Современная житийная литература

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Современная житийная литература

Денькина П.С. 1
1МБОУ Атепцевская СОШ
Кучерова Н.П. 1
1МБОУ Атецевская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АННОТАЦИЯ

Исследовательская работа «Современная житийная литература» выполнена ученицей 8 класса Денькиной Полиной. Актуальность данной работы, на наш взгляд, бесспорна. Полина пытается доказать, что главная цель житийной литературы – не пропаганда религиозных взглядов, популяризация образов- наших земляков, современников, - жизнь и поступки которых достойны восхищения и подражания. С точки зрения автора исследования, В современной литературе мало героев, которые могли бы стать воспитателями для детских душ, чьи жизненные принципы глубоко нравственны.

Автор работы поставила перед собой следующие задачи:

- изучить структуру и содержание житийных произведений;

- выяснить, существуют ли житийные произведения, написанные в настоящее время;

- если таковые есть, сравнить их структуру, содержание и идейный смысл с древнерусскими текстами;

- выяснить, насколько мои современники осведомлены о житийной литературе, нужна ли она им.

Цель работы: доказать, что произведения в жанре жития в настоящее время необходимы для изучения, так как они несут глубокий нравственный смысл, необходимы для воспитания личности.

В ходе исследования были использованы различные источники информации : тематические сайты, беседы со служителями Никольского храма в с. Каменское и др. Были опрошены респонденты разных возрастов для получения объективных результатов.

Считаем, что данная работа важна, поднятая проблема своевременна.

ВВЕДЕНИЕ

Начало русской литературы восходит ко второй половине X века. Практически до XVIII века занимает период, который принято называть «древнерусской литературой». Героями произведений этого периода были не вымышленные персонажи , а реальные исторические личности: Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский. Но их история не закончилась в XVIII веке. Мы до сих пор читаем, изучаем эти шедевры, восхищаемся слогом, идеями, нравственным величием.

В начале этого учебного года на уроках литературы мы изучали один из памятников литературы Древней Руси. Это было «Житие Александра Невского». Познакомившись с этим произведением, я задалась вопросом: актуален ли жанр жития в наши дни? Это стало предметом моего исследования. В самом деле, почему в определенный исторический период становятся популярными определенные жанры литературы? К примеру, в XVIII веке были популярны оды. Все мы знаем великие творения М.В. Ломоносова, Г.Р.Державина. В настоящее время оды в классическом их исполнении не пишутся. Если и появитсяпроизведение такого жанра, скорее всего, это будет что- то ироническое ,сатирическое . Но есть жанры, над которыми не властно время. Это рассказы, повести, романы, стихотворения, элегии и т.д.

Жанр жития, на мой взгляд, незаслуженно считается устаревшим, относящимся только к периоду древнерусской литературы. Многие ассоциируют его только с религиозной стороной нашей жизни. Я считаю, что этот жанр имеет право на существование по нескольким причинам:

- во -первых , в настоящее время религия вновь слала занимать большое место в жизни человека, а основа жития- описание земной жизни святых;

- во -вторых, и это, на мой взгляд самое важное, образ святого – пример для подражания, важный инструмент воспитания личности. В жизни святых важны не только чудеса, которые они творили. Главное – образ их жизни, нравственные ценности, благородство, мудрость. Я считаю, что нам, представителям молодежи, в настоящее время не хватает таких героев.

В изученном на уроках литературы произведении Александр Невский - князь, великий полководец, дипломат, справедливый правитель, святой- воспринимается не как лицо, представляющее религиозные каноны, а как историческая личность, достойная восхищения. Другими словами, жанр жития – это очень многогранный вид произведений, незаслуженно забытый, необходимый для воспитания человека и общества в целом.

Приступая к работе, я выдвинула следующую гипотезу: в настоящее время жанр жития не развивается, произведения в этом жанре не создаются.

Цель моей работы: доказать, что произведения в жанре жития в настоящее время необходимы для изучения, так как они несут глубокий нравственный смысл, необходимы для воспитания личности.

В ходе исследования я планирую решить следующие задач:

- изучить структуру и содержание житийных произведений;

- выяснить, существуют ли житийные произведения, написанные в настоящее время;

- если таковые есть, сравнить их структуру, содержание и идейный смысл с древнерусскими текстами;

- выяснить, насколько мои современники осведомлены о житийной литературе, нужна ли она им.

Для достижения целей работы я буду использовать такие методы исследования, как сравнительный анализ и опрос.

