Цвет настроения: анализ цветовой палитры произведений русских поэтов ХIХ – первой половины ХХ века

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Цвет настроения: анализ цветовой палитры произведений русских поэтов ХIХ – первой половины ХХ века

Макеева Д.Г. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №64 имени Горбатко Виктора Васильевича» г. Уфы Республики Башкортостан
Капитонова Е.Н. 1
1МАОУ «Гимназия № 64» г. Уфы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашей семье очень любят поэзию. С детства мне читали много стихотворений разных поэтов, и меня завораживала лёгкость, с которой авторам удаётся с помощью нескольких слов нарисовать у нас в голове полноценную картину – цветную, с подробностями и деталями, с эмоциями и настроением.

Получается, что настоящий поэт – это живописец. Только инструментами его являются слова, а не краски. Александр Блок писал: «Говорят, слов больше, чем красок, но, может быть, достаточно для изящного писателя, для поэта – только таких слов, которые соответствуют краскам. Ведь это – словарь удивительно пестрый, выразительный и гармонический» [2].

Раздумывая над словами Блока, я заинтересовалась, как часто используют поэты слова-краски. Кто какие цвета предпочитает? Как это связано с их мироощущением и настроением?

Каждый цвет – это волна света определённой длины, отражённая окружающими нас предметами и воспринятая нашим глазом [5]. Учёные выяснили, что эти разные по длине или частоте колебаний волны каждая по своему влияют на наше психологическое состояние, вызывают в нас определённые ощущения и эмоции. Можно сказать, что у каждого цвета своё настроение и у каждого настроения свой цвет.

В таком случае, какое цветовое настроение преобладало в поэзии у знаменитых русских поэтов XIX и XX века? Я выдвинула гипотезу, что основная цветовая палитра в лирике поэта так же ясно говорит о мироощущении автора, как и непосредственное словесное описание его эмоций.

В интернете я не нашла работы, которые бы рассматривали цвет одновременно и как поэтический приём, и как психологический маркер состояния автора, тем более в сравнении творчества поэтов Золотого и Серебряного веков, что говорит о новизне и актуальности моего исследования.

Цель моего исследования – определить преобладающую цветовую палитру каждого автора и проанализировать, какое настроение она передаёт, а также увидеть различия в цветовой картине мира поэтов XIX и XX веков.

Для достижения цели я составила план исследования, включающий решение следующих задач:

  1. Выбрать авторов и достаточный для исследования перечень их произведений.

  2. Найти в выбранных произведениях все слова, называющие цвета.

  3. Проанализировать полученный список и вывить преобладающую гамму у каждого автора.

  4. Сравнить полученные результаты с цвето-эмоциональной шкалой и определить ведущее настроение в творчестве каждого автора.

  5. Найти отличия и общие принципы в использовании цветов у поэтов Золотого века и поэтов Серебряного века.

В ходе исследования я изучила 120 стихотворных произведений, выписывая из них слова, обозначающие цвет, а затем выявила цветовые предпочтения каждого автора и проанализировала полученные результаты.

  1. Цвет настроения

2.1 Теоретические аспекты

Цвет в стихотворных произведениях, безусловно, является одним из элементов поэтики и часто становится предметом исследования при анализе творчества многих русских поэтов.

Литературоведы обычно рассматривают цветопись как литературный приём: создание образности, символизма, ассоциаций или подтекста [4, 11, 14], и гораздо реже – как приём психологический.

Зато учёные – философы, психологи и физиологи – уже не одно столетие изучают влияние разных цветов на физическое и душевное состояние человека, выявляют связь между цветовыми предпочтениями людей и их настроением. Практический прорыв в этой области совершил психиатр Макс Люшер, разработавший методику определения психофизического состояния человека по его цветовым предпочтениям [8]. На основе этой концепции последователи Люшера создали цвето-эмоциональную классификацию, которой я и воспользовалась в своём исследовании [1, 10].

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека (основные моменты):

● Красный – цвет огня и крови. Это энергия, сила, воля, страсть, жизнь.

● Синий — цвет покоя, гармонии, задумчивости, удовлетворённости собой и миром вокруг, символ традиций и вечности.

● Голубой – цвет ясности, осознанности, беззаботности, мечтаний и фантазий.

● Зелёный — цвет уверенности, дружелюбия и позитивности, развития, роста.

● Белый – это слияние всех цветов спектра. Всё в одном. Цвет чистоты, безупречности, свободы, вдохновения и веры. А ещё белый цвет символизирует безмолвие и недосказанность, тайну.

● Чёрный - полное отсутствие цвета, граница, где кончается жизнь и начинается небытие; исчезновение, отрицание, ничто.

● Золото – цвет солнца, символизирует величие, избранность, высшие достижения, вечные ценности.

