С 2017 года я занимаюсь в студии «ОчУмелый мультик» Областной станции юного техника. С тех пор я участвовала в нескольких проектах по созданию мультипликационных фильмов. Проекты были как индивидуальные, так и групповые. В проектах мы создавали и мультфильмы по литературным произведениям, и по своим собственным сценариям, были и по истории Омской области. Особое место в этих проектах занимала мультипликация по поэтическим произведениям.
Особенности анимации поэтических произведений в том, что стихотворение – это уже готовый сценарий для мультфильма и текст для озвучки. Авторам остается придумать образы героев, выбрать технику анимации и реализовать свой замысел.
Однако, проанализировав проекты по поэтическим произведениям как свои, так и известных российских мультипликаторов, было отмечено, что одно и то же произведение как бы изменяется от того какие изобразительные средства были использованы при работе над мультфильмом. В результате возникла идея проект, который изучает воздействие приемов анимации на восприятие поэзии.
Цель работы: доказать, что приемы и техники, применяемые в мультипликации, позволяют усилить восприятие поэтических строк.
Задачи:
1. Изучить литературу о роли медиаресурсов в восприятии литературных произведений.
2. Определить понятие «видеопоэзия».
3. Показать роль мультипликации в восприятии поэзии современным обществом.
4. Создать мультфильмы, используя поэзию как сценарий.
Гипотеза:
Я предполагаю, что анимация позволяет усилить восприятие стихотворных строк, особенно сегодня – в обществе 21 века.
МЕТОДЫ: практический, наглядный, описательный, словесный.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература, изобразительное искусство, культурология, психология.–
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: литературный образ, поэзия, визуализация, технология мультипликации, мультипликация.
ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: литература, мультипликация.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: мультипликация.
Видеопоэзия – что это?Само слово «мультфильм» стало настолько привычным, что многие не задумываются над его смыслом. Действительно, почему эти фильмы можно назвать и мультипликационными и анимационными? Слово «мультипликация» означает «умножение», а «анимация» – «одушевление».
Анимация старше кинематографа датой ее рождения принято считать1892г., когда появился оптический театр французского изобретателя и художника Эмиля Рейно, а датой рождения кино – 1895г.
В конце ХХ – начале XXI столетий в культурной жизни России проявляется новая художественная форма представления поэтического слова, именуемая видеопоэзией. Не случайно русский советский прозаик, поэт, драматург, сценарист, переводчик, литературовед и критик Ю. Н. Тынянов отмечал: «Кино делает скачки от кадра к кадру, как стих от строки к строке. Как это ни странно, но если проводить аналогию кино со словесными искусствами, то единственной законной аналогией будет аналогия кино не с прозой, а со стихом» [2].
Приведем определение из Wikipedia.ru. Видеопоэзия — это одна из форм видеоискусства, включающая поэтический текст на акустическом или визуальном уровне, или, иными словами, экранизация поэтического произведения. Это пограничный вид искусства: с одной стороны оно граничит с классическим короткометражным фильмом, но, в отличие от него, в видеопоэзии ведущую роль играет поэтический текст; с другой — с музыкальным клипом, хотя стихотворение не поётся, а декламируется либо отображается на экране; с третьей — с видеозаписью поэтических чтений, но, в отличие от них, в видеопоэзии видеоряд несёт дополнительную смысловую нагрузку, обогащает произведение либо акцентирует в нём определённую интерпретацию. При этом, в практике видеопоэзии изобразительный ряд занимает подчинённое положение. Видеопоэзию также называют видео-визуальной поэзией, поэтроникой, поэтическим видео, медиапоэзией, кино-поэзией, стихоклипом, поэтическим клипом.[3]
В современном обществе, когда все больше и больше человек получает информацию не через текст, а через видео и/или картинку, особенно среди молодежи, становится актуальным понятие видеопоэзия.