Считаю, что моя работа значима , так как в настоящее время вопросы морали и нравственности очень актуальны, а чтение житийной литературы поможет найти верные ориентиры в жизни.

Глава 1.Художественные особенности житийной литературы.

Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, первые из них были написаны уже в XI веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, утверждающим духовные идеалы тех времен.

Слово «житие» соответствует греческому «жизнь», латинскому vita. И в литературе византийской, и в средние века на Западе и у нас на Руси термин стал обозначать определенный литературный жанр: биографии, жизнеописания знаменитыхпатриархов, монахов-основателей тех или иных монастырских общежитии, реже биографии светских лиц, но только тех, которых церковь считала святыми. Жития- биографии святых. Агиография-это вся художественная литература и искусство, посвященная святым.

Автортаких произведений не скрывает своего восхищения святым подвижником, преклонения перед его праведной жизнью. По сравнению со своим идеальным героем автор осознает собственные греховность и ничтожность. При написании жития агиограф обязан был следовать целому ряду правил, канонов.[5]

Таким образом, для композиции жития обязательны следующие элементы:

Вступление.

  1. Повествование о благочестивых родителях героя произведения.

  2. Необычное детство героя, проходившее в уединении и чтении Святого Писания.

  3. Отказ героя от семейной жизни.

  4. Уход героя в монастырь или «пустынь».

  5. Борьба с искушениями.

  6. Основание монастыря, приход в него «братии».

  7. Предсказание своей кончины.

  8. Благочестивая смерть.

  9. Посмертные чудеса.

  10. Признание потомками, похвала.

Историко-биографическая часть жития также имеет много повторяющихся мотивов, особенно часто общие места встречаются в описании детства святого и его кончины. Рождается святой от благочестивых родителей, с детства он выделяется среди сверстников кротостью, много времени проводит в трудах и молитвах. Последние дни святого посвящены приготовлению к кончине, святой ее предчувствует, умирает радостно и просветленно. Кончина святого воспринимается всеми как величайшее горе: «Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди восклицали: «Уже погибаем!»[4]

«За составление житий брались только очень опытные люди. Этот труд требовал больших знаний и соблюдения определенных правил стиля и композиции.

Эти свойства позволяли сохранить форму жанра жития на протяжении многих столетий».

По объему излагаемого биографического материала, как правило, выделяют два вида жития: биографическое (биос) и мученическое (мартириос).

Биосдает описание жизни христианского подвижника от рождения до смерти, мартириос рассказывает только о мученической смерти святого. Последняя форма – более древняя, связана с гонениями на первых христиан. В основе этого типа Житий лежат «протоколы» допросов христиан.

Другая группа Житий повествовала о христианах, добровольно подвергавших себя разного рода испытаниям: богатые юноши тайно покидали дом ,голодали, подвергались насмешкам. Подвижникиуходили в пустыни и жили там в полном одиночестве .

Среди византийских Житий наибольшее распространение получили переводы житий Алексия, человека Божьего, Андрея Юродивого, Варвары, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Параскевы Пятницы и др.

Помимо этого, Жития могут быть сгруппированы по географическому принципу – по месту жизни и подвигов святого и месту возникновения Жития (киевские, новгородские и северорусские, псковские, ростовские, московские и др.).

Группируя жития по характеру героев, отметим:
– Жития подвижников во славу Церкви и создателей монастырей (Александр Свирский, Сергий Радонежский и др.);

– Жития юродивых (Василия Блаженного, и др.).

Из княжеских Житий наиболее известны Жития Александра Невского, Бориса и Глеба, князя Владимира, Дмитрия Донского и др.

Женских Житий в русской агиографии мало.[5]

Таким образом, жития, имеющие достаточно строгую композицию, формировали взгляды древнерусских читателей на идеал святости, на возможность спасения, воспитывали филологическую культуру. В этом, на мой взгляд , и заключается значение жанра жития , которое необходимо использовать для воспитания личности.

Глава 2. Житие Священномученика Евстафия Сокольского

Я живу в селе с богатой историей, уникальной природой.В 2019 году нашему селу Указом Президента было присвоено звание Населенный пункт воинской доблести. Это село Каменское. В нашем селе находится Никольский храм - старейший в Московской области белокаменный храм.Ему уже более семисот лет.

Он много видел на своем веку: и разорение в17 веке, и возрождение, и нашествие Наполеона, и новое разорение в годы богоборчества. В годы Великой Отечественной войны в храме был штаб 33 -й армии , освобождавшей нашу родную землю.

Сейчас это место известно далеко за пределами нашего района. Но не только своей древностью знаменит наш храм. Последний настоятель Никольского храма , отец Евстафий , причислен к сонму священномучеников.

