Введение
С каждым годом происходят изменения в детских садах, начальной и средней школах, в вузах, что связано с общим увеличением темпа жизни, с жесткой конкуренцией на рынке труда. Игры активно способствуют не только улучшению успеваемости каждого ребенка в школе, но и помогают детям выйти на уровень саморазвития и самообразования. . Как бы это глобально не звучало, оптимальные методы обучения в раннем детстве сказываются на дальнейшей судьбе каждого ребенка.
Актуальность. Сегодня практически в каждом доме появился компьютер, интерес к настольным играм пропадает. Но в действительности, это не так. Настольные игры являются одним из лучших развлечений для детей. Они способны объединить детей, тренируют внимание, терпение и усидчивость. Кроме того, такие игры являются не просто развлечением. Они развивают способности и таланты ребенка. В магазинах продается огромное разнообразие настольных игр, но нам кажется, что самая интересная игра – эта та игра, которая придумана и сделана своими руками.
Цель: популяризация настольных игр и повышение интереса к чтению через создание своей игры.
Задачи:
Осветить историю настольных игр
Составить и провести опрос среди учащихся вторых классов об их отношении к настольным играм и литературному чтению;
Создать своими руками авторскую настольную игру;
Познакомить ребят с игрой
Сформулировать выводы.
Объект исследования: учащиеся 2 класса, использующие на уроках литературного чтения авторские игры учеников третьего класса
Предмет исследования: настольные игры на уроках литературного чтения
Методы исследования: изучение литературы и материалов в интернете, опрос учащихся, создание собственной игры и проведение в классе.
Гипотеза: игры на уроках литературного чтения способствуют развитию интереса к чтению у детей
Практическая значимость: нашу игруможно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе, на переменах.
Использовались следующие методы исследования:
Теоретический: анализ педагогической, методической литературы.
Эмпирический.
Интерпретационный: количественный и качественный анализ данных.
База исследования: учащиеся 2 класса школы креативного мышления
«Aurora Gymnasium», г. Казани.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, наблюдение, тестирование, диагностика, обработка полученных данных.
Структура работы: проект состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и списка литературы.
1.1. Виды игр.
В научном мире выделяют несколько классов и видов игр.
Игры по инициативе детей – творческие игры. В таких играх дети сами определяют последовательность и правила игры, чаще всего игра имитирует окружающую действительность ребенка.
Игры по инициативе взрослых – дидактические игры. В этом случае детям предлагаются готовые правила игры, которым нужно следовать для достижения определенного результата.
Игры, созданные народом – народные игры. Эти игры, пришедшие из глубин веков, совсем не потеряли своей актуальности в современном мире, именно эти игры передают ребенку этнические особенности народа, помогают определить, кто он есть в этом большом мире.
В более простой формулировке, вне научного мира игры можно разделить на активные и пассивные (малоподвижные).
К активным можно отнести: спортивные игры – волейбол, футбол, хоккей, баскетбол и др. и уличные, такие как вышибало, прятки, лапта, казаки и разбойники и прочие.
Пассивные (малоподвижные) – это различные настольные игры, интеллектуальные, компьютерные. Настольные игры бывают сюжетными, в которых присутствует какая-то идея, сюжет; конструкторские – это различные конструкторы, например Lego; ходилки – классические игры. К интеллектуальным играм относятся различные викторины, головоломки, игры занятия. Компьютерные подразделяются по жанрам: стратегии, квесты, приключения, RPG, симуляторы и др. Мир игр очень разнообразен и чудесен!
1.2. История настольных игр
Настольная игра — игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещаемого на обычном или специально сделанном столе.
Увлечение настольными играми, в которые, впрочем, играли не только на столе, но и на земле, и на полу, первоначально возникло как забава для элиты Римской империи, а затем распространились по всей Европе благодаря римским легионам.
Итак, вот некоторые вехи в истории настольных игр мира:
До нашей эры.Самой древней настольной игрой считается сенет. Развлечение это было популярно еще 4000 лет до нашей эры в Древнем Египте и по своим правилам напоминала шашки.
Три тысячи лет до нашей эры были изобретены игральные кости, а вместе с ними и знаменитые нарды. Нарды — игра шашечного типа, появившаяся на арабском Востоке и сохранившаяся до сих пор, хотя и в изменённом виде.
В это время в Индии уже играли в чаупар, тоже игру шашечного типа. Известно, что в это же время зарождается игра наподобие шашек в Испании и России.
2 тысячелетие до нашей эры Го— игра шашечного типа, в которой фишки не передвигаются по доске, а лишь выставляются и убираются с неё. Появилась в древнем Китае и сохранилась по сей день, с минимальными изменениями.
Правила древней игры были очень похожи на современные: игровая доска уже состояла из 64 клеток, шашки были, как и сейчас, белыми и черными. Правда, ходить они могли, подобно наступающим на противника солдатам, только вперед. Если одна из шашек прорывалась в тыл врага, получала преимущества, становясь дамкой, и могла вести нападение не по прямой траектории.
V век В истории настольных игры ознаменован появлением первой игры шахматного типа. В Индии тогда появилась игра чатуранга, напоминающая современные шахматы.
XII век Стал одним из важнейших в истории развития настольных игр. Именно этим веком датированы первые найденные игральные карты. Найдены они были на востоке.
XVIII век. В эту пору из Азии в Европу привозят домино. Первой страной, где полюбилась эта игра мазаичного типа стала Италия.
1934 год в этом году Чарльз Дэрроу явил миру знаменитую монополию. Тогда это была экономическая настольная игра, что-то вроде экономической стратегии. Впоследствии появились тысячи разновидностей этой игры.
