Символика цвета в поэзии Сергея Есенина

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Символика цвета в поэзии Сергея Есенина

Степанов В.А. 1
1МБОУ "2 Кюлетская СОШ имени Н.А. Алексеева"
Степанова А.В. 1
1МБОУ "2 Кюлетская СОШ имени Н.А. Алексеева"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, различных религиозных и мистических учениях. Цветовые предпочтения человека во многом определяют его характер, настроение, отношение к действительности. По тому, на какой цвет мы обращаем внимание в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас. Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, особенности темперамента и характера, настроение и др.

С.М. Соловьев различает два типа художников слова: 1) колористов (например, Державин, Капнист, Гоголь, Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет». С.А. Есенина следует отнести к первому типу художников. Лирика поэта поражает насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Она не может оставить читателя равнодушным. Её оценит даже человек, мало восприимчивый к поэзии.

«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими при­горшнями сокровищ его души»[3,204]. Эти слова А. Н. Толсто­гоо Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к твор­честву выдающегосярусского поэта XX века. И сам Есе­нин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова» [3,140]. «Половодье чувств», затопившее его поэзию, всвою очередь, не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

Целью данной научно – исследовательской работы является:

- выяснить какие цвета использует и предпочитает автор;

- изучение особенностей использования цветообозначений в лирике Сергея Есенина.

Задачи научно-исследовательской работы:

  1. овладеть теорией вопроса, уяснить такие понятия как цветопись, символика цвета и др;

  2. изучить биографию С. Есенина;

  3. рассмотреть и проанализировать поэзию С. Есенина с точки зрения использования в ней цветовых эпитетов;

  4. выяснить, какую смысловую нагрузку несут цветовые эпитеты в поэзии Есенина.

  5. описать особенности символики цвета в психологии и в поэзии С.Есенина;

  6. сравнить использование цветов в разные периоды творчества поэта.

Объект исследования – поэтический мир С. Есенина. Группа слов, называющих цвет, которые наряду с главным своим назначением – наименованием цвета – в поэтической речи способны развивать переносное значение, становиться экспрессивно значимыми и эмоционально наполненными.

Предмет исследования –

  • периоды творчества С. Есенина

  • С. Есенин сборник стихотворений «Стихотворения. Поэмы. - М.: Дрофа: Вече, 2002.-336с.»

  • С.А. Есенин сборник стихотворений «Стихотворения. Поэмы» - М.: АСТ: Астрель, 2008. – 233с.

  • цветовая гамма в поэзии С. Есенина.

Методы исследования: 

  • анализ литературных и биографических источников,

  • изучение научной литературы,

  • сопоставление цветовых ассоциаций,

  • сравнительный анализ.

Актуальность данной работы обусловлена падением интереса к поэзии. Слабым знанием творчества Есенина в общеобразовательной школе. Работа посвящается к 125-летию со дня рождения С. Есенина.

Проблема цветовой символики в литературном произведении уже давно стала актуальным предметом изучения. Многие писатели, поэты, философы XX века проявляли интерес к цветам.

Практическая значимость работы видится в возможности использовать её на уроках литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, а также на уроках ИЗО, МХК.

Гипотеза: при помощи символики цвета, проследить использование цветовой гаммы в содержательной структуре поэтического текста в разные годы жизни в поэзии Есенина.

Основная часть

I. Понятие цвета в художественной литературе.

Цветопись –способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. Это один из приемов в литературе, с помощью которого писатель не передаёт чувства напрямую, а заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведения.

Цвета «могут вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называется цветовыми ассоциациями».

Физиологическое восприятие цвета, заставляющее нас называть краски угнетающими или возбуждающими, радостными или печальными, так же как и подсознательные импульсы нашей чувственности, могут совпадать с традиционной символикой цвета. У истоков культуры цвет был равнозначен слову, то есть служил символом различных вещей и понятий.

