Устное народное творчество в семейных традициях

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Устное народное творчество в семейных традициях

Баранова Е.М. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ СОШ №2 г. Сызрани)
Ефремова Е.В. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ СОШ №2 г. Сызрани)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мы, дети нового поколения XXI века, охвачены современными мультимедиа и цифровыми возможностями. Социальные сети «Одноклассники», «ВКонтакте» заполнили наше воображение пустыми видеороликами и бессмысленной перепиской.

    1. Анализ проблемы:

    1. Проблема:

Нам не хватает времени для общения со старшим поколением в семье, и мы забываем о существовании народного фольклора своей родины. Не задумываемся, что отношения между людьми повторяются во времени и переплетаются с прошлым.

1.2 Гипотеза:

Если провести время зимним вечером или в тени жаркого лета с бабушкой и спросить рассказать ее про детство, деревню, природу, то можно написать целую книжку рассказов. Так родилась идея создания сборника рассказов про бабушкино детство и желание доказать, что устное народное творчество, передаваемое из уст в уста, является семейной традицией и средством связи между поколениями в семье.

    1. Цель:

- передать мой интерес от услышанных рассказов близкого мне человека окружающим людям и моим будущим поколениям;

- доказать, что устное народное творчество может являться семейной традицией и существует как средство связи между поколениями в семье;

- привлечь одноклассников, друзей и родственников к умению слушать близких людей и сохранять теплые семейные отношения со старшими поколениями.

    1. Задачи:

1. Собрать информацию об устном народном творчестве моей родины.

2. Записать на диктофон услышанные бабушкины рассказы.

3. Изучить и обработать полученный материал из рассказов и воспоминаний старшего поколения в моей семье.

4. Дополнить рассказы цветными иллюстрациями.

5. Оформить сборник рассказов «Бабушкино детство».

6. Создать слайдовую презентацию по теме: «Устное народное творчество в семейных традициях».

    1. Социальный опрос.

Для получения реальной картины, насколько современные дети знают биографию своих предков, я провела социальный опрос. В опросе приняли участие 28 человек.

В результате социального опроса мной составлена графическая диаграмма. Из 28 человек опрошенных: все 28 имеют бабушек и дедушек, но только 12 общаются с ними на темы их детства, молодости. Что мешает общаться со старшим поколением на отвлеченные темы? Одни не успевают, другие забывают, третьим вовсе не интересно прошлое их предков. Все участники опроса знают об устном народном творчестве и 22 человека заинтересовались моими рассказами. (Приложение №1)

  1. Устное народное творчество - фольклор

С древних времен из поколения в поколение передается народная мудрость. Из уст в уста сказывались былины, предания старины, сказки, песни – произведения устного народного творчества. С появлением письменности важные события из жизни народов стали записываться в летописях, но устно сказания сохранились и до наших времен. Человек проявляет интерес к своей истории, к жизни своих предков, к семейным традициям и обычаям своего народа. Поэтому устное народное творчество, фольклор имеет свою силу и в настоящее время.

В сказках, былинах, песнях, стихах человек излагал свою мечту о счастье, достатке, о победе добра над злом, о справедливости, о награде за труд, отражал особенности традиций, нравов народа и обычаи. В сказках реальный мир преображен. Сказочным героям приписывается неведомая сила.

Календарные праздники и обряды сохранились до нашего времени. В них отражается связь с природой. Празднуя «Масленицу», «День Ивана Купалы», «Крещение Христово», «Святую пасху» мы сохранили обычаи и традиции старины: кликать жаворонков, привлекая весну, колядовать на Рождество. Взывали к достатку в доме, к богатому урожаю, отгоняли злых духов, привлекали доброго жениха или отгоняли болезни. Например, накануне праздника «Покров Пресвятой Богородицы» девушки говорили: «Покров, покров, Покровушка, покрой мою головушку, землю снежком, а меня женишком».

Человек верил в магическую силу слов и обращался к матушке-Земле, к деревьям, воде, как к одушевленным предметам. «Кто землю лелеет, того земля жалеет» (Народная пословица). Постепенно считалки, загадки, потешки перешли в детские игры и забавы, в которые играет и наше поколение. (Приложение №2).

  1. Семейные традиции

Ранним июньским утром бабушка взяла меня с собой за лесными ягодами - клубникой. После дальней дороги мы остановились в живописном уголке природы: поляны ягод и душистых цветов, густые леса на склонах оврагов и матушка – Волга. «Вот внученька, - произнесла бабушка, - это моя Родина. Мою деревушку затопило водой, когда Волга вышла из берегов. Остались эти склоны лесов, где проходило мое детство, где мы играли и шалили. Каждый год я приезжаю сюда, чтобы набраться сил у родной земли, вспомнить родителей, детство и все то, что дало мне дорогу в жизнь. Помни теперь и ты Родину своих предков».

