Современные технологии на службе у литературы

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Современные технологии на службе у литературы

Козырева М.А. 1
1МАОУ "Гимназия 25", 5 класс
Козырева Е.С. 1
1МАОУ "Гимназия 25"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Чтение – это наше самое любимое занятие! Когда мы сами или родители читают мне новую книгу, я попадаю в ее волшебный выдуманный мир, становлюсь участницей захватывающих приключений, описанных в ней, нахожу новых друзей, с которыми мне интересно проводить время, на кого мне хочется походить. Таких бумажных «друзей» у меня очень много. Их всех я уважаю и стараюсь обращаться с ними аккуратно и бережно. Родители стараются мне покупать разные книги, однако особую симпатию я испытываю к книгам о животных и приключенческой литературе. Со временем мой читательский опыт накапливается, и у меня появляются любимые книги и авторы. Так, я стараюсь познакомиться со всеми книгами таких писателей, как: Александр Сергеевич Пушкин, Саша Черный, Ольга Колпакова, Андрей Усачев, Григорий Остер, Игорь Шевчук, Михаил Яснов, Евгений Чарушин, Геннадий Снегирев и мн. др.

Дома у меня большая коллекция книг, я регулярно знакомлюсь с номинантами книжных премий и их новыми произведениями (например, премия «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер»), просматриваю излюбленные сайты книжных интернет -магазинов (например, «Лабиринт»), состою в книжных интернет – сообществах (например, «Эксмодетство»), много времени провожу в школьной и городских библиотеках (Гайдаровской, Маршака). Я всегда радуюсь, когда мне удается найти что-то занимательное, и очень сильно огорчаюсь, если мои друзья или знакомые не интересуются книгами. Меня это удивляет! Я задумываюсь над тем, как нечитающие люди могут прожить без книг. Ведь книга – это волшебница. Она помогает побывать в местах, о которых мы мечтаем. Она способна перенести нас из зимы в лето и наоборот. Благодаря книгам мы можем понимать язык животных и сказочных существ.

Не зря в каждом языке существует множество пословиц и поговорок о пользе чтения, одна из моих любимых немецких фраз гласит: «Глупость боится чтения!» И я думаю, правда ли чтение помогает людям стать умнее, интереснее? Нужно ли читать книги сегодня, когда через интернет в любой момент можно найти любую интересующую тебя информацию?

Цель работы: научиться создавать буктрейлер для развития читательского интереса у окружающих.

Добиться поставленной цели помогают следующие задачи:

  1. Познакомиться с такой формой презентации книги, как буктрейлер.

  2. Узнать правила создания буктрейлера и выработать собственные рекомендации.

  3. Сравнить влияние на человека книг и современных гаджетов (телефонов и планшетов).

  4. Создать буктрейлеры по книгам русских писателей.

Предмет исследования: буктрейлер.

Объект: процесс создания буктрейлера по произведениям русских писателей А. С. Пушкина и В. П. Крапивина.

Гипотеза: человек становится образованнее, интереснее, умнее, если он увлечен процессом чтения, а увлечь человека книгой можно, используя современные технологии.

Методы и приемы: анализ справочной и художественной литературы, интернет -источников, анализ, обобщение и систематизация информации, анализ художественных произведений (А.С.Пушкина, В.П.Крапивина), буктрейлер, презентация.

Глава 1 «Что такое буктрейлер»

    1. Буктрейлер. Из истории вопроса

Найти в библиотеке или различных толковых словарях определения слова «буктрейлер» я не смогла, так как этот метод рекламы книг еще совсем новый. Поэтому, проанализировав разные толкования на интернет – сайта, я сформулировала рабочее определение:

Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной творческой форме о какой-либо книге.

Цель таких видеороликов – реклама классических или новых книг, пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам, к процессу чтения при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

История буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике рекламу книг впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония» (фэнтези).

Однако широкую популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги в США и Европе не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. Существует даже несколько ежегодных премий за достижения в этой области. Наиболее известные: MobyAwards (вручается американским издательством MelvilleHousePublishing); BookVideo (учреждена лондонским книжным магазином Foyles); Trailee (вручается американским изданием для детских библиотекарей SchoolLibraryJournal).

В России одним из первых и самых дорогих буктрейлеров стал ролик на книгу Алексея Маврина (псевдоним пермского писателя Алексея Иванова) «Псоглавцы».

Также буктрейлеры часто «делает» издательство «Эксмо». Есть в России и свой эксперт по буктрейлерам - переводчик и критик Лев Оборин, который некоторое время вел на сайте «Openspace.ru» обзоры главных буктрейлеров месяца.

В последнее время стали даже появляться конкурсы буктрейлеров. Летом 2012-го прошел конкурс буктрейлеров Videobooks, который устраивал московский книжный магазин Dodo Space. С 2012 года проводится ежегодный Всероссийский Конкурс - парад Буктрейлеров.

Сегодня создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов. Очень активно приступили к созданию буктрейлеров библиотеки, школы. Например, ежегодно Муниципальный конкурс буктрейлеров в нашем городе организуют Школа №3, Еврогимназия в рамках проекта «Пушкинские чтения».

