Введение.
На одном из внеурочных занятиях мы говорили о славянских мифических существах. Мы заметили, что многие ребята действительно верят в существование Деда Мороза, Домового, Бабы - Яги. Нам стала интересно эта тема, и мы решили узнать кто такие, эти мифические существа, и в каких еще существ верили наши предки, поэтому тема исследовательской работы – «Славянские мифические существа»
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире мы до сих пор верим в неизведанные силы: каждый Новый год к нам приходит Дед Мороз, в литературе часто встречаются упоминания о Домовом и Барабашке, а из волшебных сказок мы с раннего детства знаем Лешего, Бабу-Ягу, Кикимору.
Цель исследования: составить справочник славянских мифических существ.
Объект исследования: славянская мифология
Предмет исследования: классификация и характеристика мифических существ
Задачи:
1. Изучить славянскую мифологию, узнать какие мифические существа в ней встречаются.
2. Выяснить где упоминаются славянские мифические существа в современном мире.
3. Систематизировать сведения о славянских мифических существах в сборнике
Гипотеза: мы предположили, что если составить сборник мифических существ, то он будет интересен моим сверстникам.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, сбор информации, исследование, наблюдение, анкетирование.
Собрав информацию о мифических существах, проведя исследование, мы создали «Сборник славянских мифических существ».
Практическая ценность исследования заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках литературного чтения при изучении мифов и легенд, волшебных сказок, былин, а так же на внеурочных занятиях.
1. Теоретическая часть
1.1 Славянские мифы: понятие, классификация, герои
Свое исследование мы начали с определения и классификации. Мы узнали, что славянские мифы — это Наследие Предков, окутанное тайной и увлекательным сюжетом. Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни [1].
Мифы (греч. mýthos — предание, сказание, миф) в литературе, создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций1 и одушевлённых существ. В мифах повествуется о древних временах, о происхождении и существовании Вселенной и мира в целом, об устройстве жизни, о взглядах на нее жителей древнего мира. Большое внимание в мифах уделяется рассказам о древних богах и полубогах, об их жизни, подвигах и отношениях друг с другом и с простыми смертными людьми, героями мифов являются мифические существа.
Далее нам стало интересно, какие есть мифы в славянской мифологии, мы выяснили, что есть несколько сборников славянских мифов, наиболее полезные мы указали в списке литературы, из этих сборников мы познакомились со следующими мифами: Велес учит людей, Даждьбог, Денница, Детство Коляды, Домовые духи, Купала и Кострома, Макошь, Ярила и Кощей и др.
Мы выяснили, что мифы делятся на несколько категорий: Этиологические мифы, Космогонические мифы, Астральные, солярные и лунарные мифы, Близнечные мифы, Тотемические мифы, Календарные мифы, Героические мифы, Эсхатологические мифы.
Выбрали, какие мифические существа в них встречаются, сюда относятся домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, барабашка , дворовой, банник , болотник, водяной, упырь, коляда, купала, баба-яга, Мороз, масленица.
Делаем вывод, что в славянской мифологии встречается множество различных мифических существ, некоторые из них известны и сегодня, а большая часть осталась в прошлом. Поэтому в свой сборник мы поместим тех существ, которые, на наш взгляд, наиболее интересны, их мы перечислили в предыдущем абзаце.
1.2 Классификация мифических существ
Без классификации нельзя обойтись, если есть необходимость «целостно и зримо представить всё множество изучаемых объектов»
Мы изучили категории славянских существ, которые расположены по алфавиту и характеристику существ относящихся к каждой категории, здесь укажем наиболее интересные: Духи домашние у славян (Барабашка, Дворовой, Домовой, Кикимора). Духи места у славян (Банник, Водяной, Леший). Заложные покойники (Кикимора, Упырь). Персонажи славянской кабинетной мифологии (Коляда, Купала, Мороз). Нечистая сила в славянской мифологии (Бабарабашка, Бес, Водяной, Домовой, Леший, Мара). Ритуальные персонажи у славян (Коляда, Купала, Масленица). Русалки. Персонажи русской мифологии (Барабашка, Болотник, Заложные покойники, Кикимора, Леший, Полудница, Чудо-Юдо)
Изучив все возможные классификации мы выбрали наиболее подходящую для нашего сборника [2]:
Классификация по признаку «описание существа» Описание существа– это существенный признак, т.к. он дает нам возможность представить, как выглядело животное .
