Введение
В школе наш учитель часто дает нам задание - разгадать кроссворд по разным предметам. Она утверждает, что кроссворд – это гимнастика для ума. Мне захотелось убедиться в этом.
Что же такое кроссворд?
Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) - головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям
Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем — по вертикали. [4]
Изучив литературу, я узнал, что кроссворды тренируют память, внимание, развивают сообразительность, умение анализировать, размышлять, повышают грамотность. Кроссворды пополняют словарный запас, расширяют кругозор.
Кроссворд - занимательный материал, который позволяет улучшить усвоение школьной программы.
Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы.
Было решено составить тематические кроссворды по русскому языку, используя словарные слова.
Словарные слова - это слова, в которых есть орфограммы, которые не проверяются согласно правилам русской орфографии. Написание любого словарного слова определяется по словарю - отсюда и название словарные слова. Написание словарных слов следует запоминать наизусть.
Проблема написания словарных слов является актуальной в настоящее время. Это связано с тем, что таких слов в русском языке огромное количество. Но как запомнить столько слов? Использовать составленные кроссворды на уроках русского языка.
Я предположил, что составить кроссворд удобнее при помощи специальной программы.
В результате возникла идея научиться создавать кроссворды с помощью компьютера.
Цель работы: изучение алгоритма построения кроссвордов с помощью
компьютера.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующие задач:
выяснить алгоритмы составления кроссворда;
научиться составлять кроссворды с помощью компьютера;
составить тематические кроссворды для 3 класса по теме «Словарные слова».
Объектом исследования является кроссворд.
Предметом исследования – процесс составления кроссвордов разными способами.
Гипотеза: предположим, что составление и использование кроссвордов на уроке русского языка будет способствовать прочному запоминанию и усвоению словарных слов.
При решении исследовательских задач, использовались методы:
изучение литературы по выбранной теме;
наблюдение;
анализ полученных сведений;
анкетирование.
При работе использовалась следующая литература:
Мой первый словарь от А до Я. [Текст]: /И.Н.Сиднин. – учебное пособие для начальной школы для работы со словарными словами.
Работа над трудными словами в начальных классах. [Текст]: / В.П.Канакина. – пособие для учителей, которое позволяет расширять словарный запас у учащихся.
Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2 ч. [Текст]: / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – учебник, из которого взяты словарные слова, изучающиеся в 3 классе.
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в занимательной форме ускорить процесс усвоения новых знаний, систематизировать и обобщить знания.
Общие требования при составлении кроссвордов:
Не допускается наличие незаполненных клеток в сетке кроссворда.
Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
Кроссворд должен иметь название.
Требования к оформлению:
1.Рисунок кроссворда должен быть четким.
2.Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения.
Глава 2. Практическая часть
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддаётся никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Несмотря на то, что ребята нашего класса учат словарные слова, все равно в словарных диктантах появляются ошибки.
При проведении словарного диктанта результаты оказались следующие (Приложение 1):
- запомнили 12 слов – 3 ученика;
- запомнили от 10-11 слов – 3 ученика;
- запомнили от 8-9 слов – 12 учеников;
- запомнили от 7 слов – 4 ученика;
- запомнили от 4-6 слов – 3 ученика.
Было решено самому составить кроссворд с использованием словарных слов
Как разгадывать кроссворды знают все. А вот как их составляют, я думаю, задумывались немногие. Я пробовал составить кроссворд на бумаге. У меня это получилось, но заняло много времени и доставило определенные неудобства.
Сначала я выписал слова, которые хотел загадать. Составил вопросы к выбранным понятиям. Затем началось самое сложное – необходимо было составить сетку кроссворда. Когда все слова были внесены в сетку, их необходимо пронумеровать. И последнее – перечертил сетку кроссворда без вписанных в нее слов-ответов, чтобы кроссворд можно было разгадывать.
Не все получилось сразу. Самым трудным было вычерчивание сетки. Но я справился!
И тогда возникла мысль, а можно ли составить кроссворд с помощью компьютера? С этим вопросом я обратился к своему учителю. Она предложила воспользоваться двумя приложениями - Microsoft Word и Microsoft Excel.
2.1. Алгоритм создания кроссвордов в приложении Microsoft Word.
Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются. Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками. Ячейки с номерами можно закрасить в любой цвет [6];
Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом, либо с помощью выносок [6];
Задания к кроссворду должны быть сформулированы грамотно [6];
Лист, на котором будет напечатан кроссворд, можно дополнить красочным оформлением [6]
Часть работы уже была сделана – выбраны слова и составлена сетка кроссворда на бумаге. Нужно было эту сетку сделать в приложении Microsoft Word. Эту работу выполняли вместе с учителем.
В Microsoft Word нет функции для автоматического создания кроссвордов. Поэтому сначала нужно создать таблицу необходимого размера.
О
ткрыть документ Microsoft Word, где будет добавлен кроссворд. (Рис.1)
Рисунок 1
В разделе «Вставка» в верхнем меню приложения, нажать на кнопку «Таблица» и выбрать возможность «Вставить таблицу» (Рис.2)
Рисунок 2
Определить число столбцов и строк в соответствующих ячейках на основании придуманного кроссворда. (Рис.3,4)
Рисунок 3
Рисунок 4
Изменить размеры ячеек. (Рис.5)
Рисунок 5
Удалить ненужные линии с помощью ластика. (Рис.6)
Рисунок 6
Пронумеровать.
Напечатать задания к кроссворду.