Я стараюсь не пропускать такие интересные мероприятия. В прошлом учебном году со своим видеороликом я поучаствовала в конкурсе по творчеству В. П. Крапивина «Оруженосца Командора». А в этом учебном году заняла 2 место на Пушкинских чтениях с буктрейлером, посвященным удивительной книге «Полное собрание сочинений А. С. Пушкина».

Сегодня не существует жестких требований к созданию буктрейлера, но многие любители чтения пытаются описать этот процесс создания видеоролика и предлагают различные их типологии.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть различных типов (классификация Юлии Щербининой):

1) игровые (минифильм по книге);

2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);

3) анимационные (мультфильм по книге).

Буктрейлеры можно разделить на типы и по содержанию:

  1. Повествовательные (рассказывающие об основе сюжета произведения).

  2. Атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).

3) Концептуальные (презентующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Лев Оборин так описывает все разнообразие буктрейлеров: “Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня”.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: создавая свой видеоролик, можно попытаться пересказать за две минуты сюжет текста, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент, можно заснять реакцию читателей, а можно попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новое. Главное - заразить окружающих жаждой открытия нового с помощью книги, побудить их к чтению классических и современных авторов, расширять их кругозор.

1.2. Этапы работы. Рекомендации по созданию буктрейлера

Как уже отмечалось ранее, единых требований к созданию видеоролика по книге нет. Анализируя различные рекомендации, можно выделить основные этапы работы над буктрейлером:

1. Выбор книги (поводов для выбора книг при создании буктрейлера может быть множество: реклама новых книг, продвижение книг-юбиляров, создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др. Но самое главное, выбранную книгу надо любить).

2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).

Нужно понимать, что это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь книгу. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень серьезно.

3. Подбор материалов для видеоряда.

Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма.

  1. Записать озвученный текст или подобрать музыку (если это предусмотрено по сценарию).

Нужно знать, что использовать авторскую музыку не рекомендуется. Но есть помощники при создании видеороликов – музыка по лицензии Creative Commons (это композиции, сочинённые, записанные и распространяемые людьми без взимания платы за их использование как в личных, так и в коммерческих целях).

  1. Выбрать программу для работы с видео.

Их существует немало. При выборе программы необходимо руководствоваться своими умениями и техническими возможностями:

а) Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Но есть и минусы у данной программы - одна звуковая дорожка.

б) SonyVegas Pro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Положительным моментом программы является большое количество спецэфектов, переходов, кадр в кадре.

в) Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах. У онлайновых сервисов есть еще одно важное преимущество: благодаря тому, что все операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера, на котором вы работаете, не имеет значения. А это значит, что даже на маломощном ноутбуке можно редактировать видео высокого разрешения. Например, можно использовать сервис видеоредактор www.youtube.com/editor . Он очень простой, можно обрезать начало или конец, склеить несколько роликов, добавить звуковую дорожку.

6. Заключительный этап - видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук).

На мой взгляд, главными требованиями при создании видеоролика по книге является учет трех условий:

  1. При использовании чужих материалов в своем видео, следует в титрах или в описании под видео указать ресурсы, откуда взят материал, авторов и правообладателей.

  2. Творческая работа должна вызывать только положительные эмоции у будущих читателей; нельзя акцентировать внимание на негативных моментах, антисоциальных видах деятельности, призывать к агрессивному поведению.

  3. Продолжительность буктрейлера от 1 до 3 минут.

Хочется отметить, что процесс создания видеоролика – это увлекательное творческое занятие. Каждому автору, как мне кажется, хочется, чтобы его работу посмотрело как можно больше людей. Для презентации буктрейлера существуют разные формы:

  • Презентация видеоролика в учебной группе (классе, кружке, библиотеке и т.д.);

  • Буктрейлеры можно рекламировать в Интернете, блогах, на форумах, в популярных социальных сетях. Для продвижения и рекламы книг можно использовать универсальные социальные сети («Вконтакте», Twitter, «Одноклассники» и т.д.); stand-alone блоги тематические форумы;

  • Использование буктрейлера для рекламы книг на сервисах Веб 2.0 Буктрейлеры можно использовать при создании интерактивного плаката в Glogster, в ленте времени и в Слайдовых Google-презентациях с вставкой видео.

Моя работа по повести В. П. Крапивина «Дети синего фламинго» размещена на youtube канале. Во время конкурса за мой ролик голосовали зрители, которым он приглянулся.

1.3. Польза от чтения книг

Я могу точно сказать, что чтение книг – очень полезное занятие, потому что:

  • Читая книги, я многому учусь: узнаю новые слова и предметы, которые они обозначают;

  • Читая книги, я попадаю в реальные или сказочные места, в которых, может быть, никогда не смогу побывать на самом деле;

  • Читая книги, я узнаю об интересных вещах, которые в дальнейшем мне хочется исследовать;

  • Читая книги, я увлекаюсь новыми видами деятельности (танцами, сочинительством и др.);

  • Читая книги, я сама становлюсь волшебницей, например, могу понимать язык животных;

  • Читая книги, я знаю наизусть много загадок, считалок, веселых стихотворений, которые использую в играх с другими детьми и даже со взрослыми;

  • Чтение – это занятие, которое объединяет всех членов нашей семьи;

  • А еще родители и учителя говорят, что, читая книги, я развиваю свое воображение, память, речь, внимание, кругозор, культурный уровень.

