Введение
В нашей семье очень любят поэзию. С детства мне читали много стихотворений разных поэтов, и меня завораживала лёгкость, с которой авторам удаётся с помощью нескольких слов нарисовать у нас в голове полноценную картину – цветную, с подробностями и деталями, с эмоциями и настроением.
Получается, что настоящий поэт – это живописец. Только инструментами его являются слова, а не краски. Александр Блок писал: «Говорят, слов больше, чем красок, но, может быть, достаточно для изящного писателя, для поэта – только таких слов, которые соответствуют краскам. Ведь это – словарь удивительно пестрый, выразительный и гармонический» [2].
Раздумывая над словами Блока, я заинтересовалась, как часто используют поэты слова-краски. Кто какие цвета предпочитает? Как это связано с их мироощущением и настроением?
Каждый цвет – это волна света определённой длины, отражённая окружающими нас предметами и воспринятая нашим глазом [5]. Учёные выяснили, что эти разные по длине или частоте колебаний волны каждая по своему влияют на наше психологическое состояние, вызывают в нас определённые ощущения и эмоции. Можно сказать, что у каждого цвета своё настроение и у каждого настроения свой цвет.
В таком случае, какое цветовое настроение преобладало в поэзии у знаменитых русских поэтов XIX и XX века? Я выдвинула гипотезу, что основная цветовая палитра в лирике поэта так же ясно говорит о мироощущении автора, как и непосредственное словесное описание его эмоций.
В интернете я не нашла работы, которые бы рассматривали цвет одновременно и как поэтический приём, и как психологический маркер состояния автора, тем более в сравнении творчества поэтов Золотого и Серебряного веков, что говорит о новизне и актуальности моего исследования.
Цель моего исследования – определить преобладающую цветовую палитру каждого автора и проанализировать, какое настроение она передаёт, а также увидеть различия в цветовой картине мира поэтов XIX и XX веков.
Для достижения цели я составила план исследования, включающий решение следующих задач:
Выбрать авторов и достаточный для исследования перечень их произведений.
Найти в выбранных произведениях все слова, называющие цвета.
Проанализировать полученный список и вывить преобладающую гамму у каждого автора.
Сравнить полученные результаты с цвето-эмоциональной шкалой и определить ведущее настроение в творчестве каждого автора.
Найти отличия и общие принципы в использовании цветов у поэтов Золотого века и поэтов Серебряного века.
В ходе исследования я изучила 120 стихотворных произведений, выписывая из них слова, обозначающие цвет, а затем выявила цветовые предпочтения каждого автора и проанализировала полученные результаты.
Цвет настроения
2.1 Теоретические аспекты
Цвет в стихотворных произведениях, безусловно, является одним из элементов поэтики и часто становится предметом исследования при анализе творчества многих русских поэтов.
Литературоведы обычно рассматривают цветопись как литературный приём: создание образности, символизма, ассоциаций или подтекста [4, 11, 14], и гораздо реже – как приём психологический.
Зато учёные – философы, психологи и физиологи – уже не одно столетие изучают влияние разных цветов на физическое и душевное состояние человека, выявляют связь между цветовыми предпочтениями людей и их настроением. Практический прорыв в этой области совершил психиатр Макс Люшер, разработавший методику определения психофизического состояния человека по его цветовым предпочтениям [8]. На основе этой концепции последователи Люшера создали цвето-эмоциональную классификацию, которой я и воспользовалась в своём исследовании [1, 10].
Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека (основные моменты):
● Красный – цвет огня и крови. Это энергия, сила, воля, страсть, жизнь.
● Синий — цвет покоя, гармонии, задумчивости, удовлетворённости собой и миром вокруг, символ традиций и вечности.
● Голубой – цвет ясности, осознанности, беззаботности, мечтаний и фантазий.
● Зелёный — цвет уверенности, дружелюбия и позитивности, развития, роста.
● Белый – это слияние всех цветов спектра. Всё в одном. Цвет чистоты, безупречности, свободы, вдохновения и веры. А ещё белый цвет символизирует безмолвие и недосказанность, тайну.
● Чёрный - полное отсутствие цвета, граница, где кончается жизнь и начинается небытие; исчезновение, отрицание, ничто.
● Золото – цвет солнца, символизирует величие, избранность, высшие достижения, вечные ценности.
● Серебро – спокойная и медленная, но глубокая энергия, способность осознанно меняться, благородство, душевная щедрость.
Методика исследования. Для того, чтобы определить преобладающую палитру каждого автора, я воспользовалась методикой С. М. Соловьёва [15]. Он ввёл понятие «цветового числа С» - это величина, равная среднему количеству цветовых слов на одной печатной странице текста произведения.
В своём исследовании я немного отошла от исходной методики, поскольку при анализе стихотворений разных авторов использовала книги разного формата, с неодинаковым количеством слов на странице и сравнивать их было бы неправильно. Поэтому у каждого автора я считала слова не на печатных листах, а в 20 стихотворениях, относящихся к разным периодам творчества. Стихи для анализа выбирала только те, где упоминается цвет. Считала не среднее количество цветовых слов на одно стихотворение, а общее количество на весь анализируемый объём – мне показалось, что сравнивать целые числа будет гораздо удобнее, а результаты получатся нагляднее.
