I Введение
В прошлом году я впервые участвовала в научно-практической конференции. В работе собрала материал о происхождении названий разных ягод. Оказалось, что у слов свои истории, интересные приключения, которые рассказывают, почему тот или иной предмет назван так, а не иначе, как со временем менялся смысл и «внешний вид» слова.
Некоторые названия предметов говорят сами за себя, и если внимательно присмотреться к таким названиям, то можно и самому раскрыть тайну названия. Например, слово «победа» обозначает то, что приходит «после беды»; «впечатление»- оставленный след, воздействие как от печати (от «печь»- выжженный знак), а слово «библиотека» произошло от греческого слова «библиос»- «книга» («библия»- родственное слово) и «тека»- «хранилище» («аптека»- тоже родственное слово). Или история слов «сладкий» и «солёный». Оказалось, что у них был один древний корень «сол». Значение этого корня в слове «солёный» предельно ясное, а прилагательное «сладкий» сначала имело значение «с солью, солёный», потом- «приправленный» (не обязательно солью), далее «вкусный» и, наконец, «сладкий».
У многих слов удивительные истории происхождения. Узнать о них можно из толковых и этимологических словарей, книг, Детского радио, рассказов взрослых.
Обоснование темы
В повседневной жизни, когда я общаюсь со сверстниками или взрослыми, когда читаю книгу или смотрю телевизор, часто встречаю слова, значения которых мне неизвестно, и поэтому я не всегда понимаю смысл сказанного. Значит, я недостаточно хорошо знаю свой родной русский язык. А ведь в учебнике «Русский язык» сказано, что «нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Чтобы им овладеть, надо знать истории слов, как они возникли, что означали раньше и каково их значение сейчас. Необходимо обогащать свой словарный запас, тогда и общаться будет интереснее, и чтение будет более увлекательным.
Актуальность работы: часто историческое и современное значения слов не совпадают, имногие мои сверстники не знают и не задумываются над значением слов, которые они часто употребляют в своей речи и которые используются в учебнике «Русский язык» 1 часть 3 класс под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
Гипотеза: знаниеэтимологии слова помогает запомнить правильное написание словарных слов.
Цель работы: изучение происхождения слов, часть из которых является отобранными по принципу личной заинтересованности; в следующую группу входят старославянские наименования месяцев года и их современные аналоги, а также слова, включённые в раздел «Орфографические трудности» учебника «Русский язык» 3 класс 1 части.
Для её достижения надо решить следующие задачи:
- научиться работать с разными словарями и справочной литературой, с Интернетом для выявления взаимосвязи исторического и современного значения некоторых слов;
- выбрать слова, в которых правописание связано с этимологией;
- проанализировать лингвистический материал учебника «Русский язык» 1 часть для 3 класса и внести предложения для улучшения его содержания;
- разработать опросник и анкетирование;
- проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Методы работы:
- наблюдение, в том числе с использованием словарей разных типов;
- изучение учебника «Русский язык» 1 часть 3 класс;
- анкетирование;
- анализ полученных данных.
Этимология – верный помощник
В русском языке много слов с безударной гласной в корне. Те слова, которые мы можем проверить путём подбора форм этого слова или однокоренных, не вызывают особого затруднения в их написании. А вот запомнить все словарные слова невозможно. И тогда на помощь может прийти этимология слова. ЭТИМОЛОГИЯ- греческое слово- «этюмос»- «истинный, верный» и «логос»- «смысл, значение», то есть «истинное значение слова». Зная историю появления слова, мы уже сознательно пишем правильно. Например, в книге Н. М. Шанского «В мире слов» есть глава, в которой доказывается, почему в слове ТОПОР надо писать О, а не А. Раньше слова «топор», «топот» были родственными и означали «бить», «ударять» (похоже на звуки топота лошадей или удара топора- «топ»- «топ»).
А такие разные по значению слова, как КАПИТАН и КАПУСТА произошли от одного корня (лат. «капут»- «голова», «начальник»). Капитан- командир, начальник. Капуста- кочаны похожи на голову. Тогда в этот ряд можно включить и КАПЮШОН- головной убор, пришитый или пристёгнутый к вороту верхней одежды, и КАПОТ- под ним находится главная часть машины, её «голова».
Собирая материал для работы, я узнала много увлекательных словарных историй, которые помогут многим стать грамотнее, составила небольшой словарик. Вот одна из словарных статей.