Я не могу сказать, что игры на телефоне, компьютере или планшете приносят столько же пользы, сколько чтение книг. Мне кажется, не просто так родители не разрешают играть на гаджетах, за раз больше 15 минут, а читать позволяют сколько угодно.

Совсем недавно моя сестра – семиклассница - надела очки. Конечно, в очках она выглядит серьезнее, но, я заметила, что с очками ей не так-то и просто приходится: к вечеру устают глаза и даже часто болит голова, за очками нужно внимательно следить, чтобы не потерять и не повредить их, зимой на улице от них мерзнет нос, а в теплом помещении они запотевают, делать с ними колесо или стоять на руках совершенно невозможно! Врач объяснил сестре, что играть в компьютерные игры на маленьких экранах (телефона или планшета) ей категорически запрещается. Подобных ограничений относительно чтения врач не давал. Все это позволяет сделать вполне логичное заключение: книга гораздо полезнее современных гаджетов.

Поэтому я делаю для себя вывод, что заниматься можно всем, но предпочтение отдавать все-таки чтению настоящих книг.

Глава 2: Создание буктрейлеров по произведениям русских писателей

Увлеченная процессом чтения, я уже создала 3 буктрейлера.

Первый видеоролик посвящен продвижению творчества В. П. Крапивина – уральского детского писателя, юбиляра этого учебного года (23 августа 2023г. ему исполнилось бы 85 лет). В своей работе я рекламирую его удивительную повесть «Дети синего фламинго». В этом произведении идет речь об 11-летнем мальчике Женьке Ушакове, который попадает на невидимый остров Двин, находит там настоящих друзей и спасает жителей острова от чудовища Ящера. Моя работа представлена в виде неигрового атмосферного буктрейлера (я попыталась отобразить «дух» повести с книгой в руках). Видео сделано в программе Windows Movie Maker, которая есть на моем домашнем компьютере.

Второй и третий ролики посвящены творчеству «солнцу русской поэзии» А. С. Пушкину. В представлении этот писатель, конечно же, не нуждается. В нашей школьной библиотеке я обнаружила удивительную книгу «Полное собрание сочинений А. С. Пушкина». Трудно представить себе размер и вес книги, которая бы вместила в себя все произведения великого русского поэта и писателя, поэтому я посчитала своим долгом познакомить одноклассников с этой невероятной книгой. А весит эта книга 5 килограмм. Видео также исполнено в программе Windows Movie Maker, работать в которой мне помогает мой папа. Из данного сборника я обнаружила новую для себя сказку «Жених» и выполнила буктрейлер по данному тексту.

Этими тремя работами я горжусь, для начала они выглядят, на мой взгляд, неплохо. Участвуя в конкурсах, я знакомилась с видеороликами других ребят и видела работы профессионалов. Поэтому поняла, что мне есть к чему стремиться в этой области, есть много новых знаний и навыков, которые можно получить. Я планирую и в будущем рекламировать любимые книги, популяризировать чтение с помощью буктрейлера.

Заключение

Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что поставленные цель и задачи были достигнуты. Я разобралась в том, что такое буктрейлер, узнала этапы его создания, познакомилась с видами видеоролика и рекомендациями при выполнении этой творческой работы.

Я убедилась в том, что новые технологии помогают прийти к книге современному читателю. Сегодня это звучит особенно актуально, ведь информация окружает нас повсюду. Чтобы быть успешным в современном мире, нужно уметь быстро и грамотно с ней обращаться, иметь большой читательский багаж и развитый кругозор - обладать высоким уровнем читательской грамотности. В достижении всех этих задач большим помощником и становится печатное слово.

Мое убеждение о том, что человек становится образованнее, интереснее, умнее, если он увлечен процессом чтения, а увлечь человека книгой можно, используя современные технологии, оказалось верным. Не зря А. С. Пушкин сказал когда-то очень важные слова: «Чтение – вот лучшее учение!»

Список использованной литературы

  1. Душенко К. В. Большая книга афоризмов. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

  2. Крапивин В. П. Летящие сказки. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1991.

  3. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. – М. ОЛМА-Пресс, 2004 – Автор-составитель В. Балязин.

  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Оникс»:ООО «Издательство «Мир и образование», 2007.

  5. Пушкин Александр Сергеевич. Полное собрание сочинений.: Издательство «РООССА».

  6. Толковый словарь русского языка для школьников. Автор-составитель Алабугина Ю. В. – Екатеринбург: ООО Издательство «У-Фактория», 2012.

  7. https://www.apatitylibr.ru/2014-07-15-10-43-04

  8. http://wiki-sibiriada.ru/index.php?title=%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B5%D1%80

Просмотров работы: 24