Удмуртские сказки и их роль в финно-угорской культуре

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Удмуртские сказки и их роль в финно-угорской культуре

Соловьев Ф.К. 1
1МБОУ "ИТ-лицей №24"
Зуева С.Л. 1
1МБОУ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

А.Н. Толстой

Введение

Мы живем в Удмуртии, в крае, который богат живописной и разнообразной природой, прекрасной кухней, особенной культурой и традициями, но главное богатство нашего края – это народ с широкой душой, который слагает красивые песни, интересные сказки и легенды.

Исследование направлено на то, что несмотря на огромное сходство, в сказках финно-угорских народов достаточно много расхождений. Эти расхождения заключаются в том, что, имея общие корни и культуру, у каждого финно-угорского народа своё мышление.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день история родного края и его фольклор интересны и изучаются не только учеными, но и обычными людьми.

Предметом исследования работы являются удмуртские сказки и их роль в финно-угорской культуре.

Объектом исследования являются тексты финских, эстонских, мордовских и удмуртских сказок.

Цель исследования: выяснить особенности удмуртских сказок и их связь с другими финно-угорскими сказками.

Задачи исследования:

  • Сбор материала по теме и его анализ;

  • Узнать в чем расхождение сказок удмуртского и других финно-угорских народов.

Методы: анализ источников, сопоставление информации, изучение источников, проведение опросов и интервью.

Гипотеза: сказка – это творчество народа, которое необходимо изучать и помнить, чтобы знать историю и традиции своего родного края.

Обзор источников: интервью, фонды Удмуртского государственного университета, Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук, Национальной библиотеки Удмуртской Республики, библиотеки им. Н.А. Некрасова, специализированная литература, научно-популярные журналы и сайты сети Интернет.

Основная часть

Сказочный фольклор

Народное творчество является неотъемлемой частью культуры и фольклора любого народа, и определяет его духовную уникальность, многовековые традиции и ценности. К одному из древнейших жанров устного народного творчества наряду с былинами, легендами и преданиями относится сказка. Сказка – это повествовательное, народное произведение о вымышленных героях и событиях, преимущественно с участием фантастических сил и использованием волшебных предметов.

Сказка является одним из любимых произведений не только для детей всех возрастов, но и для взрослых людей, потому что в ней помимо содержания волшебного вымысла, описания быта и семейных отношений, есть наличие урока, дающего читателю возможность понять всю мораль, вложенную в сказку, и это является немаловажным.

Благодаря сказкам, мы с детства развиваем в себе внутренний мир, получаем знания о способах проявления смекалки и решения трудных задач, а также учимся уважению к окружающим (людям и животным), почтительному отношению к старшим, умению не только просить о помощи и быть благодарным за её оказание, но и самому быть готовым оказать помощь просящим. Сказка учит нас жизни, вселяя оптимизм и веру в то, что добро победит зло, и содержит в себе волшебство, иначе это не было бы сказкой.

Сказка зачастую передавалась устно и на протяжении многих веков сказки меняли свой сюжет, героев, места событий, но суть и мораль оставались прежними. Всё это коснулось и сказок финно-угорских народов, потому как каждый народ переселяясь на разные территории, и частично перенимая культуру других народов, вносил что-то новое в свои сказки. Но есть и общие черты в финно-угорских сказках, которые напоминают о том, что изначально были единая финно-угорская культура. Существуют общие сказки о сотворении Мира и Земли, сказки о добыче светил у жителей преисподней, о медведе, о небесной охоте на гигантского оленя или лося.

Краткая характеристика и расположение финно-угорских народов

Финно-угорские народы представляют значительную группу населения Евразии. К ним относятся такие народы, как венгры, эстонцы, финны, ханты, манси, коми, коми-пермяки, удмурты, марийцы, карелы, вепсы, саамы, мордва, ижора, ливы, водь. Общая численность финно-угорских народов около 26 миллионов человек. Большинство представителей финно-угорской группы проживает на территории России, Венгрии, Финляндии и Эстонии.

Процесс развития современных финно-угорских народов был весьма сложным. Финно-угорская, или как её ещё называли – угро-финская языковая семья позднее была переименована в уральскую семью.

