«Музыка нас связала» или принципы использования одноимённой терминологии в музыковедении и в других науках

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Музыка нас связала» или принципы использования одноимённой терминологии в музыковедении и в других науках

Шицко Ю.М. 1
1МАОУ ЦДТиИ "Родник"
Рыбалко Е.Е. 1
1МАОУ ЦДТиИ "Родник"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В любой науке для обозначения какого–либо явления или процесса используется группа слов, называемая терминами. Большинство таких терминов носят имена, которые пришли к нам из греческого, латинского и других языков. Есть термины, которые используются только в одной определенной области научного знания. Однако есть терминология, встречающаяся сразу в нескольких отраслях человеческой деятельности. Например, такие широко известные каждому музыканту термины как модуляция, альтерация, синкопа, гамма и хроматизм встречаются в физике, медицине, биологии, лингвистике, оптике и электродинамике. Данное обстоятельство натолкнуло нас на мысль, что сходство может быть не только в одинаковом названии, но и обозначать схожие процессы или явления. Выявление общих черт в процессах, обозначаемых одним термином в разных сферах научного знания составило проблему настоящей работы. Объектом настоящего исследования выступает термин как форма определения какого-либо явления, при этом точно и однозначно именующее не только само понятие, но и степень его соотношения с другими в пределах специальной сферы. Предметом исследования является одноименная терминология из музыкознания, которая применяется в других науках. Гипотезой настоящей работы выступило предположение, что одноименные термины, используемые в разных научных сферах, обозначают схожие процессы или явления. Актуальность данной работы – в проведении исследования с целью расширить границы понимания того или иного понятия и рассмотреть привычную для музыкантов терминологию в непривычном формате.

Ранее подобного исследования ни в рамках школьных проектов, ни в научной сфере не проводилось. Вероятно, это связано со следующими, прочно установившимися в общественном сознании ассоциациями: музыкальное искусство и его область научного знания – это сфера деятельности человека, основанная в первую очередь на эмоциях и чувствах. А точные и естественные науки оперируют логикой, рациональностью и четкостью. Поэтому наличие взаимосвязи между музыкальной терминологией и понятийным аппаратом естественных и точных наук на первый взгляд кажется невозможным. Проведение исследования с целью опровергнуть данный стереотип является новизной работы. Цель работы – изучить одноимённую терминологию используемую в различных сферах деятельности человека и определить, есть ли между ними точки соприкосновения. Задачи работы: 1) Изучить историю происхождения терминов; 2) Определить роль и принципы функционирования терминов в научных сферах; 3) Изучить и сравнить принципы использования понятия «модуляция» в музыке и в физике; 4) Изучить и сравнить принципы использования понятия «альтерация» в музыке и в биологии; 5) Изучить и сравнить принципы использования понятия «синкопа» в музыке, в медицине и в лингвистике; 6) Рассмотреть и сравнить другие одноимённые понятия.

Теоретической значимостью работы является раскрытие теоретического значения и области применения таких терминов, как модуляция, альтерация, синкопа, хроматизм, гамма, тон, интервал. Каждому из этих терминов посвящено большое количество работ: о модуляции, альтерации и хроматизме в музыке писали И. И. Дубовский, И. В. Способин; о синкопе и гамме - В. А. Вахромеев; о модуляции в физике - В.И. Журавлев, Н.П. Трусевич; об альтерации в биологии - Д.С. Саркисов; о синкопе в медицине - О.С. Левин, Д.Р. Шульман; о синкопе в лингвистике - Г.В.Глинских, О.В. Петрова; о хроматизме и гамме в оптике и в физике - Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев; об интервале в математике - А.Г. Мордкович, П.В. Семенов; о тоне в литературе - Е.И. Бойчук. Результаты проведенной исследовательской работы оформлены в виде иллюстрированного дидактического пособия для обучающихся. Данное пособие составляет практическую значимость этого исследования.

