Исследования влияния современных средств массовой информации на речь обучающихся

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследования влияния современных средств массовой информации на речь обучающихся

Буланкина Д.Р. 1
1МБОУ КШ г. Ставрополя,10"А"
Кравцова Л.В. 1
1МБОУ КШ г. Ставрополя
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последнее время уровень грамотности современных школьников значительно ухудшился. Современная молодежь допускают много речевых и грамматических ошибок. Иногда кажется, что забыты совершенно все правила русского языка. Но родной язык очень богат и красив, и нашим долгом является сохранение его любыми возможными способами.

Мы часто в своей речи используем заимствованные слова, упрощаем и перестаём уделять внимание грамотности. Нам стало интересно: почему молодежь стала часто ошибаться в устной и письменной речи? Ведь несколько лет назад школьники были более грамотными, об этом говорят результаты исследований, проведённых учёными.

Общество не стоит на месте, оно постоянно развивается. Появляются новые технологии и средства для получения знаний. Одним из таких средств является средства массовой информации (далее - СМИ) и программные продукты. Они прочно вошли в жизнь каждого современного человека. И в современном обществе, оказывают сильное влияние на человечество. При этом как позитивное, так и негативное. Но для того, чтобы сохранить нашу грамотность каждому надо приложить немало усилий.

Актуальность исследования: В настоящее время уровень грамотности обучающихся непременно падает, а помогает этому современное СМИ. По нашему мнению, необходимо создавать на уроке русского языка развивающую речевую среду, способную приобщать подростка к культуре.

Цель проекта: Выяснить причину падения уровня грамотности у подростков и определить роль СМИ в формирование грамотности обучающихся.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «СМИ».

  2. Провести опрос среди учащихся МБОУ КШ и студентов 1 курса факультета среднего профессионального образования Ставропольского института кооперации с целью выяснения их отношения к СМИ.

  3. Выяснить какое влияние оказывает СМИ на речь обучающихся.

  4. Представить анализ результатов анкетирования.

  5. Ввести соответствующие рекомендации по итогам выполнения проекта.

Объект исследования: Речь современной молодежи.

Предмет исследования: Влияние СМИ на речь обучающихся.

Гипотеза: Причиной падения уровня грамотности являются ненадежные источники средств массовой информации.

Новизна: Данная работа дает возможность оценить уровень кругозора, грамотности школьников МБОУ КШ и степень влияние СМИ на речь современного обучающегося.

Методы исследования:

  1. Теоретический (изучение научной литературы, нормативной базы и интернет - источников).

  2. Эмпирический (анкетирование, наблюдение за речью учащихся, сравнение, анализ, обработка данных анкетирования).

Глава 1. Теоретическая часть (обзор литературы)

1.1. Понятие, роль и значение средств массовой информации в современном обществе

В соответствии с законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – ФЗ №2124-1) средства массовой информации (СМИ) - это периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации». Под массовой информацией законодатель понимает: «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы [2].

Согласно ст. 2 ФЗ №2124-1, СМИ - это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как: периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; радио-; теле-; видеопрограмма; кинохроникальная программа; иная форма периодического распространения массовой информации [2].

Глава 29 Конституции РФ устанавливает определенные ограничения свободы информации: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [1].

Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Запрещено использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для призыва к захвату власти; насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни: для пропаганды войны и для распространения передач, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Также запрещено использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным СМИ.

В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки. Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений. Кроме информационных и развлекательных программ, телевидение и радио нам предлагают познавательные передачи. Много полезного об окружающем мире и обществе можно узнать из научно-популярных журнальных изданий. В этом проявляется ещё одна функция СМИ – передача знаний об обществе от одного поколения к другому.

Рассматривая далее нормативную документацию по СМИ следует обратиться к основным законам РФ в данной направленности.

Пункт 3 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 28.02.2023 № 52-ФЗ (последняя редакция)» сообщаем о том, что при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации в сферах, определенных частью 1 статьи 3 Федерального закона, должны соблюдаться нормы современного русского литературного языка. Для целей Федерального закона под нормами современного русского литературного языка понимаются правила использования языковых средств, зафиксированные в нормативных словарях, справочниках и грамматиках [4].

