Образ женщины в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ женщины в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева

Косинова Е.В. 1
1ОГАОУ "Губкинская СОШ с УИОП", 9 класс
Комаренец Е.К. 1
1Губкинская СОШ с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

И самое умное, чего достиг человек, — это уменье любить женщину, поклоняться ее красоте: от любви к женщине родилось все прекрасное на земле.

 

Максим Горький

Введение

Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, постоянным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. А женщину… эту неразгаданную тайну, воспевали в веках поэты, писатели, художники, композиторы. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Поэтические гении создают незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно – высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти. К образу женщины обращались в своём творчестве многие писатели. Среди них были А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский. Они пытались создать идеальный образ женщины. Среди них был и И.С.Тургенев.

Иван Сергеевич Тургенев – знаменитый писатель, поэт и драматург, классик русской литературы середины XIX века; личность, утверждающая свой взгляд на мир и человека, на женщину. Образ женщины, её судьба стала одной из центральных тем в творчестве писателя.

В исследовательской работе рассматривается типология женских образов в романах И.С. Тургенева. Выявляются три основных варианта: «тургеневская девушка», обладающая высокой духовностью, чистотой, силой характера; «инфернальная женщина», заключающая в себе что-то колдовское, соотносящаяся в произведениях писателя с мотивом любви-власти; женщина-мать, в которой акцентированы черты матери семейства, отдающей своим родным тепло и любовь. В ходе работы мы подробно познакомимся с образами героинь произведений И.С.Тургенева, проследим, как писатель изображал их внутренний мир, передавал многогранность характеров.

Актуальность работы не вызывает сомнений и определяется повышенным интересом к вопросу о духовной роли женщины в обществе и недостаточно изученной проблемой женского самосознания в русской литературе XIX века. Вопрос о месте и роли женщины в обществе, культуре, истории актуален и на сегодняшний день и является активно изучаемым.

Гипотеза: как художник-реалист, И.С. Тургенев откликнулся на события общественной жизни и смог изобразить «новый тип» женщины, тем самым предугадав пути развития общественной мысли XIX века.

Цель работы: рассмотреть женские образы в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева.

Объект исследования: творчество Ивана Сергеевича Тургенева.

Предмет исследования: образ женщины в произведениях писателя.

Задачи:

Выяснить, какие качества были присущи «тургеневским» женщинам.

Рассмотреть образ женщины в произведениях писателя.

Найти особенности изображения женских образов в произведениях.

Показать становление «нового образа» женщины эпохи второй половины XIX века.

Методы исследования:

Изучение творчества Ивана Сергеевича Тургенева;

Проведение различных опросов;

Систематизация полученной информации.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в возможности использовать данную работу в качестве материала для подготовки к урокам литературы.

Образ женщины из поколения в поколение своей красотой и нежностью вызывал к созданию чарующих творений. Она утешительница, на чьих коленях мы ищем приют от боли, обиды, несчастья; она та, которая неустанно молится за нас, её силы не знают предела. Родительница, наставница, та, что приводит в мир дитя и учит его жить, любить, быть человеком.  Прекрасные женские образы, созданные поэтами и писателями, до сих пор волнуют сердца читателей. Одни авторы, создавая свои творения, стремились показать женскую красоту и очарование, рассказывая о своем «милом идеале» женщины. Другие говорили о женственности, душевной чистоте, искренности, силе характера. Это и божественные красавицы А.С.Пушкина, и обаятельные образы Л.Н.Толстого, и героини И.С.Тургенева, а также образ простой крестьянки Н.А.Некрасова.

В исследовательской работе рассматривается типология женских образов в романах И.С. Тургенева. Женские образы, воплотившие лучшие черты национального характера, представлены во многих произведениях автора, от Натальи Лисунской из первого романа Тургенева «Рудин» к Елене Страховой («Накануне»), Асе («Ася») и Лизе Калитиной из романа «Дворянское гнездо». Выявляются три основных варианта типологии: «тургеневская девушка», обладающая высокой духовностью, чистотой, силой характера; «инфернальная женщина», заключающая в себе что-то колдовское, соотносящаяся в произведениях писателя с мотивом любви-власти; женщина-мать, в которой акцентированы черты матери семейства, отдающей своим родным тепло и любовь.

