«Эти удивительные паронимы!» (Анализ сложных случаев паронимии)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Эти удивительные паронимы!» (Анализ сложных случаев паронимии)

Моргунова С.А. 1
1Гимназия "Жуковка"
Титова М.И. 1
1Гимназия "Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Перед текстом своей работы я неслучайно разместила фото из известного всем фильма «Ирония судьбы, Или с лёгким паром!» Фотография иллюстрирует ошибку, которую довольно часто допускают даже грамотные люди. Дело в том, что с темой «Паронимы» учащиеся знакомятся в 5 классе (всего 1 урок), а потом сталкиваются с паронимами уже в материалах ЕГЭ. Этому посвящено задание 5 в КИМах.

Полагаю, что анализ трудных случаев паронимии будет полезен всем выпускникам. Я подготовила Памятку для учащихся и презентацию для кабинета русского языка и литературы. В этом и заключается актуальность и практическая значимость моей работы.

Объект исследования: паронимы русского языка

Цель проекта: провести анализ ошибок в употреблении паронимов

Задачи проекта:

- определить типы паронимов;

- проанализировать виды ошибок;

- провести языковедческий анализ сложных случаев паронимии;

- создать презентацию для кабинета русского языка и «Памятку для подготовки к ЕГЭ»

Методы исследования: работа с научной и художественной литературой, со словарями, в том числе в электронной версии, поисковый и сравнительный анализ, обобщение.

Основная часть

Паронимы (из гр. para - возле, onyma - имя) – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Примечание 1. Некоторые авторы понимают явление паронимии расширенно, относя к паронимам любые близкие по звучанию слова, независимо от того, однокоренные они или нет, т.е. паронимами признают и такие слова, как дрель - трель, ланцет - пинцет, фарш - фарс.

Большинство лингвистов считает, что паронимия охватывает лишь родственные слова, имеющие звуковое подобие. Звуковая близость их и сходство в значениях объясняются тем, что у них один и тот же морфологический корень.

Примечание 2. Явление парономазии (из гр. para - возле, onomazo - называю) заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни (ср.: нары - нарты, лоцман - боцман, кларнет - корнет, инъекция - инфекция). Как и при паронимии, лексические пары при парономазии принадлежат к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. У таких слов могут быть одинаковые приставки, суффиксы, окончания, но корни у них всегда разные. Кроме случайного фонетического сходства, слова в подобных лексических парах нечего общего не имеют, их предметно-смысловая отнесенность совершенно различна.

Можно выделить следующие типы паронимов:

1) паронимы, имеющие разные приставки (опечатки - отпечатки);

2) паронимы, отличающиеся суффиксами (безответный - безответственный, существо - сущность);

3) паронимы, один из которых имеет непроизводную основу, а другой - производную с приставкой (рост - возраст), с суффиксом (тормоз - торможение), с приставкой и суффиксом (груз - нагрузка).

Большинство паронимов близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками (длинный - длительный, желанный - желательный, гривастый - гривистый, жизненный - житейский, дипломатичный - дипломатический).

Значительно меньше паронимов, резко отличающихся по смыслу (гнездо - гнездовье, дефектный - дефективный).

Особую группу образуют паронимы, которые при большом семантическом сходстве различаются лексической сочетаемостью (постройка - строение, наследие - наследство, выполнять - исполнять). Паронимы могут отличаться стилистической окраской, сферой употребления [ср.: пошив (спец.) - шитье (межстилевое); работать (общеупотр.) - сработать (простореч.) и (спец.)].

Языковедческий анализ сложных случаев паронимии.

Употребление паронимической пары «одеть – надеть» вызывает большое количество ошибок. Чтобы правильно использовать эти слова, нужно разобраться в их морфологических и семантических свойствах.

Морфемный разбор слов: о/де/ть и на/де/ть, то есть слова различаются только приставками.

Постоянные морфологические признаки у этих слов одинаковые. Оба глагола совершенного вида, невозвратные, переходные, I спряжения.

Однако есть разница в лексическом значении и употреблении в речи.

