«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Семейные традиции и их роль в воспитании подростков)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Семейные традиции и их роль в воспитании подростков)

Кузембаев А.Б. 1Кузембаев Д.К. 1
1МОАУ "Лицей №6" им. З.Г. Серазетдиновой
Любимова Н.Н. 1
1МОАУ "Лицей № 6" им. З.Г. Серазетдиновой
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В жизни каждого человека семья значит очень многое. Семья – хранитель духовных ценностей, традиций. Именно в семье ребенок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. В семье прививается милосердие, любовь к людям, трудолюбие, бережное отношение к природе, памяти предков. Здесь человек учится быть самостоятельным, заботливым, ответственным за себя и своих близких.

Если семья построена на любви, доверии, то человек уже с детства получает возможность для своего нравственного развития. Каким он будет, на какие ценности и установки станет опираться в жизни? Во многом это зависит от того, во что верят и что ценят его родные, какие семейные ценности и традиции они ему передадут.

Взрослые помогают маленьким открыть окно в этот мир, учат любить саму жизнь, природу, близких людей. Любой взрослый понимает, что семья – это любовь, умение понять, простить, уберечь, помочь… Понимание важности развития души ребенка и заставляет родителей, старшее поколение, в том числе и наших родных, передавать от поколения к поколению семейные традиции и праздники, воспитывать уважительное отношение к истории своей семьи – этому и посвящено данное исследование.

К сожалению, сегодня в некоторых семьях можно наблюдать непонимание родителей и детей, нежелание нести ответственность за свои поступки, помогать родным, неумение любить не только себя, но и окружающих. А кто, кроме родных, поддержит в трудную минуту, поможет морально или физически? Утрата традиций, ведущая к бездуховности, невозможности стать счастливым в будущем, обусловила актуальность проблемы сохранения традиций семьи, их развития, совершенствования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что написание данного исследования позволило обогатить уже имеющийся запас знаний об особенностях отношений в семье, источниках традиций, их роли в жизни человека, в том числе в период детства.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в качестве дополнительного материала при изучении литературы о семейных ценностях, возможности познакомиться с историей своей семьи, ее истоками, на уроках ОДНКНР, литературы, обществознания.

Новизна исследования состоит в раскрытии особенностей взаимоотношений, нравственных ценностей, жизни поколений рода Тама.

Актуальность изучения становления, обычаев семьи Кузембаевых предопределила выбор темы, цели, задач исследования.

Была выдвинута гипотеза: если мы узнаем традиции и законы нашей семьи, будем следовать им, то сможем создать собственные счастливые семьи на основе любви, взаимопонимания и взаимопомощи.

Цель исследования – проанализировать историю семьи и раскрыть роль традиций как основы жизни ее членов.

Для достижения указанной цели в работе были определены и решены следующие задачи:

1. Изучить понятия «семья», «традиция», «семейные традиции».

2. Узнать родословную, занятия предков.

3. Раскрыть основные традиции и обычаи поколений рода Тама.

4. Создать герб семьи Кузембаевых.

Объектом исследования является история семьи Кузембаевых.

Предмет исследования – традиции семьи Кузембаевых.

В работе использовались справочная литература, учебник школьного курса ОДНКНР, научные статьи, информация сети Интернет.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы и приемы: прогнозирование, классификация, анализ, обобщение.

В ходе работы был создан макет герба семьи, с которым вы можете познакомиться в Приложении 2.

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ - СОЗДАТЕЛЬ И ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ТРАДИЦИЙ

1.1. Семья – основа жизни человека

Традиционная семья – это гармоничная и прочная группа, обеспечивающая устойчивость всего общества, его процветание, дающая уверенность в жизни каждому человеку. Дети должны воспитываться в любящей, поддерживающей друг друга семье, основанной на браке.

Семья, ж.

1) а) Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.

б) перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.

2) перен. Род, поколение.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка

Традиция, -и, ж.

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Воинские традиции.

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового года. Вошло в традицию что-н. (стало традиционным во 2 знач.).

