ВВЕДЕНИЕ
Многим, как и мне с самого раннего детства перед сном читают сказки. На примере разных сказок дети учатся жить, учатся различать добро и зло. Благодаря сказкам, дети учатся тому, как нужно вести себя в той или иной ситуации и не бояться трудностей. Сказка – это своего рода модель мира вокруг нас. В ней рассказывается о многих жизненных ситуациях на очень простых и понятных для нас - детей примерах.
Однажды со мной произошла вот какая интересная история. Когда я училась еще в первом классе, ко мне в гости пришла соседка- девочка 5-ти лет, ее звали Настя. В это время я учила уроки, на столе лежал учебник «Окружающий мир», мы проходили тему «Что такое Родина?». Настя стала разглядывать картинки в учебнике, а я задала ей вопрос:
-Настя, а ты знаешь что такое Родина?
Девочка недолго подумала и ответила:
-Мне кажется, что я понимаю, в детском саду нам рассказывали, но вот объяснить не знаю как.
Когда вечером Настя ушла, я задумалась о том, как можно интересно и доступно объяснить маленькому ребенку такое понятие как «Родина». Может быть, через сказку будет легче понять? А что если мне самой сочинить сказку? Недолго думая, я приступила к воплощению моей идеи в жизнь.
Цель работы: написание сказки и исследование возможности через сказку толковать слова и понятия.
Задачи:
Сочинить сказку.
Создать книгу по сказке.
Создать декорации и игрушки для кукольного спектакля по сказке.
Рассказать и показать сказку детям дошкольного возврата.
Проанализировать ответы детей до и после сказки.
Актуальностьработы заключается в том, что написанная мной сказка может быть использована воспитателями детского сада для интересного и необычного объяснения детям младшего возраста понятия «Родина».
Гипотеза: через сказку детям гораздо легче объяснить какое-либо понятие .
Этапы работы над проектом
1.Подготовительный этап.
Сочинить сказку, нарисовать иллюстрации для книги по придуманной мной сказке, сделать декорации для показа сказки малышам.
2. Практическая часть.
Опросить детей в разных группах детского сада, как они понимают слово Родина до прочтения сказки. Показ сказки. Повторный опрос детей после просмотра сказки.
3.Аналитический этап.
Оценка результатов.
4.Заключительный этап.
Соотнесение результатов работы с гипотезой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Подготовительный этап
Первым делом я сочинила саму сказку, главным героем моей сказки стал лягушонок:
Как лягушонок родину искал.
На окраине небольшой деревни в тихом изумрудном пруду жил веселый и любознательный лягушонок.
Однажды летним солнечным утром, когда мама и папа отправились на поиски обеда, лягушонок решил прогуляться в камышах. Он слушал пение птиц, жужжание насекомых и вдруг услышал разговор людей на берегу. Лягушонок подплыл поближе, ему стало любопытно, о чем они разговаривают. Это был рыбак со своим внуком, по серьезному виду рыбака, лягушонок понял, что речь идет о чем-то очень важном. Он услышал фразу мальчика:
-Дед, а что такое Родина?
В этот момент ветер сменил направление и ответ рыбака лягушонок уже не услышал. Он подумал:
-Какое интересное слово…Родина…Что же оно означает? А у меня, у лягушат есть Родина? И какая она? Нужно непременно узнать.
Лягушонок решил отправиться к Карасю.
-Карась, карась, слышишь, меня? Скажи, что такое Родина?
-Родина….ну это….признаться честно, я не знаю….
-Ах, жаль….Кто же сможет мне ответить?
Мимо пролетала стрекоза лягушонок решил узнать у нее:
-Стрекоза, Стрекоза, что такое Родина?
-Родина….не знаю точно, но думаю, Черепаха сможет тебе ответить, она мудрая и много знает.
Лягушонок отправился к Черепахе:
-Тетушка Черепаха, тетушка Черепаха, скажите, что такое Родина?
-Какой необычный вопрос…ну расскажу, садись и слушай…..
Родина — это любовь и тепло твоей мамы, которая заботится о тебе, добывает еду, обустраивает дом. Родина — это любовь твоего папы, который защищает и оберегает тебя. Родина — это твой дом-теплый, уютный и красивый, независимо от того, как он выглядит внешне. Родина — это то место, где ты родился и растешь. Родина — это твои соседи: Карась, Стрекоза, твои братья и сестры-лягушата. Родина — это камыши, в которых ты гулял сегодня утром. Родина это ты сам, твоя семья, твой дом, пруд, в котором ты живешь!