2.2 Практические аспекты
Объектом моего исследования стала лирика трёх поэтов XIX века (Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Фёдора Тютчева), принадлежащих к Золотому веку русской поэзии, и трёх поэтов первой половины XX века (Ивана Бунина, Сергея Есенина и Бориса Пастернака), которых можно отнести к представителям Серебряного века.
У каждого поэта я выбрала по 20 стихотворений, содержащих упоминание цветов, и выписала все слова, которыми эти цвета обозначены. С полным перечнем выбранных стихотворений, а также встречающимися в них словами, описывающими цвет, вы можете ознакомиться в Приложении № 1 к этой работе.
Потом я объединила все найденные оттенки в группы базовых цветов.
К базовым цветам я отнесла:
7 основных цветов радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и восьмой цвет - розовый, так как он часто встречается у поэтов как самостоятельный;
ахроматические (дословно с греческого – не-цветные) оттенки: чёрный, белый, серый;
цвета металлов: золотой и серебряный (медный и бронзу не брала, поскольку их упоминания единичны или отсутствуют во всём проанализированном объёме текстов).
Все данные я вносила в таблицу Exсel, а потом с помощью функции «Сводная таблица» анализировала цветовую палитру каждого поэта (Приложение № 2). Результаты своего анализа я сравнила с цвето-эмоциональной классификацией. Вот что у меня получилось.
2.2.1 Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
В 20 стихотворениях поэта я нашла всего лишь 44 упоминаний цвета, группирующиеся в 10 оттенков. Среди них в равных количествах лидируют:
красный (красный, багровый, багрец, багряный, алый),
зелёный (зеленеет, зелень, зелёный, позеленеют)
белый (седой, белеешь, белеет, белый, побелевший, бело).
Преобладание у Пушкина трёх основных цветов (красного, зелёного и белого) – это гармония кипящей энергии, спокойной уверенности в себе и ясной свежести и свободы мысли. Эта яркая, свежая и чистая гамма даёт жизнеутверждающую и звучную ноту, которой проникнуто всё творчество Александра Сергеевича.
Сравните настроение и тональность в отрывках из стихотворения «Осень» (где цвета встречаются) и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (где Пушкин цветовые слова не использует):
«Осень» (отрывок): Унылая пора! очей очарованье! В их сенях ветра шум и свежее дыханье, |
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Я памятник себе воздвиг нерукотворный, Нет, весь я не умру — душа в заветной лире |
2.2.2 Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Лермонтов значительно активнее использовал цвета, чем Пушкин. В 20 его стихотворениях я насчитала 63 цветовых слова, которые называют 12 цветов.
Самый характерный цвет поэта – красный (малиновый, румяный, красна, алый, красный, краснея, зарделся, краснеет).
На втором месте – зелёный (зелень, зелёный, зеленея) и белый (жемчужный, белый, седой, белеет).
Кажется, что палитра та же, что Александра Сергеевича, но это не совсем так. У Лермонтова преобладает красный – это порыв, метания, борьба. Белый и зелёный оттеняют и уравновешивают этот пламень, но лишь порой. Стихи Лермонтова менее пышны и более задумчивы, чем у Пушкина. В них много страсти и много сомнений, бурный протест и тихое принятие неизбежного.
«Кто в утро зимнее» (отрывок): Кто в утро зимнее, когда валит На степь седую с трепетом глядит, В борьбе с порывным ветром, этот звон |
И скучно и грустно… И скучно и грустно, и некому руку подать Любить… Но кого же?.. На время — не стоит труда, |
2.2.3 Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)
Тютчев, к моему большому удивлению, оказался довольно скуп на краски, несмотря на то, что большая часть его лирики посвящена природе. Его стихи оказались наименее живописными из всех: всего 42 цветовых эпитета, передающие только 9 цветов. Но при этом результаты исследования полностью совпали с моими ожиданиями. У поэта лидирует голубой цвет (лазурь, голубой, лазурный, бледно-голубой), а на втором месте – зелёный (зеленеет, зелень, зеленеющий, зеленее, зелёный).
Сочетание голубого и зелёного в поэзии Тютчева отражают его спокойный и жизнерадостный взгляд на мир. Стихи Фёдора Ивановича – гимн природе и жизни, торжественный и ясный, а голос поэта звучит уверенно, мощно и радостно.
«Первый лист» (отрывок): Лист зеленеет молодой. Стоят обвеяны берёзы, Давно им грезилось весной, Под первым небом голубым Пробились вдруг на свет дневной… |
«Чему бы жизнь нас ни учила…» (отрывок) Чему бы жизнь нас ни учила, И увядание земное И эта вера не обманет Того, кто ею лишь живёт, Не все, что здесь цвело, увянет, Не все, что было здесь, пройдёт! |
2.2.4 Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953)
До этого исследования я была мало знакома с творчеством поэта и сейчас очень рада, что узнала его лучше. Палитра Бунина полноцветна – я нашла в его стихах все 13 базовых цветов, свои краски он дарит щедро – 77 цветовых слов на 20 стихотворений. Выделяются в общей палитре четыре цвета:
золотой (золотой, золото, золотистый, золотится, злато),
белый (белёсо, белый, бело),
красный (алеет, багряный, красна, краснеет, рубиновою),
серебряный (серебро, серебристая, засеребрится, серебряный).
