ВВЕДЕНИЕ
Произведение «Евгений Онегин» – роман в стихах, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным, признанным классиком мирового уровня. «Евгений Онегин» – одно из самых известных и значимых произведений русской литературы. Позже критиком Белинским В.Г. роман назван «энциклопедией русской жизни»1.
В романе повествуется история жизни Евгения Онегина, молодого аристократа. Произведение представляет собой сочетание лирических описаний, пейзажных зарисовок, элементов сатиры, иронии и глубоких философских размышлений о жизни, любви и обществе. Пушкин мастерски описывает русскую жизнь начала XIX века, красочно раскрывая ее противоречия и проблемы.
Образ главного героя – предмет обсуждения исследователей и литературоведов, школьников и обывателей. Для каждого Онегин свой. Кто-то считает его психологическим эмбрионом, кто-то – модным тираном. Разное виденье образа Евгения Онегина возникает из-за того, что в романе нет структурированного описания образа главного героя. Читатель самостоятельно собирает образ Онегина по крупицам, но каждый человек, читая текст романа, может обратить внимание на разные стихи и слова, а какие-то важные моменты скрытого описания упустить, получив в своей голове собственную картинку образа Онегина, возможно, отличную от восприятия романа и главного героя у другого читателя.
Интерес читателей, филологов к образу главного героя в романе «Евгений Онегин» не угасает по сей день. В театральном сезоне 2023-2024 постановки по роману идут одновременно в девяти театрах столицы. Снимаются новые художественные фильмы2, создаются скульптуры, пишутся картины. Роман «Евгений Онегин» изучается во многих странах в рамках школьной программы или в рамках специального филологического образования.
В начале работы над заданной темой было уделено отдельное внимание критическим статьям Лотмана Ю.М., Белинского В.Г., Мельникова Н.Г. в которых рассматривается Евгений Онегин, как представитель «лишнего человека».
В XXI веке появились новые технологии интеллектуальных машин и компьютерных программ, которые внедряются во многие виды науки, культуры и искусства, а также в повседневной жизни. Эти программы часто называют искусственным интеллектом (ИИ) или нейросетью, например: чат GPT, система Яндекс Алиса3. Одной из основных отличительных способностей нейросети является способность творить и способность анализировать колоссальные объемы разрозненных данных, находить в них схожие и различные признаки.
Рассмотрен образ героя в романе, описанный критиками и художниками, проанализирован образ Онегина с помощью технологии искусственного интеллекта, которая изучила все возможные образы Онегина, созданные людьми в разных видах искусства.
Объектом исследования в проекте являетсясопоставительный анализ образов Евгения Онегина, с помощью приема пристального чтения и сравнительного метода. Предмет исследования представляет собой текстовое описание Евгения Онегина на русском языке и его художественный образ в разных видах искусства.
Цель исследования: проведение сопоставительного анализа изображений образа Онегина в разных видах искусства.
Задачи:
Узнать, как меняется отображение образа Онегина в разных видах искусства;
Составить описание образа Евгения Онегина, анализируя мнения критиков;
Проанализировать образ героя в живописи;
Сравнить образы героя с изображением, сгенерированным искусственным интеллектом (ИИ);
Провести сопоставительный анализ образов и описаний Онегина, которые сгенерированы нейросетью.
Структура работы: в первой главе анализируются критические статьи, во второй главе рассматриваются картины с изображением образа Евгения Онегина, в третьей главе был произведен анализ образа с помощью ИИ, в четвертой главе представлены выводы сопоставительного анализа образов Евгения Онегина.