-Так значит…это все и есть моя Родина!? У меня тоже есть Родина!? Спасибо Тетушка Черепаха! Большое спасибо!
И лягушонок радостный поскакал домой.
А там уже и мама с папой вернулись:
-Мама, папа у меня тоже есть Родина! Я, вы, наш дом, наш пруд, наши друзья и соседи - все это наша Родина! И я ее люблю!
Азарова Дана г. Калуга
Мама помогла мне нарисовать иллюстрации к сказке, когда они были готовы, мы распечатали текст, наклеили на листы с иллюстрациями, затем отнесли их в типографию, и через несколько дней была готова самая настоящая книга, моя первая книга «Как лягушонок Родину искал» (см. Приложения 1-5).
Все дети любят кукольный театр и я подумала, что и ребятам в детском саду тоже будет интереснее посмотреть маленький спектакль с участием главного героя Лягушонка (см. Приложения 6-7). Так появилась идея создать декорации для показа сказки. Лягушонка заказали в интернет-магазине. Остальные игрушки сделали своими руками. И вот, когда все подготовительные этапы были пройдены, мы с мамой позвонили в детский сад № 51 «Тополек», в который я ходила сама и предложили рассказать сказку ребятам.
2. Практическая часть
Договорились показать сказку в двух группах. Первой была группа ребят 4-5 лет (см. Приложение 8). Перед началом, я задала малышам вопрос: «Что такое Родина?»
Ответы были следующие:
«Родина — это Россия»,
«Родина — это страна».
Но большинство ребят все же затруднились ответить.
После того как дети прослушали сказку, я еще раз задала вопрос. Ответы отличались от тех, что были перед прослушиванием сказки, и уже, практически, все ребята тянули руку и готовы были дать ответ. Я стала спрашивать детей по очереди. Каждый из них дополнял ответ предыдущего ребенка и в целом получился полный развернутый ответ.
Через некоторое время договорились показать сказку в другой группе детей, в возрасте 5-6 лет (см. Приложение 9,10). На вопрос о том, что такое Родина ребята дали такие ответы:
«Родина — это наша армия».
« Родина — это наша страна».
Но основная часть ребят даже не подняла руку. После того, как я рассказала сказку и задала вопрос еще раз, также как и в первой группе практически все дети тянули руку, и готовы были рассказать, что же такое Родина.
3. Аналитический этап
После посещения детского сада, я проанализировала ответы детей. В первой группе из 12 детей: 9 не знали что такое Родина, двое сказали, что Родина - это Россия, 1 ребенок, что Родина – это наша страна. Т. о. трое детей дали короткий, неполный ответ, а 9 ребят воздержались от ответа. В виде диаграммы эти данные выглядят следующим образом:
После прочтения сказки уже 8 из 12 детей были готовы дать развернутый ответ:
Далее я проанализировала ответы детей во второй группе. До прочтения сказки только двое ребят попытались дать ответ:1 ребенок сказал, что Родина — это Россия и еще один ребенок ответил, что Родина — это армия.
После прочтения сказки у 11 из 4 ребят было понимание и готовность объяснить значение понятия «Родина»:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маловероятно, что ребята из детского сада, в котором я читала сказку, никогда не слышали слово «Родина», наверняка слышали и как любой ребенок, спрашивали у взрослых, что значит это слово. Но, как я вижу из опроса ребят до прочтения сказки, никто из них не мог дать ответ, тем более развернутый, что же такое Родина. А после прочтения сказки появилось понимание, информация легко запомнилась. Моя гипотиза: через сказку детям гораздо легче объяснить какое-либо понятие, верна!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Tukituki [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.titoki.run/rackety-delay-deity/fuchsia-rackety-data-deter-o-Rodina, свободный.
2. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/09/19/sbornik-rasskazov-skazok-po-nravstvenno, свободный.
3.Википедия [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Родина, свободный.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1,2,3. Создание книги.
Приложение 4, 5. Книга
Приложение 6,7 Репетиция сказки
Приложение 8. Презентация сказки в первой группе
Приложение 9,10. Презентация сказки во второй группе