Я бы назвала поэтическую живопись Бунина нарядной и праздничной. Белый у него – это полнота жизни во всех её проявлениях, золото – цвет солнца, изобилия, чего-то вечного. Включение в эту благородную палитру активных красных (стремления выйти за рамки, успеть больше) и благородных серебряных акцентов добавляет поэзии ощущения радости жизни и спокойного счастья.
«Туча растаяла. Влажным теплом…» Туча растаяла. Влажным теплом Веет весенняя ночь над селом; Тонкий туман над стемневшей рекой Лёг серебристою нежной фатой, |
«Вечер» (отрывок) О счастье мы всегда лишь вспоминаем. И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе лёгким белым краем Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем, |
2.2.5 Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
Есенин – лидер по количеству цветовых слов на 20 стихотворений – я насчитала их 81, всех 13 базовых цветов.
Самый часто встречающийся цвет – золото (золотой, золотистый, златой). На втором месте - белый (седина, белый, перламутр, молочный), следом – синий (синяя, сини, посинела, синь) и голубой (голубой, заголубели).
Есенин – поэт России, певец деревни. Широкими свободными мазками рисует он родные просторы. Золото (истинное богатство) – цвет колосящейся ржи, белый (бесконечность, полнота) – бескрайние снежные равнины и туманы над рекой, синь (покой, гармония) – высь неба над головой, голубень (мечтательность, полёт души) – романтическая привязанность к любимой земле.
У Есенина трудно найти стихи, в которых не было бы цветописи, поэтому я приведу здесь только одно – «Вот оно, глупое счастье…»
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
Здравствуй, златое затишье,
С тенью берёзы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поёт.
Стелется синею рясой
С поля ночной холодок…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щёк!
По настроению, по мироощущению стихи Сергея Есенина во многом похожи на поэзию Бунина. Неудивительно, что у обоих авторов в палитре преобладают белый и золото. И Бунин, и Есенин в своей лирике то восторженны, то созерцательны, то любопытны, они улыбаются миру и, безусловно, благословляют его.
2.2.6 Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)
Самым большим открытием для меня стал Борис Пастернак. Когда я читала его стихи, мне казалось, что там все возможные цвета и оттенки рассыпаны по строкам щедрой рукой: «И зари вишнёвый клей застывает в виде сгустка»… Но оказалось, что лидируют белый (белый, убелённый, седой, белок, бел) и чёрный (иссурьмил, обугленных, чернеют, чёрен).
Почему чёрное и белое? Почему сочетание «всего» и «ничего»? Значит ли это, что Пастернак – человек крайностей, что он не видел полутонов и судил обо всём очень строго и резко?
Всё-таки нет. Скорее, ему были интересны контрасты, ведь они позволяют чётче обозначить различия и выявить суть. Не случайно на третьем месте у него золото– солнце и тепло, пышность и богатство жизни.
Мне кажется, что Борис Пастернак был по складу своего характера исследователем, он не верил в абсолютные истины, всегда сомневался, всегда был готов смотреть и замечать новое и неожиданное.
«Снег идёт…» (отрывок) Снег идёт, снег идёт. Тянутся цветы герани Снег идёт, и всё в смятеньи, Снег идёт, снег идёт, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. |
«Быть знаменитым некрасиво…» (отрывок) Быть знаменитым некрасиво. … Но надо жить без самозванства, И надо оставлять пробелы |
2.2.7 Сравнение лирики Золотого и Серебряного веков
Следующим этапом моего исследования стало сравнение цветописи у поэтов Золотого и Серебряного века. Вот итоговая таблица, и она очень показательна. Поэты XX века оказались почти вдвое более щедрыми на использование цветописи, чем их предшественники - 149 слов против 232.
И гамма заметно отличается.
Тут важно понимать исторический контекст.
У Золотого века лидируют красный и зелёный: активность и развитие, устремлённость в будущее и уверенность в настоящем.
Жизнь XIX века была подчинена строгим правилам: классическое образование, понятная карьера (военная или гос. служба), общепринятые нормы поведения в свете, устоявшиеся нормы семейной жизни…
Отсюда и чувство стабильности, ясности в сочетании с энергией, требуемой для того, чтобы пробиться наверх, взять от жизни всё причитающееся.
У Серебряного века – белый и золото: всеприятие и открытость новому, обращённость к высшему началу, к вечности, попытка начать с чистого листа, поиск себя. И совсем мало зелёного (уверенности, спокойствия). Это во многом объясняется сломом эпох, который пришёлся на творчество поэтов начала XX века (Первая мировая война, Гражданская война, революция, трудное становление нового государства).
Да и в искусстве царили новые веяния. Поиск новаторских средств выразительности и нестандартных форм сильно влияли на мироощущение и настроение творческих людей. У того же Пастернака ранние стихи, написанные в те неспокойные годы, очень сложны по строю и ритму, тяжелы для восприятия, особенно в сравнении с его более поздней поэзией.
Выводы:
Поэты XX века гораздо чаще используют слова-цвета, чем их предшественники в XIX веке. Мне было сложно набрать 20 стихотворений и у Пушкина, и у Лермонтова, и даже у Тютчева, где бы встретились цветовые описания. Во многих стихотворениях цвет встречается единожды.
Напротив, стихотворения Бунина, Есенина и Пастернака очень красочны и живописны. Возможно, это объясняется тем, что поэты начала 20 века провозгласили главенство формы над содержанием и экспериментировали с разными художественными приёмами, чтобы добиться максимальной выразительности в поэзии. Например, у Пастернака: «И зари вишнёвый клей застывает в виде сгустка».
