Поэзия в прозе

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Поэзия в прозе

Ермолаева К.М. 1
1МБОУ "СОШ №64"
Зуева С.Л. 1
1МБОУ "СОШ №64"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Язык поэзии удивительно разнообразен и гибок. Поэзия может свободно литься в вольном или белом стихе. Кажется, для неё не существует границ, ведь поэзия может принимать даже облик прозы, не теряя при этом своих основных свойств.

Цель: доказать, что проза и поэзия близкие родственники

Гипотеза: искусство слова может принимать самые различные очертания, они все необходимы.

Поэзия в прозе

Историческая справка

Стихотворения в прозе как самостоятельный жанр возникли во Франции. Первые такие произведения написал Э. Парни. Его открытие поддержал другой французский поэт А. Бертран.

Название жанру дал великий французский поэт Шарль Бодлер. Так он называл свои маленькие новеллы, легенды. В них отразились «мгновения жизни, схваченные на лету». Французский поэт любил форму стихотворений в прозе, считая её «гибкой и отзывчивой».

Французские поэты стали предшественниками

И. Тургенева в жанре стихотворений в прозе, а многие из русских писателей (В. Гаршин, М. Горький. И. Бунин, А. Толстой, М. Пришвин) - его последователями.

Лирика в прозе

Стихотворение в прозе — термин, которым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические

стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи и поэтому

точнее характеризуемые термином «лирика в прозе».

Типическими признаками стиха в прозе является их краткость, рудиментарный, а иногда и вовсе отсутствующий сюжет. Стих в прозе представляется своеобразным сочетанием признаков стиха и прозы. Нужно отметить, что, несмотря на все попытки определить признаки «ритма прозы», такого определения найти не удалось.

Произведения такого типа характеризуется обилием и эмоциональностью пауз, относительной самостоятельностью слова, зачастую интонационно равного целому предложению, обилием восклицательных и вопросительных построений.

Особая форма речи

Под стихотворением в прозе в литературоведении понимают особую форму речи, организованную в виде прозаического текста, но обладающего такими качествами поэтического текста, как лиричность, эмоциональность, наличие художественных приёмов и фигур. Близкими понятиями являются:

 ритмическая проза

 версэ

 верлибр 

Ритмическая проза

Структурные особенности ритмической прозы - глубже и своеобразнее, чем в стихах, представляется своеобразным сочетанием признаков стиха и прозы.

Ритмическая проза интересна своей неповторимой особенностью передавать без погрешностей авторский стиль рассуждения и авторские эмоции. В итоге получается живая, не законсервированная неологизмами и менторскими банальностями русская речь.

Ритмическая проза применяется к небольшим прозаическим художественным произведениям

Верлибр – это вольный стих. Свободный стих. Настолько свободный, что в нем может не быть ни стихотворного размера, ни рифмы, ни ритма – ничего, что обязательно присутствует в классическом стихотворении.

Версе, или версэ – это особая литературная форма, прозаическое произведение, в котором каждое предложение составляет отдельный абзац. «Родоначальником» версе можно считать, хотя это и прозвучит неожиданно, Библию. Каждая глава в ней разбита на так называемые стихи, однако разделение осуществляется скорее по смысловому, чем по ритмическому принципу.

Белые стихи

Белый стих – это форма нерифмованного стиха. Это метрические (стопные) стихи. В русскую поэтику понятие «белый стих» пришло из французского — vers blanc

Понятие «безрифменный стих» более широкое, чем «белый стих». Античные поэты писали стихи без рифм, но «белым стихом» их называть не принято.

Стихотворение в прозе отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на повествование. Их не нужно путать ни с ритмической прозой (например, Андрея Белого), ни со свободным стихом (верлибр). Для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений.

Прозаический стих – это термин, которым обозначают небольшие прозаические произведения.

Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, — даже презрение.

(И. Тургенев – Путь к любви)

И так, белый стих – это чудо человека, которое раскрывает его душу, красоту.

И. С. Тургенев – основоположник…

И. С. Тургенев задумался о создании нового, более сложного жанра, такого, которого до сих пор не было в литературе. С 1877 года он стал создавать «Стихотворения в прозе», которым суждено было остаться в русской литературе непревзойдённым образцом этого своеобразного жанра. Выбор формы был подсказан писателю желанием максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, как он утверждал, создать «особый жанр лирического дневника.

Писатель назвал свой цикл «Старческое». Другое название – «Стихотворения в прозе».

Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время все они неразрывно связаны между собой. Любовь занимала большое место в творчестве писателя.