● Серебро – спокойная и медленная, но глубокая энергия, способность осознанно меняться, благородство, душевная щедрость.

Методика исследования. Для того, чтобы определить преобладающую палитру каждого автора, я воспользовалась методикой С. М. Соловьёва [15]. Он ввёл понятие «цветового числа С» - это величина, равная среднему количеству цветовых слов на одной печатной странице текста произведения.

В своём исследовании я немного отошла от исходной методики, поскольку при анализе стихотворений разных авторов использовала книги разного формата, с неодинаковым количеством слов на странице и сравнивать их было бы неправильно. Поэтому у каждого автора я считала слова не на печатных листах, а в 20 стихотворениях, относящихся к разным периодам творчества. Стихи для анализа выбирала только те, где упоминается цвет. Считала не среднее количество цветовых слов на одно стихотворение, а общее количество на весь анализируемый объём – мне показалось, что сравнивать целые числа будет гораздо удобнее, а результаты получатся нагляднее.

2.2 Практические аспекты

Объектом моего исследования стала лирика трёх поэтов XIX века (Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Фёдора Тютчева), принадлежащих к Золотому веку русской поэзии, и трёх поэтов первой половины XX века (Ивана Бунина, Сергея Есенина и Бориса Пастернака), которых можно отнести к представителям Серебряного века.

У каждого поэта я выбрала по 20 стихотворений, содержащих упоминание цветов, и выписала все слова, которыми эти цвета обозначены. С полным перечнем выбранных стихотворений, а также встречающимися в них словами, описывающими цвет, вы можете ознакомиться в Приложении № 1 к этой работе.

Потом я объединила все найденные оттенки в группы базовых цветов.
К базовым цветам я отнесла:

  • 7 основных цветов радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и восьмой цвет - розовый, так как он часто встречается у поэтов как самостоятельный;

  • ахроматические (дословно с греческого – не-цветные) оттенки: чёрный, белый, серый;

  • цвета металлов: золотой и серебряный (медный и бронзу не брала, поскольку их упоминания единичны или отсутствуют во всём проанализированном объёме текстов).

Все данные я вносила в таблицу Exсel, а потом с помощью функции «Сводная таблица» анализировала цветовую палитру каждого поэта (Приложение № 2). Результаты своего анализа я сравнила с цвето-эмоциональной классификацией. Вот что у меня получилось.

2.2.1 Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

В 20 стихотворениях поэта я нашла всего лишь 44 упоминаний цвета, группирующиеся в 10 оттенков. Среди них в равных количествах лидируют:

  • красный (красный, багровый, багрец, багряный, алый),

  • зелёный (зеленеет, зелень, зелёный, позеленеют)

  • белый (седой, белеешь, белеет, белый, побелевший, бело).

Преобладание у Пушкина трёх основных цветов (красного, зелёного и белого) – это гармония кипящей энергии, спокойной уверенности в себе и ясной свежести и свободы мысли. Эта яркая, свежая и чистая гамма даёт жизнеутверждающую и звучную ноту, которой проникнуто всё творчество Александра Сергеевича.

Сравните настроение и тональность в отрывках из стихотворения «Осень» (где цвета встречаются) и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (где Пушкин цветовые слова не использует):

«Осень» (отрывок):

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седойзимы угрозы.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

2.2.2 Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Лермонтов значительно активнее использовал цвета, чем Пушкин. В 20 его стихотворениях я насчитала 63 цветовых слова, которые называют 12 цветов.

Самый характерный цвет поэта – красный (малиновый, румяный, красна, алый, красный, краснея, зарделся, краснеет).

На втором месте – зелёный (зелень, зелёный, зеленея) и белый (жемчужный, белый, седой, белеет).

Кажется, что палитра та же, что Александра Сергеевича, но это не совсем так. У Лермонтова преобладает красный – это порыв, метания, борьба. Белый и зелёный оттеняют и уравновешивают этот пламень, но лишь порой. Стихи Лермонтова менее пышны и более задумчивы, чем у Пушкина. В них много страсти и много сомнений, бурный протест и тихое принятие неизбежного.

«Кто в утро зимнее» (отрывок):

Кто в утро зимнее, когда валит
Пушистый снег, и красная заря

На степь седую с трепетом глядит,
Внимал колоколам монастыря;

В борьбе с порывным ветром, этот звон
Далёко им по небу унесён, —
И путникам он нравился не раз,
Как весть кончины иль бессмертья глас.

И скучно и грустно…

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… Но кого же?.. На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

2.2.3 Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

Тютчев, к моему большому удивлению, оказался довольно скуп на краски, несмотря на то, что большая часть его лирики посвящена природе. Его стихи оказались наименее живописными из всех: всего 42 цветовых эпитета, передающие только 9 цветов. Но при этом результаты исследования полностью совпали с моими ожиданиями. У поэта лидирует голубой цвет (лазурь, голубой, лазурный, бледно-голубой), а на втором месте – зелёный (зеленеет, зелень, зеленеющий, зеленее, зелёный).