Уральская языковая семья делится на:

  • угорскую ветвь, к которой относятся венгерский, хантыйский и мансийский языки;

  • финнопермскую ветвь, которая объединяет пермские языки (коми, коми-пермяцкий и удмуртский), волжские языки (марийский и мордовский), прибалтийско-финскую языковую группу (карельский, финский, эстонский языки, а также языки вепсов, води, ижоры, ливов) и язык саамов;

  • северная ветвь, объединяющая самодийские языки – нганасанский, ненецкий и энецкий языки;

  • южная ветвь, которая представляет селькупский язык.

Впервые вопрос о происхождении финно-угорских народов стали рассматривать учёные в 18 веке. При проведении исследований было доказано, что в I тысячелетии до н.э. финно-угры занимали достаточно большую территорию в Северной Евразии, говорили на одном общем языке, имели общую культуру и традиции, а главными святилищами для них были скалы и рощи, которые являлись культовыми урочищами. В основном финно-угры жили в лесах, занимались охотой, собирательством, скотоводством и рыбной ловлей.

В настоящее время финно-угорские народы разговаривают на разных языках и мало понимают друг друга, но их объединяет не только принадлежность к одной этнической группе, но и общие корни, история, и культура.

Удмуртские сказки

Изначально в удмуртском фольклоре не было конкретного слова «сказка», но чаще всего использовалось слово «выжыкыл», где «выжы» - обозначает корень, род, а «кыл» - язык, слово, речь, повествование. Следовательно, «выжыкыл» можно истолковать как повествование рода, предание. В настоящее время термины «выжыкыл» и «сказка» воспринимаются как синонимы, но учитывая то, что это относится к двум языковым группам – удмуртской и русской. Удмуртские сказки, как и большинство финно-угорских сказок делятся на следующие виды: волшебные, бытовые и сказки о животных.

Удмуртские волшебные сказки можно разделить на волшебно-бытовые и мифологические. В волшебно-бытовых сказках мы можем увидеть, что люди, живя обычной жизнью и ведя свой быт, обретают возможность превращаться в животных («Батыры из племени чудь»), или обладают невероятной силой и волшебными предметами («Пазял»).

В волшебных мифологических сказках можно наблюдать то, как обычные люди живут бок о бок с мифологическими существами такими как: Инмар (хозяин неба), Вукузё (хозяин воды), вумурты (духи воды, водяные), нюлэсмурты (духи леса, лешие), обыды (духи женского пола, обитающие в лесах, прототип Бабы-Яги) и прочая нечисть, отчасти враждебная по отношению к человеку. В одних сказках люди враждуют с такими существами, а в других – как добрые соседи помогают друг другу.

В удмуртских бытовых сказках описывается жизнь и быт простого человека, и крайне редко можно встретить сказку про жизнь богатого, либо то, как герои сказок совершают какие-либо невероятные поступки. В таких сказках мы видим, что народ занимался собирательством, земледелием, пчеловодством, охотой и рыбалкой. Обычно герои бытовых сказок – это трудолюбивый, бедный, но в то же время очень сообразительный крестьянин («Алдар»), солдат («Солдат, шайтан и смерть»,) или сирота («Алый цветок»), которые пройдя множество несчастий и испытаний, в финале сказки начинают жить со своими семьями счастливо и богато долгие годы. Также часто можно встретить и знакомых нам по многим народным сказкам старика со старухой («Красавица берёза»), и удмуртских героев батыров (богатырей) («Ватка и Калмез», «Мардан и Тутой»).

Значительную роль в удмуртских сказках играют сказки о животных. Большинство этих сказок очень близки к бытовым сказкам, где герои как дикие, так и домашние животные проживают какие-то события («Почему ворона синицу не съела») и испытывают чувства по сути несвойственные животным («Заяц и лягушка»), совершают поступки и причем не только добрые («Умный козёл»), но и плохие, где хитростью забирают себе то, что им по праву не принадлежит («Отчего снегирь и синица в дружбе живут»).