Цветовая символика – очень актуальный предмет исследования в наши дни. Проблема цветовой символики является проблемой общегуманитарного плана, она интересует психологов, богословов, философов, литературоведов. В последнее время поощряются междисциплинарные подходы, позволяющие интегрировать знания различных гуманитарных наук. Проблема цветовой символики как раз относится к числу междисциплинарных.

В выборе цветовой палитры, в цветовых предпочтениях проявляется очень многое в личности писателя. Цветовосприятие является одним из показателей внутреннего духовного склада самого писателя, поэтому исследование употреблённых им цветообозначений позволяет понять не только характер его героев, но и мировоззрение самого писателя, помогает раскрыть его творческое «я», обозначить аспекты языковой личности автора.

Но, говоря об употреблении цветообозначений в творчестве С. Есенина, нельзя обойти стороной вопрос о понятии цвета, об истории изучения этого явления.

Сам по себе феномен цвета не прост. Его изучением занимается наука цветоведение. Большое внимание психологическому и физиологическому воздействию цвета посвятил И.Гёте в книге «Учение о цвете». Он считал, что синий цвет успокаивает, красный кажется поэту устрашающим, в зелёном цвете он видел силу добрую, умиротворяющую

Всякий цвет также может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. Символика цвета используется в литургии, иконографии, геральдике, алхимии, литературе и изобразительном искусстве.
В классификации, разработанной в психологии, выделяются две группы цветов: первая из них включает теплые, «стимулирующие» цвета (красный, оранжевый, желтый и белый), а вторая группа состоит из холодных цветов, соотносимых с процессами расслабления (синий, индиго, фиолетовый и черный); зеленый цвет может относиться к обеим группам.
Цветовые эпитеты выполняют в художественной литературе следующие три функции: смысловая (к примеру, розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа, рыжеватость сапог — свидетельство их поношенности, цвет ассигнации указывает на ее достоинство и т.д.); описательная (цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо, выпукло) и эмоциональная, определенным образом воздействующая на чувства.


У каждого цвета есть своя символика и значение точки зрения психологии:

  • Синий – цвет покоя, расслабления, погружения в медитацию.

  • Голубой цвет успокаивает, оказывает положительные эмоции.

  • Жёлтый цвет обладает тонизирующим свойством, чистый, спектральный цвет несёт с собой природу светлого, радостного.

  • Белый - святость, чистота, невинность, божественный свет;

  • Зелёный – физиологически оптимальный для зрения, уменьшает кровяное давление, успокаивает. Люди, предпочитающие этот цвет, стремятся к самоуверенности. Фиолетовый - угнетает, отвергается как неприятный интеллектуально развитыми людьми, но является любимым у народов «примитивных» культур.

  • Красный цвет оказывает возбуждающее, согревающее, активизирующее действие на все функции организма.

  • Чёрный оказывает негативное психологическое воздействие. Выбор чёрного свидетельствует о наличии кризисного состояния, указывает на агрессивное восприятие мира и себя.

II. Символика цветов и ее роль в произведениях Сергея Есенина

Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Ещё А. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами. В своих произведениях он использовал цветообразы, которые являются выражением его авторского сознания. Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи. В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях.

В творчестве Есенина присутствуют цветообразы небесной сферы: небо, свет луны и солнца, закат, рассвет. Так же распространены цветообразы, представляющие растительный и животный мир. Картины и образы природы, рисуемые поэтом, часто яркие, красочные и «звучащие». В большинстве своих произведений Сергей Есенин активно употребляет цветообозначения в качестве эпитетов. Такие цветообозначения позволяют живописно описать картину, которую представляет поэт в своём произведении, а так же передать, ощущения и чувства лирического героя. Богата и ярка цветовая палитра лирики Есенина. Все цвета в ней — живые, природные. Золото солнца, красный цвет зари, черный сумрак ночи, зелень полей, белизна снега и березовых стволов, серебро лунного цвета — вот живое многоцветье есенинских стихов.

