Образы русских богатырей в былинах и современной мультипликации

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образы русских богатырей в былинах и современной мультипликации

Брызгалова А.В. 1Ибатуллина Л.И. 1
1МБОУ ГМ СОШ
Бызова Т.В. 1
1МБОУ ГМ СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Русь былинная… сила и мощь духа, воля, которую не сломить никакими кознями и хитростями. Богатыри – символ Руси, наше национальное достояние и гордость. Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. [2] Героические песни – былины – дошли к нам из глубины веков.

Воспевая богатырей, защитников родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, укрепляли в тяжелые для страны годы дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался ее покорить огнем и мечом. Известный исследователь былин Круглов отмечал: «Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары».

Начало XXI века ознаменовалось, как это характерно для рубежа веков, лозунгом: «Мы наш, мы новый мир построим!» Вышли в прокат мультипликационные фильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Почему-то авторы этих лент решили, что «строить» нужно, разрушая уже веками построенное.

Юмор в мультфильмах притупляет мыслительную деятельность в школьниках, делает их «слепыми», не способными различать истинное положение вещей. Они перестают понимать, где трус, а где храбрец, где глупый, а где умный, а значит, и свои собственные поступки не способны оценить в соответствии с общепринятыми нормами морали и нравственности.

Одна журналистка, представившаяся матерью двоих детей, пришла после просмотра мультфильмов к печальному выводу: «Можно не сомневаться: урок исковерканной нравственности дети усвоят на «отлично». Они ведь не поймут, над чем смеются, а когда поймут, то уже поздно будет. Самое опасное в новых «богатырских» фильмах то, что они учат наших детей насмехаться над тем, что свято. Утверждая простую истину, что ничего святого уже нет».

Эти наблюдения стали причиной обращения к данной теме исследования.

Тема исследования: Образы русских богатырей в былинах и современной мультипликации.

Объект исследования: Былины: «Алеша Попович и Тугарин», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Идолище Поганое»

Мультфильмы:«Алёша Попович и Тугарин змей» (студия "Мельница", режиссер Константин Бронзит, 2004г.), «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (студия "Мельница" "СТВ", режиссер Владимир Торопчин, 2007 г.), «Добрыня Никитич и змей Горыныч» (студия «"Мельница" «СТВ», режиссер Илья Максимов, 2006г.)

Предметами исследования стали: образы богатырей былинах и российской мультипликации начала XXI века.

Цель исследования: проанализировать образы богатырей в былинах, их воплощение в современной мультипликации.

Задачи исследования:

  1. проанализировать образы богатырей;

  2. выяснить, какое воздействие на неподготовленных читателей производит просмотр упомянутых мультфильмов

  3. проследить создание образов былинных героев в современной мультипликации;

  4. развивать духовные ценности учащихся;

  5. развивать навыки самостоятельной работы по планированию, исполнению, корректировке и защите проектной работы;

  6. стимулировать творческую активность учащихся;

  7. формировать навыки сотрудничества в групповой работе с учителями, сверстниками, родителями по сбору и обмену информацией;

  8. провести опрос среди сверстников на предмет их видения образа современного богатыря

Гипотеза: предполагаем, что мультфильмы начала XXI века отрицательно влияют на нравственное воспитание школьников; нельзя считать мультипликационные фильмы «Алёша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» патриотичными;

Методы:

-теоретический анализ художественной литературы и мультипликации XXI века (с упоминанием богатырей);

- наблюдение;

- анкетирование;

- изучение результатов деятельности;

- систематизация и обобщение полученных результатов.

Актуальность темы:

Мы всегда помним и чтим своих соотечественников, прославивших Родину в разные исторические этапы ее существования. Рядом с реальными людьми, защищавшими и защищающими нашу Родину, встают образы древнерусских воинов. И в воображении детей это, конечно же, богатыри.

Современные дети узнают о богатырях в основном из мультфильмов. Поэтому мы считаем, что очень важно, какими в этих мультфильмах предстают перед нами богатыри.

1. Общее понятие о былине. Русские былины.

