Вступление
С первого класса мы знакомы с понятием «ударение». Во втором классе в нашем учебнике по русскому языку тоже есть тема «Ударение». Когда мы изучали эту, меня заинтересовали слова с одинаковым написанием, но с разными ударениями. Я очень удивилась, как такой маленький знак ударения способен совершенно поменять значение слова. В нашем учебнике таких слов было только 5 пар. Поэтому я решила побольше узнать о таких словах и начала свое исследование.
Цель:
Расширить знания о словах-омографах;
В доступной игровой форме показать моим сверстникам, как от ударения зависит значение слова и помочь им правильно ставить ударения в словах.
Задачи:
Узнать, что такое омографы;
Изучить омографы, данные в учебнике 2 класса («Русский язык». Авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий.1часть, 2020г);
Провести опрос среди учащихся начальных классов;
Поиск и подбор слов-омографов для создания карточек с рисунками;
Изготовление карточек для игры «Удивительное ударение».
Практическая значимость работы состоит в том, что работа по теме «Удивительное ударение» помогла мне и моим одноклассникам научиться правильно ставить ударения в омографах и понять, что от ударения зависит значение слова. Новизна: изготовление игры «Удивительное ударение»: поиск, подбор слов, рисование картинок, изготовление карточек со словами.
Методы исследования: изучение литературы, сравнение, анализ, письменный опрос, устный опрос. Использованныа форма работы: игра.
I. Теоретическая часть
1.Что такое такое омографы
Из интернета я узнала, что слова с одинаковым написанием, но с разными ударениями называются омографами. Как и омонимы, слова-омографы пишутся абсолютно одинаково. Графически их различить невозможно. Термин «омографы», имеет греческие корни. Что такое омографы, можно понять, сравнив пару слов: а́тлас и атла́с. Оба слова пишутся абсолютно одинаково. Их значение можно выяснить только в контексте, поставив ударение. Эти слова являются омографами. Они пишутся одинаково, но при произношении этих существительных голосом выделяются гласные разных слогов, что позволяет выяснить лексическое значение слов-омографов и правильное употребление их в речи. Ударение в этой паре слов является важной фонетической приметой. Сделаем вывод, что ударение играет смыслоразличительную роль в выявлении лексического значения омографов.
Понаблюдаем, как с помощью ударения различаются слова-омографы:
рыжие бе́лки — белки́, углеводы и жиры;
голубой и́рис (цветок) — сладкий ири́с (конфеты);
хлопо́к в ладоши — белый хло́пок;(растение)
Омографы, данные в учебнике 2 класса по русскому языку.
Наш учебник 2 класса «Русский язык». Авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий. УМК «Школа России» часть 1, 2020 год. На странице 68 дано такое определение: Ударение- это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Алфави́т, ста́туя. Обратите внимание! Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова: о́вощи, бума́га, магази́н. На странице 69 в упражнении 103 даны следующие предложения:
Эта картина мне дорога́. Лесная доро́га привела́ на́с к деревне.
На улице весенняя капе́ль. Несколько ка́пель лекарства упало на подушку.
Алёша взял мою́ чашку. Я всегда мо́ю руки перед едой.
Обратите внимание! Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова: А́тлас- Атла́с
Упражнение 104
От удивления ахнул кок
И почесал затылок:
Капустный бросился вило́к
Вскачь от ножей и ви́лок!
Яков Козловский.
В этом упражнении мы сравнили слова: вило́к и ви́лок. Мы не знали что такое вило́к. Из словаря синонимов русского языка мы узнали его значение: Вило́к капусты – выражение разговорное. Вило́к – то же, что и кочан. По происхождению – русское, от слова виться, завиваться – завившаяся в клубок капуста, кочан капусты.
В нашем учебнике термин «омограф» не использован. В нём указано: Обратите внимание! Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова.
II. Практическая часть.
Опрос среди учащихся начальных классов Сатагайской школы.
Чтобы узнать насколько трудной или легкой является тема «Ударение» и интересны ли им слова, отличающиеся только ударением, я провела опрос среди учащихся начальных классов Сатагайской школы.
Знаешь ли ты что такое ударение?
а) да б) немного затрудняюсь в) нет
Затрудняешься ли ты при постановке ударения?
а) да б) немного в) нет
Знаешь ли ты слова с одинаковым написанием, но с разными ударениями?
а) да б) немного в) нет
Знаешь ли ты как они называются?
а) знаю б) не знаю
Сколько таких слов ты знаешь?
а) 1-3 б) 4-5 в) много
Хочешь ли ты узнать побольше таких слов?
а) да б) нет
Результаты опроса даны в таблице. (см. в приложении)
Опрос показал следующие результаты: Большинство детей испытывают трудности при постановке ударения (28 из 30). Из 30 детей 21 детей знают только 1-3 слова-омографа, 3 детей 4-5 слов, 6 детей больше 5 слов. Из этого я сделала вывод, что моя работа будет интересной и полезной для моих друзей.
2. Поиск и подбор слов омографов в интернете и в словарях.
