исследования дают возможность проанализировать использование сленга школьниками в речи. Анкетирование помогает учителю постараться предотвратить использование сленга в сочинениях и изложениях путем подбора синонимов.
Глава I. Теоретический аспект исследования.
1.1. Общая характеристика сленга.
Я бы хотела начать свою работу словами И.С.Тургенева
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Проблема моего проекта была озвучена еще во второй половине 19 века, в начале 21 столетия оказалась актуальной.
Речь сегодняшнего школьника изобилует жаргонизмами и сленгом, и это - объективная реальность. Для некоторых сленг и жаргон стали неотъемлемой частью разговора.
Свое исследование я начала с изучения слова сленг в различных словарях, энциклопедиях, в интернете.
Что же такое сленг? В настоящее время существует достаточно большое количество определений сленга. Я рассмотрела значение этого слова
в «Словаре лингвистических терминов» О.С.Ахмановой даны два значения термина «сленг»:
1.Разговорный вариант профессиональной речи.
2. Элементы разговорного варианта той или другой профессиональной или социальной группы, которые, проникая в литературный язык или вообще в речь людей, не имеющих прямого отношения к данной группе лиц, приобретают в этих разновидностях языка особую эмоционально-экспрессивную окраску. В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. Slang ]– это слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон. В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова «сленг» одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей. Сленг – заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон или арго. То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон, арго и сленг – синонимы.
Одним из самых интересных и более подходящим к изучаемой теме, как мне показалось, определение у И.Р. Гальперина:
Сленг, слэнг – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной нормы.
Из всех определений следует, что сленг – разновидность нелитературной речи. К литературной речи относятся: 1) книжные слова, 2) стандартные разговорные слова, 3) нейтральные слова. Нелитературная же лексика делится на: 1) профессионализмы, 2) вульгаризмы, 3) жаргонизмы, 4) лексику неформальных молодежных объединений и молодежной среды, часто именуемую сленгом.
Профессионализмы – это слова, используемые группами людей, объединенных определенной профессией. Например, выражение «убрать хвост» на языке газетчиков означает требование сократить материал на газетной странице.
Вульгаризмы – это грубые, просторечные слова, обычно не употребляемые образованными людьми. Например, мать обращается к ребенку: – Морду-то подними от тарелки. Как ты жрешь?!
Жаргонизмы – это слова, используемые определенными группами людей, которые имеют понятный смысл не для всех. Например, у воров: ботать по фене, т.е. говорить на воровском языке.
Сленг распространён среди школьников, студентов, военных, молодых рабочих. Сленг легко проникает в литературный язык, используется для речевой характеристики героев и авторской речи.
У писателя В.Ю.Драгунского:
«- Ты спятил, братец, - сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши». [стр. 67 Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. – X.: Изд. –коммерч. Предпр. «Паритет» ЛТД, 1993г.- 296 с. ]
«И я вошел во двор, и мы стали с Чапкой носиться и кувыркаться, и прыгать и колбаситься, подскакивать, и вертеться, и лаять, визжать, и смеяться, и валяться».[стр. 134 Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. – X.: Изд. –коммерч. Предпр. «Паритет» ЛТД, 1993г.- 296 с. ]
В музыкальной культуре:
«Пришла и оторвала голову нам чумачечая весна…Чумачечая весна пришла и крышу нам с тобой снесла…»,
«Круто ты попал на ТV…»
Сленгом пользуются в своей речи, представители определенной возрастной или профессиональной группы. Изучая теоретический материал, с понятием «сленг», я пришла к выводу, что сленги бывают разных видов:
-Армейский -(Дух – солдат срочной службы, прослуживший 3 месяца, Слон – солдат срочной службы в периоде от 3 до 6 месяцев службы, Дед –авторитетность перед молодыми солдатами);
-Журналистский- (джинса – заранее проплаченная статья, Кирпич — самый большой материал в газете или выпуске новостей. Компот — много разной, но бесполезной информации о материале).
-Компьютерный- (Админ – создатель сервера или игры. Айпишник – межсетевой протокол. Ноут - ноутбук. Винт - винчестер (жесткий диск)
-Игровой- (бафать — значит усиливать)
-Сетевой-(смайлик, банить, щас, спс, нрав, спасибки, гуглить, ава, селфи, мыло)
Я являюсь ученицей школы, поэтому объектом моего исследования является школьный сленг.
Глава II. Практические исследования.
2.1.Школьный сленг.
Ребята в школе общаются между собой на особом языке. Когда это произошло неизвестно, но, что наши бабушки и дедушки общались на своем языке – это совершенно точно.
Я провела анкетирование в своей школе среди учащихся 3-4 классов. Обработав анкеты я составила «Словарь школьного сленга» (Приложение 1).
Все слова в данном словаре можно разделить на несколько групп:
Сленг, на котором говорят в школе.