Совершенно разные в нашем восприятии, Пушкин и Лермонтов прибегали к одной и той же палитре – красный-зелёный-белый. Красный - цвет жизни, энергии, огня, это одновременно любовь и ненависть, радость и гнев, созидание и разрушение. И я бы сказала, что палитра Пушкина, яркая и чистая, практически всегда позитивна и жизнелюбива, а Лермонтов при том же внутреннем жаре чувств гораздо более задумчив, загадочен, погружён в себя и свои переживания.
Совпадают в своих цветовых предпочтениях Бунин и Есенин – белый и золото. Если вспоминать те стихотворения, что я читала у этих авторов, они, действительно, похожи по настроению и мироощущению. Оба автора, воспевая красоту родной земли, делают это тонко и точно: любуются деталями, заглядывают в самые потаённые уголки, видят руку творца в каждой снежинке и каждом лепестке. При этом у Есенина часто в стихах сквозят синяя задумчивость и голубая мечтательность.
Тютчев – самый «натуралистичный» поэт из всех. Он расцвечивает свои стихи чистыми, ясными природными оттенками – голубым (цветом неба) и зелёным (цветом травы). Эта же ясность, спокойствие и неспешность прослеживается и в строе его стихов.
Пастернак очень любит контрасты, игру света и тени. Неудивительно, что у него в поэзии преобладают белый и чёрный. Для глаза контраст белого и черного наиболее сильный; это контраст жизни и смерти, чистого листа бумаги и слова, написанного на нём, свежего снега и росчерка санного следа. И любовь к таким контрастам говорит о творческих метаниях поэта, о его беспокойной, ищущей натуре и остроте восприятия окружающего мира и жизни в целом.
Различия основной гаммы у поэтов Золотого и поэтов Серебряного века объясняются разным историческим контекстом: упорядоченная, церемонная, понятная жизнь общества XIX века и слом эпох, социальные бури, неизвестность начала XX.
Я выступила с этим докладом перед ребятами в классе, провела небольшой опрос и пришла к выводу, что мои сверстники мало знакомы с творчеством русских поэтов и порой с трудом улавливают основную мысль стихотворения и настрой автора.
Практическая значимость моей работы состоит в том, чтобы привлечь внимание школьников к великому наследию русских поэтов, а также помочь ребятам с помощью анализа цветовой палитры конкретного произведения лучше понять основную идею и творческий замысел автора.
Список использованной литературы:
Анцифирова Л. В. Физика цвета и психология восприятия: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 78 с.
Блок А. А. Краски и слова. – Собрание сочинений в девяти томах. – Москва, Гослитиздат, 1962 г., Т 5.
Бунин И. Пахнет черёмухой. – Москва, 1974. – 50 с.
Волкова А. А. Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина // Журнал «Молодой ученый». – 2016. – № 6.4. – С. 10-12.
Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста в 12 т. – Москва, издательство «Просвещение», 1966. Т3, С 171.
Есенин С. А. Черёмуха. – Москва: Издательство «Детская литература», 1970. – 32 с.
Лермонтов М. Полное собрание сочинений в 4 т. – Москва: Издательство «Правда», 1953. Т 1. – 424 с.
Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. – Издательство Гиппо, 2003.
Пастернак Б. Стихи. – Москва: Издательство «Художественная литература», 1967. – 367 с.
Петренко В. Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. – Вестник Московского университета – 1988. – № 3.
Прокофьева Л. П. Лингвоцветовая картина мира Александра Блока / Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. – C. 237-238.
Пушкин А. С. Стихотворения. – Москва: Издательство «Детская литература», 2021. – 254 с.
Родная природа. Стихи русских поэтов. Москва, 1971. – 191 с.
Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., 1997.
Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве
Ф. М. Достоевского. – Москва, 1979. – С. 241 – 242.