Статья 20 закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 13.06.2023) «О языках народов Российской Федерации» свидетельствует что, издание всероссийских газет и журналов, передачи всероссийского телевидения и радиовещания осуществляются на русском языке как государственном языке Российской Федерации. В средствах массовой информации субъектов Российской Федерации используются русский язык, государственные языки республик, а также иные языки народов, проживающих на их территориях [3].

По нашему мнению, актуально высказывание Дмитрия Николаева, шефа-редактора, ведущего телекомпании «Ника+», который уверен, что СМИ оказывают влияние не только на нашу речь, грамотность, но и на воспитание в целом, причем, влияние, порой, пагубное. Согласитесь, журналисты говорят и думают так же, как большинство людей. Это нормально в обычном общении. Но при подготовке передачи, сюжета журналист просто обязан помнить, что к его слову прислушиваются. Следовательно, это слово должно быть правильным, грамотным, уместным [6].

О состоянии русской языковой культуры сегодня говорят и пишут педагоги и журналисты, писатели, ученые - языковеды, специалисты - все, кому дорог и небезразличен родной язык.

В настоящее время невозможно не осознавать влияние СМИ, особенно электронных (радио и телевидения), на формирование современного образа жизни и на язык. По данным исследований в последние десятилетия 70-80% массовой социальной информации потребители получают по каналам радио и телевещания и лишь 20-30% - через печатные периодические издания. Электронные СМИ на рубеже XX и XXI веков получили возможность во всех возрастных слоях миллионных масс людей формировать языковые нормы [7].

По мнению Капусниковой М. Р.,язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации [8].

Особое беспокойство вызывает факт негативного влияния современных средств массовой информации на молодое поколение. Ведь именно молодежь, являясь объектом и субъектом развития, носителем русского языка и культуры речи, непроизвольно впитывают в себя всё, что её окружает.  СМИ влияет не только на грамотность населения, но и на поведение людей. Насилие, агрессия, разрушения, отсутствие духовных лидеров, нецензурные выражения - во всем этом СМИ играет не последнюю роль.

Именно в средствах информации происходят изменения языковой нормы русского языка. С одной стороны, массовые коммуникации обогащают язык, держат нас в курсе событий.  С другой же стороны, мы отступаем от норм речи, используем жаргонизмы («комп», «туса», «париться» и др), варваризмы (например, «блёф вместо блеф» и т.д.)  и иноязычные слова («киднепинг», «имидж»,  «тинейджер», «бартер» и многие другие).

Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих дикторов развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, загрязнена словами-паразитами, это говорит об ухудшении речи дикторов. А так как телевидение, радио и пресса – уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться. В настоящее время речь населения России стала серьезно отклоняться от рамок классического русского языка.

1.2. Функции и виды средств массовой информации

Средства массовой информации выполняют ряд следующих общественно важных функций [9]:

- информационная функция заключается в получении и распространении важных для граждан и общественных институтов сведений о происходящих событиях;

- образовательная функция реализуется через создание у граждан определенных представлений о закономерностях и процессах общественно-политического развития;

- регулятивная функция проявляется в разъяснении принятых в обществе стандартов и норм поведения через их поддержание, изменение, создание новых, упреждение социально-политических конфликтов в определенных рамках;

- социализационная функция состоит в вовлечении населения в политическую жизнь;

- артикуляционная функция проявляется в публичном озвучивании существующих в обществе проблем, интересов, требований.

Указанные функции реализуются с помощью ряда методов воздействия СМИ на людей. Рациональные методы основаны на убеждении людей с помощью правдивой информации и логических выводов. Эмоциональные методы проявляются в воздействии на чувственную сторону сознания без привлечения рациональных аргументов.

