Введение
С малых лет мне известно крылатое выражение: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Действительно, мораль в сказке преподносится не в голом виде, а с помощью живого, убедительного примера. Знакомство с физикой начинается не в школе, а гораздо раньше, с самого раннего детства. С детства все люди с удовольствием читают сказки. Они несут с собой заряд мудрости и доброты. Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, противостоять злу. Читая их, мы зачастую не обращаем внимания на встречающиеся там физические явления.
Физика и художественная литература, наука и искусство… Что общего между этими, казалось бы, далекими областями человеческого интеллекта? Обращение ученых к литературе и искусству не случайно: художественные образы нередко подсказывали исследователям путь к правильным решениям именно тогда, когда логика оказывалась бессильной. Таким образом можно сказать, что искусство совершенствует образное мышление, развивает фантазию, влияет на эмоциональное восприятие человека.
Актуальность работы: Я считаю, что актуальность моей работы заключается в доказательстве того, что физика постоянно присутствует в нашей повседневной жизни. Даже в художественной литературе мы встречаем тому подтверждение.
Проблема: При прочтении сказок А. Волкова я не задумывалась о том, что в них присутствуют физические явления и процессы. Интересно было бы выявить наличие этих явлений и процессов в сказках, а главное узнать их предназначение.
Цель работы: Раскрыть роль и значение физических явлений и законов в произведениях А. Волкова, показать их роль в создании сказочной атмосферы и развитии сюжета.
Гипотеза: Я считаю, что в литературных произведениях А. Волкова можно встретить интересные физические явления и процессы.
Задачи:
1. Анализ текстов сказок с целью выявления упоминаний о физических явлениях и процессах.
2. Классификация найденных явлений и процессов по разделам физики (механика, теплотехника, оптика, электромагнетизм и т.д.).
3. Описание каждого явления или процесса с точки зрения физики, объяснение его роли в тексте сказки.
4. Создание памятки с рекомендациями по использованию данного проекта в учебном процессе.
Объект исследования: Сказки А.Волкова («Волшебник Изумрудного города», «Тайна заброшенного замка»).
Предмет исследования: Физические явления и процессы в данных сказках.
Методы исследования: Изучение литературы, анализ полученных данных и его систематизация (поисковый; систематизирующий).
Основная часть
1. О самом авторе сказок
Детство, юность и творчество
Александр Мелентьевич Волков родился 2 июня 1891 года в городе Усть-Каменогорске в семье отставного фельдфебеля Мелентия Михайловича и Соломеи (Соломонии) Петровны. Литературный талант проявился у Саши еще в детстве: мальчик с удовольствием сочинял короткие рассказы и сказки, а в подростковом возрасте даже принялся за роман, сюжет которого напоминал «Робинзона Крузо»: герой по имени Жерар Никильби после кораблекрушения попадает на необитаемый остров.
Уже в 12 лет парень стал выпускником городского училища, пополнив своей фамилией списки лучших учеников. В 1907-м юноша поступил в учительский институт в городе Томске и спустя 3 года получил диплом, дававший право преподавать все школьные предметы, исключая Закон Божий, входивший в то время в программу.
После вуза выпускник вернулся в родной Усть-Каменогорск и поступил на работу в школу. В молодости Александр преподавал математику в одном из сел под Новосибирском, а в 20-х перебрался в Ярославль, где совмещал работу с учебой. Параллельно Волков заочно оканчивал математический факультет Ярославского педагогического института.
Постепенно детское увлечение писательством переросло для уроженца Усть-Каменогорска в дело всей жизни. В 1916-м опубликованы первые работы сочинителя, а парой лет позднее репертуары провинциальных театров пополнились пьесами его авторства. Однако серьезное признание ждало литератора позднее, и пришло оно благодаря публикации цикла произведений «Волшебник Изумрудного города».
Изначально Волков не планировал приступать к собственной сказочной повести, история всеми любимого Страшилы и его друзей началась с перевода книги Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Александр Мелентьевич хотел попрактиковаться в английском языке. Однако перевод настолько захватил сказочника, что тот сначала изменил некоторые сюжетные линии, а затем и дополнил их собственным вымыслом. В 1939-м появилась первая сказка из этой серии, получившая название «Волшебник Изумрудного города». Печать рукописи одобрил сам Самуил Маршак, и она попала на книжные полки. Страшила, Гудвин, девочка Элли, Тотошка, Храбрый Лев и Железный Дровосек полюбились и детям, и взрослым. Сказка пользовалась большим успехом, и с 1939 по 1941 годы было опубликовано 227 тысяч копий. Впоследствии рукопись буквально разбирали на цитаты. Теперь переводили уже творение самого Александра Волкова: труд выпускался на десятке иностранных языков и переиздавался бесчисленное количество раз.
