Ох, уж эти орфограммы

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ох, уж эти орфограммы

Мильчева М.А. 1
1МАОУ "Лицей №97 г.Челябинска"
Климова Л.В. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль. Особенно тяжело с орфографией. Ведь многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы мы посмотрели в учебник или в словарь.

За 4 года обучения в начальной школе мы изучили много орфограмм. На уроке русского языка мы выполняли проект «Ох, уж эти орфограммы» и пришли к выводу, для каждой орфограммы свой способ решения. Как же не запутаться в мире правил и научиться писать грамотно и без ошибок? Мы выдвинули гипотезу, может быть, среди орфограмм есть самая «коварная», которая встречается чаще остальных, и изучив её в совершенстве, мы значительно улучшим качество нашего письма?

Мы задумались над этим вопросом и решили провести настоящее исследование – найти самую распространённую орфограмму, а заодно и самую «опасную» часть слова.

Цель исследования – нахождение самой распространённой орфограммы и самой «опасной» части слова.

Задачи исследования:

  1. Систематизировать орфограммы, изученные в начальной школе.

  2. Провести орфографический анализ текста.

  3. Проанализировать полученные результаты.

Метод исследования – орфографический анализ текста.

Предмет исследования – текст.

Объекты исследования – орфограмма и часть слова.

Актуальность работы состоит в том, что для того, чтобы писать грамотно слова необходимо знать правила, части слова.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I.1. Орфограммы, изучаемые в начальной школе.

Орфограмма – (от греческого orthos правильный и gramma письмо) это «западня», «ловушка», место в слове с неясным написанием, или, как говорят учёные, написание по соответствующему правилу.

Орфограмм огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии всё запомнить. Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает – орфография.

Ниже в таблицу мы поместили орфограммы, изученные нами на уроках русского языка в начальной школе.

 

орфограмма

правило

1

Безударный гласный в корне.

Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.

2

Парный согласный.

Чтобы проверить правописание сомнительных согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.

3

Непроизносимый согласный.

Чтобы проверить правописание непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.

4

Буквы И, А, У после шипящих.

Жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У.

5

Разделительные Ь и Ъ.

Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я: подъем. Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.: перья.

6

Раздельное написание предлогов со словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

7

Ь на конце существительных после шипящих.

На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь: печь.

8

Ь – показатель мягкости согласных.

Для обозначения мягкости согласного Ь пишется:

1) на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч'], [щ']: тень, день;

2) в середине слова после мягкого согласного [л’]: больница;

3) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым: письмо, седьмой;

4) между двумя мягкими согласными, если при измене­нии слова первый согласный остаётся мягким, а второй ста­новится твёрдым: возьми (возьму).

Ь не пишется:

1) в сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, рч, рщ: кочка, срочный;

2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость;

3) между двумя мягкими [л’]: аллея.

9

Гласные и согласные в приставках.

Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.  Для них характерно традиционное написание.

10

Большая буква.

С большой буквы пишутся все имена собственные.

11

Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных.

Окончание -Е пишется в существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах и в существительных 2-го склонения в предложном падеже.

Окончание -И (-Ы) пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения.

12

Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.

Это окончание можно проверить окончанием вопросительного слова. Какая? Зелёная.

13

Не с глаголами.

Не с глаголами пишется отдельно: не спеши.

14

Ь в неопределённой форме глагола и во 2-ом лице единственного числа глагола.

На конце глагола в неопределённой форме после шипящих пишется Ь, он сохраняется и перед -ся, например: стричь, стричься. Ь пишется в форме 2 лица ед. ч. глаголов в наст. и буд. времени: несёшь, бросишь.

15

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы     что делать? что сделать?  Перед -ся и -сь мягкий знак сохраняется. Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает?

16

Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

У глаголов 1-го спряжения в личных окончаниях пишутся буквы Е, У, Ю; у глаголов 2-го спряжения — И, А, Я.

Примечание. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы. Исключением из правила являются глаголы-исключения.

17

Соединительные гласные О и Е в сложных словах.

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О, а после мягких согласных, шипящих и Ц — соединительное Е.

I.2. Систематизация орфограмм, изучаемых в начальной школе.

Орфограмм так много, что в них, того и гляди запутаешься. Но в том ли беда, что орфограмм много? Каждому из нас, конечно, не раз приходилось искать нужную вещь: книгу, тетрадь или какой-нибудь инструмент. Всегда ли удавалось быстро найти её? Если ваши вещи свалены в беспорядочную кучу, отыскать нужную вещь бывает очень трудно. Но если они сложены в строгом порядке, если для каждой вещи есть своё место, то любая из них всегда окажется под рукой. Точно так же и с орфограммами. На самом деле их немало. Но мы легко вспомним любую нужную орфограмму, если все они будут храниться в вашей голове в строгом порядке.

