Через сказку к понятию "Родина"

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Через сказку к понятию "Родина"

Азарова Д.А. 1
1МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45 ИМ. МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.К. ЖУКОВА" Г. КАЛУГИ
Пархоменко Е.А. 1
1МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45 ИМ. МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.К. ЖУКОВА" Г. КАЛУГИ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многим, как и мне с самого раннего детства перед сном читают сказки. На примере разных сказок дети учатся жить, учатся различать добро и зло. Благодаря сказкам, дети учатся тому, как нужно вести себя в той или иной ситуации и не бояться трудностей. Сказка – это своего рода модель мира вокруг нас. В ней рассказывается о многих жизненных ситуациях на очень простых и понятных для нас - детей примерах.

Однажды со мной произошла вот какая интересная история. Когда я училась еще в первом классе, ко мне в гости пришла соседка- девочка 5-ти лет, ее звали Настя. В это время я учила уроки, на столе лежал учебник «Окружающий мир», мы проходили тему «Что такое Родина?». Настя стала разглядывать картинки в учебнике, а я задала ей вопрос:

-Настя, а ты знаешь что такое Родина?

Девочка недолго подумала и ответила:

-Мне кажется, что я понимаю, в детском саду нам рассказывали, но вот объяснить не знаю как.

Когда вечером Настя ушла, я задумалась о том, как можно интересно и доступно объяснить маленькому ребенку такое понятие как «Родина». Может быть, через сказку будет легче понять? А что если мне самой сочинить сказку? Недолго думая, я приступила к воплощению моей идеи в жизнь.

Цель работы: написание сказки и исследование возможности через сказку толковать слова и понятия.

Задачи:

  1. Сочинить сказку.

  2. Создать книгу по сказке.

  3. Создать декорации и игрушки для кукольного спектакля по сказке.

  4. Рассказать и показать сказку детям дошкольного возврата.

  5. Проанализировать ответы детей до и после сказки.

Актуальностьработы заключается в том, что написанная мной сказка может быть использована воспитателями детского сада для интересного и необычного объяснения детям младшего возраста понятия «Родина».

Гипотеза: через сказку детям гораздо легче объяснить какое-либо понятие .

Этапы работы над проектом

1.Подготовительный этап.

Сочинить сказку, нарисовать иллюстрации для книги по придуманной мной сказке, сделать декорации для показа сказки малышам.

2. Практическая часть.

Опросить детей в разных группах детского сада, как они понимают слово Родина до прочтения сказки. Показ сказки. Повторный опрос детей после просмотра сказки.

3.Аналитический этап.

Оценка результатов.

4.Заключительный этап.

Соотнесение результатов работы с гипотезой.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Подготовительный этап

Первым делом я сочинила саму сказку, главным героем моей сказки стал лягушонок:

Как лягушонок родину искал.

На окраине небольшой деревни в тихом изумрудном пруду жил веселый и любознательный лягушонок.

Однажды летним солнечным утром, когда мама и папа отправились на поиски обеда, лягушонок решил прогуляться в камышах. Он слушал пение птиц, жужжание насекомых и вдруг услышал разговор людей на берегу. Лягушонок подплыл поближе, ему стало любопытно, о чем они разговаривают. Это был рыбак со своим внуком, по серьезному виду рыбака, лягушонок понял, что речь идет о чем-то очень важном. Он услышал фразу мальчика:

-Дед, а что такое Родина?

В этот момент ветер сменил направление и ответ рыбака лягушонок уже не услышал. Он подумал:

-Какое интересное слово…Родина…Что же оно означает? А у меня, у лягушат есть Родина? И какая она? Нужно непременно узнать.

Лягушонок решил отправиться к Карасю.

-Карась, карась, слышишь, меня? Скажи, что такое Родина?

-Родина….ну это….признаться честно, я не знаю….

-Ах, жаль….Кто же сможет мне ответить?

Мимо пролетала стрекоза лягушонок решил узнать у нее:

-Стрекоза, Стрекоза, что такое Родина?

-Родина….не знаю точно, но думаю, Черепаха сможет тебе ответить, она мудрая и много знает.

Лягушонок отправился к Черепахе:

-Тетушка Черепаха, тетушка Черепаха, скажите, что такое Родина?

-Какой необычный вопрос…ну расскажу, садись и слушай…..

