ВВЕДЕНИЕ
Моя исследовательская работа началась с журнала, который хранится у нас в классе как реликвия. Журналу «Мурзилка», который у меня в руках, более 60 лет. Впервые я с ним познакомилась на классном часе, посвящённом детским периодическим изданиям. С журналами прошлого и настоящего нас познакомила Татьяна Анатольевна. Меня заинтересовала история возникновения и развития детских журналов, и я решила провести теоретическое исследование на тему «Детское чтение для сердца и разума: история и современность». Тема моего исследования основана на названии самого первого детского журнала в нашей стране «Детское чтение для сердца и разума», который был основан около 300 лет назад в XVIII веке А. Новиковым
Актуальность данной работы заключается в привлечении внимания детей к чтению и литературе, а современные детские журналы являются частью детской литературы.
Цель: проследить историю создания и развития детских журналов, выяснить, какую роль играют журналы в чтении детской литературы моими ровесниками
Задачи:
провести анализ научных, литературных и интернет – источников по теме;
познакомиться с историей создания и развития детских журналов на протяжении трёх веков;
провести анкетирование по следующим вопросам «Какие детские журналы знаете? Какие детские журналы читаете? Где приобретаете журналы: выписываете, покупаете, берете в библиотеке, берёте в классе?
проанализировать, какие детские журналы читают мои сверстники и, какие материалы вызывают наибольший интерес;
заинтересовать одноклассников и учащихся начальных классов в чтении детских журналов;
подвести итоги исследования.
Гипотеза: детские журналы интересны современным детям
Объект исследования: детские журналы
Предмет исследования: история развития детских журналов
В состав приемов и методов, обеспечивающих проведение данной исследовательской работы, входили: изучение литературы по теме, выбор информации в Интернет - источниках, работа с журналами разных лет, анкетирование, наблюдение, сравнение, подведение итогов работы
Новизна исследования: анализ детских журналов разных эпох, оценка уровня заинтересованности в чтении детских журналов современными детьми
Практическая значимость: знакомство учащихся класса и начальной школы с детскими журналами, привлечение к чтению научно-популярной и художественной литературы и выполнению интеллектуально-занимательных заданий из журналов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I Детское чтение для сердца и разума: история
Детские журналы XIX века
В нашем классе есть классная библиотека, в которой наряду с книгами много детских журналов. Журналы мы читаем на уроках, дома, а на переменах с одноклассниками рассматриваем интересные иллюстрации, отгадываем ребусы, шарады, и читаем вслух небольшие рассказы, сказки и стихи. Мир детских журналов разнообразен, интересен и полезен для обучения, воспитания и развития учащихся младших классов.
Начиная исследование, посвящённое детским журналам, я нашла определение данному слову в разных словарях.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова даёт следующее
определение «Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания». [1]
Новый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой «Периодическое издание в
виде книжки, содержащей художественные произведения или статьи научного и т.п. характера». [2]
В «Толковом словаре великорусского живого языка» В.И. Даль «журнал»
определяет так «Повременное издание, выходящее по установленным срокам». [3]
Если в данном словаре, который вышел в свет 160 лет назад, даётся определение журналу, значит, в те годы периодические издания уже издавались.
Изучив книгу «Детская литература», раздел «Детские журналы», я узнала, что в нашей стране детская журналистика имеет богатую историю. В 19 веке, прежде всего, в Петербурге и Москве, издавалось около 300 детских и юношеских журналов. Одни из них издавались десятилетиями, а другие прекращали свое существование на первой книжке.