В ходе политологических исследований выявлен широкий спектр способов манипулирования в СМИ. К ним относятся следующие:

- подтасовка фактов;

- замалчивание неугодной информации;

- распространение лжи и клеветы;

- полуправда (освещение малозначительных деталей и замалчивание главного);

- наклеивание отрицательных эпитетов-ярлыков (фашист, националист, демагог и др.);

- лингвистическое манипулирование (человека, ведущего борьбу за национальную независимость, называют сепаратистом, боевиком, террористом);

- апеллирование к «голосу народа» (с помощью ссылок на сомнительно проведенные опросы общественного мнения подтасовывают факты в угоду определенным политическим силам).

Главная задача всех средств массовой информации в демократическом обществе - обеспечение открытости и прозрачности политического процесса для общества. Информированность граждан позволяет им активно и осознанно реализовать свое конституционное право в выработке и принятии политических решений [10].

Виды СМИ подразделяются по различным признакам: по форме собственности: государственные, частные, корпоративные; по широте распространения: центральные и региональные; по стилю: серьезные, массовые, скандальные и другие; по периодичности: сюда относятся газеты - ежедневные или еженедельники; по жанрам: общественно-политические, отраслевые, рекламные и так далее; по способу передачи информации.

Итак, разберем самые главные виды СМИ - по поводу передачи информации (рисунок 1):

Рисунок 1. Виды СМИ

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1. Анкетирование как метод исследования

Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках.

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами [10].

Рисунок 2. Анкетирование как процедура проведения опроса

Данный метод обладает следующими достоинствами: высокой оперативностью получения информации; возможностью организации массовых обследований; сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:  отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;  не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В своем роде метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время или респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник [11].

Подготовка анкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ.

2.2. Типы анкет и их применение в анализе результатов

Составляя анкету, вы должны подумать о том, какую информацию вы пытаетесь получить от людей. Если вам нужны подробные исследовательские детали, которые помогут доказать или опровергнуть теорию, проведите качественный опрос с открытыми вопросами. Это позволяет людям свободно объяснять свои мысли.

Открытые вопросы являются ценным инструментом в исследовании, поскольку они позволяют испытуемым полностью выразить свою точку зрения без ограничений. Такая анкета была применена нами в данном исследовании (приложение 1). Неструктурированный формат открытых вопросов, которые не предусматривают заранее определенных вариантов ответа, делает их хорошо подходящими для поисковых исследований на ранних этапах. Это позволяет исследователям раскрыть нюансы и потенциально определить новые направления [12].

Хотя открытые вопросы генерируют качественные, а не количественные данные, требующие более глубоких методов кодирования для анализа больших выборок, их сила заключается в выявлении широкого спектра

Вопросы рейтинговой шкалы являются ценным инструментом в исследованиях для измерения отношений, мнений и восприятий, которые существуют в континууме, а не в абсолютных состояниях. Представляя вопрос, за которым следует пронумерованная шкала, позволяющая респондентам указать уровень согласия, важности, удовлетворенности или других оценок, эти вопросы отражают интенсивность или направление чувств структурированным, но детализированным способом [12].

Закрытые вопросы обычно используются в исследованиях для сбора структурированных количественных данных посредством стандартизированного выбора ответов [12].

В эпоху современного развития информационных технологий анкетирование можно проводить с использованием различных программных продуктов. С помощью Simpoll возможно создать опрос любой сложности. Простой интерфейс и широкие возможности Simpoll позволят сосредоточиться на главном - опросе.

Рисунок 3. Конструктор Simpoll

В рамках исследования нами было проведено анкетирование подростков двух возрастных категорий: 10-14 лет; 15-18 лет.

Всего было опрошено 100 респондентов, из них 40 обучающихся - первая возрастная категория и 60 обучающихся – вторая возрастная категория.

Рисунок 4. Возрастные категории респондентов

В анкетировании участвовали не только школьники МБОУ КШ им. Генерала Ермолова А.П., но и студенты 1-го курса факультета среднего профессионального образования Ставропольского института кооперации (филиала) БУКЭП.