Приложение № 1
к работе «Цвет настроения:
анализ цветовой палитры произведений
русских поэтов ХIХ – первой половины ХХ века»
Список произведений, участвовавших в исследовании:
автор, название, цветовое слово, часть речи, базовый цвет
А. С. Пушкин
№ |
Стихотворение |
Слово |
Часть речи |
Цвет базовый |
1 |
Зимнее утро |
желтела |
глагол |
жёлтый |
голубые |
прилагательное |
голубой |
||
чернеет |
глагол |
чёрный |
||
зеленеет |
глагол |
зелёный |
||
янтарный |
прилагательное |
оранжевый |
||
бурую |
прилагательное |
коричневый |
||
2 |
Осень |
красный |
прилагательное |
красный |
багровый |
прилагательное |
красный |
||
багрец |
существительное |
красный |
||
золото |
существительное |
золото |
||
седой |
прилагательное |
белый |
||
3 |
Анчар |
зелень |
существительное |
зелёный |
чёрный |
прилагательное |
чёрный |
||
4 |
Погасло дневное светило |
синий |
прилагательное |
синий |
5 |
Вновь я посетил |
златой |
прилагательное |
золото |
синеет |
глагол |
синий |
||
зелёный |
прилагательное |
зелёный |
||
зелёный |
прилагательное |
зелёный |
||
6 |
Зима!.. Крестьянин, торжествуя |
красном |
прилагательное |
красный |
7 |
Бесы |
белеешь |
глагол |
белый |
8 |
Туча |
лазурь |
существительное |
голубой |
9 |
Деревня |
лазурные |
прилагательное |
голубой |
белеет |
глагол |
белый |
||
10 |
К морю |
голубые |
прилагательное |
голубой |
11 |
Зимняя дорога |
Чёрный |
прилагательное |
чёрный |
12 |
19 октября |
багряный |
прилагательное |
красный |
сребрит |
глагол |
серебро |
||
13 |
Няне |
чёрный |
прилагательное |
чёрный |
14 |
Узник |
белеет |
глагол |
белый |
синеет |
глагол |
синий |
||
15 |
Кто видел край, где роскошью природы |
златой |
прилагательное |
золото |
янтарь |
существительное |
оранжевый |
||
лазурный |
прилагательное |
голубой |
||
16 |
Ещё дуют холодные ветры |
красной |
прилагательное |
красный |
позеленеют |
глагол |
зелёный |
||
17 |
Осеннее утро |
зелени |
существительное |
зелёный |
жёлтый |
прилагательное |
жёлтый |
||
18 |
Буря |
белой |
прилагательное |
белый |
алым |
прилагательное |
красный |
||
лазури |
существительное |
голубой |
||
19 |
Гонимы вешними лучами |
синея |
деепричастие |
синий |
зеленеют |
глагол |
зелёный |
||
20 |
В тот год осенняя погода |
побелевший |
причастие |
белый |
серебре |
существительное |
серебро |
||
бело |
наречие |
белый |
М. Ю. Лермонтов
№ |
Стихотворение |
Слово |
Часть речи |
Цвет базовый |
1 |
Осень |
пожелтели |
глагол |
жёлтый |
зелень |
существительное |
зелёный |
||
серебрит |
глагол |
серебро |
||
2 |
Тучи |
лазурною |
прилагательное |
голубой |
жемчужною |
прилагательное |
белый |
||
3 |
Три пальмы |
зелёный |
прилагательное |
зелёный |
зелёный |
прилагательное |
зелёный |
||
голубой |
прилагательное |
голубой |
||
золотой |
прилагательное |
золото |
||
белый |
прилагательное |
белый |
||
чёрный |
причастие |
чёрный |
||
седой |
прилагательное |
белый |
||
4 |
Когда волнуется желтеющая нива |
желтеющий |
причастие |
жёлтый |
малиновый |
прилагательное |
красный |
||
зелёный |
прилагательное |
зелёный |
||
румяный |
прилагательное |
красный |
||
златой |
прилагательное |
золото |
||
серебристый |
прилагательное |
серебро |
||
5 |
Парус |
белеет |
глагол |
белый |
голубой |
прилагательное |
голубой |
||
лазурь |
существительное |
голубой |
||
золотой |
прилагательное |
золото |
||
6 |
Желанье |
синю |
прилагательное |
синий |
серый |
прилагательное |
серый |
||
зелёный |
прилагательное |
зелёный |
||
янтарный |
прилагательное |
оранжевый |
||
7 |
Бой |
серебряный |
прилагательное |
серебро |
сребристый |
прилагательное |
серебро |
||
чёрный |
прилагательное |
чёрный |
||
8 |
Люблю я цепи синих гор |
синий |
прилагательное |
синий |
красна |
прилагательное |
красный |
||
белый |
прилагательное |
белый |
||
голубой |
прилагательное |
голубой |
||
сребристый |
прилагательное |
серебро |
||
9 |
Вечер |
алый |
прилагательное |
красный |
синий |
прилагательное |
синий |
||
10 |
Кто в утро зимнее, когда валит |
красный |
прилагательное |
красный |
седую |
прилагательное |
белый |
||
11 |
Выхожу один я на дорогу… |
голубом |
прилагательное |
голубой |
зеленея |
деепричастие |
зелёный |
||
12 |
Утёс |
золотая |
прилагательное |
золото |
13 |
Приходит осень, золотит… |
золотит |
глагол |
золото |
сизых |
прилагательное |
серый |
||
белых |
прилагательное |
белый |
||
краснея |
деепричастие |
красный |
||
золотит |
глагол |
золото |
||
14 |
Листок |
зеленые |
прилагательное |
зелёный |
зеленых |
прилагательное |
зелёный |
||
жёлт |
прилагательное |
жёлтый |
||
15 |
Весна |