Русский народ, народ – созидатель и труженик, часто должен был по вине чужеземцев-захватчиков оставлять свой труд и с оружием в руках отстаивать право на жизнь. Борьба за свободу, честь и независимость занимала большое место в жизни народа. [5] Каждый русский человек – патриот России. Нам бесконечно дорого и близко наше настоящее, мы верим в светлое будущее, но ценим и чтим наше прошлое, которое надо помнить для того, чтобы учиться у него. Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры такие богатства, которые пробуждают в нас чувство национальной гордости. Вот почему народ создал множество былин о патриотических подвигах героев национально-освободительной борьбы. Эти былины называют героическими или богатырскими. Былины рассказывают о таких событиях, которые происходили в очень далекое от нас время. Они передавались устно от одного поколения к другому. В то время, когда создавался наш эпос, они имели широкое распространение и были известны во всей Руси.

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей во славу Родины. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Своё название былина получила от слова «быль», указывающего на то, что былины повествуют о событиях далёкого прошлого. Былины – это не исторический документы. Они никаких дат не называют.

К концу ХIX века былины почти повсеместно исчезли и сохранились, лишь на севере нашей страны, в селениях, расположенных вокруг Онежского озера на побережье Белого моря, по рекам Пинеге, Мезени и Печоре. В этих местах были записаны лучшие наиболее художественные тексты былин. Многие из записанных здесь былин сложены в землях Новгородской Руси, многие зародились в средневековых княжествах Южной Руси, некоторые же созданы в центральных землях – в Ростово-Суздальском, Тверском, Рязанском и других княжествах.

На север они были занесены первыми русскими поселенцами, шедшими из новгородских земель и осваивавшими северные и северо-восточные окраины государства. Благодаря особенностям исторического развития, экономики и культуры русского Севера былины сохранились здесь лучше, чем в других местах.

Записываться былины стали сравнительно поздно. Первым сборником былин были «Древние российские стихотворения», собранные и записанные Кришею Даниловым в середине XVIII Века в Западной Сибири.

События, совершавшиеся в жизни восточных славян, не могли не породить стремления рассказать о них. Было сложено много преданий, родилось много легенд, повествующих о жизни и быте славян, о подвигах и деяниях полководцев и воинов древней Руси.

Народ сознавал историческую роль деятелей создававшегося древнерусского государства. О наиболее выдающихся из них слагались народом легенды и предания. Но подлинным героем эпических произведений русского народа являлась Русь, Родина.

Народный географический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. [6] Именно поэтому один из его видов – былины сохранились и дошли до наших дней.

Точно указать время сложения отдельных былин очень сложно. Бесспорно, былины создавались как живой и непосредственный отклик на события государственной, политической жизни народа.

Русские былины народ поет, точнее, сказывает величественным, мерным речитативом. Когда сказитель, умело выделяя интонацией главное в повествовании, начинает сказывать былину, живыми перед слушателями встают образы богатырей.

Зачин былины непосредственно переходит к обрисовке героя произведения, чаще всего показывая его необычное поведение или же говоря об его особенно сложном и ответственном поручении, которое ему дается. Такое поручение выгодно только герою богатырю, и это дает возможность выявить особую роль народного героя и подчеркнуть значительность его образа. Характеристика героя, таким образом, намечается уже при самой развязке действия, входящей в зачин былины.

На княжеском пиру все богатыри «пособраны». С ними пирует князь и дает «порученьица, службу немалую». Когда же сказитель переходит к рассказу о богатырских подвигах, начинается сама былина.

Медленно и плавно развертывается в былине действие. Богатырь седлает своего коня, выводит его на широкий двор, садится на него и едет в дальний и трудный путь. «А и скачет он пониже облака ходячего да повыше леса стоячего» – так образно-гиперболично рисуется поездка богатыря.[1]

Гипербола вообще характерна для былинного стиля, народ давал преувеличение в описании, а также преувеличение свойств и качеств богатыря. Основой для гиперболических описаний эпоса является реальная жизнь и представления о качествах человека, о возможностях, открывающимися перед народом, совершающим подвиги, отстаивающим свою свободу и независимость. Богатырю противостоят полчища враговi, наступающих на Русь,– в былине гиперболично говорится, что они необозреваемы глазом. Гиперболично описывается сила богатыря. Гипербола типична для изображения врагов Руси – Тугарина Змеевича, Соловья Разбойника и т.д.

Пользуясь гиперболой, сказители получали возможность отчетливее изобразить народных героев и яснее высказать отношение к врагам родной земли. Сама внешность чужеземного захватчика сразу же характеризует его и показывает отношение к нему народа. Страшен Тугарин Змеевич дышит огнем, мечет искры. И это чудовище побеждает богатырь Алеша Попович – есаул с богатырской заставы.