ВЕТЕРАН- «ветус»- старый, то есть опытный, мудрый, заслуженный человек. Но от этого же корня образовалось слово ВЕТЧИНА- сорт мяса, который очень долго по времени (несколько месяцев) приготавливается, то есть мясо становится не свежим, старым. Отсюда и Ветошь- старые, ветхие вещи. Или
КАРНАВАЛ- праздник с играми и танцами. Во многих странах это последние дни Масленицы, после которых наступает Пост, когда нельзя есть мясо. От итальянского «карно»- «мясо», «вале»- «прощай».
В чем смысл названий месяцев?
В школе я каждый день записываю дату, а вот почему месяцы называются так, не знаю. Я нашла материал о том, что наши предки, древние русичи, название каждого месяца связывали с каким-нибудь явлением природы. Иногда одни и те же месяцы в зависимости от климата назывались по-разному. А вот наиболее распространёнными из них оказались следующие:
сечень (январь)- время вырубки леса для будущего строительства и заготовки дров, его легко по снегу можно было вывезти;
лютый (февраль)- очень сильные морозы с ветром, люди часто даже замерзали в дороге;
березозол (март)- начинала цвести берёза, брали сок из неё, жгли берёзу, заготавливая уголь;
цветень (апрель)- цветение садов;
травень (май)- зеленеет трава;
червень (июнь)- «красный», начинала краснеть вишня;
липец (июль)- цветение липы, заготовка её на зиму как лекарства;
серпень (август)- от слова «серп»- время жатвы, серпом срезали злаковае и вязали их в снопы;
вересень (сентябрь)- цвёл вереск, и пчёлы собирали последний мёд перед зимней спячкой;
листопад (октябрь)- листья с деревьев опадали;
грудень (ноябрь)- грудами замёрзшая грязь со снегом;
студень (декабрь)- стужа, студёно, холодно.
В настоящее время мы пользуемся названиями месяцев, которые пришли к нам из Древнего Рима. Год тогда начинался с 1 марта, так как это было время подготовки к сельскохозяйственным работам, к посевной. В некоторых названиях месяцев сохранился их порядковый номер (сентябрь- седьмой, от «сентембер»; октябрь- восьмой, от «октобер»; ноябрь- девятый, от «новембер»; декабрь- десятый, от «децембер»).
Названия других было дано по именам Богов. Март был посвящён Богу войны Марсу, который должен был защищать мирный труд, и назывался мартиусом. Май- Майя- Бог земли; июнь в честь богини Юноны, покровительницы семьи; январь- двуликий Бог Янус, Бог солнца и времени, у него 2 лица, чтобы видеть впереди и позади себя, заглядывать в будущее и помнить прошлое; февраль- Фебруо, Бог смерти.
Юлий Цезарь решил увековечить своё имя и в честь себя назвал пятый месяц «июль». Новый император Август Цезарь последовал его примеру и в честь себя шестой месяц назвал «август».
Таким образом, в нашем современном календаре более половины названий месяцев произошли от собственных имён Богов и правителей.
Название апреля произошло от «апериро»- «открывать», именно в это время раскрывались почки на деревьях.
Такое летоисчисление в Древней Руси было до конца 15 века. Затем начало года было перенесено на 1 сентября. А указом Петра Первого от 15 декабря 1699 года в 1700 году в России было введено христианское летоисчисление. Названия месяцев осталось прежнее, а год стал начинаться с 1 января.
Учебник «Русский язык» можно дополнить!
Учебник русского языка для 3 класса, который написан В. П. Конакиной и В. Г. Горецким, очень хороший. Мне нравится по нему заниматься, много ярких и смешных рисунков, интересных, а иногда и трудных заданий. Особенно люблю рубрику «Страничка для любознательных», но хотелось бы, чтобы она была более подробной.
Например, к упражнению 70 даны слова ПОГОДА и НЕПОГОДА. Говорится, что непогода- это дождь, метель. А надо бы объяснить, как появилось слово «погода». Оказывается, слово «погода» произошло от слова «год»- промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, длящийся 12 месяцев, и означало «хорошее, подходящее», то есть время всего года оценивалось хорошо. В этимологическом словаре написано, что в некоторых славянских языках слово «год» и сейчас обозначает «пир, праздник». Когда-то родственными были слова выГОДа- «польза, преимущество», уГОДить- сделать приятное, нужное.