Обучающиеся ответили на следующие вопросы анкеты:

 

Какие СМИ для вас более приемлемы и удобны?

 

Как вы думаете, влияют ли СМИ на вашу речь?

 

Читаете ли вы газеты и журналы?

 

Смотрите ли вы программы, ориентированные на воспитание правильной культуры речи?

 

Ваши любимые музыкальные исполнители (отечественные/зарубежные)?

 

Какой эффект оказывают средства массовой информации в интернете на речь своих читателей?

 

Какой социальной сетью Вы наиболее часто пользуетесь?

Итоги проведенного анализа, с помощью программного продукта Simpoll, наиболее актуальных ответов можно представить в виде следующей диаграммы (рисунок 5):

Рисунок 5. Актуальные ответы респондентов

Если анализировать возрастную категорию по каждому вопросу анкеты, то необходимо отметить следующее:

- интернет - ресурсами наиболее часто пользуются обучающиеся в возрасте от 15 до 18 лет;

- о том, что СМИ влияет на речь – положительно ответили все респонденты;

- иногда читают газеты опрошенные лица в возрасте от 16 до 18 лет;

- программы, ориентированные на воспитание правильной культуры речи, иногда смотрят обучающиеся в старшем возрасте от 17 до 18 лет;

- практически все опрошенные лица отдают предпочтение русским исполнителям музыки;

- по мнению 14-18-ти летних респондентов отрицательный эффект оказывают СМИ в интернете на речь своих читателей;

- наиболее востребованная социальная сеть Vk - у опрошенных возраста 15-18 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование, изучив различные сайты и форумы, узнав немного больше о СМИ, мы можем выделить как положительные, так и отрицательные стороны его влияния на речевую культуру молодежи.

Следует отметить, что сейчас множество платформ и телепрограмм, которые направлены на обучение подростков, способствуют развитию социальных навыков и возможности существовать в социуме. Это дает молодому поколению возможность расширить свой круг общения и приобрести новых друзей, ввести новые слова в лексикон.

СМИ помогает развить понимание, речь и стили излагать свои мысли. Многие подростки живут закрытой жизнью. Но благодаря СМИ, у них появляется осведомленность об обществе и мире, окружающей их действительности.

СМИ часто вдохновляют людей на разные поступки. Ознакомление с культурой страны, ее традициями и прекрасными достижениями – вот основа, которую необходимо заложить в сознание подрастающего поколения.

Отрадно отметить, что современная молодежь предпочитает современную русскую музыку, которая несет добро и любовь к Отечеству и Родине.

К отрицательным сторонам влияния СМИ на подростков можно отнести: агрессию, насилие, жестокость. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения и интернет - ресурсов. Бесконечный показ или описание перестрелок, ограблений ведет к тому, что насилие становится их реальностью. В силу разных возрастных категорий многие подростки не способны различать реальность и фантазию. К сожалению это делает насилие нормой для них; в речи современного молодого общества появляется много иностранных слов, а также нецензурных, что также не украшает подростка.

К сожалению, при наличии отрицательных сторон следует сказать, что СМИ все-таки оказывает негативное влияние на лексику подростка. Однако, все возможно исправить в лучшую сторону.

Современные исследователи (И. В. Челышева, Б. В. Кривенко, Е. В. Якушина и др.) устанавливают факт пагубного влияния многих телевизионных передач на становление речи молодежи. Ставится вопрос о необходимости разработки и внедрения ряда мер, направленных на противодействие этому влиянию [13].

По нашему мнению, одной из мер противодействия негативному влиянию СМИ на процесс формирования речевой культуры молодежи выступает целенаправленное формирование умений осознанного выбора педагогически контролируемых теле- и радиопередач или интернет - ресурсов.

По нашему мнению, необходимо создавать на уроке русского языка развивающую речевую среду, способную приобщать подростка к культуре. Важнейшим средством такого обучения является художественный текст, при чтении которого, дети знакомятся с правильной, грамотной и красивой речью. Именно текст – основа создания той речевой среды, которая развивает чувство языка, творческую память, приобщает к культуре, способствуя становлению языковой личности, владеющей не только всеми видами речевой деятельности, не только умением правильно и четко выражать мысли, но и обладающей индивидуальным авторским стилем.