Осталось понять, по какому принципу разложить эти орфограммы «по полочкам». За основу систематизации мы взяли состав слова. Есть в русском языке орфограммы, которые зависят от состава слова. В каждой части слова свои орфограммы. А есть такие орфограммы, которые не зависят от состава слова. Мы расположили их в строгом порядке и у нас получилась такая таблица. (Приложение №1). Теперь для удобства работы нам осталось только пронумеровать эти орфограммы. Когда ищешь орфограмму в таблице, то номерами пользоваться удобнее, потому что первая цифра показывает

столбик, в котором находится нужная нам орфограмма, а вторая цифра (если она есть) показывает строчку.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

II.1. Орфографический анализ текста.

Для орфографического анализа текста мы взяли 3 текста с разными видами работ. Мы списывали каждое предложение, находили в нём орфограммы и записывали её «код» после каждого слова. Вот, что получилось у нас в результате нашей работы. (Приложение №2).

II.2. Результаты исследования.

После того, как наша работа по нахождению орфограмм была закончена, мы подсчитали, сколько раз встретилась каждая орфограмма (5 столбик таблицы), и количество орфограмм в каждой части слова (6 столбик).

В ходе исследования мы выяснили, что чаще всего в тексте встречалась орфограмма «Безударный гласный в корне слова» (62 раза). На втором месте орфограмма, связанная с раздельным написанием предлогов со словами.

Самой опасной частью слова оказался корень, именно в нём мы обнаружили наибольшее количество орфограмм.

Результаты исследования представим в виде двух диаграмм. В первой диаграмме показано общее количество всех орфограмм, которые нам встретились в текстах. Во второй диаграмме обозначено общее количество орфограмм в каждой части слова. (Приложение №3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования, выполняемого на основе орфографического анализа текстов, мы выяснили, что самой распространённой орфограммой является безударный гласные в корне. А самой «опасной» частью слова – корень. Именно в нём мы встретили наибольшее количество орфограмм.

Мы проделали большую и очень полезную работу. В ходе этой работы мы не только повторили и систематизировали все свои знания об орфограммах, но и потренировались в нахождении и определении орфограмм. Мы сделали для себя вывод: для того, чтобы грамотно писать, нужно не только знать орфограммы, но и уметь находить их в слове, а для этого надо хорошо уметь разбирать слова по составу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1978.

  2. Баранов, М.Т. Ознакомление учащихся IV класса с орфограммой и первоначальный этап формирования орфографического навыка // Рус. яз. в школе. - 1970. - № 4. 4. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 1966.

  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

  4. Репкин В. Р., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. – Харьков-Москва: «Развивающее обучение», 2000.

  5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Издательство "Питер", 2000.

  6. Соловейчик М.С., Кузьменко НС. Русский язык. Учебник для учащихся 4 класса. Часть 1, 2. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016.

Приложение №2

Вставьте в тексте пропущенные буквы.

Летом мы ходим (из) д…ревн.. (на) реч…ку (через) поле. Там зрее… рож…. Спелые к…лос…я рж… клонятся (к) з…мле. (Между) ними м…лькаю.. синие звёздоч…ки васил…ков и белые р…ма…ки. Радую… гла… в…юнки мыш…ного г…ро…ка.

Наша реч…ка мелкая. Дно п…крывае… ч…дес…ный п…со… з…л…тистого цвета. (В) прозрач…ной в…де сную… шустрые ры…ки. Иногда …ни ск…л..зя… почти (у) п…верхности, но (в) руки (не) д…ются.
(После) купания мы …граем (в) мяч….. Один ра… (у) бер…га я чут… (не) п…ймал юркого рака! Он ло…ко упол… (в) густой камыш….

Летом мы ходим из деревни (7.1.; 2.1.; 4.1.) на речку (7.1.; 5.1.) через поле (7.1.). Там зреет (2.2.) рожь (5.4.). Спелые колосья (2.1.; 5.2.) ржи (6.1.) клонятся к земле (7.1.; 2.1.). Между ними (7.1.) мелькают (2.1.; 2.2.) синие звёздочки (5.1.) васильков (5.2.) и белые ромашки (2.1.; 2.2.). Радуют (2.2.) глаз (2.2.) вьюнки (5.2.) мышиного (6.1.) горошка (2.1.; 2.2.).

Наша речка (5.1.) мелкая. Дно покрывает (1.; 2.2.) чудесный (6.1.; 2.3.) песок (2.1.; 2.2.) золотистого (2.1.; 2.1.) цвета. В прозрачной (7.1.; 5.1.) воде (2.1.) снуют (2.2.) шустрые рыбки (2.2.). Иногда они (2.1.) скользят (2.1.; 2.2.) почти у поверхности (7.1.; 1.), но в руки (7.1.) не даются (7.2.; 2.1.). После купания (7.1.) мы играем (2.1.) в мяч (7.1.; 5.4.). Один раз (2.2.) у берега (7.1.; 2.1.) я чуть (5.1.) не поймал (7.2.; 2.1.) юркого рака! Он ловко (2.2.) уполз (2.2.) в густой (7.1.) камыш (2.2.; 5.4.).