Классификация по признаку «место обитания» То место, где живет мифологическое существо, тоже является существенным признаком. Ведь место рождения или среда постоянного обитания влияют и на характер существа, и на его способности.
Классификация по признаку «влияние на человека» Ведь именно это определяло, какую роль играет описываемое существо в жизни людей, а значит, и в их представлениях о мире, и в мифологической иерархии. Более того, существа могли обладать похожими способностями
Классификация по признаку «характер» агрессивное – доброжелательное существо или действующее в зависимости от обстоятельств.
Классификация по признаку «способности» Способности мифологических существ – это характеристика, которая и делает их необыкновенными, волшебными
Делаем вывод, что существует несколько вариантов классификации, в нашем сборнике мы будем использовать выбранную классификацию для наиболее полного и точного описания каждого существа и его характеристики.
1.3 Характеристика мифических существ
Итак, на этом этапе мы уже выбрали существ, которых поместим в сборник-это : домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, кикиморы, барабашка , дворовой, банник , болотник, водяной, упырь, коляда, купала, баба-яга, Мороз, масленица и др.
Так же определили, по какой классификации будем давать характеристику. В сборнике укажем информацию по следующему плану:
Описание
Место обитания
Влияние на человека
Характер
Способности
Следующий шаг- это выбор необходимой информации. При подготовке материала нам было интересно, какой характеристикой обладает каждое существо, какие способности им приписывали наши предки, чему верили и чего боялись. Ниже даем краткую характеристику каждого существа, более подробно в Приложении [Приложение 1]
Домовой – это в славянской мифологии: дух, хранитель дома в виде небольшого старика с лицом, заросшим белыми волосами.
Леший – это в русской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу; дух леса, его хозяин.
Водяной – это в славянской мифологии: сказочное существо, живущее в воде.
Мара — в славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы.
Дворово́й — у восточных славян домашний дух, мифологический хозяин двора, который обитал в хлеву2 вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. Он считается младшим братом домового
Лихора́дка, лихоманка, трясавица — в славянской мифологии персонифицированная в образе женщины болезнь, вселяющаяся в человека и вызывающая то озноб, то жар.
Кикимора — (шишимора мара), в русских народных поверьях злой дух, малютка невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением
Русалки — в славянской мифологии духи, связанные с водоёмами. Считалось, что русалки опекают поля, леса и воды
Вилы — это наименование стихийных духов женского пола в мифологии южных и западных славян.
Нас удивило, что Бараба́шка — персонаж современного фольклора постсоветского3 пространства, аналог полтергейста, невидимое существо, проживающее в городских домах, а не древнеславянское существо.
Было интересно, что Ба́нник — дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья.
Боло́тник — злой дух-хозяин болота в восточнославянской мифологии.
Упырь — в славянской мифологии живой или мёртвый колдун, убивающий людей и сосущий из них кровь.
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла.
Купа́ла, Купа́ло — фольклорный персонаж у восточных славян, олицетворение праздника Ивана Купалы. Имя Купала произошло от названия праздника.
Баба-Яга - уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой.
Моро́з (Студенец, Трескунец, Морозко, полес. Зюзя) — персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов; персонификация природной стихии.
Масленица - сезонный персонаж у славян являлась воплощением плодородия и вместе с тем зимы и смерти
Чёрт - то же, что бес и близок понятию дьявол. В славянской мифологии — злой дух, озорной, игривый.
Бабай- таинственное существо у славян в образе старика, который пугает детей.