Л.В. Занковская, опираясь на метод историзма, предлагает свою периодизацию жизни и творчества поэта, связав ее с ключевыми поворотами в судьбе российского крестьянства. Она выделяет восемь периодов творческой жизни поэта:

1 период (июль 1912 г. – октябрь 1917 г.) – дореволюционный этап жизни и творчества поэта. Период под условным названием «Мой край, задумчивый и нежный» является чрезвычайно важным для поэтического дарования Есенина. В этот период он формируется как выдающийся лирик и получает признание у интеллектуальной элиты России как новая восходящая звезда русской литературы.

2 период (октябрь 1917 г. – июль 1918 г.) «Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир». Есенин переживает поэтический взлет, мечтая о счастливом будущем России.

3 период (июль 1918 г. – ноябрь 1918 г.). Его лейтмотивом могут служить строки: «С того и мучаюсь, что не пойму – куда несет нас рок событий». Это время начала гражданской войны.

4 период (ноябрь 1918 г. – конец 1920 г.) «Мне только осталось озорничать и хулиганить…» Однако форма протеста была с самого начала слишком тесна и искусственна для талантливого поэта. В его стихах за внешним озорством звучат переживания, боль и отчаяние за происходящие в стране перемены.

5 период (начало 1921 г. – май 1922 г.) «И свистят по всей стране, как осень, шарлатан, убийца и злодей» назван строками из есенинского стихотворения «Хлеб», написанного в предчувствии надвигающегося голода в самых хлебородных губерниях России.

6 период (май 1922 г. – август 1923 г.) охватывает 15-месячное пребывание Есенина за границей со своей женой, знаменитой танцовщицей А.Дункан. Поэт в надежде увидеть иную жизнь объездил всю Европу и Северную Америку, познакомив со своим творчеством ценителей поэзии многих стран.

7 период (август 1923 г. – ноябрь 1923 г.) «Я вернулся не тем, чем был…» Ключевым моментом была встреча Есенина с могущественным наркомом по военным и морским делам, председателем Реввоенсовета Л.Троцким – главным претендентом на место Ленина в партии. Помимо своей воли поэт был втянут в жестокую конфронтацию между Л.Троцким и «старой гвардией».

8-й период (ноябрь 1923 г. – декабрь 1925 г.) «Казненный дегенератами». Название этому периоду дала статья Б.Лавренева, опубликованная после смерти поэта и обвиняющая окружение поэта в его гибели. Есенин создает цикл «Персидские мотивы», поэмы «Анна Снегина», «Песнь о великом походе», «Черный человек», множество прекрасных стихов. В то же время это самый тяжелый и трагический период жизни поэта: против него совершено множество провокаций, сфабриковано семь уголовных дел, его травят, унижают, он переживает множество обид.

Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина

Взяв за основу стихотворения С.Есенина, написанные с 1910 по 1925 годы, мы посчитали количество слов, обозначающих цвет. Мы можем сделать вывод о частотности употребления цвета в поэзии С.Есенина.

 

Количество употреблений до революции 1917 года

Количество употреблений после революции 1917 года

Общее количество

Синий+голубой

19+13

54+18

104

Жёлтый+золотой

20+17

34+23

94

Белый

21

24

45

Красный

17

22

39

Чёрный

13

16

29

Зелёный

18

9

27

Попробуем охарактеризовать цветовую насыщенность анализируемых произведений С.А.Есенина определением цветовых чисел (С) по следующей формуле:

Число упоминаний цвета

С =   -----------------------------------------------------

Число «цветных» четверостиший

Условно разделим творчество поэта на два периода:   С = от 0,1 до 0,24, второй период (19171925): С = от 0,03 до 0,33.

Однако, на наш взгляд, данный статистический анализ не может дать полной картины, так как нельзя «отрывать» цвет от содержания, от конкретных фактов и явлений.

А также отдельно нами были рассмотрены сборники стихов С. Есенина «Стихотворения. Поэмы», 2002 г., 2008 г. выпуска. Мы сосчитали количество использованных цветов около 250 стихотворений С. Есенина. Цветовая палитра поэта весьма разнообразна: синий (голубой, синь), золотой, белый, зелёный, красный, желтый, рыжий, розовый, чёрный, алый, серый, багряный.