Первый детский журнал в России назывался «Детское чтение для сердца и разума» и был выпущен в XVIII веке. Он стал основоположником детских изданий в России. Журнал, по мнению его основателя, русского просветителя Н. Новикова, должен был «растить добрых граждан, воспитывать в маленьких читателях честность, великодушие и благородство». Журнал выходил приложением к «Московским ведомостям» каждую неделю в 1785–1789 годах. Главная цель журнала была пробудить в маленьких читателях интерес к знаниям и окружающей жизни. На страницах журнала размещались научные статьи, рассказы о жизни в стране, о природе. Публикации позволяли детям находить ответы на интересующие их вопросы. [4]
Писатель С. Аксаков вспоминал о детских впечатлениях от журнала Новикова: «В уме произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир», а В. Белинский спустя 60 лет после выхода журнала сочувствовал современным ему детям: «Бедные дети! Мы были счастливее вас! Мы имели «Детское чтение Новикова!». [5]
В первой половине XIX века выходило огромное количество детских журналов. Один из них назывался «Друг юношества» и выходил с 1807-1815. В журнале публиковались научно-популярные статьи, художественные произведения. В 1843 году стал выходить журнал «Библиотека для воспитания» Большая часть материалов были посвящены истории России, памятникам прошлого и быту славянских народов. Журнал был необычен тем, что в нём не было иллюстраций, потому что по мнению редактора — это будет отвлекать детей от чтения. В первой половине 19 века становится престижным печататься в детских журналах. Среди авторов можно встретить В. Одоевского, А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, И. Тургенева. В середине 19 века стали выходить журналы для девочек «Звездочка» (1842–1863) и «Лучи» (1850– 1860). Их «хозяйкой» была А. О. Ишимова. Писательница сделала много для развития детской литературы в России. А. Ишимова для журнала «Звездочка» выработала четкую структуру содержания. Каждый номер имел следующие разделы: словесность (рассказы, стихи), наука. Главной целью журналов было воспитание будущих матерей, хозяек дома.
В XIX веке издавались журналы «Родник», «Детское чтение», «Юная Россия. В них нашло отражение все лучшее, что было в детских изданиях предыдущих лет. Каждый номер содержал рассказ, очерк о жизни животных и природы, советы начинающим садоводам, листок для воспитателей и родителей. В журналах печатались лучшие произведения русской и мировой литературы. В журнале «Подснежник», который выпускал критик Майков, печатались произведения современных русских и зарубежных авторов (А. Пушкин, А. Фет, М. Лермонтов, Н Некрасов), (В. Шекспир, Г.Х. Андерсен, А. Гофман, Братья Гримм). Одним из детских журналов-долгожителей можно назвать «Задушевное слово». Помимо рассказов, стихов, сказок были разделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола», «Для малюток». [4]
Таким образом, мы видим, что детские журналы прошли путь от разговоров о добре и зле, от поучений о гуманности до реальной жизни, о науке, искусстве. С конца XIII века до начала XX века в России выпускалось для детей различного возраста более 100 журналов. Они все несли идею русского просветителя Н. Новикова — «воспитывать добрых граждан», давать чтение «для сердца и разума»
1.2.Детские журналы XX века
Продолжая исследование, я выяснила, что в начале 20 века в нашей стране выпускалось более 100 журналов. Наиболее популярными были журналы «Светлячок», «Путеводный огонек», «Дело и потеха». В них помещалось большое количество ребусов, шарад, фокусов, загадок, игр для младшего возраста.
В 1919 году М. Горьким был основан первый советский журнал для детей «Северное сияние». Разнообразные материалы печатались в отделах: «Научно-популярные заметки», «Клуб любознательных». Отдел «Венок книге» состоял из изречений известных философов и писателей всех времен о книге. Редакция стремилась привить читателям любовь к книге – источнику знаний о мире. Развлекательные материалы печатались в отделе «Загадки и шарады». В 1920 году тираж его достигал 1500 экземпляров. Журнал прекратил свое существование к концу 1920 года из-за трудностей с бумагой. В 1922 г. создается пионерская организация. С этого времени начинается эпоха детских пионерских журналов. Юным строителям коммунизма стремились с детства привить верность идеям правящей коммунистической партии. С созданием пионерской организации в 1922 году появляются пионерские журналы «Барабан», «Юные строители», «Юные товарищи», «Пионер», «Искорка», «Дружные ребята». [6]
Большую роль в развитии советской детской художественной литературы сыграли журналы «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»), «Ёж» «Чиж», «Затейник» и «Юный натуралист». Самыми популярными были журналы «Ёж» и «Чиж» (1928-1941). С ними не мог выдержать конкуренцию ни один журнал того времени. Авторский состав будущих «Чижей» и «Ежей» формировался вокруг детского отдела государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде. Авторский состав был создан по инициативе К. И. Чуковского, а руководил С. Я. Маршак, благодаря которому к концу 20-х годов было сосредоточено уникальное по своему составу созвездие писателей и художников. Летописцы эпохи вспоминают радостную атмосферу творчества, царившую в «Академии Маршака». [7]
В далекие времена советского детства круг периодических изданий для детей был ограничен несколькими журналами: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Трамвай», «Юный натуралист», а для тех, кто постарше, «Пионер», «Костер».