Текст должен обладать определенными качествами, то есть надо иметь в виду не только его содержание, но и то, интересно ли это современному подростку? Овладение речевой культурой подразумевает знание условий эффективного речевого общения, основных аспектов культуры речи, умение анализировать речевую ситуацию, переходить с одного функционального стиля на другой, отсутствие злоупотребления иностранной лексикой, целесообразное использование внелитературной лексики и т. п.

По нашему мнению, именно в школе начинается процесс становления формирования коммуникативной компетенции личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

Наиболее эффективной формой новых технологий на уроках русского языка считаем работу с текстом, как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Подробнее хотелось бы остановиться на нескольких:

1. Лингвистические «угадайки». Работа над нестандартными заданиями этого типа связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, учащиеся должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру–задачу под названием «кроссворд».

2. Лингвистические «почемучки». Основная цель использования – активизация мыслительной деятельности учащихся. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой  вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

3. Комплексный анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

Многоаспектная работа с текстом позволит обучающимся достичь результатов:

• у большинства сформируется положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

• более эффективно произойдет развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, сформируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

• вырастит культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

• увеличится уровень коммуникативной компетенции.

Таким образом, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции возможен положительный результат. Формирование данной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.

В приложении 2 нами представлены основные литературные произведения, которые помогут сформировать, развить и реализовать коммуникативную компетенцию; оказать положительное влияние на речь школьников; дать правильное направление при написании итогового сочинения и сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Список использованных источников и Литературы

1. Российская Федерация. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – КонсультантПлюс. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lq6v1vc58h447248029 –Текст: электронный (дата обращения: 15.12.2023 г.).

2. Российская Федерация. Законы. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.06.2023) «О средствах массовой информации» – КонсультантПлюс. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/?ysclid=lq6v4p2xbj718033964 Текст: электронный (дата обращения: 15.12.2023 г.).

3. Российская Федерация. Законы. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 N 1807-1 (последняя редакция)

– КонсультантПлюс. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/?ysclid=lq6v6csjb7441971408 Текст: электронный (дата обращения: 15.12.2023 г.).

4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 28.02.2023 N 52-ФЗ (последняя редакция) – КонсультантПлюс. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_440549/?ysclid=lq6vvjxgtt643364859 Текст: электронный (дата обращения: 15.12.2023 г.).

5. Ратанов, Т.А.  Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанов – М.: Флинта, 2005. – 303 с. Текст: непосредственный.

Интернет - источники:

6. https://pandia.ru/text/79/095/17177.php

7.http://ksrok.ru/news/akcija_quot_chistoe_slovo_quot_t_arsjutina_quot_vlijanie_smi_na_razvitie_sovrem e nnogo_russkogo_jazyka_quot/2012-06-19-212

8. https://e-koncept.ru/2016/86586.htm?ysclid=lp2wxmp7jk705954789

9. https://studfile.net/preview/2493018/page:41/

10. https://studfile.net/preview/6339308/page:27/

11. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=473814

12. https://ahaslides.com/ru/blog/types-of-questionnaire-in-research/

13. https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-kultura-podrostkov-v-usloviyah-vliyaniya-sredstv-massovoy-kommunikatsii?ysclid=lq6t5a8sir653507267

Приложение 1

Анкета для индивидуального проекта на тему:

«Влияние СМИ на речь школьников»

№ п/п

Вопрос

Ответ

 

Какие СМИ для вас более приемлемы и удобны?

 
 

Как вы думаете, влияют ли СМИ на вашу речь?

 
 

Читаете ли вы газеты и журналы?

 
 

Смотрите ли вы программы, ориентированные на воспитание правильной культуры речи?

 
 

Ваши любимые музыкальные исполнители (отечественные/зарубежные)?

 
 

Какой эффект оказывают средства массовой информации в интернете на речь своих читателей?

