Введение
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука. Очень интересная и серьезная, и имя ей – этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов».
Данная работа направлена на привлечение детей младшего школьного возраста к изучению этимологии русских и осетинских слов.
История слов меняется в зависимости от поворотов истории. Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена новым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл. Например: конь и козел - гимнастические снаряды, мышка – прибор, без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово все дальше и дальше уходит от своего первоначального значения.
В современный век IT технологий требуется новая работа и в изучении слова. В связи с этим данная работа предлагает в помощь демонстрационную версию анимированного этимологического словаря для детей младшего школьного возраста, чтобы привлечь их внимание к истории русских и осетинских слов. Анимация позволяет детям усвоить материал, т.к. является элементом игровой деятельности на уроке.
Цели и задачи:
1.создать демонстрационную версию анимированного этимологического словаря-тренажера для детей младшего школьного возраста;
2. привлечь внимание школьников к живому слову, заинтересовать русским языком;
3. пробудить желание искать и находить исторические корни, исследовать, углубляться в историю слова, и не просто делать открытия, а делать их с радостью и удовольствием;
4. узнать с помощью опроса, какую информацию легче воспринимать детям, текстовую или анимированную;
5. узнать, какую роль играет этимология в жизни человека.
Актуальность:
1.анимация позволит легче понять и быстрее запомнить происхождение слов;
2. через анимированный словарь можно с легкостью заглянуть в энциклопедии, открыть географический атлас, полистать книги по истории;
3.такой этимологический словарь-тренажер будет полезен многим школьникам для обогащения словарного запаса учащихся, повышения их орфографической, морфемной, речевой и общей культуры, развития интеллекта, приобщения к истории и культуре своего народа и своей страны.
Основная часть.
Причины создания анимированного словаря.
Я решил подготовить проект на тему «Идея создания анимированного этимологического словаря-тренажера русского и осетинского языков», потому что на одном из уроков мы рассматривали раздел « Лексика. Этимология», где наша учительница рассказала нам о происхождении некоторых слов. Эта тема меня заинтересовала.
В этимологии прекрасно уживаются логика и фантазия. Есть этимология научная, основанная на фактах и серьезных гипотезах, а есть народная, допускающая самые невероятные с точки зрения науки предположения и ассоциации. Часто они противоречивы, а бывает, что разные пути приводят к одному результату, и это тоже здорово.
«Заговори, чтоб я тебя увидел»,- эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.
Значит, речь наша – это и одежда, по которой нас встречают, и ум, по которому обычно провожают.
Как это интересно – проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам, рассматривать в разных ракурсах и аспектах, ощущать в них тепло и таинственный блеск. Как тут не вспомнить слова Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».
Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками.
В настоящее время появилось большое количество мультфильмов, которые предназначены для развития ребенка, например «Фиксики», «Почемучка», « Уроки тетушки совы». Во времена моей мамы транслировался познавательный киножурнал « Хочу все знать». Я заметил, что в данный момент нет ни одного мультика, в котором раскрывается этимология слов. Да и на просторах интернета информация не всегда понятна. И подумал: « Как хорошо бы было, если бы на просторах интернета был бы этимологический словарь, не в текстовом, а в мультипликационном варианте».
По-моему, графическую информацию воспринимать легче, чем текстовую. И чтобы удостоверится в моей правоте, я решил провести опрос среди учащихся 2-4-х классов. Раздал карточки, на которых были следующие вопросы:
1. Вы когда-нибудь задумывались о происхождении тех или иных слов?
2. Если да, то какими ресурсами вы пользовались?
3. Какую информацию вам легче воспринимать: текстовую или графическую?
Результаты были такими:
О происхождении слов задумывались 76% опрашиваемых, не задумывались – 24%.
При поиске этимологии 73% пользуются интернетом, в 27% словарем.
92% легче воспринимать графическую информацию, 8% - текстовую.
Я решил, почему бы мне не попробовать составить такой словарь.
Представление демоверсии словаря
Практическая часть.
ЭТИМОЛО́ГИЯ, этимологии, жен. (от греч. etymos - истинный и logos - учение) (линг.) - Отдел языкознания, изучающий происхождение слов. Сейчас мы продемонстрируем небольшую версию будущего словаря.
Горе (смотреть презентацию)
Для начала заходим в главное меню, где расположен алфавит. Выбираем нужную букву, к примеру, буква - Г. Нажимаем на нее, нас перебрасывает на страницу со словами, начинающимися на эту букву. Давайте выберем слово-горе. Нажимаем на него и начинаем смотреть.
Тренажер предлагает нам несколько версий слов, от которых, по мнению проходящего тренажер, слово «горе» могло бы произойти. Если вариант выбран неверный, выплывает грустный смайл с грустной музыкой, предлагающий пройти тренажер повторно. При правильном выборе, веселый смайл поздравляет в сопровожениии фанфар.