- работники школы: училка, препод, физручка, историчка, классуха
- учебные предметы: матеша, инглиш, физра
- школьные помещения: тубзик, столовка
-школьные оценки: пятак, пятифан, трайбан, пара, твикс, двайбас
досуг:дискач, поп, рок, попса, кореша, тусовка
бытом: комп, мобила, ящик, стиралка, труба
состояния оценки:норм, отпадно, круто, супер, клево, не оч, потрясно, ништяк, фигово, туфта, отстой, муть, мура, отстой.
обозначающие действия: отвали, затихни, умолкни, свали, досвидос
Современные слова передаются как из поколения в поколение (например, камчатка — задние парты, матеша – математика, и д.р.), некоторые «отмирают», некоторые возникают, как отклик на новое время (например, мобила – мобильный телефон, инет – интернет и др.).
6. пища: хавчик, хавать, жрачка, вкусняшки
7. люди по характеру: братан, чел, чувак, тормаз, чувиха, красава
Заменяя одни слова другими, ребята часто сами не понимают, почему именно этим словом воспользовались.
Большинство опрошенных ребят не мыслят своей речи без сленга:
"Нас другие тогда не поймут" "Просто потому, что звучит необычно", "Сленг отличает нас от взрослых".
Страшным оскорблением для молодого человека в настоящее время является слово «лох». Лох для молодого человека – это не только дурак, но и обманутый человек. А ведь «лох»,когда-то у торговцев мелким товаром (у коробейников) было безобидным словом и обозначало крестьянина, а слово «лоша» – крестьянку. Потом оно перешло в арго шулеров, где обозначало жертву карточной игры, а затем словом «лох»стали пользоваться уголовники, и уже после этого «лох» перешел в жаргон молодежи.
Если школьнику что-то нравится, он скажет: «потрясно, классно, ништяк, клево». А ведь с помощью синонимов русского языка можно сказать: «прекрасно, чудесно, восхитительно, бесподобно, здорово».
Вывод: несмотря на то, что происхождение и значение многих жаргонных слов школьникам непонятны, они всё чаще заменяют ими правильную речь.
2.2. Источники пополнения речи школьников сленгом и причины употребления.
Так почему же школьники пользуются сленгом? Что их в нем привлекает?
Я провела анкетирование, в котором приняли участие 42 школьника 3-4 классов (Приложение 2). Результаты анкетирования показали:
Что такое школьный сленг- знает 12 человека. Варианты ответов: классные, модные, суперские, некультурные, глупые, невоспитанные, современные слова. Это ещё раз доказывает, что школьники употребляют в своей речи слова и не знают даже их название и происхождение.
На вопрос «Для чего вы употребляете данные слова?» школьники ответили, что они «модные, современные»; употребляют их, потому что они «делают речь понятней»; потому, что «все так говорят»; «вошло в привычку так говорить»; эти слова помогают выделиться среди других необычной речью и привлечь к себе внимание, а также для точного выражения своих эмоций.
На вопрос «Где вы впервые услышали их, прочитали?» ребята ответили, что слышат такие слова по телевизору, на улице, в автобусах, в магазинах, на кружках и секциях, в школе, т.е. – всюду. Употребляют их в основном в кругу друзей, одноклассников, но есть случаи общения сленговыми словами с родителями. И только один человек их не употребляет совсем.
4. На вопрос «Хотели бы вы избавится от сленга в своей речи?» лишь у небольшой группы опрошенных школьников желание есть. Большинство не желают избавляться от сленговых слов, так как думают, что они необходимы.
Мне захотелось узнать мнение взрослых по этой теме. Я провела анкетирование, в котором приняли участие 20 человек (Приложение № 3). Оказалось, что многие родители не видят ничего плохого в сленге, относятся к этому явлению спокойно они считают, что с возрастом дети перестанут так говорить (сами в детстве так говорили). Но всё же, большая часть родителей считают засорение языка проблемой, с которой надо бороться.
Проанализировав учащихся и родителей, мне стало интересно, что думают о сленге учащихся, педагоги. (приложение 4)
1. Понимаете ли вы современный молодёжный сленг?
2. Как вы относитесь к жаргонной лексике?
3. Что повлияло на речь современного подростка?
Можно сделать вывод: основная причина употребления школьниками сленговых слов – следование за модой и современностью. Ученики считают, что современный язык должен быть «прикольный», «крутой», правильная, культурная речь кажется им скучной. Другая причина - чтобы выделиться среди сверстников – я не такой, как все. Есть мнение, что если школьники будут говорить на культурном языке, то одноклассники и друзья не только их не поймут, но и будут смеяться. Третья причина - в детстве хочется выглядеть взрослее, старше. Школьники «изобретают» новые слова, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от взрослых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования своей работы я выяснила, что сленг является необходимой частью речи моих сверстников. Сленг был, есть и, по-видимому, будет в школьной лексике.
В современном мире сленговые слова употребляются везде, даже в прессе, в кино и в литературе для придания речи живости. А дети подражают взрослым, схватывают все на лету и быстро запоминают, впитывают в себя как губки и нужную, и ненужную информацию.