На рубеже XX–XXI веков сценическая речевая культура столкнулась с кризисом публично звучащего поэтического слова как в речевом искусстве актера, так и в речевом искусстве автора-исполнителя. Все меньше становится конкурсов чтецов и больше конкурсов видео- и анимационных- фильмов. На пример, в Омске популярен Белозеровский фестиваль, одной из номинацией которого является анимация. Областная библиотека им. А.С. Пушкина проводит конкурс буктрейлеров «Чтение вдохновляет!».
Почему особое внимание уделяется анимации, а не обычному кино? На этот вопрос лучше всего ответит Юрий Норштейн [4]:
– «Конечно, когда делаешь кино, ты должен хотя бы для себя решить вопрос – о чем ты делаешь кино. Но поставив самому себе так вопрос, ты все равно до конца на этот вопрос не ответишь, потому что любая деталь может подвинуть фильм в ту или иную сторону…
Образная система мультипликации, свобода ее образная она вдруг тебе открывает такие вещи, о которых ты и не размышлял на стадии сценария…»
– «Мультипликация обладает удивительным свойством: мы можем делать фильм буквально на щепках, и в конце фильма эта щепка будет сгорать, а у нас будет сердечный приступ, потому что мы в нее, в эту самую щепку, которая в общем ничего из себя не представляет, накачали такое душевное напряжение, что она стала для нас абсолютно живой…»
– «В мультипликации абстрактное может подчас работать гораздо реальнее, чем сама реальность. В этом смысле это, конечно, удивительное искусство, просто в нем еще столько неоткрытого! Мы пока еще на берегу, мы еще по-настоящему не поняли, не объяли, не освежились по-настоящему этим искусством…»
Кроме того, многие современные педагоги и психологи отмечают, что традиционно просмотр мультфильмов актуален для дошкольников, младших школьников и детей среднего школьного возраста, однако тот факт, что любовь к мультфильмам сохраняется у учащихся старших классов и взрослых, не подлежит сомнению.
Можно выделить следующие функции использования мультипликации на уроках литературы:
—наглядность, интерактивность и динамичность подачи информации, представленной в виде мультимедийных продуктов, позволяет сделать процесс обучения более интересным, увлекательным и познавательным»;
— мультипликация «...активизирует внимание детей, усиливает восприятие учебной информации, повышает эмоциональный фон, мотивацию к учению, формирует способы познания мира, собственной деятельности, развивая научный стиль мышления и творческие способности»;
— мультипликация является учебным инструментом, который развивает у учащихся интерес к художественному произведению и непосредственно к самому предмету;
— мультфильм способен активизировать тех учащихся, которые обычно пассивны на уроке, чтобы привлечь внимание к изучаемому материалу;
— мультипликация дает ученикам возможность знакомства со смежным видом искусства, понимания общности и специфики образной природы литературы и визуальных, игровых искусств;
— будучи интерпретацией, мультфильм расширяет представление учеников о возможностях истолкования литературного произведения, стимулируя творчество читателей-школьников.
Сочетание двух искусств анимации и поэзии рождает такие шедевры современного искусства, как:
«Стрекоза и муравей» Вл. Старевича по одноименной басне И.А.Крылова,
«Почта» режиссер М. Цехановский, по стихотворению Самуила Маршака «Почта»,
Пушкинский цикл, режиссер А. Хржановский, мультипликационная трилогия, в которой оживают пушкинские рисунки, образуют узор пушкинские строфы, звучит музыка, звучат стихи А.С.Пушкина.
«Вперёд, время!» режиссер Владимир Тарасов, по мотивам стихотворений Владимира Маяковского.
«Альбатрос» П. Буша на стихотворение Максима Горького «Песня о Буревестнике»,
«Королевский бутерброд», режиссер Андрей Хржановский, по стихотворению Алан Александр Милн — «Баллада о королевском бутерброде» (перевод Самуила Маршака).
«Доктор Айболит», режиссер Давид Черкасский, по стихотворениям Корнея Чуковского «Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Краденое солнце» и «Телефон».
Перечень можно продолжать еще долго…
Этапы создания мультфильма
С начала должна зародиться идея мультфильма (рассказ, стих).