Глаголы «одеть» и «надеть» — многозначные. Значения, в которых обозначаются действия по отношению к человеку, следующие:

Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…

Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, наушники…

Глагол «одеть» вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); «надеть» — с неодушевлёнными.

Различие в семантике этих слов подчёркивается тем, что они образуют разные антонимические пары: надеть — снять, одеть — раздеть.

Приведу примеры из литературы. В художественной речи обычно наблюдается правильное, весьма искусное использование паронимов.

Например, у А. С. Пушкина можно найти много примеров, иллюстрирующих нормативное употребление «сложных» слов, которые до сих пор смешиваются в просторечии:

Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар… («Евгений Онегин»)

Лазурный, пышный сарафан одел Людмилы стройный стан. («Руслан и Людмила»)

Однако возможно и сознательное отклонение писателя от нормы, если он хочет показать речевые ошибки своих героев.

Одиозное «одеть» вместо «надеть» изредка встречается у русских классиков. Пример — «Грабёж» Н. Лескова: «Переобулся Иван Леонтьич из валенков в сапоги, одел сюртук и сел к самовару…» Это, впрочем, может быть и частью речевой характеристики: рассказ ведётся от лица старого орловского купца.

А вот всем известные детские стихи, в которых паронимы употребляются абсолютно верно.

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки —

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Надевать он стал пальто —

Говорят ему: «Не то!»

Стал натягивать гамаши —

Говорят ему: «Не ваши!»

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной! (С. Я. Маршак)

И ещё стихотворение Н. Матвеевой. Думаю, что оно создано специально для того, чтобы дети не путали употребление слов-паронимов.

«Одень», «надень»… Два слова

Мы путаем так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

А шуба, стало быть, надета.

«Одень», «надень»… Давай глядеть:

Когда одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето.

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!

Хочу вспомнить ещё мнемоническую фразу «Одеть Надежду – надеть одежду», которая тоже помогает запомнить употребление паронимической пары.

Примечание. Мнемоника – это система различных приемов, увеличивающих объем памяти с помощью простых ассоциаций. Чтобы запомнить сложные правила, законы и цифры, их превращают в короткие зарифмованные фразы, которые легко заучиваются.

Обращусь ещё к одной паре паронимов – «представить»/«предоставить».

Как и в случае с приведёнными выше примерами, слова различаются только вариантом приставки (приставка пред- и её вариант предо-).

Постоянные морфологические признаки у этих слов одинаковые. Оба глагола совершенного вида, невозвратные, переходные, II спряжения.

Различаются эти паронимы лексическим значением и употреблением в речи.

Представить - 1. Предъявить, сообщить что-либо кому-либо.

2. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо.

3. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо (о награде, повышении по службе и т. п.).

4. Воспроизвести в мыслях, вообразить кого-что-либо (обычно со словом «себе»).

5. Изобразить, показать кого-что-либо.

Примеры словосочетаний

1) представить документы, отчёт, заключение, факты, доказательства, список, справку, рукопись;

2) представить гостя, нового сотрудника, дебютанта, научный труд, характеристику;

3) представить к награде, к званию, на соискание премии;

4) представить мысленно; представить интересную картину; представить пейзаж; представить сложность задачи;

5) представить сцену из спектакля; представить чью-либо походку;

представить кого-либо шутником, героем; представить что-либо пустяком;

Примеры предложений

Пришло время конкурса. Проектов было много ..., наши академики представили свои. (А.Герцен, «Былое и думы»)

Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку. (А.Чехов, «Ионыч»)

— За твой подвиг представлю тебя к медали! (К.Станюкович, «Человек за бортом»)

Предоставить - 1. Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо.

2. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.

Примеры словосочетаний

1) предоставить кредит, заём, концессию, помощь, место, участок, помещение, удобства, должность;

предоставить себя воле волн, течению;

2) предоставить возможность, выбор, права, независимость, слово.