Чудо- Юдо - страшный дракон, многоглавый, могучий. Чудо-Юдо связан с водной стихией, живёт в воде.
Делаем вывод, что древние славяне одушевляли природу, верили в существование сверхъестественных сил и таинственных чудищ. Важное место в их мировоззрении занимали домовые и кикиморы, русалки и лешие, змеи и упыри — существа низшей мифологии. С ними нужно было уметь общаться — ведь они могли как погубить человека, так и вызволить из беды.
1.4 Требования к составлению сборников
После того, как мы собрали всю информацию и, перед составлением самого сборника, необходимо изучить, какие есть требования к составлению сборников.
Сборник — собрание на одном носителе информации (книга, оптический диск и так далее) нескольких произведений.
Различают следующие сборники:
определённого автора, исполнителя, актёра и тому подобное.
определённого жанра и/или времени.
Распространены ретроспективные сборники лучших произведений, которые нередко называют «Лучшее» или «Избранное» .
Сборником может быть:
сборник рассказов, стихов, прочих литературных произведений (ср. антология, альманах)
сборник научных статей, докладов или тезисов (ср. хрестоматия)
музыкальный сборник, в который входят песни одного или нескольких исполнителей. В отличие от студийных альбомов, в сборники, как правило, входят ранее опубликованные композиции.
сборник фильмов, мультфильмов, других видео-материалов.
сборник компьютерных игр, как правило — уже выпущенных ранее.
У нас будет сборник «Славянских мифических существ».
Определенных требований к составлению сборников мы не нашли, но выяснили, что: во-первых, материал должен располагаться в алфавитном порядке; во-вторых, должен быть указан автор и источник информации; в – третьих, систематическое расположение рубрик, в определенной последовательности.
Поэтому делаем вывод, что, во-первых, разместим мифических существ в алфавитном порядке; во-вторых, будем использовать нижеследующие категории (рубрики): Описание, Место обитания, Влияние на человека, Характер , Способности систематически и в этой же последовательности для характеристики каждого существа.
2.Практическая часть
2.1.Исследование детской литературы и кинематографа на упоминание в них мифических существ
Для реализации следующей задачи «Выяснить, где упоминаются славянские мифические существа в современном мире» мы перешли к практической части исследования.
Здесь мы поставили несколько подцелей, необходимых для реализации основной :
Изучить детские литературные произведения и кино на предмет упоминания в них вышеупомянутых славянских существ.
Выявить наиболее известных или неизвестных, любимых или нелюбимых существ, а так же существ, которые вызывают у детей страх.
Для того, чтобы выявить наиболее известных или неизвестных, любимых или нелюбимых существ, а так же существ, которые вызывают у детей страх мы стали изучать детскую литературу и кино на предмет упоминания в них вышеупомянутых древнерусских существ. Данная информация нам необходима для того, чтобы информация в сборнике была актуальной и интересной для моих одноклассников.
Эта работа вызвала у нас особый интерес, потому что было изучено много произведений и фильмов [Приложение 2].
Для этого мы посетили детскую библиотеку и просмотрели много интересных фильмов.
Делаем вывод, что славянские мифические существа упоминаются в детской литературе и кинематографе.
Чаще других упоминаются Домовой, Кикимора, Леший, Баба-Яга, Кощей, Водяной.
Реже других- Барабашка, Чудо-Юдо, Бес.
Любят – Мороза.
Боятся –Беса, Черта, Упыря
Изучение уровня заинтересованности и осведомленности учащихся 4 классов о мифических существах
Для доказательства гипотезы «Если мы составим сборник мифических существ, то он будет интересен моим сверстникам» следующим этапом мы провели опрос среди учащихся 4 классов.
Цель опроса: выявление уровня заинтересованности и осведомленности по этой теме, определения их отношения к тем или иным существам.
В опросе приняли участие 28 человек, учащиеся 4В класса. Участникам предложили ответить на три вопроса:
Интересна ли тебе тема «Славянские мифические существа»? ДА НЕТ
Перечисли, каких мифических существ ты знаешь.