ОБРАЗ ОНЕГИНА, СОЗДАННЫЙ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА РОМАНА И РАБОТ КРИТИКОВ
Главный герой романа – Евгений Онегин. Его образ в одноименном романе является одним из самых сложных и противоречивых. Онегин открывает галерею «лишних людей» в литературе. Лишний человек - персонаж, обладающий образованием, интеллектом, талантом и невероятными способностями, но, который не смог достичь своего полного потенциала, поскольку столкнулся с различными препятствиями и ограничениями, как внешними, так и внутренними. Это герой, который растрачивает свою энергию на мелочи, развлечения и страсти, но не находит в этом истинного счастья для себя. В своей работе Мельников Н.Г. описывает образ лишнего человека: «Герои этого типа – богато одаренные натуры, которым не удается самореализоваться; за редким исключением им чуждо стремление к карьере или нравственному самоусовершенствованию, к тому, чтобы посвятить свою жизнь кому-либо или чему-либо, какой-нибудь высокой цели и идеалу»4.
Отчуждение, повышенное осознание собственной бесплодности, отсутствие четко представляемой цели в жизни – характерные черты образа «лишнего человека». Отношение Евгения Онегина к этому типу героев подкрепляется несколькими фактами: Онегин был свободным, независимым ни от кого человеком. Молодой человек достаточно образован: говорил по-французски, знал латынь, читал Адама Смита, но не проявлял особой заинтересованности в культуре. Он скучал в театрах, а балы были для него обыденностью. Впрочем, свои знания он практически нигде не применял. Складывалось впечатление, что его общее образование было поверхностным. Онегин всегда был моден, красив и ухожен. Он умел лицемерить, без последствий для себя, поэтому его окружение с особым желанием приглашали героя на светские мероприятия. Герой не предавал особого значения своим действиям и поступкам, и смысла жизни у него не было вовсе, поэтому Онегин не нашел себя в любви (у него не было ни жены), в карьере.
Так Лотман Ю.М. пишет о главном герое романа Пушкина: одна из сложностей характера Онегина состоит в том, что он предстает перед нами как герой, потерявший все в этой жизни («все ставки жизни проиграл»5), и как историческая личность, еще не раскрывшая всего своего потенциала: «Он еще может трансформироваться и в Рудина, и в Бельтова, и в Раскольникова, и в Ставрогина, и в Чичикова, и в Обломова»6. Каждый раз, когда появляется один из этих типов Онегина, его личность для читателя меняется. Ни один другой русский роман не демонстрировал такой способности меняться – оставаться современным – в прочтении нового поколения читателей. Писарев Д.И. рассматривает Онегина, как представителя отдельного типа людей в литературе, смысл жизни которых медленно плыть по течению: «С онегинским типом мы не связаны решительно ничем, мы ничем ему не обязаны. Это тип бесплодный, не способный ни к развитию, и к перерождению. Онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей»7. Белинский В.Г. в свой работе также пишет об отсутствии смысла жизни героя: «Бездеятельность и пошлость жизни душит Онегина, он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется»8.
После прочтения романа и мнений критиков мною составлен его образ: Евгений Онегин описывается читателю в возрасте с 18 до 26 лет. Он свободная натура, без определённого рода деятельности. Сирота, рано остался без матери, отец скончался позже. Онегин из богатого и знатного дворянского семейства, воспитание и образование характерные. Описанию его внешности не уделяется особое внимание в романе, известно, что Онегин - привлекательный модник, одетый со вкусом и тщательно следивший за своим стилем, он неизменно выбирает самую современную, самую изящную одежду.
В стихах первой главы описывается внешний вид Онегина: «Острижен по последней моде, // Как dandy лондонский одет…»9 (глава первая, строфа 4).
Вся рутина героя заключается в уходе за собой, чтобы произвести впечатление на очередном мероприятии: «…мой Евгений, // Боясь ревнивых осуждений, // В своей одежде был педант // И то, что мы назвали франт. // Он три часа по крайней мере // Пред зеркалами проводил // И из уборной выходил // Подобный ветреной Венере, // Когда, надев мужской наряд, // Богиня едет в маскарад»10 (глава первая, строфа 25).