Журнал «Мурзилка» вышел в свет в 1924 году. Этот популярный детский литературно-художественный журнал адресован детям от 6 до 12 лет. За 99 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. Назван он по имени сказочного существа желтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику - маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. Главным отличием журнала для детей «Мурзилка» является качественная детская литература. В разные годы в журнале работали А. Барто, К. Чуковский, C. Маршак, М. Пришвин, К. Паустовский, В. Берестов, Ю. Коринец и многие другие известные детские авторы. В настоящее время в журнале также публикуются произведения современных детских писателей: сказки, сказочные повести, детские рассказы, пьесы, детские стихи. «Мурзилка» - зеркало нашей детской литературы. Он является связующим звеном между читателями и детской литературой. В журнале есть постоянные рубрики с интересными, познавательными материалами, которые являются достойным дополнением к углублённому изучению школьных предметов: «Прогулки со словами», «Флора и фауна планеты», «Достижения науки и техники», «Чемпион», «Школа безопасности», «Идём в музей». В каждом номере «Мурзилки» есть игры, головоломки, ребусы, кроссворды, раскраска и несколько конструкций-самоделок. В 2012 году журнал занесён в книгу рекордов Гиннесса, как детский журнал с самым длительным сроком издания. [8]
Журнал «Весёлые картинки» - одно из наиболее популярных изданий времен СССР. Рассчитано на самых маленьких читателей, от 3 до 6 лет. Издается до сих пор. В нем много крупных иллюстраций, минимум текста. В журнале малыши найдут короткие стихи и небольшие истории, самоделки, загадки, ребусы, различные задания и комиксы. Был наиболее популярным детским журналом в СССР в 1960—80-е годы. Символ журнал Карандаш - забавный, добрый и весёлый человечек с красным грифелем вместо носа в нарядной синей блузе, на голове — элегантный берет, а на шее повязан красный бант. Постоянные герои иллюстрированных историйВесёлые человечки - группа сказочных героев Карандаш, Самоделкин, Буратино. На страницах журнала печатались сказки, приключенческие рассказы, загадки, игры. В рубрике «Школа Карандаша» детей учили рисовать, в «Школе Самоделкина» — мастерить игрушки, в «Весёлой азбуке» знакомили с буквами.
Журнал «Юный натуралист» посвящён природе и выходит более 80 лет. «Страницы Красной книги», «Листая Брема», «Лесная газета», «Записки натуралиста», «Тайны морей и океанов» и другие рубрики рассказывают об окружающем мире флоры и фауны. Кроме того, в журнале есть «Советы Айболита» по уходу за домашними любимцами, поделки в рубрике «Сделай сам», головоломки в «Поляне игр».
Журнал «Трамвай» выходил в 1990-95 гг. и в то время являлся одним из популярнейших детских изданий. Его было довольно сложно достать. В нем публиковались интересные произведения авторов, запрещенных в то время в СССР, на страницах «Трамвая» поднимались актуальные и недетские вопросы, в нем впервые появились детские комиксы. В настоящее время планируется переиздание журнала, уже открыта подписка.
Журнал «Юный художник» - красочный иллюстрированный журнал по изобразительному искусству для детей и юношества выходит с 1936 года и даёт уроки рисования, проводит конкурсы детского рисунка, знакомит с творчеством великих художников, формирует художественный вкус.
Журнал «Пионер» - ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал для пионеров и школьников. За годы существования журнал сотрудничал с детскими писателями всех поколений. Прежде чем повести, романы, поэмы выходили отдельными книгами, они печатались в «Пионере».
Журнал «Костер» - полезное и увлекательное издание, интересное детям 9-14 лет и их родителям. Цель журнала - привить детям вкус и любовь к художественной литературе, к творческому познанию мира вокруг нас. Разделы журнала: «Пресс-клуб», «История вещей», «На клетчатой доске», «Копилка заблуждений», «Конкурс юных детективов», «Академия художеств», «Азбука интересных слов». «Костер» печатает классиков отечественной детской литературы и открывает новые молодые имена. Юные авторы выступают в журнале на равных со взрослыми - ребята публикуют в журнале свои первые литературные опыты. Каждое лето журнал проводит детские экологические экспедиции «Живая вода» для ребят из разных регионов России. С «Костром» теплее, интереснее, веселее! [9]
Подводя итоги данной главы, можно заключить, что детские журналы «шагали в ногу со временем», были для ребят помощниками в учёбе и отдыхе, помогали определиться с интересами и усовершенствовать их, черпая из журналов советы и рекомендации специалистов.