Помимо этих цветов встречаются по одному разу – «яблонный цвет», «цвет черемухи», «сиреневая цветь», «васильковая гладь», «златокарий» и 2 раза - «соломенный».

Самые распространенные цвета в поэзии с. Есенина:

В данной работе мы обратимся к четырем его излюбленным цветам: синий и его оттенки (синь – существительное, обозначающее синий цвет, наиболее часто встречаемое в данном сборнике стихотворений, голубой), золотой (желтый), белый и зеленый.

  1. Символика синего цвета.

Самый любимый цвет у С. Есенина – синий. Недаром на рабочем столе Есенина, как рассказывала сестра поэта, всегда стояли букет голубых цветов или веточка сирени, настольная лампа с абажуром зеленого цвета, цвета весенней природы. Такая обстановка помогала художнику творить, рождать на свет настоящие шедевры.

Синий – это цвет неба, божественности и недосягаемости. Синий и голубой – символ вечности, устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому. Символ неба, воздуха, целомудрия, верности, духовности, веры. Символизирует мечтательные размышления. Означает и свободу, тоску, стремление — с ним хочется унестись в «голубую даль», мысли отворачиваются от реальности.

Его восхищал этот цвет, это можно увидеть в строчках его произведения «Исповедь хулигана»:

Синий цвет, он такой синий.

В эту синь даже умереть не жаль… [1,с. 188].

Поэт делает акцент на этом цвете при помощи лексического повтора. Лирический герой желает раствориться в этом цвете, проникнуться им. Синий цвет создаёт особую атмосферу: он как будто не имеет конца, он затягивает и наводит на размышления, дарит герою покой, как бы окутывая его. Есенин так же усиливает данный цветовой образ при помощи существительного «синь», которое обозначает конкретный цветовой признак. Данный субстантив несёт в себе цветовой признак и значение предметности, что усиливает цветовой эффект. Образ «синего лебедя» в одном из произведений Есенина имеет отрицательную семантику:

Снова выплыл из рощи

Синим лебедем мрак.

Чудотворные мощи

Он принёс на крылах [1, с. 47].

Синий цвет в данном контексте близок к чёрному. Он взаимодействует с чёрным пространством, с беспросветной тьмой — с мраком. А «мрак» является отсылкой к чёрному цвету, который так же несёт в себе отрицательную семантику, так как является самым негативным из всех цветов. Каждый цвет у Есенина имеет определённый смысл. Он способен вызывать ощущения и представления, тем самым создавая целостный образ лирического героя. Существует модель «различения» эмоций, которая свидетельствует о существовании эмоциональных эталонов цветовых ощущений в лирике Есенина. Соотношение цвета и эмоций прослеживаются в его поэзии на двух уровнях. Одним из таких уровней является уровень предметных чувств. Он отражает «опредмеченные эмоции», такие как любовь, восхищение, отвращение, сострадание и т. д. Семантика определяется трансформацией цветов в чувства. Вот так Есенин передает свое восхищение и любовь к родине:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть [1, с. 96]

Есенин считал, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он говорил: «Россия! Какое хорошее слово и «роса», и «сила», и «синее» что – то!»…

Он использует голубой цвет и сочетает его с таким понятием, с которым в реальном мире он ассоциироваться не мог:

Ягненочек кудрявый – месяц

Гуляет в голубой траве… [1, с. 132]

или

Опять передо мною голубое поле,

Качают лужи солнца рдяный лик… [1, с. 142].