Огромное количество уходовых средств молодого человека было подробно описано Пушкиным: «Духи в граненом хрустале; // Гребенки, пилочки стальные, // Прямые ножницы, кривые // И щетки тридцати родов // И для ногтей и для зубов»11 (глава первая, строфа 24).
Его характер эгоистичный, циничный, но честный, порядочный, справедливый. Он умный, но получил поверхностное образование. Герой способен к самоанализу, но не способен доводить дело до конца и держать слово. Онегин проницательный, прагматичный, избалованный. Он любил получать женское внимание: «Как рано мог уж он тревожить // Сердца кокеток записных! // Когда ж хотелось уничтожить // Ему соперников своих, // Как он язвительно злословил! // Какие сети им готовил!..»12 (глава первая, строфа 12).
Всю свою молодость он растратил на развлечения: «Так точно думал мой Евгений. // Он в первой юности своей // Был жертвой бурных заблуждений // И необузданных страстей… // …Вот как убил он восемь лет, // Утратя жизни лучший цвет»13 (глава четвертая, строфа 9).
Характер Онегина многогранный: «Неподражательная странность // И резкий, охлажденный ум.»14 (глава первая, строфа 45).
ОБРАЗ ОНЕГИНА В ЖИВОПИСИ
Художник-пушкинист Белюкин Д.А. изобразил свое видение образа Онегина в живописи. Образ его Онегина на картине «Евгений Онегин» (рис. 1) схож с образом героя в романе. Центральная фигура полотна - статный, молодой Онегин. Он стоит на балу, в центре зала, переглядываясь с девушкой, чувствуя себя свободно и не застенчиво. Выражение лица спокойное. Онегин одет в темно-синий парадный фрак и светлые брюки, выделяясь при этом яркостью своего образа на фоне других героев картины.
«Евгений Онегин в кабинете» (рис. 2) автор Самокиш-Судковская Е. П. Иллюстрация относится к строкам «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»15 романа «Евгений Онегин». На данном холсте изображен герой романа Пушкина А.С. Картина отражает характер и смысл жизни Онегина. Онегин проницательный, умеет привлечь женское внимание. В его характере есть цинизм и прагматичность. Герой честен и способен держать свое слово, тем не менее, он может быть эгоистичным и не всегда доводить дела до конца. У него есть чувство справедливости и способность к самоанализу. В картине изображено, как Онегин ухаживает за своими ногтями. Шатен сидит на б
архатном стуле в центре композиции, одетый в светлую, легкую одежду.
Собирательный образ Онегина, включающий в себя анализ романа, мнения критиков и описание картины выглядит следующим образом. События романа происходят в 1820-1830 годах в России. Герой часто посещает светские мероприятия, окружен женским вниманием. Молодой человек любит посещать балы, театры, но не проявляет особого интереса к разным видам искусства и не имеет обширных познаний в культурной сфере. Внешность Онегина – молодой, привлекательный мужчина в возрасте от 18 до 26 лет. Герой имеет модный и стильный вкус в одежде, и внешний вид отражает его высокое дворянское происхождение и богатство. Онегин шатен, имеет аккуратную и элегантную прическу, популярную в те года. Одежда героя содержит элементы мужской моды характерные XIX веку, такие как фрак, воротник-стойка брюки, зауженные книзу, дорогие ткани с узором и фактурой. Выражение лица: спокойное, надменное и сдержанное.
ОБРАЗ ОНЕГИНА, СОЗДАННЫЙ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Проведем анализ образов Онегина из разных видов искусства. с помощью технологии искусственного интеллекта (чат GPT и GPT Chat model 3 turbo). Для этого разработана методика работы с нейросетью, которая состоит из пяти шагов, каждый из которых имеет промежуточный результат. При работе с каждой нейросетью учитываются ее особенности. В исследовании сравниваются результаты, которые выдают алгоритмы искусственного интеллекта. Для того, чтобы данные были релевантные, все запросы в нейросеть ограничены размером в 400 знаков на русском языке. ИИ анализирует порядка 1000 оригинальных источников информации.