Примеры предложений

Оксана получила у него обещание предоставить ей должность преподавательницы русского языка. (М.Соколов, «Искры»)

Председатель объявил судебное следствие законченным и без перерыва ... предоставил речь обвинителю. (Л.Толстой, «Воскресение»)

Хочу обратить внимание и на паронимы типа «дипломат» / «дипломант». Морфологические признаки одинаковые. Оба слова – имена существительные, нарицательные, одушевлённые, 2 склонения.

Морфемный состав: дипломат – диплом/ант. Как видим, во втором слове явная связь со словом «диплом» (и суффикс -ант, как в словах лаборант, музыкант, эмигрант и др.)

Рассмотрим лексическое значение и употребление в речи.

Дипломат - 1. Должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. 2. перен. О человеке, действующем тонко, умело (разг.).

Примеры словосочетаний:

1) умный, тонкий, большой, известный, старый, опытный, хитрый, иностранный, советский дипломат;

2) плохой, тонкий, большой дипломат.

Примеры предложений:

Переговоры на Балканах уж дипломаты повели. (А. Блок, «Возмездие»)

Алёша считал себя в эту минуту большим дипломатом: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ». (Б. Горбатов, «Моё поколение»)

Дипломант - 1. Лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. 2. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.

Примеры словосочетаний:

1) дипломант конкурса пианистов (вокалистов), международной выставки;

2) дипломант художественного училища, университета.

Примеры предложений:

Честь считать себя дипломантом Московской консерватории заманчива даже для знаменитостей. (И.Вершинина, «Гармония плюс алгебра»)

В три часа дня в приёмной директора консерватории, замирая от волнения, дожидались три дипломанта. (Н.Бажанов, «Рахманинов»)

Если говорить о словах «адресат» / «адресант», то ситуация похожая.

Морфологические признаки одинаковые.

Морфемный состав: адрес/ат – адрес/ант (суффикс уже знаком!)

Лексическое значение и употребление в речи

Адресат - 1) Лицо или организация, которому адресована корреспонденция. 2) Читатели, слушатели и т.п., на которых рассчитано, которым адресовано какое-л. сочинение, произведение.

Примеры словосочетаний

новый, прежний, забытый, точный, постоянный, временный адресат;

адресат выбыл; уточнить, найти адресата.

Примеры предложений

И мне даже не важно, найдёт оно адресата или нет. (А. Сент-Экзюпери, «Цитадель»)

Шеф сделал невероятный скачок и вручил конверт адресату. (Е.С. Велтистов, «Ноктюрн пустоты»)

Эпистолярная форма показалась Чаадаеву очень удобной, и он продолжил изложение своей доктрины в виде писем, только теперь уже адресатом его была Россия. (Г. Леонтьева, «Карл Брюллов»)

Адресант - тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение).

Примеры словосочетаний

аккуратный, пунктуальный адресант;

адресант пишет, сообщает.

Примеры предложений

Основное количество помех [ошибок] в письмах относится к семантическим. Природа их кроется в недостаточной грамотности адресанта. (П. Веселов, «Служебное письмо»)

Заключение

В заключение хочу сказать, что тема паронимии оказалась интересной для меня. Безусловно, это огромный материал для исследования и изучения, поэтому я остановилась на некоторых конкретных случаях, часто вызывающих ошибки.

Я составила Памятку для учащихся 10-11 классов, в которой даны примеры словосочетаний с наиболее употребительными паронимами. А также сделала презентацию для кабинета русского языка и литературы. Надеюсь, мои материалы будут полезны не только выпускникам, но и учащимся 5-9 классов при подготовке к ВПР и ОГЭ.

Список источников и интернет-ресурсов

Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 2000.

Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. Москва. 2018

Словарь паронимов русского языка. Вишнякова О. В. М., 1984

Словарь паронимов современного русского языка. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. М., 1994

Толковый словарь паронимов русского языка. Красных В.И. М., 2007.

https://sostavslova.ru

https://paronymonline.ru/ege.html

https://morphemeonline.ru/

https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/slovar-trudnostey/odet-i-nadet

https://ru-paronym.ru/

https://orfogrammka.ru

Просмотров работы: 47