Кроме того, в библиографии мастера пера есть произведения, посвященные талантливым изобретателям, ученым и первооткрывателям. Например, повесть «Чудесный шар», рассказывающая о Дмитрии Ракитине, который, находясь в заключении, изобрел первый в России воздушный шар.
В 1950-м состоялась первая публикация романа Волкова «Два брата», приквел произведения «Чудесный шар». Спустя 4 года автор презентовал роман «Зодчие», в котором поведал о строительстве храма Василия Блаженного.
В произведении «След за кормой» романист обратился к истокам кораблестроения и мореплавания, а в «Царьградской пленнице» в художественной форме исследовал времена правления Ярослава Мудрого. По собственному признанию, Александр Волков хотел заинтересовать детей науками, тягой к знаниям и заразить здоровым любопытством к устройству окружающего мира.
В 1963-м драматург вернулся к героям «Волшебника Изумрудного города» и продолжил сказку серией повестей, рассказывающих о дальнейшей судьбе персонажей. Так появились произведения «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый туман» и «Тайна заброшенного замка».
Общими оставались и главные действующие лица, и темы, которые поднимал Волков: искренняя дружба, победа добра над злом, важность взаимовыручки и смекалки. Еще одна отличительная черта произведений Александра Мелентьевича — вера в превосходство знаний человека над магией. Часто героям трудов мастера пера удается одолеть колдовство при помощи технических изобретений и хитроумных выдумок.
Кроме прочего, сказочник продолжал переводить на русский язык иностранную литературу.
Смерть Александра Волкова
В последние годы жизни здоровье литератора постепенно ослаблялось: возраст давал о себе знать. Однако, как признавался Волков в интервью, он был счастлив. Дети и взрослые засыпали Александра Мелентьевича письмами с благодарностями и словами восхищения. Прозаик хранил послания годами, в какой-то момент их количество перевалило за 10 тысяч. Многие просили автора продолжить любимый цикл сказок, присылали собственные идеи и иллюстрации, а также звали в гости.
Сочинителя не стало 3 июля 1977 года. Писателю было 86 лет. Причиной смерти стала болезнь, с которой мастер пера боролся в преклонном возрасте. Он покоится на московском Кунцевском кладбище. На новом памятнике, установленном на могиле прозаика в 2008-м, кроме его фото можно увидеть и изображения героев «Волшебника Изумрудного города».
2. О самих сказках
При прочтении сказок А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», «Тайна заброшенного замка» я обнаружила, что нас окружает волшебный мир, где животные и птицы говорят человечьим языком, где в борьбе за обладание красотой и молодостью сходятся в смертельной схватке благородство и низкая злоба, простодушие и коварство. Яркость и нарядность образов достигается путем точных наблюдений в мире природы, а также лаконичных и емких характеристик того или иного персонажа.
В данный сказках А. М. Волкова я заметила огромное количество физических явлений, процессов и законов. Они играют в них очень важную роль: тот, кто знает законы природы, часто торжествуют, а кто не знает – терпит поражение. В одних сказках физические явления изображаются точно и правдиво, в других имеют поэтическое преувеличение, фантазию.
В сказках А. М. Волкова я выявила следующие физические явления и процессы: сила трения качения, способы изменения силы трения, плотность, способы теплопередачи, процесс горения, диффузия, сила тяжести, лазерное излучение.