Методы исследования: анализ, абстрагирование, сравнение, обобщение; метод системного подхода, дедукции, индукции, классификации.

  1. Термин как основа научного знания

Термин (лат. «terminus» - «граница», «предел», «конец») – это «специальное слово или словосочетание, принятое в определенной профессиональной сфере и употребляемое в особых условиях» [8]. Интересно, что слово «термин» – это имя римского бога границ, пределов и ограничений. Терминология – это «совокупность терминов определенной отрасли знания или производства. Терминология помогает избежать двусмысленности и многозначности научных понятий, точно и полно объяснить факты, выявить закономерности развития» [8].

Латинский язык играет огромную роль в формировании научной терминологии. Латинские термины проникли во все отрасли науки, техники, литературы, искусства, политики, религии и общественной жизни. Знание латинской лексики и словообразования дает специалисту возможность разбираться в терминологии в своей области и других смежных науках. Латынь и по сей день остается терминологической базой многих научных дисциплин [9].

Термин любой отрасли знаний выражает конкретную профессиональную, научную или техническую концепцию, в отличие от общеупотребительных слов, выражающих общие идеи или повседневные представления. В зависимости от употребления в различных сферах профессионального общения выделяют три группы терминов: общие, узкоспециализированные и межотраслевые научные термины. Общенаучная лексика встречается в различных научных дисциплинах и выражает общие понятия, которые относятся к объектам, явлениям, процессам, свойствам и т.д. Вторая группа терминов включает специализированную лексику, функционально ориентированную на более узкую сферу употребления. Термины из узкоспециализированной лексики выражают понятия одной дисциплины, например: «elektromagnetisches Feld» (радиофизика), «algebraische Größe» (математика), «Gastritis» (медицина).

Межотраслевая терминология обладает наибольшей свободой применения, ее лингвистические элементы встречаются в различных научных дисциплинах. Например, такие физические термины, как «die Energie», «das Feld», «die Leistung», «die Beschleunigung», «die Kraft» известны как специалисту по оптике, так и радиофизику, специалисту по физике твердого тела и т.д. [8].

Таким образом, ключевыми единицами в любой науке являются понятия «термин» и «терминология». Основная функция термина заключается в обеспечении точности и ясности понимания научной идеи.

II. Принципы использования одноимённой терминологии в музыковедении и в других науках: сходства и различия

2.1. Использование термина «модуляция» в музыке и в физике1

Модуляция в музыке. Термин «модуляция» (от лат. «modulatio») означает размеренность, ритмичность. В музыке модуляция означает переход, изменение установившейся структуры. Чаще всего такой структурой выступает тональность. Таким образом, модуляция – это изменение, смещение или переход из одной тональности в другую в рамках одного музыкального произведения [1]. Модуляция – очень важное и яркое выразительное средство, которое используется для смены красок; без модуляций музыка была бы «пресной». Модуляции наполняют музыку движением, создают динамику развития музыкальной мысли. Значение модуляции в музыке очень велико. Ее можно сравнить с разными оттенками цвета в живописи, или с присутствием разных сюжетных линий в одном литературном произведении. Как картина в одном цвете, как проза с одной сюжетной линией, так и музыкальное произведение без переходов-модуляций в другие тональности однообразно.

Модуляция в физике. Модуляция в физике (лат. «modulatio» - размеренность, ритмичность) – это изменение параметров какого-либо физического процесса. Такой физический процесс характеризует мгновенное значение некой физической величины, такой как напряжение, сила тока, давление, перемещение и т. п. Изменение величины во времени или в пространстве в данной работе рассматривается как сигнал. Сигнал до изменения модуляцией называется несущим, а после — модулированным. Изменениям могут подвергаться такие параметры сигнала, как амплитуда, фаза, частота, время и длительность [10]. В физике устройство, с помощью которого выполняется модуляция, называется модулятором. Процесс модуляции происходит следующим образом: несущий и низкочастотный сигналы, преобразуясь в модуляторе, выходят уже в измененном (объединенном) виде. Таким образом, под модуляцией в физике подразумевается процесс изменения одного или нескольких параметров несущего сигнала при помощи модулирующего сигнала. Чаще всего под модуляцией понимается процесс переноса сигнала низкочастотного в область высоких частот.