В «Стихотворениях в прозе» талант Тургенева блеснул новыми гранями. Большинство миниатюр отличается лиричностью, музыкальностью, выразительностью пейзажных зарисовок. Эти произведения остаются образцом мастерского владения русским слогом.

Л. Н. Толстой о писателе. Почему полностью? Они, слова, раскрывают творчество Тургенева, истинно его любви.

«Я ничего не пишу о Тургеневе, потому что слишком много и все в одной связи имею сказать о нем. Главное в нем - это его правдивость. Тургенев - прекрасный человек, который хорошо говорит всегда, то самое, то, что он думает и чувствует. Он не употреблял свой талант (умение хорошо изображать) на то, чтобы скрывать свою душу…».

Юрий Бондарев – «Не любовь, а боль».

Выдающийся прозаик Юрий Бондарев является признанным классиком. Он верит в правоту своих идеалов и в них находит ответы на вопросы, которые ставило перед ним его время. «Всякому разумному человеку дано думать, что жизнь его не праздный случайный подарок.

Главная тематика романов Ю. Бондарева – это духовный мир современника. Писатель соединяет поэзию и прозу воедино, и везде отвага, добро, лирика. Например, стихотворение «Не любовь, а боль».

Есть четыре непоколебимые истины. Это рождение человека, любовь, боль, голод и смерть.

Удмуртия и поэзия в прозе

Каждый народ велик своей историей, культурой, своей неповторимостью и общностью со всем человечеством. Удмуртская литература выпестована в уютной и доброй колыбели фольклора. Основоположники: Григорий Верещагин, Кузебай Герд, Ашальчи Оки. Фольклор неисчерпаем, пока жив народ.

У каждого народа свои привычки, нравы, обычаи, свой характер. Наш мир – как дом.

В результате подобного "примирения" разных стихий и реальностей рождается новая реальность – стихотворение.

Владыкин Владимир Емельянович — этнограф, доктор исторических наук, профессор. Тематика поэзии разнообразна: Родина, народ, его прошлое и настоящее, мир, война, человек. В стихах В. Владыкина прежде всего видна преемственная связь с национальной поэзией. Народная мудрость высвечена в них светом современного интеллекта.

В лесу жила когда–то старая мудрая ель.

Звали ее Мудор Кыз – Мать леса.

Говорят, с нее начинался Лес, а может быть, и сама Земля. (Мудор Кыз)

Поэзия и автор работы

С детства люблю поэзию. Первые - стихотворения в прозе. Самые первые были написаны в возрасте 5 лет. 

Вдохновляюсь музыкой. Она помогает во всем.

Сам процесс написания стихотворений позволяет расширить кругозор. Описываю природу, людей, чувства.

Сирень зацветёт, и все наладится.

Весна ещё только начинается

А в сердце у людей 

Любовь просыпается.

Сирень зацветет – авторское стихотворение.

Пойдем, поплачем вместе.

Я обниму, прижму к себе и вслух скажу:

Все эти горести – слез твоих не стоят,

И я сижу с тобой, как в нравственном плену.

Пойдем, поплачем – авторское стихотворение.

Заключение

И так, мы выяснили основные особенности стихотворений в прозе:

  • графически жанр представлен как проза;

  • лиризм;

  • повышенная эмоциональность;

  • философское обобщение;

  • наличие аллегорий и символов;

  • выраженная ритмическая и музыкальная структура;

  • не имеет рифмы, размера, графических признаков стиха;

  • изложение чаще всего от первого лица;

  • короткая (иногда до одной-двух строк) форма.

Источники. Список литературы

1. Фонды Национального музея им. Кузебая Герда, кафедры филологии

2. Труды автора

3. Classlit.ru, Стихотворения в прозе как жанр, его основные особенности.

4. Dic.academic.ru, Стихотворения в прозе – Литературная энциклопедия.

5. https://lit-ra.su/sharl-bodler/chasy-10, Стихотворения Шарля Бодлера.

6. Nsportal.ru, Стихотворения в прозе / Статья по чтению по теме.

7. Rustih.ru, Иван Тургенев – Стихотворения в прозе.

8. Ru.wikipedia.org, Стихотворения в прозе

9. Stihi.ru, Теория поэзии. Ритмическая проза. Любовь Терехова

10. Wladimire.livejournal.com, Мои друзья – удмуртские писатели. Владимир Владыкин.

11. Studbooks.net, Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883) – Литература XIX века.

Просмотров работы: 21