В интернете я нашла много слов-омографов. Например: а́тлас - атла́с, бе́лки -белки́, бе́регу - берегу́, бо́льшая (сравнительная степень) - больша́я,
бо́ры- боры́, бу́ри - бури́, ве́сти - вести́, ве́тряная (погода) - ветряна́я (мельница), во́рот- воро́т, ду́хи - духи́, ду́ша- душа́, кру́жки - кружки́,
кры́ла - крыла́, ме́сти - мести́, ме́ха - меха́, оде́ржим - одержи́м,
о́пера - опера́ (сотрудники оперативных служб), о́рган (тела) - орга́н (муз. инструмент), па́ром - паро́м, хло́пок - хлопо́к и другие. В библиотеке я не нашла словарь слов-омографов. Посмотрела омографы в лексическом и орфографическом словарях. Когда я выяснила, что тема «Ударение» является трудной для многих из нас и многие дети не знают что такое слова-омографы, мне захотелось поделиться своими знаниями с одноклассниками. Я решила придумать игру «Удивительное ударение». Для изготовления карточек с рисунками я подобрала следующие слова: за́мок – замо́к, стре́лки – стрелки́, гвозди́ки – гво́здики, кру́жки – кружки́, о́рган – орга́н, духи́ – ду́хи, пла́чу – плачу́, и́рис - ири́с, хлопо́к -–хло́пок, пи́ла-пила́.
3.Изготовление карточек для игры «Удивительное ударение»
После подбора слов придумали условия игры. Потом я начала рисовать картинки к этим словам. Карточки я сделала из белого картона А4, который разрезала на 4 части. Чтобы ребятам было интересно и приятно играть, постаралась сделать картинки яркими, красочными. Потом подготовили отдельные карточки со словами. Всего изготовила 20 карточек с рисунками и 20 карточек со словами (10 пар).
Условия игры такие:
1. Разложить карточки с рисунками на столе. По очереди доставать карточки со словами, правильно её прочитать и положить на карточку с рисунком.
2. Найти пару слов-омографов.
3. Объяснить своими словами значение слов.
4. Придумать предложения с парой слов-омографов.
Для хранения игры я взяла подходящую картонную коробку и оформила её. После того, как игра была готова, я предложила её своим одноклассникам. Игра «Удивительное ударение» заинтересовала моих одноклассников и всем очень понравилась. Потом я задала им вопрос: Полезна ли эта игра и помогла ли она узнать побольше слов-омографов? Все ответили положительно. Они отметили, что теперь более внимательно относятся к ударению в словах и стараются правильно их произносить, так как от ударения зависит значение слова. Кроме того, мои одноклассники сказали, что в ходе игры узнали новые слова, такие как: орга́н, и́рис, хло́пок.
Заключение
Мне было очень интересно работать над темой «Удивительное ударение». Я занималась поиском слов в интернете и в словаре, узнала много новых слов, научилась проводить опрос, отмечать результаты в таблице, придумала интересную, полезную игру. Я узнала методы исследования: изучение литературы, сравнение, опрос, анализ. Использовала форму работы: игра. Я считаю, что данная работа помогла мне и моим одноклассникам научиться правильно ставить ударения в омографах и понять, что от ударения зависит значение слова. Кроме того, мы узнали новые слова. В дальнейшем планирую продолжить свою исследовательскую работу, хочу изучить омонимы.
Литература:
1. Ефремова И.Б. «Орфографический словарь русского языка для школьников» под ред.М.П. Стерлигова; издательский дом «Литера»; 2013г.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык»; учебник 2 класса. УМК «Школа России»; часть1, 2020 г.
3. Интернет ресурс: https://russkiiyazyk.ru/leksika/omografy-primery.html
4. Интернет ресурс: https://accentonline.ru/homograph.html
Приложение
Таблица результатов опроса обучающихся начальных классов Сатагайской СОШ
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
4 вопрос |
5 вопрос |
6 вопрос |
|||||||||||
да |
не много |
нет |
да |
не много |
нет |
да |
не много |
нет |
знаю |
не знаю |
1-3 |
4-5 |
больше 5 |
да |
нет |
|
1класс |
6 |
2 |
0 |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
8 |
0 |
8 |
8 |
0 |
0 |
6 |
2 |
2класс |
0 |
5 |
0 |
1 |
4 |
0 |
0 |
3 |
2 |
0 |
5 |
5 |
0 |
0 |
5 |
0 |
3класс |
9 |
2 |
0 |
0 |
11 |
0 |
3 |
8 |
0 |
5 |
6 |
4 |
2 |
5 |
11 |
0 |
4класс |
5 |
0 |
1 |
4 |
0 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
4 |
1 |
1 |
6 |
0 |
Всего |
20 |
9 |
1 |
9 |
19 |
2 |
6 |
13 |
11 |
7 |
23 |
21 |
3 |
6 |
28 |
2 |
Условия игры «Удивительное ударение»
1. Разложить карточки с рисунками на столе. По очереди доставать карточки со словами, правильно её прочитать и положить на карточку с рисунком.
2. Найти пару слов-омографов.
3. Объяснить своими словами значение слов.
4. Придумать предложение с парой слов-омографов.