Итак, исходя из исследования удмуртских сказок, можно понять, что удмуртские сказки, появившиеся в языческие времена, пронесли сквозь века верования древних удмуртов и их фольклор, и культура русского народа мало повлияла на удмуртскую сказку в целом.

Мордовские сказки

Мордовские сказки (мокш. «ёфкс», эрз. «ёвкс») делятся на мокшанские и эрзянские, так как сами народы Мордовии делят себя на две группы – мокшане и эрзяне. Оба вида сказок играют большую роль в фольклоре мордвы и в целом близки, различие составляет лишь разные наименования сказок, имена богов и главных героев, но суть сказок остается одна. В сюжетах сказок присутствует мудрость, душевность, волшебство и одновременно описывается быт. Сказки содержат в себе не только вымысел, но и наполнены нравоучительными бытовыми сюжетами. Мордовские сказки можно разделить на три вида: волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных.

Волшебство в той или иной степени присутствует во всех мордовских сказках. Чаще всего главным героем в волшебной сказке является молодой мужчина, обладающий огромной силой – богатырь, который использует свою силу для борьбы с чудовищами или для освобождения своей земли от врагов. Как правило, действия главных героев в волшебных сказках происходит с использованием магических действий и волшебного средства. Также в волшебных сказках можно встретить богов и духов (Вирява – дух леса, Видява – дух воды, Юртава – дух дома, Сыре Варда – злой дух, противница земледелия). Волшебные сказки мордвы отчасти перекликаются с сюжетами русских народных сказок. У мордвы, как и любого другого народа есть особенные сказки с уникальными персонажами, например, главный герой сказки «Куйгорож».

Сказки о животных выделены в отдельный вид сказок, но животные присутствуют во многих бытовых сказках. В мордовских сказках не бывает редких и вымышленных животных и присутствуют животные, знакомые всем по русским народным сказкам: домашние и дикие животные. Важной особенностью сказок является использование животным хитрости не только для своего выживания («Медведь и лиса», «Кадочка масла»), но и для спасения своего соперника, как это было, например, в сказках «Лиса и журавль» и «Пусточейка».

Бытовые сказки описывают быт мордовской семьи и дают представление о жизненном укладе, родственных отношениях, повседневных занятиях и о том, что народ занимался рыболовством, охотой, земледелием и скотоводством. Одной из особенностей бытовой сказки является то, что она практически не содержит в себе волшебства, а герой преодолевает все трудностипри помощи своей ловкости, хитрости, использованию находчивости и смекалки. Например, в таких сказках, как «Катитесь сюда, санки мои», «Ленивица».

Итак, после изучения мордовских сказок можно сделать вывод, что русская культура в очень повлияла на сказки мордвы. В большинстве народных мордовских сказок существует идеальный финал, где добро торжествует над злом, торжествует справедливость, сбываются невероятные мечты и желания главного героя.

Карело-финские сказки

В карело-финских сказках всегда присутствует взаимосвязь людей с природой и в них можно заметить очеловечивание природы. Например, когда растения («Зимняя сказка»), животные («Воронья клятва»), вымышленные персонажи, такие как гномы, эльфы и тролли («Добрые советы»), и даже неживые предметы (камни, вода) обретают человеческие качества, а леса, поля, озёра, реки и болота имеют своих духов-покровителей.

Как и в любых других народных сказках в текстах карело-финских сказок можно увидеть традиции, культуру и жизнь народа, ощутить ожидание какого-то волшебства, и понять, что они наделены моральными ценностями такими, как справедливость и самопожертвование («Иманти», «Живое кантеле»), вера в лучшее, надежда и любовь («Берёзка и звезда»). Следует отметить, что в карело-финских сказках часто упоминается, что герои молятся Богу и это говорит о том, что христианство прочно укрепилось в финской культуре и оказало огромное влияние на устный народный фольклор, в том числе и на сказки.

Существует множество замечательных карело-финских сказок (фин. «satu», кар. «suarnu»), которые можно разделить на волшебные, легендарные, бытовые, о растениях и животных.

Волшебные карело-финские сказки можно разделить на волшебные и легендарные.