В теме «Однозначные слова» к упражнению 65 дан рисунок ПЕРСТНЯ. Можно было рассказать, что это не просто украшение, которое носят на пальце, а что слово произошло от старого русского «перст»- палец, поэтому родственными были слова «ПЕРЧатка»- изделие с отделением для каждого пальца, «наПЕРСТок»- металлический колпачок для пальца, чтобы не уколоть его при шитье.
К упражнению 149 дано написание слов ОБЕД и УЖИН. Интересно было бы знать происхождение этих слов. «Обед» от слова «еда», первоначально- «время до и после еды». Ужин- от «уг»- «юг», «полдень», в древнерусском языке было слово «ужина»- «полдник». Считаю, что к этому упражнению надо дать и слово «ЗАВТРАК», которое произошло от «заутра»- время, которое последует за утром.
В упражнении 186 надо запомнить написание слова «ПИРОГ». Ведь легче запомнить, если знать, что слово произошло от «ПИР», что означало «праздничный хлеб».
В упражнении 208 есть слово с пропуском орфограммы (запор…шило), а рядом слово для проверки порОша. Но ведь можно запомнить, почему и первую гласную надо писать «О». Слово произошло от «порох»-«мелкие частицы, пыль, порошок».
В разделе «Следы» старославянского языка в русском языке» очень мало примеров, можно было в этот список добавить, например, слова: один, един, единица; облако, обволакивать, наволочка; шлем, ошеломить; мрак, обморок, морок, заморочить; храм, хоромы; гражданин, освещение.
В теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне» даётся объяснение этой орфограммы в слове «СЕРдЦЕ» - серДечный. Сердце означало «гнев, злость», а сердиться- вызывать гнев, злость, то есть считалось, что сердце- вместилище разных чувств: гнева, злости, любви, дружбы. А можно значение этого слова объяснить по-другому: то, что находится в сереДине.
В конце нашего учебника есть 8 разных словариков: Орфоэпический, Словарь однокоренных слов, Орфографический, Толковый, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Словарь омонимов, Фразеологический. Явно не хватает Этимологического. Я бы могла предложить включить в него те слова, о которых рассказано у меня в работе.
Анкетирование
Мы попросили моих одноклассников, родственников и друзей (разных возрастов) заполнить анкеты. Всего приняли участие 40 человек.
Как видно из приведенных таблиц полностью правильно никто не смог ответить. Большинство даже не пытались выдвинуть какую-то свою версию значения слова, просто писали: «Не знаю».
По анкете №1 правильно соотнесли современное название месяцев с древнерусским 33 % (13 человек), но объяснили это только 25 % (10 человек).
Еще более интересна анкета №2: смогли объяснить современное наименование месяцев, связав их с именами Богов или правителей 15 % (6 человек), и только 2 человека (5 %) объяснили названия порядковыми номерами, но не смогли объяснить, почему, например, словом «октябрь» (образованным от числительного восемь- «октобер») у нас назван десятый месяц.
В третьей анкете надо былопредположить, есть ли какая-то связь между парами слов, а если есть, то какая. Видят эту связь 30 %, но объяснить её не могут почти 68% опрошенных.
Выводы
В работе я проанализировала более 100 слов, часто употребляемых в речи и в учебнике «Русский язык», и пришла к выводу, что необходимо постоянно выяснять значение незнакомых слов, используя различные словари, Интернет, консультации учителей и взрослых, потому что подавляющее большинство опрошенных, почти 68 %, не видят этимологической связи между словами, не знают и не догадываются об общем происхождении слов – 70%, не знают этимологию ни древнего, ни современного названия месяцев года.
Написание многих словарных слов легко запомнить, если знать их этимологию, а это не только улучшает грамотность, но и расширяет кругозор.
Я видела, с каким интересом и удивлением ребята отвечали на вопросы анкеты, поэтому считаю, что надо готовить дополнительный интересный материал о происхождении и историческом изменении слов к урокам русского языка и устраивать в классе лингвистические викторины, квесты, конкурсы на лучшие кроссворды.
Материал, изложенный в работе, может быть использован в урочной и во внеурочной деятельности.
Хотелось бы вместе с ребятами и учителем еще более тщательно проанализировать учебник «Русский язык» и свои предложения по его улучшению отправить авторам.
Заключение.