1.3 Настольные игры на уроках литературного чтения
Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, неумение правильно выражать свои мысли. Мы подменяем чтение телевизором и компьютером, который необходим чаще всего для того, чтобы поиграть.
Мы считаем, что самой любимой деятельностью детей является игра, а значит, игры надо использовать в обучении, на уроках, вовлекая всех учеников в общую игру, в которой и будет разворачиваться творческий образовательный процесс.
Таким образом, целью создания наших игр является повышение интереса к чтению художественной литературы. Второкласники имеют возможность освоить таким способом технику осознанного чтения художественного произведения, у ребят расширится кругозор через зрительное восприятие.
2. Практическая часть: опытно-экспериментальный этап создания и внедрения авторской игры на уроках литературного чтения
2.1. Выбор игры
Пообщавшись с второклассниками мы выяснили,что они очень любят играть в игры-ходилки, а на внеклассном чтении изучают произведение В.В.Бианки “Мышонок Пик”. Поэтому мы решили создать для них игру по этому произведению. Игра-ходилка, основанная на знакомом сюжете – это хороший способ,чтобы повысить читательский интерес.
2.2. Создание игры
Сначала мы перечитали произведение Виталия Бианки “Мышонок Пик”. Мы продумали сюжет игры и примерную последовательность событий, создали первые наброски и примерные задания.
Игровое поле для игры мы нарисовали, все карточки с заданиями напечатали, а фишки слепили из воздушного пластилина. После этого мы попробовали сами сыграть в игру.
Правила нашей настольной игры . Игроков- 2-4 человека. Вначале игроки выбирают фишки и определяют очередность хода. Игроки устанавливают фишки на клетку "СТАРТ"
Первый игрок бросает кубик и перемещает фишку на количество клеток, выпавшем на кубике. Далее игроки по очереди совершают те же действия.
Если игрок попадает на красную клетку, он пропускает ход (хищники нашли его).
Если игрок попадает на зелёную клетку, то он двигается по стрелке (запасному маршруту).
Если игрок попадает на желтую клетку, то он должен ответить на вопрос, чтобы продолжить свой путь. Если игрок не отвечает, то делает шаг назад.
Выигрывает тот, кто первым придет к ФИНИШУ.
2.3. От идеи к реальности
На внеурочном занятии было решено поиграть с группой второклассников в нашу игру. Мы познакомили ребят с правилами, они были очень удивлены. Но уже на этапе знакомства проявили интерес и наперебой вызывались участвовать. Какого было их удивление, когда на игровом поле они увидели знакомых персонажей из произведения “Мышонок Пик”! Расположив карточки на поле, мы отправились в увлекательное путешествие.
После успешного знакомства с игрой мы провели опрос с целью узнать впечатление ребят от игры. Всем участникам очень понравилось играть в нашу настольную игру.
Заключение
Сегодня, когда в каждом доме есть компьютер, планшет, телефон, настольные игры отошли на задний план. Во многих семьях родители не понимают, зачем покупать разнообразные игры, если в сети интернет полно доступных развлекательных и развивающих игр? Кроме того, ритм современной жизни настолько быстрый, что, порой, у взрослых нет времени выделить хотя бы полчаса, чтобы поиграть с детьми. А, иногда, к сожалению, и желания. Cовременные дети, начиная с младшего школьного возраста, сильно увлечены компьютерными играми, сотовыми телефонами и очень редко по собственной инициативе играют в подвижные и спортивные игры. Таким образом, развивается гиподинамия – дети больше находятся в сидячем положении, меньше играют в активные подвижные игры, что оказывает существенное негативное влияние на формирование речевых навыков.
Игра для ребенка – смысл его жизни в школьном детстве. Это его убежище от страхов, поля сражений, многоугольник реализации фантазии, достижений и успехов, способ успокоения и выплеска эмоций, осуществление воображения и мечтаний. Там на первый план выходят желания, стремления, чувства, мысли и потребности ребенка, где он имеет возможность активно действовать в среде, в которой он живет. Игры являются мощным инструментом для образования, потому что с помощью игр дети приобретают знания, обогащают свой опыт и развивают навыки и привычки.
Наш опыт показал, что настольные игры пользуются популярностью среди школьников младшего возраста, а результаты последнего опроса говорят о их желании чаще играть в подобные игры с родными и друзьями! Мы уверены, что после игры в классе ребята поделились впечатлениями с родителями и теперь они будут чаще играть вместе в настольные игры. А может быть, захотят создать свою собственную.
Список литературы
Гоголева С.В. Дидактические игры. Якутск.1991. – 136с.
Карелова И. М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем, воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», 3, 2010.
Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа. – 2002. №11. – С. 3 –6.
Наумова Э.В., Храпаль Л.Р. Формирование экологической культуры школьников на уроках иностранного языка и в проектной деятельности // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012. № S. С. 218-221.
Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования 2007. – 222 с.
Храпаль Л.Р. Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2011.
Храпаль Л.Р. Современные научные подходы к организации эффективного экологообразовательного процесса в системе непрерывного экологического образования. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. - № 14. – С. 334-338.
Храпаль Л.Р., Хайбуллин Р.Р. О Программе создания интеллектуального развития на базе общеобразовательного учреждения // Общественные науки. 2012. № 6-2. С. 24-28.
Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников //Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 43-84.
Интернет – ресурсы. Википедия. Свободная энциклопедия. http://tesera.ru/article/778208/https://pelikan.imc-pr.spb.ru/?page_id=3010