Одним из самых известных сборников карело-финских легендарных сказаний стал сборник «Калевала», который был составлен Элиасом Лённортом в первой половине 19 века. Сборник назван в честь выдуманной мифической страны героев – Калевы и состоит из эпических песен. В «Калевале» собраны сказания о создании мира, божествах (Ильматар – создательница мира, Укко – бог-громовержец, Се́ппо Ильмари́нен – бог воздуха и погоды), духах (Хийси – дух леса, Ветехинен – водяной), сказочных существах (огнедышащий мерин, морской царь, волшебный лебедь), и подвигах героев с недюжинной силой (Вяйнямёйнен, Лемминкяйнен), которые проходят тяжелые испытания, которые неподвластны обычному человеку. Интересен тот факт, что в волшебных легендарных сказках, можно встретить очень мало волшебных предметов.

Во многих волшебных сказках главными героями могут быть не только мужчины богатырского вида, но и родственники («Случай с мачехой», «Веселый Матти»), проходящие испытания и трудности. Также в волшебных сказках можно встретить и необычных существ, таких как тролли и эльфы («Добрые советы», «Глупый Пейкко»), которые могут быть не только добрыми, но и достаточно злобными.

Как правило, в карело-финских бытовых сказках главный герой чаще всего находится на стороне добра и обладает только положительными качествами, такими как доброта, справедливость, честность и трудолюбие («Мневезёт», «Весёлый Матти»).

В карело-финских сказках о растениях и животных четко прослеживается любовь и уважение человека к природе. В сказках встречаются домашние животные и дикие животные, которые водятся на территориях Финляндии и Карелии, но ещё можно встретить и такого персонажа как лев, причем в одной из сказок рассказывается почему лев не живет в их лесах («Лев, медведь и лис»). В сказках животные и растения с радостью помогают доброму герою и чинят препятствия отрицательным персонажам («Белка и охотники», «Лиса-нянька»).

Итак, крайне редко, читая финно-угорские сказки, можно представить окружающую героев природу, но изучая карело-финские сказки мы видим с какой любовью и уважением описывается природа, вплоть до того, что мы можем представить, как распускается вереск, или благоухание летних роз, или как ветры теребят верхушки старых сосен – всё это передают читателю карело-финские сказки. Действительно, единение народа с природой прослеживается в большинстве карело-финских сказок.

Эстонские сказки

Эстонская культура и фольклор больше схожи с карело-финнами, но всё-таки эстонская сказка отличается тем, что впитала в себя не только от финно-угорской культуры, но и от шведского, немецкого и других европейских народов. Для эстонцев очень важной была гармония человека с природой. Изначально они верили в то, что всё имеет душу, в том числе камни, растения и вода.

Эстонские сказки (эст. «muinasjutt») можно классифицировать на волшебные, бытовые и сказки о животных.

Волшебные эстонские сказки можно разделить на легендарные, в которых чаще всего смыслом является повествование того, как появилось то или иное явление (героический эпос «Калевипоэг») и волшебные сказки, в которых помимо богов (Уку – верховный бог-громовержец, Рыугутая – богиня, покровительница женщин, Тарапита – бог войны,) и духов (Метсаиса – лесной дух, Тууле-эма – дух ветра, Метсик – дух плодородия и другие) можно встретить совершенно фантастических существ вроде змеиного царя, лесных нимф и гномов («Ссора гномов»), русалок («Как рыбак нашел в море девушку»), домовых и блуждающих душ («Как парень себе нежить в жены взял»). Несмотря на такое количество сказочных существ, волшебные эстонские сказки содержат в себе и мораль, например, что нельзя нажиться на чужом труде («Чурбан и береста») или про то, что, сделав доброе дело, и в ответ получишь добро («Подпечник»).

Из бытовых эстонских сказок можно узнать, что народ занимался земледелием, охотой, скотоводством, но одним из главных занятий было рыболовство («Запретный узел»). Также эстонские сказки повествуют о тяготах существования обычных людей («Как барин конем стал», «Кукушка»), об обычных желаниях простых людей («Красивая невеста», «Как сирота нашел свое счастье»), о человеческих качествах и воспитании детей («Молодой кузнец»).