Сочетание голубого и зелёного в поэзии Тютчева отражают его спокойный и жизнерадостный взгляд на мир. Стихи Фёдора Ивановича – гимн природе и жизни, торжественный и ясный, а голос поэта звучит уверенно, мощно и радостно.

«Первый лист» (отрывок):

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны берёзы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, –
И вот живые эти грёзы

Под первым небом голубым

Пробились вдруг на свет дневной…

«Чему бы жизнь нас ни учила…» (отрывок)

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живёт,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдёт!

2.2.4 Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953)

До этого исследования я была мало знакома с творчеством поэта и сейчас очень рада, что узнала его лучше. Палитра Бунина полноцветна – я нашла в его стихах все 13 базовых цветов, свои краски он дарит щедро – 77 цветовых слов на 20 стихотворений. Выделяются в общей палитре четыре цвета:

  • золотой (золотой, золото, золотистый, золотится, злато),

  • белый (белёсо, белый, бело),

  • красный (алеет, багряный, красна, краснеет, рубиновою),

  • серебряный (серебро, серебристая, засеребрится, серебряный).

Я бы назвала поэтическую живопись Бунина нарядной и праздничной. Белый у него – это полнота жизни во всех её проявлениях, золото – цвет солнца, изобилия, чего-то вечного. Включение в эту благородную палитру активных красных (стремления выйти за рамки, успеть больше) и благородных серебряных акцентов добавляет поэзии ощущения радости жизни и спокойного счастья.

«Туча растаяла. Влажным теплом…»

Туча растаяла. Влажным теплом

Веет весенняя ночь над селом;
Ветер приносит с полей аромат,
Слабо алеет за степью закат.

Тонкий туман над стемневшей рекой

Лёг серебристою нежной фатой,
И за рекою, в неясной тени,
Робко блестят золотые огни.

«Вечер» (отрывок)

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

2.2.5 Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Есенин – лидер по количеству цветовых слов на 20 стихотворений – я насчитала их 81, всех 13 базовых цветов.

Самый часто встречающийся цвет – золото (золотой, золотистый, златой). На втором месте - белый (седина, белый, перламутр, молочный), следом – синий (синяя, сини, посинела, синь) и голубой (голубой, заголубели).

Есенин – поэт России, певец деревни. Широкими свободными мазками рисует он родные просторы. Золото (истинное богатство) – цвет колосящейся ржи, белый (бесконечность, полнота) – бескрайние снежные равнины и туманы над рекой, синь (покой, гармония) – высь неба над головой, голубень (мечтательность, полёт души) – романтическая привязанность к любимой земле.

У Есенина трудно найти стихи, в которых не было бы цветописи, поэтому я приведу здесь только одно – «Вот оно, глупое счастье…»

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью берёзы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветёт,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щёк!

По настроению, по мироощущению стихи Сергея Есенина во многом похожи на поэзию Бунина. Неудивительно, что у обоих авторов в палитре преобладают белый и золото. И Бунин, и Есенин в своей лирике то восторженны, то созерцательны, то любопытны, они улыбаются миру и, безусловно, благословляют его.

2.2.6 Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

Самым большим открытием для меня стал Борис Пастернак. Когда я читала его стихи, мне казалось, что там все возможные цвета и оттенки рассыпаны по строкам щедрой рукой: «И зари вишнёвый клей застывает в виде сгустка»… Но оказалось, что лидируют белый (белый, убелённый, седой, белок, бел) и чёрный (иссурьмил, обугленных, чернеют, чёрен).

Почему чёрное и белое? Почему сочетание «всего» и «ничего»? Значит ли это, что Пастернак – человек крайностей, что он не видел полутонов и судил обо всём очень строго и резко?

Всё-таки нет. Скорее, ему были интересны контрасты, ведь они позволяют чётче обозначить различия и выявить суть. Не случайно на третьем месте у него золото– солнце и тепло, пышность и богатство жизни.

Мне кажется, что Борис Пастернак был по складу своего характера исследователем, он не верил в абсолютные истины, всегда сомневался, всегда был готов смотреть и замечать новое и неожиданное.

«Снег идёт…» (отрывок)

Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране

Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет, -
Чёрной лестницы ступени,
Перекрёстка поворот.

Снег идёт, снег идёт,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

«Быть знаменитым некрасиво…» (отрывок)

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчёркивая на полях.