1.3. Современные детские журналы
В настоящее время детская журналистика развивается в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице русских и советских журналов. Основная цель всех детских журналов - развивать маленькую личность. Из журналов можно узнать много интересного о природе, истории родного города, страны. Журнал учит творить: рисовать, вырезать, склеивать. В них часто содержатся задания, направленные на развитие памяти, внимания, воображения и других качеств, необходимых в жизни.
По содержанию журналы можно разделить на три группы: познавательные, развлекательные, познавательно – развлекательные
Познавательные журналы в доступной для детей форме рассказывают о природе и животных, об искусстве, истории, технике, культуре. В них печатают рассказы и стихи современных авторов и классиков. В журналах подаётся самая свежая познавательная информация, новинки, о которых не узнаешь из энциклопедий. Язык журнала простой и понятный детям. При этом в каждом журнале ведётся работа по развитию речи ребёнка, обогащение его словарного запаса в доступной и интересной форме. В журналах гармонично объединяются познавательный и литературный материал, развивающие и игровые задания. Развлекательные журналы предназначены для развлечения детей, развивающей информации в них нет, просто картинки с подписями. Круг познавательных – развлекательных журналов очень широк. В журналах гармонично объединяются познавательный и литературный материал, развивающие и игровые задания.
Познавательные журналы
Журналы «Свирель» и «Свирелька» выходят в издательстве «Веселые картинки». «Свирелька» - ежемесячный журнал о природе для самых маленьких (от 3 до 8 лет). «Свирель» - тоже о природе, но для читателей постарше (от 7 до 12 лет). Тексты в нем написаны в научно-популярном стиле, адаптированном для школьников. В качестве иллюстраций – фотографии. Кроме содержательных рассказов, историй, стихов о живой природе, в «Свирельке» есть странички-раскраски, книжечка - вкладка, которую легко сделать самим: вынуть несколько листиков из журнала, сложить пополам и сшить.
Журнал «Муравейник» - довольно серьезное познавательное издание, которое может даже выступать в качестве дополнительной учебной литературы школьникам. В журнале помещены рассказы и истории из жизни животных, написанные профессиональными писателями и журналистами. Тексты сопровождаются красочными фотографиями.
Журнал «Журнал сказок» печатает в каждом красочном номере всего одну сказку. Интересная и, главное, поучительная. Издатели тщательно подбирают материал. В основном это проверенные временем и полезные для сердца и разума сказки народов мира. А после того как малыш ее прочтет, он непременно захочет вырезать и склеить из схем сценку или предмет, о котором шла речь в сказке.
Журнал «GEOленок» создан по образцу журнала для взрослых «GEO». Интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби. Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин с призами.
Журнал «Читайка» начал издаваться с января 2006 года и считается самым молодым журналом. Однако он уже завоевал свою читательскую аудиторию. Поэтому его смело можно назвать дополнением к учебным пособиям по литературе. Постоянные рубриками журнала: «Читайкины истории», «Дорога к книге», «Читайкины рассказы», «Истории про девочек», «Фантазии», «Слово за слово»
Журнал «Весёлые уроки» предлагает отправиться в увлекательное путешествие по стране знаний. В каждом номере веселые рассказы, стихи, загадки, игры, поделки, полезные советы, сценарии утренников и спектаклей. Постоянные рубрики журнала: «Отчего и почему», «Календарь сороки Матрёны», «Академия развесёлых наук», «История слов», «В гостях у русского языка», «Игры со словами», «Уроки волшебства или поучительные чудеса», «Необыкновенные истории обыкновенных вещей»
Развлекательные журналы
Журнал «Тошка и компания» - веселый журнал о животных для детей 5-8 лет. В нем много фотографий, иллюстраций. В издании много загадок, логических заданий, ребусов. Есть самоделка и постер с фотографией какого-нибудь животного, который ребенок может повесить в детской.
Журнал «Понимашка» рассчитан на возраст от 4 до 9 лет. Журнал очень красочный, в нем множество ребусов, загадок, кроссвордов. Издание направлено на развитие логических и творческих способностей ребенка в игровой форме. На страницах журнала дети могут рисовать, решать кроссворды, сканворды, раскрашивать, играть и мастерить поделки.
Познавательно – развлекательные журналы
Журнал «Миша» - это журнал, в котором есть все, что нравится и что нужно современному ребенку: динамичные истории, веселые стихи, загадки, комиксы, ответы на многочисленные "Как? Зачем? Почему?", увлекательные материалы о природе и животных, занятия для «умелых рук», а также развивающие игры, головоломки, веселые уроки иностранных языков.