Работа по данной теме была для меня очень интересной и познавательной. Я поняла, что у слова есть свои корни, своя удивительная история и жизнь, а знание этимологии делает человека грамотнее. Родство многих слов было для меня открытием, например, «ветеран и ветчина», «хирург и парикмахер». Стала замечать, что русский язык теперь больше нравится, меньше делаю ошибок, потому что пытаюсь вникать в смысл и значение слова.
В результате цели и задачи были выполнены. Я познакомилась с новыми для себя словарями, часто стала туда заглядывать, научилась работать с разными источниками информации, отделять важные факты от второстепенных.
Мне очень понравилось разгадывать загадки слов. Я обязательно продолжу эту работу и соберу материал, который сделает уроки русского языка еще интереснее, а ребята нашего класса будут лучше знать родной язык и гордиться им.
Библиография
Ожегов С.И., Толковый словарь, М., Просвещение, 2009г.
Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка, М., Русское слово, 1989г.
Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В., Краткий этимологический словарь, М., Просвещение, 2012г.
Передачи «Детского радио».
Вартаньян Э.А., Путешествие в слово, М., Русское слово, 2004г.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Секреты орфографии, М., Просвещение, 2007.
Львова С.И., За страницами школьного учебника, М., Просвещение, 1998.
Соловьева Т.В., Словарик современного школьника, Челябинск, Взгляд, 2012г.
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык, учебник для общеобразовательных организаций, 3 класс часть 1, М., Просвещение, 2022г.
Приложение №1.
Этимологический словарик.
АРТИЛЛЕРИЯ- огнестрельное орудие, род войск. От лат. «артис», «арс»- «искусство», «артиллум»- «хорошее владение огнестрельным орудием». Этимологически родственным тогда является слово АРТИСТ (искусство исполнения каких-либо ролей).
АВТОБИОГРАФИЯ- описание своей жизни. Латинский корень «аутос»- «сам», «свой»- дал жизнь многим словам. АВТОМОБИЛЬ, АВТОБУС- транспорт, который сам, без железной дороги, движется. АВТОГРАФ-собственноручная подпись; АВТОМАТ- прибор, самостоятельно действующий по заданной программе; АВТОРИТЕТ- влияние, признание самого человека; АВТОР- тот, кто сам создал что-либо.
БАЛКОН- от древнего русского слова «балко»- «бревно».
БЕЛЬЁ- от «белый», «некрашеная ткань», только она использовалась для белья, означала «светить, сиять, блестеть». БЕРЁЗА этого же корня- «светлый, ясный». Дерево так названо по цвету коры.
БАГРЯНЫЙ- «багр»- красная краска.
ВЕТЕРАН- лат. «ветус», старый, то есть опытный, мудрый, заслуженный человек. Но от этого же корня образовалось слово ВЕТЧИНА- сорт мяса, который очень долго по времени (несколько месяцев) приготавливается, то есть мясо становилось не свежим, старым. ВЕТОШЬ- ветхие, старые вещи.
ВОСПИТАНИЕ-навыки, привычки, которые даны семьёй, школой, они как бы человека «кормят». Оно произошло от слова «пища», «питание». Тогда и слово «ПИТОМНИК» ( место, где разводят растения или животных) было однокоренным.
ГАРДЕРОБ- фр. «гард»- «хранение», «роб»-«платье».
ГЕРОЙ-человек, совершивший подвиг. От греческого «герос» - «полубог», «герой».
ГВОЗДИКА- цветок, похожий на гвоздь.
ГИМНАСТИКА- греч. «гимнос»- «голый». Вид спорта, которым человек занимается полуобнаженным. От этого же корня ГИМНАЗИЯ- вид учебного заведения, в котором очень много занимались спортом и танцами. ГИМНАСТЁРКА - военная форменная рубашка, которая надевалась на голое тело.
КАПИТАН- офицерское звание, командир судна. Лат. «капут»- «начальник, голова». Однокоренные: КАПУСТА- овощ, качан которого похож на голову; КАПОТ- откидная крышка, под которой находится главная часть механизма, его «голова»: КАПЮШОН- откидной головной убор, пришитый к воротнику.
КАПРИЗ-вредность, от лат. «капра»- «коза», «козлиная манера». Капризный человек, как упертая коза, не хочет слушать никаких доводов, стоит на своем, хоть и не прав.
КАРНАВАЛ-праздник с играми и танцами. Во многих странах это последние дни масленицы, после которых наступает пост, когда нельзя есть мясо. От итальянского «карно» - «мясо», «вале» -«прощай».
