Мультфильмы в жизни детей

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мультфильмы в жизни детей

Назилин Г.Н. 1
1МБОУ Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Полянина Л.Н. 1
1МБОУ Копьёвская средняя общеобразовательная школа с угл
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения. Мультфильмы - любимое детское развлечение.

По телевидению показывают множество мультфильмов и передач для детей, которые идут сутками напролет.

Это мультфильмы российского и иностранного производства.

-Как то я спросила маму, любила ли она в детстве смотреть мультфильмы. Ответ ее был утвердительным. Но родители не разрешают смотреть всё подряд, объясняя это тем, что некоторые мультфильмы вредны. У нас возник вопрос: а действительно ли наши родители правы? На это вопрос и попытаемся ответить в данной работе.

Объект исследования

российские и иностранные мультфильмы

Предмет исследования

вред и польза российских и иностранных мультфильмов

Цель работы : роль мультипликационных фильмов в жизни ребенка.

Задачи:

  1. Выяснить, что такое мультфильм, и какие бывают мультфильмы.

  2. Изучить историю появления мультфильмов.

  3. Выяснить пользу и вред мультфильмов.

  4. Сравнить российские и иностранные мультфильмы.

Гипотеза: большинство мультфильмов, в которых демонстрируется добро, дружба, помощь способствуют гармоничному развитию ребенка, помогают в общении, положительно влияют на поведение ребенка в кругу сверстников, а значит, просмотр мультфильмов полезен для детей.

Методы исследованиясбор и анализ литературы по данной теме, анкетирование, наблюдение, опрос, обобщение полученных данных.

Актуальность  заключается в том, что мультфильмы являются одним из любимейших развлечений детства. Телевидение транслирует многообразие мультипликационных фильмов и различных детских передач. Дети учатся у героев мультфильмов добру, анализируют их поступки, мультфильмы развивают образное и абстрактное мышление.

Этапы работы над проектом:

  1. погружение в проект;

  2. планирование деятельности;

  3. осуществление деятельности;

  4. оформление результатов;

  5. презентация результатов.

2. Теоретическая часть

2. 1. Что такое мультфильмы?

Мультфильмы или мультики - так сокращенно называют мультипликационные фильмы. Термин "мультипликация" употребляется как синоним термина "анимация". "Анимация" - "оживление" или "одушевление".

Яркие и зрелищные с одной стороны, и простые, доступные с другой, мультики обладают большими воспитательными возможностями, и очень близки этим к сказке или общению с людьми.

Персонажи мультфильмов показывают нам разные способы познания окружающего мира, передают образы друга и врага, дают первые представления о добре и зле, о плохом и хорошем поведении.

Сравнивая себя с любимым персонажем, мы учимся справляться с трудностями, со своими страхами, учимся уважительно относиться к окружающим.События, которые показывают в мультике, развивают наше мышление и воображение.

Значит, мультфильм – это очень эффективное средство воспитания.

Мультфильм – это добрая короткая сказка 5-10 минут с понятным сюжетом и узнаваемыми героями (то есть, история не про оборотней, а про детей, зверят). Их очень много, и все они точно не навредят малышу! Такие мультфильмы учат ребёнка быть ЧЕЛОВЕКОМ, радоваться добру, переживать за героев.

2.2 Как появились мультфильмы

Мультфильмы - особый вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами, которые используют для создания персонажей различные материалы и техники, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров.

Нам стало интересно, что же такое мультфильм, и было проведено исследование. Выяснилось, что мультфильмы можно назвать мультипликационный фильм, анимация или просто мультик.

Работая с литературой, мы узнали, что такое мультфильм. В Википедеи сказано, что мультфильм - это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных у Мультипликация старше натурального кино.

30 августа 1877 года считается днем рождения рисованного мультфильма. Талантливый изобретатель, инженер-самоучка Эмиль Рейно во Франции продемонстрировал сконструированный им аппарат праксиноскоп.