Вызывают ли какие-то мифические существа у тебя страх? ДА НЕТ
На первый вопрос «Да» ответили 23 человека – это составляет 82,1 %, ответили «Нет» 5 человек – это составляет 17,9%
На второй вопрос существ, которых записывали участники, мы разделили на две группы: хорошо известные и неизвестные. 28 человек записали только известных существ, о которых они знали из сказок или фильмов – это составляет 100%. Ни один человек не написал неизвестное нам существо – 0%.
На третий вопрос «ДА» написали 25 человек – это составляет 89,2 %, ответили «Нет» 3 человека, это составляет 10,8%.
Результаты мы представили в виде диаграммы [Приложение 3]
Из диаграммы делаем вывод, что 82,1% учащимся 4класса эта тема интересна, не интересна 17.9%.
Они знают только тех существ, которые упоминаются в сказках – 100%. Мы это предполагали, поэтому в сборник поместили менее известных и более интересных мифических существ.
89,2% участников опроса боятся мифических существ, в основном писали барабашку (как мы выяснили выше – это не древнеславянское существо), так же писали бабу – ягу и лешего.
2.3 Создание сборника мифических существ
Итак, перед реализацией последней задачи, которая приведет к достижению поставленной цели « Систематизировать сведения о славянских мифических существах» мы уже многое сделали: определились, что сведения поместим в сборник; информацию , которую мы поместим в сборник выбрали; требования к составлению сборников изучили.
Осталось выбрать ресурс, с помощью которого создадим сборник.
У нас было два варианта: первый - нарисовать в ручную, второй- сделать на компьютере. Рисовать самим, конечно, интересно, но каждый современный школьник должен идти в ногу со временем и умело использовать современные технологии, поэтому выбор пал на использование компьютера.
Для того, чтобы создать сборник мы действовали по следующему плану:
1.Определить, в какой программе выполнять
2. Освоить программу и научиться в ней работать
3.Создать сборник
4. Правильно распечатать
Итак, мы выбрали программу Ворд, выяснили, что необходимо знать, чтобы создать сборник в этой программе, в результате создали памятку «Алгоритм создания сборника » [Приложение 4] и, следуя этапам алгоритма, поместили отобранный материал в сборник.
Затем распечатали: сначала распечатали на черно-белом принтере, с первого раза не все получилось, поэтому, после некоторых исправлений, распечатали еще раз, и только, когда мы убедились, что получается то, что мы и планировали, распечатали окончательный вариант, который готовы представить вам.
Для подведения итога проделанной работы, провели презентацию сборника для одноклассников. Для проведения презентации мы придумали речь для выступления и викторину [Приложение 5]. Во время презентации провели наблюдение [Приложение 6] за участниками, с целью определения уровня заинтересованности в происходящем. Результат наблюдения нас порадовал, потому что, мы сделали вывод, что мои одноклассники, проявили интерес, читали сборник, активно участвовали в викторине, задавали вопросы, значит им было интересно.
После презентации провели анкетирование. Анкета состояла из одного вопроса:
Был ли тебе интересен сборник славянских мифических существ? ДА НЕТ
«ДА» ответили 28 человек, это составляет 100% [Приложение 7]
Делаем вывод, что наша гипотеза подтвердилась – сборник оказался интересен моим одноклассникам.
Заключение
В заключении хочется отметить, что нами была проделана большая работа, которая имеет значимую практическую ценность:
Во-первых, информацию из сборника можно использовать на внеурочных занятиях и уроках литературного чтения.
Во-вторых, было проведено несколько текущих исследований, которые мы не поместили в теоретическую часть, а вынесли в приложение, например. Мы ответили на дополнительные вопросы [Приложение 8]:
Чем опрос отличается опрос от анкетирования, как составить анкету?
Как сделать диаграмму?
Как создать алгоритм? Ответы на эти вопросы можно найти в Приложении.