КАТАЛОГ- составленный в определённом порядке перечень чего-либо. Связано с греческой приставкой «ката» со значением «вниз». «через», «на», «по». Родственные слова: КАТАСТРОФА, КАТАКЛИЗМ- событие с трагическим последствием; КАТАПУЛЬТА- спасательное устройство летательного аппарата; КАТАКОМБЫ- подземный лабиринт.
ЛОТЕРЕЯ- розыгрыш вещей и денег. Лат. «лотто» - «жребий». Отсюда- лото, лот.
МИЛЛИОН- количество и число, равное тысяче тысяч. Произошло от лат. «милле»- «тысяча»; однокоренные слова: МИЛЛИМЕТР и МИЛЛИГРАММ- тысячная часть от метра и килограмма.
МИНУТА- мера времени, состоящая из 60 секунд. Лат. «минуо»-«разбить на мелкие части, уменьшить. Однокоренные слова «минус», «минимум».
МАРШРУТ- проложенная дорога. От фр. «марш»- «ходьба», «рут»- «дорога».
ПАРАШЮТ- устройство, которое задерживает падение. Греч. «пара»- «против», «шют»- «падение».
ПРЕЗИДЕНТ-глава государства. Лат. «пре»-перед, впереди, «сидерс»- «сидеть».
РАПОРТ- доклад, донесение. Лат. «порто»- «ношу», родственные слова: ПОРТФЕЛЬ- специальная сумка; ПОРТСИГАР- коробка для папирос; ПОРТУПЕЯ- ремень для ношения оружия; ПОРТМОНЕ- кошелёк для денег.
САНАТОРИЙ- лечебное учреждение. Лат. «сан»- «здоровье», «санаре»- «лечить». Однокоренное «САНИТАР»-младший медицинский работник.
ТЕРРИТОРИЯ- ограниченный земельный участок. От лат. «терра»- земля. Родсвенные ТЕРРАСА- летнее открытое помещение на земле на столбах без фундамента; ТЕРРИКОН- конусообразный отвал породы при шахте на земле; ТЕРРАРИУМ- помещение для земноводных и пресмыкающихся; ПАРТЕР- в театре самый нижний ряд на земле, не на возвышении.
УНИФОРМА- от лат. «уни»- «единый». Одинаковая для всех форма. УНИВЕРМАГ- универсальный магазин, в котором все есть. УНИВЕРСИТЕТ- учебное заведение, в котором есть много разных факультетов. УНИКУМ- единственный, неповторимый.
ФОНТАН- струя воды или газа, выбрасываемая вверх. Лат. «фон, фонтис»- «родник, источник».
ЧЕХОЛ- халат, рубашка, футляр для чего-нибудь. Болг.- футляр для ноги- «чехол»- «туфля».
Приложение №2. Анкета №1.
У древних русичей название каждого месяца было связано с природными явлениями. Самые распространённые из них даны не по порядку: липень, серпень, червень, травень, вересень, листопад, сечень, студень, березень, грудень, лютый, цветень. Рядом с современным названием напиши древнее соответствие, если сможешь, напиши, почему так решил. |
|||
1 |
Январь |
Сечень. Рубили (секли) лес. |
80 % |
2 |
Февраль |
Лютый. Сильные морозы. |
65 % |
3 |
Март |
Березень. Берёзы цвели, давали сок. |
40 % |
4 |
Апрель |
Цветень. Цветение садов. |
30 % |
5 |
Май |
Травень. Зеленеет трава. |
35 % |
6 |
Июнь |
Червень. Краснеет вишня. |
0 % |
7 |
Июль |
Липень. Цветёт липа. |
10 % |
8 |
Август |
Серпень. Время жатвы, серпом жали (срезали) зерновые. |
15 % |
9 |
Сентябрь |
Вересень. Цветение вереска. |
10 % |
10 |
Октябрь |
Листопад. |
45 % |
11 |
Ноябрь |
Грудень. Комьями (грудами) замерзала земля со снегом. |
5 % |
12 |
Декабрь |
Студень. Наступала стужа, холод. |
60 % |
Приложение №3. Анкета №2
Современное название месяцев тебе знакомо. Можешь ли объяснить, почему именно так назван тот или иной месяц? |