Несмотря на то, что мультфильмов в советские времена снимали много, часто, красиво и очень качественно, нельзя сказать, что дети имели возможность вдосталь их смотреть. Но показывали «мультики» нечасто, иногда их могло не быть в программе и по несколько дней, и единственная возможность увидеть какой-нибудь короткий мультфильм — это передача «Спокойной ночи, малыши!».

Со слов мамы, что мультфильмы показывали очень редко, что если в программе телепередач был заявлен мультфильм, минут за пять до этого события прекращались все дворовые игры, толпа ребятни набивалась кому-нибудь в квартиру, смотрела этот мультик, а затем снова выбегала во двор, чтобы продолжить прерванное занятие.

2.3. Какие бывают мультфильмы

Изучая историю мультфильма, мы узнали, какие бывают мультфильмы

- рисованные

-кукольные

-песочные

-пластилиновые

- компьютерные

Одна из самых распространенных видов анимации – это рисованная классическая анимация, которая делается на прозрачной пленке или кальке. Каждый кадр делается отдельно, после чего кадры собираются в живую анимацию. Это мультфильмы студий «Дисней» и «Союзмультфильм».

Еще один старинный вид анимации – это кукольная анимация. Декорации и сами куклы изготавливаются вручную.

Пластилиновая анимация вышла из кукольной, только куклы заменили пластилином. «Падал прошлогодний снег» режиссера Александра Татарского является популярным мультфильмом пластилиновой анимации.

Живопись на стекле рисуется масляными красками. Каждый кадр – это картина. Пример «Старик и море» режиссера Александра Петрова.

Компьютерная 2 D и 3D анимации – это анимации, созданные на компьютерах, считается самой перспективной и довольно молодой анимацией. Яркий пример 3 D анимаций – мультфильму студии «Пиксар».

Кроме перечисленных, есть и еще анимации, такие, как песочная анимация помогает снять стресс. Эти виды считаются менее популярными.

2.4. Польза и вред мультфильмов

Дети с удовольствием смотрят разные мультики, но какая польза должна быть от мультфильма? Должен ли он быть обучающим (обучение счёту, азбуке, логике) или просто развлекающим? Мы познакомились с результатами психологов, которые рассмотрев большое количество российских и иностранных мультфильмов, сравнивая персонажей и их поступки изучали вред и пользу мультфильмов. Вот что у них получилось.

Положительные стороны мультфильмов:

  1. Учат уважать себе равных;

  2. Мириться, если произошла ссора;

  3. Не обижать слабых;

  4. Быть честным, уважать родителей и старших;

  5. Учат хорошим манерам;

  6. Развивают фантазию, творческие способности;

  7. Создают хорошее настроение;

  8. Расширяют кругозор, развивают любознательность;

  9. Учат сопереживать, сочувствовать, размышлять;

  10. Иметь свое мнение.

Отрицательное влияние мультфильмов:

  1. Герои некоторых мультфильмов агрессивны – они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат и даже убивают персонажей. Последствия – проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребенка в реальной жизни;

  2. Некоторые персонажи нарушают общепринятые нормы поведения – их никто не наказывает за это, не говорит, что так делать нельзя. Нарушается представление о хорошем и плохом поступке, воспитывается ощущение полной безнаказанности, нет четкой границы между добром и злом.

  3. В некоторых мультфильмах показывают опасные для жизни формы поведения, повторять которые в реальной жизни глупо, а иногда и просто опасно! Просмотр таких примеров для подражания может привести даже к травмам.

  4. Иногда показывают сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям, сцены издевательства над беспомощностью, слабостью, старостью. Как вы думаете, как поведут себя маленькие зрители после просмотра таких мультиков? Скорее всего, это будет грубость, безжалостность…

2.5. Виды мультфильмов

  • иностранные

  • Российские

Сравним героев и то, чему учат мультфильмы отечественного и иностранного производства.

Российские мультфильмы:

  • «Самый маленький гном» - мультфильм о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий вручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят… Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя».

  • «Волшебный мешочек» - у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: «Раз тебе хочется озорничать – озорничай! Ни слова от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками». Ура! Да здравствуют проказы! Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только если доброе дело сделаешь. Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дело милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце.