Модуляция в музыке и в физике. На первый взгляд у модуляции в музыке и модуляции в физике нет ничего общего. Но если абстрагироваться, то модуляция в физике приводит к изменению во времени параметров колебаний волн, а точнее, к изменению амплитуды, частоты и фазы колебаний для улучшения качества передачи информации. В музыке с модуляцией связан процесс изменения высоты звучания опорного звука лада (тоники). Таким образом, можно сформулировать первое самое главное сходство между этими двумя процессами: оба ведут к изменению структуры с целью её улучшения, не меняя при этом ключевых параметров.

Модуляции в музыке и в физике разделяют на три разновидности. В музыке – это отклонение, сопоставление и постепенная модуляция. В физике - амплитудная, частотная и фазовая. Провести параллели между видами модуляций в музыке и физике сложно, однако, есть элементы, которые в некоторых моментах позволяют это сделать. В физике есть понятие «демодуляция», которое схоже с понятием «отклонение» в музыке. В обоих процессах единым является возвращение к исходному, например, внедрять информацию в несущий сигнал и извлекать её обратно (в физике); переходить в другую тональность с последующим возвращением в основную - в музыке.

Еще одним связующим искусство и точную науку звеном можно считать сам процесс перехода. Чтобы совершить модуляцию в музыке необходимо:

1) Общий аккорд – аккорд, укладывающийся в звукоряды обеих тональностей [2]. Общий аккорд обеспечивает мягкость, естественность перехода в новую тональность. Он относится и к предыдущей, и к последующей тональности, как бы смотрит в обе стороны: может и вернуться назад, в изначальную тональность, и «повернуть» в новом направлении. Сходство с общим аккордом в музыке есть и в физике, это - несущий сигнал. По большому счету эти понятия схожи в том, что оба не являются «точкой» радикальных изменений, но составляют основу, фундамент, на которых эти изменения опираются.

2) Модулирующий аккорд - первый аккорд новой тональности, не укладывающийся в звукоряд исходной и нехарактерный для неё [2]. Как правило, модулирующий аккорд звучит после общего. Модулирующий аккорд «смотрит только вперед» и ясно указывает направление в новую тональность. Можно провести параллель и между понятиями «модулирующий аккорд» и «модулирующий сигнал». Именно эти два явления и являются отправной точкой дальнейших изменений.

Но наиболее ярким сходством между модуляцией в музыке и в физике является момент перехода. Для этого в физике используют устройство, которое называется «модулятор». Процесс модуляции происходит следующим образом: несущий и низкочастотный сигналы, преобразуясь в модуляторе, выходят уже в измененном (едином) виде. В музыке функцию модулятора («преобразователя») выполняет общий аккорд. Именно он является стартовой точкой для будущих изменений. По принципу использования модулятор можно сравнить с сочетанием общего и модулирующего аккордов вместе. Именно «в них», по сути, происходит процесс изменения структуры.

2.2. Использование термина «альтерация» в музыке и в биологии.

Альтерация в музыке. Альтерация (от латинского «изменять») – это изменение основной ступени лада. К знакам альтерации относятся: диез (повышение звука на полтона), бемоль (понижение на полтона), дубль-диез (повышение на тон), дубль - бемоль (понижение на тон), знак отмены альтерации - бекар. [2]

В музыке альтерация бывает двух видов: ладовая альтерация (изменение неустойчивой ступени с целью усиления тяготений к устойчивым и модуляционная альтерация (изменение устойчивых ступеней лада с целью изменить тяготения. Это приводит к необратимым изменениям, а именно, к смене тональности [2]). Из данных определений видно, что основное различие между альтерациями состоит в том, какие именно ступени лада подвергаются изменениям. И чтобы понять, какой вид альтерации используется, необходимо определить номер изменяемой ступени.