 
 

Какой социальной сетью Вы наиболее часто пользуетесь?

 

Укажите полное число лет:____

Приложение 2

Тема

Основная мысль сочинения

Литературное произведение

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир и его качества

В данной теме надо обратить внимание на исследования глубины психики человека, личностные и моральные качества, этические дилеммы

- Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»;

- Пушкин А.С. «Евгений Онегин»;

- Толстой Л.Н. «Война и мир»;

- Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»

1.2. Отношение человека к другому человеку, нравственные идеалы и выбор между добром и злом

Здесь важно отразить, как устроен человек и какие он принимает решения в отношении с другими людьми. Какими нравственными идеалами руководствуются герои, делая свой выбор. Как, на ваш взгляд, люди должны относится друг к другу

- Пушкин А.С. «Капитанская дочка»;

- Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»;

- Гоголь Н.В. «Мертвые души»;

- Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»

1.3. Познание человеком самого себя

Если вас интересуют вопросы самопознания, его душевного развития, то на эти темы очень много произведений

- Толстой Л.Н. «Война и мир»;

- Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»;

- Гончаров И.А. «Обломов»;

- Горький М. «На дне»

1.4. Свобода человека и ее ограничения

Что такое внутренняя свобода, насколько человек свободен. Что ограничивает желания, мечты, действия? Способен ли человек сам ограничивать свою свободу? Вот основные вопросы для данной темы

- Островский А.Н. «Гроза»;

- Горький М. «На дне»;

- Толстой Л.Н. «Анна Каренина»;

- Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род: семейные ценности и традиции

Здесь важно показать, что семья – это основная опора для человека, которая помогает пережить трудности, испытания

- Толстой Л.Н. «Детство», «Война и мир»;

- Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы»;

- Лермонтов М.Ю. «Песня про купца Калашникова»;

- Тургенев И.С. «Отцы и дети»

2.2. Человек и общество

Какие социальные факторы влияют на человека, его личность? Насколько общество может контролировать жизнь человека и определять его судьбу? Последствия тоталитарного контроля со стороны государства?

- Толстой Л.Н. «Война и мир»;

- Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»;

- Замятин Е.И. «Мы»;

- Гончаров И.А. «Обломов»

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

Здесь важно раскрыть проблемы человека как гражданина своей страны, его гражданскую позицию, умение отстоять гражданские идеалы. Важно ли сохранять историческое прошлое и память? Последствия исторического беспамятства? Цена свободы Родины. Что важнее личные или интересы Отечества? Их гармоническое сочетание

- Грибоедов А.С. «Горе от ума»;

- Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»;

- Шолохов М.А. «Тихий Дон»;

- Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие»

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек

Здесь важно отразить взаимосвязь человека и природы: умеет ли ценить человек природу, понимает ее красоту? Разрушительные действия по отношению к природе и, к чему это приведет? Разрушая природу, человек разрушает себя.

- Тургенев И.С. «Записки охотника», «Отцы и дети»;

- Паустовский К.Г. «Мещерская сторона», «Повесть о лесах»;

- Толстой Л.Н. «Война и Мир»;

- Шолохов М.А. «Тихий Дон

3.2. Наука и человек

Наука находится в постоянном поиске. Научные открытия и исследования неотделимы от жизни человека. Без них нет движения вперёд. Но всегда ли наука – это добро? Этические и моральные вопросы научного прогресса

- Булгаков М.А. «Собачье сердце»;

- Беляев А.Р. «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»;

- Брэдбери Р. «451 градус по Фаренгейту;

- Крюкова Т.Ш. «Встретимся в сети»

3.3. Искусство и человек

В данной теме вы должны раскрыть такие вопросы: какое место искусства в жизни человека, как оно влияет на человека и общество. Всегда ли искусство благотворно? Ответственность

- Толстой Л.Н. «Война и мир»;

- Куприн А.И. «Гранатовый браслет»;

- Тургенев И.С. «Отцы и дети»;

- Гончаров И.А. «Обломов»

Просмотров работы: 27