Практическая часть
1. «Волшебник изумрудного города»
Эпизод сказки |
Вопрос |
Объяснение |
Закон, процесс, явление |
Раздел физики |
1.Спасение железного дровосека «У надрубленного дерева с высоко поднятым топором в руках стоял человек, целиком сделанный из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах; на голове вместо шапки была медная воронка, галстук на шее был железный. Человек стоял неподвижно, с широко раскрытыми глазами.» |
Для чего Голова железного человека, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах? |
Шарниры применяются для уменьшения силы трения качения и для наилучшего скольжения железных деталей. |
Сила трения качения |
Механика |
2. Коварное маковое поле «Чем дальше шли путники, тем больше становилось в поле маков. Все другие цветы исчезли, заглушённые зарослями мака. И скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый усыпляющий аромат и любуясь огромными красными цветами.» |
Как может бесконечно распространятся запах маков? |
Молекулы воздуха с ароматом мака движутся, а следовательно распространяются. |
Диффузия |
Молекулярная диффузия |
3. Саблезубые тигры «В этот вечер шли долго и остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров и развел большой костер, около которого Элли почувствовала себя очень уютно. Она и друзей пригласила разделить это удовольствие, но Страшила решительно отказался, ушел от костра подальше и внимательно следил, чтобы ни одна искорка не попала на его костюм. |
Каким образом передается энергия от костра к окружающим его предметам? Почему же Страшила боялся подходить к костру и следил за каждой его искоркой? |
Тела, находящиеся около костра, нагреваются способом теплопередачи -излучением. Так как солома является сухим материалом, а Страшила изготовлен именно из соломы, при малом изменении температуры соломы, будет наблюдаться процесс горения. |
Способ теплопередачи Процесс горения тел |
Термодинамика |
4.Коварное маковое поле «Нелегко было двум друзьям взвалить тяжёлого Льва на телегу. Но они всё же подняли его и мыши с помощью Страшилы и Железного Дровосека быстро вывезли телегу с макового поля.» |
Почему друзьям было сложно поднять Льва на телегу? |
На все предметы на планете действует сила тяжести, зависящая от массы тела. |
Сила тяжести |
Механика |
5.Встреча с трусливым львом Подумать только, ты ударил бедного, набитого соломой Страшилу! – Он набит соломой? – спросил Лев, удивлённо глядя на Страшилу. – Конечно, – ответила Элли, ещё рассерженная на Льва. – Понимаю теперь, почему он такой мягкий и такой лёгонький, – сказал лев. – А тот, второй, – тоже набитый? – Нет, он из железа. |
Почему тела, изготовленные из разных веществ (соломы и железа), имеют неодинаковую массу? |
Масса любого тела зависит не только от его размеров, но и от того, из какого вещества это тело состоит. Поэтому тела, изготовленные из разных веществ, имеют разную массу |
Плотность |
Молекулярная физика |
6. Разоблачение Великого и Ужасного А Огненный Шар? — вскричал Лев. — Ну, вас-то я боялся больше всех, а потому сделал шар из ваты, пропитал спиртом и зажег. Недурно горело, а? Лев с презрением отвернулся от Великого Обманщика. |
Почему вата смоченная в спирте горит лучше? |
Спирт - вещество с высоким содержанием углерода. При горении происходит интенсивное окисление. Результатами процесса горения являются образование новых веществ; выделение энергии, появление свечения. |
Процесс горения |
Термодинамика |
2. «Тайна заброшенного замка»
Эпизод сказки |
Вопрос |
Объяснение |
Закон, процесс, явление |
Раздел физики |
1.Операция «Страх» «Когда шитьё было готово, разожгли костры в городе и держали над ними мешки, чтобы наполнить горячим воздухом. Наполняясь, мешки превращались в огромные воздушные шары, которые повисли над городом.» |
Почему легкий мешок, наполненный горячим воздухом начинает подниматься вверх? |
Плотность горячего воздуха меньше, чем холодного и поэтому возникает подъемная сила, то есть сила архимедова больше силы тяжести. |
Воздухоплавание |
Механика |
2. Птичья эстафета «Один из рослых Пришельцев поднял руку с предметом, по виду напоминавшим продолговатый фонарик, какой птицы видели среди зажигалки, пистолета и прочих вещей моряка Чарли. Пришелец нажал на кнопку – вырвался нестерпимо яркий свет, который в одно мгновение сжег птиц…» |
Каким лучом Пришелец в один миг смог уничтожить беззащитных птиц? |
В природе существует лишь один луч, который способен на такое – лазерный луч. |
Лазерный луч |
Квантовая физика |
Заключение
Данная работа включает отрывки из сказок А. М. Волкова, в которых отражены физические явления и процессы. Эти отрывки служат условиями для сформулированных физических вопросов, которые составлены в соответствии с основными разделами физики: механика, молекулярная физика, термодинамика, квантовая физика.
Работа по данной теме помогает расширить не только знания по предмету физика, но и влияет на культурный кругозор.