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка

Семейные обычаи - не обязательно грандиозные, но и скромные еженедельные ритуалы, которые заведены в том или ином союзе, – можно считать традицией.

Велика роль семейных традиций:

  • дают уверенность в себе и окружающем мире;

  • воспитывают уважение к старшим;

  • прививают тягу к порядку;

  • сплачивают и объединяют родных; позволяют чувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большого.

Особенно важно соблюдение заведенных обычаев для детей: это дает ощущение стабильности, а значит, и безопасности. Ребята любят, когда что-то повторяется много раз, это делает ребенка спокойным и уравновешенным.

С давних пор в России традиции чтили и оберегали.

Уважение к старшим – один из столпов воспитания на Руси. В нашей стране дети до последнего дня заботятся о своих стариках. А после их смерти принято поминать ушедших родственников в день кончины, ухаживать за их могилами.

Еще одной особенностью, свидетельствующей о почтении к своему роду, является присвоение ребенку отчества. Это дань уважения, прежде всего, отцу. Также зачастую можно встретить «семейное» имя, то есть часто встречающееся в этом роду, когда ребенка называют в честь одного из родственников.

Практически все перечисленные традиции сохранились в нашем обществе до сих пор.

Исторически сложилось так, что семейные традиции – неотъемлемая часть жизни любого общества. Они связывают всех родственников, позволяют им не терять общих интересов. Так что соблюдение уже имеющиеся обычаев и создание новых поддержит в семье атмосферу любви и дружбы.

1. 2. Истоки традиций семьи

Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В исламе создание семьи считается добродетелью, послушанием Аллаху. Мусульмане рассматривают семью как «место, где успокаивается душа и отдыхает сердце», поэтому с трепетом относятся к сохранению традиций, и наша семья не является исключением.

Для начала нужно вернуться к истокам – в прошлое нашей семьи. Еще до того, как казахи стали мусульманами, в общине была иерархия: на юге Казахстана - Старший джуз, в центральном – Средний, на западе – Младший. Наша семья принадлежит к Младшему джузу и роду Тама (из рассказа отцов Кузембаева Бахытжана Ануарвековича и Кузембаева Кайрата Ануарвековича).

Джуз – это исторически сложившееся разделение казахских родов. Казахская историография относит зарождение джузов к началу ХVIII века, русские источники – к ХVII веку.

Точно известно, что наш прапрадед являлся основателем рода. Его звали Кузембай, и уже прадед взял его имя как отчество и как фамилию. Все наши предки жили в Оренбургской области, а значит, основными занятиями были земледелие, скотоводство и торговля. Все в семье работали с детства, помогали в управлении хозяйством. Тогда и появились первые традиции.

Невозможно не рассказать о тех родственниках, кто не только продолжал дело предков, но и создавал новые обычаи.

Прадед Ахмет был верующим человеком, глубоко почитал Ислам, совершал пятикратный намаз. Он ввел в наш род традицию читать намаз, приветствие при встрече «Ассалам алейкум» и ответ на него «Ваалейкум ассалам», упоминание имени Аллаха перед принятием пищи, использование во время трапезы правой руки.

Прабабушка Кулижан начала первой в семье готовить лепешки в джума (пятницу) и раздавать их родственникам и нуждающимся. И сегодня гостеприимство является важной ценностью: родные всегда ждут гостей с хлебом-солью.

При Мергене – прадед - все собирались за одним столом, и только глава семьи мог начать трапезу.

С первого дня появления на свет человека согревает любовь родителей. Именно от родителей дети узнают о главных нравственных ценностях, которые будут их направлять по жизненному пути. Отец и мать учат ребенка быть честным, справедливым, совершать добрые поступки. Как гласит казахская пословица, «Мать и отец – наши родные углы дома».

ГЛАВА 2. МИР ТРАДИЦИЙ СЕМЬИ РОДА ТАМА

2.1.Традиции семьи Кузембаевых

Традиции отражают различные аспекты жизни человека: его веру, трудовую деятельность, воспитание духовных и нравственных ценностей.