Эта деревушка – хутор Калинина, был основан моим предком Калинником Догошевым в 18 веке. Побывав в этом сохранившемся уголке природы на берегу Волги, начинаешь верить в магию природы и чувствовать родные корни. Слушая рассказы родного человека о его далеком прошлом, представляя картину тех лет и проявляя интерес к традициям предков, понимаешь, насколько важно знать, кто ты и откуда.

Бабушка сохраняет народные и семейные традиции, доносит до нашего поколения то, что уже никто и никогда нам, ее внукам, не расскажет. То есть, из своих уст и своими руками передает нам любовь к семейным традициям. Мы празднуем «Рождество Христово», колядуя, навещая родственников, друзей, соседей. Встречаем «Масленицу» блинами и пирогами, мастерим обрядовые куклы. В марте празднуется «День прилета жаворонков и встречи весны». Для встречи весны печем жаворонки. Внутрь птичек бабушка, как и в старину, кладет сюрприз. Кому достается монетка, тому прибыль сулит в наступившем году, кому конфетка – тому сладким год покажется, а кому ничего - у того просто ярких перемен не будет. «Жаворонки, прилетите, весну на крыльях принесите!» «Святая Пасха» не обходится без крашеных яиц по бабушкиному рецепту в луковой шелухе, куличей и пасхи. А тесто для пирогов! Когда она замешивает его, то делает все руками и приговаривает «Тесто, как живое, его руками и с душой месить надо, тогда и пироги пышными будут!» Так делала ее мама, бабушка, прабабушка. День Святой Троицы или Праздник русской березки празднуется в июне месяце. Плетут венки, водят хороводы вокруг березок.

  1. Предисловие к сборнику рассказов.

«Не только прошлое живет в устном

народном творчестве. Оно отражает

и новые явления природы...»

Виктор Калугин

Настоящий сборник рассказов мне очень дорог (Приложение №3). Мы всегда не успеваем что-то сделать важное. А важно - это общение с близкими людьми. Воспоминания моей бабушки о детстве переполнены теплотой. Близость с природой заставляет нас вспоминать, что «Человек - это дитя природы!» Мы обязаны охранять окружающий нас мир, прислушиваться к зову сердца. Возможно, рассказы переплетены сказочной дымкой. Но именно поэтому устное народное творчество существовало с давних пор, передавалось из уст в уста и трогало своей таинственностью. Сказочные герои - это некие реальные события и персонажи, измененные человеческим воображением в соответствии с душевным восприятием действительности.

«Родина - тот милый предел, к которому всеми помыслами стремится герой», - писал В. П. Аникин. Привязанность бабушки к родному краю передается в рассказах с заметным волнением. С нежной любовью она вспоминает о родной земле, о красоте и силе природы, о маленькой деревушке и большой семье, о любви матери и ее заботе о детях.

В рассказах про животных просматривается тонкая связь – гармония человека и природы. Тесно общаясь со своими предками, окунаясь в их прошлое, мы невольно обращаемся к устному народному творчеству, сохраняя его в традициях и укрепляя семейные отношения. Это доказывает, что устное народное творчество является средством связи между поколениями.

В рассказе «Сарафан» отражены элементы воспитания. Повзрослев, бабушка поняла, что запасы ткани у мамы были, сундуки не пустовали. Но почему она тогда не дала отрез на сарафан?! Так воспитывалась терпимость, трудолюбие и внимание к окружающим.

В рассказе «Змея» не раскрыта загадка природы. Деревенские жители жили в прямой близости с дикой природой, и если человек ее не обижал, то и природа была к нему благосклонна. А змея в народе всегда наделялась мудростью и магией. Возможно, ребенку, уснувшему на дороге в поле, угрожала опасность, и змея охраняла его до прихода матери. Это в настоящее время мы боимся в лесную чащу зайти и на гадюку наткнуться. А тогда, говорят, бывало из завалинки змеиные головы тычками и торчали, когда солнышко припекать начинало. И не слышали случаев в округе, чтобы кого-то змея укусила. «Добрый человек в добре проживёт век» - гласила народная пословица.

«Котята» - это рассказ о доброте и ответственности за тех, кого приручили.

«Две щуки» - это рассказ о неожиданной детской радости, как не успев порыбачить брат с сестрой двух щук поймали. В природе случаются непредвиденные ситуации.

Бабушкина старшая сестра рассказала мне свой рассказ из детства о том, как они лосенка спасли от неминуемой смерти. Опасное для человека животное лось может оказаться беспомощным. Если в рассказе «Змея» помощь была от животного, то в данном рассказе человек помог природе.