  • Понаблюдав за ребенком, который смотрит мультфильм, можно увидеть эмоции и переживания на его лице. Он смеется вместе с героем, хмурит бровки, сопереживает, жалеет его, повторяет слова знакомой песенки. Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение.

  • Они научат детей дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.

Иностранные

  • Теперь рассмотрим иностранный мультик «Гуфи и его друзья». Из нескольких рассмотренных серий можно выделить один часто повторяющийся сюжет: Имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.) И имеется бездельник, сильно занятый развлечениями себя любимого. Разворачивается конфликт между героем – Гуфи и предметами. Так как Гуфи герой, то, естественно, он должен победить. В результате получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а Гуфи показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумехами, глупцами, в общем, неудачниками.

  • Возьмем для примера еще мультфильм «Ниндзя-Черепашки». Главные герои Черепашки постоянно противостоят плохому, но они столько убивают, что задумываешься, а, правда, они такие хорошие?

  • Вы, конечно, видели эпизод из «Шрека» (когда взрывается птичка от пения трольши). Дети в этот момент всегда смеются. А ведь это, не просто сцена красивого убийства, это – пример смерти. Главная положительная героиня наших сказок не может быть такой, она не может быть жестока, не может убивать. Во многих мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают, летают на непонятных машинах, самолетах и космических кораблях.

Назвать эти сказки добрыми, к сожалению, не получается. Эти мультики рассчитаны абсолютно на другую аудиторию, они несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности детям. Они не учитывают наши национальные и культурные особенности.

  • используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои.

  • герои мультфильмов только развлекаются и ничего полезного не делают, никакой полезной деятельности, в отличии от советских мультфильмов.

Но нельзя сказать, что все американские мультфильмы губительны для сознания детей. Например, «Король Лев» - полнометражный мультфильм, главный герой которого – маленький львенок Симба, теряет своего любящего и любимого отца из-за зависти своего злого дяди. Очень трогательный сюжет, заставляющий переживать вместе с героями, как юных зрителей, так и их родителей. Мультфильм "Белоснежка", рассказывает волшебную историю о бедной девушке. Её мачеха владела волшебным зеркалом и нередко выпытывала у него: "Зеркальце, зеркальце на стене, кто всех красивей во всей стране?", но зеркальце всегда отвечало ей, что Белоснежка несомненно прекраснее...  Тогда мачеха отправила девочку в лес на верную смерть, но та стала жить вместе с добрыми гномами. Коварные планы ведьмы с прекрасным шнурком, ядовитым гребнем и отравленным яблочком не сработали - прекрасный принц спас Белоснежку!  Мне понравилось читать эту сказку потому, что добро побеждает зло. Когда я читала, я представляла себя в роли Белоснежки... "Бэмби" Мультфильм очень добрый, красивый со множеством зверей и птиц. Он повествует о олененке Бемби, который родился весной и на его рождение пришли посмотреть все звери. В мультфильме присутствует добро, зло, любовь и дружба, ведь мы сталкиваемся в друзьями Бэмби, зайцем Топотуном, скунсом Цветочком, Филином и другими животными. Вместе с нами по сюжету растет и Бэмби, который дружит и влюбляется...

Вывод: - Мультфильмы способны отвлекать ребенка в различные ситуации - это большая помощь для родителей.

Польза:

- Герои разговаривают на одном языке с детьми.

- Мультфильмы несут в развитие ребенка воспитательную и развивающую функции.

  • Несут положительные эмоции. Некоторые вынуждают детей заплакать, переживая за героями мультфильмов.

  • Мультфильмы красочные и юмористические.

Вредны:

  • Мультфильмы приближенны к настоящей жизни - деньги, преступления, экология, борьба за власть.

  • Демонстрируют агрессию, драки и войны –приводит к агрессивному поведению.

3. Практическая часть

3.1 Результаты проведённого исследования

Мы решили провести исследование и выяснить отношение детей и взрослых к мультфильмам. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся нашего 2 -х классов и их родителей (см. Приложение№1). В нем приняли участие 27 детей и 21 взрослый.