В-третьих, памятка по созданию сборника заинтересовала моих одноклассников. Они захотели сделать свои сборники на разные темы, а значит, что наше исследование способствовало повышению познавательного интереса.
В- четвертых, ребят заинтересовали, вышеупомянутые литературные произведения и фильмы, им захотелось их прочесть и посмотреть, поэтому в нашем классе повысился и читательский интерес тоже.
В-пятых, наше исследование может выступать теоретическим руководством по созданию сборника на любую тематику.
Гипотеза, что если мы составим сборник мифических существ, то он будет интересен моимсверстникам - подтвердилась.
Мы сделали следующие выводы:
При изучении славянской мифологии сделали вывод, что в ней встречается множество различных мифических существ, некоторые из них известны и сегодня, а большая часть осталась в прошлом
При выяснении, где упоминаются славянские мифические существа в современном мире, сделали вывод, что упоминаются в литературных произведениях и кинематографе.
Сделали вывод, что систематизировать сведения о славянских мифических существах лучше всего в сборнике, т.к. он может содержать информацию по разным критериям, что позволяет дать более полную характеристику каждому герою.
Список используемых интернет источников:
https://mishka-knizhka.ru/slavjanskie-mify/
https://samara-iskra.ru/confiren/doc/volkov.pdf
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9C%D0%B8%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8
https://samara-iskra.ru/confiren/doc/volkov.pdf
Список литературы:
Литература XVIII — первой половины XIX веков –книги о славянской мифологии
Глинка Г. А. Древняя религия славян.
Кайсаров А. С. Славянская и Российская мифология.
Касторский М. И. Начертание славянской мифологии.
Макаров М. Н. Русские предания.
Е. Леквиевская. Мифы русского народа
«Большая книга славянских мифов» автора Александра Иликаева
Приложение 1
«Краткая характеристика существ»
Места обитания домового — дом, двор, особенно его северная сторона, ясли, конюшня, сенной сарай, место, где высыпают мусор, баня. Домовой обитает в местах, связанных с пребыванием душ умерших на печи, за трубой, в запечье и подпечье.
Местом обитания лешего является весь лес, однако его излюбленные места — коряги, пни вывернутые с корнем деревья, охотничьи избушки, где он и ночует
Он обитает в пресноводных водоёмах: речках, озёрах и родниках. Его окружение - длинноволосые русалки и стайки рыбок.
В народных преданиях лихорадка может ходить и в одиночку. Считалось, что Лихорадка может вселяться в тело человека и вызывать болезни
Злыдень — домовый дух, обитающий так же, как и запечник, в пространстве за печью, но живущий не в каждом доме.
Лихо считалось худшим среди духов бед и напастей. Говорили, что его нельзя тревожить
Дворовой — дух, который следит за хозяйственными постройками: амбаром, хлевом, конюшней.
Источник : https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/1878628-kto-takoj-domovoj-i-kak-seba-s-nim-vesti/
Приложение 2
«Список произведений и фильмов, в которых упоминаются мифические существа»
Литературные произведения |
Фильмы |
Ой-ой-ой, домовой! Галина Гончарова Кто живёт на чердаке? Сказки про домовых (сборник) Наталья Филимонова Волшебные сказки
|
Морозко Варвара Краса – длинная коса Вечера на хуторе близ Диканьки Огонь вода и медные трубы Сказка о потерянном времени Обыкновенное чудо Ледяная внучка Марья-искусница Домовой (2019) Тайна Мунакра (2008) Яга. Кошмар тёмного леса (2020) Битва Титанов (2010) По щучьему веленью После дождичка в четверг Снежная сказка Там на неведомых дорожках |
Источник: таблица составлена самостоятельно
Приложение 3
«Опрос учащихся 5В класса»
Цель: выявление уровня осведомленности по этой теме, определения их отношения к тем или иным существам
Содержание опроса
|
|
|
|
|
Диаграмма 1
Результаты опроса учащихся 5В класса
Из диаграммы делаем вывод, что учащимся 5класса эта тема интересна, но они знают только тех существ, которые упоминаются в сказках. Мы это предполагали, поэтому в сборник поместили менее известных и более интересных мифических существ.