Я часто бываю в храме, разновариваю с настоятелем, отцом Александром, с его помощницей Валентиной Алексеевной Мишиной. Они поведали мне об этом человеке.

Священномученик Евстафий родился 20 февраля 1874 года в селе Рождество Медынского уезда Калужской губернии в семье диакона Петра Сокольсокого. В 1895 году Евстафий Петрович окончил Духовную семинарию, после чего служил учителем. В 1896 году Евстафий Петрович был рукоположен в сан священника в Никольской церкви села Каменское.

Его очень любили прихожане. Семья священника была очень бедной, прихожане старались ему помочь материально, но, по их воспоминаниям, он никогда ничего не брал. Однако для храма он сделал очень много.

Впервые отец Евстафий был арестован в 1927 годы по подозрению в контрреволюционной агитации. Виновность священника доказать не удалось, и он был освобожден.

Вторично отец Евстафий был арестован 27 января 1938 года во время массовых арестов духовенства. Его посадили в погреб в Каменском. Верхнюю одежду у него отобрали, не давали есть. Так было несколько дней.

От холода и тяжких условий пребывания в погребе священник тяжело заболел.По окончании предварительного следствия отец Евстафий был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. 11 февраля 1938 года тройка НКВД, не добившись от отца Евстафия признания вины, приговорила священника к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 17 февраля 1938 года. Священник погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. О судьбе семьи о. Евстафия ничего не известно.[2]

На Соборе Русской православной церкви в 2000 году Евстафий Сокольский был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. В честь отца Евстафия при Никольской церкви в с. Каменском построен храм-часовня.

Эту информацию можно узнать из сборника «Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века».[1]

Из этого следует, что в настоящее время жанр жития существует.

Выясним, сохранилась ли структура древнерусского жития в современном произведении этого жанра.

Элемент композиции

Пример из современного жития

Сходство

/различие

Повествование о благочестивых родителях героя произведения.

Священномученик Евстафий родился 20 февраля 1874 года в селе Рождество Медынского уезда Калужской губернии в семье диакона Петра Сокольского

Сходство

Необычное детство героя, проходившее в уединении и чтении Святого Писания.

Окончил Духовную семинарию и в течение года служил сельским учителем. В 1896 году он был рукоположен во священника к Никольской церкви села Каменское Наро-Фоминской волости Звенигородского уезда Московской губернии, одной из древнейших церквей Московской епархии, постройки второй половины ХIV века. Село Каменское входило тогда в состав вотчин московского Архангельского собора

Различие

Отказ героя от семейной жизни.

Семья была, большая, дружная, крепкая

Различие

Уход героя в монастырь или «пустынь».

Был настоятелем храма

Различие

Борьба с искушениями.

Отказывался от материальных благ, от бедняков никогда ничего не принимал, наоборот, сам дарил подарки детям.

Сходство

Основание монастыря, приход в него «братии».

Монастырь не основывал, однако храм при нем процветал, прихожане любили настоятеля

Сходство

Предсказание своей кончины.

Предчувствовал свой арест, часто говорил об этом, но не прекращал церковное служение

Сходство

Благочестивая смерть.

Был расстрелян за веру, не признал себя виновным и не согласился подписать протокол, в котором была описана его «контрреволюционная деятельность».

Сходство

Посмертные чудеса.

Не описаны

Различие

Признание потомками, похвала

Причислен к лику святых новомучеников

Сходство

Примечание : информация о жизни священномученика Евстафия взята из книги настоятеля Никольского храма в Каменском священника Александра Ильинова.

Вывод: житийная литература существует и в наши дни, хотя ее структура претерпела изменения.

Глава 3. Жизнеописание воина Евгения

Герой рассмотренного выше жития жил почти сто лет назад. Но я нашла информацию о человеке, который практически наш современник. Это Евгений Родионов.

Свой нравственный подвиг он совершил во время Чеченской войны. Молодой девятнадцатилетний парнишка попал со своими сослуживцами в плен к боевикам. Они прошли через пытки, мучения, издевательства. Евгения заставляли отказаться от веры. Взамен ему была обещана жизнь. Солдат отказался, за это он принял мученическую смерть.Для многих Евгений стал символом мужества, чести. Посмертно он награждён орденом Мужества. Именем Евгения Родионова назван батальон, сражающийся в зоне СВО.

Этот солдат не прославлен как святой, но на сайте Сретенского монастыря, а также в других многочисленных источниках мы находим жизнеописание этого навечно оставшегося девятнадцатилетним солдата.