Второй этап, с которым является одним из самых трудных – расписание каждой сцены и фразы. Начинаем со сценария похожего на книгу, заканчиваем режиссерским сценарием с расписанными действиями и фразами.
Третий этап – это раскадровка (нарисованный сценарий маленьким сценкам). Часто раскадровка дополняется пометками с действиями, движениями и диалогами и т.д.
После раскадровки обычно собирают аниматик (для простых проектов этот шаг можно не выполнять). В аниматик добавляются промежуточные действия и дополнительные пометки. Часто добавляются черновые фоны и персонажи (со временем их могут сильно изменить или поменять)
Следующий этап – создание фонов и/или персонажей и доп. деталей. Создаются черновые наброски. Подбор материалов и стиля. Этот процесс достаточно долгий и обычно занимает больше всего времени.
Теперь, когда основные составляющие готовы, можно начать и сам процесс анимации. Для этого чаще всего используют станок (фото станок) или компьютер с установленной специализированной программой. После этого идет сама съемка, где работают уже аниматоры
Этап озвучки – очень важный этап, он может полностью изменить характер мультфильма. Иногда озвучка бывает выполнения на этапе сценария и эмоции персонажей сделаны по звучанию. Или запись уже происходит после анимации.
Последний этап – монтаж. Монтаж – это соединение всех частей анимации, озвучки и фонов. В процессе монтажа могут исправляться ошибки, допущенные в процессе анимации.
О разновидностях техник анимации
Выделяют три основных техники: рисованная (создается на бумаге с последовательным перерисовыванием и небольшими изменениям между кадрами), перекладка (создание анимации с помощью марионеток / кукол / фигур) и компьютерная (создание покадровой анимации вручную или с помощью специализированных программ). Иногда может быть совмещение некоторых техник в одном проекте. На пример, часто совмещают компьютерную анимацию и перекладку.
Процесс создания мультфильма
Для создания какой либо идеи/задумки всегда нужна «насмотренность» и начитанность. Все черновые наброски всегда будут проходят долгий путь переработки.
Иногда идеи могут рождаться из зарисовок на клочке бумаги или созданных на скорую руку вещей. Даже обычное стихотворение будет источником создания будущей картины. После формирования идеи и окончательного утверждения сценария наступает процесс анимации. Иногда это самый долгий процесс, все зависит от выбранной техники анимирования и выбранного материала.
Роли при создании мультфильма
Сценарист. Специалист, который разрабатывает сценарий.
Художник. Он отвечает за разработку образа персонажей и фонов. Часто отдельно выделяют художника по фонам. Его задача разработка фонов, их обычно достаточно много, практически для каждого кадра может быть свой фон.
Отметим, что аниматик разрабатывают вместе сценарист и художник.
Аниматор. Специалист по анимации. Так как это кропотливый процесс и достаточно трудоемкий, то обычно аниматоров несколько, все зависит от сложности проекта.
Художник-аниматор – специалист, который объединяет в себе функции и художника и аниматора.
Режиссер – это дирижер проекта, который объединяет и руководит работой всех специалистов.
Особенности анимации поэзии
Когда анимируют стихотворение, иногда выбирают его как сюжет мультфильма, а иногда как фон мультфильма, а сюжет может быть отличным от самого стихотворенья, но созвучным с ним.
Важно выбрать технику анимации, она может дополнительно усилить стихотворение. Материалы для персонажа тоже важны, так как мягкий материал подчеркнет мягкость характера героя, жесткий каркас, может показать твердость характера героя.
Каждый сценарист для одной и той же фразы может придумать свой микросюжет. Возьмем фразу «собака сидит и наблюдает». Вот что может получиться:
– Один может представить крупную собаку в будке, которая высунула морду и наблюдает за происходящем.
– Другой представит себе болонку, сидящую за кофейным столиком в саду. Собачонка будет выглядывать из-за утренней газеты, которую она держит в лапах. На ней будут самые разные украшении, и ее макушка будет убрана в сложную прическу.