Альтерация в биологии. Альтерация (от лат. «alterare» - изменять) – «изменение структуры клеток, тканей или органов, сопровождающееся нарушением их жизнедеятельности. Альтерацией в биологии принято обозначать повреждение клеток и тканей» [11]. В биологии альтерация делится на два типа: обратимая альтерация (изменение или утрата функций клетки с последующим восстановлением и необратимая альтерация (её ещё называют «грубая») – изменение, в большинстве случаев, убивающее клетку [11]. Из данных определений можно сделать вывод, что до определенного момента поврежденные клетки или другие структуры организма могут адаптироваться без изменения их функций. В этом случае мы наблюдаем процесс обратимой альтерации. Когда возможности адаптации исчерпаны или сила повреждающих факторов превышает защитный потенциал клетки, наступает необратимая альтерация. 

Альтерация в музыке и в биологии. Из данных выше определений можно заметить ярко выраженную связь между альтерацией в биологии и альтерацией в музыке. И в музыке, и в биологии альтерация – это изменение небольшой, но очень значимой структуры. Определённо есть связь и между видами альтераций в музыке и в биологии:

1) ладовая альтерация в музыке схожа с обратимой альтерацией в биологии. В биологии повреждённые клетки до определённого момента могут адаптироваться к повреждающим воздействиям, при этом, не изменяя своей функции. В музыке процесс аналогичен: изменяемые ступени не приводят к радикальным изменениям. Какие бы манипуляции не происходили с неустойчивыми ступенями главный звук – I ступень (тоника) - не меняет своей функции.

2) модуляционная альтерация в музыке близка к необратимой альтерации в биологии. Когда возможности адаптации клетки исчерпаны, то функция их в корне меняется. Так же и в музыке, когда основная тональность при модуляционной альтерации «сдала свои позиции», то к первоначальному варианту она уже не вернется.

В данном случае функции альтерации в биологии и функции альтерации в музыке имеют одинаковое значение: повреждения и степень этих повреждений.

2.3. Синкопа в музыке, в медицине и в лингвистике

Синкопа в музыке. Синкопа в музыке - это «смещение ритмической опоры с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим» [2]. Рассмотрим этот процесс более подробно. В музыке есть своя мера времени: это равномерное биение пульса, которое называется «метр». Доли метра бывают сильными и слабыми, они чередуются в определенном порядке. Музыкальное ударение (акцент) обычно приходится на сильные доли. В промежутке между метрическими долями звучат самые разные по продолжительности звуки (ритм). Но основные ритмические акценты совпадают с метрическими. В случае же несовпадения метрических и ритмических акцентов в музыке образуется синкопа, когда ударение в ритмическом рисунке появляется раньше или позже, чем сильная доля. Таким образом, происходит смещение ударения. Синкопы являются очень ярким выразительным средством. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно, в зависимости от темпа.

Синкопа в лингвистике. Синкопа (греч. «συνκοπή» - «обрубание», «сокращение») - как «лингвистический термин означает выпадение гласного звука в середине слова» [13]. С помощью синкопы сильный (ударный) слог в слове становится слабее и исчезает плавность в произношении, например, «Михайловна» и «Михална». В данном примере из-за того, что убрали букву «й» отчество стало звучать менее ярко, ударный слог «съелся» и звучит не так отчётливо. Чрезмерное использование синкопы в речи свидетельствует о малограмотности человека, т.к. синкопа в большинстве случаев используется в просторечиях.

Синкопу можно встретить и в поэзии. Стихотворения всегда имеют свой ритм, но, когда в строчке появляется синкопа, этот ритм сбивается. Возможно и другое использование синкопы в стихосложении: если слово слишком длинное и не укладывается в ритм стихотворения, именно синкопа, которая «обрезает» слово, сохраняет основной ритмический рисунок.