чернеет |
глагол |
чёрный |
алый |
прилагательное |
красный |
||
16 |
Солнце |
серых |
прилагательное |
серый |
белые |
прилагательное |
белый |
||
17 |
Синие горы Кавказа, приветствую вас!.. |
синие |
прилагательное |
синий |
розовый |
прилагательное |
розовый |
||
розовый |
прилагательное |
розовый |
||
18 |
Утро на Кавказе |
зарделся |
глагол |
красный |
розовый |
прилагательное |
розовый |
||
краснеют |
глагол |
красный |
||
19 |
Прекрасны вы, поля земли родной… |
лиловой |
прилагательное |
фиолетовый |
серебристый |
прилагательное |
серебро |
||
20 |
11 июля |
лиловых |
прилагательное |
фиолетовый |
краснея |
деепричастие |
красный |
Ф. И. Тютчев
№ |
Стихотворение |
Слово |
Часть речи |
Цвет базовый |
1 |
В небе тают облака |
белеющих |
причастие |
белый |
2 |
Утро в горах |
лазурь |
существительное |
голубой |
3 |
Яркий снег сиял в долине |
белеет |
глагол |
белый |
4 |
Тихой ночью, поздним летом |
рдеют |
глагол |
красный |
золотистые |
прилагательное |
золото |
||
убелённые |
причастие |
белый |
||
5 |
Весенняя гроза |
голубом |
прилагательное |
голубой |
золотит |
глагол |
золото |
||
6 |
Есть в осени первоначальной |
лазурь |
существительное |
голубой |
7 |
Под дыханьем непогоды |
свинцом |
существительное |
серый |
багровый |
прилагательное |
красный |
||
золотые |
прилагательное |
золото |
||
лазурной |
прилагательное |
голубой |
||
8 |
Смотри, как роща зеленеет |
зеленеет |
глагол |
зелёный |
9 |
Первый лист |
зеленеет |
глагол |
зелёный |
зелень |
существительное |
зелёный |
||
золотым |
прилагательное |
золото |
||
голубым |
прилагательное |
голубой |
||
10 |
Зима недаром злится |
румяней |
прилагательное |
красный |
11 |
Как весел грохот летних бурь |
лазурь |
существительное |
голубой |
жёлтый |
прилагательное |
жёлтый |
||
12 |
Неохотно и несмело |
зеленеющие |
причастие |
зелёный |
зеленее |
прилагательное |
зелёный |
||
синий |
прилагательное |
синий |
||
белый |
прилагательное |
белый |
||
13 |
Песок сыпучий по колени |
черней |
прилагательное |
чёрный |
14 |
Успокоение |
сизый |
прилагательное |
серый |
зелени |
существительное |
зелёный |
||
зелёные |
прилагательное |
зелёный |
||
15 |
Весенние воды |
белеет |
глагол |
белый |
румяный |
прилагательное |
красный |
||
16 |
Листья |
зелень |
существительное |
зелёный |
желтеет |
глагол |
жёлтый |
||
красное |
прилагательное |
красный |
||
желтеть |
глагол |
жёлтый |
||
17 |
Осенний вечер |
багряных |
прилагательное |
красный |
лазурь |
существительное |
голубой |
||
18 |
Как неожиданно и ярко |
синеве |
существительное |
синий |
19 |
Небо бледно-голубое |
бледно-голубое |
прилагательное |
голубой |
голубое |
прилагательное |
голубой |
||
20 |
Осенней позднею порою |
белокрылые |
прилагательное |
белый |
золотой |
прилагательное |
золото |
И. А. Бунин
№ |
Стихотворение |
Слово |
Часть речи |
Цвет базовый |
1 |
Новоселье |
фиолетовый |
прилагательное |
фиолетовый |
серебро |
существительное |
серебро |
||
2 |
Апрель |
свинцово |
наречие |
серый |
зеленоватое |
прилагательное |
зелёный |
||
3 |
Две радуги |
золотистый |
прилагательное |
золото |
чернеет |
глагол |
чёрный |
||
фиолетово |
наречие |
фиолетовый |
||
зелёный |
прилагательное |
зелёный |
||
4 |
Первый соловей |
белый |
прилагательное |
белый |
голубая |
прилагательное |
голубой |
||
5 |
Туча растаяла. Влажным теплом |
алеет |
глагол |
красный |
серебристою |
прилагательное |
серебро |
||
золотой |
прилагательное |
золото |
||
6 |
Листопад |
лиловый |
прилагательное |
фиолетовый |
золотой |
прилагательное |
золото |
||
багряный |
прилагательное |
красный |
||
жёлтою |
прилагательное |
жёлтый |
||
лазури |
существительное |
голубой |
||
голубой |
прилагательное |
голубой |
||
синеют |
глагол |
синий |
||
серебра |
существительное |
серебро |
||
белый |
прилагательное |
белый |
||
синей |
прилагательное |
синий |
||
лиловый |
прилагательное |
фиолетовый |
||
золотой |
прилагательное |
золото |
||
багряный |
прилагательное |
красный |
||
янтарный |
прилагательное |
оранжевый |
||
пурпурный |
прилагательное |
фиолетовый |
||
злата |
существительное |
золото |
||
бело |
наречие |
белый |
||
сребристом |
прилагательное |
серебро |
||
белым |
прилагательное |
белый |
||
зелёным |
прилагательное |
зелёный |
||
багряны |
прилагательное |
красный |
||
серебре |
существительное |
серебро |
||
синева |
существительное |
синий |
||
засеребрится |
глагол |
серебро |
||
белый |
прилагательное |
белый |
||
голубом |
прилагательное |
голубой |
||
серебром |
существительное |
серебро |
||
белых |
прилагательное |