Вывод: Создав кроссворд по данному алгоритму, я сформулировал все достоинства и недостатки создания кроссвордов в Word:
Достоинства метода:
1.Возможность многократной распечатки.
2.Независимость от компьютера при использовании.
3.Простота в использовании.
Недостатки:
Построение сетки занимает много времени и требует определенных навыков работы.
Составление кроссвордов в Microsoft Excel – трудоемкий процесс. Для этого мне не хватает пока знаний. Поэтому было решено остановиться на составлении кроссвордов Microsoft Word.
2.2. Алгоритм создания кроссвордов в готовой компьютерной программе
Сейчас появилось большое количество компьютерных программ для автоматического составления кроссвордов. Они удобны и просты. Мы изучили две программы составления кроссвордов: на сайте http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html, на сервисе LearningApps
Кроссген biouroki.ru http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html:[5]
Введите через запятую или пробел не больше 20 слов, из которых нужно составить кроссворд.
2. Нажмите кнопку «Создать»
3. Кроссворд будет создан автоматически из заданного вами списка слов.
4. Выберите вариант расположения слов кроссворда и скачайте его.
Этот вариант мне понравился больше – сетка кроссворда составляется автоматически. Осталось его только скопировать и вставить в Word. Написать задания к кроссворду проще.
Вывод: с помощью Кроссген в biouroki.ru можно составить множество вариантов расположения слов в кроссворде.
Достоинства:
Составляет кроссворд самостоятельно;
Прост в использовании;
Все инструкции написаны на русском языке.
Недостатки:
Задания к кроссворду нужно писать отдельно в приложении Word.
LearningAppshttps://learningapps.org/create?new=40 [7]
Здесь сразу можно выбрать фоновую картинку, если есть желание.
Далее начинаем вводить задание к слову (вопрос), потом ответ. (Рис.7)
Рисунок 7
Выполнив эти шаги, нажимаем на кнопку. Завершить и показать в предварительном варианте. (Рис.8)
Рисунок 8
Мы выяснили, что на этом сервисе можно выполнять задания онлайн.
Нажимаем на цифру, выходит задание, нужно вписать ответ. (Рис.9)
Рисунок 9
Вывод: при использовании этого сервера есть свои достоинства и недостатки.
Достоинства:
Бесплатный;
Готовый кроссворд можно сохранить и отправить в виде ссылки для разгадывания друзьям, родственникам, пользователям сайта и т.д.;
При разгадывании проверка осуществляется автоматически (т.е. можно узнать результат);
Можно вставлять картинки, рисунки, фото.
Недостатки:
Для использования сервиса необходим доступ в Интернет.
При сохранении кроссворда, нужна регистрация.
На основании вышеизложенного составить кроссворды я решил с помощью Кроссген в biouroki.ru, копировать сетку вWord и писать задания.
Словарные слова, которые изучаются в 3 классе, мы разделили на группы. Составили к ним кроссворды. Предложили эти кроссворды ребятам из класса. Перед этим провели анкетирование.
Любите ли вы разгадывать кроссворды?
Для чего нужны кроссворды?
Умеете ли вы сами составлять кроссворды?
На первый вопрос большинство ответили «да» (68%), 32% не нравится разгадывать кроссворды. По второму вопросу мы пришли к выводу, что кроссворд по мнению большинства (90%) способствует развитию мыслительных способностей и памяти. 84% ребят не умеют составлять кроссворд самостоятельно. Поэтому наша работа будет для них полезной. (Рис.10)
Рисунок 10
Мои одноклассники с удовольствием разгадывали составленные мною кроссворды, они работали индивидуально и в парах. Когда мы снова написали словарный диктант, результаты стали лучше.
- запомнили 12 слов – 6 ученика;
- запомнили от 10-11 слов – 7 ученика;
- запомнили от 8-9 слов – 10 учеников;
- запомнили от 7 слов – 2 ученика;
- запомнили от 4-6 слов – 0 ученика.
Это видно и на диаграмме.
Рисунок 11
Составление кроссвордов со словарными словами – стало одним из любимых наших домашних заданий. А потом ребята на уроке обмениваются кроссвордами с друг другом и таким образом закрепляют знания правописания словарных слов.
Таким образом, можно сделать вывод: составление и использование кроссвордов на уроке русского языка способствует прочному запоминанию и усвоению словарных слов.
Заключение
Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности учащихся. Решение кроссвордов, тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями позволяет с пользой провести время.
Проанализировав составление кроссвордов с применением Microsoft Word и с помощью готовых программ Кроссген biouroki.ru, LearningApps, выявив достоинства и недостатки каждого метода, я пришел к выводу:
наиболее легким в овладении является способ создания кроссворда в Word с помощью сайта Кроссген biouroki;
использование кроссвордов на уроке русского языка способствует прочному запоминанию и усвоению словарных слов.
Поставленные цель и задачи работы достигнуты. Моя гипотеза подтвердилась.
Практическая значимостьработы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения своего образовательного уровня.
Составленные в ходе выполнения проекта кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса.
Список использованных источников
Мой первый словарь от А до Я. [Текст]: /И.Н.Сиднин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 308 с.
Работа над трудными словамив начальных классах. [Текст]: / В.П.Канакина. - М.: Просвещение,1991. – 112 с.
Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2 ч. [Текст]: / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2021. – 159 с.
Википедия. [электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/ - загл. с экрана
Генератор кроссвордов. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html- загл. с экрана
Как сделать кроссворд в Word. [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://comp-security.net/- загл. с экрана
Сервис по созданию упражнений LearningApps. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learningapps.org/create?new=40 - загл. с экрана