2.Воздействие былин на русскую литературу, музыку, живопись.

Большое воздействие оказали былины на литературу. Ещё писатели 18-го века обращались к былинам. Такие произведения, как пьеса Г.Р. Державина «Добрыня», волшебная опера И.А. Крылова «Илья-богатырь», поэма Н.М. Карамзина «Илья Муромец» и другие произведения, созданы на основе русского былинного эпоса.

Более широкое обращение русских писателей к эпическому творчеству своего народа начинается с 19-го века. Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной мере не испытал на себе воздействие былинного эпоса. В.А. Жуковский пишет комическую оперу «Алёша Попович». Образ Руслана в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» навеян образами русских богатырей. «Песня про Купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова- поэтическая обработка народного эпоса, в частности исторической песни о шурине Ивана Грозного-Мастрюке. В героических образах повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь видел представителей «Сказочного русского богатырства». Былинные образы использовал в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов. Интересовался былинами и обрабатывал их Л.Н. Толстой. М. Горький, вдохновлённый образом Василия Буслаева, намеревался писать пьесу, посвящённую этому эпическому герою.

Русские былины оказали влияние не только на нашу литературу, но и на мировую. Так, многие стихотворения из цикла «Эхо русских песен, крупнейшего чешского поэта первой половины 19-го века Ф. Челаковского были созданы под воздействием русского былинного творчества. Латышский поэт Я. Райнис посвятил самостоятельную поэму главному русскому богатырю Илье Муромцу.

Многогранное отражение получили образы русских былин и в музыке. Композитор А.П. Бородин (1833-1887гг) создал оперу-фарс «Богатыри» (1867), а своей Второй симфонии (1876г) дал название «Богатырская». Использовал он образы богатырского эпоса и в своих романсах.

Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908) дважды обращался к образу новгородского «богатого гостя». Сначала он создал симфоническую музыкальную картину «Садко»(1867г), а позднее, в 1896 одноимённую оперу. [12] Театральную постановку этой оперы оформлял художник И.Я. Билибин.

Живописец В.М. Васнецов (1848-1926гг) известен публике по картинам, сюжеты для которых взяты из героического эпоса: «Витязь на распутье», (1882г), «Богатыри» (1898г).

К былинным сюжетам обращался и М.А. Врубель (1856-1910гг). Декоративные панно «Микула Селянинович» (1896г) и «Богатырь» (1898г) по-своему трактуют эти хорошо знакомые образы.

Герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографа. Например, фильм режиссёра А.Л. Птушко (1900-1973гг) «Садко» (1952), оригинальную музыку для которого написал композитор В.Я. Шебалин, отчасти использовав в музыкальном оформлении классическую музыку Н,А. Римского-Корсакова, был одним из самых зрелищных фильмов своего времени.

Русские люди всегда с открытой душой воспринимали всё, что было «родом» из былинного наследия.

3.Образы богатырей.

Кто из нас в детстве не видел репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри»? Сильные и величественные, сурово глядят они вдаль: не посягает ли враг на землю русскую...

Оказывается, мы многого не знали. И того, что Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — не просто фольклорные персонажи, а реальные люди, герои, по первому зову встававшие на защиту Отечества. И того, что сражались они не только со сказочным Змеем-Тугарином и Соловьем-Разбойником. И того, что были и другие, о ком почему-то молчат былины…

Устные предания – это, как правило, эпос, в том числе песни, сказания, то есть все то, что сочинялось непосредственно народом. [3] Позже былины, сказания и песни были записаны и уже в таком виде дошли до нашего времени. В этих сказаниях сохранились повествования и очерки о жизни каких-то совершенно фантастических людей, однако в действительности в большинстве случаев за каждым из таких героев скрывались реальные люди, которые много веков назад населяли славянские земли и были в таком большом почете у народа, что о них стали слагать легенды. Основа древнерусских сказаний – это, как правило, богатыри. Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии.

Российские ученые выделяют две основные категории богатырей – старшие и младшие. К старшим богатырям принято причислять Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана. Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев – явлений грозных, враждебных простому человеку. К группе младших богатырей относят известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека.

Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой, это идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые выходили за рамки нормы: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни во имя блага своего народа: «Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завёл. И Добрыня, и Алёша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…» (Из переложений русских былин).