Теоретическая часть

Глава 1

Тургеневская девушка

Согласно словарям, «тургеневская девушка» — это типичная героиня произведений Ивана Сергеевича Тургенева, литературный тип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких созданных им женских персонажей в романах и повестях 1850-х — 1880-х годов. Как правило, это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в глухом поместье (без тлетворного влияния светской и городской жизни), чистая, скромная и неплохо образованная

"...в течение этих двух недель я узнал, что значит чистая женская душа...»

Одно из самых музыкальных, одухотворённых произведений Ивана Сергеевича Тургенева - «Дворянское гнездо» - было написано в 1856 году. Главная героиня этого романа - Лиза Калитина. Литературоведы отнесли её к образу «тургеневской девушки». Девятнадцатилетняя дворянка, действительно, обладает качествами, которые позволяют делать такой вывод, но она, как и любая героиня, обладает некоторой индивидуальностью.

Иван Сергеевич Тургенев называет свою героиню Лизой неслучайно. Такое знаковое символичное имя свидетельствует о её высоком духовном начале, о религиозности и послушании. В переводе с древнееврейского «Елизавета» — это «клятва Божья», «почитающая Бога». Это описание хорошо обозревает нравственность Калитиной. Лиза богомольна, часто ходит в церковь. "– Она к обедне шла, – продолжал Лаврецкий. – Разве она богомольна?  – Да, Федя, очень. Больше нас с тобою, Федя.» Лиза добра к простым крестьянам, но требовательна к себе. В уважительном обращении с «прислугой» она видит свой нравственный долг, который послан ей, чтобы отмолить, освободить своих родных. Лиза понимает, сколько бед и горестей принёс крестьянам её отец. Осознавая и чувствуя боль этих людей, Калитина, воспитанная в религиозном духе, конечно, хочет всё исправить. Имя Лиза автор использует с целью показать духовное начало героини, её связь с Богом. "Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного бога восторженно, робко, нежно." Именно молитвы позволяют Калитиной обрести нравственную красоту и жить, не обращая внимания на земную пошлость.

По мнению Петра Игоревича Пустовойта, у Лизы цельный характер, ей свойственно нести моральную ответственность за свои поступки. «От природы ей присущи живой ум, сердечность, любовь к прекрасному…». Лиза вдохновляет читателей и поражает их чистотой души. Ни для кого не секрет, что Иван Сергеевич Тургенев умел глубоко проникать в глубину женского сердца. Одной из «прекрасных душ», вдохновлявших писателя в 1850-е годы, была Елизавета Егоровна Ламберт. В их переписке есть много интересных мыслей о любви, о красоте человеческих взаимоотношений. Именно эти рассуждения отчасти воплотились в образе Лизы. Глубокая вера, чувство прекрасного, поэтичность и лёгкость – всё это делает героиню неповторимой. Нежная, мелодичная по своей натуре Лиза вынуждена встречаться с тяжелейшими испытаниями. Она, образ чистоты и духовности, встречает любовь, которая не может привести её к чему-то хорошему. Именно в этой части романа мы видим противостояние «земного» и «небесного». Любовь предстаёт перед Лизой не освобождением, а «запретным плодом». Она противостоит чувствам и уходит в монастырь. «Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо.»

Сила Лизы заключается в духовной красоте, желании помочь и внутреннем противостоянии. Осознанность Калитиной – это качество, которое не позволило героине нарушить нравственные принципы. Это хорошо демонстрирует текст учебника, издававшегося без изменений с 1946 по 1959 г.: «Лиза — по-своему сильный, волевой характер, и уход ее в монастырь был своеобразным протестом против окружающей действительности. Позже русские девушки с такими же характерами, но другими взглядами уходили не в монастырь, а в революцию; в дни Великой Отечественной войны такие девушки целиком отдавали себя на служение Родине» [Колокольцев, Литвинов 1946: 238].