Честь и бесчестие, правда и ложь, милосердие и жестокость – что выбрать ребенку, чем питать свою душу? Этот выбор никогда не бывает легким. Поможет вера, знание и почитание истории ислама, исполнение пяти столпов, прописанных в Коране, - этому учат нас с братом родители. Каждую пятницу все родственники семей Кузембаевых посещают мечеть, совершая молитвы, в которых вспоминают о присутствии Бога, руководстве его, просят о милосердии и прощении, обретении помощи и исцелении для себя и близких; мамы пекут 7 лепешек и раздают родным и нуждающимся. Принято ежедневно 5 раз в день совершать намаз. Летом сыновья определяются на две недели в лагерь при мечети, где также совершают намаз, на уроках изучают историю ислама, помогают на кухне или выполняют работу на улице.

В исламской религии признаются различия между обязанностями мужчин и женщин. Роль женщины заключается в воспитании детей, их обучении, сохранении семьи, домашнего очага, а роль мужчины – в установлении и поддержании семейных отношений, обеспечении экономической и финансовой стабильности семьи. Становиться настоящей опорой для семьи учат нас наши отцы. Совместные трудовые дела – уход за домом, чистка снега зимой во дворе, создание проектов для урока технологии, в каникулы помощь папам (мелкая работа) на их производстве – способствуют развитию трудолюбия, позволяющего получать удовольствие от процесса труда, радоваться полученным результатам, а главное – наслаждаться общением с близкими людьми.

С давних пор в семье Кузембаевых ценят гостеприимство. Гостей встречают с почтением, угощают всем самым лучшим, что есть в доме. Поэтому в праздники, особенно в Ураза-Байрам, Наурыз, собирается за столом вся большая дружная семья.

Праздник Наурыз – это день весеннего равноденствия. У казахов существует поверье: Наурыз отпразднован щедро – год пройдёт благополучно. Перед праздником в нашем доме все наводят порядок, возвращают долги, просят прощения друг у друга.

Ураза-Байрам – исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц рамадан. Праздник длится три дня; члены нашей семьи надевают нарядную одежду, ходят в гости с подарками к родным и друзьям, затем приглашают гостей и мамы готовят традиционные казахские блюда – бесбармак, баурсаки, казы, хворост, талкан, курт, айран, - которыми обмениваются с соседями.

Семья — это маленькое государство со своими правилами и обычаями, символикой. У нашей семьи тоже есть символ – герб, который был создан нами – младшими братьями Кузембаевым Амиром и Кузембаевым Дияром.

Рисунок 1 Герб семьи Кузембаевых

В центре располагается символ Ислама: зеленый полумесяц со звездой.

Полумесяц символизирует начало лунного месяца по мусульманскому календарю. Это напоминает нам историю хиджры (миграции) Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из его дома, чтобы распространить Ислам в новом городе – Медине, перенести новую религию в столицу Саудовской Аравии – Мекку - и учить принципам добродетели.

Звезда олицетворяет улыбающуюся нам надежду, красоту и свет веры в Бога в нашей стране, которая освещает наш путь и дает конец тьме.

А над ней расположен знак нашего рода Тама – золотой лев, чтобы обозначить статус, мужество, честность и доброту рода.

Также мужчины нашей семьи увлекаются ездой на лошадях. Так как издавна в Оренбургском крае жили казахи, основным занятием которых было коневодство, потому с обеих сторон герба, как бы охраняя его, расположены две красивые гнедые лошади.

Все эти традиции укрепляют нашу семью, она становится дружнее. Данные обычаи помогают проводить больше времени с родными, дают возможность поделиться с ними своими заветными мечтами, тайнами. Такова роль традиций – сплотить семью.

2.2. Хранители семейных традиций

Семья как ветви на дереве, где мы все развиваемся в разных направлениях, но наши корни остаются прежними. Знать историю своей семьи – обязанность каждого человека, поэтому так важны рассказы родителей об истоках рода Тама. Одна из задач семейного воспитания – привить уважительное отношение к старшим. Уважение старших проявляется и в знании их жизни, интересов: именно эти люди и есть хранители семейных ценностей.