 

2.2.7 Сравнение лирики Золотого и Серебряного веков

Следующим этапом моего исследования стало сравнение цветописи у поэтов Золотого и Серебряного века. Вот итоговая таблица, и она очень показательна. Поэты XX века оказались почти вдвое более щедрыми на использование цветописи, чем их предшественники - 149 слов против 232.

И гамма заметно отличается.

Тут важно понимать исторический контекст.

У Золотого века лидируют красный и зелёный: активность и развитие, устремлённость в будущее и уверенность в настоящем.

Жизнь XIX века была подчинена строгим правилам: классическое образование, понятная карьера (военная или гос. служба), общепринятые нормы поведения в свете, устоявшиеся нормы семейной жизни…

Отсюда и чувство стабильности, ясности в сочетании с энергией, требуемой для того, чтобы пробиться наверх, взять от жизни всё причитающееся.

У Серебряного века – белый и золото: всеприятие и открытость новому, обращённость к высшему началу, к вечности, попытка начать с чистого листа, поиск себя. И совсем мало зелёного (уверенности, спокойствия). Это во многом объясняется сломом эпох, который пришёлся на творчество поэтов начала XX века (Первая мировая война, Гражданская война, революция, трудное становление нового государства).

Да и в искусстве царили новые веяния. Поиск новаторских средств выразительности и нестандартных форм сильно влияли на мироощущение и настроение творческих людей. У того же Пастернака ранние стихи, написанные в те неспокойные годы, очень сложны по строю и ритму, тяжелы для восприятия, особенно в сравнении с его более поздней поэзией.

  1. Выводы:

  1. Поэты XX века гораздо чаще используют слова-цвета, чем их предшественники в XIX веке. Мне было сложно набрать 20 стихотворений и у Пушкина, и у Лермонтова, и даже у Тютчева, где бы встретились цветовые описания. Во многих стихотворениях цвет встречается единожды.

Напротив, стихотворения Бунина, Есенина и Пастернака очень красочны и живописны. Возможно, это объясняется тем, что поэты начала 20 века провозгласили главенство формы над содержанием и экспериментировали с разными художественными приёмами, чтобы добиться максимальной выразительности в поэзии. Например, у Пастернака: «И зари вишнёвый клей застывает в виде сгустка».

  1. Совершенно разные в нашем восприятии, Пушкин и Лермонтов прибегали к одной и той же палитре – красный-зелёный-белый. Красный - цвет жизни, энергии, огня, это одновременно любовь и ненависть, радость и гнев, созидание и разрушение. И я бы сказала, что палитра Пушкина, яркая и чистая, практически всегда позитивна и жизнелюбива, а Лермонтов при том же внутреннем жаре чувств гораздо более задумчив, загадочен, погружён в себя и свои переживания.

  1. Совпадают в своих цветовых предпочтениях Бунин и Есенин – белый и золото. Если вспоминать те стихотворения, что я читала у этих авторов, они, действительно, похожи по настроению и мироощущению. Оба автора, воспевая красоту родной земли, делают это тонко и точно: любуются деталями, заглядывают в самые потаённые уголки, видят руку творца в каждой снежинке и каждом лепестке. При этом у Есенина часто в стихах сквозят синяя задумчивость и голубая мечтательность.

  1. Тютчев – самый «натуралистичный» поэт из всех. Он расцвечивает свои стихи чистыми, ясными природными оттенками – голубым (цветом неба) и зелёным (цветом травы). Эта же ясность, спокойствие и неспешность прослеживается и в строе его стихов.

  1. Пастернак очень любит контрасты, игру света и тени. Неудивительно, что у него в поэзии преобладают белый и чёрный. Для глаза контраст белого и черного наиболее сильный; это контраст жизни и смерти, чистого листа бумаги и слова, написанного на нём, свежего снега и росчерка санного следа. И любовь к таким контрастам говорит о творческих метаниях поэта, о его беспокойной, ищущей натуре и остроте восприятия окружающего мира и жизни в целом.

  1. Различия основной гаммы у поэтов Золотого и поэтов Серебряного века объясняются разным историческим контекстом: упорядоченная, церемонная, понятная жизнь общества XIX века и слом эпох, социальные бури, неизвестность начала XX.

  1. Я выступила с этим докладом перед ребятами в классе, провела небольшой опрос и пришла к выводу, что мои сверстники мало знакомы с творчеством русских поэтов и порой с трудом улавливают основную мысль стихотворения и настрой автора.

Практическая значимость моей работы состоит в том, чтобы привлечь внимание школьников к великому наследию русских поэтов, а также помочь ребятам с помощью анализа цветовой палитры конкретного произведения лучше понять основную идею и творческий замысел автора.

Список использованной литературы:

  1. Анцифирова Л. В. Физика цвета и психология восприятия: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 78 с.

  2. Блок А. А. Краски и слова. – Собрание сочинений в девяти томах. – Москва, Гослитиздат, 1962 г., Т 5.