Эстонские сказки о природе и животных считаются самой многочисленной и разнообразной группой сказок в эстонском фольклоре. В основном в эстонских сказках мы встречаем уже знакомых нам диких (медведи, волки, лисы, олени, зайцы, птицы, змеи) и домашних животных (овцы, куры, лошади, кошки и собаки).

Хочется отдельно сказать об эстонской сказке «Вечерняя заря и Рассвет», где такие явления как рассвет и заря отождествляются с человеком, их отношения друг к другу. Эта сказка настолько живописно передает описание природы, что, читая её, невольно переносишься на те поля и луга, где благоухают прекрасные цветы, поют соловьи, можно наблюдать рассвет и вечернюю зарю.

Итак, в эстонских сказках, прослеживается связь эстонского и карело-финского народов, как близких соседей – они даже в сказках ездят к своим финским соседям за советами. Это отражается и в тесной связи природы и человека. В целом, эстонская сказка учит трудолюбию, уважению и тому насколько важно быть справедливым по отношению к другим.

Заключение

Анализ, проведенный в настоящей работе, показывает, что в сказках финно-угорских народов встречается сходство в сюжетах ихарактерах героев сказок, использовании ими волшебных предметов говорит об их общем историческом развитии, культуре и мировоззрении. Исследовав удмуртские, мордовские, карело-финские и эстонские народные сказки, мной был сделан сравнительный анализ этих сказок и следующие выводы:

  • финно-угорские народы, изначально живущие в тесной национальной близости, имеют одни и те же нравственные ценности:

  • любовь к своей родной земле, семье и близким;

  • трудолюбие;

  • отзывчивость и оказание помощи окружающим, и не только по отношению к людям, но и животным.

  • изучив финно-угорские сказки о животных, можно понять, что они относятся к категории детских сказок, но они нисколько не умаляют свой посыл о доброте, справедливости, смекалке и уважении, хотя среди сказок о животных есть и те сказки, что повествуют о хитрости и обмане.

  • мораль сказки должна оставаться прежней – добро должно побеждать зло, а правда всегда важнее всякой лжи и хитрости, ведь только это может воспитать в человеке доброту и веру в лучшее будущее!

  • и наконец, главным выводом работы является ответ на вопрос, который является основным в данной работе «Какая роль удмуртских сказок в финно-угорской культуре?»

При проведении исследования, мною был сделан вывод, что удмуртские сказки во многом схожи со сказками других финно-угорских народов, но в тоже время есть масса отличий и они играют значительную роль в финно-угорской культуре. В каждой удмуртской сказке проявляется народная мудрость, самобытность и характерные черты удмуртского народа, который на протяжении многих веков жил тяжелой рабочей жизнью, преимущественно на территориях, покрытыми лесами и болотами, пережил множество гонений, междоусобиц, что отражается в сказках и некоторые из сказок достаточно жестоки. Несмотря на всё пережитое удмуртский народ никогда не унывал и старался оставаться жизнерадостным, ведь не зря ещё А.Н. Радищев писал про удмуртов «нравы их более склонны к веселью, нежели к печали».

Удмуртские сказки вносят свой особенный колорит в финно-угорскую культуру своим разнообразием сказок, но при этом в них четко прослеживается то, что изначально корни удмуртских сказок берут своё начало из финно-угорского фольклора, и в целом идет из древней общей культуры финно-угров.

Список литературы

  • Ермаков Ф.К. Сто сказок удмуртского народа / Ермаков Ф.К., Поздеев П.К., Петровская Н.И./ Ижевск: Типография Министерства культуры УАССР, 1959 г., 196 с.

  • Карху Э.Г. От рун - к роману. Петрозаводск: Карелия, 1978, 334 с.

  • Кралина Н.П. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа. Устинов: Удмуртия, 1986, 205 с.

  • Крейцвальд Ф.Р. Калевипоэг: эстонский народный эпос. Таллин: Ээсти раамат, 1986, 174 с.

  • Крейцвальд Ф.Р. Старинные эстонские народные сказки. Таллин: Ээсти раамат, 1969, 295 с.