Нами было принято решение составить родословную семьи Кузембаевых, выяснить занятия предков (Приложение 1).

Как видим, корнями наш род уходит в далекое прошлое и начинается с двух семей - Мерген-Кулижан и Ахмет-Марьям.

Ахмет ата является основателем нашего рода, создавшим большую и дружную семью Кузембаевых. Родился он в 1914 году и прожил 82 года. Оставил после себя 7 детей и 11 внуков. Прадедушка был верующим человеком: ходил в мечеть, учил своих детей основам ислама. После него осталась краткая форма священной книги – Корана.

Марьям - наша прабабушка, жена Ахмета. Она умерла давно, но те, кто её помнил, говорили, что она была очень доброй и трудолюбивой. Во время Великой Отечественной войны работала в колхозе и помогала солдатам.

Мало информации нашлось и о нашем родственнике Мергене. Известно, что он раньше жил в республике Башкортостан, но, когда началась война, его семье пришлось переехать в Тюльганский район Оренбургской области. Женился на Кулижан, оставил после себя 5 детей, 12 внуков и 13 правнуков. Работал в колхозе.

Кулижан - прабабушка. Родилась и выросла в маленькой деревушке Башкирии. Ей было три года, когда началась Великая Отечественная война. После смерти родителей воспитывалась у своих братьев. В 15 лет её выдали замуж за Мерген ата. Кулижан очень много работала в поле с мужем, пасла скот, доила коров, смотрела за детьми. Когда наши папы были маленькие, она им рассказывала истории, учила казахскому языку. В войну не получила образования, и поэтому даже плохо читала. 1августа 2020 года прабабушки не стало.

Ануарвек - наш дедушка. Он родился 5 декабря 1950 года. Оставил после себя 4 детей и 5 внуков. Работал главным инженером в поселке Октябрьский и был очень близок с мэром Оренбурга. Жил со своей семьей в маленькой деревне Городки. Женился на Жанслу. Служил в армии. Умер 28 мая 2014 года.

Жанслу - наша бабушка. Родилась 15 июля 1955 года. Вышла замуж в возрасте 20 лет. Была храброй и доброй девушкой. Работала в поле на тракторе, делала прививки больным животным. К сожалению, умерла в возрасте 33 лет, 17 марта 1988 года. После себя Ануарвек и Жанслу оставили 4 детей: Рысты, Бахытжана, Кайрата и Алтынай.

Кузембаев Бахытжан Ануарвекович, отец Кузембаева Амира, родился 10 ноября 1977 года. Учился в селе Городки. Служил в Ростове-на-Дону. Имеет высшее образование. Работает индивидуальным предпринимателем. Помогает сиротам и нуждающимся людям.

Кузембаев Кайрат Ануарвекович, отец Кузембаева Дияра, родился 11 февраля 1982 года. Получил высшее образование. Работает индивидуальным предпринимателем.

Братья Кузембаевы работают вместе. Вместе помогают людям с ограниченными возможностями, поддерживают Мечети. Также не раз они протягивали руку помощи нуждающимся: помогали приютам и детским домам в Оренбурге, отправляли гуманитарную помощь в виде продуктов питания мирным жителям Донецка и Мариуполя.

По словам наших отцов, забота о родителях и пожилых родственниках считается честью и обязанностью последующих поколений – детей и внуков, других молодых родственников.

2.3. Анкетирование обучающихся 7 классов «Отношение современных подростков к семейным традициям»

В ходе работы было проведено анкетирование обучающихся седьмых классов с целью определить отношение сверстников к теме семейных традиций и их роли в воспитании подрастающего поколения.

Результаты опроса:

1. Знаете ли вы определение понятия «семейные традиции»?

2. Назовите три любые традиции вашей семьи.

3. Соблюдаете ли вы традиции вашей семьи?

Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных сверстников знают, что такое семейные традиции, стараются сохранять их. Однако некоторые подростки не смогли определить роль семьи, обычаев на их счастливое будущее. Следовательно, можно сделать вывод, что тема работы актуальна, что знание семейных традиций, следование им позволят построить и свои семьи на основе любви, понимания, ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – сердце каждой общины, в том числе и мусульманской. Согласно исламу семейная жизнь была создана Аллахом с целью объединить людей, сделать их счастливыми.

Традиционная семья – это большая семья, состоящая из нескольких поколений. Обычно это родители, дети, бабушка, дедушка и пожилые родственники. У такой семьи есть значительные преимущества перед небольшими семьями: здесь глубже чувствуется связь поколений, проявляются взаимопомощь, внимание к старшим, любовь и поддержка друг друга.

Традиции, заложенные предками, обеспечили стабильность, порядок в жизни нескольких поколений Кузембаевых. Они помогают воспитывать в детях нравственные принципы, опираясь на которые, мы способны нести ответственность за себя, родных, окружающих. Взаимоотношения в семье построены на любви, доверии, взаимопомощи. Наша семья – источник радости и счастья. Семейные традиции создают атмосферу взаимодействия и поддержки внутри семьи. Мы с братом гордимся своей семьей - островом спокойствия, веры, любви и надежды для нас и будущих поколений.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в работе, подтверждена: благодаря традициям большинство поколений взрослых в семье Кузембаевых смогли создать свою собственную сплоченную семью.

Чтобы выявить заинтересованность сверстников темой исследования, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 43 обучающихся седьмых классов.

По результатам анкетирования видно, что большинство опрошенных учеников знают, что такое семья, семейные ценности, традиции. По развернутым ответам на данные вопросы очевиден интерес сверстников к жизни своей семьи, обычаям, их важной роли в воспитании подрастающего поколения, что подчеркивает актуальность выбранной темы.

Работа над данным проектом позволила обогатить знания об истории нашей семьи, ее традициях - источнике нравственных ценностей.

История семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом. Вот почему так важно бережно хранить и передавать традиции и обычаи своей семьи. Неслучайно Указом Президента Российской Федерации 2024 год объявлен в России годом семьи. Такое решение он принял, чтобы сохранить и защитить традиционные семейные ценности. «Семья – это основа основ. Именно дома, в семейной обстановке во многом формируются личность и мировоззрение человека, его духовно-нравственные, политические идеалы и ценности», - сказал глава государства.

Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций рождает интерес к культурным традициям российского народа и является основой патриотизма.

 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка : современное написание : ок. 1500 ил./ В. И. Даль. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 348, [4] с.

  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 21-е изд. Перераб. И доп. – М.: Рус. Яз., 1989. – 924 с.

  3. Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 с.

  4. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6-й класс: учебник /Н. Ф. Виноградова, Т. Э. Мариносян. – Москва: Просвещение, 2021. – 156, [4] с.

  5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждения / Д. И. Латышина, М. Ф. Муртазин. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.

  6. Толковый словарь русского языка : современное написание / В.И.Даль. – М.:Астрель:АСТ, 2009. – 983, [9] с.

  7. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации года семьи»

Ссылки на электронные ресурсы

1. Образовака.ru https://obrazovaka.ru

2. Онлайн конструктор семейного древа - https://ru.dnaweekly.com/tools/family-tree-maker

3. Foxford.ru - https://interneturok.ru

Приложение 1

Ахмет Марьям Кулижан Мерген

(1914-1996) (10.06.1925- 19.09.1987) (25.09.1938-01.08.2020)

Жанслу Ануарвек
(15.07.1955-16.03.1988) (05.12.1950-28.05.2014)

Нурсулу Бахытжан Кайрат Жанна
(29.12.1975) (10.11.1977) (11.02.1982) (15.07.1985)

Амир Нуржан Дияр
(05.10.2010) (12.05.2004) (25.06.2010)

Приложение 2

Просмотров работы: 171