Идея создания анимированного этимологического словаря-тренажера русского и осетинского языков

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Идея создания анимированного этимологического словаря-тренажера русского и осетинского языков

Гизиков В.А. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканский физико-математический лицей-интернат»
Цопанова З.М. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканский физико-математический лицей-интернат»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука. Очень интересная и серьезная, и имя ей – этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов».

Данная работа направлена на привлечение детей младшего школьного возраста к изучению этимологии русских и осетинских слов.

История слов меняется в зависимости от поворотов истории. Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена новым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл. Например: конь и козел - гимнастические снаряды, мышка – прибор, без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово все дальше и дальше уходит от своего первоначального значения.

В современный век IT технологий требуется новая работа и в изучении слова. В связи с этим данная работа предлагает в помощь демонстрационную версию анимированного этимологического словаря для детей младшего школьного возраста, чтобы привлечь их внимание к истории русских и осетинских слов. Анимация позволяет детям усвоить материал, т.к. является элементом игровой деятельности на уроке.

Цели и задачи:

1.создать демонстрационную версию анимированного этимологического словаря-тренажера для детей младшего школьного возраста;

2. привлечь внимание школьников к живому слову, заинтересовать русским языком;

3. пробудить желание искать и находить исторические корни, исследовать, углубляться в историю слова, и не просто делать открытия, а делать их с радостью и удовольствием;

4. узнать с помощью опроса, какую информацию легче воспринимать детям, текстовую или анимированную;

5. узнать, какую роль играет этимология в жизни человека.

Актуальность:

1.анимация позволит легче понять и быстрее запомнить происхождение слов;

2. через анимированный словарь можно с легкостью заглянуть в энциклопедии, открыть географический атлас, полистать книги по истории;

3.такой этимологический словарь-тренажер будет полезен многим школьникам для обогащения словарного запаса учащихся, повышения их орфографической, морфемной, речевой и общей культуры, развития интеллекта, приобщения к истории и культуре своего народа и своей страны.

Основная часть.

Причины создания анимированного словаря.

Я решил подготовить проект на тему «Идея создания анимированного этимологического словаря-тренажера русского и осетинского языков», потому что на одном из уроков мы рассматривали раздел « Лексика. Этимология», где наша учительница рассказала нам о происхождении некоторых слов. Эта тема меня заинтересовала.

В этимологии прекрасно уживаются логика и фантазия. Есть этимология научная, основанная на фактах и серьезных гипотезах, а есть народная, допускающая самые невероятные с точки зрения науки предположения и ассоциации. Часто они противоречивы, а бывает, что разные пути приводят к одному результату, и это тоже здорово.

«Заговори, чтоб я тебя увидел»,- эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.

Значит, речь наша – это и одежда, по которой нас встречают, и ум, по которому обычно провожают.

Как это интересно – проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам, рассматривать в разных ракурсах и аспектах, ощущать в них тепло и таинственный блеск. Как тут не вспомнить слова Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».

Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками.

В настоящее время появилось большое количество мультфильмов, которые предназначены для развития ребенка, например «Фиксики», «Почемучка», « Уроки тетушки совы». Во времена моей мамы транслировался познавательный киножурнал « Хочу все знать». Я заметил, что в данный момент нет ни одного мультика, в котором раскрывается этимология слов. Да и на просторах интернета информация не всегда понятна. И подумал: « Как хорошо бы было, если бы на просторах интернета был бы этимологический словарь, не в текстовом, а в мультипликационном варианте».

По-моему, графическую информацию воспринимать легче, чем текстовую. И чтобы удостоверится в моей правоте, я решил провести опрос среди учащихся 2-4-х классов. Раздал карточки, на которых были следующие вопросы:

1. Вы когда-нибудь задумывались о происхождении тех или иных слов?

2. Если да, то какими ресурсами вы пользовались?

3. Какую информацию вам легче воспринимать: текстовую или графическую?

Результаты были такими:

О происхождении слов задумывались 76% опрашиваемых, не задумывались – 24%.

При поиске этимологии 73% пользуются интернетом, в 27% словарем.

92% легче воспринимать графическую информацию, 8% - текстовую.

Я решил, почему бы мне не попробовать составить такой словарь.

Представление демоверсии словаря

Практическая часть.

ЭТИМОЛО́ГИЯ, этимологии, жен. (от греч. etymos - истинный и logos - учение) (линг.) - Отдел языкознания, изучающий происхождение слов. Сейчас мы продемонстрируем небольшую версию будущего словаря.

Горе (смотреть презентацию)

Для начала заходим в главное меню, где расположен алфавит. Выбираем нужную букву, к примеру, буква - Г. Нажимаем на нее, нас перебрасывает на страницу со словами, начинающимися на эту букву. Давайте выберем слово-горе. Нажимаем на него и начинаем смотреть.

Тренажер предлагает нам несколько версий слов, от которых, по мнению проходящего тренажер, слово «горе» могло бы произойти. Если вариант выбран неверный, выплывает грустный смайл с грустной музыкой, предлагающий пройти тренажер повторно. При правильном выборе, веселый смайл поздравляет в сопровожениии фанфар.