Журнал «Лунтик» назван в честь героя мультфильма. Главные герои журнала «Лунтик» и одноименного мультфильма «Лунтик и его друзья» помогут маленьким читателям познать мир. В каждом номере журнала — истории в картинках, загадки, раскраски, самоделки для детей от 3 до 7 лет. Журнал в игровой форме готовит малышей к школе, развивает память, логику, творческое мышление, помогает детям адаптироваться в социальной среде.
Журнал «Клёпа» - прекрасно иллюстрированный познавательно-развлекательный журнал для детей 8-12 лет. Главный герой журнала «Клёпа» - сказочный персонаж, собирательный образ, нарисованный в 1990 году московскими школьникам. Свое имя Клёпа получила в честь Клеопатры, царицы Египта. Легко и доступно раскроет детям серьёзные темы, сделает досуг интересным.
Журнал «Золотой ключик» интересен тем, что в нём есть интервью с деятелями искусства, история театра, костюма, танца, изобразительного искусства, мастер-класс по различным видам творчества, уроки этикета.
Для современных детей есть много журналов, которые созданы на основе популярного мультфильма. Дети любят играть в своих любимых героев из мультфильмов. Журналы «Ну, погоди», «Простоквашино», «Буратино», «Лунтик» предоставляют им эту возможность, публикуя рассказы в картинках, комиксы по мотивам любимых историй. В основном все детские издания ведет какой-то один или несколько постоянных персонажей. Они становятся добрыми друзьями читателей, которым дети верят и к советам которых прислушиваются
Дети любят играть в своих любимых героев из мультфильмов. Журналы предоставляют эту возможность, публикуя рассказы в картинках, комиксы по мотивам любимых историй. Обыграть прочитанные сказки, стихи, просмотренные мультфильмы можно с друзьями, мамой и папой. В журналах есть уже «готовые рецепты» развлечений, поэтому многие детские журналы любимы. И ещё там много интересных картинок, рядом с которыми можно поставить свой автограф, и никто за это ругать не будет; а если случайно порвется страничка - ничего страшного.
Из вышесказанного следует, что современные детские журналы предоставляют возможность детям путешествовать по всему миру в разные времена, обыграть прочитанные сказки, стихи, просмотренные мультфильмы – комиксы с друзьями, мамой и папой. В журналах есть «готовые рецепты» развлечений, много интересных картинок, кроссвордов, ребусов и игр.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
II Детское чтение для сердца и разума: современность
2.1. Знакомство с детскими журналами школьной и детской библиотеки города
Наряду с теоретической частью исследования я занималась и практической работой. Я провела опрос учащихся 1 – 4 классов. Опрос проводился в виде анкетирования по следующим вопросам «Какие детские журналы знаете?», «Читаете ли вы детские журналы? Если да, то назовите какие?», «Где приобретаете журналы: выписываете, покупаете, берёте в библиотеке, берёте в классе?» Результаты опроса представлены в диаграммах (Приложение 2)
Вопрос 1: какие детские журналы знаете? Диаграмма 1
Вывод 1: самым известным журналом является «Мурзилка», вторым назван журнал «Большая переменка». При анкетировании, выяснилось, что учащиеся знают мало названий журналов.
Вопрос 2: читаете ли вы детские журналы? Если да, то назовите какие? Диаграмма 2
Учащиеся 1 – 4 классов перечислили следующие журналы: «Мурзилка» - 22 человека, «Большая переменка» - 12, «Непоседа» - 8, «Простоквашино» - 5, «Ералаш» - 2, «Свирелька» - 2, «Дисней» - 1, «Колобок» - 1, «Костёр» - 1, «Юный натуралист» - 1, «Классный журнал» - 1, «Трамвай» – 1, Анимашка» – 1, «Маша и Саша» – 1, «Костёр» – 1, «Ёжик» – 1, «Познавайка» – 1, «Животный мир – 1, «Весёлая переменка» -1, «Безопасность на дорогах» - 1, «Умка» -1
Вывод 2: современные дети, как показал опрос, мало читают журналы. Чаще всего они читают «Мурзилку» и «Большая переменка» и ещё 19 журналов, которые известны единицам учащихся.
Вопрос 3: где приобретаете журналы: выписываете, покупаете, берёте в библиотеке, в классе?» Диаграмма 3
Вывод 3: журналы выписывают сейчас очень мало человек. Чаще всего их дети берут в библиотеке, а в классе читают журнал «Большая переменка», так как его выписывают на класс.