Найдите в тексте все известные тебе орфограммы.

Весна в разгаре! Сегодня к нам в дом влетела первая бабочка. На кухне по стенке вьётся гибкий плющ. Бабочка сидит на резных листьях и тихонько шевелит яркими крыльями. Словно чудесный цветок раскрыл среди зелени свои нежные лепестки.

А за окном светит почти летнее солнце. Но земля не прогрелась. На спортивной площадке мальчики гоняют мяч. Их курточки и шапки лежат на скамейке.

Девочки чертят на дорожке поле для игры в скакалки. Радостные голоса ребят врываются в открытое окно. Скорее на улицу!

Весна (2.1.) в разгаре (7.1.; 1.; 4.1.)! Сегодня (2.1.; 2.2.) к нам (7.1.) в дом (7.1.) влетела (1.; 2.1.) первая (4.2.) бабочка (3.; 5.1.). На кухне (7.1.; 4.1.) по стенке (7.1.; 4.1.) вьётся (5.2.; 5.7.) гибкий (2.2.) плющ (5.4). Бабочка (3.; 5.1.) сидит (2.1.; 2.2.) на резных (7.1.; 2.2.) листьях (5.2.) и тихонько (2.1.; 5.2.; 3.) шевелит (2.1.; 2.2.) яркими (4.2.) крыльями (5.2.). Словно чудесный (6.1.) цветок (2.1.; 2.2.) раскрыл (1.) среди (2.1.) зелени (2.1.; 4.1.) свои (2.1.) нежные (4.2.) лепестки (2.1.; 2.2.). А за окном (7.1.; 2.1.) светит (4.3.) почти летнее (3.) солнце (2.3.). Но земля (2.1.) не прогрелась (7.2.; 1.). На спортивной (7.1.; 2.1. 4.2.) площадке (2.1.; 2.2.; 4.1.) мальчики (5.1.; 2.1.) гоняют (2.1.; 2.2.) мяч (5.4.). Их курточки (2.1.; 5.1.) и шапки (2.2.) лежат (2.1.) на скамейке (7.1.; 2.1.; 4.1.). Девочки (5.1.) чертят на дорожке (7.1.; 2.1.; 2.2.; 4.1.) поле для игры (7.1.; 2.1.) в скакалки (7.1.; 2.1.). Радостные (2.3.; 3.) голоса (2.1.) ребят (2.1.; 2.2.) врываются (1.; 5.7.) в открытое (7.1.; 1.; 4.2.) окно (2.1.). Скорее (2.1.) на улицу (7.1. 2.1.)!

IV

Найдите в тексте ошибки на известные тебе орфограммы.

Висна вразгари! Сигодня кнам вдом флитела первля бабочька. Накухни постенки въётся гипкий плющь. Бабочька седит наризных листях и техонъко шевилит яркеми крылями. Словьно чудестный цвиток рас крыл среди зелини сваи нежные лепесдки.

А за акном светит почьти летние сонце. Но зимля непрагрелась. На спартивнай плащатки малчики гоняют мячь. Их курточьки и шабки лижат наскамейке.

Девочьки чертят надарошки поле дляигры вскакалки. Радосные галаса рибят врываются в открытае акно. Скорее наулицу!

Весна (2.1.) в разгаре (7.1.; 4.1.)! Сегодня (2.1.) к нам (7.1.) в дом (7.1.) влетела (1.; 2.1.) первая (4.2.) бабочка (5.1.). На кухне (7.1.; 4.1.) по стенке (7.1.; 4.1.) вьётся (5.2.) гибкий (2.2.) плющ (5.4.). Бабочка (5.1.) сидит (2.1.) на резных (7.1.) листьях (5.2.) и тихонько (2.1.; 5.2.) шевелит (2.1.) яркими (4.2.) крыльями (5.2.). Словно (5.1.) чудесный (2.3.) цветок (2.1.) раскрыл (1.) среди зелени (2.1.) свои (2.1.) нежные лепестки (2.2.).

А за окном (2.1.) светит почти (5.1.) летнее (3.) солнце (2.3.). Но земля (2.1.) не прогрелась (7.2.; 1.). На спортивной (2.1.; 4.2.) площадке (2.1.; 2.2.; 4.1.) мальчики (5.1.) гоняют мяч (5.4.). Их курточки (5.1.) и шапки (2.2.) лежат (2.1.) на скамейке (7.1.).

Девочки (5.1.) чертят на дорожке (7.1.; 2.1.; 2.2.; 4.1.) поле для игры (7.1.) в скакалки (7.1.). Радостные (2.3.) голоса (2.1.) ребят (2.1.) врываются в открытое (4.2.) окно (2.1.). Скорее на улицу (7.1.)!

V

Приложение №3

1 ТЕКСТ

VI

2 ТЕКСТ

VII

3 ТЕКСТ

VIII

Диаграмма 1. Количество орфограмм.

Диаграмма 2. Части слова.

Просмотров работы: 15