Голубой цвет – это светло-синий цвет неба. Этот цвет символизирует чистоту, нежность, безупречность, возвышенность. Окрашивая Русь в этот цвет, поэт передает романтичность, как бы противопоставляя обыденному её изображению. Данный цветообраз отражает святость Руси, из которой Есенин черпает силы и вдохновение. Еще один уровень соотношения цвета и эмоций – уровень эмоционального состояния лирического героя: покой, возбуждение, эйфория, напряжение, депрессия. Цвет может иметь маскирующие и демаскирующие, то есть разоблачающие лирического героя функции [2]. Возьмём за основу строчки из стихотворения Есенина «Я усталым таким еще не был»:

Не больна мне ничья измена,

И не радует лёгкость побед-

Тех волос золотое сено-

Превращается в серый цвет [1, с. 202].

До революции 1917 года синий встречается в стихах поэта 20 раз, а после – 34, а голубой цвет 17 и 23 раза соответственно. Увеличение частотности использования цвета, на наш взгляд, символизирует как негативные тенденции, так как синий соседствует с чёрным и, согласно славянской мифологии, ассоциируется с бесовским миром, так и то, что поэт СВОЮ особую реальность «раскрашивает» в синий, чтобы сбалансировать негатив объективной реальности, то есть добавляет в неё больше божественности, романтичности.

Таким образом, можно сделать вывод, что синий цвет в лирике Сергея Есенина предстаёт важным фрагментом идиостиля. Слова с семантикой синего цвета часто используются поэтом и имеют в основном положительные коннотации.

  1. Символика золотого (желтого) цвета.

Золотой – это жёлто-оранжевый цвет, который символизирует изначальный свет, божественный свет, из которого все возникает и в котором все растворяется. Символическое значение, как на древнерусской иконе. Небо и небесный свет. Храм и рай поэта. А в геральдике золото обозначает любовь, постоянство и мудрость, а желтый цвет — противоположные ему качества: непостоянство, зависть и адюльтер (супружеская измена).

Во многих произведениях Есенина золотой (желтый) цвет выступает как цвет осени, её главенствующий цвет:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду [1, с.47].

«Листва золотая» – данный образ является символом осени. Он отражает неповторимую красоту и лёгкость, которая видна в сравнении «словно бабочек лёгкая стая». Сергей Александрович довольно часто использует метаморфические эпитеты, которые помогают ему создать неповторимый образ:

Не ругайтесь.

Такое дело!

Не торговец я на слова.

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова [1, с. 108].

Этот контекст позволяет рассмотреть цветообраз с нескольких сторон. С одной стороны, золотой цвет выступает здесь как описание цвета волос. С другой, данный метаморфический эпитет употреблён в значении «дорогой», «ценный», следовательно, цветообраз отражает превосходство и уникальность лирического героя, ведь золотой-это цвет могущества и величия.

А также символизирует угасание:

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых-

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы. [1, с. 217].

До 1917 года Есенин употреблял эти цвета соответственно 13–19 раз, после – 18–54. Количество значительно возросло. Возможно, это означает, что внутреннее состояние поэта изменилось, и он больше начинает задумываться о душе, святости, то есть видел в этом спасение от душевных переживаний, связанных с революцией. И тем самым добавлял в поэзию тот цвет, которого ему «не хватало» в реальности, ведь поэзия – это особый мир, в который уходит поэт и уводит за собой читателя. Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют, как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.

  1. Символика белого цвета.

Следующий цвет – белый. В стихотворениях Сергея Есенина «белый» цвет имеет своё традиционное значение, он обозначает чистоту, невинность, добродетель, радость. В произведениях последних лет своей жизни Есенин часто использует этот цвет, рассмотрим это на примере стихотворения «Снежная равнина, белая луна»:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? [1, с. 214].

Белый – это цвет снега и мела. Этот цвет включает в себя все цвета спектра. Он весьма противоречивый: с одной стороны он символизирует чистоту, невинность, а с другой траур, смерть. Цветообразы «снежная равнина» и «белая луна», в которых цвет выполняет не только изобразительную и предметную функцию, но и отражает внутреннее состояние лирического героя. Так, цвет создает внутреннюю драматургию действия. Следующий цветообраз, который несёт в себе отрицательную семантику, это «саван». Он является отсылкой к белому цвету. Саван-это одеяние из белой ткани для покойников. Этот образ олицетворяет собой неизбежность смерти, тем самым предавая произведению ещё большую трагичность. Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

До революции белый мы встречаем в стихотворениях поэта 21 раз, а после – 24. Мы видим небольшое увеличение частотности употребления этого цвета в творчестве С. Есенина после 1917 года. «Всплеск» использования цвета приходится на 1918 год, возможно, это связано с восторженным отношением поэта к революции.