Вначале нам показывают самые популярные синонимы, в нашем случае это слова: горюет, горевать, горюющий. Далее мы начинаем просматривать анимацию, в которой мы можем узнать саму этимологию слова

Представьте такую картину, русская деревня, деревянные дома, кругом зеленая трава, все тихо и спокойно. Но вдруг надвигаются тучи, и начинается дождь, бьет молния и, один из домов загорается. Видя это, его жители начинают ГОРЕВАТЬ из-за того, что дом СГОРЕЛ. Ведь строился этот дом тяжким трудом. Следовательно, слово горе произошло от слова - гореть. Потом мы переходим на слайд с синонимами, при этом добавляя еще один - Гореть.

Гнусный

Странное словечко, не правда ли? Образовано от того же слова «гнусь» - «мелкие насекомые-вредители». Гнус буквально означает грызун, и действительно, нет ничего страшнее и противнее, когда тучи мошки (как говорят в таежных местах) буквально вгрызаются в кожу. Отсюда и значение– «скверный», «гадкий».

Копейка (смотреть презентацию)

Переходим обратно к главному меню. Сейчас уже выбираем букву К, возьму слово - копейка. Нам снова показывают синонимы : копить, копилка, накопленный. Далее переходим к самой этимологии.

В Древней Руси, в эпоху христианства люди почитали Святого Георгия Победоносца, начали чеканить на монетах, в образе всадника, пронзающего копьем злого змея. Люди заметили это копье и дали название монете – копейка.

Торжество (смотреть презентацию)

Теперь уже выбираю букву Т, беру слово - торжество.

Синонимы: торжественный, торжествующий, торжествуя

Синонимы: торжественный, торжествующий, торжествуя. Ребятам самостоятельно определиться с этимологией слова поможет сам В. И. Даль, созданный искусственным интеллектом.

Какой же у него изначальный корень?

Вот некоторые синонимы - торжествующий, торжествуя, торжественный. Выделим современный корень – торжеств. Но тут появляется слово – восторг. Сразу видно, что вос – приставка, следовательно, торг – корень. Выделим же корень - прародитель – торж. Здесь происходит чередование согласных (Г//Ж). А раз корень – торг, значит на Руси торжеством являлись торги.

Опять переходим на слайд с синонимами и добавляем родственное слово – Торг.

Осетинская этимология

Авдᴭн – люлька, колыбелька. По традиции молодой семье в Осетии всегда желали семерых сыновей и дарили колыбельку. Если рассмотреть слово «авдᴭн», можно увидеть корень авд и суффикс ᴭн, таким образом, слово авдᴭн исходит из этимологии «люлька для семерых».

Уаллон (wallon)– дождевой червь. Из этимологического словаря В. И. Абаева узнаем, что «уаллон» произошло от «уарын» - дождь. Т.е. изначально слово «червь» произносилось «уаррон». Но впоследствии произошло изменение, удвоенное «р» перешло в удвоенное «л». Уаллон – червь, который выползает во время дождя.

Сывᴭллон – ребенок. Так же, как и в предыдущем слове, «сывᴭллон» образовалось от слова «сывᴭрын», т.е. «положить», ребенка всегда держат на руках. Впоследствии звук «р» перешел в «л» и получилось «сывᴭллон».

Заключение

Я сделал вывод, что этимология играет наиважнейшую роль в жизни человека.

Через этимологию мы можем:

1.Узнать историю народа;

2. Узнать правописание слов.

Такой этимологический словарь-тренажер будет удобен и полезен многим школьникам, потому что анимация позволяет с легкостью заглянуть в историю слова, а через историю узнать фонетику, морфемику, словообразование, орфографию, морфологию некоторых слов.

ПЕРВОРОДСТВО

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

– Извини меня! –

Это значит:

– Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое первородство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

– Обереги меня! –

Это значит:

– Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

– Защити меня!-

Это значит:

– Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

С. Островой.

Используемый материал

1.Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов:

1.Валентина Волина. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.

2. Светлана Лаврова. Приключения фразеологических оборотов.- М.: Воскресный день-2012 – 128 с

2. Ссылки на статьи из энциклопедии и словаря:

1. В. И. Абаев. Историко-этимологический словарь осетинского языка IV, Л. Издательство «Наука», 1689 г., IV

2. Валентина Волина. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. Издательство: М. «Аст-Пресс», 1996 -256 с.

3. Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. В четырех томах. Издательство:С-П. «АЗБУКА», 1996 г.

3. Ссылки на материалы интернет-ресурсов:

1.http://yandex.ru/images/

2.http://enc-dic.com/fasmer

3. http://enc-dic.com/fasmer

4. http://www.youtube.com/watch?v=aqpkILuHYPERLINK "http://www.youtube.com/watch?v=aqpkILu4u4A"4HYPERLINK "http://www.youtube.com/watch?v=aqpkILu4u4A"uHYPERLINK "http://www.youtube.com/watch?v=aqpkILu4u4A"4HYPERLINK "http://www.youtube.com/watch?v=aqpkILu4u4A"A

Просмотров работы: 16