Духовная борьба, ставшая решающей, объединяет Калитину с Татьяной Лариной, которую некоторые исследователи признали литературным прототипом. Эти героини сделали нравственный выбор, который не нарушал их убеждения. Любовь, казавшаяся идеалом, принесла им мучения, которые они с достоинством вынесли. Образ Лизы, как и образ Татьяны, — это олицетворение всего русского народа, его благочестия, духовности и стойкости. Эти героини отразили всю глубину по-настоящему русской души, милосердной, требовательной, доброй и жертвенной.

Лиза Калитина, героиня, святость которой противостоит всем людским порокам. Она не узнаёт счастья брака, но обретает спокойствие, умиротворение, свойственное её душе.

Глава 2

Инфернальная женщина

«Инфернальная женщина» — это героиня, таящая в себе что-то колдовское, соотносящаяся в произведениях писателя с мотивом любви-власти. Она, как правило, жестока. В этой образе «инфернальной женщины» мы видим черты барыни-хозяйки дворянской усадьбы, жаждущей обожания, преклонения, несущей в себе оттенок фальши.

"...жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж… "

Существует большое количество женских образов в русской литературе. В результате данной литературной традиции разные женские образы становятся одним из вспомогательных средств поиска и исследований. Поэты и писатели описывают в литературе идеальные женские образы всегда обладают добротой, верностью, нежностью, снисходительностью, в отличие от инфернальных женщин. Образ барыни в произведении И.С.Тургенева "Муму" является одним из подобных персонажей. Барыня представляет собой властную и жестокую помещицу, которая управляет своими крепостными с помощью страха и насилия. Внешность её описана Тургеневым кратко. «Она высокая и худая, с бледным лицом и темными глазами». Одета всегда в черное платье, которое подчеркивает ее строгий и мрачный характер. Характер проявляется в ее отношении к своим крепостным. Считает себя вправе распоряжаться их жизнями и судьбами, не считаясь с их чувствами и желаниями. Автор отмечает жестокость барыни, неспособной на милосердие и сострадание. Привычки героини также говорят о ее властном и деспотичном характере: любит, чтобы все было сделано по ее воле, и не терпит возражений или непослушания. Поведение барыни — это воплощение ее жестокости и бессердечии. Она не проявляет никакой жалости к своим крепостным, даже когда они страдают или умирают.

Непросто же так это описал Тургенев следующими строками: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи». Все, от многочисленной дворни до приживалок, живут в страхе перед ней. Они все подчинены ее капризам, настроению, которое так и скачет: «в доме не очень‑то любили, когда на барыню находил веселый час, потому что, во‑первых, она тогда требовала от всех немедленного и полного сочувствия и сердилась, если у кого‑нибудь лицо не сияло удовольствием, а во‑вторых, эти вспышки у нее продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа... В это самое время барыня только что засыпала после продолжительного «нервического волнения»: эти волнения у нее всегда случались после слишком сытного ужина..."

Писатель очень метко, красноречивыми эпитетами характеризует духовную пустоту и безделье старой вдовы: «скупая и скучающая». Видя на ее лице сладкую улыбку, прислуга никогда не знала, что ждать от барыни, настроение которой постоянно менялось. При этом все должны были подстраиваться под ее капризы. Когда помещица была в «духе», то «требовала от всех немедленного и полного сочувствия и сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием». Но хорошее настроение обычно длилось недолго, сменяясь «мрачным и кислым расположением духа». В это время барыня изводила всех придирками по любому поводу, заставляя слуг и приживалок суетиться возле себя: «то одеколон подали не тот», «то подушка пахнет мылом». Закатывала истерики, «слезливым голосом» жаловалась «на свою участь, на то, что ее бедную, старую все бросили, что никто о ней не сожалеет, что все хотят ее смерти». Словом, характер у вдовы был очень скверный.

Иван Сергеевич Тургенев обращает внимание читателя на то, что у старой барыни совершенно отсутствовало чувство уважения к окружающим людям. Она всех презирала с высоты своего дворянского происхождения. А к дворовым обычно относилась с недовольством, жаловала только тех, от кого имела прямую выгоду.