  3. Бунин И. Пахнет черёмухой. – Москва, 1974. – 50 с.

  4. Волкова А. А. Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина // Журнал «Молодой ученый». – 2016. – № 6.4. – С. 10-12.

  5. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста в 12 т. – Москва, издательство «Просвещение», 1966. Т3, С 171.

  6. Есенин С. А. Черёмуха. – Москва: Издательство «Детская литература», 1970. – 32 с.

  7. Лермонтов М. Полное собрание сочинений в 4 т. – Москва: Издательство «Правда», 1953. Т 1. – 424 с.

  8. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. – Издательство Гиппо, 2003.

  9. Пастернак Б. Стихи. – Москва: Издательство «Художественная литература», 1967. – 367 с.

  10. Петренко В. Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. – Вестник Московского университета – 1988. – № 3.

  11. Прокофьева Л. П. Лингвоцветовая картина мира Александра Блока / Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. – C. 237-238.

  12. Пушкин А. С. Стихотворения. – Москва: Издательство «Детская литература», 2021. – 254 с.

  13. Родная природа. Стихи русских поэтов. Москва, 1971. – 191 с.

  14. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., 1997.

  15. Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве
    Ф. М. Достоевского. – Москва, 1979. – С. 241 – 242.

Приложение № 1

к работе «Цвет настроения:

анализ цветовой палитры произведений

русских поэтов ХIХ – первой половины ХХ века»

Список произведений, участвовавших в исследовании:
автор, название, цветовое слово, часть речи, базовый цвет