Вначале нам показывают самые популярные синонимы, в нашем случае это слова: горюет, горевать, горюющий. Далее мы начинаем просматривать анимацию, в которой мы можем узнать саму этимологию слова
Представьте такую картину, русская деревня, деревянные дома, кругом зеленая трава, все тихо и спокойно. Но вдруг надвигаются тучи, и начинается дождь, бьет молния и, один из домов загорается. Видя это, его жители начинают ГОРЕВАТЬ из-за того, что дом СГОРЕЛ. Ведь строился этот дом тяжким трудом. Следовательно, слово горе произошло от слова - гореть. Потом мы переходим на слайд с синонимами, при этом добавляя еще один - Гореть.
Гнусный
Странное словечко, не правда ли? Образовано от того же слова «гнусь» - «мелкие насекомые-вредители». Гнус буквально означает грызун, и действительно, нет ничего страшнее и противнее, когда тучи мошки (как говорят в таежных местах) буквально вгрызаются в кожу. Отсюда и значение– «скверный», «гадкий».
Копейка (смотреть презентацию)
Переходим обратно к главному меню. Сейчас уже выбираем букву К, возьму слово - копейка. Нам снова показывают синонимы : копить, копилка, накопленный. Далее переходим к самой этимологии.
В Древней Руси, в эпоху христианства люди почитали Святого Георгия Победоносца, начали чеканить на монетах, в образе всадника, пронзающего копьем злого змея. Люди заметили это копье и дали название монете – копейка.
Торжество (смотреть презентацию)
Теперь уже выбираю букву Т, беру слово - торжество.
Синонимы: торжественный, торжествующий, торжествуя
Синонимы: торжественный, торжествующий, торжествуя. Ребятам самостоятельно определиться с этимологией слова поможет сам В. И. Даль, созданный искусственным интеллектом.
Какой же у него изначальный корень?
Вот некоторые синонимы - торжествующий, торжествуя, торжественный. Выделим современный корень – торжеств. Но тут появляется слово – восторг. Сразу видно, что вос – приставка, следовательно, торг – корень. Выделим же корень - прародитель – торж. Здесь происходит чередование согласных (Г//Ж). А раз корень – торг, значит на Руси торжеством являлись торги.
Опять переходим на слайд с синонимами и добавляем родственное слово – Торг.
Осетинская этимология
Авдᴭн – люлька, колыбелька. По традиции молодой семье в Осетии всегда желали семерых сыновей и дарили колыбельку. Если рассмотреть слово «авдᴭн», можно увидеть корень авд и суффикс ᴭн, таким образом, слово авдᴭн исходит из этимологии «люлька для семерых».
Уаллон (wallon)– дождевой червь. Из этимологического словаря В. И. Абаева узнаем, что «уаллон» произошло от «уарын» - дождь. Т.е. изначально слово «червь» произносилось «уаррон». Но впоследствии произошло изменение, удвоенное «р» перешло в удвоенное «л». Уаллон – червь, который выползает во время дождя.
Сывᴭллон – ребенок. Так же, как и в предыдущем слове, «сывᴭллон» образовалось от слова «сывᴭрын», т.е. «положить», ребенка всегда держат на руках. Впоследствии звук «р» перешел в «л» и получилось «сывᴭллон».
Заключение
Я сделал вывод, что этимология играет наиважнейшую роль в жизни человека.
Через этимологию мы можем:
1.Узнать историю народа;
2. Узнать правописание слов.
Такой этимологический словарь-тренажер будет удобен и полезен многим школьникам, потому что анимация позволяет с легкостью заглянуть в историю слова, а через историю узнать фонетику, морфемику, словообразование, орфографию, морфологию некоторых слов.
ПЕРВОРОДСТВО
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
– Извини меня! –
Это значит:
– Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое первородство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
– Обереги меня! –
Это значит:
– Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
– Защити меня!-
Это значит:
– Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
С. Островой.
Используемый материал
1.Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов:
1.Валентина Волина. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
2. Светлана Лаврова. Приключения фразеологических оборотов.- М.: Воскресный день-2012 – 128 с
2. Ссылки на статьи из энциклопедии и словаря:
1. В. И. Абаев. Историко-этимологический словарь осетинского языка IV, Л. Издательство «Наука», 1689 г., IV
2. Валентина Волина. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. Издательство: М. «Аст-Пресс», 1996 -256 с.
3. Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. В четырех томах. Издательство:С-П. «АЗБУКА», 1996 г.
3. Ссылки на материалы интернет-ресурсов:
1.http://yandex.ru/images/
2.http://enc-dic.com/fasmer
3. http://enc-dic.com/fasmer
4. http://www.youtube.com/watch?v=aqpkILuHYPERLINK "http://www.youtube.com/watch?v=aqpkILu4u4A"4HYPERLINK "http://www.youtube.com/watch?v=aqpkILu4u4A"uHYPERLINK "http://www.youtube.com/watch?v=aqpkILu4u4A"4HYPERLINK "http://www.youtube.com/watch?v=aqpkILu4u4A"A