Шаг 1
В чат GPT вводится запрос, сформированный из ключевых слов описания Евгения Онегина (без указания имени и фамилии героя), взятых из романа, статей критиков, описания картин художников. Промпт: «Лондонский денди»16, «франт»17, «в цвете лучших лет»18, безупречно изъяснялся и писал по-французски, «почетный гражданин кулис»19, хмурый, томный, «читал Адама Смита»20, «труд упорный Ему был тошен»21, способен проявить благородство души. Герой последекабристского периода22, не знает, что хочет, «не способный к развитию, к перерождению»23, представитель «лишнего человека». Стильный, модный, статный шатен, дворянин.
На этот запрос нейросеть выдает промежуточный результат – иллюстрацию (рис. 3), а именно портрет героя. Образ Онегина, созданный нейросетью внешне совпадает с образом Онегина в живописи (рис.1 и рис.2). У героев одинаковое спокойное выражение лица, прямая спина, что показывает уверенность в себе. Образы Онегина изображены с схожей по цвету и стилю одежде. Однако, единственная заметная и отличающая деталь в образе, сгенерированном нейросетью, заключается в изображении героя более старшего возраста. На иллюстрации он представлен ИИ в среднем возрасте, что не скажешь об оригинальном пушкинском Онегине, который описывается в романе в возрасте 18-26 лет.
Шаг 2
В чат GPT вводится запрос «Евгений Онегин», на который получена иллюстрация, представленная на рисунке №4. Стоит отметить, что сгенерированный портрет на рисунке №4 также имеет схожие черты с картинами художников, представленных на рисунках № 1-2. Герои этих иллюстраций сдержаны, немного холодны, спокойны, хорошо одеты, следят за собой, имеют правильные черты лица. Немного различается цвет и стиль одежды героев. Возраст героя на рис. 4 больше советует возрасту Онегина в романе Пушкина А.С.
Ш
аг 3
Российская система Яндекс Алиса – интеллектуальный помощник GPT, снабженный функцией искусственного интеллекта. В Яндекс Алисе результат выдается только в текстовом виде, а не иллюстрацией. В чат-бот Яндекс Алисы24 введен запрос из шага 1. Нейросеть должна угадать героя по описанию и выдать полученный ответ. Яндекс Алиса справилась с поставленной задачей, то есть угадала героя по описанию. Её ответ звучит так: {Данное описание подходит герою произведения Пушкина [Пушкин А.С.] – Евгению Онегину} (рис. 5). Данное описание составлено исследователем.
Сделаем вывод, что нейросеть может точно определить героя по заданному описанию и понять образ, созданный из отрывков романа, критических статей и описания картин художников, без упоминания личности героя. Яндекс Алиса точно воспроизводит образ Онегина, анализируя источники информации на русском языке.
Шаг 4
Следующий шаг методики заключается в получении от искусственного интеллекта оригинального описания образа Евгения Онегина. Для этого в чат-бот Яндекс Алисы был введен запрос: «Алиса, опиши Онегина». Получен текстовый ответ, выданный нейросетью: «Евгений Онегин - главный герой одноименного романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Евгений Онегин - молодой дворянин, живущий в Петербурге и ведущий праздный образ жизни. Он является типичным представителем высшего света, который проводит время на балах, в театрах и на светских раутах. Однако после убийства своего друга, Евгений Онегин отправляется в путешествие по России, где знакомится с Татьяной Лариной и начинает переосмысливать свою жизнь» (рис. 6).
С
делаем вывод, что Яндекс Алиса дала описание, совпадающее с главным героем романа Пушкина А.С. Полученный от нейросети текст включает в себя описание Онегина как героя романа, описание его внешности и характера, а также описание сюжетной линии произведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Описание Онегина в романе неопытному читателю может показаться неполным, но, анализируя образ героя, представленный в более 1000 источников разных видах искусства и используя новые возможности ИИ, можно сформировать более доступный и понятный образ этого персонажа. Каждый видит Онегина по-своему, отличия заметны только в деталях. Основные черты внешности, а главное характера у персонажа схожи. Следовательно, сопоставительный анализ художественных образов помогает составить более полное представление о героях литературных произведений, максимально полно раскрыть характер и образ Онегина.