А. С. Пушкин

Стихотворение

Слово

Часть речи

Цвет базовый

1

Зимнее утро

желтела

глагол

жёлтый

голубые

прилагательное

голубой

чернеет

глагол

чёрный

зеленеет

глагол

зелёный

янтарный

прилагательное

оранжевый

бурую

прилагательное

коричневый

2

Осень

красный

прилагательное

красный

багровый

прилагательное

красный

багрец

существительное

красный

золото

существительное

золото

седой

прилагательное

белый

3

Анчар

зелень

существительное

зелёный

чёрный

прилагательное

чёрный

4

Погасло дневное светило

синий

прилагательное

синий

5

Вновь я посетил

златой

прилагательное

золото

синеет

глагол

синий

зелёный

прилагательное

зелёный

зелёный

прилагательное

зелёный

6

Зима!.. Крестьянин, торжествуя

красном

прилагательное

красный

7

Бесы

белеешь

глагол

белый

8

Туча

лазурь

существительное

голубой

9

Деревня

лазурные

прилагательное

голубой

белеет

глагол

белый

10

К морю

голубые

прилагательное

голубой

11

Зимняя дорога

Чёрный

прилагательное

чёрный

12

19 октября

багряный

прилагательное

красный

сребрит

глагол

серебро

13

Няне

чёрный

прилагательное

чёрный

14

Узник

белеет

глагол

белый

синеет

глагол

синий

15

Кто видел край, где роскошью природы

златой

прилагательное

золото

янтарь

существительное

оранжевый

лазурный

прилагательное

голубой

16

Ещё дуют холодные ветры

красной

прилагательное

красный

позеленеют

глагол

зелёный

17

Осеннее утро

зелени

существительное

зелёный

жёлтый

прилагательное

жёлтый

18

Буря

белой

прилагательное

белый

алым

прилагательное

красный

лазури

существительное

голубой

19

Гонимы вешними лучами

синея

деепричастие

синий

зеленеют

глагол

зелёный

20

В тот год осенняя погода

побелевший

причастие

белый

серебре

существительное

серебро

бело

наречие

белый

М. Ю. Лермонтов

Стихотворение

Слово

Часть речи

Цвет базовый

1

Осень

пожелтели

глагол

жёлтый

зелень

существительное

зелёный

серебрит

глагол

серебро

2

Тучи

лазурною

прилагательное

голубой

жемчужною

прилагательное

белый

3

Три пальмы

зелёный

прилагательное

зелёный

зелёный

прилагательное

зелёный

голубой

прилагательное

голубой

золотой

прилагательное

золото

белый

прилагательное

белый

чёрный

причастие

чёрный

седой

прилагательное

белый

4

Когда волнуется желтеющая нива

желтеющий

причастие

жёлтый

малиновый

прилагательное

красный

зелёный

прилагательное

зелёный

румяный

прилагательное

красный

златой

прилагательное

золото

серебристый

прилагательное

серебро

5

Парус

белеет

глагол

белый

голубой

прилагательное

голубой

лазурь

существительное

голубой

золотой

прилагательное

золото

6

Желанье

синю

прилагательное

синий

серый

прилагательное

серый

зелёный

прилагательное

зелёный

янтарный

прилагательное

оранжевый

7

Бой

серебряный

прилагательное

серебро

сребристый

прилагательное

серебро

чёрный

прилагательное

чёрный

8

Люблю я цепи синих гор

синий

прилагательное

синий

красна

прилагательное

красный

белый

прилагательное

белый

голубой

прилагательное

голубой

сребристый

прилагательное

серебро

9

Вечер

алый

прилагательное

красный

синий

прилагательное

синий

10

Кто в утро зимнее, когда валит

красный

прилагательное

красный

седую

прилагательное

белый

11

Выхожу один я на дорогу…

голубом

прилагательное

голубой

зеленея

деепричастие

зелёный

12

Утёс

золотая

прилагательное

золото

13

Приходит осень, золотит…

золотит

глагол

золото

сизых

прилагательное

серый

белых

прилагательное

белый

краснея

деепричастие

красный

золотит

глагол

золото

14

Листок

зеленые

прилагательное

зелёный

зеленых

прилагательное

зелёный

жёлт

прилагательное

жёлтый

15

Весна

чернеет

глагол

чёрный

алый

прилагательное

красный

16

Солнце

серых

прилагательное

серый

белые

прилагательное

белый

17

Синие горы Кавказа, приветствую вас!..