В результате анкетирования выявлено, что современные дети знакомы с некоторыми детскими журналами, читают их не часто. Поэтому, моё исследование о детских журналах является своевременным и важным, так как материал в журналах интересный, красочный, познавательный, сказки, стихи рассказы известных детских писателей воспитывают в юных читателях такие качества, как трудолюбие, честность, справедливость, добросердечность. А кроссворды, интеллектуальные игры, ребусы, шарады развивают смекалку, сообразительность, творческое воображение и стремление развиваться интеллектуально.
Для того, чтобы выяснить, какие детские журналы предлагают библиотеки, я посетила школьную библиотеку и Центральную детскую библиотеку нашего города. В школьной библиотеке сейчас нет подписки на детские журналы, поэтому я изучила журналы прошлых лет. Это – «Юный натуралист», «Весёлый затейник», «В мире животных» и «В мире растений». В данных журналах, кроме журнала «Весёлый затейник», много рассказов, научных статей, фотоиллюстраций, загадок о нашей природе, об интересных животных и удивительных растениях. «Весёлый затейник» - это развлекательный журнал для тех, кто хочет научиться новым играм, любит разгадывать кроссворды, шарады, интересуется изготовлением интересных поделок.
В Центральной детской библиотеке много журналов различных направлений: познавательные, развлекательные, познавательно-развлекательные. Это – «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Свирелька», «Простоквашино», «Шишкин лес», «Филиппок», «Фантазёры», «Непоседа», «Классная девчонка», «Почемучкам обо всём на свете», «Большая переменка», «Чудеса и приключения детям», «Путеводная звезда». Во время посещения библиотеки, я поинтересовалась у Натальи Владимировны Кузнецовой, библиотекаря детской библиотеки о том, интересуются ли современные дети журналами, как часто берут и какие журналы берут для чтения чаще всего. Наталья Владимировна сказала, что дети интересуются детскими журналами. Вначале их привлекает красочная современная обложка, а затем они с интересом изучают и содержание журнала. Юные читатели берут журналы для чтения. Среди них «Мурзилка», «Шишкин лес», «Фантазёры», «Чудеса и приключения детям». Я внимательно рассмотрела стеллаж с детскими журналами и выбрала для чтения «Шишкин лес» и «Непоседу».
Как показывает обзор журналов в детской библиотеке и рассказ работника библиотеки, современные дети выбирают детские журналы для чтения.
2.2. Детские журналы нашей классной библиотеки
Сегодня все чаще и чаще раздаются тревожные голоса о том, что печатное слово отступает перед натиском разного рода видеопродукции, перед телевидением, компьютером. Но мы в нашем классе склонны смотреть в будущее с оптимизмом. Есть немало хороших журналов, которые по-прежнему можно выписывать по почте, покупать в магазинах или, поспевая за новыми технологиями, читать через интернет.
По наследству нам достались журналы, которые читали школьники 50 лет назад, 30, 20, 10, 5, 4, 3 и 1 год назад. Журналов в классные библиотеки много, и каждый по-своему нам интересен. Есть журналы, которые можно назвать реликвиями, им боле 50 лет. Это – «Мурзилка» 1961, 1967, 1969, 1070, 1971 годов. В них много интересных стихов, рассказов известных детских поэтов и писателей, обращения известный людей того времени к юным читателям. Например, пожелание первого космонавта Ю. Гагарина к первоклассникам в журнале 1961 года. Эти журналы не настолько красочны, как сейчас, но в них тоже много интересных произведений и занимательных заданий. Также в нашей библиотеки есть журналы «Мурзилка» с 2012 года по 2022. Эти журналы выписывали ребята, которые учились у Татьяны Анатольевны ранее нас. Журналы «Свирелька» читали ребята, когда были в 1 и 2 классах. Это журналы за 2013 - 2018 годы. А в 3 и 4 классах они выписывали «Чудеса и приключения детям», поэтому у нас есть журналы за 2015 – 2016, 2020 – 2021 годы. Журнал «Свирелька» - красочное издание с яркими фотоиллюстрациями о природе, а журнал «Чудеса и приключения детям» содержит приключенческие рассказы, научные статьи о тайнах нашей планеты. Много в библиотеке журналов «Большая переменка», которые выпускаются нашим белгородским издательством и повествует о всём белгородском. Также есть такие журналы как «Трамвай», «Непоседа», «Спокойной ночи, малыши», «Простоквашино», «Колобок», 3/ 9 царство», «Весёлые картинки», «Жили-были», «Спортивный марафон», «Весёлые медвежата», «Путешествие на зелёный свет». Все журналы пользуются спросом у читателей классной библиотеки и вызывают читательский интерес. Для подписки мы выбрали несколько интересных познавательных изданий для чтения в классе и дома через классную библиотеку. Это – «Мурзилка», «Свирелька», «Чудеса и приключения детям» и «Большая переменка».