Родина — это любовь и тепло твоей мамы, которая заботится о тебе, добывает еду, обустраивает дом. Родина — это любовь твоего папы, который защищает и оберегает тебя. Родина — это твой дом-теплый, уютный и красивый, независимо от того, как он выглядит внешне. Родина — это то место, где ты родился и растешь. Родина — это твои соседи: Карась, Стрекоза, твои братья и сестры-лягушата. Родина — это камыши, в которых ты гулял сегодня утром. Родина это ты сам, твоя семья, твой дом, пруд, в котором ты живешь!

-Так значит…это все и есть моя Родина!? У меня тоже есть Родина!? Спасибо Тетушка Черепаха! Большое спасибо!

И лягушонок радостный поскакал домой.

А там уже и мама с папой вернулись:

-Мама, папа у меня тоже есть Родина! Я, вы, наш дом, наш пруд, наши друзья и соседи - все это наша Родина! И я ее люблю!

Азарова Дана г. Калуга

Мама помогла мне нарисовать иллюстрации к сказке, когда они были готовы, мы распечатали текст, наклеили на листы с иллюстрациями, затем отнесли их в типографию, и через несколько дней была готова самая настоящая книга, моя первая книга «Как лягушонок Родину искал» (см. Приложения 1-5).

Все дети любят кукольный театр и я подумала, что и ребятам в детском саду тоже будет интереснее посмотреть маленький спектакль с участием главного героя Лягушонка (см. Приложения 6-7). Так появилась идея создать декорации для показа сказки. Лягушонка заказали в интернет-магазине. Остальные игрушки сделали своими руками. И вот, когда все подготовительные этапы были пройдены, мы с мамой позвонили в детский сад № 51 «Тополек», в который я ходила сама и предложили рассказать сказку ребятам.

2. Практическая часть

Договорились показать сказку в двух группах. Первой была группа ребят 4-5 лет (см. Приложение 8). Перед началом, я задала малышам вопрос: «Что такое Родина?»

Ответы были следующие:

«Родина — это Россия»,

«Родина — это страна».

Но большинство ребят все же затруднились ответить.

После того как дети прослушали сказку, я еще раз задала вопрос. Ответы отличались от тех, что были перед прослушиванием сказки, и уже, практически, все ребята тянули руку и готовы были дать ответ. Я стала спрашивать детей по очереди. Каждый из них дополнял ответ предыдущего ребенка и в целом получился полный развернутый ответ.

Через некоторое время договорились показать сказку в другой группе детей, в возрасте 5-6 лет (см. Приложение 9,10). На вопрос о том, что такое Родина ребята дали такие ответы:

«Родина — это наша армия».

« Родина — это наша страна».

Но основная часть ребят даже не подняла руку. После того, как я рассказала сказку и задала вопрос еще раз, также как и в первой группе практически все дети тянули руку, и готовы были рассказать, что же такое Родина.

3. Аналитический этап

После посещения детского сада, я проанализировала ответы детей. В первой группе из 12 детей: 9 не знали что такое Родина, двое сказали, что Родина - это Россия, 1 ребенок, что Родина – это наша страна. Т. о. трое детей дали короткий, неполный ответ, а 9 ребят воздержались от ответа. В виде диаграммы эти данные выглядят следующим образом:

После прочтения сказки уже 8 из 12 детей были готовы дать развернутый ответ:

Далее я проанализировала ответы детей во второй группе. До прочтения сказки только двое ребят попытались дать ответ:1 ребенок сказал, что Родина — это Россия и еще один ребенок ответил, что Родина — это армия.

После прочтения сказки у 11 из 4 ребят было понимание и готовность объяснить значение понятия «Родина»:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Маловероятно, что ребята из детского сада, в котором я читала сказку, никогда не слышали слово «Родина», наверняка слышали и как любой ребенок, спрашивали у взрослых, что значит это слово. Но, как я вижу из опроса ребят до прочтения сказки, никто из них не мог дать ответ, тем более развернутый, что же такое Родина. А после прочтения сказки появилось понимание, информация легко запомнилась. Моя гипотиза: через сказку детям гораздо легче объяснить какое-либо понятие, верна!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Tukituki [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.titoki.run/rackety-delay-deity/fuchsia-rackety-data-deter-o-Rodina, свободный.

2. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/09/19/sbornik-rasskazov-skazok-po-nravstvenno, свободный.

3.Википедия [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Родина, свободный.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1,2,3. Создание книги.

Приложение 4, 5. Книга

Приложение 6,7 Репетиция сказки

Приложение 8. Презентация сказки в первой группе

Приложение 9,10. Презентация сказки во второй группе

Просмотров работы: 34