синие

прилагательное

синий

розовый

прилагательное

розовый

розовый

прилагательное

розовый

18

Утро на Кавказе

зарделся

глагол

красный

розовый

прилагательное

розовый

краснеют

глагол

красный

19

Прекрасны вы, поля земли родной…

лиловой

прилагательное

фиолетовый

серебристый

прилагательное

серебро

20

11 июля

лиловых

прилагательное

фиолетовый

краснея

деепричастие

красный

Ф. И. Тютчев

Стихотворение

Слово

Часть речи

Цвет базовый

1

В небе тают облака

белеющих

причастие

белый

2

Утро в горах

лазурь

существительное

голубой

3

Яркий снег сиял в долине

белеет

глагол

белый

4

Тихой ночью, поздним летом

рдеют

глагол

красный

золотистые

прилагательное

золото

убелённые

причастие

белый

5

Весенняя гроза

голубом

прилагательное

голубой

золотит

глагол

золото

6

Есть в осени первоначальной

лазурь

существительное

голубой

7

Под дыханьем непогоды

свинцом

существительное

серый

багровый

прилагательное

красный

золотые

прилагательное

золото

лазурной

прилагательное

голубой

8

Смотри, как роща зеленеет

зеленеет

глагол

зелёный

9

Первый лист

зеленеет

глагол

зелёный

зелень

существительное

зелёный

золотым

прилагательное

золото

голубым

прилагательное

голубой

10

Зима недаром злится

румяней

прилагательное

красный

11

Как весел грохот летних бурь

лазурь

существительное

голубой

жёлтый

прилагательное

жёлтый

12

Неохотно и несмело

зеленеющие

причастие

зелёный

зеленее

прилагательное

зелёный

синий

прилагательное

синий

белый

прилагательное

белый

13

Песок сыпучий по колени

черней

прилагательное

чёрный

14

Успокоение

сизый

прилагательное

серый

зелени

существительное

зелёный

зелёные

прилагательное

зелёный

15

Весенние воды

белеет

глагол

белый

румяный

прилагательное

красный

16

Листья

зелень

существительное

зелёный

желтеет

глагол

жёлтый

красное

прилагательное

красный

желтеть

глагол

жёлтый

17

Осенний вечер

багряных

прилагательное

красный

лазурь

существительное

голубой

18

Как неожиданно и ярко

синеве

существительное

синий

19

Небо бледно-голубое

бледно-голубое

прилагательное

голубой

голубое

прилагательное

голубой

20

Осенней позднею порою

белокрылые

прилагательное

белый

золотой

прилагательное

золото

И. А. Бунин

Стихотворение

Слово

Часть речи

Цвет базовый

1

Новоселье

фиолетовый

прилагательное

фиолетовый

серебро

существительное

серебро

2

Апрель

свинцово

наречие

серый

зеленоватое

прилагательное

зелёный

3

Две радуги

золотистый

прилагательное

золото

чернеет

глагол

чёрный

фиолетово

наречие

фиолетовый

зелёный

прилагательное

зелёный

4

Первый соловей

белый

прилагательное

белый

голубая

прилагательное

голубой

5

Туча растаяла. Влажным теплом

алеет

глагол

красный

серебристою

прилагательное

серебро

золотой

прилагательное

золото

6

Листопад

лиловый

прилагательное

фиолетовый

золотой

прилагательное

золото

багряный

прилагательное

красный

жёлтою

прилагательное

жёлтый

лазури

существительное

голубой

голубой

прилагательное

голубой

синеют

глагол

синий

серебра

существительное

серебро

белый

прилагательное

белый

синей

прилагательное

синий

лиловый

прилагательное

фиолетовый

золотой

прилагательное

золото

багряный

прилагательное

красный

янтарный

прилагательное

оранжевый

пурпурный

прилагательное

фиолетовый

злата

существительное

золото

бело

наречие

белый

сребристом

прилагательное

серебро

белым

прилагательное

белый

зелёным

прилагательное

зелёный

багряны

прилагательное

красный

серебре

существительное

серебро

синева

существительное

синий

засеребрится

глагол

серебро

белый

прилагательное

белый

голубом

прилагательное

голубой

серебром

существительное

серебро

белых

прилагательное

белый

7

Детство

красна

прилагательное

красный

8

Как дымкой даль полей закрыв

синеют

глагол

синий

зелень

существительное

зелёный

белый

прилагательное

белый

9

Роса при бледно-розовом огне

розовый

прилагательное

розовый

золотится

глагол

золото

10

У шалаша

золотой

прилагательное

золото

синий

прилагательное

синий

11

Гаснет вечер, даль синеет

синеет

глагол

синий

белая

прилагательное

белый

краснеет

глагол

красный

12

Уж подсыхает хмель на тыне

краснеют

глагол

красный

бронзовые

прилагательное

коричневый

золотой

прилагательное

золото

серый

прилагательное

серый

13

Ночью лампа на окне стояла

чёрный

прилагательное

чёрный

жёлтую

прилагательное

жёлтый

чернеет

глагол

чёрный

14

Осень. Чащи леса

белёсо

наречие

белый

15

Не видно птиц. Покорно чахнет

чернеет

глагол

чёрный

16

Первый снег

пурпур

существительное

фиолетовый

белый

прилагательное

белый

17

Помню - долгий зимний вечер

золотой

прилагательное

золото

18

Густой зелёный ельник у дороги

зелёный

прилагательное

зелёный

белый

прилагательное

белый

19

На окне, серебряном от инея

серебряный

прилагательное

серебро

синий

прилагательное

синий

золотится

глагол

золото

белым

прилагательное

белый

серебристые

прилагательное

серебро

20

При свече

голубое

прилагательное

голубой

золотое

прилагательное

золото

голубое

прилагательное

голубой

золотое

прилагательное

золото

рубиновою

прилагательное

красный

С. А. Есенин

Стихотворение

Слово

Часть речи

Цвет базовый

1

Край ты мой заброшенный

сизая

прилагательное

серый

2

Чёрная, потом пропахшая выть

чёрная

прилагательное

чёрный

синяя

прилагательное

синий

серый

прилагательное

серый

красный

прилагательное

красный

белый

прилагательное

белый

3

Нивы сжаты, рощи голы

сини

прилагательное

синий

седой

прилагательное

серый

рыжий

прилагательное

оранжевый

4

Разбуди меня завтра рано

золотой

прилагательное

золото

красный

прилагательное

красный

рыжий

прилагательное

оранжевый

5

Я покинул родимый дом

голубой

прилагательное

голубой