Проанализировав некоторые журналы нашей классной библиотеки, я выделила самые интересные материалы каждого номера.
Журнал «Мурзилка» (1961 год): Письмо первого космонавта Вселенной первоклассникам с пожеланиями в учёбе и в поведении. Путешествие по стране «Вслед за солнышком»
Журнал «Мурзилка» (1969 год): Познавательное стихотворение Г. Ладонщикова «Его сиятельство электроток». Приключенческая повесть «Приключения кота Микоша». Каждая страница обозначена примером, который нужно решить, чтобы узнать номер страницы
Журнал «Мурзилка» 2011 год: Журнал посвящён 50 первого полёта Ю. Гагарина в космос, и через полвека печатается то же письмо космонавта юным школьникам – первоклассникам. Весёлые стихи Я Акима, Г Сапгира о космосе. В музее космонавтики. Сертификат о присвоении имени «Мурзилка» звезде в созвездии Тельца.
Журнал «Весёлые картинки» (1981 год): Номер посвящён 25- летию журнала, и печатаются весёлые истории из предыдущих выпусков. «Весёлая азбука» С. Маршака в стихах. Книжка – малышка «Клуб весёлых человечков»
Журнал «Трамвай» (1990 год): Первое знакомство с родословной «Никто из нас не свалился с Луны», как создать родословное дерево, история родословной русских князей. Сведения о лошади: о животном, о памятнике, о символе, о поделке. Вредные советы Г. Остера. Что такое «лимерики». Журнал «Непоседа» (2014 год): Сказка «Красавица Льдинка». Подводные приключения лягушонка. З Д – игрушки - раскладушки
Журнал «Весёлые медвежата» (2001 год): Журнал посвящён спорту. О зарождении олимпийских игр. Неразгаданная тайна футбола. Спортивные приключения весёлого медвежонка
Журнал «Свирелька» (2011 год): Интересные сведения о синичках, о длинноухом трудяге – ослике, о птичке с именем фрукта – киви. Книжка – малышка «Снежный лес», в которой описано, кто как зимует. Кроссворд в стихах, игры, раскраски.
Журнал «Постоквашино» (2012 год): Весёлые стихи Т. Собакина и рассказ с перепутанными буквами. История паровоза, саней и санок, жилья человека. Космический ребус, перепутаница, стихворд, чайнворд, весёлые головоломки.
Журнал «Большая переменка» (2015 год): Лёвушкин календарь. Новогодние рассказы и стихи. Нескучная география. Весёлые игры со словами.
Журнал «Чудеса и приключения детям» (2018 год): Длиннохвостая подруга. Василёк, мой любимый цветок! Книжка-малышка «Почему у лягушки нет хвоста». Муравьиные профессии
Чтобы узнать мнение о детских журналах нашей классной библиотеки, я поинтересовалась у ребят 5 класса, которые учились в нашем классе. Результаты опроса представлены в диаграммах (Приложение 2)
Вопрос 1: какой журнал из классной библиотеки больше всего нравилось читать? Диаграмма 4
Вопрос 2: что из материалов журнала было самым интересным? Диаграмма 5
Вопрос 3: на сколько баллов вы оцениваете свой интерес к журналам? Диаграмма 6
Вывод: как показывают результаты опроса, детские журналы пользуются спросом у современных детей, которые были знакомы с детскими журналами через классную библиотеку. Они много их читали, брали для подготовки к урокам и для личного чтения.
Мы, второклассники, тоже являемся читателями нашей классной библиотеки, которая досталась нам по наследству. Нам нравятся журналы «Свирелька» и «Мурзилка». Мы читаем их на уроках, внеурочных занятиях, рассматриваем на переменах, разгадывает кроссворды, ребусы, шарады, раскрашиваем иллюстрации и, конечно, берём домой для чтения.