Несмотря на то, что упоминаний об этих богатырях в литературе достаточно, первое имя, которое приходит на ум большинству людей, — это Илья Муромец. Этот богатырь имел те черты, которые в основном приписывались мифическим и фантастическим героям – чудодейственное получение большой силы. Он был сыном простых родителей-крестьян, с детства был прикован к кровати. Так происходит до тех пор, пока не появляются странники-калики. Они приказывают мальчику принести им воды, и Илья исцеляется. Более того, у него появляется необыкновенная сила. С того самого момента и началась богатырская жизнь Ильи Муромца, а его подвиги стали основой для многих былин и сказаний. Однако наиболее

известной эпопеей является его битва с Соловьем-разбойником. К слову сказать, до настоящего времени ученые так и не сумели прийти к единому мнению по поводу того, кем же на самом деле был Соловей – то ли вымышленным героем, то ли одним из воинов монголо-татарского войска, то ли простым разбойником, живущим в Муроме и разорявшим купцов, вынужденных проезжать через Муромские леса. В определенный период времени Илья приходит на службу в Киев, чтобы спасать Русь от многочисленных напастей и совершать невероятные и даже чудесные подвиги. «Это был высокий сильный мужчина, который умер в возрасте 45 — 55 лет. Он был высотой один метр семьдесят семь сантиметров.» Здесь следует понимать, что десять веков тому назад человек такого роста действительно считался и являлся великаном, ибо средний рост мужчин того времени был значительно меньшим.

Еще один богатырь, которого звали Добрыней Никитичем. Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве. Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, однако Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.

По происхождению Добрыня Никитич – княжеского рода, что, тем не менее, не помешало ему завоевать любовь и признание у простого народа, который в своей эпической традиции наделил его многими достоинствами: в былинах богатырь образован, тактичен, обходителен, умеет в послах ходить, мастерски играет на гуслях. Главное дело его жизни – воинские служение Руси. Он незаменим там, где нужно проявить не только силу, но и обходительность, такт: Добрыню посылают, когда требуется уладить какое-нибудь деликатное дело, примирить ссорящихся, передать важное послание. «На речах разумный», грамотный, в то же время храбрый и мужественный воин, искусный стрелок, Добрыня воплотил те черты культуры, которые были новыми для Древней Руси. Но и связи его с культурой языческой еще достаточно ощутимы.

Добрыня в былинах – прежде всего воин, защитник родной земли. На его воинских подвигах и сосредоточено главное вниманиесказителей. Своих успехов Добрыня добивается не только благодаря своей силе, но и благодаря своей многосторонней одаренности. Так, он обыгрывает в шахматы короля Ботияна Ботияновича (былина о Добрыне и Василии Казимировиче), он лучше всех стреляет из лука (там же), он и необыкновенный мастер играть на гуслях (знаменитые наигрыши Добрыни в былинах Добрыне и Алёше Поповиче). Известен Добрыня и как человек значительного «вежества» – умения обходиться с людьми – качество, которое всегда подчеркивается сказителями и за которое особенно ценил Добрыню Илья Муромец.

Благодаря былине мы узнали, что Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

Иногда складывается впечатление, что Добрыня – мифологический герой. Немного фантастической выглядит и история о колдунье Маринке, приворожившей богатыря. Однако Добрыне с помощью матери, такой же ведьмы, удается победить чары Маринки и расправиться с ней. Но в его истории представлено не только большое количество фантастических сказаний. В Киевской Руси он выполнял больше количество важных поручений, представая перед читателями в качестве храброго, мудрого воина.

В книге академика Б.А. Рыбакова «Древняя Русь», в главе, посвященной Владимирову циклу былин, мы найдем подглавку «Добрыня Никитич», в которой содержится обстоятельный анализ совпадений былинных и летописных сведений о Добрыне. Наука уже более ста лет назад выяснила, что былинный Добрыня и первый Добрыня, упоминаемый в русских летописях в Х веке, одно и то же лицо.

Еще один известный богатырь – Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова. В Киеве он оказался совершенно случайно. В чистом поле богатырь нашел камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая – в Муром, и третья – в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира. Пожалуй, наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание об его поединке с Тугарином (это, если верить эпосу, — персонаж вымышленный, поэтому изредка он носит прозвище Змеевич и представляется в виде чудовища). Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке.

Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» с первых строк погружает в атмосферу доблестного воинства. Двое «удалых молодцев» ищут достойное дело. Развлечения не для них, потому что сулят «славушку недобрую», а вот оборону в Киеве держать – это дело для богатырей. Алеша Попович и его молодой помощник Еким оказываются на пиру киевского князя Владимира. Они с почтением относятся к нему, а себя ведут скромно, отказываются от мест рядом с князем, что говорит об их глубоком уважении и преклонении перед Владимиром. [8]

Всё повествование, как это обычно бывает в былинах, построено на антитезе (то есть противопоставлении) добра и зла. Силы добра олицетворяют богатыри, а воплощением зла является Тугарин Змеевич – непрошеный гость на пиру киевского князя. Поведение Тугарина нарочито вызывающее: занимает место рядом с князем, ест неаккуратно.

Поддел, собака, он белу лебедь,

Он кинул, собака, себе в гортань,

Со щеки-то на щеку перемётывает,

Лебяжьи кости да вон выплёвывает!

Воспротивился такому неуважительному отношению Алеша Попович, замечание колкое бросил Тугарину.

У моего у света у батюшки,

У попа у Леонтия Ростовского,

Была стара собачища дворовая,

По подстолью собака волочилася,

Лебяжьей костью подавилася –

Собаке Тугарину не миновать того:

Лёжа ему далече в чистом поле!

Так осмеян был Тугарин Змеевич, посрамлен на пиру княжеском. Он решает тут же отомстить обидчику и кидает нож. Еким вовремя перехватывает его и спасает Алешу Поповича.

Кульминацией былины становится бой между Алешей и Тугарином. Алеша отправляется туда один, даже не на коне, а пешком. Оказывается, он уже придумал хитроумный план, как одолеть «чудо поганое». Алеша побеждает больше не силой, а хитростью. Он прячется под лошадью Тугарина Змеевича и в самый неожиданный момент сражает врага.

Алеша Попович – это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.

Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни. Былины сдвинули во времени людей из двух эпох. В этом нет ничего странного. Ведь народные рассказы из поколения в поколение дополнялись новыми подробностями и персонажами. В былинах они часто перемешивались и свои героические поступки совершали вместе.

Три легендарных былинных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович никогда не могли встретиться друг с другом в реальном времени ибо их разделяет три столетия.

Богатырь Добрыня Никитич жил в X веке и на самом деле был дядей князя Владимира Великого. Богатырь Алеша Попович дрался с чудищем — змеем в XI веке, а Илья Муромец защищал Русь в XII веке.[12]

Былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

4. Пародийный образ в мультипликации богатырей Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича.

Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Современная киноиндустрия, как отечественная, так и зарубежная поражает своим разнообразием, в том числе и мультфильмами.

В мультфильме Добрыня Никитич числится на службе Князя Киевского, как и полагается богатырям. Он честно и исправно исполняет свои обязанности, неукоснительно выполняя поручения Князя. Добрыня защищает Княжество Киевское, собирает дань с врагов и подчиненных княжеств, и вообще – делает все, чего требует служба богатыря земли Русской. Добрыня Никитич – состоявшийся семьянин – единственный мультипликационный герой такого плана, чья история не заканчивается в конце мультфильма шумной свадьбой. Добрыня уже много лет служит Князю Киевскому, не сомневаясь в обоснованности его поручений. Но очередная просьба Князя вынуждает Добрыню сомневаться в ее честности. Как истинный богатырь, Добрыня Никитич разрешает конфликт, несмотря на все препятствия, сложности и преграды. Добрыня терпеливо относится к своему назойливому

и очень болтливому спутнику Елисею, обучая его премудростям богатырской

науки. Добрыня – это колоритный, яркий и самый заметный персонаж мультфильма.

Текст былины

Мультфильм

Не упоминается о битве Добрыни с монголо-татарами

Присутствует фрагмент битвы Добрыни с монголо-татарми

Змей Горыныч после похищения Забавы забирает ее к себе в логово

Змей Горыныч после похищения Забавы отдает ее купцу Колывану

Похищение племянницы для князя - полная неожиданность

Князь Владимир идет на сделку с купцом и разрешает украсть Забаву

Добрыня спасает Забаву один

Вместе с Добыней Забаву Путятичну едет спасать гонец Елисей

Змей - заклятый враг богатыря

В конце фильма Змей Горыныч помогает Добрыне

Заканчивается спасением Забавы

Заканчивается свадьбой Елисея и Забавы

Он воплощает в себе наиболее характерные черты собирательного образа богатыря. Он по определению несет в себе спокойствие, уверенность, мощь и разумную отвагу. Добрыня Никитич одновременно умеет быть и серьезным и забавным, он способен удивлять своей непосредственностью и искренностью, он восхищает как самый бесхитростный герой мультфильма. Даже в сложной и неоднозначной ситуации мультфильма, Добрыня Никитич остается все таким же честным и