Чаще всего синкопа используется в частушках:

«Медицинская сестрица

В беленькой косыночке,

Первяжи скорее рану

Моему картиночке».

Также синкопа часто встречается в стихотворениях:

Ветр налетит, завоет снег,

И в памяти на миг возникнет

Тот край, тот отдалённый брег...

(А. Блок)

Нередко ее можно встретить и в авторской прозе:

Чацкий: - Куда?

София: - К прикмахеру .

(А.С. Грибоедов)

Синкопе в медицине. Синкопе (синкопальное состояние) – «обморок, приступ кратковременной утраты сознания, обусловленный ухудшением кровоснабжения головного мозга, нарушением сердечной деятельности и падением артериального давления. Это влечет к падению мышечного тонуса. Возникает внезапно, длится, как правило, несколько минут» [12]. Рассмотрим причины появления синкопе более подробно. Человеческое сердце – это механизм, который работает в определённом ритме. Сжимаясь и разжимаясь, сердце прогоняет кровь через весь организм, в том числе и в мозг. Но если пульсовая волна крови от сердца задержалась (например, давление внутри сосудов упало и сосуд расширился), то кровь с кислородом и полезными веществами не успевает дойти до мозга. В этот момент и происходит потеря сознания.

К основным причинам возникновения синкопе у человека относят: 1)Резкое падение давления. Например, человек после длительной пробежки сразу лёг отдыхать и неожиданно потерял сознание. Почему так произошло? Из-за интенсивной физической нагрузки давление сильно поднялось, а когда спортсмен резко расслабился, то давление начало падать, таким образом, произошел значительный перепад, который и привел к синкопальному обмороку. Подобный случай может произойти и в обратном порядке действий: человек спокойно лежал и резко вскочил. 2) Снижение уровня кислорода в организме. Ярким примером могут послужить обмороки у дам 18-19 века, терявшие сознание по причине чрезвычайно тугих корсетов на платьях. 3) Колебания уровня сахара в крови. Часто у диабетиков колебания уровня глюкозы приводят к кратковременным обморокам-синкопам. 4)Аневризма – заболевание, связанное с изменением структуры сосудов, в результате которого ухудшается циркуляция крови по организму. При аневризме редко, но встречаются синкопальные обмороки.

К сожалению, увидеть, как происходит синкопа при помощи энцефалограммы практически невозможно, т.к. всплеск происходит слишком быстро, обычно не дольше минуты. Поэтому шанс, что это произойдёт именно во время обследования пациента крайне мал. Следует отметить, что отличительной чертой синкопального обморока является кратковременность. Придя в сознание, пациент чувствует себя удовлетворительно, пульс его сердца нормализируется.

Синкопа в музыке, в медицине и в лингвистике. Музыка как вид искусства не может существовать без метра и ритма. Именно эти два процесса отвечают за организацию звуков во времени. Схожий процесс присутствует в разговорной речи и в стихосложении, который подчиняется единому ритмическому движению. Интересно, что функционирование человеческого организма также зависит от ритма – сердцебиения.Но в один момент происходит сбой, приводящий в музыке к смещению акцентов с сильной доли на слабую; в медицине к кратковременной потере сознания; в лингвистике - к «обрубанию» ударного слога. И для обозначения всех этих «смещений» используется термин «синкопа».

2.4. Другие одноимённые понятия

Хроматизм в музыке и в оптике

Хроматизм в музыке. Хроматизм (от др.- греч. «χρωμα» - «цвет», «краска») – «полутоновое изменение (повышение или понижение) звука» [1]. Хроматизмом так же называют гаммообразное движение по полутонам. Данное понятие предполагает расширение диатоники за счет включения полутонового изменения основных ступеней. Хроматизм «раскрашивает» звучание основной тональности и музыкальной ткани в целом.