белый |
||
7 |
Детство |
красна |
прилагательное |
красный |
8 |
Как дымкой даль полей закрыв |
синеют |
глагол |
синий |
зелень |
существительное |
зелёный |
||
белый |
прилагательное |
белый |
||
9 |
Роса при бледно-розовом огне |
розовый |
прилагательное |
розовый |
золотится |
глагол |
золото |
||
10 |
У шалаша |
золотой |
прилагательное |
золото |
синий |
прилагательное |
синий |
||
11 |
Гаснет вечер, даль синеет |
синеет |
глагол |
синий |
белая |
прилагательное |
белый |
||
краснеет |
глагол |
красный |
||
12 |
Уж подсыхает хмель на тыне |
краснеют |
глагол |
красный |
бронзовые |
прилагательное |
коричневый |
||
золотой |
прилагательное |
золото |
||
серый |
прилагательное |
серый |
||
13 |
Ночью лампа на окне стояла |
чёрный |
прилагательное |
чёрный |
жёлтую |
прилагательное |
жёлтый |
||
чернеет |
глагол |
чёрный |
||
14 |
Осень. Чащи леса |
белёсо |
наречие |
белый |
15 |
Не видно птиц. Покорно чахнет |
чернеет |
глагол |
чёрный |
16 |
Первый снег |
пурпур |
существительное |
фиолетовый |
белый |
прилагательное |
белый |
||
17 |
Помню - долгий зимний вечер |
золотой |
прилагательное |
золото |
18 |
Густой зелёный ельник у дороги |
зелёный |
прилагательное |
зелёный |
белый |
прилагательное |
белый |
||
19 |
На окне, серебряном от инея |
серебряный |
прилагательное |
серебро |
синий |
прилагательное |
синий |
||
золотится |
глагол |
золото |
||
белым |
прилагательное |
белый |
||
серебристые |
прилагательное |
серебро |
||
20 |
При свече |
голубое |
прилагательное |
голубой |
золотое |
прилагательное |
золото |
||
голубое |
прилагательное |
голубой |
||
золотое |
прилагательное |
золото |
||
рубиновою |
прилагательное |
красный |
С. А. Есенин
№ |
Стихотворение |
Слово |
Часть речи |
Цвет базовый |
1 |
Край ты мой заброшенный |
сизая |
прилагательное |
серый |
2 |
Чёрная, потом пропахшая выть |
чёрная |
прилагательное |
чёрный |
синяя |
прилагательное |
синий |
||
серый |
прилагательное |
серый |
||
красный |
прилагательное |
красный |
||
белый |
прилагательное |
белый |
||
3 |
Нивы сжаты, рощи голы |
сини |
прилагательное |
синий |
седой |
прилагательное |
серый |
||
рыжий |
прилагательное |
оранжевый |
||
4 |
Разбуди меня завтра рано |
золотой |
прилагательное |
золото |
красный |
прилагательное |
красный |
||
рыжий |
прилагательное |
оранжевый |
||
5 |
Я покинул родимый дом |
голубой |
прилагательное |
голубой |
золотая |
прилагательное |
золото |
||
седина |
существительное |
белый |
||
голубой |
прилагательное |
голубой |
||
6 |
Закружилась листва золотая |
золотая |
прилагательное |
золото |
розоватый |
прилагательное |
розовый |
||
желтеющий |
причастие |
жёлтый |
||
синий |
прилагательное |
синий |
||
розовость |
существительное |
розовый |
||
7 |
Эта улица мне знакома |
голубой |
прилагательное |
голубой |
голубой |
прилагательное |
голубой |
||
золотой |
прилагательное |
золото |
||
голубой |
прилагательное |
голубой |
||
8 |
Отговорила роща золотая |
золотой |
прилагательное |
золото |
голубой |
прилагательное |
голубой |
||
сиреневый |
прилагательное |
фиолетовый |
||
красный |
прилагательное |
красный |
||
желтизна |
существительное |
жёлтый |
||
золотой |
прилагательное |
золото |
||
9 |
Синий май Зарева теплынь |
синий |
прилагательное |
синий |
белой |
прилагательное |
белый |
||
голубая |
прилагательное |
голубой |
||
10 |
Я красивых таких не видел |
белый |
прилагательное |
белый |
багряный |
прилагательное |
красный |
||
11 |
Синий туман. Снеговое раздолье |
синий |
прилагательное |
синий |
12 |
Белая берёза |
белый |
прилагательное |
белый |
серебряный |
прилагательное |
серебро |
||
белый |
прилагательное |
белый |
||
золотой |
прилагательное |
золото |
||
серебряный |
прилагательное |
серебро |
||
13 |
Черёмуха |
золотистый |
прилагательное |
золото |
серебро |
существительное |
серебро |
||
серебряный |
прилагательное |
серебро |
||
золотистый |
прилагательное |
золото |
||
14 |
Пороша |
серый |
прилагательное |
серый |
белый |
прилагательное |
белый |
||
15 |
Вот оно, глупое счастье |
белый |
прилагательное |
белый |
красный |
прилагательное |
красный |
||
златой |
прилагательное |
золото |
||
белом |
прилагательное |
белый |
||
синею |
прилагательное |
синий |
||
розовость |
существительное |
розовый |
||
16 |
Несказанное, синее, нежное |
синий |
прилагательное |
синий |
золотая |
прилагательное |
золото |
||
17 |
Весенний вечер |
серебристый |
прилагательное |
серебро |
зелёный |
прилагательное |
зелёный |
||
золотой |
прилагательное |
золото |
||
розовый |
прилагательное |
розовый |
||