Следует отметить, что прототипом образа старой барыни является мать писателя, Варвара Петровна, помещица, жестокая и властная женщина, несправедливо относящаяся к своим крестьянам. Именно в этом образе Иван Сергеевич Тургенев показывает такие пороки крепостничества, как дурной нрав, самодурство, нелепые капризы, желание все и всех контролировать, вершить судьбы своих крепостных, относиться к ним, как к игрушкам, не спрашивая их воли и согласия.

Образ Варвары Петровны Тургеневой так или иначе прослеживается во всех произведениях Ивана Сергеевича Тургенева, притом, что мать он не любил, боялся, но обожал... Варвара Петровна Тургенева – яркая, неординарная личность. Сохранившиеся письма В.П. Тургеневой к сыну, воспоминания о ней современников говорят о том, что мать писателя превосходила многих по одаренности, образованности. В.Н. Топоров справедливо утверждает: «Судить о заложенных в ней возможностях сейчас трудно, но были они, видимо, немалыми: одни из них не получили развития, другие не были востребованы». При этом — личность, несомненно, незаурядная, талантливая, образованная…

Глава 3

Женщина-мать

Образ матери в русской литературе имеет в основном положительную окраску. В произведениях большинства авторов XIX века в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к детям, верность, сочувствие. В начале XIX века образы любящих матерей появляются в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.  «Милая, добрая, старая, нежная» мать в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева — это женщина, которая никогда не сможет забыть или прекратить любить своего сына.

«Сына своего она любила и боялась несказанно…»

Женщиной-матерью семейства предстает Арина Власьевна, мать Евгения Базарова, – чувствительная, но не сентиментальная, хлебосольная, теплая, нежно и трепетно любящая сына. Вместе с «музыкой и французским языком» жизнь заставила ее позабыть свойства «миловидной» барышни, сохранив черты национального характера: долг, способность к пониманию и самопожертвованию. Выйдя замуж против воли, она провела жизнь в «многолетних странствиях» с мужем-военным, а затем превратилась в кроткую домоседку-помещицу. Сына она не только любила, но и «боялась несказанно».

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяетэтого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Образ Арины Власьевны в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» — это образ матери, безгранично любящей своего сына. Уникальность этой героини заключается в чувствах, которые она испытывает к ребёнку. Арина Власьевна является собирательным образом всех матерей, которые безгранично любят своих детей.

Глава 4

«Новый тип» женщины в литературе

«Новый тип» женщины в литературе – это образ, возникший в век Тургенева, – время постоянного напряжения, время, когда люди двигались навстречу переменам, зарождались новые мировоззренческие теории, отрицались старые общепринятые нормы. Эти героини, как правило, жаждут свободы и верят в недавно возникшие идеи.

"...характер у нее был свободный и довольно решительный..."

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» мы видим несколько женских образов, центральным из которых, безусловно, является Анна Сергеевна Одинцова. Прозаик наделяет её особыми качествами, мировоззрением, которые и отличают героиню от остальных девушек русской литературы. Образ Одинцовой – это новаторский, никем ранее не использованный портрет девушки, во многом олицетворяющей исторические, идеологические изменения в России.

Как я уже писала выше, возникали новые идеологии, среди которых был нигилизм. Согласно словарю, нигилизм — это философия, которая ставит под сомнение (в своей крайней форме — абсолютно отрицает) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры или фундаментальные понятия, такие как объективная истина, знание, мораль, ценности или смысл жизни. Изучением этого философского направления, возникшего ещё в 17 веке, занимались такие деятели, как Фёдор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Николай Александрович Бердяев. Но особое место в изображении, раскрытии нигилизма занимает Иван Сергеевич Тургенев, так как именно он в романе «Отцы и дети» создал образ девушки, которая верна своим идеям.