||||
№ п/п |
Название месяца |
Почему месяц называется именно так? |
% прав. ответов |
|
1 |
Январь |
Двуликий Бог ЯНУС, у него 2 лица, видит впереди и позади себя. |
60 % |
|
2 |
Февраль |
Бог смерти ФЕБРУО |
15 % |
|
3 |
Март |
Год начинался с 1 марта, приступали к посевным работам. Месяц посвящался Богу войны МАРСУ, который защищал мирный труд, и назывался «мартиусом». |
5 % |
|
4 |
Апрель |
Это 2 месяц. «АПЕРИРЕ»- «открывать», открывались, распускались почки на деревьях. |
0 % |
|
5 |
Май |
3 месяц. По имени Бога земли и весеннего расцвета «МАЙИ». |
0 % |
|
6 |
Июнь |
4 месяц в честь Богини ЮНОНЫ, защитницы семьи. |
3 % |
|
7 |
Июль |
5 месяц ЮЛИЙ Цезарь переименовал в честь себя. |
70 % |
|
8 |
Август |
Цезарь АВГУСТ 6 месяц назвал в честь себя. |
55 % |
|
9 |
Сентябрь |
«СЕНТЕМБЕР», то есть «седьмой». |
5 % |
|
10 |
Октябрь |
«ОКТОБЕР»- «восьмой». |
5 % |
|
11 |
Ноябрь |
«НОВЕМБЕР»- «девятый». |
5 % |
|
12 |
Декабрь |
«ДЕЦЕМБЕР»- «десятый» |
5 % |
Приложение №4. Анкета №3.
Предположи, есть ли связь между словами в парах, напиши «да» или «нет». Если «да», то в следующем столбике напиши, что общего в значении или происхождении этих слов |
||||
1 |
Бассейн- чашка |
да |
«баккус»- чаша, резервуар |
40 % |
2 |
Конфета- лекарство |
да |
«кон+ фектум»- «приготовленное лекарство» |
10 % |
3 |
Библиотека- аптека |
да |
«библиос»- «книга», «тека»- «хранилище» |
23 % |
4 |
Ветеринар- ветеран |
нет |
«ветерина»- «рабочий скот»; «ветус»- «старый, опытный, заслуженный» |
75 % |
5 |
Брошюра- брошь |
да |
«брош»- «шило, сшить, прикрепить» |
20 % |
6 |
Ветеран- ветчина |
да |
«ветус»- «старый»; ветчина- мясо, которое готовится несколько месяцев |
10 % |
7 |
Воспитание- пища |
да |
«питание, пища» |
35 % |
8 |
Восхищение- похищение |
да |
«хитеть»- «хватать» (вызывать чувства, хватать за сердце; красть) |
15 % |
9 |
Капитан – капюшон |
да |
«Капут»- голова, начальник. |
45 % |
10 |
Горький- горячий |
да |
«горий»- «обжигающий» |
18 % |
11 |
Гладиолус- гладиатор |
да |
«гладиус»- «меч» |
15 % |
12 |
Карнавал- мясо |
да |
«карно»- «мясо», «вале»- «прощай (последние дни перед Постом, когда нельзя есть мясное) |
5 % |
13 |
Коллектив- кольчуга |
да |
«кол»- «вместе» |
20 % |
14 |
Космос- косметика |
да |
«космо»- приводить в порядок Вселенную, лицо |
0 % |
15 |
Лопух- лопата |
да |
«лоп»- «плоский широкий лист |
30 % |
16 |
Мешок- мех |
да |
мешок из звериных шкур, из меха |
60 % |
17 |
Минута- минус |
да |
«минуо»- «разбить на мелкие части, уменьшить» |
10 % |
18 |
Пень- опёнок |
да |
Грибы около (приставка О) гнилых пней |
88 % |
19 |
Порох- порошок |
да |
«прох»- «пыль, мелкие частицы» |
50 % |
20 |
Президент- сидеть |
да |
«пре»- « перед, впереди», «сидер»- «сидеть» |
23 % |
21 |
Опрятный- прятать |
да |
«опрятывать»- «приводить в порядок, убирать» |
20 % |
22 |
Сладкий- солёный |
да |
«сол»- «приправленный» (не обязательно солёный) |
30 % |
23 |
Универмаг- университет |
да |
«уни»- «единый, объединённый» |
35 % |
24 |
Хирург - парикмахер |
да |
«хир» - рука, рукоделие. |
23 % |
25 |
Чехол- туфля |
да |
«чехол»- «туфля» |
37 % |