розовой |
прилагательное |
розовый |
||
18 |
Покраснела рябина |
покраснела |
глагол |
красный |
посинела |
глагол |
синий |
||
синий |
прилагательное |
синий |
||
19 |
Голубень |
заголубели |
глагол |
голубой |
белый |
прилагательное |
белый |
||
синий |
прилагательное |
синий |
||
буланый |
прилагательное |
буланый |
||
златой |
прилагательное |
золото |
||
краснеют |
глагол |
красный |
||
молочный |
прилагательное |
белый |
||
жёлтый |
прилагательное |
жёлтый |
||
серый |
прилагательное |
серый |
||
голубой |
прилагательное |
голубой |
||
синь |
существительное |
синий |
||
рдяный |
прилагательное |
красный |
||
20 |
С добрым утром |
золотые |
прилагательное |
золото |
румянит |
глагол |
красный |
||
зелёные |
прилагательное |
зелёный |
||
серебряные |
прилагательное |
серебро |
||
перламутром |
существительное |
белый |
Б. Л. Пастернак
№ |
Стихотворение |
Слово |
Часть речи |
Цвет базовый |
1 |
После грозы |
лиловогроздых |
прилагательное |
фиолетовый |
чёрный |
прилагательное |
чёрный |
||
голуба |
прилагательное |
голубой |
||
2 |
Снег идёт |
белым |
прилагательное |
белый |
убелённый |
причастие |
белый |
||
чёрной |
прилагательное |
чёрный |
||
3 |
Золотая осень |
золотой |
прилагательное |
золото |
позолоте |
существительное |
золото |
||
золотой |
прилагательное |
золото |
||
жёлтый |
прилагательное |
жёлтый |
||
золочёных |
причастие |
золото |
||
янтарный |
прилагательное |
оранжевый |
||
вишнёвый |
прилагательное |
красный |
||
4 |
Когда разгуляется |
белой |
прилагательное |
белый |
чёрной |
прилагательное |
чёрный |
||
синева |
существительное |
синий |
||
зелень |
существительное |
зелёный |
||
5 |
Стога |
пунцовый |
прилагательное |
красный |
синеют |
глагол |
синий |
||
6 |
Зимняя ночь (1946) |
седой |
прилагательное |
белый |
белый |
прилагательное |
белый |
||
7 |
Август |
шафрановою |
прилагательное |
оранжевый |
охра |
существительное |
оранжевый |
||
имбирно-красный |
прилагательное |
красный |
||
лазурь |
существительное |
голубой |
||
золото |
существительное |
золото |
||
8 |
Весной |
чёрные |
прилагательное |
чёрный |
золочёной |
причастие |
золото |
||
9 |
Вальс со слезой |
серебряною |
прилагательное |
серебро |
озолотите |
глагол |
золото |
||
лиловый |
прилагательное |
фиолетовый |
||
синий |
прилагательное |
синий |
||
золоте |
существительное |
золото |
||
10 |
Иней |
белые |
прилагательное |
белый |
белому |
прилагательное |
белый |
||
11 |
Зазимки |
седые |
прилагательное |
белый |
чёрный |
прилагательное |
чёрный |
№ |
Стихотворение |
Слово |
Часть речи |
Цвет базовый |
12 |
Сосны |
синева |
существительное |
синий |
краснолесья |
существительное |
красный |
||
синем |
прилагательное |
синий |
||
огненных |
прилагательное |
оранжевый |
||
рыбий жир |
существительное |
жёлтый |
||
янтарь |
существительное |
оранжевый |
||
13 |
Никого не будет в доме |
белых |
прилагательное |
белый |
белому |
прилагательное |
белый |
||
14 |
Давай ронять слова |
янтарь |
существительное |
оранжевый |
марена |
существительное |
красный |
||
лимоном |
существительное |
жёлтый |
||
цедра |
существительное |
жёлтый |
||
иссурьмил |
глагол |
чёрный |
||
седой |
прилагательное |
белый |
||
15 |
Мельницы |
серебряном |
прилагательное |
серебро |
белок |
существительное |
белый |
||
сизых |
прилагательное |
серый |
||
голубой |
прилагательное |
голубой |
||
16 |
Зимняя ночь (1913) |
чёрным |
прилагательное |
чёрный |
белу |
прилагательное |
белый |
||
чёрный |
прилагательное |
чёрный |
||
17 |
Февраль. Достань чернил и плакать! |
чёрною |
прилагательное |
чёрный |
обугленных |
причастие |
чёрный |
||
чернеют |
глагол |
чёрный |
||
18 |
Как у них |
лазури |
существительное |
голубой |
лазури |
существительное |
голубой |
||
пунцов |
прилагательное |
красный |
||
чёрен |
прилагательное |
чёрный |
||
свинцов |
прилагательное |
серый |
||
лазури |
существительное |
голубой |
||
19 |
Зима приближается |
чернее |
прилагательное |
чёрный |
белая |
прилагательное |
белый |
||
серебристо-ореховый |
прилагательное |
серебро |
||
оловянный |
прилагательное |
серый |
||
20 |
Сирень |
чёрные |
прилагательное |
чёрный |
седая |
прилагательное |
белый |
||
лиловое |
прилагательное |
фиолетовый |
Приложение № 2
к работе «Цвет настроения:
анализ цветовой палитры произведений
русских поэтов ХIХ – первой половины ХХ века»
Фотоматериалы
Фото 1. Использованные источники |
Фото 2. Поиск слов, обозначающих цвет. |
Фото 3. Заполнение таблицы цветовыми словами |
Фото 4. Подсчёты и анализ данных в Excel |
Фото 5, 6. Выступление перед классом |