добрым богатырем, который сумеет найти правду и среди самых хитроумных махинаций и бесчестных ухищрений. В Добрыне Никитиче можно узнать черты всех известных русских богатырей – искренность, доброту, мужество, спокойствие, доблесть и, разумеется, безграничную отвагу.

Сравнение сюжетов двух произведений.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.На героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы, что делает их отличными друг от друга. Различна цель создания текстов

2.Сюжет былины практически не совпадает с сюжетом мультфильма. Данный богатырский блокбастер не доносит до современного зрителя идейного содержания былины «Добрыня и Змей». Кроме того, в современной интерпретации данной былины наблюдается практически полное расхождение с былинным языком.

3. Персонажи в мультфильме трактуются совсем иначе, чем в древнерусской былине. Кроме того, в фильм добавлены новые герои, что усложняет сюжет и изменяет взаимоотношения между персонажами.

В мультфильме Илья Муромец теряет силу после напоминания князя Владимира о том, что они находятся далеко от родной земли. Князь даже не скрывает того, что не ценит Илью, и богатырю это обиднее всего. И это далеко не единственный случай, когда Владимир поступает несправедливо по отношению к богатырю. Князь неоднократно обманывает Илью Муромца, бросает его в беде, в глаза говорит, что нисколько не ценит его заслуги, собирается вычеркнуть имя Ильи Муромца из летописи и приписать себе все его подвиги. Тогда, наверное, гнев богатыря справедлив, только вряд ли это можно отнести к достоинствам героя. Герой современного мультфильма иногда свой гнев сдержать не может.

Какой ещё недостаток появляется у современного героя? Он слишком серьёзно относится к приметам, что позволяет создателям мультфильма над ним иронизировать.

Таким образом, Илья Муромец теперь больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде: вызволит из плена, заставит Василевса вернуть все деньги и никогда не напомнит Владимиру о его несправедливых словах или поведении, недостойном правителя. Самое удивительное, что несомненные заслуги богатыря признаёт даже его заклятый враг Соловей-Разбойник. Соловей выступает в роли болельщика Ильи, а после сражения с нескрываемой гордостью говорит Василевсу: ”Не тягаться тебе с богатырём русским!”

Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.

Мультипликационные былины – это, скорее, «антибылины» и есть.

Авторы фильмов о новых богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. «Идеальный образ» разрушается, на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным».

В мультипликационном фильме «Алёша Попович и Тугарин Змей» от образа богатыря осталось немногое: имя и физическая сила. Он вызывает смех, потому что перед нами «ходячее недоразумение». Едва родившись, Алеша демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса – символ мужской силы. Если в былинах Алеша, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то «мультипликационный» как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами. Как говорится, сила есть… В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша «по простоте душевной» использует подвернувшуюся старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же «нечаянно», сбивает грибы, отшвыривает мелких зверушек. Его простота доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота. И вдруг на полпути спохватывается и начинает расправляться с сонными тугарами, спасая свой богатырский «имидж».

В мультфильме без конца подчеркивается грубая душевная организация героев. Такие «богатыри» многим знакомы по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни.

Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты, а с другой – образ народного защитника в создании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, «ментами», «братками», которые очень похожи на «новых русских богатырей».

Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильме становятся старики и старухи: то в них стрела вонзится (конечно же, в «то самое место»), и эта комедия положений уже делает своё дело – зрители одобрительно смеются, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют в качестве орудия. Лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, словно страшнее порока у человека и быть не может.

Также на посмешище выставлен и сам жанр былины: звучал былинный распев, появляется в кадре пергаментный свиток с «уставными» буквами, и вдруг – то автор не знает, какую букву в слове поставить, то выясняется, что былину вовсе пишет… осел.