золотая

прилагательное

золото

седина

существительное

белый

голубой

прилагательное

голубой

6

Закружилась листва золотая

золотая

прилагательное

золото

розоватый

прилагательное

розовый

желтеющий

причастие

жёлтый

синий

прилагательное

синий

розовость

существительное

розовый

7

Эта улица мне знакома

голубой

прилагательное

голубой

голубой

прилагательное

голубой

золотой

прилагательное

золото

голубой

прилагательное

голубой

8

Отговорила роща золотая

золотой

прилагательное

золото

голубой

прилагательное

голубой

сиреневый

прилагательное

фиолетовый

красный

прилагательное

красный

желтизна

существительное

жёлтый

золотой

прилагательное

золото

9

Синий май Зарева теплынь

синий

прилагательное

синий

белой

прилагательное

белый

голубая

прилагательное

голубой

10

Я красивых таких не видел

белый

прилагательное

белый

багряный

прилагательное

красный

11

Синий туман. Снеговое раздолье

синий

прилагательное

синий

12

Белая берёза

белый

прилагательное

белый

серебряный

прилагательное

серебро

белый

прилагательное

белый

золотой

прилагательное

золото

серебряный

прилагательное

серебро

13

Черёмуха

золотистый

прилагательное

золото

серебро

существительное

серебро

серебряный

прилагательное

серебро

золотистый

прилагательное

золото

14

Пороша

серый

прилагательное

серый

белый

прилагательное

белый

15

Вот оно, глупое счастье

белый

прилагательное

белый

красный

прилагательное

красный

златой

прилагательное

золото

белом

прилагательное

белый

синею

прилагательное

синий

розовость

существительное

розовый

16

Несказанное, синее, нежное

синий

прилагательное

синий

золотая

прилагательное

золото

17

Весенний вечер

серебристый

прилагательное

серебро

зелёный

прилагательное

зелёный

золотой

прилагательное

золото

розовый

прилагательное

розовый

розовой

прилагательное

розовый

18

Покраснела рябина

покраснела

глагол

красный

посинела

глагол

синий

синий

прилагательное

синий

19

Голубень

заголубели

глагол

голубой

белый

прилагательное

белый

синий

прилагательное

синий

буланый

прилагательное

буланый

златой

прилагательное

золото

краснеют

глагол

красный

молочный

прилагательное

белый

жёлтый

прилагательное

жёлтый

серый

прилагательное

серый

голубой

прилагательное

голубой

синь

существительное

синий

рдяный

прилагательное

красный

20

С добрым утром

золотые

прилагательное

золото

румянит

глагол

красный

зелёные

прилагательное

зелёный

серебряные

прилагательное

серебро

перламутром

существительное

белый

Б. Л. Пастернак

Стихотворение

Слово

Часть речи

Цвет базовый

1

После грозы

лиловогроздых

прилагательное

фиолетовый

чёрный

прилагательное

чёрный

голуба

прилагательное

голубой

2

Снег идёт

белым

прилагательное

белый

убелённый

причастие

белый

чёрной

прилагательное

чёрный

3

Золотая осень

золотой

прилагательное

золото

позолоте

существительное

золото

золотой

прилагательное

золото

жёлтый

прилагательное

жёлтый

золочёных

причастие

золото

янтарный

прилагательное

оранжевый

вишнёвый

прилагательное

красный

4

Когда разгуляется

белой

прилагательное

белый

чёрной

прилагательное

чёрный

синева

существительное

синий

зелень

существительное

зелёный

5

Стога

пунцовый

прилагательное

красный

синеют

глагол

синий

6

Зимняя ночь (1946)

седой

прилагательное

белый

белый

прилагательное

белый

7

Август

шафрановою

прилагательное

оранжевый

охра

существительное

оранжевый

имбирно-красный

прилагательное

красный

лазурь

существительное

голубой

золото

существительное

золото

8

Весной

чёрные

прилагательное

чёрный

золочёной

причастие

золото

9

Вальс со слезой

серебряною

прилагательное

серебро

озолотите

глагол

золото

лиловый

прилагательное

фиолетовый

синий

прилагательное

синий

золоте

существительное

золото

10

Иней

белые

прилагательное

белый

белому

прилагательное

белый

11

Зазимки

седые

прилагательное

белый

чёрный

прилагательное

чёрный

Стихотворение

Слово

Часть речи

Цвет базовый

12

Сосны

синева

существительное

синий

краснолесья

существительное

красный

синем

прилагательное

синий

огненных

прилагательное

оранжевый

рыбий жир

существительное

жёлтый

янтарь

существительное

оранжевый

13

Никого не будет в доме

белых

прилагательное

белый

белому

прилагательное

белый

14

Давай ронять слова

янтарь

существительное

оранжевый

марена

существительное

красный

лимоном

существительное

жёлтый

цедра

существительное

жёлтый

иссурьмил

глагол

чёрный

седой

прилагательное

белый

15

Мельницы

серебряном

прилагательное

серебро

белок

существительное

белый

сизых

прилагательное

серый

голубой

прилагательное

голубой

16

Зимняя ночь (1913)

чёрным

прилагательное

чёрный

белу

прилагательное

белый

чёрный

прилагательное

чёрный

17

Февраль. Достань чернил и плакать!

чёрною

прилагательное

чёрный

обугленных

причастие

чёрный

чернеют

глагол

чёрный

18

Как у них

лазури

существительное

голубой

лазури

существительное

голубой

пунцов

прилагательное

красный

чёрен

прилагательное

чёрный

свинцов

прилагательное

серый

лазури

существительное

голубой

19

Зима приближается

чернее

прилагательное

чёрный

белая

прилагательное

белый

серебристо-ореховый

прилагательное

серебро

оловянный

прилагательное

серый

20

Сирень

чёрные

прилагательное

чёрный

седая

прилагательное

белый

лиловое

прилагательное

фиолетовый

Приложение № 2

к работе «Цвет настроения:

анализ цветовой палитры произведений

русских поэтов ХIХ – первой половины ХХ века»

Фотоматериалы

 

Фото 1. Использованные источники

 

Фото 2. Поиск слов, обозначающих цвет.

 

Фото 3. Заполнение таблицы цветовыми словами

 
 
 

Фото 4. Подсчёты и анализ данных в Excel

 
 
 

Фото 5, 6. Выступление перед классом

Просмотров работы: 288