  • Лённорт Э.  Калевала. Петрозаводск: Карелия, 1998. - 583 с. 

  • Мордовские народные сказки: для старшего и среднего школьного возраста. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985. - 399 с.

  • Петрухин В.Я. Карело-финские мифы. От «Калевалы» и птицы-демиурга до чуди и саамов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023, 240 с.

  • Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М.: АСТ, 2005, 463 с. 

  • Седова Л.В. Легенды и предания мордвы. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1982, 119 с. 

  • Сияжар: сказания мордовского народа, М.: Современник, 1989, 302 с.

  • Устно-поэтическое творчество мордовского народа, Саранск: Эрзянь ёвкст, 1966. - Т. 3. - Ч. 1.

  • Мордовские народные сказки. Саранск: Эрзянь ёвкст, 1963.

  • Владыкина Т.Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики// Ижевск, Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. – 1998. – 354 с.

  • Владыкина Т.Г. Удмуртский фольклорный миротекст: образ, символ, ритуал// Ижевск, Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. – 2018. – 296 с.

  • Ежегодник финно-угорских исследований// Ижевск, Удмуртский университет, 2007.

  • Рогачев В.И. Мордовская национальная культура: этнология, фольклор, литература (вторая половина XIX - первая четверть XX в.)// Саранск, РИЦ МГПУ, 2021, 147, с.

  • Шушакова Г.Н. Жанровые особенности волшебной сказки: сравнительно сопоставительный анализ удмуртских и русских сказок// Ижевск, Вестник Удмуртского университета, 2004, с. 92-101.

Википедия. Карело-финская мифология [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Карело-финская_мифология..

Википедия. Удмуртский язык [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Удмуртский_язык.

Википедия. Эрзяне [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрзяне.

Викисловарь [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/.

Литературная сказка в исторической и методологической перспективе [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnaya-skazka-v-istoricheskoy-i-metodologicheskoy-perspektive

Мордовская диаспора. Сказки [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mordovians.ru/mordovkiye_skazki.

Мордовский фольклор. Зубова Поляна (Республика Мордовия) [Электронный ресурс]. – URL: https://zubova-poliana.narod.ru/folklor.htm..

Роль финно-угорского наследия в мировой культуре [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-finno-ugorskogo-naslediya-v-mirovoy-kulture.

Сказка [Электронный ресурс]. – URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cb9cacde-4ca9-fff5-e936-2005dfd3ee25/view/.

Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. – URL: https://slovarozhegova.ru/.

Финляндия: язык, культура, история [Электронный ресурс]. – URL: https://www.suomesta.ru/suomesta/literatura/..

Финно-угорские народы. Культура и традиции [Электронный ресурс]. – URL: https://sites.google.com/view/finno-ugorskienarody/главная-страница.

Финно-угорские народы [Электронный ресурс]. – URL: https://историиземли.рф/finno-ugorskie-narody-istoriya-i-kultura.html..

Финно-угорские языки [Электронный ресурс]. – URL: https://dzen.ru/a/WuTZeSVtXPVgK6eo.

Финно-угры в русской и мировой культуре [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finno-ugry-v-russkoy-i-mirovoy-kulture.

Энциклопедия Мордовия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mordovia.info/wiki/Энциклопедия_Мордовия..

Эстонские нарративы и мифология о водяных духах [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estonskie-narrativy-i-mifologiya-o-vodyanyh-duhah.

Источники

  • Фонды:

Институт удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики Удмуртского государственного университета;

Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук;

Национальная библиотека Удмуртской Республики;

Библиотека им. Н.А. Некрасова г. Ижевск.

  • Интервью:

Блинова Ольга Геннадьевна - ведущий библиотекарь библиотеки им. Н.А. Некрасова г. Ижевск.

Волкова Надежда Фёдоровна – заведующий сектором в отделе «Центр национальной и краеведческой литературы и библиографии» Национальной библиотеки Удмуртской Республики.

Исакова Вера Викторовна - заведующий отделом библиотечных и архивных фондов Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук.

Кириллова Людмила Евгеньевна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук.

Просмотров работы: 106