В своей работе я доказала, что физика и литература всегда тесно переплетались и переплетаются между собой. Это две неразделимые вещи. Физики узнают новое о природе и рассказывают о ней с научной точки зрения, а лирики перевоплощают их слова в стихотворения и рассказы, но более красочно и доходчиво. Таким образом, тот, кто по-настоящему увлечен физикой, должен развиваться эстетически.
Работая над исследованием «Физические явления и процессы в сказках А. Волкова», я смогла выяснить, что в его произведениях действительно есть физические явления, которые не всегда правдивы. Проведенное исследование подтвердило мою гипотезу, а значит, выбранная мною тема действительно актуальна. Благодаря проведенной исследовательской работе, мне удалось разобраться, в поставленной мною цели.
На этом моя работа завершена. Мне удалось решить те задачи, которые стояли передо мной в начале нашего исследования. В дальнейшем я планирую продолжить работу по изучению сказок и нахождению в них физических процессов: провести классный час «Физические явления и процессы в сказках А. Волкова», на котором я и мой классный руководитель постараемся объяснить моим одноклассникам, в чем заключается нахождение законов физики в сказках.
Список литературы
1)https://ru.wikipedia.org/wiki/Волков,_Александр_Мелентьевич#Повести_и_романы
2) https://nukadeti.ru/skazki/volkov_volshebnik_izumrudnogo_goroda
3)https://nukadeti.ru/skazki/tajna-zabroshennogo-zamka
Приложение №1
Механика - это одна из физических наук, которая изучает движение тел и их взаимодействие друг с другом во время движения. Этот раздел физики описывает движение как искусственно созданных летательных аппаратов, так и физических небесных объектов; атмосферные и подводные течения; движение жидкостей и газов в природе; перемещение среды в электромагнитных полях; движение крови по сосудам и т.д.
Термодинамика - это раздел физики, который имеет дело с теплом, работой и температурой, а также их связью с энергией, излучением и физическими свойствами материи. Поведение этих величин регулируется четырьмя законами термодинамики, которые передают количественное описание с использованием измеримых макроскопических физических величин, но могут быть объяснены в терминах микроскопических составляющих статистической механикой.
Молекулярная физика - раздел физики, который изучает физические свойства тел на основе рассмотрения их молекулярного строения. Задачи молекулярной физики решаются методами статистической механики, термодинамики и физической кинетики, они связаны с изучением движения и взаимодействия частиц (атомов, молекул, ионов), составляющих физические тела.
Квантовая физика - раздел теоретической физики, в котором изучаются квантово-механические и квантово-полевые системы и законы их движения. Основные законы квантовой физики изучаются в рамках квантовой механики и квантовой теории поля и применяются в других разделах физики и других наук.
Молекулярная диффузия, часто называемая просто диффузией - это тепловое движение всех частиц (жидкости или газа) при температурах выше абсолютного нуля. Скорость этого движения зависит от температуры, вязкости жидкости и размера (массы) частиц. Диффузия объясняет чистый поток молекул из области с более высокой концентрацией в область с более низкой концентрацией.
Приложение№2
Сила трения (Fтр) - это сила, которая возникает при соприкосновении поверхностей тел и препятствует их перемещению. Сила трения направлена вдоль соприкасающихся поверхностей тел. Виды трения: трение покоя, трение скольжения, трение качения.
Диффузия - это процесс взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого. При этом перенос вещества происходит из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией.
Теплопередача - это способ передачи внутренней энергии от тела к телу без совершения работы. Теплопроводность - передача внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при контакте. Конвекция - вид теплопередачи, обусловленный потоками жидкости или газа. Излучение - вид теплопередачи, при котором происходит передача внутренней энергии c помощью энергии электромагнитных волн. Энергия может передаваться даже в полном вакууме.
Горение - сложный физико-химический процесс превращения исходных веществ в продукты сгорания в ходе экзотермических реакций, сопровождающийся интенсивным выделением тепла. Химическая энергия, запасённая в компонентах исходной смеси, может выделяться также в виде теплового излучения и света.
Сила тяжести - сила, с которой Земля притягивает все тела.
Плотность - физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объему.
Воздухоплавание — перемещение (плавание) в воздухе на летательных аппаратах легче воздуха.
Лазерное излучение - это вынужденное испускание атомами вещества квантов электромагнитного излучения. Оно способно распространяться на значительные расстояния и отражаться от границы раздела двух сред, что позволяет применять эти свойства для целей локации, навигации и связи.