Несколько слов о героинях. В народных былинах о женщинах сказано крайне мало. В основном это верная подруга, которая готова вечно любить и ждать, то есть готова к самопожертвованию, как и богатырь готов к самопожертвованию. Героини постоянно спорят с богатырями, требуют внимания к себе, что тоже противоречит былинным образам. В мультфильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» женщины ведут себя более активно. Забава, которую просватали за нелюбимого, начинает просчитывать, а может, нелюбимый не так уж и плох, коль у него денег-то много. Вообще тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба Яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже светлейший князь Владимир. Из-за своей алчности эти «герои» попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения – и их все прощают. Авторы словно признают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям», а вот к чему точно нужно относиться непримиримо – так это к физической немощи (вспомним в этой связи стариков, о которых говорили чуть раньше).

Попытаемся проанализировать природу юмора в мультфильме «Алеша Попович Тугарин Змей». Юмор построен на несоответствии: ожидаем богатыря-храбреца, а получаем богатыря-труса, ожидаем от богатыря хитрости и смекалки, а получаем глупость и ограниченность, ожидаем увидеть богатырского коня – видим щуплое созданье, правда, говорящее, как в сказках и былинах.

Большую часть диалогов составляют фразы-заимствования из популярных фильмов и рекламных слоганов. Особенно ими изобилует речь коня Юлия. Зрители смеются над «перлами» коня Юлия, тем самым симпатизируя ему, а значит, и разделяют жизненную позицию героя, отнюдь не высоконравственную. Но не нужно быть особым моралистом, чтобы понять, насколько приземлены интересы, пропагандируемые самым забавным персонажем. Смех в эти моменты сближает экранный образ и зрителя, вызывая симпатию ко всему увиденному и услышанному. Несомненно, что зрители теперь целиком и полностью на стороне «задорного циника», а значит, разделяют жизненную позицию героя, отнюдь не высоконравственную.

Как же всё-таки правы были авторы мультфильма, называя его «продуктом». Продукт – часть торгово-рыночных отношений – имеет свойство стареть, выходить из моды, портиться. Только есть опасение за юное поколение, которое с удовольствием потребляет «продукт». Им просто зачастую и сравнивать-то его не с чем: читают мало, интересуются литературой редко.

Кощунственно было бы считать мультфильмы «Алёша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» патриотичными, что периодически подчёркивают авторы. Осмеяны образы богатырей, создана пародия на жанр русского героического эпоса. Ни в одной стране мира так ещё не преподносили культурное наследие народа.

Как верно подметили журналисты, отечественные мультипликационные ленты, о которых и идёт речь, сувенирная продукция. Они выдержаны в западной стилистике, выставляют миру Россию, ее историю и литературу. Но какова Россия? Вряд ли нам стоит гордиться фильмами, которые выставляют нацию на посмешище.

Чувство юмора – прекрасное чувство, созидательное, но когда всё и вся приносится в жертву юмору, когда из всех чувств остаётся одно лишь чувство юмора – это тревожная тенденция.

5. Младшие школьники – потенциальная зрительская аудитория «антибылин»

Главная цель нашей работы – выяснить, какое воздействие на неподготовленных читателей, младших школьников, производит просмотр упомянутых мультфильмов.

Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство. Герои с экранов активно воздействуют на детское воображение, демонстрируя, как следует себя вести в той или иной ситуации. Дети очень часто имитируют поведение и манеру речи мультяшных героев. Мультфильмы влияют на формирование личности ребенка.

Яркие, зрелищные, образные с одной стороны и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.[7]

Пародии на былину внедряются в детское сознание и при помощи юмора поселяют в душах уверенность в привлекательности циничных и безнравственных героев.

Чтобы убедиться в правоте выдвинутого тезиса и убедить сомневающихся в нем, нами было проведено анкетирование обучающихся 2-4 и 5-9 классов, то есть разной возрастной аудитории. Причем, ребята уже знакомы с жанром былины, изучали на уроках. Всего было опрошено 95 человек. Предлагалось ответить на вопросы анкеты для изучения восприятия былинных фольклорных клише в мультипликации (см. Приложение 1).

Анкетирование.

Чтобы узнать, как образы мультипликационных богатырей воспринимают мои сверстники и имеют ли они представление о былинных богатырях, мы провели анкетирование учащихся нашей школы. Были предложены следующие вопросы:

1.Читали ли вы былины о богатырях? Если да, то какие?

2.Смотрели ли вы мультфильмы о богатырях?

3.Какие качества вы можете отметить в характерах богатырей.