Элемент композиции

Пример из современного жития

Сходство

/различие

Повествование о благочестивых родителях героя произведения.

Женя родился 23 мая 1977 года в обыкновенной семье. Родители не были религиозны, с мальчиком о Боге не говорили, хотя ребенка и крестили в младенчестве.

Различие

Необычное детство героя, проходившее в уединении и чтении Святого Писания.

Никогда не расставался с крестиком. Мама даже стыдила его: что в школе скажут, смеяться будут никто из друзей не носит крестик. Эти доводы не убедили мальчика.

Сходство

Отказ героя от семейной жизни.

Не описано

Различие

Уход героя в монастырь или «пустынь».

Такого факта в биографии нет

Различие

Борьба с искушениями.

Не описано

Различие

Основание монастыря, приход в него «братии».

Такого факта в биографии нет

Различие

Предсказание своей кончины.

Со слов матери: «Женя отвечал спокойно и твердо: «От судьбы не уйдешь. Я могу выйти на дорогу, и меня собьет автомобиль… Ну а плен… Плен – это уж как повезет».

Сходство

Благочестивая смерть.

Ему предложили снять крест и принять ислам, начать убивать русских солдат в обмен на сохранение жизни. Евгений отказался и был казнен.

Сходство

Посмертные чудеса.

Воин Евгений в красном плаще мученика является солдатам на передовой, выводит из окружения, утоляет сильные боли раненых. Мироточат иконы воина Евгения; миро источает приятный хвойный аромат.[3]

Сходство

Признание потомками, похвала

Почитаем народом

Сходство

Вывод: описание жизни Евгения Родионова имеет как различия в сравнении с традиционной житийной литературой, так и сходства.

Глава 4. Результаты опроса.

Я побеседовала с людьми разного возраста и задала им три вопроса.

  1. Знаете ли Вы, что такое житийная литература?

  2. Как Вы считаете, нужно ли ее возрождать?

  3. Зачем современному человеку нужно изучать житийную литературу?

В опросе приняли участие 30 человек. 20 из них - подростки 13-15 лет, 10- взрослые в возрасте от 35 до50 лет. Были получены следующие результаты.

Из 10 взрослых только 1(10%) человек не знает ,что это такое. Но вот среди подростков, знающих об этом жанре лишь 9 ( 45%), незнающих – 11(55%).

Могу предположить, что сведения о житийной литературе мои сверстники получили на уроках литературы, есть основания предполагать , что других источников получения информации у них не было.

На второй вопрос все 100% взрослых ответили положительно.

Подростковое же мнение разделилось поровну.

Выводы:

-житийная литература – известный современному читателю жанр;

- если жанр жития станет более популярным, он обязательно найдет своего читателя в разных возрастных категориях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выдвинутая мной в начале работы над данным исследованием гипотеза не подтвердилась. Жанр жития в настоящее время существует, хотя его структура незначительно поменялась.

Цель моей работы - доказать, что произведения в жанре жития в настоящее время необходимы для изучения, так как они несут глубокий нравственный смысл, необходимы для воспитания личности, -на мой взгляд, достигнута.

В ходе исследования были решены следующие задачи :

- были изучены структура и содержание житийных произведений;

- найдены и проанализированы житийные произведения, написанныев настоящее время;

- произведено сравнение ихструктуру, содержание и идейный смысл с композицией древнерусских текстов;

- выяснено, насколько мои современники осведомлены о житийной литературе, нужна ли она им.

Выводы:

-житийная литература – известный современному читателю жанр;

- если жанр жития станет более популярным, он обязательно найдет своего читателя в разных возрастных категориях.

Я считаю что в настоящее время нам необходимы такие произведения литературы , в которых будет рассказываться о реальных исторических лицах, жизнь которых является образцом духовности и нравственности. Нашему обществу необходимы яркие примеры . Стремясь быть похожими на них, мы сможем многое изменить в нашей жизни к лучшему.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль».Тверь. 2005. С. 57-60

  2. Ильинов Александр (священник). Никольская церковь в Каменском.- Наро-Фоминское благочиние Московской епархии, 2009

  3. https://monastery.ru/zhurnal/svyatye/russkiy-soldat-evgeniy-rodionov/

  4. https://skazki.rustih.ru/zhitie-aleksandra-nevskogo/

  5. https://www.textologia.ru/literature/drevnerusskaya-literatura/voznik-drevnerusskoy-literatur/zhitiynaya-literatura/3877/?q=471&n=3877

Просмотров работы: 70