Хроматизм в оптике. Хроматизм в оптике – «свойство белого светового луча при прохождении через преломляющие среды разлагаться на лучи разного цвета (давать спектр)» [5].

Хроматизм в музыке и в оптике. На первый взгляд хроматизм в музыке и хроматизм в оптике – это два совершенно разных понятия. Но, если рассмотреть цель их использования, то можно увидеть между ними связь. В музыке используется хроматизм, чтобы «раскрасить» произведение, сделать его более ярким и интересным, т.к. хроматизм в переводе с греческого означает цвет, краску. В оптике же хроматизм – это свойство, с помощью которого белый свет разлагается на лучи разного цвета.

Таким образом, хоть и не в прямом значении, но хроматизм в оптике и в музыке имеет общие черты – увеличение количества красок.

Гамма в музыке и в физике (электродинамике)

Гамма в музыке. Музыкальная гамма – это «восходящая или нисходящая последовательность нот, начинающаяся и заканчивающаяся тоникой» [2]. В музыкознании есть несколько видов гамм: мажорная, минорная, хроматическая и целотонная. Мажорные и минорные гаммы делятся на три вида: натуральный, гармонический и мелодический. У хроматической и целотонной гамм разновидностей нет.

Гамма в физике (электродинамике). Гамма-излучения – это «вид электромагнитных излучений, отличающихся малой длиной волны» [5].Область применения гамма-излучений достаточно широка. Они используются и в пищевой промышленности (консервирование пищевых продуктов), и в медицине (стерилизация медицинских материалов и оборудования; лучевая терапия и радио хирургия).

Гамма в музыке и в физике. Данные понятия не имеют сходств и применяются в кардинально разных значениях.

Интервал в музыке и в математике.

Интервал в музыке. Интервал (от латинского «intervallum» - расстояние) – это «сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно» [2]. Если звуки взяты последовательно один за одним – это мелодический интервал, если одновременно – гармонический. Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной. Интервалы характеризуются двумя величинами: ступеневая (количество ступеней) и тоновая (количество тонов) [2].

Интервалы делятся на: 1) простые, не превышающие октавы (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава); 2) составные, превышающие октаву (нона, децима, ундецима и д.р.); 3) увеличенные и уменьшенные (тритоны и характерные интервалы).

Интервал в математике. Термин «интервал» в математике используется в нескольких значениях. Интервалом обозначают и промежуток в пространстве/времени, и расстояние между соседними объектами. Также в понятие «интервал» входит и «множество чисел, расположенных на числовой прямой между двумя концами» [6]. Интервал может быть ограниченным или неограниченным. Ограниченный интервал содержит все числа, лежащие между двумя концами, включая сами концы. Неограниченный интервал имеет один или оба конца, которые являются бесконечными значениями.

Интервал в музыке и в математике. Понятие «интервал» в музыке и интервал в математике имеет одинаковое значение и используется с целью показать расстояние. В музыке – между двумя звуками, а в математике – между двумя точками.

Тон в музыке и в литературе.

Тон в музыке – это «расстояние между звуками равное двум полутонам» [2]. Тон в литературе демонстрирует отношение автора к предмету или персонажу [7].

Понятие «тон» в музыке и в литературе имеет совершенно разные значения: в музыке тон – это расстояние, а литературе – эмоция.

Таким образом, на основании вышеприведенных данных, можно сделать следующий вывод: принципы использования одноимённой терминологии из разных областей научного знания чаще всего совпадают между собой и обозначают схожие явления или процессы.