4. Отличаются ли характеры богатырей в былинах и мультфильмах?

5.Являются ли мультфильмы о богатырях поучительными, если да, то чему они учат, на ваш взгляд?

Из 95 респондентов 83 читали былины. Мультфильмы смотрели все. Среди качеств характера богатырей самыми популярными являются сила (91 человек), храбрость (80 человек), доброта (64 человека), мудрость (16 человек), честность (13 человек). Один человек отметил такие качества, как преданность, ум (2 человека).

На четвертый вопрос большинство опрашиваемых, а это - 56 человек, ответило отрицательно, они не заметили отличий в образах былинных богатырей и мультипликационных. Трое ребят отметили некоторые отличия, еще двое затруднились ответить.

Вопрос, чему учат мультфильмы о богатырях, вызвал у ребят затруднения. 36 человек не смогли на него ответить. 27 человек ответили, что учат быть храбрым, смелым; 25 человек ответили, что учат доброте. Двое ребят сказали, что мультфильмы учат защищать свою Родину, совершать хорошие поступки, и один ответил, что учат быть мудрым.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

  1. Мои сверстники знакомы и с былинными богатырями, и с мультипликационными.

  2. Большинство из них не замечают различий между образами богатырей в разных видах искусства.

  3. Ребята замечают в характерах богатырей только положительные качества.

  4. Отрицательные черты приняты зрителем и уже не вызывают отторжения.

  5. Современные герои могут послужить примером храбрости, доброты и патриотизма.

Итоговым продуктом нашей исследовательской деятельности стал буктрейлер к русским былинам, с которым мы ознакомили учащихся среди которых было проведено анкетирование с целью заинтересовать учеников.

Заключение

Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: самопожертвование, отказ от личной жизни во имя блага своего народа: «Дни, Месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…» (Из переложений русских былин.)

Посмотрев три первых мультфильма о трех богатырях, мы сделали вывод, что образы богатырей даны в несколько искаженном виде. Происходит дегероизация богатырей. Их образ снижен, приобретает бытовой оттенок. И вместо той невероятной мощи, силы и самопожертвования, которые мы видим в цикле былин о богатырях, мы наблюдаем трансформацию образов богатырей в супергероев с чертами характера, присущими обычным людям.

Таким образом, мы считаем, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Но нельзя не сказать и о позитивных сторонах мультфильмов. Преданность, верность - эти достоинства восхваляются на всех уровнях, будь то постоянство в браке, преданность другу, готовность служить роду, патриотизм в самом его чистом, высокопарном виде. Многие зрители и комментаторы пишут, что в «богатырях» воспевается храбрость, бескорыстие, душевная доброта.

Нам кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь, на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что у нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать и которыми нужно гордиться!

Список литературы

  1. Былины: книга для внеклассного чтения \ сост. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1985

  2. Героические былины \ сост. В. И. Чичеров. – М.: Детская литература, 1993

  3. Гуси-лебеди: фольклор для детей от колыбельных до былин \ сост., вступ. ст. и коммент. В. И. Калугина. – М.: Правда, 1990

  4. Древнерусская литература: книга для чтения \ сост. Е. Рогачевская. – М.: Школа-Пресс, 1993

  5. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Сказки о русских богатырях. М.: Яуза, Эксмо,2016

  6. Методы изучения фольклора: сб. = Л., 1983

  7. Прозоров Л. Р. Времена русских богатырей. По страницам былин — вглубь времен. М.: Яуза, Эксмо,2006

  8. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре \ В. Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 1999

  9. Пропп В. Я. Поэтика фольклора \ В. Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 1998

  10. Русские народные сказители \ сост., вступ. ст., вводные тексты и коммент. Т. Г. Ивановой. – М., 1989

  11. Ухов П. Д. Былины \ П. Д. Ухов. – М., 1987

  12. Шарковский Д.М. Богатыри. Иллюстрированный путеводитель. М.: Яуза, Эксмо, 2015

  13. Шевченко Ф. П. В мире былин \ Ф. П. Шевченко. – М., 1986

Интернет-ресурсы:

1.     http://muzei-mira.com

2. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia

3. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/

Приложения

Приложение№1

Вопрос № 1-2

Вопрос № 3

Вопрос № 4

Вопрос № 5

i Былины: книга для внеклассного чтения \ сост. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1985

Просмотров работы: 456