Художественный образ, сгенерированный ИИ, перекликается с образом героя, написанным художниками на живописных полотнах. Персонажи изображены в одинаковых позах, и возникает чувство, что они даже думают об одном и том же. Если проанализировать иллюстрации, представленные выше, то можно заметить сходство во внешности, манерах и характере героев. Они одеты модно и стильно. В персонажах чувствуется стать дворянина, жесткость и циничность взгляда, харизма привлекающая женщин, спокойствие и холодность. Герои будто неудовлетворены реальной жизнью, что показывает их приближённость к типу «лишнего человека». Но нельзя не отметить явное отличие образов: нейросеть изображает Евгения Онегина старше, чем герой описан в романе и представлен на полотнах художников.
В ходе сопоставительного анализа выявлено, что образ Евгения Онегина в литературе (роман Пушкина А.С., статьи критиков) меняется мало и имеет много схожих черт, которые дополняют друг друга. Образ героя в разных литературных источниках имеет общие стилистические, жанровые, текстовые, словесные, ключевые характеристики.
Текстовый образ Евгения Онегина, сгенерированный нейросетью (Яндекс Алиса), также имеет много общих черт с литературным описанием героя.
Художественный образ Евгения Онегина, созданный художниками, имеет много общих черт с литературным описанием. Но каждый живописный образ имеет собственные яркие отличительные черты, выделенные автором.
Художественный образ Евгения Онегина, сгенерированный нейросетью (чат GPT), имеет общие черты с произведениями художников, но менее узнаваем.
Стоит отметить, что образ Онегина в разных видах искусства только дополняет образ героя, созданный Пушкиным А.С. Все образы так или иначе имеют некоторое сходство и узнаваемы поклонниками творчества великого русского поэта XIX века.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Пушкин А.С. Евгений Онегин / Пушкин – «ImWerden», электронная библиотека Андрея Никитина-Перенского, 2002 – 148 с.
Теоретические труды
Белинский В.Г. Литературная критика / Белинский – Москва: Издательство Института деловых коммуникаций, 2014 – 638 с.
Кривцов А. С. Онегин как первый совершенный тип «лишнего человека» в русской художественной литературе ХIХ века / Кривцов А.С. - Sciences of Europe, 2019 – 45 с.
Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся / Лотман – Ленинград: Просвещение, 1983 – 274 с.
Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий / Лотман – СПб: Искусство-СПБ, 1995 – 848 с.
Мельников Н.Г. Современная иллюстрированная энциклопедия. Литература и язык / Мельников – Москва: Росмэн-Пресс, 2007 – 275 с.
Набоков В. В. Комментарий к роману "Евгений Онегин" / Набоков В.В. – СПб: Искусство, 1998 – 927 с.
Писарев Д. И. Пушкин и Белинский (1 гл.) / Писарев – Москва: Художественная литература, 1940 – 61 с.
Иллюстрации
Иллюстрация «Евгений Онегин в кабинете» Самокиш-Судковская Е.П. к роману «Евгений Онегин» (электронный ресурс) https://evgenij-onegin.ru/illyustratsii/?ysclid=lqm3g98t6p373051335
Иллюстрации к роману «Евгений Онегин» Белюкин Д.А. (электронный ресурс) Евгений Онегин (belukin.ru)
Перечень сокращений
ИИ – искусственный интеллект
М – Москва
С – страница
СПб – Санкт-Петербург
Перечень определений
ChatGPT (от англ. Generative Pre-trained Transformer «генеративный предварительно обученный трансформер») — это компьютерная программа, обладающая способностью понимать и генерировать текст на естественном языке. Он похож на высокоинтеллектуального робота, с которым можно вести диалог. Когда вы предоставляете чату GPT текст для обработки, он анализирует огромный массив данных, пока не составит часть запрашиваемого текста. Этот удивительный процесс продолжается, пока ChatGPT не создаст полноценный ответ на ваш запрос25.