Всё вышесказанное доказывает, что современные детские журналы по-прежнему пользуются спросом у современных детей. О них ребята узнают из детской библиотеки от учителя, который организует библиотеку в классе. Детские издания направлены на творческое взаимодействие с детьми, и это делает детскую журналистику свободной и привлекательной. Читатели включаются в тексты, конкурсы, викторины, турниры, проводимые изданиями, откликаются на просьбы редакции вносить предложения об улучшении содержания детских изданий. Современные юные читатели могут выбирать издания, которые им интересны, в которых они находят ответы на возникшие вопросы, помогают ориентироваться в сложных проблемах современности, определить свой жизненный путь, с которыми они отдыхают и набираются новых впечатлений.
Делая вывод данной главы, можно сказать, что современные юные читатели могут выбирать издания, которые им интересны, в которых они находят ответы на возникшие вопросы, помогают ориентироваться в сложных проблемах современности, определить свой жизненный путь, с которыми они отдыхают и набираются новых впечатлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в нашей стране, как и ранее, издаётся много детских журналов - познавательных, развивающих, развлекательных, исторических. И все они в доступной и интересной форме знакомят ребят с окружающим миром, дополняют школьные предметы и предлагают много занимательного материала.
В результате исследования я узнала, что детские журналы во все времена в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, учат красиво и грамотно говорить и писать, из журналов мы узнаём много интересного о природе, истории родного города, страны, учимся творить. В них часто содержатся задания, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения и других важных качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Таким образом, мной изучен перечень детских журналов и их содержание.
Изучив литературные и интернет - источники, я познакомилась с историей детских журналов на протяжении двух веков, с принципом создания и изготовления журналов.
После презентации журналов, распространения буклетов, я повторно провела опрос одноклассников и учащихся младших классов, чтобы узнать, изменилось ли количество учащихся, которые читают детские журналы. Для анкетирования я использовала следующий вопрос «Читаете ли вы детские журналы?» Диаграмма 7
Вывод: по результатам опроса видно, что после знакомства с журналами и их содержанием количество опрашиваемых учащихся, которые стали читать журналы, увеличилось. Следовательно, моя работа по распространению сведений о детских журналах была полезной и познавательной.
Среди перечисленных вопросов, наиболее интересным, с моей точки зрения, является практическая работа: знакомство с журналами классной библиотеки и презентация журналов учащимся школы.
Благодаря работе по данной теме, я научилась отбирать главное из общего содержания, работать с научной и энциклопедической литературой, самостоятельно осмысливать и анализировать факты и делать выводы; и что немало важно, сумела заинтересовать своей работой одноклассников.
Обобщая проделанную работу, с достаточной определенностью следует сказать, что детские журналы интересны современным детям.
Работа над исследованием дала мне понять, что детские журналы – это прекрасный источник литературных и исторических сведений, творческих идей и вдохновения. Он даёт возможность проявить себя в решении интеллектуальных задач, почувствовать себя самостоятельным, найти друзей и единомышленников.
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 1994, 907 с.
[2] Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. АСТ, 2015, 3312 с.
[3] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва. Просвещение. 2007, 723 с.
[4] И. Н. Арзамасцева С. А. Николаева. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 3-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2005, 574 с.
[5] Сергей Глинка «Новое детское чтение» 1922. 23 мая, [Электронный ресурс] https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_INFOCOMM31_1000068395/ (дата обращения 12.10.2021)
[6] М. Соловьёва «Первые детские журналы», [Электронный ресурс] https://www.culture.ru/materials/180643/pervye-detskie-zhurnaly (дата обращения 27.11.2021)
[7] Исакова Н. Н. Журнал «Еж» - зачинатель детской публицистики.
Литература и общество. Петрозаводск, 1972, 130 с.
[8] Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг., М., Университет, 1982, 325 с.
[9] Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. Л.,1983, 209 с.
[10] А. Д. Василькова «Особенности подготовки детского журнала», [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-zhurna
(дата обращения 17.12.2021)
https://znanio.ru/media/proekt-sozdanie-detskogo-zhurnala-25254
http://kid-home-lib.livejournal.com/
http://ezhikezhik.ru/reviews/zhurnaly-dlya-detei-chto-pochitat-synu-i-dochke
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/83750/Детские издания
http://zealot92.at.ua/blog/v_prodazhe_vmoskve_i_peterburges_knigi
Приложение 1
Теоретическая часть
Детские журналы XIX века и начала XX века
Детские журналы XX века
Современные детские журналы
Приложение 2
Практическая часть
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Работа в школьной и Центральной детской библиотеки города
Детские журналы нашей классной библиотеки
Диаграмма 4
Диаграмма 5 Диаграмма 6
Диаграмма 7