Приложение 4
Создали памятку «Алгоритм создания сборника в Ворде »
Определяем размер страниц сборника:
«Разметка страницы» - «Ориентация» - «Альбомная» - «Вставка» - «Таблица»- выбрать один столбец- ставим размер шрифта 500
Вставляем картинку (помещаем все фото на рабочий стол):
«Вставка» - «Рисунок» - «Рабочий стол»- выбираем нужную картинку- «Вставить»
Добавляем текст: выбираем шрифт - размер шрифта 18 – добавляем нужный текст.
Так с каждой страницей.
Фото выполнено в процессе работы над сборником
Приложение 5
Викторина «Мифические существа»
Хозяин леса, покровитель зверей и птиц в мифологии славян
Один из основных славянских богов – покровитель домаших животных, «скотий бог».
Злой и вредный домашний дух в образе маленькой, сморщенной старушки. Она путает пряжу, бьёт посуду, выстригает шерсть у овец, мешает людям спать.
Полевой дух в образах девушки в белом платье с длинными волосами или косматой старухи.
Это сказочное животное обладает волшебным голосом, напускающим сон.
Славянский бог грозы, покровитель воинов, главный бог Киевской Руси.
Как, по верованиям славян, называется категория умерших неестественной или преждевременной смертью людей?
уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой.
В славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы.
У восточных славян домашний дух, мифологический хозяин двора, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. Он считается младшим братом домового
В славянской мифологии персонифицированная в образе женщины болезнь, вселяющаяся в человека и вызывающая то озноб, то жар.
Приложение 6
«Во время презентации провели наблюдение за участниками»
Цель: определения уровня заинтересованности в происходящем.
Результат наблюдения нас порадовал, потому что, мы сделали вывод, что мои одноклассники, проявили интерес, читали сборник, активно участвовали в викторине, задавали вопросы, значит им было интересно.
Приложение 7
«Анкетирование учащихся 4В класса»
Цель: выявление уровня заинтересованности сборником на данную тематику
Содержание анкеты
Сборник оказался интересен? |
Да |
Нет |
Диаграмма 2
Результаты анкетирования учащихся 4В класса
Из диаграммы делаем вывод, что наша гипотеза подтвердилась, и сборник славянских мифических существ оказался интересен моим сверстникам.
Приложение 8
В процессе исследования мы ответили на дополнительные вопросы :
Чем опрос отличается опрос от анкетирования,
как составить анкету?
Опрос — это один из видов исследований, который призван собрать различные данные от респондентов для последующего их анализа.
Анкетирование — это инструмент исследования, который состоит из набора вопросов или других форм подсказок, предназначенных для сбора данных от респондента. Обычная исследовательская анкета состоит из закрытых и открытых вопросов на бумажном носителе.
Как сделать диаграмму?
Чтобы создать простую диаграмму в Word, нажмите кнопку - Диаграмма и выберите нужный рисунок.
На вкладке Вставка нажмите кнопку Диаграмма.
Выберите тип диаграммы и дважды щелкните нужную диаграмму. ...
В появившейся электронной таблице замените данные по умолчанию собственными сведениями.
Как создать алгоритм?
Алгоритм - это система точных и понятных предписаний о содержании и последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа. Примеры: правила сложения, умножения, решения алгебраических уравнений и т.
Алгоритмы бывают трёх типов:
последовательный — действия выполняются по порядку друг за другом;
циклический — организовывает повторение действий;
разветвляющийся — содержит одно или несколько логических условий и имеет несколько ветвей обработки.
1 Персонификация - представление природных явлений и сил, объектов, отвлечённых понятий в образе действующих лиц, в том числе человека, или признание за ними человеческих свойств; приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям
2 Хлев -помещение для скота.
3 Постсоветский -относящийся ко времени после упразднения советской власти на территории бывшего СССР