Искусственный интеллект (ИИ; англ. artificial intelligence, AI) — это не формат или функция, это процесс обозначающий способность обрабатывать информацию и анализировать данные. Часто люди, когда слышат о термине "искусственный интеллект", представляют себе роботов, похожих на людей, которые пытаются захватить мир. Важно понимать, что искусственный интеллект не предназначен для замены людей. Он обладает способностью выполнять творческие задачи, которые обычно считаются особенностью человека26.
Искусство — вид человеческой деятельности, представляющий собой воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах27.
Образ – результат реконструкции объекта в сознании человека; понятие, являющееся неотъемлемым моментом философского, психологического, социологического и эстетического дискурсов28.
Промпт (англ. prompt) — запрос для нейросети.29
Реализм — это направление в европейском и русском искусстве XIX века. Он пришел на смену романтизму в живописи и литературе. В отличие от романтиков, художники-реалисты не искали красоту в повседневности, а стремились как можно точнее передать действительность.30
1 Белинский В.Г. Литературная критика / Белинский – Москва: Издательство Института деловых коммуникаций, 2014 – 638 с.
2Онегин / Онегин – Россия, Кинокомпания братьев Андреасян, режиссер: Сарик Андреасян, 2024, премьера в России 7 марта 2024, «Атмосфера кино», https://www.kinopoisk.ru/film/5117258/?utm_referrer=yandex.ru
3 https://dialogs.yandex.ru/store/skills/0474f0ed-gpt-chat-model-3-turbo
4 Мельников Н.Г. Современная иллюстрированная энциклопедия. Литература и язык / Мельников Н.Г. – Москва: Росмэн-Пресс, 2007 – 275 с.
5 Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий / Лотман Ю.М. – СПб: Искусство-СПБ, 1995 – 848 с.
6Там же
7 Писарев Д. И., Пушкин и Белинский (1 гл.) / Писарев – Москва: Художественная литература, 1940 – 61 с.
8 Белинский В.Г. Литературная критика / Белинский В.Г. – Москва: Издательство Института деловых коммуникаций, 2014 – 638 с.
9 Пушкин А.С., Евгений Онегин / Пушкин – «ImWerden», электронная библиотека Андрея Никитина-Перенского, 2002 – 5 с.
10 Там же – 12 с.
11 Там же – 11 с.
12 Пушкин А.С., Евгений Онегин / Пушкин – «ImWerden», электронная библиотека Андрея Никитина-Перенского, 2002 – 8 с.
13 Там же – 54 с.
14 Там же – 18 с.
15 Там же – 12 с.
16 Пушкин А.С., Евгений Онегин / Пушкин А.С. – «ImWerden», электронная библиотека Андрея Никитина-Перенского, 2002 – 5с.
17 Там же – 118 с.
18 Там же – 15 с
19 Там же – 9 с.
20 Там же – 6 с.
21 Там же – 17 с.
22 Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий / Лотман – СПб: Искусство-СПБ, 1995 – 848 с.
23 Писарев Д. И., Пушкин и Белинский (1 гл.) / Писарев – Москва: Художественная литература, 1940 – 61 с.
24 https://dialogs.yandex.ru/store/skills/0474f0ed-gpt-chat-model-3-turbo
25 https://chatgpt.org/ru
26 https://vc.ru/future/610459-chto-takoe-ii-podrobnee-ob-iskusstvennom-intellekte
27 https://clck.ru/38MDdB
28 https://clck.ru/388mxb
29 https://clck.ru/388mpC
30 https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/realizm/