Анна Сергеевна Одинцова – это дворянка, которая характеризует положение многих девушек того времени. Из романа мы узнаём, что отец героини – это человек, который был известным аферистом и игроком, в итоге проигравшем всё своё состояние и вынужденным перебраться с дочерями в деревню. О матери же мы знаем следующее: «Мать их… скончалась в Петербурге, когда муж её находился ещё в полной силе». Анна Сергеевна после смерти отца, оставшись круглой сиротой в возрасте двадцати лет, была вынуждена пригласить в дом тётку. Юная Одинцова позже выйдет замуж, чтобы избежать бедности. К большому сожалению, девушки, жившие в девятнадцатом веке, не имели возможности улучшить своё финансовое и социальное положение. Единственным решением всех проблем был брак. Рассматривая детство и эту часть жизненного пути героини, мы можем прийти к выводу, что Одинцова – вполне типичная девушка, судьба которой не имеет никаких особенностей. Индивидуальность Анна Сергеевна приобретает, скорее, лишь после смерти супруга. Именно после этого события у неё появляются новые взгляды на жизнь. Одинцова-вдова – это серьёзная, умная, горделивая девушка, которая излучает независимость, стойкость, а также не демонстрирует собственных чувств: "...я слишком горда, чтобы позволить им меня беспокоить...» Анна Сергеевна – это далеко не Татьяна Ларина Александра Сергеевича Пушкина, не Лиза Николая Михайловича Карамзина. «На остальных баб не похожа,» - именно эти слова произносит Евгений Васильевич Базаров, когда впервые встречает Одинцову. И это не удивительно, ведь она другая. Героиня больше не ищет способов понравиться кому-то, чтобы спастись, теперь она самостоятельно может себе помочь. Одинцова обладает имением, а соответственно, живёт в достатке. Печально в её судьбе одно – она не испытывает более никаких чувств.

Анна Сергеевна - уникальный персонаж, который сочетает в себе все противоречивые качества. Автор отмечает её гордость, умственные способности, настойчивость, холодность и строгость, но при этом упоминает о той вежливости, прелести и любезности, которую герои выносят из общения с ней.

И.С. Тургенев создаёт этот необычный для всей литературы образ свободолюбивой девушки с разными целями. Во-первых, Одинцова показывает возможную судьбу многих девушек России. Если не заострить внимание на той духовно-нравственной проблеме, которая отражена в романе, то можно прийти к тому, что каждая девушка, столкнувшаяся с этим, станет такой, как Анна Сергеевна, холодной, замкнутой, уставшей, не видящей радости и не признающей любви. Во-вторых, Одинцова помогает раскрыть образ Базарова. Без этой героини понимание произведения невозможно, так ка именно она рушит принципы Евгения Васильевича. Иван Сергеевич Тургенев изображает идейное падение Базарова, показывая тем самым невозможность существования философии нигилизма. Автор подчёркивает важность чувств и этим говорит о консерватизме, который выражается в исторически сложившихся нормах и который должен в меру присутствовать. Тургенев поднимает идейно-нравственную проблему, создавая в некотором смысле трагический образ Одинцовой, но он не говорит о том, что эти происшествия человек способен решить с помощью философии нигилизма. Автор показывает её бездействие, опровергает данное мировоззрение. Выше говорилось, что Одинцова рушит «базаровские» принципы. Герой приходит к безысходности. Евгений Васильевич перед смертью, в последней беседе с Одинцовой, произнёс слова, которые отражают его подавленное, разрушенное состояние. «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Стоит отметить, что сама героиня от своего «нигилистического» мнения не отказалась. Она по-прежнему верна своим идеям, и демонстрируется это как раз в беседе, где Одинцова не признаётся Базарову в чувствах даже перед его смертью. Вместо слов она целует его в лоб. «Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу». Этот фрагмент, как и роман в целом, отражает необычные новые чувства двух людей.

Любовь Базарова и Одинцовой – это мечты, которые, к большому сожалению, никогда не станут реальными; это чувства, которые постоянно скрываются, но которые не могут не восхищать, очаровывать своей силой. Такое утаивание создаёт интригу, вызывающую интерес у читателей. Любовь этих героев – это разговоры и попытки убежать от бед. Философия, которую Ницше описал как «утрату высших ценностей», объединила двух людей. И Одинцова, и Базаров живут с убеждением, что их чувства принесут боль и горе, не понимая, что, нарушив свои принципы, они смогут обрести дорогое, «консервативное» счастье.