Исследование показало, что на сегодняшний день проблема школьного сленга не разрешима. Учащиеся считают сленг нормой, так как слышат его повсюду.
Для меня явилось открытием, что многие родители считают сленг нормой.
Гипотеза подтвердилась частично: действительно школьники употребляют сленговые слова, чтобы быть «крутым» - быть не такими, как все, при помощи сленга утвердиться в среде сверстников. Но исследование также показало, что сленг не так уж и необходим в нашей речи. Он не украшает, а портит язык, делает речь непонятной и оскорбительной. Язык общения должен быть доступным и понятным. Культурные, образованные люди не будет разговаривать на сленге.
Как же не вспомнить слова
С.Я.Маршака:
«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».
Список использованной литературы:
Афонина Г.Н. Школьный толково-этимологический словарь. Айрис-Пресс, 2008.
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов .М.: Советская энциклопедия, 1966.
Гальпирин И.Р. О термине сленг. // Вопросы языкознания.1956. № 6.
Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. – X.: Изд. –коммерч. Предпр. «Паритет» ЛТД, 1993.
Интернет ресурсы
Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1979.
Рефлексия деятельности
Переведи на литературный язык
Диалог № 1.
1 – Завтра контрошка по матеше!
2 – Гонишь?
3 - Эх ты, догоняй, дятел!
Диалог № 2
1-Сёдня на улице дубак такой!
2-Блин, вчера тепло было, а сёдня, я фигею, такой дубак.
Диалог № 3
1 – Ё-моё, зачёт ведь сёдня!
2 – Всё выучил?
3 – Ты чё, тормоз? Шпор наделал, а учить ваще в лом.
Диалог №4
1 - Я вчера на дискач ходила, тусили на хате у предков!
2 - Ну и как?
1 – Ваще классно, ништяк так.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
СЛОВАРЬ ШКОЛЬНОГО СЛЕНГА
Сленговое выражение |
Значение |
Причина появления/ комментарий |
Прикалываться |
Подшучивать |
|
Стрёмно |
Неприятно |
|
Безбашенный |
Совершающий сумасшедшие поступки |
Ведущий себя так, как будто ему башню (голову) снесло |
Типок |
Весёлый человек |
Ласковое сокращение |
Хавчик |
Еда |
Хавать - есть на молодежном сленге, хавчик - образованно от него. |
Дятел |
Тот, кот доносит, "стучит" |
Дятел "стучит" на кого-то |
Лаве |
Деньги |
Лаве потому, что все его любят. От анг. Love - любовь |
Ништяк |
Очень хорошо |
|
Угарно |
Весело |
Угарать - гореть - веселиться |
Отстой |
Плохо, не интересно |
|
Глючно |
Ошибочно |
Пришло из жаргона геймеров. Глюк - ошибка в компьютере |
Реально |
По-настоящему |
Из жаргона интернет пользователей, где реал - настоящая жизнь. |
Отвянь |
Оставь в покое |
От слова вянуть. |
Прикинь |
Представь себе |
|
Сто пудов |
Точно |
|
Железно |
Точно |
|
В шоке |
Удивление |
|
Вау |
Удивление, выражение положительных эмоций. |
Англицизм: WOW! |
По жизни |
Обычно |
Имеется в виду, постоянно что-то делает кто-то одинаково, не меняя своего стиля. |
Крутой |
Человек, отличающийся чем-то таким, чего нет у других |
|
Ботаник |
Умный ребенок, который хорошо учится |
Образованно от слова «ботать» (а не ботаника!) что значит работать |
Комп |
Компьютер |
Слово сокращено для удобства произношения |
Клава |
Клавиатура |
Ласковое сокращённое название |
Болванка |
CD-диск на котором нет информации |
Что хочу, то и запишу |
Тусоваться |
Весело проводить время |
От слова тусовка – вечеринка |
Предки |
Родители |
Старые, как предки |
Выпендриваться |
Хвастаться |
Слово-паразит |
Короче |
Быстрее |
Слово-паразит |
Жадина |
Жадный человек |
Ласковое сокращение |
Типа |
Как будто |
Слово-паразит |
Овца |
Дура |
Глупая, как овца |
Крыса |
Жадный человек |
Тот, кто не хочет делиться, и всё «крысит» |
Тормоз |
Человек, который не понимает с первого раза |
Тот, кто постоянно «тормозит» |
Бабки |
Деньги |
|
Зелень |
Деньги |
Больше относится к долларом, потому что они зелёные |
Мобила |
Мобильный телефон |
|
Базар |
Разговор |
Не очень приятный разговор. Имеется ввиду разговоры на базаре |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Анкетирование учащихся 3-4 классов МБОУ "Копьёвска СОШ"
из опрошенных 42 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Анкетирование родителей
из 20 опрошенных
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Анкетирование педагогов из 15 опрошенных