–Или, корги сидит на подоконнике и смотрит на ночную улицу, которую заливает дождь. А все люди на улице с капюшонами и зонтиками ищут место, где бы укрыться от дождя. Ночные фонари и фары машин расплываются за мелкими каплями дождя, которые остаются на стекле окна, в которое смотрит корги.
У меня есть несколько проектов, в которых анимировала стихотворения, про которые хотелось бы рассказать более подробно.
Мой самый первый в жизни проект был по стихотворению Тимофея Белозерова «Ромашка» [7].
Ромашка
На ромашку, как на балерину,
Издали любуется лесок.
У неё на лепестки накинут
Паутинки лёгкий волосок.
Ветер листья гонит по дорожке,
Вянут травы —
Осень настаёт.
Лишь ромашка на упругой ножке
Кружится, танцует и —
Цветёт!
Мультфильм, выполненный в технике перекладка из засушенных листиков деревьев и лепестков цветов, показывающий полет той самой ромашки. Слова стихотворения связаны лишь легкой нитью с самой картинкой на экране. Выбирая технику и материалы, хотелось показать легкость и воздушность. Кроме того, решили не использовать фон (снимать на просвете), что добавило воздуха и легкости в кадр.
Однако, не все так просто было при создании мультфильма. Из-за выбора материала стали возникать проблемы: некоторые листочки ломались и постоянно улетали от каждого прикосновения. Пришлось искать решение – стали склеивать детали медицинским клеем, а элементы приклеивать к станку (многоуровневый стол со стеклянными столешницами) с помощью клячки. Далее съемка прошла быстро (см. Таблица1).
В этом проекте мы должны были подчеркнуть легкость звучания стихотворения и движения балерины, нам помогли в этом материалы и прозрачный фон.
Вывод: для того чтобы подчеркнуть «легкость» стихотворения «Ромашка», подобрали материалы (засушенная листва и лепестки цветов) и технику съемки «на просвет».
Таблица 1. Кадры мультфильма «Ромашка»
Второй проект, про который хотелось бы рассказать, был создан в перекладке и смешанной технике, и называется «Небылицы». Это был групповой проект [8].
Сначала нами были изучены самые разные техники русской народной росписи и русских народных глиняных художественных промыслов. Затем выбраны техники, подходящие под сюжет. Остановились на мезенской росписи и дымковской игрушке. Далее попробовали сделать несколько рисунков на бумаге в стиле мезенской росписи и слепить из пластилина марионеток в стиле дымковской игрушки. Для каждой небылицы подбирали свою технику, создавали героев .для сюжета в выбранной технике
Небылицы
Между небом и землёй Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. |
Ёжик крыльями махал И как Бабочка порхал. Заяц, сидя на заборе, Громко, громко хохотал. |
Все небылицы были связаны с помощью рассказчика кошки. Для каждого отрывка пришлось рисовать отдельную раскадровку со всеми подробностями. При этом особое внимание внимания было уделено озвучке. Для этого обратились к русскому народному хору, и попросили их помочь нам с записью голоса.
Таблица 2. Кадры мультфильма «Небылицы»
Мультфильм получился в стилистике русских росписей и сказок, а текст был спет профессионалами русского народного пения в сопровождении народного инструмента (см. Таблица 2).
Вывод: народность стихов подчеркнули техникой рисования и лепки в стиле народного творчества, а так же озвучкой народной мелодией, исполняющейся на народном инструменте.
Третий проект по стихотворению «Дорожный пейзаж» Тимофея Белозерова. Это был индивидуальный проект, и выполнен в технике рисованной анимации. Каждый кадр выполнялся на отдельном листе кальки и затем контур обводился и сюжет заливался фломастером [9].
Дорожный пейзаж
Тучи, холмы, купола колоколен,
Крыши домов за кирпичной стеной.
Над фиолетовым солнечным полем
Грач пролетает, сверкая спиной.
Дачные домики, кладбище, речка,
Ивы и камни в янтарной росе,
Старой трубы величавая свечка
И – за посадками – лента шоссе.