Заключение. Тема данного исследования представляется интересной и важной. Интересна она благодаря попытке сопоставить абсолютно разные области человеческой деятельности: точные, естественные, гуманитарные науки и музыкальное искусство. Музыка – это отрасль, которая многогранна и отражает душевный мир человека, показывает разнообразнейший спектр человеческих эмоций. А точные и естественные науки построены на точной системе доказательств и лишены эмоций. В них нужно четко обосновывать каждое своё действие, руководствуясь разумом. Принято считать, что естественные науки тесно связаны с точными, а гуманитарные - с искусством, и терминология для этих двух сфер используется узкоспециализированная. Однако в результате проведенного исследования мы выяснили, что связь между одноимёнными терминами из различных по направленности научных отраслях есть, но не во всех случаях. Многие из рассмотренных терминов имели ярко выраженное сходство, а в некоторых общие черты нашлись только через разностороннее рассмотрение этого понятия. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично.

Результаты данной исследовательской работы планируются опубликовать в виде пособия для обучающихся детских музыкальных школ, школ искусств и Центров детского творчества, реализующих программы художественной направленности с целью расширения сферы их познавательных интересов.

Список литературы:

  1. Дубовский, И. И., Евсеев, С. В., Способин, И. В., Соколов, В. В. Учебник Гармонии [Текст] / И. И. Дубовский, С. В. Евсеев, И. В. Способин, В. В. Соколов — 2906-е изд. — Москва: Музыка, 1965 — 436 c.

  2. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки [Текст] / Вахромеев В. А. — 3-е изд. — Москва: Государственное музыкальное, 1961 — 248 c.

  3. Журавлев, В. И., Трусевич, Н. П. Методы модуляции-демодуляции радиосигналов в системах передачи цифровых сообщений [Текст] / В. И. Журавлев, Н. П. Трусевич — 2-е изд. — Москва: Инсвязьиздат, 2009 — 312 c.

  4. Глинских, Г. В., Петрова, О. В. Введение в языкознание [Текст] / Г. В. Глинских, О. В. Петрова — Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005 — 222 c.

  5. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Чаругин, В. М. Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций [Текст] / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин — 5-е изд. — Москва: Просвещение, 2018 — 426 c.

  6. Мордкович, А. Г., Семенов, П. В. Алгебра и начала математического анализа 10 класс [Текст] / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов — 8-е изд. — Москва: Мнемозина, 2019 — 426 c.

  7. Богданова, Т. Ф., Бойчук, Е. И. Основные теоретические проблемы, связанные с понятием тональности текста [Текст] / Т. Ф. Богданова, Е. И. Бойчук // Верхневолжский филологический вестник. — 2020. — № 4. — С. 136-141.

  8. Литовченко, В. И. Классификация и систематизация терминов [Текст] / В. И. Литовченко // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. — 2006.— С. 156-158.

  9. Городенская, О. К., Попова, Н. В. Латинский язык как основа формирования профессиональной компетенции лингвистов (на примере модульного обучения) [Текст] / О. К. Городенская, Н. В. Попова // Вопросы методики преподавания в вузе. — 2012.— С. 1-8.

Список интернет-источников:

  1. Лекция № 10. Общие понятия о модуляции. /[Электронный ресурс] // StudFiles : [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/9162797/page:10/ (дата обращения: 07.01.2024).

  2. Саркисов Д.С. Альтерация (биология) / Саркисов Д.С. [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1278661 (дата обращения: 07.10.2023).

  3. Левин О.С., Шульман Д.Р., Гуков А.О., Жданов А.М. Обморок / Левин О.С., Шульман Д.Р., Гуков А.О., Жданов А.М. [Электронный ресурс] // СМ-Клиника: [сайт]. — URL: https://www.smclinic.ru/simptomy/obmorok/#:~:text=%D0%9E%D0%B1%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%2C%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2C%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8,%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BC%D1%8B%D1%88%D1%86%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0. (дата обращения: 27.10.2023).

  4. Синкопа (лингвистика) / [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/104777 (дата обращения: 27.10.2023).

Приложение

1Данный раздел основан на материале нашей предыдущей исследовательской работы «Модуляция в музыке и физике: опыт осмысления», которая опубликована на сайте https://school-science.ru/19/11/55776

Просмотров работы: 104