Практическая часть

Практическая часть исследовательской работы представляет собой опрос, участниками которого стали учителя русского языка и литературы, а также учащиеся 9-11 классов. Опрошенным предстояло выбрать героиню из произведений Ивана Сергеевича Тургенева, характер, жизненные принципы которой понравились больше всего, а также аргументировать свою позицию.

Опрос учителей показал, что 56% педагогических работников восхищаются образом Лизы Калитиной. Это свидетельствует о том, что большую часть опрошенных этой категории привлекают принципы, жизненные позиции героинь, которых принято называть «тургеневские девушки». Второй по популярности стала мать Базарова, Арина Власьевна. Она привлекает 34% опрошенных. Учителя аргументировали свой выбор тем, что именно эта героиня показывает не только высокие качества, которые делают женщину по-своему привлекательной, но и материнскую любовь. Третьей по популярности стала Анна Сергеевна Одинцова. Её выбрало 8% опрошенных. Учителя отмечали умственные способности Одинцовой, её высокие нравственные качества, но при этом не соглашались с некоторыми мировоззренческими теориями героини. 2% опрошенных привлекает образ барыни из произведения «Муму». Учителя, которых заинтересовала эта героиня, говорили о том, что они не могут восхищаться её характером. Также педагоги отмечали, что барыня играет важную роль не только в рассказе, но и в русской литературе, так как именно в её образе мы видим отношение автора к крепостничеству.

Опрос учеников показал, что 64% обучающихся восхищаются героиней романа «Отцы и дети», Анной Сергеевной Одинцовой. Учащиеся утверждали, что именно эта героиня внесла в литературу что-то новаторское. Также ученики обращали внимание на характер этой девушки, на её стойкость и ум. Второй по популярности оказалась Лиза Калитина. Её выбрало 26% опрошенных. Учеников, которые выбрали эту героиню, привлекли духовно-нравственные ориентиры Калитиной, её жизненная позиция. 6% опрошенных выбрали мать Базарова. Они говорили о том, что именно Арина Власьевна вызывает у них трепетные чувства, которые напоминают о доме и добрых материнских качествах. Ученики предположили, что непопулярность Арины Власьевны вызвана тем, что эта героиня является второстепенным персонажем. 4% опрошенных привлекла барыня из произведения «Муму». Ученики утверждали, что эта героиня отображает эпоху и социальные проблемы того времени, чем и заинтересовывает.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что мнение учителей не всегда совпадает с позицией учеников. Каждый видит в героинях Ивана Сергеевича Тургенева что-то своё, которое отражает их внутренний мир. Результаты опроса представлены в диаграммах, которые находятся в приложении.

Заключение

В исследовательской работе я рассмотрела наиболее яркие образы женщин в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева. Можно сделать вывод, что их литературные портреты многогранны и гармоничны. Писатель подарил нам незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет многих из них одно - высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти. Но в то же время: женщины - кто и когда мог их понять! Ими восхищались, их ненавидели, их любили, в их честь совершали подвиги. Многогранность женской натуры на протяжении многих лет пытались постичь не только представители искусства, но и ученые мужи. Женщину ценили, любили и уважали во все времена. С течением времени образ женщины менялся, приобретал черты современности, но от него всегда веяло теплотой, загадочностью и таинственностью. 

Приложение

Иллюстрации к теоретической части

Лиза Калитина (кадр из фильма 1969 года «Дворянское гнездо»)

Барыня (кадр из фильма 1998 года «Му-му»)

Арина Власьевна, мать Базарова (кадр из фильма 2008 года «Отцы и дети»)

Анна Одинцова (кадр из фильма 2008 года «Отцы и дети»)

Диаграммы к практической части

Список литературы

1.https://www.chitalnya.ru/work/3403597/

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/

3.https://cyberleninka.ru/

4.https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-zhenskih-obrazov-v-romanah-i-s-turgeneva

5.https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-demonicheskoy-zhenschiny-v-povestyah-i-s-turgeneva

6.Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Дворянское гнездо»

7.Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»

8.Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Муму»

Просмотров работы: 487