  1. Символика зеленого цвета.

Зеленый цвет - цвет травы и листьев. У Есенина «зелёный» символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зелёный цвет действует на читателя успокаивающе.

Зелёная причёска,

Девическая грудь,

О тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

[1,с.173]

Сыпнет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе,

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

[1, с.108]

В терем темный, в лес зеленый,

На шелковы купыри,

Уведу тебя под склоны

Вплоть до маковой зари. [2,с.6]

Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица.

Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится. [1,с.182]

А у многих народов он символизировал юность и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. По Клессману зелёный олицетворяет «надежду и, напротив, болезнь». Зелёный цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости).

До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.

В послереволюционных стихах объём использования цветов увеличивается. Главенствующим становится  жёлтый цвет, усиливающий атмосферу нездоровья, расстройства и надрыва, болезненности, печали и подавленности. Но одновременно с этим возрастает и употребление синего и голубого, они подчеркивают грусть поэта по родным местам. Постепенно его употребление претерпевает эволюцию, и он уже редко выступает как цвет ясного неба и чистой воды, появляется «синяя мгла» [«Товарищ»], «вечер сине-хмурый» [«Тихий вечер»].

Заключение.

Исследование показало, что мир поэзии, созданный Сергеем Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Проведя анализ цветовых эпитетов, мы пришли к выводу, что любимыми цветами поэта были синий и голубой, желтый.

Есенин, как большой художник, с помощью красок сумел передать тончайшие эмоциональные состояния, которые возникали в его душе. Многообразие цветовых эпитетов помогают понять не только чувства, переживания и оттенки настроений, лирического героя, но и раскрывают мироощущение поэта.

Таким образом, цвет заключает в себе возможности логического (понятийного) и эйдического (чувственно-образного) способов познания мира, поэтому цвет трудно осознать до конца, но его можно прочувствовать. В поэзии Есенина самые часто используемые цвета синий (синь, голубой), золотой (желтый), белый, зеленый. Значит, поэзия Есенина в цветовом решении – это:

  • небо, воздух, свобода;

  • божественный и небесный свет;

  • цвет любви, горения;

  • символ чистоты, благородства.

Цветообраз в поэзии Есенина динамичен, «живёт» только в художественном тексте, и в то же время играет огромную роль в описании природы, внутреннего состояния лирического героя, проявления чувств. Цвет является одним из основных способов изобразительно - выразительных средств поэтического текста Есенина.

Цвет в поэтическом тексте С. А. Есенина служит основанием для установления стойких смысловых и поэтических схождений между совершенно разными художественными индивидуальностями.

В процессе выполнения работы я узнал много нового, интересного о творчестве Есенина, о значении цветов, улучшил навыки по составлению научно – исследовательской работы, расширил умение работы с разными источниками. Данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, а также на уроках ИЗО, МХК.

Список использованной литературы:

 

  1. Есенин С.А. сборник стихотворений «Стихотворения. Поэмы» - М.: Дрофа: Вече, 2002.-336с.

  2. Есенин С.А. сборник стихотворений «Стихотворения. Поэмы» - М.: АСТ: Астрель, 2008. – 233с.

  3. Журнал. Молодой ученый. Спец выпуск. Материалы Межвузовской научно-практической конференции «Сергей Есенин: взгляд молодых» от 19-20 ноября 2015. №6.4 (110.4) Март, 2016г.

Интернет- ресурсы:

1.https://ru.wikipedia.org/

2.http://www.besoch.com/

3.http://pishi-stihi.ru/

4.http://www.playcast.ru/

5.http://www.refu.ru/

Просмотров работы: 662