Стихотворение, написанное мамой о своей бабушке, нашей прабабушке. «Волчий глаз» вымышленная страшилка, чтобы усмирить малышей перед сном осталась в памяти мамы и ее брата, как нечто шутливое, теплое, родное.

  1. Сбор, изучение и отработка информации по теме.

4.1 Систематизация материала:

Информации, записанной на диктофон и законспектированной в тетрадке, набралось очень много. Поэтому, мне пришлось выбрать самое интересное – то, что привлекло мое внимание и, я думаю, привлечет внимание моих слушателей. Для того, чтобы заинтересовать аудиторию, мне пришлось детально расспрашивать бабушку о природе ее края, об одежде, даже о внешнем виде. Какую обувь носили? Какие платья? К каждому рассказу я продумывала иллюстрацию, чтобы наиболее точно передать сюжет и полученные эмоции.

4.2 Изготовление продукта:

  1. Запись и обработка рассказов.

  2. Изготовление иллюстраций.

  3. Создание сборника «Бабушкино детство».

  4. Оформление презентации «Устное народное творчество в семейных традициях».

4.3. Продукт.

Планируемый продукт: слайдовая презентация, сборник «Бабушкино детство».

Характеристика продукта:

- слайдовая презентация снабжена текстом и иллюстрациями;

- сборник «Бабушкино детство» проиллюстрирован художественными рисунками.

Предлагаю использовать мою работу:

- на уроках литературного чтения в начальной школе,

- на уроках изобразительного искусства,

- на уроках окружающего мира в начальной школе,

- для проведения классных часов по теме «Знакомство с родным краем».

4.4. Моё продвижение.

Я научилась грамотно составлять проект, создавать слайдовые презентации.

Могу использовать приобретенные знания и умения для дальнейшего выполнения проектов.

В процессе изготовления иллюстраций к рассказам я воспользовалась уроками живописи природы, посетила музей для наглядного изучения старинной избы.

Приобрела новые знания в области устного народного творчества, оформлении художественных произведений и правил русского языка.

Своим исследованием я старалась приобщить окружающих к укреплению семейных отношений между поколениями.

Вывод.

В результате работы над гипотезой о времяпровождении с бабушкой и разговорах с ней о прошлом мной была написана серия рассказов. Уникальность этих рассказов в том, что они о реальном, близком мне человеке, о её детстве, деревне, природе.

На примере моей семьи я показала, что интересные события, рассказы, эмоции, впечатления могут становиться основой новых литературных произведений, достаточно сделать шаг навстречу прошлому, уделить внимание близких, расспросить о детстве, о детских историях. Одновременно, общение со старшим поколением продолжает развивать устное народное творчество, передавая из уст в уста события прошлого, добавляя личные эмоции или вымышленные фрагменты. Устное народное творчество - это уникальное явление, которое передает мудрость и опыт предков, сохраняет и распространяет наши исторические и культурные ценности.

Выполняя работу, я приобрела навыки работы с проектами, новые знания в области устного народного творчества, собрала информацию о семейных традициях, создала художественные рисунки.

Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, краеведения, живописи и классных часах.

Я доказала, что устное народное творчество, передаваемое из уст в уста, является семейной традицией и средством укрепления отношений между поколениями в семье. Воспоминания из далекого прошлого реальных людей не менее интересны вымышленных персонажей из иностранных комиксов. В век современных мультимедиа, цифровых технологий нас непреодолимо тянет в прошлое. Любовь к близким и родной земле заставляет нас прислушиваться к природе, к ее таинствам.

«Без прошлого, нет будущего, а без будущего нет настоящего» (Белинский В.Г.) Своим проектом я показала привязанность к наследию семейных отношений и, думаю, что сборник рассказов любимого мне человека будет интересен и моим потомкам в будущем. Я предстаю настоящим, как связующее звено, между прошлым и будущим.

Используемая литература.

  1. В. И. Даль. «Пословицы русского народа» .

  2. В.П. Аникина. «Русские народные сказки», 1990 год.

  3. Г. Науменко «Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки», Москва. 1989 год.

  4. Телитченко, Л. В. Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка / Л. В. Телитченко, Т. И. Красникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 864-866. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9011/ (дата обращения: 31.01.2024).

  5. Журнал «Простые уроки рисования» №2 2014 «Оформляем книгу».

Приложение №1

Социальный вопрос.

  1. Есть у Вас бабушки или дедушки?

  2. Знаете ли Вы, что такое устное народное творчество?

  3. Существует ли в Вашей семье традиция слушать рассказы старшего поколения?

  4. Интересно ли Вам услышать рассказы про реально существующих людей в недалеком прошлом?

Приложение №2

Приложение №3

Сборник рассказов «Бабушкино детство»

Просмотров работы: 182