В этом проекте не было задачи визуализировать стихотворный текст. Была придумана история не большого путешествия, дополняющая сам текст. Герой возвращается на поезде, а описанный в стихотворении пейзаж он видит из окна своего купе (см. Таблица 3). Это оказался для меня самым трудоемким по производству проект. Хотя и оказался хорошей практикой рисованной анимации.
Вывод: стихотворение послужило фоном и помогло рассказать историю путешествия, сделав простую историю встречи-расставания более «теплой».
Таблица3. Кадры мультфильма «Дорожный пейзаж»
И последний проект, про который хотелось бы рассказать. Этот групповой проект посвященный 23 февраля, и выполнен по стихотворению Олега Бундура «Без папы скучаю» [10].
Без папы скучаю
Если б мой папа был капитаном,
Плавал бы он по морям-океанам,
А я бы
Без папы
Скучал…
Если б мой папа водил самолёты,
Дальние он совершал перелёты,
А я бы
Без папы
Скучал…
Если б мой папа был машинистом,
Если бы папа был альпинистом,
Если б в ракете космической мчал —
Я бы, тогда бы
Без папы,
Скучал!
Но папа мой здесь, на соседнем заводе,
Каждое утро машину заводит,
И я его вечером дома встречаю,
Встречаю, встречаю,
А всё же
Скучаю!
Проект выполнен в технике перекладка с марионетками. В этом проекте был сделан акцент на игру образов: гора – чайник, сахар – снежная вершина и т.п. Главной целью было показать фантазии ожидания долгожданной встречи с помощью вещей, находящихся в комнате (см. Таблица 4).
Показанный беспорядок в комнате, игра образов, все это усилило настроение скуки и ожидания, которые хотел передать автор в своем стихотворении.
Вывод: образы, придуманные для мультфильма, подчеркнули настроение стихотворения.
Таблица 4. Кадры мультфильма «Без папы скучаю»
Представленные в работе проекты очень разные, с разными целями и задачами, выполненные в разных техниках группой или индивидуально. Но все эти проекты объединяет поэзия.
Отметим, что все проекты получили высокую оценку на различных конкурсах разного уровня от международных до региональных, отмечены грамотами и дипломами разных степеней.
В результате:
1. Была изучена литература и источники из Интернет о роли медиаресурсов в восприятии литературных произведений.
2. Дано понятие «видеопоэзия».
3. На основе своих мультфильмов было показано, как мультипликация может изменить восприятие стихотворных строк в аудитории..
4. Описаны четыре полностью проекта, при реализации которых использована поэзия как сценарий.
5. Я предполагаю, что анимация позволяет усилить восприятие стихотворных строк, особенно сегодня – в обществе 21 века.
Вывод: Моя гипотеза подтвердилась, я смогла доказать, что видео ряд позволяет усилить воздействие поэзии на читателя, особенно это удается средствами анимации, так как анимация обладает большей свободой в выборе техник и материалов. Результаты работы особенно актуальны сейчас, так как современная молодежь более нацелена на визуальное восприятие информации
Список использованной литературы
1. Энциклопедия для детей. Искусство, т.7 часть 3. – М.: Аванта, 2000. – 620 с.
2. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – 575 с.
3. Видеопоэзия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D1%8F
4. Юрий Норштейн. Лекция "История и замысел фильма" – https://norshtein.livejournal.com/tag/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE?utm_medium=endless_scroll
5. Пога Л.Н. Видеопоэзия как способ репрезентации поэтического высказывания в условиях современной художественной культуры. //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018, № 44. С. 33–41.
6. Мультипликация на уроках литературы.
https://lcmjournal.susu.ru/index.php/lcm/article/view/4/149
7. Ромашка https://youtu.be/uyLeLAjYMQk?si=yvzuSfn2v7Vhmez1
8. Небылицы https://youtu.be/-iVzRK16o_M?si=EJ6EW_bLOACfeW6e
9. Дорожный пейзаж. https://youtu.be/VhKLfGBE9Dg?si=oUDcQkrOzl4oCjQh
10. Я без папы скучаю https://youtu.be/u6yXXcWgKg4?si=VUIzzeHSKLWy-NZz