Результаты анкетирования показали. На вопрос "Какие мультфильмы любят смотреть дети?" Ответили так: все учащиеся (100%) любят смотреть мультфильмы. Причем 15 детей (56%) любят абсолютно все мультфильмы, будь то иностранные или российские. 2 человек (7%) предпочитают иностранные мультфильмы, т.к. они красочные. И 10 человек (37%) – российские мультфильмы, т.к. они веселые и добрые.
Данные результата можно представить в виде диаграммы.

Рис.2 Какие мультфильмы смотрят дети

На вопрос «Назови любимый мультфильм»

1. Дети в основном назвали иностранные мультфильмы -67%

(«Финис и Ферб» и «Кик Бутковский»),российские -33%, – («Маша и медведь» и «Фиксики»).

А родители 100% российские (Ну, погоди, Маша и медведь, Простоквашино, Вини Пух, Приключение кота Леопольда).

Рис.3 Назови любимый мультфильм

2. При выборе любимого мультфильма причинами были такими: крутой, классный– 41%, веселый и забавный, смешной – 26%, добрый, хороший – 15%, интересный – 11%, познавательный, умный – лишь 7%.

Рис.4 Причины любимых мультиков

Все родители (100%) знают о вреде некоторых иностранных мультфильмов и все же 90% разрешают смотреть своим детям зарубежные мультфильмы.

На вопрос как долго дети смотрят мультфильмы, были получены ответы: 11% детей полдня, 22% детей целый день, 67% детей час в день и по выходным; 66% родителей разрешают смотреть 1 час в день.

Рис.5 Как долго дети смотрят мультфильмы

Заключение

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу. Мультфильмы являются важной составляющей в жизни детей. Они очень важны для понимания окружающего мира, для развития. Мультфильмы способны развивать в ребенке различные чувства от любви до жестокости. Психологи не рекомендуют показывать мультики детям до трех лет, а более старшим ребятам показывать российские сказки и мультфильмы.

Итак, наша гипотеза о том, что большинство мультфильмов, в которых демонстрируется добро, дружба, помощь способствуют гармоничному развитию ребенка, помогают в общении, положительно влияют на поведение ребенка в кругу сверстников, а значит, просмотр мультфильмов полезен для детей, подтвердилась. Выбор правильных мультфильмов могут помочь взрослым в решении многих задач по воспитанию детей.

Продолжаем смотреть хорошие мультфильмы и учиться добру.

Список литературы

  1. «Большой толковый словарь» под ред. С.А. Кузнецова, Спб.: «Норинт», 2010г.

  2. Энциклопедия «Хочу всё знать»

  3. Я познаю мир (кино). Издательство АСТ, 2000.

Интернет:

  1. Интернет – статья «Мультфильмы: вред или польза?» М.Дьякова

  2. Интернет - статья Козачёк О.А. «Мультфильмы: их влияние на психику ребенка » http://rutube.ru/tracks/1047686.html

  3. Какие бывают виды мультиков:https://hostingkartinok.com/news/kakie-byivayut-vidyi-multikov/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей

1

Какой Ваш любимый мультик?

 

2

Почему?

 

3

Какой Ваш не любимый мультик?

 

4

Почему?

 

5

Разрешаете ли Вы смотреть своим детям иностранные мультики?

ДА

НЕТ

6

Как долго Ваш ребенок проводит перед телевизором в течения дня?

30 мин

1 час

   

пол дня

другое

7

Знаете ли Вы, что некоторые иностранные мультики вредны для просмотра?

ДА

НЕТ

Анкета для детей

1

Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

Да

Нет

2

Какие мультфильмы ты любишь?

российские

иностраные

3

Напиши любимый мультфильм:

 

4

Почему он тебе нравится?

 

5

Напиши не любимый мультфильм:

 

6

Почему он тебе не нравится?

 

7

Как часто ты смотришь мультфильмы?

час в день

пол дня

   

целый день

по выходным

8

Где ты смотришь мультфильмы?

по телевизору

по DVD

   

по компьютеру

в кинотеатре

Просмотров работы: 516